Краткое содержание
Компания детей жила в одном большом дворе. Они постоянно вместе прогуливались и играли. Однажды ребята вновь проводили свободное время на улице. Это происходило перед новогодними каникулами. Неожиданно дети увидели грузовую машину, в кузове которой находилась огромная зеленая елка. Они просто не могли пропустить подобное зрелище, поэтому пристально наблюдали за процессом выгрузки дерева.
Аленка долгое время смотрела на елку, а потом сказала, что на ее вершине показались необычные сыски. Ей было только 5 лет, поэтому совсем недавно девочка лишилась молочного зуба и теперь не могла отчетливо выговаривать некоторые слова. Мальчики были ее одногодками. Они дружно рассмеялись из-за ее ошибки. Мишка и Дениска постоянно соревновались друг с другом. По этой причине громко хохотали, чтобы казаться лучшими.
Девочке стало очень обидно из-за этого. Она начала объяснять веселым мальчикам, что на днях потеряла молочный зубик, но они были непреклонны. Мишка хвастался собственными потерянными зубами. Он утверждал, что у него их выпало намного больше. Громкий смех так и не утихал. Мальчишки катались по снегу, делая вид, что падают в обморок от смешного неправильного слова. Задорный Дениска брал снег и прикладывал его к своему якобы воспалившемуся мозгу.
Он очень громко произнес: «Хыхки». У мальчика тоже недавно выпали зубки, поэтому он не отличался качественным произношением. Аленка доказывала приятелю, что тот говорит совсем неправильно. Другими словами, каждый ребенок признавал лишь собственную правоту. По этой причине компания начала громко кричать и скандалить.
Дениске наскучило слушать, как ругаются его товарищи, и он пошел домой. Находясь в пути, он не мог понять, почему его друзьям так тяжело произнести это слово правильно. Мальчик резко остановился и через несколько секунд сказал: «Фыфки». Он находился в полной уверенности, что все произнес верно, поэтому спокойно направился дальше.
Маршак “Рассказ о неизвестном герое” краткое содержание, что писать?
Стихотворение начинается очень загадочно:
Дело в том, что во время пожара какой-то молодой парень “лет двадцати”, проезжавший мимо на трамвае, спрыгнул с подножки и по водосточной трубе забрался на самый высокий этаж, чтобы спасти девочку, которая оказалась в горящем доме. Подоспевшие пожарные сказали плачущей маме, что никого в пожаре они не нашли.
Вдруг из одной из парадных выходит молодой парень с девочкой на руках, отдает ее маме и так же быстро, запрыгнув в трамвай, исчезает.
В конце стихотворения Маршак говорит о том, что в нашей стране много таких молодых и красивых парней, готовых, если нужно, рисковать своей жизнью ради других. Поэтому найти неизвестного героя в огромной Москве будет очень сложно.
В стихотворении Самуила Яковлевича Маршака “Рассказ о неизвестном герое” рассказывается о том, как “парень лет двадцати” проезжал мимо горящего дома и заметил в нем девочку. Этот парень быстро спрыгнул с подножки трамвая, забрался по водосточной трубе и спас девочку. Передал ее плачущей маме и также быстро исчез, запрыгнув в трамвай.
В конце стихотворения рассказывается, что у нас в стране много таких красивых и смелых парней, которые готовы рисковать своей жизнью. Поэтому найти неизвестного героя сложно.
Свою поэму под названием “Рассказ о неизвестном герое” Самуил Яковлевич Маршак посветил реальному человеку: двадцатилетнему студенту В. М. Бурнацкому.
Поэма начинается с того, что весь город (пожарники, милиция, фотографы) ищет неизвестного двадцатилетнего парня. Даётся его описание: крепкого телосложения, в белой футболке и кепке, со значком ГТО на груди. Таких в городе много.
Далее Маршак рассказывает о причине, по которой его разыскивают.
Оказывается, проезжая в трамвае мимо горящего дома, парень увидел руку ребенка в окне пятого этажа. Не раздумывая, он выпрыгивает из транспорта и взбирается по водосточной трубе наверх. Из окна он вытаскивает девочку и по карнизу добирается до ближайшего балкона.
Спустившись, он передает ребенка матери, а сам уезжает на следующем трамвае.
Поэма Самуила Маршака “Рассказ о неизвестном герое” воспевает героический подвиг простого паренька, который спас из огня девочку, не ожидая ничего взамен.
Краткое содержание этого произведения можно передать так:
Все разыскивают паренька лет двадцати. Он совершил геройский поступок, но исчез, не получив благодарности. Этот паренек ехал на трамвае. Вдруг он увидел горящее здание, а из окна выглядывал испуганный ребенок. Парень не стал раздумывать. Он соскочил с трамвая и полез по водосточной трубе. С трудом он дополз до окошка, встал на карниз и вытащил девочку из окна. Непросто ему было идти по карнизу с ребенком на руках, но он сделал это. Дойдя до балкона, он скрылся в квартире. Пожарные начинают тушить огонь, а мама девочки просит найти ее и спасти. Тут из ворот дома выходит мужественный юноша, он несет ребенка. Он вручает девочку матери и уезжает на трамвае, не дожидаясь благодарности.
Содержание поэмы можно уместить в краткий план:
Главные герои: неизвестный юноша, спасший девочку.
Девочка, оказавшаяся в горящей квартире.
Второстепенные герои: мама девочки, пожарные.
Поэма Самуила Маршака “Рассказ о неизвестном герое”.
Главные герои рассказа: Молодой и честный парень, который не ищет славы; Мама, и её маленькая дочка; Пожарные; Обычные уличные зеваки. Короткая история о подвиге молодого парня.
В поэме повествуется о молодом человеке, который внешним видом был похож на студента. Он ехал в трамвае, и увидел как горит дом. На верхнем этаже дома осталась девочка. Парень спрыгнул с трамвая и направился к дому, он вскарабкался по трубе на верх, и вошёл в горящую комнату. Схватив девочку, он разбил стекло в соседнем окне, и по корриду влез в другую комнату. Мама девочки умоляла пожарных спасти её дочь, но они говорили что её в доме нет. Тут появляется парень, и отдаёт матери девочку. Потом он вбегает в проезжай трамвай, и исчезает. Все в недоумении, кто это был.
Главные герои и их характеристика
Действующих персонажей всего два статский генерал Бризжалов и местный экзекутор Червяков. Второстепенным лицом картины служит жена мелкого чиновника.
Иван Дмитриевич Червяков – центральный персонаж произведения. Это незначительный по статусу экзекутор, который ведет делопроизводство в местном государственном отделе. Его должность мало что значит для отдела, поэтому ему присущ образ «маленького человека».
Помимо этого, Иван имеет говорящую фамилию. Герой Чехова не любит и не уважает себя, поскольку выполняет абсолютно все просьбы начальства и делает все, чтобы удовлетворить их прихоти. А когда попадает в театр и случайно чихает на генерала, то полностью теряет самообладание и постоянно нервничает.
Теперь герой не радуется спектаклю, а озадачен извинениями перед начальством, даже если это не его начальство и они совсем не знакомы. Однако, после принесения извинения, Ивану не становится легче. Начинает думать о том, что генерал не простил его и просто пытается уйти от беседы. Из-за желания угодить вышестоящему по должности, герой выглядит и поступает нелепо и смешно, но, одновременно, его жалко.
Интересно посмотреть, как отреагировал генерал на назойливые извинения Червякова. Генерал приходит в бешенство, прогоняя Ивана Дмитриевича из своего дома. Это приводит к гибели главного героя от душевных мук.
Бризжалов почетный генерал, ответственный и культурный человек. Имя и отчество героя не указаны, в рассказе его называют только по фамилии. По описанию является пожилым человеком, имеющим лысину на затылочной части. Служит в ведомстве путей сообщения.
Ему нравится искусство, поэтому с Червяковым встречается в театре на «Корневильских колоколах». Из-за своего положения, сидит на первом ряду и с удовольствием смотрит спектакль. Во время просмотра на него чихает Червяков. Будучи воспитанным и культурным человеком, генерал тут же забывает о случившемся, а только вытирает лысину перчаткой.
Дальше, когда Иван Дмитриевич пытается многочисленно извиниться, все воспринимает спокойно. Но когда-то даже самое большое терпение заканчивается. Когда же Червяков вламывается в дом генерала, тот уже не выдерживает и прогоняет надоедливого мужчину с криком. Из-за этого происходит нелепая смерть нижестоящего лица.
Жена Ивана Червякова второстепенный, но ключевой персонаж истории. Не сопровождает Червякова на спектакле, но когда тот приходит и рассказывает ей, что случилось, пугается. Затем успокаивается, что это не его начальник. Будучи таким же «маленьким человеком», как и ее муж, предлагает супругу еще раз извиниться.
С этой книгой читают
Мы из СМЕРШа. «Смерть шпионам!»Баранов Виктор
Первый роман о военных контрразведчиках, написанный ветераном СМЕРШа на собственном опыте, предельно жестко и откровенно, без умолчаний и мифов, без прикрас. Лишь сами…
2.64
(7)
Забытые смертьюНетесова Эльмира Анатольевна
…Ссыльнопоселенцы. Пестрая компания блатных всех видов и мастей — от прожженных воров в законе до молоденьких парнишек, по глупости получивших первую ходку . ……
4
(2)
Последний день приговоренного к смертиВиктор Мари Гюго
Виктор Гюго — один из самых читаемых в мире французских прозаиков. Его произведения легли и основу множества спектаклей и фильмов. А мюзикл «Собор Парижской Богоматери»…
4.27
(12)
Смерть в рассрочкуСкрипник Сергей Васильевич
Конец бессмысленной войны в Афганистане. Дедовщина и коррупция в армии. Высокие военные чины заняты наркобизнесом. Идет жестокая грызня между КГБ и ГРУ.
Но есть…
4.9
(1)
Слово о смертиСвятитель Игнатий Брянчанинов
Творения святителя Игнатия (Брянчанинова) том III. Слово о смерти 1 – Введение 2 – О чувственном видении духов 3 – О духовном видении духов 4 – Заключение Слова о…
3.9
(2)
Сожженные дотла. Смерть приходит с небесЛедиг Герт
В Германии эту книгу объявили «лучшим романом о Второй Мировой войне». Ее включили в школьную программу как бесспорную классику. Ее сравнивают с таким антивоенным…
4.1
(1)
Жизнь и смерть сержанта ШеломоваАндрей Жидков
Повесть о сержанте, угодившем из «учебки» под душманские пули. Страшнее рейдов сопровождения, душманов — «зэковские» законы, укоренившиеся в армии. Равнодушные…
4.3
(4)
Маска Красной Смерти Эдгар Аллан По
В ваших руках сборник лучшей прозы основоположника мистического рассказа и детективного жанра, мастера изысканных «новелл ужаса» – Эдгара Алана По: «Падение дома Ашеров»,…
4.1
(5)
Действующие лица
«Экспромтец», именно так охарактеризовал свое произведение Чехов в письме к издателю, имеет настолько малый объем, что все персонажи, попавшие в описание, претендуют на значимость. В преамбулу событий читателей вводит рассказчик, который знакомит их с главным героем — экзекутором Иваном Дмитриевичем Червяковым, блаженствующим в опере. Здесь же и случается кульминационное событие — чиновник неожиданно чихает и забрызгивает лысину впереди сидящего генерала Бризжалова.
В рассказе «Смерть чиновника» героев сводит случай. Случаен и досадный конфуз, который расцвел на голом месте. Вступительная часть дает понимание, что Червяков:
- вполне благополучный член местного общества с положением, позволяющим сидеть в театре «во втором ряду кресел»;
- не чуждый культуре, чувствующий себя «на верху блаженства» от сценического действа;
- определенно «вежливый человек».
Чиновник Червяков
Казалось бы, Червякову можно расслабиться, однако «блаженства (он) больше не чувствовал», его «начало помучивать беспокойство». Здесь на сцену выходит еще один персонаж рассказа «Смерть чиновника». Картинки и домыслы, которые рисует взбудораженное происшествием воображение, озвучиваются внутренним голосом, наталкивающим Ивана Дмитриевича на подозрения, что генерал затаил нечто недоброе, замечая «ехидство в глазах».
Внутренний голос — это чиновник Червяков. Чехов показывает, что продвижение по служебной лестнице и сама служба формируют определенный человеческий тип:
- ограниченный в мышлении;
- лишенный личных принципов;
- мнительный;
- стремящийся продемонстрировать «уважение к персонам».
Все эти характерные черты в рассказе «Смерть чиновника» у Червякова раздуты до гротескных форм. В нем отсутствует чувство собственного достоинства, а поступки лишены здравого смысла. Даже аргументация, что начальник «чужой», не умаляет беспокойства. Чинопочитание засело в нем настолько глубоко, что унижение пред вышестоящими доставляет ему какое-то болезненное наслаждение.
Генерал Бризжалов
Что же касается «потерпевшей стороны», то есть самого генерала Бризжалова, то автор дает о нем представление как о сановнике, не лишенном прогрессивных идей, несмотря на свой пожилой возраст. В приемной он лично принимает просителей, предпочитая бумажной волоките непосредственное участие.
Несмотря на значительную должность и положение в обществе, генерал достаточно демократичен и терпелив. Бризжалов долго терпит назойливость Червякова, не пытается его обвинить, испытывая только «нетерпеливость» как следствие незначимости и неловкости момента. Иллюстрация изменений реакции на извинения последнего характеризует генерала как вполне нормального человека:
- Ничего, ничего…
- Ах, сидите, пожалуйста!
- Ах, полноте. Я уже забыл.
- Какие пустяки.
- Да вы просто смеетесь.
- Пошел вон!
Выдержать четыре контакта с Червяковым, смотреть, как он себя самоуничижает, слушать нечленораздельное бормотание практически без повышения эмоционального градуса — это уже показатель определенных человеческих и государственных достоинств.
Анализ произведения 3
Как тонкий психолог Чехов довольно точно описывал собственных героев и давал характеристики своим персонажам. В коротком рассказе Смерть чиновника рассматривается тема зависимости человека от общественного мнения и иерархическая структура общества.
Хотя человечество перешло в цивилизованную эпоху, до сих пор отношения строятся по принципу подчинения и власти, положение является определяющим фактором.
Рассказ представляет собой довольно легкий и простой до нелепости сюжет:
- главный герой (Червяков) чихает в театре и немного обрызгивает лысину впередисидящего генерала (Бризжалова),
- конфузится от этого и извиняется,
- после чего несколько дней подряд продолжает ходить извиняться,
- генерал отвечает любезно, но в итоге разражается,
- чиновник приходит домой и от шока оставляет этот мир.
Вообще этот сюжет передает основную эмоцию, которой управляется мир Червякова – страх.
Чехов любит использовать говорящие фамилии и тут Червяков наделяется весьма прямым намеком – он не более чем червь. Конечно, формально он экзекутор и уважаемый в обществе человек, который разгуливает по театрам, может себе позволить наслаждаться искусством. Тем не менее, его мир скуден как мир червя, он только маленькая деталь, маленький червячок в огромной системе животного мира.
После своего конфуза Червяков начинает опасаться не склюет ли его громада-коршун Бризжалов, который занимает значительно более высокое положение в социальной иерархии. Кстати, Бризжалов и ведет себя подобающим положению образом, он не реагирует гневно, легко понимает возможность такого конфуза. Он заслуженно стоит более высоко, так как является более разумным и понимающим существом, но в итоге и он превосходит границы своего терпения и просто срывается на мелком чиновнике, злясь на его невероятную тупость.
Подобным образом в животном мире более крупный хищник может скушать какую-то букашку или червячка, который ползает в ограниченном пространстве и никак не может отыскать выход. Бризжалов смотрит на эти движения, а потом просто «съедает» Червякова.
Рассказ, безусловно, создан не для того чтобы просто описать существующие устои, но для того чтобы указать и высмеять нелепость устройства общества и миропонимания некоторых людей.
Смерть чиновника
В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утёрся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.
«Я его обрызгал! — подумал Червяков.— Не мой начальник, чужой, но всё-таки неловко. Извиниться надо».
Червяков кашлянул, подался туловищем вперёд и зашептал генералу на ухо:
— Извините, ваше —ство, я вас обрызгал… я нечаянно…
— Ничего, ничего…
— Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!
— Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!
Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошёл к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:
— Я вас обрызгал, ваше —ство… Простите… Я ведь… не то чтобы…
— Ах, полноте… Я уж забыл, а вы всё о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.
«Забыл, а у самого ехидство в глазах,— подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала.— И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»
Придя домой, Червяков рассказал жене о своём невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.
— А всё-таки ты сходи, извинись,— сказала она.— Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!
— То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.
На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить… Войдя в приёмную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал приём прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.
— Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше —ство,— начал докладывать экзекутор,— я чихнул-с и… нечаянно обрызгал… Изв…
— Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.
«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея.— Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»
Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:
— Ваше —ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше —ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!
Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.
— Да вы просто смеётесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.
«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков.— Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»
Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.
— Я вчера приходил беспокоить ваше —ство,— забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза,— не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…
— Пошёл вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.
— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.
— Пошёл вон!! — повторил генерал, затопав ногами.
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплёлся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и… помер.
1883
…глядел в бинокль на «Корневильские колокола». — Оперетта Р.-Ж.-Л. Планкетта (1848–1903). …в «Аркадии»… — Петербургский летний сад с театром, где давались комические представления.
Композиция
Комическое и трагическое слилось в единое, благодаря мастерски подобранным художественным средствам в рассказе Чехова. Анализ произведения позволяет сделать вывод, что его композиция традиционна для малого жанра. На это указывает монолог повествователя, который вносит свою ноту в восприятие происходящего.
Личность рассказчика иногда всплывает достаточно ярко с комментариями и эмоциональной оценкой событий. В структуре рассказа просто выделить завязку, кульминацию и другие составляющие сюжета. Он динамичен и ярок, благодаря чеховскому лаконизму и точности. Каждое слово (фамилии персонажей, описание внешности) каждый звук, каждая фраза точны и выверены – они служат единой цели в творчестве Чехова. Мастер ситуативных зарисовок, он умело подаёт содержание в рамках традиционной композиции. Возможно, именно поэтому, практически все произведения Чехова экранизированы, ставятся на сцене театров и имеют большой успех у зрителей.
Антон Павлович Чехов «Смерть чиновника»
В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор1, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.
«Я его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».
Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:
— Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно…
— Ничего, ничего…
— Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!
— Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!
Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:
— Я вас обрызгал, ваше-ство… Простите… Я ведь… не то чтобы…
— Ах, полноте… Я уж забыл, а вы все о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.
«Забыл, а у самого ехидство в глазах, — подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. — И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»
Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.
— А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!
— То-то вот и есть! Я извинялся, да он как- то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.
На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить… Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.
— Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше-ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и… нечаянно обрызгал… Изв…
— Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.
«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. —- Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»
Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:
— Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!
Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.
— Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.
«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»
Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.
— Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…
— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.
— Что-с? — спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.
— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер.
_________________________
Экзекутор — чиновник, наблюдавший за порядком в канцелярии.
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
- Червяков Иван Дмитриевич – находясь на представлении и испытывая настоящее блаженство, главный герой чихает и замечает, что сидящий перед ним старик вытирает лысину. Этот факт лишает момент блаженства, Червяков тут же извиняется перед этим человеком (узнав в нём генерала). Во время антракта герой повторно извиняется перед “потерпевшим”. Человек, привыкший преклоняться перед людьми высшего чина, Иван Дмитриевич становится сам не свой, преследует генерала с навязчивыми объяснениями.
- Бризжалов – статский генерал, пожилой человек. Он уважаем, его дом всегда полон гостей. Не придав происшествию никакого значения, тут же забывает о случившемся. Как всякий порядочный воспитанный человек, даёт понять, что пустяк забыт и возвращаться к его обсуждению не нужно. Терпеливо выслушивает извинения несколько раз. В последнюю встречу, не выдержав навязчивости и глупости Червякова, Бризжалов закричал: “Пошёл вон”.
Второстепенные персонажи:
Жена Червякова – по мнению супруга, слишком легкомысленно восприняла рассказ о случившемся. Порекомендовала мужу извиниться перед генералом, чтобы тот не подумал о нём, как о некультурном человеке. Она не прояснила ситуацию, а скорее придала ей напряжение, испугавшись, не является ли этот мужчина прямым начальником мужа.
Темы
- Замещение частной жизни общественной, полное поглощение личного пространства. Червяков добровольно жертвует своей жизнью в угоду неписанным правилам, царящим в бюрократическом обществе. В итоге его существование больше напоминает абсурдную пародию на нормальную полноценную жизнь.
- Тема внутреннего рабства. Эта одна из любимых тем Антона Павловича Чехова, который, мастерски смешивая грустное и смешное, раскрывает всю бессмысленность казенной жизни, сосредоточенной на одной лишь службе.
- Тема тоски. Главный герой произведения тяготится собственным положением, и очень быстро становится понятно отчего. Многолетнее унижение собственной личности не способно пройти бесследно.
- Тема преклонения перед начальством. Подобное поведение, воздвигнутое на уровень определенной культуры, является проблемой всего общества, его неправильным устройством. Причиной тому, по мнению автора, является самодержавие, где царь является помазанником божьим, а аристократия – привилегированным сословием. Остальные же люди – просто челядь, призванная решать насущные проблемы «избранных». Подобная идея, пропагандируемая в обществе, и порождает людей, подобных Червякову: неуверенных в себе, жалких, без чувства собственного достоинства.
- Тема маленького человека. Автор раскрывает ее сквозь призму образа чиновника Червякова. Подобный человек, начисто лишенный самоуважения, обречен на вечное прозябание в жестоком мире.