Бедный волк Салтыков-Щедрин краткое содержание сказки
Сказка «Бедный волк» была написана Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Произведение относится к циклу сатирических историй, в которых автор в аллегорической форме высмеивает разнообразные человеческие недостатки, такие, как алчность, недалекость, тщеславие, властолюбие, высокомерное и презрительное отношение к другим людям. В центре сюжета сказки оказывается волк, который в течение всего жизненного пути проявляет агрессию, убивает иных живых существ и занимается грабежом ради того, чтобы прокормить самого себя и свое семейство. Писатель подчеркивает, что волк, являющийся наиболее беспощадным хищником на территории с умеренным климатом, жесток не по собственной воле. По словам Салтыкова-Щедрина, причина безжалостности зверя заключается в том, что его организм способен насытиться исключительно мясной пищей.
Для волка возможен только один способ добычи еды, то есть уничтожение живого создания. Однако никто из лесных обитателей не желает умирать, более сильные существа обороняются от волка самостоятельно, для слабых также нередко находятся надежные защитники. Волк достаточно часто вынужден оставаться голодным, и в потасовках ему постоянно мнут бока. Несчастное животное в таких случаях пронзительно воет, приводя в ужас всех вокруг. Ему с глубочайшей тоской подвывает и его спутница жизни, поскольку волчица понимает, что не сумеет накормить голодных детенышей.
Абсолютно все лесные звери испытывают к волку глубочайшую ненависть, именуя его убийцей, разбойником и злодеем. Сельские жители постоянно ставят на волка капканы и устраивают на него охоту, в то время как это существо виновно лишь в том, что не в силах существовать на свете иначе. Однако и среди этих злобных и агрессивных зверей находится тот, кто однажды осознает, что вел неправильную и греховную жизнь. В молодые годы и он регулярно крал детей, похищал овец и убивал лесников, всегда оставаясь безнаказанным. Все вокруг не переставали его проклинать, но волк лишь становился еще более беспощадным и ловким, внушая окрестным обитателям панический ужас. Но в один из дней этот зверь, уже успевший немного постареть, оказывается в плену у медведя, Михайло Ивановича Топтыгина.
Михайло Иванович относится к волкам с нескрываемой неприязнью, поскольку они нередко нападают на него целой стаей и портят медвежью шкуру. Топтыгин пытается выяснить, обладает ли волк хотя бы минимальной совестью. Пленник уверяет, что без совести существовать на свете невозможно, однако ему необходимо обеспечивать пищей волчат, волчицу и себя, при этом он и его сородичи могут поглощать лишь мясо.
Медведь решает отпустить волка на волю, считая, что разбойник на самом деле является наиболее несчастным и обездоленным среди зверей. При этом Михайло Иванович замечает, что волку не только не следует дорожить жизнью, но и, напротив, ему стоит стремиться к гибели. Агрессор постепенно стареет и слабеет, к тому же один из крестьян наносит ему сильный удар поленом по спине, после которого волк уже не в состоянии добывать себе пропитание. Зверь воет от голода, но однажды отправляет домой пойманного ягненка, сжалившись над бедным малышом, умолявшим отпустить его к матери. При этом волк понимает, что его ожидает смерть без привычных для него убийств, но в его ушах звучат давние проклятия жертв.
Зверь вспоминает обо всех, кого он погубил на своем веку, о тех, кто из-за него потерял детей или родителей. Он полагает, что ему действительно следует добровольно убить себя, как советовал медведь, однако он не в состоянии совершить подобного поступка. Волк в отчаянии и из последних сил продолжает расправляться с живыми существами, но однажды в его лесу появляются охотники. Разбойник охотно выходит им навстречу, зная, что смерть станет для него подлинной избавительницей.
На примере волка сказки «Бедный волк» писатель показывает людей, которые на протяжении многих лет причиняют окружающим только зло. При этом они, как и персонаж истории, знают, что поступают неправильно, но не могут изменить себя и отказаться от привычного образа жизни.
Краткое содержание Бедный волк Салтыков-Щедрин
Волк – самый лютый зверь в лесу. Он не помилует ни зайца, ни овцы. Он может вырезать у мужика скот и оставить всю семью обездоленной. Но, и мужик, когда разозлится, волка не помилует. Так и живут, враждуя, волк и люди. Но, не только человек ненавидит злого зверя, но и животные его не жалуют.
Жил однажды один волк. Был он настоящим душегубом: коров резал, лесника убил, маленького мальчика в лес унес. Никогда не голодал зверюга. Долго жил и убивал волк. Но, однажды, попал он в лапы к медведю. Тот тоже не любил волков за разбой в лесу. Не стал убивать медведь волка, а захотел пробудить в нем совесть. Начал убеждать, что нехорошо убивать всех без разбору. Волк же объяснил ему, что он животное, которое может питаться только мясом. Жить волку надо, волчиху и волчат кормить необходимо, а не убивая, делать он этого не сможет. Согласился медведь с волком в невозможности жизни волчьей без душегубства, и отпустил его. Волк не стал обманывать Топтыгина в том, что он раскаивается в убийствах, или в том, что меньше станет убивать. Медведь сказал, что смерть для волка самое желанное избавление.
Дальше продолжил убийства волк, да ещё больше прежнего. Повадился в деревню одну ходить каждую ночь, и животных резать. Наестся до отвала, и спит весь день, а ночью снова за разбой принимается. Долго ещё он так промышлял, но и к нему старость пришла. Тяжело стало бегать волку. Да, к тому же, мужик немного палкой хребет покалечил зверюге. Тяжело стало добывать пропитание волку. Он начал бояться собак. Овцу из стада стянуть не может. Воет от голода все ночи.
Один раз посчастливилось ягнёнка маленького в деревне украсть. Несёт волк его в зубах, а ягнёнок плачет и просится, чтобы волк отпустил его. Раньше все овцы разбойнику попадались молчаливые, а этот так жить хочет. Вспомнил волк слова медведя, что смерть ему избавлением станет. Пожалел ягнёнка, выпустил его из пасти.
Забрался в лес, лёг и стал смерти ждать. Но, животное не может на себя руки наложить, а смерть не приходит никак. Разве, что от голода умереть сможет. Так он давно уже голодает. Никого, кроме молодых ворон, поймать не может. Лежит и думает, что проклят он из-за убийств многочисленных. В ушах так и стоят слова мужиков, что он душегуб проклятый. Именно, проклятый, иначе зачем жить, если для этого убивать только и надо. Сколько он зверья погубил и людей несчастными сделал. Стал смерть он ждать.
В лес пришли облавой мужики с собаками. Волк пошёл к ним на встречу, склонив голову. Когда почувствовал удар от пули во лбу, с облегчением подумал, что наконец-то смерть-избавительница пришла к нему.
К сожалению, волк не может жить без убийств, но и такое животное имеет право на существование.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Главный герой, Иван Присыпкин, был бывшим рабочим и бывшим партийным сотрудником, сегодня, 1929 году, изменил свое имя на Пьера Скрипкина. Он собирался жениться на дочери парикмахера, Эльвире Ренессанс
Повествование идет о мальчике, по имени Коля Красоткин, у которого есть только мама, но проживают они в доме еще с несколькими людьми: служанкой, по имени Агафья и докторшей
Действие начинается на уроке литературы. Ученикам было дано задание – сделать отрывной календарь. Дениска быстро сообразил, как его сделать. У него получился отличный игрушечный календарь из картонки
Рассказ начинается с повествования начала жизни стрижонка. Автор подробно описывает его мать, делая акцент на её заботу, справедливость и строгость в воспитании.
Действие трагедии Лессинга «Эмилия Галотти» развивается в вымышленной итальянской провинции Гвастелла. Ее правитель, принц Гонзага, готовится к свадьбе с графиней Орсина. Он разглядывает ее портрет и понимает
Краткое содержание
Волка принято считать самым страшным хищником в лесу, он не помилует ни зайца, ни овцы. Хищник способен вырезать весь скот у мужика и оставить голодной семью. Конечно, если человека сильно разозлить, он может жестоко отомстить этому зверю. Хищника ненавидят не только люди, но и животные.
Жил-был один волк. Он погубил немало коров, убил егеря и мальчишку. Однажды судьба свела его с медведем, который тоже испытывал к нему лютую ненависть. Топтыгин не стал убивать волка. Ему захотелось пробудить в нём совесть. Он стал объяснять ему, что нельзя уничтожать всех подряд, так как это очень плохо. Однако волк ответил ему, что он хищник и не способен жить иначе. Если он никого не убьёт, то его семья не прокормится. Медведь всё понял и отпустил негодника. Хищника стала мучить совесть, он осознал, что жил неправильно, поэтому решил реже убивать.
Но в действительности он стал охотиться на домашний скот ещё чаще. Зверь зачастил ходить в деревню, теперь он бывал здесь каждую ночь. Когда он досыта наедался, то сразу засыпал сладким сном, а проснувшись, снова принимался за старое. Волк бы ещё долго это делал, но стал чувствовать себя хуже. Ему уже было сложнее передвигаться, незаметно подкралась старость. После того как один человек ударил зверя по спине палкой и повредил позвоночник, добыча пищи стала для него ещё более трудной задачей.
Хищник понимает, что уже не может справиться с собаками, которых раньше с лёгкостью одолевал. Убить овцу ему также не под силу. Стал бедняга выть от голода по ночам. Как-то ему всё же удалось украсть ягнёнка из стада. Пока он тащил его в зубах, тот стал жалобно просить, чтобы его отпустили. Уж очень хотелось жить этому малышу. До этого все животные молчали, смирившись со своей печальной участью. Волк вспомнил разговор с медведем и решил отпустить ягнёнка.
Главный герой пришёл в свою берлогу и там стал дожидаться смерти. Он не был готов покончить жизнь самоубийством, поэтому принял решение умереть от голода. На протяжении долгого времени он не ел ничего, только иногда ловил ворон, но смерть всё не приходила. Однажды он подумал, что проклят за свои грехи, ведь столько загубил ни в чём не повинных живых существ. Как-то пришли в лес охотники. Волк сам к ним вышел и склонил голову. Когда он почувствовал, как от пули раскололся его череп, понял, что теперь больше мучиться ему не придётся.
Главные герои
Основных персонажей в сказке всего двое — волк и медведь. По сюжету они олицетворяют две противоположности — добро и зло. На первый взгляд, всё просто и понятно. Волк — злой хищник, который убивает животных и людей, а медведь — разумный лесной гигант, с чувством справедливости и милосердия.
Медведь не убивает волка, а даёт ему возможность повиниться и оправдаться. Однако слова хищника ставят медведя в тупик. С одной стороны, тот совершает плохие поступки, с другой — у волка просто нет выбора. Здесь нельзя осудить или оправдать серого убийцу, так как прямой его вины в злодеяниях нет — его таким создала природа. Именно поэтому медведь не может решить, что с ним делать, поэтому отпускает.
Налицо параллель с действующей властью. Писатель показывает, какой должна быть справедливость, которой так недостаёт людскому обществу. Но, даже разобравшись в ситуации, не всегда можно вынести правильное решение, потому что многие обстоятельства порой не зависят от самого́ человека.
Волк изначально описывается как убийца, который не испытывает сожаления от того, что лишает жизни другое существо. Он даже гордится своими успехами на охоте. Но если долго внушать кому-то, что он плохой, то, в конце концов, он и сам начинает в это верить. Так и произошло с волком. Он раскаялся в своих поступках, в которых был не так уж и виноват. Но по-другому жить хищник не умел, поэтому нашёл для себя единственный выход из положения — смерть.
Сюжет
Начинается сказка с того, что главный герой, заяц, пробегает мимо дома волка. Волк окрикивает зайца, зовёт его к себе, однако тот не останавливается, а ещё больше прибавляет ходу. Тогда волк его догоняет и обвиняет в том, что заяц не послушался с первого раза. Лесной хищник оставляет его возле куста и говорит, что съест через 5 дней.
А заяц-то бежал к своей невесте. Вот сидит он, считает время до смерти и видит — спешит к нему брат невесты. Брат рассказывает, как невесте плохо, и этот разговор слышат волк с волчицей. Они выходят на улицу и сообщают, что отпустят зайца к наречённой проститься. Но с условием, что тот вернётся на съедение через день. А будущий родственник пока останется у них и, в случае невозвращения, будет съеден. Если же заяц вернётся, то, возможно, их обоих помилуют.
Бежит заяц к невесте и прибегает достаточно быстро. Рассказывает он ей и всей родне свою историю. Возвращаться-то не хочется, но слово дано, а заяц слова никогда не нарушает. Поэтому, простившись с невестой, бежит заяц обратно.
Бежит, а на пути у него разные преграды встречаются, и чувствует он, что не успевает в срок. От этой мысли отбивается всеми силами и только прибавляет ходу. Он ведь дал слово. В конце концов заяц еле-еле успевает и спасает брата невесты. А волк им и говорит, что пока не будет их есть, пусть ещё посидят под кустом. Может, когда и помилует.
Стиль написания
Проанализировав все творчество Салтыкова-Щедрина, можно сделать вывод, что он использует только один литературный прием — гротеск. Его главная суть заключается в доведение ситуации до абсурда, в преувеличении и даже в проявлении жестокости. Именно по этой причине некоторые сказки могут казаться странными даже взрослому человеку. В произведении «Бедный волк» заложен глубокий смысл, который прослеживается в каждой строчке. Автор пытается объяснить, что проявление жестокости порой бывает оправданным действием. Он простым языком описывал происходящую действительность своего времени.
Чтобы полностью понять творчество писателя, нужно задуматься, что он никогда не писал впустую. В каждом очерке повествователя присутствует мораль. Именно этим и интересны его произведения.
Тема произведения
Сюжет произведения крутится вокруг лесного хищника. Салтыков-Щедрин описывает его жизненную позицию с точки зрения самого волка. Люди и звери воспринимают его как убийцу. Злодея не любят и боятся за то, что тот убивает.
Но не всё так однозначно, как кажется. Недаром сказка называется «Бедный волк», анализ поведения и мыслей главного героя подтверждает суть этого названия. Зверь бы и рад питаться травкой, но не может. Так устроена его природа, что для поддержания жизни хищнику нужно мясо. В этой истории автор представляет волка, чуть ли не лирическим героем, он:
- честен;
- бесстрашен;
- умён.
Нападение волков на людей
Волки это животные живущие в стае, этим самым они и могут представлять серьёзную опасность человеку. В голодное и холодное время года, зимой и осенью, вероятность нападения волка на человека возрастает. Волк довольно умное животное и знает, что человек, особенно вооруженный пусть даже простой палкой, сильнее волка. И поэтому нападает стая волков на человека только в самых безвыходных случаях, от сильного голода. А одинокие волки вообще могут напасть разве что больные бешенством или если волчица защищает своих волчат.
Случаи нападения волков на людей, конечно же есть, но они не часты и являются скорее исключением. В большинстве случаев, даже на одинокого путника в лесу волк нападать не будет, если конечно не почует, что путник сильно ранен и истощен. Но все же не стоит приуменьшать опасность, которая может грозить при встречи с волком.
Враги волка в природе
Волк сильный и умный хищник, в природе у него немного врагов. Волк может вступить в стычку с другим хищником: медведем или рысью из-за добычи. Иногда волк получает серьезные травмы при охоте на крупных копытных животных: лосей, кабанов, оленей или зубра, бывает что волк даже гибнет от полученных травм или из-за невозможности охотиться.
Случается, что две волчьи стаи делят между собой территорию, устраивая между собой кровопролитные драки, которые иногда даже приводят к гибели волков из одной из стай. Главным врагом волка является человек. Волки наносит вред животноводству, из-за этого человек в давних времен ведет борьбу с волками, устанавливая капканы и ведя отстрел волков. Все это ведет к ощутимому сокращению популяции волков.
Что делать при встречи с волком
При встрече с любым врагом, не паникуй, не показывай свой страх и слабость. Если битва неизбежна, бейся до конца и обязательно победишь и выживешь.
Одно из правил при встречи с разными хищниками это не убегать (исключение, когда бежать несколько метров до гарантированного укрытия и спасения).
Нельзя убегать при нападении собаки, так же и нельзя убегать при нападении волка. Убежать всё равно не получится, тем более в лесу, даже если вы мастер спорта по стометровке. При попытке убежать, у волка возникает чувство, что его боятся, он моментально понимает своё превосходство и силу. И даже если до этого он не собирался нападать, а встреча была случайной, он скорее всего бросится за вами. Так же происходит с собаками, медведями и многими другими хищниками. Начнете убегать, волк в два счета вас догонит и набросится сзади, а повалив вас на землю, загрызет
Отсюда всплывает еще одно правило, никогда не поворачиваться к волку спиной, это особенно важно при встрече со стаей волков. Обязательно найдется тот, кто вас будет обходить, чтобы напасть со спины
Вести эффективную защиту от волка можно только перед собой. Еще важное правило, оставаться на ногах. Если волк вас завалит на землю, без огнестрела или ножа вам не справиться с ним. А находясь на ногах можно дать серьезный отпор. Да и к тому же, пока вы на ногах, волк знает, что вы можете представлять опасность, а когда волк сверху, тут даже ранение не всегда сможет его остановить от добивания жертвы.
Тема произведения
Сюжет произведения крутится вокруг лесного хищника. Салтыков-Щедрин описывает его жизненную позицию с точки зрения самого волка. Люди и звери воспринимают его как убийцу. Злодея не любят и боятся за то, что тот убивает.
Но не всё так однозначно, как кажется. Недаром сказка называется «Бедный волк», анализ поведения и мыслей главного героя подтверждает суть этого названия. Зверь бы и рад питаться травкой, но не может. Так устроена его природа, что для поддержания жизни хищнику нужно мясо. В этой истории автор представляет волка, чуть ли не лирическим героем, он:
- честен;
- бесстрашен;
- умён.
Описание сюжета
Современным читателям не всегда понятны термины, которые использует в своём произведении «Бедный волк» Салтыков Щедрин. Краткое содержание простыми словами поможет ученикам лучше понять смысл сюжета и прочувствовать атмосферу повествования.
Жизнь матёрого лесного волка сводилась к постоянному добыванию пропитания. В охоте не было ему равных. Зверь никогда не сидел голодным, всегда знал, где и чем можно поживиться. Не брезговал он и походами в деревню, чтобы утащить домашний скот. Иногда его добычей были неосторожные люди.
Лесные звери не любили и боялись волка. Называли его душегубом и бандитом. Не было у зверя естественных врагов кроме медведя. Вот как-то попался он к топтыгину в лапы. Но лесной гигант был не только сильным, но и мудрым животным. Убивать он волка не хотел, решил сначала поучить злодея уму разуму. Просил он пообещать, что не будет больше серый хищник лишать зверюшек жизни, но волк отказался.
Объяснил он медведю, что врать не умеет, поэтому обещать ничего не будет. Убивает он не для развлечения, а для пропитания. В его рацион входит только мясо, и он не виноват, что ничем другим волки питаться не могут. И дело даже не в нём самом, иногда нужно и волчице с волчатами еду приносить. Не может отец оставить голодным своих детей.
Медведь его слушал и понимал, что серый бандит прав. Не ради забавы он убивает зверей, а ради того, чтобы выжить. Так уж в природе заложено — один должен умереть, чтобы жил другой. Не смог медведь волка убить, отпустил его на все четыре стороны. А тот опять за своё взялся. Зверей убивать, да у людей скот таскать.
Однажды утащил с поля маленького несмышлёного ягнёнка. Пока волок его к лесу, малыш просил его отпустить. Да так слёзно кричал, что тронул душу старого волка. Вспомнил хищник слова медведя и, наконец, понял их смысл:
- убивать нельзя;
- каждая жизнь бесценна;
- даже самая глупая зверушка тоже хочет жить.
Понял он, что единственный выход — это собственная быстрая смерть. Но у животного даже рук нет, чтобы их на себя наложить. Не может, он получается, даже умереть по собственному желанию. Хотел сначала к мужикам выйти, да испугался, что замучают его пока не умрёт, поэтому лежал и выл в логове по ночам, призывая к себе лёгкую смерть.
Однажды смерь сжалилась над раскаявшимся хищником и послала в лес охотников с ружьями. Волк увидел их и пошёл прямо на выстрел. Последнее что он помнит — это удар в лоб и осознание свободы.
Произведение хоть и считается сказкой, но имеет глубокий подтекст. На примере мыслящих зверей автор хотел показать, что не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд. Именно поэтому для разбора лучше использовать краткое содержание. «Бедный волк» был написан в 1883 году. Для современного читателя в сказке многие термины не совсем понятны, а это может исказить смысл произведения.
Основная мысль
Нельзя оценивать поведение человека только с хорошей или плохой стороны, всегда есть середина. Такую мысль пытается донести писатель до своего читателя при помощи аллегории и сатиры.
Животные в этом произведении говорят и думают. Именно поэтому эта история называется сказкой. Её можно воспринимать по-разному, в зависимости от возраста читателя. Для детей это действительно сказка, а для взрослых довольно глубокое по своему философскому смыслу произведение. Оно показывает все пороки общества. Недальновидность, а даже порой откровенную глупость людей. Неспособность к личному мнению.
Особенно характерно это проявляется в отрывке, где волк тащит ягнёнка. Он размышляет о том, что странный малыш кричит и борется за свою жизнь, когда все остальные овцы, молча, лежат готовые к своей неминуемой кончине:
«Много он на своём веку овец перерезал, и все они какие-то равнодушные были. Не успеет её волк ухватить, а она уж и глаза зажмурила, лежит, не шелохнётся, словно натуральную повинность исправляет. А вот и малыш — а поди как плачет: хочется ему жить!»
На примере ягнёнка автор как бы ненавязчиво хочет показать читателю, что даже самый слабый голос может быть услышан, если говорить от сердца.
Образы животных в сказках Салтыкова-Щедрина
И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: “В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы”.
Все это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки – это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич,
По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами.
Первое знакомство с творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина начинается со сказок “Премудрый пескарь”, “Самоотверженный заяц”, “Орел-меценат”, “Верный Трезор”, “Медведь на воеводстве” и др. Все эти сказки знакомы нам с детских лет. За образами животных в этих сказках скрываются известные человеческие пороки
Автор рисует читателю образы обывателей, смирившихся перед властью например в сказке “Самоотверженный заяц”. Почему простой человек так быстро смиряется со своей участью? Почему он так покорен и беззащитен?
Отчего обыватели считают правомерным свое бесправное положение? Салтыков-Щедрин показывает немало положительных черт зайца: благородство, любовь к ближним, честность, прямоту, но все они бессмысленны перед рабской покорностью и боязнью ослушаться волка, то есть власть. Заяц выступает здесь в той же роли, что и в русских сказках, но в народных историях о животных слабейший почти всегда оказывался победителем.
В сказке “Орел-меценат” разоблачению подвергнут глупый и жадный правитель. Он иронично назван меценатом, представляя собой образец правительственного мракобесия. Он уничтожил соловья за его вольные песни, дятла-ученого “нарядил в кандалы и заточил в дупло навечно”, дотла разорил ворон-мужиков.
Но Орла ждало наказание: бунт.
“Верный Трезор” – сказка-сатира на раболепную покорность и “собачью преданность” подчиненных своим неблагодарным хозяевам. Но классическим образом крестьянской России стал Коняга. Коняга – труженик, источник жизни для всех.
Без отдыха, без собственной цели, без вознаграждения трудится скотина. “Нет конца работе!” Работой исчерпывается весь смысл его существования.
Сказки о животных Салтыкова-Щедрина имеют литературных предшественников. Это не только русские народные сказки, где животные также зачастую изобличают социальные пороки. Схожий сюжет, например, в средневековом французском романе-фаблио “Роман о Лисе”.
Лис в этой истории – мелкий феодал. Он обманывает более крупных хищников – волка, медведя, льва, и тогда мы сочувствует ему. Но когда Лис начинает обижать более слабых – кур, зайца, он получает заслуженное наказание.
Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), отсутствует образ положительного героя.
Сказки Салтыкова-Щедрина не просто изображают абстрактные пороки, как это было в нравоучительных баснях XVIII в., но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX в. Сам Щедрин был уверен, что пишет на злобу дня. Он так об этом говорит: “…Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности”. Действительно, многие описываемые им реалии ушли с исторической сцены. Нет крепостного права, правитель уже не имеет столько власти казнить и миловать, но до сих пор остались премудрые пескари, жестокие хищные волки.
Автор обычно тщеславен, но вряд ли Салтыков-Щедрин порадовался бы, узнав, что его сказки до сих пор более-менее отражают объективную современную действительность.