«очарованный странник» — краткое содержание и анализ повести н. с. лескова

Лесков «Очарованный странник» краткое содержание

Н. С. Лесков Очарованный странник краткое содержание для читательского дневника:

Действие повести происходит во второй половине XIX века. Главный герой повести — крестьянин Иван Северьянович Флягин. Он обладает особым даром во всем, что касается лошадей. Флягин с детства служит в конюшне своего барина в Орловской губернии.

Однажды 11-летний Флягин становится виновником гибели монаха. Монах является мальчику во сне. Он предсказывает Флягину, что тот всю жизнь будет погибать, но не погибнет, и в конце концов уйдет в монастырь. Пророчество монаха начинает сбываться: вскоре юный Флягин падает с обрыва, но чудесным образом остается жив. Когда жизнь у барина становится невыносимой, Флягин в отчаянии решает покончить собой.

В лесу его замечает какой-то цыган. Он перерезает веревку, на которой тот собирается повеситься. Так Флягин снова остается жив. После этого Иван сбегает от барина и начинает бродяжничать. Флягин оказывается в Николаеве, где в течение года служит нянькой в семье одного барина. Затем 23-летний Флягин оказывается в Пензе.

Здесь на ярмарке коней он видит чудного жеребца. Он решает сразиться за него с одним татарином. Флягин побеждает в этом бою, но его соперник тут же умирает. Чтобы избежать тюрьмы, Флягин бежит с татарами в степь. Татары берут Флягина в плен, где тот проводит 10 лет. Татары дают Флягину жен, у него рождаются дети. Но Флягин не считает этих детей своими, потому что они некрещеные.

Флягин мечтает сбежать из плена. По ночам он молится и плачет от тоски по России. Наконец 33-летний Флягин сбегает из плена. Он добирается до Астрахани, а затем попадает в родную Орловскую губернию. Здесь он 3 года служит у князя (офицера-ремонтера). Он помогает князю закупать лошадей для армии. Ветреный князь влюбляется в цыганку Грушу. Он берет ее к себе, но вскоре начинает скучать с ней. Князь решает жениться на богатой невесте. От беременной Груши он избавляется: увозит ее в лес.

Добрый Флягин отыскивает Грушу, которую любит как сестру. Груша признается, что из ревности может убить князя и его жену. Чтобы не допустить этого, она просит Флягина убить ее. Флягин сбрасывает Грушу с обрыва. Затем 36-летний Флягин поступает в армию. Он служит на Кавказе 15 лет. Однажды он участвует в опасном задании, где идет на верную смерть. Однако каким-то чудом он остается жив.

Получив офицерский чин, Флягин уходит в отставку и приезжает в Петербург. Здесь, не найдя другой работы, он служит артистом в театре. Наконец Флягин уходит в монастырь, где получает церковное имя — отец Измаил. В монастыре его одолевают бесы, у него открывается дар пророчества. Монахи всем средствами пытаются изгнать из него эту “нечистую силу”, но ничего не помогает. Тогда его отпускают из монастыря. 52-летний Флягин отправляется странствовать по святым местам.

Рассказ Лескова «Зверь» написан в 1861 году. Кого подразумевал автор, давая название произведению, – человека или животного, вы узнаете, когда прочитаете краткое содержание «Зверь» для читательского дневника.

Краткое содержание Лесков Очарованный странник

Во время путешествия на Ладожском озере, путешественники завели разговор с пожилым мужчиной высокого роста и телосложением, напоминающим настоящего богатыря. По внешнему виду человека видно, что он монах. Его имя Флягин Иван Северьяныч, повествует он о своей биографии. Иван родился и жил в Орловской губернии в простой семье. С самого детства имеет хорошие способности по обращению с лошадьми. Но это не один его талант. Также Флягин рассказывает о своем бессмертии: никак он не погибает.

Как-то раз будучи еще ребенком, Иван задел плетью монаха. Последний погиб и его душа явилась Флягину во сне. Служитель монастыря предвидел мальчику, что тот будет умирать и не умрет, и в конце станет монахом. В скором времени мальчишка повез барина по делам. Ни с того, ни с сего, лошади набрали скорость, так что Иван упал в обрыв. Но каким-то образом уцелел.

Повздорив с хозяевами, Флягин переводится на другую работу. Измученный Иван решается на самоубийство, но в это время появляется цыган, который спасает жизнь Флягину. Иван уходит с цыганом, покидая своих хозяев. При этом похищает двух коней барина, которых потом продаст цыган, а выручкой толком не поделится с Флягиным. По этой причине Иван прекращает путешествовать с цыганом. Герой попадает в город Николаев, где устраивается нянькой у одного барина. Дело в том, что барыня бросила мужа и дочь, а сама ушла к другому. Но Иван разрешает в тайне встречаться барыне с дочерью. Об этом узнает барин. И Флягину приходится бежать вместе с барыней.

Иван оставляет барыню с семьей, а сам отправляется в Пензу. Флягин сражается за жеребца и убивает татарина. Попадает в плен на пять лет. Потом его забирает в плен Агашимола. Ему дают жен, от которых у него рождаются дети. Но они чужие для Флягина. В душе он мечтает вернуться на Родину.

Спустя десять лет в заключении Ивану удается сбежать с плена и вернуться в Астрахань, а затем в свои родные края.

Флягин встречает цыганку Грушу, от которой сходит с ума. Он растрачивает все деньги, который дал ему князь на девушку и остается ни с чем. Князь его понимает и прощает, так как признается, что тоже был влюблен в нее. Но сейчас он решил жениться на знатной особе, богатой девице. Груша безумно влюблена в князя и ревнует его к другой девушке. Он убегает от крестьянок, которые наблюдали за ней. Флягин находит ее в лесу. Цыганка умоляет его убить ее, потому что опасается, что может совершить грех убив князя или его возлюбленную. Заканчивается это тем, что Иван скидывает ее с обрыва.

Герой уходит в другие места. Под чужим именем служит в армии около 15 лет. Во время одной военной операции, он чудом остается живым. Возвращается Иван в Питер, где работает чиновником. И в конце концов уходит служить в монахи. Служители монастыря всячески пытаются излечить нечистую силу из Ивана, но им это не удается, и тогда его отправляют в святые места.

Проблемы

Богатая проблематика в повести «Очарованный странник» вмещает в себя социальные, духовные и морально-этические проблемы личности и целого народа.

Поиск правды.

В стремлении обрести свое место в жизни герой натыкается на препятствия и не все из них преодолевает достойно. Прегрешения, ставшие средством для преодоления пути, становятся тяжелой ношей на совести, ведь он не выдерживает некоторые испытания и ошибается в выборе направления. Однако без ошибок нет опыта, который привел его к осознанию собственной принадлежности к духовному братству. Без испытаний он не выстрадал бы своей правды, которая никогда не дается легко. Однако цена за откровение неизменно велика: Иван стал своеобразным мучеником и пережил настоящие духовные терзания.

Социальное неравенство

. Тяжелая судьба крепостных крестьян становится проблемой гигантского масштаба. Автор не только живописует печальную участь Флягина, которого барин довел до увечья, посылая на каменоломню, но и отдельные фрагменты жизни других простых людей. Горька доля стариков, едва не лишившихся единственного кормильца, которого забирали в рекруты. Ужасна кончина матери героя, ведь она умирала в муках без медицинской помощи и какой-либо помощи вообще. Отношение к крепостным было хуже, чем к животным. К примеру, лошади волновали барина больше, чем люди.

Невежество

. Иван мог бы осознать свою миссию быстрее, но его образованием никто не занимался. У него, как и у всего его сословия, не было шанса выйти в люди, даже приобретая вольную. Эта неприкаянность демонстрируется на примере попытки Флягина устроиться в городе даже при наличии дворянства. Даже с этой привилегией он не смог найти себе места в обществе, так как ни одна рекомендация не заменит воспитания, образования и манер, которые постигались не в конюшне и не на каменоломне. То есть, даже вольный крестьянин становился жертвой своего рабского происхождения.

Искушение

. Любой праведник страдает от напасти бесовской силы. Если перевести этот иносказательный термин на повседневный язык, то получается, что очарованный странник боролся со своими темными сторонами – эгоизмом, желанием плотских утех и т.д. Не зря в образе искусителя ему видится Груша. Желание, когда-то испытанное по отношению к ней, не давало ему покоя в его праведной жизни. Возможно, он, привыкший к скитаниям, не мог стать заурядным монахом и смириться с рутинным существованием, и эту тягу к активным действиям, новым поискам он облекал в форму «беса». Флягин – вечный скиталец, который не удовлетворяется пассивным служением – ему нужна мука, подвиг, своя Голгофа, куда он взойдет за народ.

Тоска по родине.

Герой мучился и томился в неволе в неизъяснимом желании вернуться домой, которое было сильнее страха смерти, сильнее жажды комфорта, которым его окружали. Из-за своего побега он пережил настоящую пытку – ему в ступни зашили конский волос, поэтому он не мог сбежать все эти 10 лет плена.

Проблема веры.

Мимоходом автор рассказал, как гибли православные миссионеры в попытках крестить татар.

Глава вторая

Появился Флягин на свет в Орловской губернии. Родительская семья была из крепостных, в подчинении графа. Отец Ивана Северян служил кучером при дворе, поэтому сын, можно сказать, вырос в конюшне. С детства Иван узнал о лошадях абсолютно все.

Мальчик подрос и тоже стал выполнять обязанности кучера. Однажды, когда он вез графа, на узкой дороге ему не захотела уступить путь чья-то повозка. В ней спал старый монах. Флягин, пытаясь обогнать воз, нечаянно ударил монаха кнутом по спине. Тот спросонья потерял равновесие и упал на землю. Монах попал под колеса и был раздавлен насмерть.

Делу хода не дали, но в ту же ночь погибший священник явился молодому кучеру во сне. Он смотрел на Флягина с укоризной и напророчил ему несчастную жизнь. Это пророчество звучало примерно так: Иван будет много раз находиться на краю гибели, но сможет избежать быстрой смерти, а потом острижется в монахи.

Пророчество убитого стало сбываться уже через несколько дней. Повез Флягин графа, а у подножия крутой горы у повозки отказали тормоза. Лошади, что были впереди, упали в пропасть, но задних кучер смог удержать. Графа он спас, а сам улетел куда-то вниз. Остался Иван жив лишь чудом – упал на глиняную глыбу и съехал с нее, словно на санках.

Глава седьмая

В новой орде выделили Флягину двух других жен. Обе родили от него детей. Но Флягин не считал младенцев своими, поскольку они были не его веры.

Скучал Иван по родине все сильнее, достало его однообразие степи. Не по душе была и жесткая татарская конина. Все чаще вспоминал он свою родную деревню. Там в праздник готовят гусей и уток, а добрый пьяный священник отец Илья ходит из дома в дом. В каждой избе выпивает рюмашку и собирает угощения разные.

С татарами жизнь совсем иная. Очень тяжело было Ивану без христианской веры. С женами он жил без венчания, а если умрет здесь, знал, что похоронят без отпеваний. Сильно эта мысль терзала душу Флягина. Он частенько выползал из татарской юрты и возносил молитвы Богу.

Второстепенные персонажи

Когда-то у первого графа Иван работал форейтором с отцом, отгоняя прохожих с дороги. Он хлестнул лошадей монаха, уснувшего на возу, лошади понесли и монах погиб под колёсами телеги. Его образ являлся Ивану несколько раз, говоря о том, что мать вымолила сына у Бога и он будет жить долго, пока не вернётся к Богу в конце жизни.

В произведении автор поднял вопросы религиозного характера, сделал попытку показать истинно русский характер. Повесть построена по законам жанра жития, его художественного варианта. В книге “Очарованный странник” герой обретает дар пророчества, его терзают “бесы”, он продолжает свой путь, собираясь на войну за русский народ. Его жизнь полна мистических совпадений, тайн, случайностей, будто незримая рука ведёт героя на протяжении всей жизни. Список характеристик персонажей повести поможет при подготовке к уроку или написании творческой работы.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Айвенго» характеристика персонажей произведения Скотта для читательского дневника

Следующая

СочиненияГлавные герои «А зори здесь тихие» характеристика персонажей произведения Васильева в таблице

Убийство Груши

Сначала жили князь с цыганкой хорошо, но как человек переменчивый, он скоро охладел к девушке. Томило и то, что нищим из-за нее остался. Все реже стал князь появляться дома. Флягин, между тем, привязался к Груше и полюбил ее, как родную. И вот стала девушка просить Голована разузнать, нет ли кого у князя. С этого началась еще одна трагическая история, которую подробно описывает в последних главах Лесков.

«Очарованный странник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается описанием встречи князя с бывшей возлюбленной и матерью его дочери, Евгеньей Семеновной. Именно к ней отправился Иван Северьяныч после разговора с Грушей. Она сообщила, что князь собирается покупать в городе фабрику и сегодня должен заехать повидать дочь. Вскорости раздался звонок, и герой собрался уходить. Но нянька, увидевшая в Иване собеседника, предложила спрятаться в гардеробной и послушать разговор. Так Флягину стало известно, что князь хочет, чтобы Евгенья Семеновна заложила купленный им для дочери дом и одолжила ему денег. На них он купит фабрику, наберет, благодаря Головану, заказов и поправит дела. А надоевшую Грушу можно выдать замуж за Ивана Северьяныча – так завершил разговор князь (здесь приведено его краткое содержание).

Лесков – «Очарованный странник» по главам подтверждает, что Флягину действительно было суждено много раз погибать, но не погибнуть – вновь ставит героя перед выбором. Хотя Иван Северьяныч и был очень привязан к цыганке, но жениться на ней не мог: знал, как любила девушка князя. А еще понимал, что она со своим гордым характером вряд ли смирится с подобным решением. Поэтому, сделав заказы для хозяина, он сразу же отправился проведать Грушу. Однако в доме князя нашел лишь большие переустройства – девушки там не было. Первая пришедшая в голову мысль испугала его, но герой все же отправился на поиски, которые увенчались успехом. Оказалось, князь поселил девушку на новом месте, а сам задумал жениться. Обманом Груше удалось сбежать – она непременно хотела увидеть Ивана Северьяныча. И теперь, при встрече, призналась, что жить так дальше нет мочи, а самоубийство считает страшным грехом. После этих слов она подала Головану нож и попросила ударить в сердце. Флягину ничего не оставалось, как толкнуть девушку в реку, и она утонула. Так невесело закончилась эта страница в жизни черноризца.

1873

Оглавление

Глава первая 385
Глава вторая 395
Глава третья 403
Глава четвертая 406
Глава пятая 413
Глава шестая 425
Глава седьмая 432
Глава восьмая 437
Глава девятая 441
Глава десятая 449
Глава одиннадцатая 455
Глава двеннадцатая 463
Глава тринадцатая 468
Глава четрынадцатая 474
Глава пятнадцатая 480
Глава шестнадцатая 486
Глава семнадцатая 491
Глава восемнадцатая 494
Глава девятнадцатая 498
Глава двадцатая 505

О произведении

Жизнеописание странника, прошедшего сквозь множество невероятных приключений на пути к Богу. Повесть, в которой Лесков приходит к своему языку, стилизованному под народную речь, и начинает цикл о русских праведниках.

— Татьяна Трофимова. Николай Лесков. Очарованный странник

Критика

В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.

— Н. К. Михайловский. Литература и жизнь (1897)

Его органический, наиболее типичный для него жанр — хроника, построенная по принципу нанизывания ряда приключений и происшествий на героя, который сам и рассказывает о них любопытствующим слушателям («Очарованный странник», «Смех и горе», «Заячий ремиз» и др.): нечто вроде старинных авантюрных романов, еще не имеющих сквозной фабулы. Основной элемент этого жанра, анекдот (большей частью — языковой), есть своего рода атом в природе лесковского творчества.

— Б. О. Эйхенбаум. Чрезмерный писатель (1931)

Форма рассказа о приключениях «Очарованного странника» <…> напоминает и разъезды Чичикова по окрестным помещикам, и выезды Дон-Кихота в поисках соперников, и даже в какой-то мере роман Фенелона о странствованиях Телемака в поисках Одиссея. Ощутимо в «Очарованном страннике» и влияние народно-эпических русских былин.

— И. З. Серман. Н. С. Лесков. Очарованный странник

На плывущем по Ладожскому озеру пароходе собирается компания случайных попутчиков. Среди них — то ли монах, то ли послушник с внешностью былинного богатыря — в миру Иван Флягин. В ответ на расспросы любопытствующих спутников Флягин рассказывает о своей удивительной жизни: татарском плене, роковой цыганке, чудесном спасении на войне и многом другом. Этой повестью Лесков начинает свой цикл о праведниках — но праведниках не канонических, а народных, чья жизнь не укладывается в привычные рамки и становится предметом слухов, мифов и легенд.

<…>

Несмотря на кажущуюся простоту повести (герой из народа, коротая время в пути, рассказывает историю своей жизни), «Очарованный странник» создан Лесковым на пересечении сразу нескольких традиций. Самая явная из них — житийная. О ней напоминает ряд характерных элементов: например, Флягин — «молитвенный сын», обещанный матерью Богу при рождении; бесхитростный герой преодолевает множество испытаний, чтобы в конце концов исполнить своё предназначение и прийти в монастырь; отсюда же — его видения и искушение бесами. Житийную традицию дополняет былинная: помимо характерных примет внешности героя вроде недюжинного роста, есть отсылки, например, к традиционным мотивам укрощения чудо-коней или поединка с басурманином. Кроме того, Лесков использует структуру романа-путешествия, причём сознательно подчёркивает это в разных вариантах названия. Первоначальное название — «Чернозёмный Телемак» — отсылало к странствиям сына Одиссея, отправившегося на поиски отца. Второй вариант, с которым повесть и была впервые опубликована — «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения», — характерен для западного романа подобного типа. Один из главных комментаторов текстов Лескова Илья Серман отмечает также влияние на повесть «Мёртвых душ» Николая Гоголя со всеми поездками Чичикова по помещикам. Наконец, в тексте присутствуют романтические мотивы — и пушкинские, и лермонтовские, — которые улавливали и современники, и исследователи творчества Лескова.

— Татьяна Трофимова. Николай Лесков. Очарованный странник

Н. С. Лесков. Очарованный странник // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 4. С. 385–514.
Электронная публикация РВБ, 2007–2022. Версия 3.0 от 20 августа 2018 г.

Тема

В повести «Очарованный странник» основной является тема праведничества

. Книга заставляет задуматься о том, что праведник – это не тот, кто не грешит, а тот, кто искренне раскаивается в грехах и желает искупить их ценой самоотречения. Иван искал правду, оступался, ошибался, страдал, но Богу, как известно из притчи о Блудном сыне, дороже тот, кто вернулся домой после долгих странствий в поисках истины, а не тот, кто не уходил и все принимал на веру. Герой праведен в том смысле, что все воспринимал, как должное, не противился судьбе, шел, не роняя достоинства и не жалуясь на тяжелую ношу. В поисках правды он не сворачивал ни к выгоде, ни к страсти, а в финале пришел к истинной гармонии с собой. Он понял, что высшее его предназначение – пострадать за народ, «за веру умереть», то есть стать чем-то большим, чем он сам. В его жизни появился великий смысл – служение родине, вере и людям.

Тема любви

раскрывается во взаимоотношениях Флягина с татарками и Грушей. Очевидно, что автор не представляет себе этого чувства без единодушия, обусловленного одной верой, культурой, парадигмой мышления. Хоть героя и облагодетельствовали женами, он не смог полюбить их даже после рождения совместных детей. Груша тоже не стала для него любимой женщиной, потому что его в ней увлекла лишь внешняя оболочка, которую он сразу же захотел купить, бросив казенные деньги к ногам красавицы. Таким образом, все чувства героя обратились не к земной женщине, а к абстрактным образам родины, веры и народа.

Тема патриотизма.

Иван не раз хотел умереть за народ, вот и в финале произведения он уже готовился к будущим войнам. Кроме того, его любовь к родине воплотилась в трепетной тоске по отечеству на чужбине, где он жил в комфорте и достатке.

Вера. Огромное влияние на героя оказала православная вера, которой пронизано все произведение. Она проявила себя и в форме, и в содержании, ведь книга напоминает житие святого, как композиционно, так и в идейно-тематическом плане. Лесков считает православие фактором, определяющим многие свойства русского народного характера.

Главы 10−14

Ушёл Иван из родного имения и попал на ярмарку, где увидел, как цыган пытается продать мужику негодную лошадь. Будучи на цыган в обиде, Иван помог крестьянину. С этого дня он начал ходить по ярмаркам, «руковод­ствовать бедных людей» и постепенно стал грозой всех цыган и барышников.

Один князь из военных просил Ивана открыть секрет, по которому он лошадей выбирает. Начал Иван учить князя, как отличить хорошую лошадь, но тот науку усвоить не смог и позвал его служить у себя конэсером.

Реклама:

Три года жил Иван у князя «как друг и помощник», выбирал коней для армии. Иногда князь проигрывался и просил у Ивана казённых денег отыграться, но тот не давал. Князь сначала сердился, а потом благодарил Ивана за верность. Загуливая сам, Иван отдавал деньги князю на сохранение.

Однажды князь уехал на ярмарку и вскоре велел прислать туда кобылицу, которая очень нравилась Ивану. От огорчения тому захотелось запить, но некому было оставить казённые деньги. Несколько дней Ивана «бес томил», пока не помолился он на ранней обедне. После этого ему полегчало, и отправился Иван в трактир чай пить, где повстречал нищего «из благородных». Тот выпрашивал у публики водку и на потеху закусывал её стеклянной рюмкой.

Пожалел его Иван, поставил ему графин водки и посоветовал бросить пить. Нищий ответил, что перестать пить ему не позволяют его христианские чувства.

Показал нищий Ивану свой дар мгновенно трезветь, который объяснял природным магнетизмом, и посулился снять с него «запойную страсть». Нищий заставил Ивана пить рюмку за рюмкой, делая над каждой пассы руками.

Реклама:

Так «лечился» Иван до вечера, всё время оставаясь в здравом уме и проверяя, целы ли казённые деньги за пазухой. В конце концов, собутыльники поссорились: нищий считал любовь священным чувством, а Иван твердил, что всё это пустяки. Их вышибли из трактира, и нищий привёл Ивана в «гостиное место», полное цыган.

Загадка имени


Неизвестный художник. Портрет Николая Лескова. Конец XIX — начало XX. Государственный исторический музей, Москва


Василий Верещагин. Богатырский скок (фрагмент). 1914. Дом-музей В.М. Васнецова, Москва


Николай Кузьмин. Иллюстрация к повести Николая Лескова «Очарованный странник» (фрагмент). 1949. Москва: издательство «Гослитиздат», 1952 год

Первый и едва ли не самый важный ключ к пониманию повести лежит в ее названии. Толковый словарь Ожегова дает такое определение: странник — это «странствующий человек, обычно бездомный или гонимый», а также «человек, идущий пешком на богомолье, богомолец». И в повести Лескова последовательно реализуются оба значения этого слова. Значение же слова «очарованный» точнее всего представляет словарь Даля: очаровать — «обворожить, околдовать, чарами овладеть кем»

Читая «Очарованного странника», важно отмечать, чем или кем очарован главный герой на каждом этапе своего жизненного и духовного пути

Загадка кроется не только в названии произведения, но и в имени центрального персонажа — точнее, в его многоименности.

В детстве и юности герой носит прозвище Голован. Такое имя древние славяне давали детям с большой головой, а позже «голованами» стали называть умных и сообразительных людей.

Имя Иван имеет библейское происхождение и древнееврейские корни, а в переводе означает «Божье благоволение», «милость Божья». Татары, к которым герой попадает в плен, тоже называют его Иваном. Однако они используют это имя как нарицательное, символизирующее национальную принадлежность: «У них все если взрослый русский человек — так Иван, а женщина — Наташа, а мальчиков Кольками кличут». И конечно, Иван — это традиционное имя героев русских сказок.

Николай Лесков

Писатель

Российская империя

С персонажами фольклора Ивана Флягина роднит не только имя. Рассказчик повести описывает его как «человека огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета… Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К. Толстого». Известно, что полное былинное имя богатыря — Илья Муромец сын Иванович. Так Лесков еще в самом начале произведения соотносит героя с народным идеалом, который символизирует Илья Муромец.

Однако лесковский герой на протяжении произведения принимает и иные имена. Так, искупая грех убийства цыганки Груши, он идет в солдаты «за другого», становясь Петром Сердюковым: «Что же, — отвечаю, — мне все равно: я своему ангелу Ивану Предтече буду молитвить, а называться я могу всячески, как вам угодно». В монастыре Флягин принимает еще одно имя — отец Измаил, что в переводе с древнееврейского означает «услышит Бог».

Фамилию героя тоже можно рассматривать как значимую. Фляга — это и намек на «выходы» героя, и знак того, что именно несет в себе очарованный странник, символ предопределенности его судьбы.

Детство Ивана

Иван Северяныч рассказал о месте своего рождения – оно находилось в Орловской губернии, в селе с конезаводом, на котором его отец работал кучером в конюшнях.

Иван был желанным и долгожданным ребенком в семье, потому что у матери долгое время не получалось забеременеть. Она долго и усердно молилась, прося себе ребенка, и ей воздалось. Однако родов она не пережила.

Сын родился крупным, с большой головой, из-за чего за ним закрепилось прозвище – Голован. Он с детства играл с лошадьми в отцовской конюшне и сильно полюбил этих красивых грациозных животных, обучился обращению с ними.

В возрасте одиннадцати лет Ивана сделали форейтором и посадили в упряжку, которая состояла из шести коней. Сделали его форейтором из-за сильного и зычного голоса, однако из-за детской слабости его привязывали к седлу ремнями, чтоб не упал.

Во время одной из поездок графа по гостям, мальчик заметил старого монаха, который спал в стоге сена на возу, и, балуясь, ударил его кнутом. Монах, проснувшись, сильно перепугался и, неудачно спрыгнув с сена, убился. А позже пришел во сне к мальчику с упреками – мальчик убил его, не дав покаяться перед смертью. Однако он и благодарил его за это.

Также он сказал мальчику, что мать его обещала богу, и заодно дал знамение – он неоднократно будет при смерти, но обязательно выживет. Но когда настанет его истинная смерть, он вспомнит об обещании матери и пойдет в монахи.

Иван забыл о предсказании погибшего священника, но тот снова явился юноше во время сна и напомнил о знамении. Через время мальчик отвозил семью графа, крепостным которого он являлся, в крупный город Воронеж.

На остановке в одном уезде для того, чтоб накормить коней, Иван заснул, и в этом сне к нему и явился покойный монах, напомнив о знамении. Но юноша не придал словам покойника значения.

Они двинулись в дорогу, она пролегала в весьма обрывистом месте, где много разбивалось коней, и неожиданно поломалась упряжь – порвалась вожжа, и лопнул тормоз. Это привело к тому, что все запряженные лошади помчались вдоль пропасти. Мальчик бросился на дышло под седлом и, уцепившись за него, повис. Он придушил дышловиков и, испугавшись, отпустил конец дышла, полетел в пропасть.

В себя он пришел уже в хибаре крестьянина, отвезшего его в Воронеж.

Граф в знак благодарности за спасение мальчиком его жизни и жизни своей семьи предложил тому просить у него все, что душа пожелает. Мальчик захотел себе гармонь, однако с игрой у него не заладилось, и позже гармонь украли из сарая.

Действующие лица

Если кратко рассмотреть повесть Николая Лескова, то тогда обязательно следует обратить внимание и на характеристику действующих лиц. К главным можно отнести следующих персонажей:

К главным можно отнести следующих персонажей:

  • Иван Северьянович Флягин.
  • Груша.

Иван Северьянович, начиная с первой главы, рассказывает историю своей жизни. Его исповедь показывает, что человек способен преодолеть все жизненные испытания. В финале повести читатель видит монаха, которому уже за пятьдесят, но он умудрён опытом и уже не совершает безрассудные поступки. Сводит судьба Флягина и с Грушенькой, в которую был безответно влюблён. Но молодая и прекрасная цыганка любила князя. По просьбе девушки он убивает её.

Для того чтобы полнее раскрыть авторский замысел и образ главного героя, в тексте есть и другие персонажи:

  1. Граф и графиня из Орловской губернии, у которых Иван выкрал лошадей.
  2. Барин из Николаева, который сам воспитывал дочь.
  3. Мать девочки, которой Флягин помог выкрасть ребёнка.
  4. Офицер, муж сбежавшей женщины.
  5. Князь, владелец суконной фабрики.
  6. Евгенья Семёновна, любовница князя.

Ткач Рубцов

Алеша много работал. При этом часто задумывался о том, есть ли в его существовании какой-либо смысл. На мировоззрении Алеши свой отпечаток наложила встреча с Никитой Рубцовым, который работал ткачом. Он был жаден к знаниям, при этом с людьми обращался неласково, но к Алеше относился по-отечески. Часто с ним был его друг слесарь Яков Шапошников, страдавший от чахотки. Несмотря на то что последний был неверующим человеком, хорошо знал Библию и часто оперировал этим, рассуждая об атеизме.

Но и с ними Алеша виделся редко. Работа занимала практически все его время. К тому же, ему советовали не высовываться. Дело в том, что пекарь тесно общался с жандармами, база которых находилась буквально в нескольких метрах от их подпольного кружка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: