«на краю света», анализ повести лескова

Трагедия «маленького человека»

Трагедия «маленького человека» раскрывается в этом произведении. Астафьев продолжает в нем одну из самых излюбленных в русской литературе 19 века тем. В произведении описывается судьба одной несчастной деревенской девушки, приехавшей на поиски счастья в город, но наткнувшейся на жестокость и равнодушие людей. Над Людочкой надругались, однако самое страшное — не это: ее не захотели понять люди, которых она любила. Поэтому девушка покончила с собой, не найдя ни в ком из них моральной поддержки.

Образ Людочки Астафьев создал следующий: это обыкновенная русская девушка, каких множество. Главная героиня не отличалась с детства ни умом, ни красотой, однако сохранила в душе своей уважение к людям, милосердие, порядочность и доброту. Девушка эта была слабохарактерной. Именно поэтому Гавриловна, приютившая ее в городе, свалила на Людочку всю работу по хозяйству. Девушка ее делала с удовольствием и не обижалась на нее.

Карьера

Краткая биография писателя содержит мало подробностей о карьерном росте. Сразу после института молодой человек поступил на военную службу. Однако нельзя сказать, что должность военного его радовала.

Со временем он подыскал для себя новое место, занял должность переводчика в коллегии иностранных дел и вскоре перебрался в Петербург, где за короткий срок сделал головокружительную карьеру.

Хотя молодой человек был занят на государственной службе, но продолжал вести активную литературную деятельность. Из-под пера Дениса Ивановича вышло множество интересных произведений. А некоторые были написаны под влиянием от прочтения работ философов-атеистов из Франции.

Чем больше произведений писал автор, тем больше менялся. С возрастом у него развилось не только острословие, но и умение иронизировать. Ему удавалось не только подмечать все недостатки общества, но и высмеивать. Не случайно его врагом стал Владимир Лукин. В то время этот джентльмен занимал должность секретаря министра. Хотя Лукин не отрицал того, что у Фонвизина имеется определенный талант, вражда между ними продолжалась долгое время.

Прогулка по Петербургу

Повесть «Невский проспект» (краткое содержание поможет быстро вспомнить сюжет) начинается с того, как молодые люди — Пискарев и Пирогов — прогуливаются по Невскому и ухлестывают за одинокими дамами. Художник Пискарев, лелея романтические мечты, следует за брюнеткой. Они доходят до четырехэтажного дома и заходят в комнату, где находятся еще женщины, весь вид которых подсказывает Пискареву, что находится он в публичном доме. Прелестный облик той, за которой он последовал, никак не увязывается ни с этим злачным местом, ни с ее пошлыми разговорами. Пискарев в ужасе выбегает на улицу. Дома молодой человек долго не может успокоиться. Только он заснул, как пришел слуга и сообщил, что за ним прислали карету — та самая дама, у которой он только что был, просит немедленно приехать к ней.

Чем притягателен рассказ «Людочка» Астафьева?

Рассказ этот притягателен тем, что автор в столь небольшом по объему произведении смог поставить ряд важнейших проблем перед читателем. Писатель изобразил в яркой художественной форме картины реальной жизни многих людей. Однако главная задача Астафьева, вероятно, состояла в том, чтобы показать всем нам, в какую пропасть мы движемся. И если не остановиться вовремя, человечеству грозит полное вырождение. Именно на эту мысль наводит рассказ «Людочка». Астафьев призывает нас подумать об окружающем мире и о собственной душе, попытаться себя изменить, научиться сострадать ближнему и любить людей, увидеть красоту этого мира и постараться ее сохранить. Ведь красота, как известно, спасет мир.

Об авторе

Лесков Николай Семенович великий русский самобытный писатель, сумевший показать русский колорит. Он писал и рассказы для детей. В семье полицейского в Орловской губернии в 1831 году родился первенец. В семье кроме него родилось ещё четверо детей. Пока мальчику не исполнилось 8 лет, он жил у родственников, затем его забрали домой. У него хорошо была развита способность, все схватывать на лету.

В 10 лет его отправили в гимназию. Но его обманули, он учился в течении пяти лет, а документ дали о том что он отучился два года. Его характер не позволил найти общий язык с учителями. Николая папа устроил работать в канцелярию уголовного суда. Но в 1848 году у него умирает отец, и у него происходит пожар, в котором погибло всё его имущество. Ему пришлось смиренно идти к дяде за помощью. Он у него был врачом и жил в Киеве, и дядя помогает ему.

Он активно шел вверх по карьерной лестнице. От помощника к регистратору, затем столоначальник. Его работа позволила ему собрать огромный запас наблюдений. Он с интересом изучал живопись, архитектуру, религию, журналистику. В начале своей литературной деятельности, он показал себя как критик. Шестидесятые годы XIX века для него были звездными. В 1860 году вышли его статьи в журналах, под вымышленным именем М.Стебницкий.

Герои

Образ рассказчика автобиографичен. Так же, как Короленко, он отправлен в Сибирь на поселение. Это человек тонкой душевной организации, принимающий близко к сердцу боль других людей и страдающий от невозможности помочь.

«Старшой» Гаврилов – провожатый ссыльного рассказчика: «Человек довольно симпатичный, с прямым, даже как будто интеллигентным лицом, расторопный,.. не педант». Это жандарм, которому свойственно рассуждать.

Гаврилов из сдаточных, скоро выходит срок его службы, он на хорошем счету, и ему предлагают остаться. Он уже отвык от крестьянской работы, пищи, грубого обхождения, но всё-таки не хочет оставаться. Он и сам не может объяснить, почему, но ему невесело: «С чего уж это, не знаю, — только иной раз так подступит – нож острый, да и только».

Гаврилов служит с усердием, но он не формалист. Он по-человечески жалеет заключённых, совершенно их не оправдывая: «Начальство зря не накажет». Он пытается понять мотивы поступков заключённой. Он начинает жить нуждами совершенно постороннего человека, так что ему даже приходит в голову попросить у начальства взять заключённую в жёны. Его «как будто в сердце кольнула булавка», когда он увидел, что девушка кашляет кровью.

Гаврилов многократно нарушает должностную инструкцию: не обыскивает девушку, не закрывает окно в поезде, не скрывает от пересыльной станцию назначения, угощает заключённую чаем и белым хлебом, от которых она гордо отказывается. Гаврилов рискует своей службой, когда просит о ссыльной, чтобы она плыла на пароходе. За это и за то, что ходил к Морозовой в месте ссылки, начальник не хотел представлять его в унтер-офицеры. Но не это беспокоит Гаврилова, а то, что после смерти Морозовой он стал как «порченный», два дня не принимал пищи. Эта «порченность» и есть истинная человечность, недоступная большинству. Кажется, что жандарм выполнил её пожелание при последней встрече: «Желаю вам когда-нибудь человеком стать – вполне, не по инструкции».

Барышню политичку Морозову нужно было везти из замка по маршруту в уездный город. Вещей у неё маленький узелок, «небогатых, видно, родителей». Морозова молода, «как есть ребёнок». Волосы у неё русые, сама бледная, а на щеках румянец. Губы у девушки тонкие и сердитые.

Ссыльный Рязанцев, у которого поселилась Морозова, так характеризует девушку: «Порода такая: сломать её можно, ну а согнуть, — сам чай видел: не гнутся этакие». Революционерка в прямом смысле умирает за принципы.

Девушка озлоблена на весь мир, не верит людям и удивляется, когда Гаврилов проявляет обыкновенную заботу о её здоровье. Со свойственным её возрасту максимализмом девушка верит, что «свои», ссыльные, всегда примут её и не обидят. Вот от них она согласна принимать помощь.

Гордыня – основная черта этой бедной, умирающей революционерки. Она не просит, а «дерзкие слова выражает». Твёрдость характера девушки поражает автора. Девушка с горечью обращается к конвоирам, обвиняя государственное устройство в целом: «Проклятые вы… теперь ваша воля».

Материальное для Морозовой будто вовсе не существует. Денег у неё всего рубль двадцать, но она «брезгает» принимать чай и хлеб от жандармов, отказывается от жандармского тулупа.

Девушка не прощает не просто жандарма, а всю власть, которая сгубила её молодую жизнь.

В отличие от Морозовой, ссыльный Рязанцев отделяет систему от отдельных людей, которые в ней служат. Он понимает, что Гаврилов – человек хороший, но недалёкий.

Наиболее трагический образ очерка – бедная мать Морозовой, которая не знает о смерти дочери и едет за ней в уездный город, продав всё своё нехитрое добро.

Николай Семенович Лесков: биография, факты, видео

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье «Николай Семенович Лесков: биография, факты, видео» — о жизни известного русского писателя, прозаика, публициста. Интересные факты из его биографии и видео.

Николай Семенович Лесков — русский писатель, автор знаменитого рассказа «Левша», который входит в школьную программу. Писатель глубоко проник в суть русского народа, что отразилось в его произведениях разных жанров: сказы, рассказы, повести, романы в жанре реализма, очерки.

Биография Николая Семеновича Лескова

Родился Николай Семенович за тридцать лет до отмены крепостного права, в 1831 году в Орловской губернии на территории Российской империи.

Подпись: «Господский дом в селе Горохово Орловской губернии. В этом доме родился Николай Семенович Лесков и тут же проведено его детство»

Родители:

Отец некоторое время относился к духовенству, но затем устроился на службу в губернскую уголовную палату. Он занимал должность следователя и имел незаурядный талант к расследованию непростых преступлений.

Мать была из дворянского рода. В возрасте восьми лет Николай вместе с родителями, братьями и сестрами переехал в Панин хутор в окрестностях Кромы. В этой местности он и познакомился с бытом и характером простого русского народа.

Санкт-Петербург

Через шесть месяцев Лесков поселяется у своего друга Вернадского. «Санкт-Петербургские ведомости» регулярно печатают его очерки. Чаще всего его публиковали в журнале «Отечественные записки» не без содействия знакомого публициста из Орловской губернии.

Так, появилась первая большая публикация «Очерки винокуренной промышленности». Журнал «Современник» высоко оценил работы Лескова.

Как писатель Николай Семенович ярко проявляет себя в 1863 г. Из-под его пера выходят «Житие одной бабы», позже – «Некуда». В этих произведениях отчетливо прослеживается сатира над бытом нигилизма. Восхваляется труд простого крестьянина, семейные традиции.

Многие считали, что он пишет романы по заданию какой-то третьей заинтересованной стороны. Однако сам писатель опровергал эти домыслы. Но более печататься в популярных изданиях не мог. Оставалось только публиковать свои произведения у Каткова в «Русском вестнике».

1881 г. ознаменовался выходом рассказа «Сказ о тульском косом левше и стальной блохе», который сам автор характеризует как неоднозначно добрый. В нем все переплелось, и добро, и зло.

Сразу и непонятно, кто помогает общему делу, а кто все портит. Но Левша был одним из «Праведников» (сборник портретов русских людей, выраженных в ярких персонажах рассказов).

Личная жизнь Лескова

Лесков был женат дважды:

  • Первая жена — Ольга Смирнова, дочь киевского коммерсанта. Она страдала психической болезнью, лечилась, но семья распалась. Дети: сын Митя (умер младенцем); дочь Вера.
  • Вторая жена — Екатерина Бубнова. В этом гражданском браке родился сын Андрей. В 1877 году семейная пара рассталась.

Николай Семенович был добрейшим человеком и убежденным вегетарианцем. Он верил в то, что разумному человеку животных убивать нельзя.

Н. С. Лесков, 1892 г.

Последние годы писатель страдал астмой и скончался от этой болезни в 1895 году в Санкт-Петербурге. Там он был предан земле. В настоящее время биографию писателя изучают в школах на уроках литературы.

Его произведения оставляют в душе у читателя ощущение проникновения в русскую сущность, в быт русского народа таким, каким его создавали со времен Древней Руси.

В этом↓видео дополнительная информация по теме «Н.С. Лесков: краткая биография»

А здесь более подробная и интересная история «Николай Семенович Лесков: биография и творчество писателя»

Глава шестая

Первый день товарищи катили на доброй тройке. Кириак рассказывал инородческие религиозные предания, рассуждал о том, что при обращении дикарей нужно как можно меньше «обрядничать», а показывать пример праведной жизнью и не торопиться.

После ночёвки в юрте поехали на оленях, которые бежали нетвёрдо и неровно, с «задышкой». Это двухдневное путешествие было невесёлым, так что товарищи ни о чём не беседовали. К вечеру второго дня пересели на собак. Их запрягали по 15 в одни сани. Каждый ехал с проводником. Кириак хотел посадить владыку с более надёжным, но владыка сел с другим.

Поклажу разделили. Владыка взял узелок с бельём и книгами, а Кириак – мирницу, дароносицу и походную провизию.

Ехали быстро, но было неудобно. Владыка узнал, что его проводник крещён зырянином. Вечером путники поменялись проводниками, потому что тот, кого сразу посоветовал Кириак, вёз ровнее. Владыка, которого туземец называл бачка (батюшка) узнал, что этот проводник не крещён, потому счастлив. Проводник объяснил, что в крещении для него большое зло: его будут бить зайсан, шаман, лама, который ещё и сгонит олешков. У проводника уже так разорили дядю и брата, который крещён два раза, потому что крестится за других родственников, чтобы спасти их от разорения.

Крещёный брат теперь пропащий, потому что ему никто не верит: он украдёт — его поп простит. А нужно принести украденное, чтобы и человек простил, и бог.

О боге проводник знал, что он ходил по воде, топил свиней в море, был жалостлив: исцелил слепого и «рыбка народца кормил». Ничего другого из рассказанного епископом дикарь не понял.

Главы девятнадцатая — двадцатая

Иван убежал и долго скитался, пока Груша, явившаяся в виде девочки с крылышками, не указала ему путь. На этом пути Иван встретил двух стариков, у которых забирали в солдаты единственного сына, и согласился служить вместо него. Старики справили Ивану новые документы, и тот стал Петром Сердюковым.

В кучера Ивана, благородного офицера, не брали, и он пошёл артистом в уличный балаган изображать демона. Там Иван заступился за молоденькую актрису, и его выгнали. Деться ему было некуда, он пошёл в монастырь и скоро полюбил тамошний жизненный уклад, похожий на армейский. Стал Иван отцом Измаилом, и приставили его к лошадям.

Молитвой и постом Иван справился с бесом, но скоро ему начали докучать мелкие бесенята. Из-за них Иван случайно убил монастырскую корову, приняв её ночью за чёрта. За это и другие прегрешения отец игумен на всё лето запер Ивана в погребе и велел молоть соль.

Художественное своеобразие

Писатель очень внимателен к деталям. Всю суровую жизнь северного края он характеризует словами «бедно и неприветно». Выдра «позобала» рыбу в реке, вся картошка помёрзла. Жители будто сами отбывают наказание, питаясь только хлебом, луковицами и чаем.

Излюбленный приём тонко чувствующего природу Короленко – психологический параллелизм. Подобно снежной буре, поднимаются и летят одна за другой тяжёлые мысли рассказчика.

В очерке очень важна речь героев. Короленко подчёркивает их место рождения, пользуясь диалектными словами: закужавела, сивера, позобала. Писатель передаёт не только лексику, но и грамматический строй диалекта: «Ничего нет-то у нас», «Нельзя вам ехать-то будет».

Короленко показывает разницу в интеллекте и общественном положении героев, только описывая их речь. О словах Морозовой Гаврилов говорит: «Ровно бы и по-русски, а ничего понять невозможно».

Глава пятая

Кириак сказал, что крестить язычников скорохватом, не научив, он не хочет, веру можно вызвать сердцем, а не разумом. Епископ узнал, что Кириак придерживается в жизни «главного катехизиса»: делать то, что можно сделать во славу Христа.

Кириак открыл, что инородцы до сих пор приходят к нему, чтобы он «разобрал по-христосикову» их споры, а также приходят больные за молитвой, причём многих присылают шаманы. Они помнят, как Кириак носил им в отрог «калачики» и «словцом утешал». По словам Кириака, дикари «сами не чуют, как края ризы его касаются».

В это время епископ получил извещение, что в Сибири «увеличивается число буддийских капищ и удваиваются штаты лам». Миссионеры пешком возвращались в монастыри, потому что ламы запретили давать им лошадей, оленей и собак. Они рассказали, что по степям люди боятся лам, которые богаты и дают чиновникам взятки. При этом народ нищает, потому что ламы берут с него штрафы.

Вскоре в соседней епархии объявился зырянин поп Пётр, которому удавалось окрестить множество дикарей. Кириак скорбел об этом, утверждал, что Пётр Христа кровью затопит.

Епископ не послушал Кириака и «одолжил» в соседней епархии зырянина. Через три недели Пётр использовал для крещения уже целую коробку крестов. Епископ был этому рад, а Кириак скорбел.

В сердце владыки закрались сомнения: как зырянин добивается такого результата. Епископ решил посетить отдалённые места своей паствы. В товарищи себе он выбрал опытного Кириака.

О Пирогове

Рассказом о друге несчастного Пискарева продолжает Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этой повести отправляет нас по следам блондинки и Пирогова в дом жестянщика Шиллера, чьей женой и была светловолосая девушка. Кроме Шиллера в комнате был еще сапожник Гофман. Вместе они выставили Пирогова, но тот решил не сдаваться и, придя на следующий день, стал заигрывать с молодой женщиной. Она пригрозила тем, что пожалуется мужу. Пирогов заказал у Шиллера шпоры, чтобы иметь повод для того, чтобы появляться в этом доме снова. Наглое поведение Пирогова вывело жестянщика из себя. Он, сговорившись с женой и друзьями, решил проучить его. Блондинка пригласила его к себе в комнату, куда через некоторое время ворвался Шиллер с друзьями и, побив молодого человека, выставил его.

Однако Пирогов недолго досадовал. Подкрепившись пирожками, поручик снова начал радоваться жизни.

Ряд произведений, написанных Гоголем в период 1830-1840 годов, собраны в сборнике «Петербургские повести». Объединяет их не только тема «маленького человека», но и общее место действия — Петербург. Одно из произведений — «Невский проспект», краткое содержание повести рассмотрим в этой статье.

НА КРАЮ СВЕТА

Печатается по тексту H. С. Лесков, Собрание сочинений, том первый, СПб, 1889, стр. 379—460.

Рассказ написан в 1875 году, впервые опубликован под названием «На краю света (из воспоминаний архиерея)» в журнале «Гражданин», 1875, № 52, 28 декабря и 1876, №№ 1—4 и 6 от 5, 12, 18, 25 января и 8 февраля. В том же году рассказ был издан отдельной книгой «На краю света (из воспоминаний архиерея)» Рассказ H. С. Лескова, СПб, 1876. Рукопись не сохранилась, известна лишь ранняя его рукописная редакция под названием «Темняк» (ЦГАЛИ, ф. 275, оп. 1, № 6, лл. 17).

Тексты всех прижизненных изданий близки между собою. В первом отдельном издании (1876) рассказу предпослан следующий эпиграф из стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья» (1855):

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Значительно отличается от печатных изданий первая рукописная редакция рассказа «Темняк». Она вводит в творческую

617

лабораторию писателя и показывает, ценою какого огромного труда был создан Лесковым этот рассказ (см. Приложения).

В основе произведения «На краю света» лежит подлинный случай из миссионерской деятельности в Сибири ярославского архиепископа Нила (см. о нем ниже). Лесков сумел, однако, поднять этот случай до высоты огромного художественного обобщения и, как в зеркале, правдиво отразить современную действительность. В своем рассказе он показывает жизнь одного из наиболее угнетенных — «диких» народов России, обреченных на смерть и вырождение, фарисейство представителей господствующих классов, лицемерно заботящихся о «просвещении» и спасении души народа учением Христа, истинный смысл которого они сами не постигли или остались чужды ему, превосходство и ценность народных начал, «народного духа» как в искусстве, так и в самой жизни. При серьезных испытаниях, перед лицом смерти «некрещеный» дикарь оказался гораздо выше и человечнее архиерея, проявляет сметку и находчивость. Не удивительно, что этот «темняк» у Лескова вырастает в сказочного богатыря — символ народного могущества. Проницательнее и душевно теплее, чем архиерей, и отец Кириак — человек, близко стоящий к народу, хорошо знающий его тяготы, его подлинных «вражков».

Эта идея победы народного начала, пронизывающая от начала и до конца рассказ Лескова и роднящая его с такими произведениями, как «Левша», не была оценена и понята современной критикой. Первый, кто оценил и почувствовал эту идею, был Л. Н. Толстой. «На краю света»,— говорил он,— очень хорошо. У тунгуза показана простая, искренняя вера и поступки, соответствующие ей, а у архиерея — искусственная» (Д. П. Маковицкий, Яснополянские записки. 1904—1910 годы, вып. 2, М., 1923, стр. 58). Высоко ценил это произведение М. Горький, напечатавший его в первом томе избранных произведений Н. С. Лескова рядом с «Соборянами» (Берлин, 1923).

Критический реализм в произведениях Гоголя

В «Петербургских повестях» автор выразил свои впечатления, вызванные жизнью в Петербурге. Все произведения связывает общая проблематика — власть денег и чинов. Также всем повестям сборника присущ и типичный персонаж — разночинец. Ведущий пафос произведений — разоблачение несправедливости и разрушающей силы денег. Повести правдиво воссоздают картину Петербурга того времени. В этих произведениях Гоголь обращается к приему крайнего контраста. В «Невском проспекте» автор показал шумную толпу людей различных сословий, безумную роскошь меньшинства и ужасающую бедность большинства, разлад между возвышенной мечтой и пошлой действительностью. Контрастность Петербурга и двуличность большого города стали основными темами повести «Невский проспект».

Написана она в 1834 году, опубликована впервые в «Арабесках» в 1835. Гоголь создал в повести сплав социально-бытовой сатиры и лирики. Всей мощью таланта автор рисовал российскую действительность, лелея при этом мечту о прекрасном будущем своей страны. Тем самым Гоголь, по сравнению с предшественниками, поднял критический реализм на новую, высшую ступень. Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием «Невского проспекта», следует более подробно остановиться на главных действующих лицах.

Сны и мечты

Оказавшись дома, Пискарев заснул. Ему приснился сон. Именно этим эпизодом продолжает Николай Васильевич Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этой повести далее расскажет нам, что приснилось молодому человеку.

Итак, Пискарев увидел, что за ним пришел лакей, и, сказав, будто его прислала та самая барыня, велел следовать за ним. Он оказался на бале в великолепном особняке. Все дамы были прекрасны, но блистательнее всех, конечно, была Она. Девушка пыталась что-то сказать Пискареву, но им постоянно мешали. Он проснулся. Жизнь потеряла смысл для молодого человека. Чтобы лучше спать, он купил опиум. Его существование обретало смысл только в сновидениях.

Пискарев представлял, что женится на этой девушке, и она сойдет с того ужасного пути, по которому шла. Однажды он решился сделать ей предложение. Отправившись в тот дом, он вновь увидел ее и рассказал о своем плане. Ответом на его слова было презрение. Пискарев вновь бежал и несколько дней не выходил из своей комнаты. Когда дверь взломали, то нашли молодого человека с перерезанным горлом.

Поручик Пирогов

Он недавно получил чин и очень им гордится: «вы не заметили, верно, я офицер». Молодой человек принадлежит к среднему классу: «есть офицеры», составляющие «средний класс общества». Со своим приятелем Пискаревым поручик общается из корыстных побуждений: «поощрял художника» оттого, что ему хотелось видеть свою «мужественную физиономию» на портрете

Пирогов думал о себе «с самодовольною и самонадеянною улыбкою» и считал себя обаятельным мужчиной, перед которым не может устоять ни одна женщина: «он не мог понять», что ему можно «противиться», потому как «любезность» и «блестящий чин» давали «право на внимание»

В «Невском проспекте» Гоголь характеризует Пирогова так, как это делали люди, принадлежавшие к кругу поручика: он был «ученым и воспитанным». Они, как известно, «хвалят Булгарина», «не пропускают ни одной лекции». Но наш поручик «имел множество талантов»: «декламировал стихи», умел «рассказать анекдот», «поговорить об актрисе». Пирогов говорит дамам пошлые комплименты, а уверен, что это любезность. Он хвастлив и рассказывает товарищам о том, чего нет на самом деле — об интрижке с немкой. Гордится Пирогов и своей красотой: «раскланявшись», показал «красоту своего стана». Наглый и бесчестный поручик пытается соблазнить замужнюю женщину, «несмотря на то, что немка» дает «явный отпор». После того как ее муж и его приятели избивают наглого поручика, он чувствует себя еще и оскорбленным незаслуженно, хотя сам вел себя бесстыдно. «Сибирь и плети» посчитал «самым малым наказанием» для них.

Сюжет и композиция

Композиция повести представляет собой рассказ с обрамлением. Повесть состоит из 13 глав, обрамление, то есть повод к повествованию (беседа у архиепископа на Святках) изложено в первой главе.

Архиепископ рассказывает, как наводил порядки в отдалённой сибирской епархии. Желая проверить, почему зырянин Пётр крестит так много дикарей, а другие миссионеры мало, епископ поехал в степь с товарищем, хорошо знавшим дикарей, отцом Кириаком.

Когда путники ехали с проводниками на собаках, они попали в снежную бурю. Проводник, хотя и был дикарём, не бросил голодного замерзающего владыку, проведшего несколько дней без пищи. Он принёс ему лыжи и медвежью ногу из отдалённого чума. Крещёный дикарь, проводник Кириака, бросил его, так что тот обмёрз и умер.

Кириак был добр к туземцам и являл Христа в своих делах. После его смерти многие дикари крестились во имя Кириакова бога. Епископ получил назидание. Гостям он рассказал эту историю как пример истинного понимания Христа, свойственного православным: не умом, а сердцем.

Могила Фонвизина. Служба. Начало творчества

В 1762 г. Фонвизин определяется сержантом гвардии, прервав обучение в университете. Но служба его совсем не интересует, он тяготится ею, и в скором будущем его принимают в коллегию иностранных дел «переводчиком капитан-поручичья чина», а в следующем году назначают «быть для некоторых дел» при кабинет-министре у принятия челобитен И.П. Елагина, который с 1766 г. заведует театрами. Елагин был очень расположен к своему молодому подчиненному, но в окружении Елагина были люди, которые были недружелюбно настроены к Фонвизину и настраивали Елагина против него. К тому же в это время Фонвизин стал членом кружка Козловского, который составляли молодые литераторы. Об этом кружке он впоследствии вспоминал с ужасом, так как «лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве».  Но для воспитанного в домашнем благонравии Фонвизина невозможно было долго находиться в окружении подобных людей, он «содрогался, слыша ругательство безбожников».

Кроме переводов, Фонвизин начинает писать самостоятельные стихи, а также пробует свои силы в жанре драмы: в 1764 г. была представлена его комедия «Корион». И хотя в ее основе была французская комедия Грессе «Сидней», в ней уже отражались и критически осмысливались русские нравы. Несмотря на то, что французские заимствования были налицо, «Корион» понравился публике, судя по отзывам его современников.

Автор был ободрен успехом и в 1768 году написал комедию «Бригадир», которая также была подражательной (комедия датского писателя Гольберга «Jean de France»), но уже больше отражала русский быт и русские типы. Фонвизина сравнивали с Мольером, а его комедия «Бригадир»  не сходила со сцены.

Д.И. Фонвизин. Литография

В 1769 г. Фонвизин все-таки оставляет службу при Елагине и поступает в коллегию иностранных дел в качестве секретаря Н.И. Панина:  ему поручается  обширная переписка с русскими дипломатами при европейских дворах. Кроме того, вместе с Паниным он составляет проект государственных реформ, в результате которых предполагалось предоставить Сенату законодательную власть, обеспечить «два главнейших пункта блага государства и народов: вольность и собственность», т.е. освобождение крестьян. В своем проекте Фонвизин резко отзывается о существующем положении вещей в государстве:  «вчерашний капрал, неизвестно кто, и стыдно сказать, за что, становится сегодня полководцем и принимает начальство над заслуженным и ранами покрытым офицером»; «никто не намерен заслуживать, всякой ищет выслуживать». Он также резко критикует крепостное право: «Представьте себе государство, где люди составляют собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе истцом и судьей над человеком другого состояния, где каждый следственно может быть или тиран, или жертва». По мнению Фонвизина, рабство опирается на невежество людей, поэтому необходимо в первую очередь бороться с невежеством.

Глава шестая

Первый день товарищи катили на доброй тройке. Кириак рассказывал инородческие религиозные предания, рассуждал о том, что при обращении дикарей нужно как можно меньше «обрядничать», а показывать пример праведной жизнью и не торопиться.

После ночёвки в юрте поехали на оленях, которые бежали нетвёрдо и неровно, с «задышкой». Это двухдневное путешествие было невесёлым, так что товарищи ни о чём не беседовали. К вечеру второго дня пересели на собак. Их запрягали по 15 в одни сани. Каждый ехал с проводником. Кириак хотел посадить владыку с более надёжным, но владыка сел с другим.

Поклажу разделили. Владыка взял узелок с бельём и книгами, а Кириак – мирницу, дароносицу и походную провизию.

Ехали быстро, но было неудобно. Владыка узнал, что его проводник крещён зырянином. Вечером путники поменялись проводниками, потому что тот, кого сразу посоветовал Кириак, вёз ровнее. Владыка, которого туземец называл бачка (батюшка) узнал, что этот проводник не крещён, потому счастлив. Проводник объяснил, что в крещении для него большое зло: его будут бить зайсан, шаман, лама, который ещё и сгонит олешков. У проводника уже так разорили дядю и брата, который крещён два раза, потому что крестится за других родственников, чтобы спасти их от разорения.

Крещёный брат теперь пропащий, потому что ему никто не верит: он украдёт — его поп простит. А нужно принести украденное, чтобы и человек простил, и бог.

О боге проводник знал, что он ходил по воде, топил свиней в море, был жалостлив: исцелил слепого и «рыбка народца кормил». Ничего другого из рассказанного епископом дикарь не понял.

История создания

Короленко написал очерк «Чудная» в 1880 г. в пересыльной тюрьме в Вышнем Волочке. Он передал его через друзей нелегально. Но опубликовать рукопись не удалось. Ни журнал «Слово», ни «Отечественные записки» не смогли это сделать по цензурным соображениям. В 1893 г. очерк был издан в Лондоне Фондом русской вольной прессы. Он издавался в России нелегально, пока в 1905 г. не был напечатан в журнале «Русское богатство» в книге 9 под названием «Командировка». Позже Короленко вернул очерку прежнее название, переместив акцент с Гаврилова на Морозову. Он задумывал посвятить его Эвелине Улановской, ссыльной студентке из Петербурга, с которой познакомился в Березовских Починках, но этот замысел не был осуществлён.

Проблема душевного одиночества

Наше общество больно, это ясно сегодня всем. Но чтобы выбрать правильное лечение, нужно поставить верный диагноз. Лучшие умы страны бьются над этим, пытаются провести собственный анализ. Астафьев («Людочка») поставил очень точный диагноз для одной страшной болезни, которая поразила страну. Писатель увидел главную героиню рассказа в душевном одиночестве. В ее образе отразилась боль множества наших соотечественников. Очень актуален и сегодня рассказ «Людочка» (Астафьев). Проблематика его близка и знакома множеству людей, живущих в наши дни.

Рассказ, созданный Астафьевым, легко вписывается в современный Одна из основных особенностей таланта автора — умение охватить проблемы, которые волнуют многих писателей: распад деревни, падение нравственности, бесхозяйственность, рост преступности. Виктор Петрович показывает нам серую, будничную, обыкновенную жизнь. В круге «дом-работа-дом» живут Гавриловна, женщина, потерявшая в парикмахерской свое здоровье, и ее товарки, принимающие как должное все удары судьбы. И главная героиня должна быть в этом круге, как показывает проведенный нами анализ. Астафьев («Людочка») изображает ее отнюдь не исключительной героиней, способной изменить этот мир. Она вынуждена существовать в тяжелых условиях и понимать, что выхода нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: