Краткое содержание: «несмертельный голован» н. с. лескова. анализ произведения

Детство и юность

Будущий писатель Николай Лесков родился 16 февраля 1831 года в небольшом селе Горохово Орловского уезда. Ни родители, ни предки молодого человека не имели никакого отношения к творчеству. Так, дед будущего литератора был священником в селе Лески, откуда и пошла фамилия.

Николай Семенович Лесков в детстве

Отца писателя звали Семеном Дмитриевичем. Мужчина, следуя родовой традиции, должен был стать духовным лицом. Он получил образование в семинарии, однако идти по стопам предков отказался. Служба священника его совсем не привлекала.

В гневе дед будущего писателя выгнал своего непокорного сына из дома. Молодой человек отправился в Орел, имея в кармане всего пару монет.

Благодаря полученному образованию, а также природным талантам мужчина смог устроиться в местную уголовную палату. Прослыл проницательным и умным следователем и получил дворянский титул. Помимо прочего, давал частные уроки детям аристократии.

Так продолжалось, пока он не встретил свою будущую супругу.

Мать Николая Лескова звали Мария Петровна. До замужества носила фамилию Алферьева. Женщина происходила из дворянского рода. На момент знакомства ей было всего 16 лет, а ему — 40.

Молодой Николай Лесков

Разница в возрасте не помешала браку. Супруги произвели на свет пятерых детей: двух дочерей и трех сыновей. Николай был самым старшим.

Писателю отец запомнился проницательным, умным и необычным человеком. Он был честным и отличался прямотой. Эти качества привели к тому, что у Лескова старшего было немало врагов.

Из-за происков недоброжелателей отец семейства был вынужден оставить службу в городе.

Супруги вместе с детьми отправились в село Панино. Здесь у мужчины было свое имение. Именно тут будущий писатель познавал тяготы народного быта, особенности жизни простого люда.

Отец семейства, будучи человеком деятельным и трудолюбивым, научился пахать землю, сеять, а также трудиться в саду.

Когда подошло время для начала учебы, Николая отдали в Орловскую губернскую гимназию. Формальное образование молодой человек получал с большой неохотой. Преподаватели были невысокого мнения о нерадивом ученике.

Николай Семенович Лесков в молодости

Это заведение Николай посещал целых пять лет. Но засчитали ему только два класса, поскольку он считался неуспевающим. Литературоведы, исследователи советского периода проводили прямую параллель с Некрасовым.

Лесков, талантливый и жадный до знаний молодой человек, просто не вписывался в тогдашнюю систему образования с ее зубрежкой и механическим пересказыванием материала. Что и стало причиной проблем с учебой.

Формальное образование получить не удалось. Когда подошло время, молодой человек начал работать. В 1847 году под протекцией отца Николая взяли писцом в Орловскую палату уголовного суда, где работал и сам Лесков старший.

Спокойное время продолжалось совсем недолго. Всего через год Семен Дмитриевич скончался. Его жизнь унесла холера, от которой в то время спасения не было. Словно этого было мало, судьба преподнесла еще один сюрприз: имение отца полностью сгорело вместе со всем имуществом.

В 1849 году Лесков получил приглашение от дяди по материнской линии. Родственник решил помочь племяннику и позвал того в Киев. Недолго думая молодой человек отправился в город. На новом месте он устроился в казенную палату, стал чиновником.

Эта работа как нельзя лучше подошла любознательному Лескову. По роду службы он нередко ездил по мелким селам, уездам, городам, наблюдал за жизнью простых людей.

Юный Лесков

Свободное от работы время Николай Семенович использовал для самообучения. Он много читал, занимался своим образованием. Наверстывал то, что не получил в ранние годы. В период работы молодой человек жил у своего дяди, Сергея Алферьева.

Старался Лесков обучаться и у других. Он посещал местный университет, осваивал польский язык, интересовался иконописью и богословием. Много времени проводил в беседах с религиозными деятелями. Причем не только официального толка.

Лесков с удовольствием слушал мнение старообрядцев и даже сектантов, отступников от единой веры.

В 1857 году Николай Семенович бросает прежнюю работу и устраивается в компанию супруга родной тетки, англичанина А. Скотта. Она называлась «Шкотт и Вилькенс». По воспоминаниям самого писателя, это была организация, которая жадно эксплуатировала все, до чего могла дотянуться.

Благодаря службе тут мужчина приобрел знания в разных областях промышленности, экономики и хозяйства. И вновь по роду работу, будучи агентом, он много путешествовал по всей стране.

Николай Семенович Лесков

В этот же период у него возникали мысли заняться литературной деятельностью. Вскоре туманное намерение превратилось в реальную практику.

Голован – агностик

После этого Голован стал знахарем и мудрецом. К нему ходили советоваться, если возникали какие-то затруднения в хозяйстве или в семейных делах. Голован никому не отказывал и всем давал успокаивающие ответы. Неизвестно, помогали они или нет, но люди уходили от него с надеждой на скорое разрешение своих проблем. При этом никто не мог сказать точно, верит ли Голован в христианского Бога, блюдет ли он канон.

Когда его спрашивали, к какой он церкви принадлежит, Голован отвечал: «Я из прихода творца-вседержителя». Разумеется, такой церкви не было в городе. Но при этом герой сказа вел себя так же, как истинный христианин: никому не отказывал в помощи и даже водил дружбу с любителем звезд, которого в городе все считали дурачком. Таковы добродетели Голована, их краткое содержание. «Несмертельный Голован» — рассказ о светлом идеале праведника, не обремененного никакой конкретной принадлежностью к религиозной конфессии.

«Старый гений»

Петербург. Маленькая старушка-помещица приезжает в большой город, чтобы пожаловаться полиции и суду на своего должника. «Вопиющее дело» состоит в том, что пожилая женщина «по своей сердечной доброте и простоте выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик».Однако своих денежных обязательств должник не уплатил в срок и исчез, оставив старушку, ее дочь и внучку на грани разорения. Этот распущенный человек обманул доверие доброй семьи и пошатнул веру в людей. Более того, никто не желает наказать преступника, так как у него было «какое-то могущественное родство», свои связи. И вдруг, когда, казалось бы, должник вот-вот улизнет, когда старушка практически отчаялась обрести помощь, нашелся человек, который пообещал ей: «Я выручу». Но о том, как внезапно обретенный гений помог бедной женщине и ее семье, предлагаем узнать читателям самим.

Этот замечательный, очень динамичный, и во многом ироничный рассказ Лескова — о торжестве справедливости. С каждой главой усиливается драматичность ситуации, однако пятая часть словно разрубает узел безысходности положения своей неожиданной развязкой. Некий «старый гений» восстанавливает утраченную справедливость и веру в человека. В рассказе Лескова торжествует добро и утверждается неотвратимость возмездия за зло. Почему же герой, выручивший незнакомую ему пожилую женщину, назван писателем гением? Потому что для автора тут важен высокий смысл помощи ближнему: именно в этом человеческом таланте протянуть руку помощи и проявляется духовная красота и теплота человеческого сердца.

Герои и образы

Главный герой рассказа – сын приказного (мелкого чиновника) Александр Афанасьевич Рыжов, которого Лесков при знакомстве с читателем называет мелкотравчатым, подчёркивая его социальную незначительность, а потом загадочным чудаком. Простые люди называли его «такой-некий-этакой», а начальство считало «повреждённым от Библии».

Отец Рыжова умер, когда сын его был ещё младенцем. Мать всю жизнь посвятила сыну, зарабатывая печеньем пирогов. Её Лесков характеризует как простую, здравую, трезвомысленную русскую женщину, сильную, отважную, способную «любить горячо и верно».

Мать Рыжова умерла от того, что не смогла больше трудиться – продавать пироги. Рыжов очень любил мать, даже не захотел уезжать из города. Но он жертвует жизнью матери во имя справедливости, подчинившись приказу городничего убрать мать с базара.

Юный Рыжов (Алексашка) учился у мастерицы и у дьяка, а с 14 лет нанялся носить почту между ближайшими городами.Рыжов был плечистый и рослый, «необъятной силы и несокрушимого здоровья». С детства он имел определённые принципы: не хотел даром есть хлеб, уезжать из родного города, чтобы не разлучаться с матерь

ю, питал отвращение к торговле и был склонен к философии. Но самой странной чертой Рыжова было то, что он постоянно читал одну книгу – Библию, знал её наизусть, причём воспринимал её как руководство действию. «Правила, созданные им на библейском грунте», он применял на новой должности квартального, которую получил в возрасте 26 лет.Их всех книг Библии наиболее близок Рыжову был пророк Исайя. Библией Рыжов руководствуется, когда меняет устоявшиеся традиции: днём и ночью следит за порядком, отправляет праздных сторожей работать в огороде городничего, патриархально бьёт свою жену, принявшую от откупщика мешочек соли и насолившую груздей.

Единственным недостатком квартального Рыжова становится неприятие взяток: «Даров не приемлю». Он так объясняет Ланскому свою жизнь на малый доход: «Если иметь великое обуздание, то и с малыми средствами прожить можно».

Тем не менее, Рыжов спокоен и счастлив, находит удовольствие «в исполнении своего долга», а «высший духовный комфорт» — в философских рассуждениях о том, как законы духовного мира влияют на судьбы людей и целых народов. Рассуждения свои Рыжов вписывал в синие тетради, которые называл «Однодумом».

Рыжов до конца жизни последователен в своих убеждениях. Он служит и квартальным, и городничим в одном и том же уборе, «полосатом тиковом бешмете и кошлатой мужицкой шапке». Перед приездом губернатора он отказывается украшать город, как это было принято.

Рыжов не имеет никакой чиновничьей робости, прямо говорит Ланскому, что не уважает власти, потому что они «ленивы, алчны и пред престолом криводушны». Примечательно, что Рыжов не боится никакого наказания, потому что Бог с ним, а боится Рыжов только Бога.

Лесков считал, что сила его таланта в положительных типах русских людей, которые он дал читателю. Некоторые критики находили Рыжова бессердечным, заботящимся только о себе и не замечающим окружающих.

Сергей Степанович Ланской – на момент происходящих событий губернатор Костромы, человек «сильного ума», который проявился в том, что губернатор не сразу назначал на места изгнанных со службы негодных лиц новых. Вдобавок к «надменной фигуре» Ланской имеет доброе сердце, которое позволяет ему сразу же простить дерзкий поступок Рыжова, который «заинтересовал его не чуждую теплоты душу».

После того как Ланской прислал Рыжову владимирский крест, дарующий дворянство, он, в свою очередь, был назван Рыжовым чудаком.

Тема

Повесть затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820–30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.

Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами печален: судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь есть движение в этом направлении.

Жизнь Голована

Действия рассказа происходят в середине XIX века, в городе Орле. Главный герой — Голован. Автор дает ему такую характеристику: рост в 15 вершков, широкоплечий и мускулистого телосложения. На лице его всегда была улыбка, добрые глаза и большой нос.

О герое было известно, что славится он добрыми делами и поведением:

  • В начале произведения описывается ситуация, в которой герой спас ребенка от бешеной собаки, сорвавшейся с привязи.
  • Голован жил на краю городка, имел своих коров и породистого быка. Такое стадо давало качественные продукты: молоко, сливки и масло. Его сестры изготавливали интересные ткани и вели хозяйство. Дом состоял из двух частей, где в одной жил он с матерью, тремя сестрами и девушкой Павлой, а во второй находились животные.
  • Он был единственным в семье, кто получил вольную, другие оставались крепостными. Чтобы исправить такую ситуацию, он организовал свое дело и за 7 лет полностью выкупил близких, кроме возлюбленной Павлы, потому что девушка уехала с мужем. Потом ее муж бежал, и Павла вернулась в город и стала жить в семье Голована.

Жанр

Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.

Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в XIX веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.

С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.

Образ Голована в рассказе «Несмертельный Голован»

Голован — орловский мещанин, молочник, бывший крепостной крестьянин, отданный в услужение герою кавказской войны генералу Ермолову и выкупившийся на волю при его содействии. Голован принадлежит к типу героя-праведника. Герой отличается богатырским телосложением, на его лице неизменно отражены веселость и доброта. Лицо его — простое, обыкновенное.

Сюжетные функции Голована в рассказе «Несмертельный Голован»: спаситель, помощник и утешитель. Этот герой защитил повествователя в раннем детстве, когда на него напала сорвавшаяся с цепи собака. Он ухаживает за умирающими во время страшной моровой язвы и гибнет на большом орловском пожаре, спасая имущество и жизни горожан.

В народном представлении Голован — мифологизированный герой, обладающий сверхъестественным даром: он якобы владеет целебным «безоаром камнем», охраняющим от моровой язвы; поэтому Голована прозвали «несмертельным». Он — герой, жертвующий частью собственной плоти, чтобы остановить мор (Голован отрезает кусок мяса с ноги и бросает в реку). Он, по мнению простых орловчан, наделен колдовскими способностями и высшей мудростью: к нему обращаются за советами во всех трудных случаях.

Почитание Голована за его служение ближним сочетается с осуждением его за общение с «звездочетом» Антоном; в народе ходят толки о связи Голована с живущей в доме солдаткой Павлой. Поведение этого героя отличают загадочность и странность. Он терпеливо сносит побои и издевательства от внезапно появившегося в городе нищего Фотея и неизменно подает ему милостыню.

Мифологизированный, легендарный образ Голована противопоставлен подлинному Головану, истину о котором повествователь узнает в финале произведения от своей бабушки Александры Васильевны Колобовой. Голован отсекает икорную мышцу на ноге, чтобы избавиться от язвенного прыща и уберечься от моровой болезни. Герой — девственник. Он и Павла живут как брат и сестра, имея между собой «совершенную любовь» (эпиграф ко всему произведению — стих из послания апостола Иоанна: «Совершенная любовь изгоняет страх»). Голован и Павла знают, что пропавший без вести муж Павлы Ферапонт жив, и потому не могут нарушить заповедь и вступить в брак, хотя юридически Ферапонт считается умершим. Заглавный герой рассказа воплощает лучшие качества русского характера; он противопоставлен большинству окружающих, не чуждых лукавства и обмана, нетерпимых к инаковерию и свободомыслию.

Разгадка тайны Голована

Автор повествования (Н. С. Лесков) после пересказа народных легенд, дабы не томить читателя и самостоятельно выяснить истину, обращается за правдивой информацией к тому человеку, который лично знал несмертельного Голована, – к своей бабушке. И она отвечает ему на все вопросы, которые он изложил в произведении «Несмертельный Голован». Рассказ завершается разговором между бабушкой и внуком.

  1. Павла не была любовницей Голована, они жили с ним в духовном, «ангельском» браке.
  2. А ногу он себе оттяпал, потому что заметил первые признаки болезни на икре и, зная, что от нее спасения нет, решил проблему радикально.

Конечно, если читать такого гениального рассказа, как «Несмертельный Голован», краткое изложение, то много чего можно упустить, например, подробности истории или волшебство и обаяние неповторимого языка Лескова. Поэтому всем читателям настоящей статьи необходимо ознакомиться с произведением в полном объеме, чтобы почувствовать ри и «цвет» прозы Лескова. Таким получилось краткое содержание. «Несмертельный Голован» — рассказ Н. С. Лескова, возбуждающий интерес к другим произведениям автора.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.

Год написания – 1872–1873 гг., впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.

История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.

Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизм.

Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.

Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.

История создания

Рассказ «Однодум» был написан Лесковым в Дубельне летом 1879 г. Он был напечатан в журнале «Еженедельное новое время» в № 37-38 и 39 за 1879 г.

Рассказ входил в цикл о русских праведниках. Этому циклу предшествовало заглавие «Русские антики». В предисловии к циклу Лесков рассказывает о беседе с умирающим писателем (подразумевается Писарев), который вдохновил Лескова описать хороших людей, по выражению Лескова, «праведников». Писатель этот якобы обвинил весь народ в том, что нет в нём ничего, «кроме дряни».

Прототипом Рыжова стал солигаличский квартальный с такой же фамилией, отличавшийся честностью и бескорыстием.

Разгадка тайны Голована

Автор повествования (Н. С. Лесков) после пересказа народных легенд, дабы не томить читателя и самостоятельно выяснить истину, обращается за правдивой информацией к тому человеку, который лично знал несмертельного Голована, – к своей бабушке. И она отвечает ему на все вопросы, которые он изложил в произведении «Несмертельный Голован». Рассказ завершается разговором между бабушкой и внуком.

  1. Павла не была любовницей Голована, они жили с ним в духовном, «ангельском» браке.
  2. А ногу он себе оттяпал, потому что заметил первые признаки болезни на икре и, зная, что от нее спасения нет, решил проблему радикально.

Конечно, если читать такого гениального рассказа, как «Несмертельный Голован», краткое изложение, то много чего можно упустить, например, подробности истории или волшебство и обаяние неповторимого языка Лескова. Поэтому всем читателям настоящей статьи необходимо ознакомиться с произведением в полном объеме, чтобы почувствовать ри и «цвет» прозы Лескова. Таким получилось краткое содержание. «Несмертельный Голован» — рассказ Н. С. Лескова, возбуждающий интерес к другим произведениям автора.

Образ «несмертельного»

Однажды автор вспомнил про Голована и приехал в деревню к своей бабушке, потому что она общалась с молочником-чудотворцем. Ее зовут Акилина, но также позволяет себя называть Александрой Васильевной. Женщина купеческого рода, взята женой в дворянский род за душевную красоту и ясный разум. Была малограмотна и умна. По приезде в Орел общалась с соборным отцом Петром и «несмертельным».

Павлу в народе называли «Голованов грех». Молочник ее любил, но греха между ними не было. Отец Петр перед смертью сказал Акилине о том, что между кудесником и Петром был разговор: «Нехорошо, говорит, это: ты не каешься, а соблазняешь. Не достойно тебе держать у себя сию Павлу. Отпусти ее с богом».

А Голован ответил: «Напрасно это вы, батюшка, говорите: пусть лучше она живет у меня с богом, — нельзя, чтобы я ее отпустил». — «А почему?» — «А потому, что ей головы приклонить негде…» — «Ну так, говорит, женись на ней!» — «А это, отвечает, невозможно», — а почему нельзя, Петр не понимал.

Когда Павла умирала от чахотки, то к ней пришел Петр. Женщина рассказала, что между ними была любовь совершенная «ангельская». Пожениться они не могли, потому что ее мужем был тот самый мошенник Фотей. Его настоящее имя Фрапошка, он бежавший солдат. Жил в городе, просто из-за неухоженности Фотея нельзя узнать.

Но Голован узнал в нем беглого мужа своей любимой Павлы. Голован и Павла не вступали в брак, потому что Павла жалела мошенника и считала себя замужней. Бабушка сказала, что есть блаженство святое, а есть греховное. Святое ни через кого не перейдет, а греховное все переступит.

Так заканчивается произведение «Несмертельный Голован». Краткий пересказ поможет сделать анализ и понять смысл истории, оценить черты основного героя, обладающего лучшими качествами русской души, и отличающегося от большинства окружающих.

Александр Пушкин, «Повести Белкина» (1830 год)

В 1830 году в России свирепствовала холера, которая загнала Александра Пушкина в Болдино на целых три месяца. Однако это вынужденное сидение на карантине стало предельно продуктивным периодом в творческой биографии писателя.

За «болдинскую осень» Пушкину удаётся завершить своего «Евгения Онегина», «Маленькие трагедии» (среди которых – «Пир во время чумы», отсылающий к Великой чуме в Лондоне во второй половине XVII века), а также написать гениальные «Повести Белкина».

В этом цикле повестей Пушкин экспериментирует с различными литературными жанрами и формами: здесь у него и романтическая история «Метель», и готическая повесть «Гробовщик», и реалистический «Выстрел», и водевильная «Барышня-крестьянка», и щемящий «Станционный смотритель», близкий к традициям сентиментализма. Также в Болдине Пушкин создаёт ряд лирических текстов, пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде» и начинает некоторые другие свои произведения.

Глава первая

Он сам почти миф, а история его – легенда. Чтобы повествовать о нем – надо быть французом, потому что одним людям этой нации удается объяснять другим то, чего они сами не понимают. Я говорю все это с тою целию, чтобы вперед испросить себе у моего читателя снисхождения ко всестороннему несовершенству моего рассказа о лице, воспроизведение которого стоило бы трудов гораздо лучшего мастера, чем я. Но Голован может быть скоро совсем позабыт, а это была бы утрата. Голован стоит внимания, и хотя я его знаю не настолько, чтобы мог начертать полное его изображение, однако я подберу и представлю некоторые черты этого не высокого ранга смертного человека, который сумел прослыть «несмертельным».

Прозвище «несмертельного», данное Головану, не выражало собою насмешки и отнюдь не было пустым, бессмысленным звуком – его прозвали несмертельным вследствие сильного убеждения, что Голован – человек особенный; человек, который не боится смерти. Как могло сложиться о нем такое мнение среди людей, ходящих под богом и всегда помнящих о своей смертности? Была ли на это достаточная причина, развившаяся в последовательной условности, или же такую кличку ему дала простота, которая сродни глупости?

Мне казалось, что последнее было вероятнее, но как судили о том другие – этого я не знаю, потому что в детстве моем об этом не думал, а когда я подрос и мог понимать вещи – «несмертельного» Голована уже не было на свете. Он умер, и притом не самым опрятным образом: он погиб во время так называемого в г. Орле «большого пожара», утонув в кипящей ямине, куда упал, спасая чью-то жизнь или чье-то добро. Однако «часть его большая, от тлена убежав, продолжала жить в благодарной памяти», и я хочу попробовать занести на бумагу то, что я о нем знал и слышал, дабы таким образом еще продлилась на свете его достойная внимания память.

Биография Лескова

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохове, Орловской губернии. Его отец, Семен Дмитриевич, был сыном священника. Он тоже окончил семинарию, однако предпочел работать в Орловской уголовной палате.

В будущем, рассказы отца-семинариста и деда-священника серьезно отразятся на формировании взглядов писателя.

Отец Лескова был очень одаренным следователем, способным распутать самое трудное дело. Благодаря своим заслугам, он был удостоен дворянского титула.

Мать писателя, Мария Петровна, была родом из дворянской семьи.

Кроме Николая, в семье Лесковых родилось еще четверо детей.

Детство и юность

Когда будущему писателю едва исполнилось 8 лет, отец серьезно поссорился со своим руководством. Это привело к тому, что их семейство переехало в деревню Панино. Там они купили дом и начали вести простой образ жизни.

Достигнув определенного возраста, Лесков отправился учиться в Орловскую гимназию. Интересен факт, что практически по всем предметам юноша получал низкие оценки.

После 5 лет учебы ему было выдано свидетельство об окончании всего 2-х классов. Биографы Лескова предполагают, что в этом были виноваты преподаватели, которые жестко относились к ученикам и часто наказывали их физически.

После учебы Николаю пришлось устроиться на работу. Отец определил его в уголовную палату канцелярским служителем.

В 1848 г. в биографии Лескова произошла трагедия. От холеры скончался отец, в результате чего их семья осталась без опоры и кормильца.

На следующий год, по собственному прошению Лесков устроился в казенную палату в Киеве. На тот момент он проживал у своего родного дяди.

Находясь на новом рабочем месте, Николай Лесков серьезно заинтересовался изучением языков и чтением книг. Вскоре он начал посещать университет в качестве вольнослушателя.

В отличие от большинства учеников юноша внимательно слушал лекторов, с жадностью поглощая новые знания.

В данный период биографии он серьезно увлекся иконописью, а также завел знакомство с разными старообрядцами и сектантами.

Затем Лесков устроился работать в компанию «Шкотт и Вилькенс», принадлежавшую его родственнику.

Его часто отправляли в командировки, в связи с чем ему удалось побывать в разных городах России. Позже этот отрезок времени Николай Лесков назовет лучшим в своей биографии.

Это интересно: Николай Коперник Биография

Позднее творчество

В 1870-е годы Лесков был сотрудником учебного отдела Ученого комитета в Министерстве народного просвещения, затем — сотрудником Министерства государственных имуществ. Служба особой радости ему никогда не приносила, поэтому отставку в 1883 году он принял как возможность стать независимым. Главной для писателя всегда оставалась литературная деятельность. «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», «Несмертельный Голован», «Тупейный художник», «Зло» — это малая часть произведений, которые пишет в 1870-1880-е годы Лесков Н. С. Рассказы и повести объединяют образы праведников – героев прямодушных, бесстрашных, не способных мириться со злом. Довольно часто основу произведений составляли воспоминания или сохранившиеся старые рукописи. А среди героев наряду с вымышленными встречались и прообразы реально живших людей, что придавало сюжету особую достоверность и правдивость. Сами произведения с годами все больше обретали сатирически-обличающие черты. В результате повести и романы поздних лет, среди которых «Незаметный след», «Соколий перелет», «Заячий ремиз» и, конечно, «Чертовы куклы», где прототипом для главного героя послужил царь Николай Первый, не были напечатаны вовсе или публиковались с большими цензурными правками. По признанию Лескова, издание произведений, всегда довольно проблематичное, на склоне лет стало и вовсе невыносимым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: