Песочный человек», краткое содержание по главам новеллы Гофмана
Натанаэль извиняется перед Лотаром, матушкой и Кларой за то, что долго не писал. Он объясняет своё молчание душевным смятением, произошедшим вследствие посещения его продавцом барометров несколько дней назад – 30 октября. Натанаэль рассказывает Лотару об одном событии из времён его ранней юности.
Он вспоминает, как в детстве в девять вечера в их дом приходил Песочный человек. Матушка объяснила, что это просто выдумка, которой она уговаривает детей идти спать.
Старая нянюшка младшей сестры Натанаэля рассказала ему страшную сказку о Песочном человеке, после которой он долгое время дрожал от тоски и ужаса и полюбил всё чудесное, что есть на свете.
Натанаэль увидел, как гость и отец облачились в чёрные балахоны, открыли спрятанный за шкафом очаг и стали производить странные опыты с диковинными склянками. Испугавшийся мальчик выпал на середину комнаты. Коппелиус чуть не вырвал ему глаза, долго крутил руки и ноги, после чего ребёнок потерял сознание. Несколько недель Натанаэль провёл в сильной горячке.
Коппелиус покинул город.
Через год старый адвокат вернулся. Отец пообещал матери, что Коппелиус приходит в последний раз. Ночью Натанаэль тщетно силился уснуть. В полночь раздался страшный удар. Взрыв убил отца Натанаэля. Коппелиус вновь бежал из города.
Продавец барометров, увиденный Натанаэлем 30 октября, был никто иной как убийца отца, выдающий себя за пьемонтского механика Джузеппе Копполу. Молодой человек просит Лотара ни о чём не рассказывать родным и готовится к мести.
Клара – Натанаэлю
Клара пишет Натанаэлю, что он по ошибке адресовал предыдущее письмо ей. Девушка пробует объяснить ему, что в Коппелиусе никогда не было ничего таинственного, кроме его мерзкого вида. Страх перед адвокатом был естественен для детей.
Смерть же отца Натанаэля произошла в результате несчастного случая, когда он занимался алхимией. Тёмная сила, по мнению Клары и её брата Лотара, способна вторгнуться в душу человека только по его собственной воли.
Девушка призывает возлюбленного не думать больше о Песочном человеке, чтобы он не смог причинить ему вреда.
Натанаэль – Лотару
Натанаэль раздосадован тем, что Клара прочитала его письмо.
Он извещает Лотара, что слушает лекции у профессора физики («природного итальянца») Спаланцани, который развеял его сомнения относительно общности между немцем Коппелиусом и пьемонтцем Копполой.
Натанаэль видит во внешности Спаланцани сходство с графом Калиостро и рассказывает о странном впечатлении, которое произвела на него дочь лектора – Олимпия.
Автор обращается к читателю с вопросом о том, доводилось ли ему переживать нечто такое, о чём он тщетно пытался рассказать друзьям? Историю Натанаэля рассказчик преподносит как повествование, от которого невозможно было удержаться.
Он долго думал, с чего начать свой рассказ, и решил. не начинать его вовсе. Вместо классического начала автор предложил читателю три письма, переданных ему его другом Лотаром.
Вместе с тем рассказчик надеется, что в дальнейшем ему удастся достойно закончить своё повествование.
Между девушкой и молодым человеком со временем развилась склонность, закончившаяся помолвкой. В настоящий момент Натанаэль учится в Г.
Клара в описании автора представляет собой красивую, живую, весёлую, рассудительную девушку, не подверженную таинственным поэтическим мечтаниям.
Приехавший домой Натанаэль всё время находится в мрачном расположении духа. Он говорит о роке, о влиянии высших сил на вдохновение учёного или поэта, о разрушительном воздействии Коппелиуса на его отношения с Кларой. Натанаэль пробует читать возлюбленной мистические книги. Кларе гораздо интереснее следить за тем, чтоб
Краткое содержание новеллы
Краткое содержание новеллы может быть представлено через обзор событий, следующих по тексту в определенной последовательности. Четкая хронология в нескольких письмах с возвратом в прошлое позволяет автору точнее предать суть психологической драмы главного героя и его конфликта с близкими людьми.
Первое письмо
Это письмо обращено к другу Натанаэля, брату его невесты Лотару. В нем рассказывается о детских страхах героя и его сестер, связанных с ужасным Песочным Человеком, которым няня и родители пугали детей. Описывается быт рядового семейства, собирающегося в гостиной на ужин и нежелание детей идти вовремя спать. Этим и объясняется появление пугающего персонажа, которого юный герой со временем начинает отождествлять со странным и страшным посетителем, приходящим к его отцу по вечерам. Это адвокат Коппелиус, ненавидящий детей и вселяющий в них животный страх.
В письме также рассказывается о том, как однажды Натанаэль решил проникнуть в комнату отца и узнать, чем занимаются они в такое позднее время. Но не сдержался во время алхимического опыта, которым занималась эта пара, и выдал себя. Особо обозлился на нежданного гостя Коппелиус и в гневе потребовал забрать у него глаза для своих опытов, как это делал Песочный Человек в страшных няниных сказках. Отец вымолил у него прощения за сына. Однако злодей начинает выворачивать его ноги и руки, желая разобраться с тем, как устроен мальчик. Натанаэль в страхе спасается бегством, но потом надолго заболевает. Коппелиус совсем исчезает из города, после чего детские страхи на время прекращаются.
По прошествии года злодей врывается в жизнь семейства опять; он навещает отца Натанаэля, чтобы продолжить с ним алхимические опыты. Во время их проведения случается несчастье – от сильного взрыва химических препаратов отец погибает. Далее в письме говорится о том, что уже во время учебы вдали от дома он случайно встречает человека, очень похожего на Коппелиуса, который выдает себя за продавца барометров.
Второе письмо
Второе письмо пишет возлюбленная Натанаэля, обеспокоенная его состоянием (она случайно увидела письмо к брату). Читать его не было целью, но, уловив тревожные нотки в строках любимого, он не смогла остановиться. В своем послании Клара пытается доказать, что все его страхи и сомнения – всего лишь нездоровая фантазия, принимаемая за реальность. Она объясняет это следующими причинами:
- В природе существует темная сила, с детства привязывающая каждого человека к первым жизненным впечатлениям.
- Чем переживания острее – тем сильнее захватывают сознание и не дают ему вырваться из своих пут.
- И, наконец, она уверена, что источник этих темных сил в нас самих и поэтому человеку нужно направить все усилия на то, чтобы разобраться в самом себе.
Для Натанаэля, привыкшего воспринимать свою возлюбленную как простую провинциальную барышню, все эти философствования кажутся очень удивительными. И он пишет еще одно письмо ее брату, Лотару.
Третье письмо
Это письмо написано в ответ на послание Клары. Герой жалуется другу на то, что невеста принимает рассказы о встрече с двойником Коппелиуса за выдумки нездоровой психики и уговаривает отказаться от своих подозрений и страхов. Он подтверждает, что в этом же его убеждает учитель физики (доктор Спаланцани). Но герой все же больше склоняется к мысли, что это именно Песочный Человек и упрекает друга в потакании философским настроениям сестры.
Далее он подробно описывает своего учителя, указывая на его внешнее сходство с легендарным шарлатаном и кудесником графом Калиостро. Также Натанаэль вкратце представляет в письме его дочь – спокойную красавицу Олимпию. Наш герой недоумевает по поводу того, что Спаланцани держит ее взаперти, не допуская никаких вольностей. Однажды будучи в гостях, он в щелку пытается разглядеть девушку, которая поражает его оцепенелостью во взгляде и кажущейся ненормальностью.
Этой ненатуральной девушке все человеческое чуждо. Несмотря на свою неспособность быть естественной, (а может быть – именно поэтому) безупречная в каждом своем появлении, она покорила сердце юноши. Но открывшаяся со временем правда сводит его с ума. В заключение он обещает очень скоро приехать домой и встретиться с дорогими его сердцу людьми.
Пересказ в тезисах
Основные тезисы, кратко передающие суть изложения:
- В детстве героя часто пугали вымышленным страшилищем, которое похищает непослушных детишек и забирает у них глаза.
- К его отцу для занятий алхимией приходит странный адвокат Коппелиус, вызывающих у детей отвращение.
- Со временем у них в сознании закрепляется устойчивая ассоциация с этим страшилищем.
- Она укрепляется после случайно подсмотренной картины занятия Каппелиуса и отца алхимическими опытами.
- Повзрослев, герой уезжает учиться в другой город и там случайно под видом продавца барометров встречает похожего на Коппелиуса человека.
- После этого детские страхи вновь «просыпаются» в его сознании, и он хочет отмстить адвокату за прежние переживания.
Далее события развиваются стремительно, захватывая знакомство Натанаэля с профессором физики Спаланцани, у которого есть прекрасная дочь. Ученый убеждает его, что он ошибся с продавцом барометров и что тот ему известен как Коппола, не имеющий отношения к Коппелиусу. Следующую за этим череду происшествий можно описать так:
- Натанаэль едет домой и там ведет себя странно, едва не доводя ситуацию до дуэли с Лотаром (из-за оскорбления Клары).
- После этого он возвращается к учебе и сближается с Спаланцани, а затем влюбляется в его дочь Олимпию.
- Приглашенный на бал наш герой знакомится с ней ближе и поражается ее совершенству.
- Случайно Натанаэль обнаруживает как профессор и Коппелиус (сейчас он видит, что это действительно он) разрывают Олимпию на части и вырывают глаза.
Коппелиус лишает глаз куклу автомат
- Девушка оказывается автоматом, изобретенным доктором и оживленным алхимиком, после чего пораженный Натанаэль попадает в сумасшедший дом.
- Оправившись, он прерывает учебу и возвращается домой, где вскоре собирается сыграть свадьбу со своей Кларой.
- Но во время одной прогулки с ним случается приступ безумия, во время которого герой падает с башни и разбивается.
В дальнейшем Клара выходит замуж за другого человека и благополучно растит детей.
Главные герои и их характеристика
- Главный герой произведения – Натанаэль, студент из небогатой семьи. Уже из его первых писем следует, что этот юноша с детства был весьма впечатлительным и восприимчивым. Он не согласен принимать мир простым и обыденным, каким он кажется многим. Гофман не без иронии изображает романтическую воодушевленность молодого человека. Воображая себе то, чего нет на самом деле, персонаж не смог отличить истинные чувства живого человека от однообразных действий механической куклы. Грёзы завладели им настолько, что даже, казалось бы, взглянув в глаза реальности, он не смог смириться с нею.
- Возлюбленная Натанаэля Клара, добрая и рассудительная девушка. Ей чужды поэтические воззрения её друга, однако же он несправедливо обвинял девушку в непонимании и бесчувственности: только она была способна осознать, какую опасность представляет столь далеко зашедшая фантазия. Героине противопоставлен образ Олимпии – представительницы мира автоматов. Ей, если можно так сказать, всё человеческое было чуждо. Безупречная в каждом движении, в каждой ноте, неспособная возразить или сделать неловкий жест, она покорила сердце юноши. Но раскрывшаяся правда свела его с ума.
- Самым спорным персонажем является Коппелиус. Если смотреть на действие новеллы глазами Натанаэля, то этот герой предстаёт перед нами в трёх ипостасях: адвокат Коппелиус, продавец Коппола и, конечно же, сам Песочный человек. Рассудив, подобно Кларе, мы сделаем вывод, что Коппола и Коппелиус — лишь совпадающие имена разных личностей, а Песочный человек остался в детских сказках.
Люди
Родерик Берджесс, играет Чарльз Дэнс
Чарльз Дэнс в роли Родерика Берджесса, кадр из сериала «Песочный человек» (2022)
Родерик Берджесс выступает лидером Ордена Древних Тайн. Именно Берджесс поймал Морфея в 1916 году в надежде захватить Смерть и тем самым обрести могущество. После смерти Родерика за Морфеем продолжает следить его сын – Алекс.
Джоанна Константин, играет Дженна Коулман
Дженна Коулман в роли Джоанны Константин, постер сериала «Песочный человек» (2022)
Вместо Джона Константина в сериале «Песочный человек» будет Джоанна Константин. В комиксах она предок Джона. В сериале героиня поможет Морфею найти суму с песком. В Twitter Нил Гейман объяснил, что у создателей возникли трудности с правами на Джона Константина. При этом автор намекнул, что в сериале покажут и Джоанну из современного мира, и леди Джоанну из 18-го века.
Сейчас HBO Max и Bad Robot Productions Джей Джей Абрамса работают над сериалом о Джоне Константине. Также герой может появиться в проекте о Темной Лиге Справедливости. Джон нарасхват, так что в «Песочном человеке» отдуваться за него будет Джоанна.
Джон Ди, играет Дэвид Тьюлис
Дэвид Тьюлис в роли Джона Ди, кадр из сериала «Песочный человек» (2022)
Джон Ди – он же Доктор Судьба – по сюжету овладевает Рубином Мечты, пока Морфей находится в заключении. Камень дарит Джону возможность превращать сны в реальность. С помощью волшебного инструмента Джон манипулирует людьми и всячески над ними издевается.
Роуз Уокер, играет Кио Ра
Кадр из сериала «Песочный человек» (2022)
Роуз Уокер – казалось бы, обычная девушка, которая просто ищет своего потерянного брата. На самом деле у героини есть какая-то особенная связь с царством Сна. В комиксах Роуз – белая, как и ее бабушка Юнити.
Юнити Кинкейд, играет Сандра Джеймс-Янг
Юнити Кинкейд – бабушка Роуз. Когда Морфей попал в плен, мир охватила «сонная болезнь», из-за которой некоторые люди заснули беспробудным сном или стали постоянно находиться в полусонном состоянии. Таинственный недуг коснулся и Юнити, когда она была еще девушкой. Во сне героиню изнасиловали. Юнити не проснулась даже когда родила ребенка. Пробудилась она лишь спустя столетие, и тогда же встретилась со своей внучкой – Роуз.
Лита Холл, играет Разан Джаммаль
В комиксах DC Лита Холл – дочь Чудо-женщины/ Дианы Принс и Стива Тревора. В сериале «Песочный человек» вряд ли будут отсылки к «Чудо-женщине». Скорее всего, линия Литы будет связана с печальной историей любви и поисками ее сына.
По комиксам Нила Геймана, пока Морфей был в заточении, Лита в мире сновидений воссоединилась с умершим возлюбленным. Героиня отправилась туда, будучи беременной, поэтому ее сын был выношен в царстве Сна. Когда же Морфей вернулся, то отправил Литу обратно в бодрствующий мир, а насчет мальчика пригрозил, что однажды заберет его, поскольку он стал частью его царства. Вскоре ребенка и правда похитили – но сделал это не Морфей, а скандинавский бог озорства Локи. Однако Лита сочла, что ее сына похитил Повелитель Снов, и решила отомстить ему.
Завязка
В анализируемом произведении одним из лучших мастеров человеческой психологии в мировой литературе показал себя Гофман. Краткое содержание («Песочный человек» отличается драматичностью и сложностью сюжета, несмотря на кажущуюся простоту структуры) сказки следует начать с упоминания переписки друзей, из которой мы узнаем ее предысторию. Натаниэль рассказывает приятелю страшную историю, которая произошла с ним в детстве. Няня пугала его сказкой о песочном человеке, который якобы наказывает тех детей, которые не хотят ложиться спать. Воспоминания об этом так глубоко врезались в его память, что воображение ребенка оказалось в некотором роде покалеченным. Окончательный удар по детской психике был нанесен после одного ужасного происшествия, свидетелем которого он стал.
В рассматриваемом произведении мастером страшной фантастики показал себя Гофман. Краткое содержание («Песочный человек» — это довольно мрачная новелла) сочинения не способно передать весь накал страстей и сложную внутреннюю борьбу главного персонажа, текст следует читать полностью. Но поскольку мы ограничены рамками статьи, обойдемся сокращенным пересказом. Натаниэль стал свидетелем ужасной смерти своего отца, который проводил опыты с одним странным профессором, посещавшим их дом. Однажды вечером мальчик подсмотрел, как этот незнакомец проводил опыты с глазами, а после эксперимента трагически погиб его отец. Ребенок уверен, что профессор является убийцей, и клянется отомстить.
С этой книгой читают
Повесть о настоящем человекеПолевой Борис Николаевич
Перед вами книга из серии «Классика в школе», в которой собраны все произведения, изучаемые в начальной, средней школе и старших классах. Не тратьте время на поиски…
4.49
(32)
Исповедь ‘неполноценного’ человекаДадзай Осаму
Повесть одного из крупнейших японских писателей XX века Осаму Дадзая «Исповедь «неполноценного» человека» — автобиографична. Рассказывает о трагической жизни человека…
4.35
(8)
Человек с чужим прошлымВеденеев Василий Владимирович
Роман известного мастера приключенческого жанра открывает новую серию книг «Особо опасен для рейха», в которой будет представлены самые яркие произведения о разведчиках…
4.17
(6)
Человек в футляреЧехов Антон Павлович
Антон Павлович Чехов – один из величайших писателей и драматургов не только отечественной, но и мировой литературы, тончайший психолог, ироничный юморист, непревзойденный…
4.2
(41)
Бедные люди Достоевский Федор Михайлович
Прочитав рукопись романа «Бедные люди», Некрасов передал ее Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!».
По форме это сентиментальная переписка между мелким…
4
(40)
Странные людиШукшин Василий Макарович
В этот сборник вошли рассказы Василия Шукшина разных лет, объединенные темой человеческой «инакости», весьма странно проявляющейся в чудаковатых обитателях…
4.2
(3)
Планета людейАнтуан де Сент-Экзюпери
Мир в книгах Сент-Экзюпери не похож на наш из-за его любви к небу. Чем больше летчик был в небе, тем ближе и родней становилась ему земля, тем сильней он хотел видеть ее…
4.5
(1)
Человек, который знал всеСахновский Игорь Фэдович
В результате стечения обстоятельств герой романа Игоря Сахновского «Человек, который знал все» (short-list премии «Большая книга – 2007») обретает феноменальную…
4.45
(2)
Зарождение жанров (Эрнст Теодор Амадей Гофман. Песочный Человек)
Эрнст Теодор Амадей Гофман. Песочный Человек
СПб.: Аркадия, 2020 г., 112 страниц
Серия: Black&White
«Песочный Человек» — знаковое и одно из самых известных произведений Гофмана. По количеству публикаций этот небольшой по объёму рассказ или новелла уступает разве что «Щелкунчику» и «Золотому горшку».
После весьма аморфных и тяжеловесных с точки зрения сюжетности «Фантазий в манере Калло» Гофман приступает к своей второй книге — «Ночные этюды». Здесь от музыки как основного сюжета он больше переходит к живописи, а она гораздо более конкретна, сюжетна и визуальна. Если «Фантазий в манере Калло» были скорее набором эмоциональных переживаний и размышлений, которые они вызывают, то «Ночные этюды» уже полны событий. И «Песочный Человек» стал первой новеллой новой книги.
Жанровую принадлежность «Песочного Человека» можно определить как нечто среднее между литературой ужасов и фантастикой, к тому же с элементами детектива и при этом еще и с лёгким налётом сюрреализма и сатиры. Но Гофман писал в те времена, когда все эти жанры литературы практически отсутсвовали вовсе. Так что, собственно, именно Гофман и стоял у истоков зарождения всех этих жанров в Европе.
Ужасы в «Песочном Человеке» очевидны. Сам образ «Песочного Человека», которым пугают маленького Натанаеля, берёт начало из народных сказаний. Он приходит за непослушными детьми, может вырвать у них глаза и даже утащить их на обратную сторону Луны…
Но при этом эти ужасы во многом преувеличены больным сознанием главного героя — его расшатанной психикой. Изначально излишне впечатлительный, он еще в детстве был напуган рассказами о Песочном Человеке, а внезапная гибель отца во время неудачного алхимического опыта — еще больше усилила эти страхи и ассоциировала их с Песочным Человеком в лице Коппелиуса, который приходил к отцу Натанаеля. Но поскольку всё это мы видим именно глазами главного героя, достоверно судить о реальности или надуманности происходящего нельзя…
Детективные нотки состоят в том, что герой в течении рассказа как бы пытается раскрыть истинную личность Песочного Человека, который вроде бы и Коппола и Коппелиус в одном лице. Но опять же — достоверно мы этого не узнаем…
Фантастика в рассказе не менее интересна. В «Песочном Человеке» появляется один из первых роботов в мировой литературе — механическая кукла, которая ведёт себя как обычная красотка. Она двигается и танцует как прекрасная девушка, спокойно слушает всё что ей говорит главный герой и лишь иногда восклицает «Ах, ах!»… Фантастика Гофмана очень тесно переплетается с сатирой — общество после разоблачения этой куклы не удивляется самому существованию робота, а тому, как это допустили, что на балу присутствует не живая женщина… Подобные нотки можно будет позже встретить, например, у Салтыкова-Щедрина…
Интересен и психологический портрет самого Натаниеля, находящегося полностью во власти своих грёз и страхов. Он настолько погружён внутрь себя, что ему проще найти общий язык с практически бессловесной куклой Олимпией, нежели с критически настроенной Кларой. Героем овладевает идиализация в любви, причём настолько, что он, разочарованный в своём идеале, готов покончить с жизнью. Много позже эта тема еще не раз прозвучит в мировой литературе, в том числе в «Мартине Идене» Джека Лондона…
Но самое ценное в том, что всё это изображено в двойственной манере — с одной стороны впечатления самого главного героя. С другой стороны — то что читатель видит либо между строк, либо в словах других рассказчиков. Поэтому такой небольшой по объёму текст даёт столько тем для размышлений и обсуждений.
Не удивительно, что Зигмунд Фрейд выбрал именно этот рассказ в качестве иллюстративного материала для своих трактовок. Но оставим мнения Фрейда ему самому и его больному сознанию.
PS: Огромным плюсом конкретно этого издания стали иллюстрации В. Золотухина — вполне в духе фантасмагоричного Гофмана.
В чем идея произведения
Сама идея мистической новеллы о заводном манекене-кукле и влюбленном в нее студенте Натанаэле возникла у Гофмана совсем не случайно. На протяжении 18 и 19 столетий в Европе были очень распространены красочные представления с показом различных механических моделей. Одним из характерных примеров такого представления являлся показ автоматов Вокансона, хорошо имитировавших движения человека. Удивленный всем уведенным в своих путешествиях и пораженный правдоподобностью кукольных механизмов, автор садится за написание своего «Песочного человека».
Мотив человеческого автомата, представленного в новелле, по ходу повествования появляется еще до знакомства молодого героя с Олимпией. «Ты бездушный, проклятый автомат!» – такие гневные слова бросает он в адрес Клары, упрекая ту в непонимании его стихов. Одновременно с этим только кукла воспринимается им в качестве благодарного слушателя, способного понять все его душевные терзания. Так происходит проникновение реального мира живых переживаний в мистическое воображение больного сознания.
Другим проходящим через всю новеллу мотивом являются человеческие глаза. Именно светлый цвет глаз своей возлюбленной Клары описывает Натанаэль, когда упоминает о них во втором письме к Лотару. Именно на глаза покушается вымышленный Песочный человек; на них же посягает и адвокат Коппелиус, неожиданно заставший героя в отцовском кабинете
Глаза – это то, что в первую очередь отражает душу любого человека, поэтому и привлекают внимание юноши в понравившейся ему Олимпии
Нашему герою кажется, что они излучают чудное «влажное лунное сияние». Увидев эти органы уже не живыми, а брошенными злодеями на пол, Натаниэль не может смириться с тем, что его новая любимая – заводная кукла. В заключение отметим, что именно глаза Натанаэля, смотревшие через подаренную Копполой подзорную трубу, становятся причиной страшной смерти героя
Наряду с мистическим образом Коппелиуса и детскими страхами юноши этот символ становится композиционным центром новеллы, на котором концентрируется внимание читателя
Эрнст Гофман “Песочный человек” (1816)
Творчество Гофмана побуждает к размышлениям
Можно обойтись простыми словами, описав представленную им историю, как рассказ с уклоном в мистику, а можно изыскать нечто большее, что хочется делать постоянно, когда твоё внимание захватывает тот или иной сюжет за авторством Эрнста Теодора Амадея
Если размышлять над “Песочным человеком”, то видишь детские страхи, сопровождаемые обоснованием их правдивости, приводящие главного героя впоследствии к ужасным подтверждениям дотоле опровергаемых предположений. Гофман любил писать о воплощении в жизнь фольклорных сказаний.
Была в том насущная необходимость.
Читатель должен представить себе начало XIX века. В моду входят механизмы, приводимые в движение заводом, прозванные автоматонами. После наблюдения за ними все зрители приходили в восторг.
Но Эрнст Теодор Амадей пугал на свой лад, воплощая на бумаге историю очередного сошедшего с ума человека.
Начинает Гофман с детских лет главного героя, что сызмальства боялся скрипа лестницы по ночам, воображая себе Песочного человека. Напрасно мать пыталась его убедить, будто Песочный человек специально приходит, дабы даровать детям сон.
А если это не так? Песочным человеком может оказаться противный знакомый, постоянно третирующий главного героя. Страхи всегда осуществляются наяву, если в них очень сильно верить.
Впечатлительность главного героя подтачивала его душевное здоровье. Мир фантазий начал преобладать над реальностью. В человекоподобном механизме он видел живого человека и не понимал, отчего всё складывается настолько удручающим для него образом.
Причин для безумства может быть великое множество, нынешний безумец излишне настрадался от способности воображать. Гофман мог позволить ему начать писать нечто посущественнее, нежели обыкновенные письма.
Талант к сочинительству у главного героя имелся, только он его не развивал.
Гофману не хватило места, чтобы раскрыть перед читателем сюжет. Эпистолярные отрывки послужили краткой вводной частью, тогда как основа “Песочного человека” свелась к отражению ряда задумок, поданных при слабом исполнении.
Сводить счёты с жизнью при этом необязательно.
Вялое повествование не поразит воображение читателя, даже не напугает. Гофман и ранее создавал аналогичные истории, так отчего “Песочному человеку” быть чем-то особенным? Рассказ начинается из ничего и заканчивается ничем.
Был безумец, живший грёзами, потом не стало безумца, стоило ему осознать лживость грёз.
Как Песочный человек мерещился ему по ночам, так на всю жизнь и остался он жить с ночными фантазиями, утратив способность отличать сон от яви.
Не стоит рушить сказочный сюжет, подумает читатель.
Пусть будет так. Все действующие лица являются разумными персонажами и воплощают собой злые и добрые начала. Волшебным песком залеплены глаза такого читателя, иначе сию слепоту объяснить не получится.
Бояться надо в меру и нужно провести границу между фантастическим вымыслом чьих-то злых намерений с настоящим положением дел. Не надо искать тайное там, где его нет. Тогда душевное здоровье будет в порядке и разум не расплавится от увиденного через подзорную трубу, показывающую картинку в ограниченном виде, к тому же с искажениями.
Дополнительные метки: гофман песочный человек критика, гофман песочный человек анализ, гофман песочный человек отзывы, гофман песочный человек рецензия, гофман песочный человек книга, гофман песочный человек содержание, E. T. A. Hoffmann, Der Sandmann, The Sandman
Это тоже может вас заинтересовать: – Золотой горшок – Эликсиры сатаны – Щелкунчик и мышиный король – Майорат – Крошка Цахес, по прозванию Циннобер – Королевская невеста – Повелитель блох
Творчество
Романтика Гофмана весьма специфична и отличается от того, что писали представители данного направления. Большинство авторов подходили к изображаемым предметам и персонажам очень серьезно, прославляя идею абсолютной свободы. Но Эрнст Амадей отказался от этих установок, введя в свое повествования элементы острой сатиры. Кроме того, автор отказался от утопических идеалов свободы, сконцентрировавшись исключительно на характерах своих героев. Сказки Гофмана фантастичны и с примесью ужаса, но, тем не менее, они не столько пугают, сколько поучают. Юмор автора также весьма специфичен. Писатель в едкой и весьма ироничной форме высмеивает пороки современного ему общества, за что, возможно, его произведения и не пользовались большой популярностью у него на родине. Зато в нашей стране он получил признание. Белинский называл его величайшим поэтом, а Достоевский всерьез увлекся его творениями, более того, сказки Гофмана нашли свое отражение в сочинениях романиста.
«Повелитель блох»
Главный герой последней сказки Гофмана странный молодой человек Перегринус Тис, который сторонится женщин и не хочет заниматься ничем, кроме оккультизма. Однажды он случайно дает кров повелителю блох. В награду правитель берет молодого человека в путешествие по волшебной стране. Вскоре Тису придется спасти королевство и побороться за сердце настоящей принцессы.
Почему не просто детская сказка?
С «Повелителем блох» произошел совершенно небывалый случай для того времени. Сказка вышла из печати в сильно изуродовано виде. Цензоры увидели в ней крайне едкую сатиру на судопроизводство Прусии. Кроме того, сказочник едва ли не впервые в литературе изобразил охоту на отличные от общей идеологии «мысли». Гофману самому грозил суд, от которого его спасла смерть. Кроме нового уровня сатиры, которая стала совершенно открытой, автор усложнил главного героя. Помимо психологической определенности, в его образе появилась социальная, что было настоящим прорывом для литературы того времени, когда современники сказочника уходили от реальности, он пытался привнести её в мир волшебный. Да и финал, в котором главный герой отказывается от волшебной принцессы и выбирает обычную девушку, совсем не в духе сказки, окончательно разрушает горизонт читательских ожиданий.
А также подпишитесь на нас в VK, и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!