Крещение Руси
Согласно легенде, выбирая веру для Киевской Руси, Владимир вёл беседы с представителями самых разных конфессий. И все же выбор князя пал на православие. С первых дней существования Русского государства его правители присматривались к Византии, крупнейшему торговому партнёру и военному союзнику. И все же одна деталь существенно тормозила отношения между соседями: православные греки не очень-то доверяли стране языческих варваров. Но в 987 году наступил момент, когда варвары очень понадобились Византии — империю сотряс мятеж Варды Фоки. Византийские дипломаты были готовы ко всему, лишь бы Русь пришла на помощь. Владимир не отказал, однако выдвинул условие — хочу в жёны императорскую сестру Анну. Брак с царевной князю пообещали, но только в том случае, если он примет крещение. Владимир с лёгкостью согласился.
По приказу князя зимой 988 года у города Хрисополь 6-тысячный отряд русских витязей нанёс сокрушительный удар по боевым порядкам мятежников. Бунт был подавлен. Фока Варда погиб.
«Крещение князя Владимира». Фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. (wikipedia.org)
Выполнив свои обязательства, Владимир заговорил о женитьбе. Однако византийцы тянули время. Тогда князь, снарядив войско, двинулся на Херсонес Таврический. Завладев городом, он отправил к императору гонцов, сообщая: «Один ваш город я уже взял. Если не отдадите за меня сестру, то же сделаю и с вашей столицей».
Силой усадив Анну на корабль, греки отправились в Херсонес. Получив обещанное (принцесса полностью находилась в его власти), Владимир с крещением не торопился, размышляя, что, возможно, выгоднее принять веру немцев (Священная Римская империя как раз набирала силу). Но в один прекрасный день, согласно легенде, все изменилось. Проснувшись утром, князь не смог ничего увидеть. Назвав случившееся Божьим промыслом, византийские священники посоветовали Владимиру принять крещение. Слепого князя погрузили в освящённую воду, епископ прочитал молитву, и — о чудо! — Владимир прозрел. За князем обряд крещения прошла и его дружина.
В Киеве Владимир приказал разрушить все статуи языческих богов. Народ, расставаясь с Перуном, Стрибогом и Мокошей, плакал. Не желая перечить князю, киевляне вошли в воды Почай-реки.
Конечно, православие на Руси утвердилось не сразу. Крестив Киевскую Русь, князь Владимир тем самым на многие годы вперед определил её духовные и политические ориентиры.
О чем молятся крестителю Руси
Верующие обращаются к великому князю с самыми разнообразными просьбами. Молитва к святому Владимиру Святославичу помогает:
- исцелиться от многих заболеваний (прежде всего от поражения глаз);
- защититься от козней врагов, злых умыслов недоброжелателей;
- избавиться от опасности, угрожающей здоровью или жизни;
- благополучно разрешить конфликтные ситуации;
- сохранить веру непоколебимой, а душу – чистой.
В молитвах к Владимиру Святославовичу просят защитить русскую землю от врагов, помочь в преодолении внутригосударственных проблем, укреплении православной веры. К крестителю Руси обращаются служители церкви, которые испытывают какие-либо трудности при исполнении своих священных обязанностей. Его просят о поддержке в сложных ситуациях, о подсказке в принятии правильного решения.
Князь Владимир Святославич: происхождение и биография
Зайти стоит издалека, еще от отца будущего правителя киевского. Убежденный язычник, носивший на лысой голове чуб на одну сторону, отчаянный боец и могучий ратник, но не много смыслящий в дипломатии, князь Святослав, согласно дошедшим до нас сведениям из летописей, имел троих сыновей. Матери первых двух (Ярополка и Олега) неизвестны, но многие думают, что родила их знаменитая угорская (венгерская) принцесса Предслава, упомянутая еще в военно-торговом договоре с Византией 944 года. Матерью младшенького, Владимира, стала ключница Малуша.
Важно
Точных данных о том, кем была Малуша Любечанка нет, однако известно, что у княгини Ольги она была ключницей. Якобы ее привез Игорь из военного похода на Византию еще девочкой и подарил любимой супруге в качестве помощницы и рабыни. Ольга полюбила девушку, словно родную дочь, сделала ее собственной милостницей, а потом и подарила в качестве наложницы Святослава Игоревича. По преданию, она являлась родной сестрой Добрыни, который стал прообразом второго былинного богатыря, после Ильи Муромца.
Происхождение
Точный год рождения Владимира Святославича неизвестен, «Повесть временных лет» почему-то не указывает таких- сведений, но историки пытаются высчитать ее хотя бы приблизительно. Есть сведения, что батюшка князя Святослав родился в 942 году, а его старший отпрыск появился на свет году в 977-ом. Из этого можно сделать вывод, что приблизительным годом рождения самого Владимира наиболее вероятно является 960-ый.
Относительно места рождения будущего крестителя всей Руси, тоже сведения достаточно ненадежны. К примеру, Никоновская, а также Устюжская летописи называют село Будутин или Будятин. Однако датируются эти документы только шестнадцатым веком, то есть за пять-шесть сотен лет после вышеозначенных событий. Знаменитый российский историк, нумизмат и палеограф Дмитрий Иванович Прозоровский считал, что Малуша была отослана в эту деревню именно потому, что забеременела от Святослава во грехе, то есть вне брака.
Будучи уже на то время ярой приверженкой христианства, да еще и крещеной, Ольга не могла потерпеть такого позора. О локализации деревни, в которой родился будущий Красно Солнышко, известно мало. Некоторые считают, что это деревня Будник, неподалеку от Пскова, другие называют Будатин, что под Гомелем. Кроме того, в непосредственной близости к Владимиру-Волынскому имеется село Будятычи, которое тоже вполне могло стать место ссылки для опальной ключницы.
Немного по-другому рассказывает и видит эту историю Юрий Дыба. Он считает, что родился Владимир в 962 году. Перед этим бабушка его Ольга написала королю Оттону I Великому, который и прислал ей миссийного епископа Адальберта. Он приехал, но язычник Святослав отнесся к этому крайне негативно, он никогда не поддерживал стремление матери в христианство, считая это предательством веры предков. Князь решил уничтожить миссию, а потому и отослал беременную Малушу в деревню, чтобы не навредить малышу. Когда епископ удирал из Киева, практически все его соратники были убиты, да он и сам чудом спасся, до конца жизни впоследствии называя Русь адом на земле
Получается, что предосторожность действительно мела смысл
Личные качества
Дальнейшая судьба ключницы Малуши, после рождения сына Владимира, достоверно неизвестна. Говорят, что прожила она долгую и счастливую жизнь и даже имеются свидетельства этого. Так в «Саге о йомсвикингах» конца десятого века рассказывается история, будто есть такой король Владимир в земле Гардарике, и есть у него старая мать, которая уже ходить не может, из-за чего ее и носят в креслах. Однако ум имеет крепкий и чистый, а также обладает даром предвидения. Она якобы в большой годовой праздник делает предсказания, которые всегда сбываются.
Как бы там ни было, но малыша Владимира отправили в Киев, на воспитание к его бабушке Ольге. Однако это не значит, что за ребенком бегали мамки да няньки, вовсе нет. Жизнь в Древней Руси была сурова и там некогда было разводить сентименты. К воспитанию самого младшего княжича подключили дядю, то есть родного брата ее матери Добрыню. Именно он стал первым другом, защитой, опорой и надежным плечом для Владимира на долгие годы.
Мальчик подрастал умным, смекалистым, задорным, а также обладал достаточно амбициозным характером. Он считал, что отец обделил его и Олега, распределив княжения таким образом, что в Киеве сидел Ярополк, который совершенно этого не заслуживал. ОН прекрасно владел оружием и всегда был вместе со всеми в охоте и сражении. За спинами друзей и ратников не прятался, но и бездумно на смерть не шел.
Внутренняя и внешняя политика Рюрика и Олега
Кто такой Рюрик и чем он занимался?
Рюрик (862-879) – первый правитель на Руси, княжил исключительно в Новгородской земле, что очень важно понимать, поскольку к Киеву Рюрик не имел никакого отношения. Рюрик занимался обустройством государства, собирал налоги, осуществлял набеги на Византию
В 879 г. Рюрик умер и его власть должна была перейти к его сыну Игорю, однако ввиду его малолетства, правителем стал Олег Вещий.
Рюрик (слева) и Олег (справа)
Кто такой Олег? Что касается Олега (879-912), то важно понимать, что он не является сыном Рюрика. Олег либо брат, либо дружинник Рюрика, но уж точно не сын
Объединение Новгорода и Киева.
Важнейшей датой в правлении Олега является 882 год – захват Киева. Олег провернул многоходовочку: пошел на Киев и, притворившись купцом, выманил тогдашних правителей Киева Аскольда и Дира и убил их, тем самым захватив город.
Одновременно с этим были присоединены земли радимичей, древлян и северян, которые лежат между Новгородом и Киевом либо рядом с ними.
Территория Древнерусского государства была значительно расширена, а столица была перенесена в Киев и именно Олег является первым киевским князем.
Зачем Олег ходил на Царьград? Также важной вехой в правлении Олега являются два похода на Царьград в 907 и 911 гг., которые были совершены по разным причинам:
- необходимость установления контактов с соседями;
- необходимость найти рынок сбыта товаров, которые были получены в ходе полюдья (сбора дани);
- стремление завладеть благами богатой Византии и др.
Какой был итог походов? По итогам походов был заключён первый письменный договор Руси с Византией, согласно которому:
- между двумя государствами упрощались условия торговли;
- русские купцы могли полгода жить за счет греков в Царьграде. Представьте если бы вы поехали в нынешнюю Турцию (бывшая Византия) и полгода отдыхали бы за счет турок — не жизнь, а рай;
- допускалась возможность найма русских на службу в войсках Византии.
Между Русью и Византией были установлены сотруднические взаимоотношения, что являлось очень важным прорывом того времени.
Поход Олега на Царьград
Как умер Олег? Смерть Олега является очень спорным моментом. По легенде, в начале правления Олегу предсказали, что он погибнет от своего коня. Олег убил коня и спустя много лет пришёл на его могилу, из черепа коня выползла змея и убила Олега. Именно поэтому Олег получил прозвище Вещий.
Крест Робичича
Своей крепкой рукой князь Владимир вытащил огромную страну, цепь в десятки поколений из преисподней идольского плена. Как Моисей вывел евреев из египетского рабства, так князь Владимир свой народ — из рабства языческих кумиров и болота поганских капищ. С него началась великая Святая Русь, им утвердился оплот православия Европы, а впоследствии всего мира. Недаром именно он избран спасителем, предводителем и вожаком для всех, кто рождался и еще родится на нашей земле. Но почему же именно он?
Фигура князя Владимира, давно ставшая легендарной и былинной, первым делом являет собой символ и отражение того, что зовется «загадочной русской душой». В нем бурлил океан страстей, часто перехлестывавший обозримые берега. Самый драматичный характер всей отечественной литературы не сравнится с тем нравом, которым обладал в жизни князь Владимир. В его жилах текла кровь благородных Рюриковичей и славянки-простолюдинки. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. Мы не знаем точной даты его рождения: исходя из разных источников, историки определяют ее между 942 и 952 годами.
Малуша
Ольга «в гневе» на свою рабу, за то, что та сошлась с ее сыном, сослала ключницу подальше от глаз, в сельцо Будотино под Псковом. Однако вскоре княгиня вернула внука в Киев, где воспитывала при своем дворе. Можно только догадываться о сложных переживаниях ребенка, которого презрительно за спиной прозвали «робичич», что значит «сын рабыни». Но Владимира растила не только бабка-христианка. Одновременно к нему приставили «кормильца», как это было принято на Руси: им стал «уйко», то есть родной дядя по матери Добрыня, истовый язычник.
Известно, что Святослав не взял в расчет третьего младшего сына при разделе земель. Но когда к нему прибыло посольство из Новгорода и попросило: «Дай нам Владимира», — он сразу согласился. Так в конце 969 года Владимир, будучи еще ребенком, обрел собственный «стол» в Новгороде. В сопровождении дяди Добрыни он отправился на место княжения. Там он возмужал, обрел дружину и первую жену – чехиню Аллогию, которая принесла ему первенца — сына Вышеслава.
Всего Владимир имел пять жен до крещения и дважды вступал в брак, став христианином. Его супругой после «чехини» стала Рогнеда, полоцкая княжна, которую он насильно сделал своей женой, начав войну с ее отцом, князем Рогволодом. Рогнеда жестоко поплатилась за то, что посмела презрительно отвергнуть предложение «робичича». Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей.
Третьей женой князя стала вдова убитого им сводного брата Ярополка, бывшая монахиня-гречанка Наталия, которую он взял беременной, ослепленный ее красотой. Ее сына «двуотчича» Святополка (которого мы знаем как «Окаянного») он усыновил и воспитал наравне с собственными детьми. Еще одной женой Владимира стала «болгарыня», мать князей Бориса и Глеба. В поминальных записях Начальной летописи среди княжеских жен наряду с Рогнедой названа еще Мальфрид, судя по имени скандинавско-варяжского происхождения. От этих браков великий князь имел 13 сыновей и десять дочерей. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», — с осуждением писал о Владимире летописец.
Князь Владимир и жена его Апраксия Королевична
Вариант 2
Князь Владимир Святославович великая историческая личность. Третий князь киевский, носивший славянское имя. Точная дата рождения князя историка не установлена, по историческим летописям около 980 года. Третий сын в семье князя Святослава, он был рожден вне брака от ключницы Малуши. Бабушка великая княгиня Ольга, отослав от двора беременную рабыню, после рождения внука не отказалась от него и в три года привезла его в Киев. Воспитание и обучение было поручено брату княгини Добрыне- полководцу
Святослав Игоревич, находясь постоянно в военных походах, разделил свои владения на сыновей. Владимиру достались Новгородские земли, где после смерти отца он стал полноценным князем.
Междоусобная война между двумя старшими братьями посадила на престол Ярополка, который также завладел и Новгородом. Князь Владимир почувствовав опасность, скрылся от брата в Скандинавии. Народ любил Владимира , поэтому когда через два года он с войском вернулся в Новгородские земли, люди поддержали его и он вернув свои земли, покорил всю Русь. Так в 980 году на киевский престол взошел князь Владимир в народе любовно прозванный красно солнышко.
После убийства своего брата Ярополка, Владимир женился на беременной жене покойного. Родившегося мальчика назвали Святополком и Владимир усыновил его.
Приступив к правлению в Киеве князь начал с укрепления языческой религии. Строго придерживаясь обрядам, у князя Владимир было 5 жен по закону и более 1000 девиц-наложниц. Согласно историческим летописям у Владимира ясно солнышка было более 20 детей, точное количество установить не представляется возможным. Точно можно лишь говорить о 13 сыновьях.
За первое десятилетие правления Владимир укреплял свои границы, захватывал новые земли. Но имея острый ум, князь Владимир Святославович начинал понимать о не состоятельности языческой религии. Даже его бабушка княгине Ольга была христианкой. Учитывая необходимость поддержания дружеских отношений с Византией, князем было принято решение о крещении Руси в православную веру. Для женитьбы на византийской принцессе Владимир Святославович крестился , затем крестил своих детей и весь народ киевский. Историки датируют это событие 989 годом. Женившись на Анне Византийской Владимир отказался от всех жен. Политика его была на созидание. При его правлении основаны города Владимир, Переславль, Белгород. Были издан церковный устав, открыты учебные заведения для священников.
В загородном поместье Берестова князь Владимир скончался в 1015 году.
За неоценимый вклад в развитие русских земель князь Владимир почитался во все времена. Церковь причислила его к лику святых и 15 июля в день смерти святого церковь отмечается православный праздник. Во многих городах России, Украины установлены памятники князю Владимиру. В 2016 году в Москве открыт самый большой памятник Владимиру Крестителю в мире.
3, 4, 6 класс
Крещение Руси
крещение князя Владимира
Одним из главных решение Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Правление князя было величественным. Он одержал много славных побед, которые позволяли ему ощущать собственное превосходство и превосходство его страны над соседями. Поэтому просить правителя Византии о крещении он не хотел. План был другой – завоевать Византию и, как победителю, принять христианство. Так начался новый военный поход, на этот раз на Византию. В 988 году, собрав войско, Владимир отправляется по Днепру в византийский город Херсонес, находящийся в Крыму. Русские корабли окружили город, устроив его морскую блокаду. Войска высадились на берег и готовились к штурму. Жители Херсонеса высадке не препятствовали, поскольку были уверены в неприступности города. Русские войска дважды атаковал крепость, но безрезультатно. Тогда началась долгая осада города. В один день к ногам Владимира упала стрела, выпущенная видимо из осажденного города. К стреле был прикреплен пергамент, в котором говорилось о том, что невдалеке от лагеря есть колодец, который питает херсонцев водой. После этого, по приданию летописцев, князь Владимир сказал: «Если сбудется – крещусь!». Он приказал копать в указанном месте. Труба была найдена и разрушена. Жажда заставила жителей Херсонеса сдаться, что позволило Руси захватить город.
После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство. Тогда князь Владимир объявил о желании креститься. Вместе с Владимиром крестилась и вся Русь. Умер князь Владимир в 1015 году.
Источники и дополнительный материал по теме:
- «Владимир Святой» — КарповА.Ю. Москва, 2004
- «Киевская Русь. Очерки отечественной историографии» — Фроянов И.Я. Ленинград, 1990
- «Власть в Древней Руси X-XIII вв» — Толочко П.П. Санкт-Петербург, 2011
Родители и происхождение
Мать Владимира Малуша, памятник
Сведения о рождении Владимира и первых годах его жизни содержатся в Повести временных лет и более поздних Никоновской и Устюжской летописях. Известно, что он был третьим, младшим сыном князя Святослава и некой Малуши, ключницы (или милостницы) княгини Ольги.
Само слово «милостница» трактуется историками по-разному. Возможно, Малуша занималась раздачей милостыни от имени княгини Ольги, а возможно, термин «милостница» указывает на ее особое положение фаворитки и любимицы княгини, живущей «из милости».
О происхождении матери Владимира практически ничего не известно. Историки А. А. Шахматов, Б. А. Рыбаков, Д. И. Прозоровский, Н. И. Новиков выдвигают следующие версии:
- она была дочерью новгородского гражданина Калуфча и вместе со своими сестрой и братом отправлена в Киев в услужение княгини Ольги (при этом ее статус не определяется как рабский);
- отцом Малуши был некий Малк Любчанин, который сопровождал посланника германского императора Оттона I епископа Адальберга в Киев (после провала миссии епископа, дети Малка остались при княгине Ольге в Киеве в качестве воспитанников);
- она родилась в балтийском городе Любиче, а ее отцом был древлянский князь Мал, убитый Ольгой (по данной версии она – княжна и состояла в законном браке со Святославом; на возможную достоверность этой версии указывает и высокое положение ее брата Добрыни в Киеве).
Предположительно где-то между 942-960 годом Малуша беременеет, и ее отправляют рожать в село Будятин. Нестор, описывая эти события, говорит, что Ольга была очень разгневана и отправила Малушу в ссылку, считая, что та совершила грех прелюбодеяния.
О месте рождения Владимира, селе Будятин, также есть несколько версий:
- Будятин, или Будник, – село под Псковом, которое принадлежало либо самой княгине Ольге, либо было подарено Малуше;
- Будятичи – село под Владимиром-Волынским (территория современной Украины).
Вскоре после рождения Владимира забирают у матери и отправляют в Киев. В первые несколько лет его воспитанием занималась сама княгиня Ольга. Этот факт также указывает на то, что мать мальчика никак не могла быть рабыней, иначе бы христианка Ольга не признала бастарда и не стала воспитывать его вместе с законными наследниками.
После смерти бабки воспитанием Владимира занимался его дядя по матери Добрыня (по скандинавской традиции, принятой и у варягов, ближайшим родственником мальчика считается не его отец, а дядя по материнской линии, в семье которого он воспитывается до совершеннолетия). Позднее, по приказу отца Святослава, Владимир вместе с дядей отправляется на княжение в Новгород. Там он постигает азы управления страной, обучается воинскому искусству, укрепляет связи с родственниками-норманнами и борется с сепаратизмом местного угро-финского населения.
Как была крещена вся Русь
Судя по всему, при христианизации страны дело не обходилось без противостояния язычества с новой верой. Например, известно, что:
- жители Мурома категорически не приняли князя Глеба, сына Владимира, пытавшегося утвердить здесь христианство; он вынужден был устроить резиденцию вне городских стен;
- вятичи убили монаха-миссионера прп. Кукшу из Киево-Печерской обители;
- древляне, соседи полян (на территории которых находился Киев), приняли веру самыми последними – они не могли забыть, как княгиня Ольга, еще будучи язычницей, жестоко мстила им за гибель мужа, Игоря.
А вот случай действительно насильственного «крещения огнем и мечом» зафиксирован всего один – это Новгород, где, правда, для открытого бунта имелись серьезные политические причины – противостояние Киеву как лидеру страны, кроме того, неприязнь к Владимиру лично. Массовое же принудительное обращение русичей следует признать крайне маловероятным: слишком слаба была для этого тогдашняя великокняжеская власть.
Илья Глазунов. «Крещение Новгорода»
Предыстория принятия христианства в Киевской Руси
Прежде чем начать описание процедуры крещения Руси Владимиром, следует разобраться в предыстории, предпосылках и причинах данного процесса.
Для Византии обращение в христианство в отношениях с воинственными народами, исповедовавшими язычество, было обычной практикой. В 9 веке были попытки христианизации Моравии (в 862 году) и Болгарии (в 864-920 годах). Посредством крещения правящих кругов Византия пыталась усилить свое влияние на языческие страны, уменьшив тем самым опасность военных действий на собственных границах.
После того как русы в 860 году напали на Константинополь, подобная тактика была использована и относительно Киевской Руси. Для этого Фотием I, Константинопольским патриархом, в Киев были направлены миссионеры. Существуют данные о том, что тогда произошло обращение киевских князей Дира и Аскольда вместе с боярами, а также некоторыми представителями народа.
Тем самым было положено начало крещению Руси. Некоторыми источниками, впрочем, эти сведения отвергаются. Но в ряде других упомянутые события крещения Руси именуются первым Фотиевым крещением, или же Аскольдовым.
Но называются и исторические периоды, связанные с именами других лиц. Например, по поводу того, к какому веку относится крещение Руси и к какому году, говорится, что оно происходило впервые во времена Василия I, правившего в 867-886 гг., и патриарха Игнатия, возглавлявшего Константинопольскую церковь в 867-877 гг.
Огнем и мечом
В 977 году братья Владимира — Ярополк Киевский и Олег Древлянский пошли друг на друга войной, в которой Олег погиб. Получив это известие, Владимир бежал из Новгорода «за море». Объединив силы с варягами, огромная новгородская рать выступила в поход на Киев. Осажденный несколько месяцев город побежден был хитростью и коварством князя – условившись с киевским воеводой Блудом, Владимир выманил Ярополка в ближний городок Родню. Там воевода уговорил старшего брата сдаться на милость младшего, а сам передал в Киев: «Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка. Приготовься убить его». И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк ступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». 11 июня 978 года Владимир провозгласил себя великим князем киевским и русским. С этого момента началась эпоха его 37-летнего княжения.
Однако впереди было еще десятилетие до крещения, исполненное черными красками. Жестокость, злопамятство и непомерное сластолюбие Владимира с ужасом описывали отечественные и заморские летописцы. К тому же князь был яростным язычником и противником христианства. После вступления на киевский престол он устроил на холме возле своего дворца языческое капище с пятью огромными идолами, главным из которых был Перун. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», — плачет летописец. На «Перуновом холме» приносились и человеческие жертвоприношения. Однажды жребий пал на двор варяга-христианина Феодора, сына которого киевские язычники потребовали принести в жертву. Отец не отдал своего отрока на заклание бесам. Но язычники, подрубили сени, на которых они стояли, и убили отца с сыном. Эти варяги-христиане Феодор и Иоанн стали первыми в Русской земле мучениками за веру.
В отличие от братьев Владимир всегда был горяч до веры – его интересовал этот предмет. При всех пороках князя, ему был свойствен истовый поиск Бога, иначе он не обрел бы Его. И Господь, зрящий каждого по сердцу, видел эту его жажду. Да, князь часто был слишком вспыльчив, гневлив и эмоционален. Но при этом его душа знала простодушие, искренность и искала справедливости. А главное — у него была живая совесть: его тяготили и мучили его грехи. И он почувствовал, что его жалкие деревянные боги ничем не помогут его душе. Князь приступил к поискам. Летопись рассказывает, как он принимал послов от волжских болгар (мусульман), латинян (католиков) и хазарских евреев, предлагавших ему принять их законы. Затем из Византии в Киев прибыл греческий философ, изложивший Владимиру преимущества православного вероучения. Выслушав всех, Владимир приступил к «испытанию вер»: избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.
Возвратившись из Царьграда в Киев, послы поведали: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». После совета с боярами и «старцами», Владимир принял решение креститься.
Новгород
Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.
Святослав Игоревич, отец Владимира
В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега. Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками. Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.
Новгород в X столетии
Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.
Кратко о сути и направлениях внешней политики
Целью внешней политики Владимира I Святославича было расширения влияния Киева во всех направлениях: конфликты с Польшей за пограничные земли и племена, походы на Волжскую Булгарию и хазар, борьба с печенегами и отношения с Византией – действия великого князя были устремены к границам государства из его центра, Киева.
В отличии от отца, Святослава Игоревича, князь Владимир чаще использовал дипломатию и при осуществлении вторжений в чужие земли предпочитал не заводить войска глубого в территорию противника, как результат – итоги его внешнеполитических едйствий были более стабильны, нежели у предшественника. В последние годы новый польский князь Болеслав I попытался было воевать с Владимиром, но вскоре был заключён мир, подкреплённый династическим браком между сыном киевского князя Святополком и неизвестной по имени дочерью Болеслава.
Внешняя политика Владимира I Святославича – карта с направлениями походовПодробнее о внешней политике
Последние годы правления
На финальном этапе своей политической жизни князь уже не совершал походы сам – командование дружиной было поручено воеводам и любимому сыну Борису. В 1014 году сразу два его сына, Святополк и Ярослав, восстали против Владимира: Ярослав отказался выплачивать положенный от Новгорода налог в 2000 гривен, а Святополка Владимир приказал бросить в темницу по подозрению в подготовке переворота. Вместо со Святополком под арест была направлена его жена, дочь Болеслава I, и приехавший вместе с ней польский епископ – целью заключённого ранее династического брака было не столько подтверждение мира между Русью и Польшей, сколько перехват власти из рук стареющего Владимира. Это вполне соответствует характеристике Боласлава от немецкого хрониста и епископа Титмара Мерзебургского, подчёркивающегот «лисью изворотливость» польского князя“Хроника Титмара Мерзебургского.
Владимир собирался было пойти на Ярослава войной, однако уже был слишком стар и не смог отправиться из-за случившейся болезни. Тем временем от пограничных застав прибыли вести о приближающихся печенегах и князь приказал сыну Борису вместе с великокняжеской дружиной отправиться на перехват кочевников.
Смерть и последствия
Владимир I Святославич умер 15 июля 1015 года, в своей загородной резиденции Берестове, под Киевом. Практически сразу после смерти князя началась вторая междоусобица на Руси – его сыновья начали бороться друг с другом за власть. Сначала киевский стол смог захватить Святополк Окаянный, согласно летописи пославший убийц к трём своим братьям: Борису, Глебу и Святославу Древлянскому.
Затем, после нескольких лет противостояния Ярослав Мудрый смог в 1019 году изгнать Святополка, и сам утвердился в Киеве, но был вынужден отстаивать свою власть в конфликтах с племяником Вячеславом Брячиславичем и братом Мстиславом Тмутараканским. Окончательный мир наступил лишь в 1026 году.
Схема – вторая усобица на РусиМеждоусобица детей Владимира I