Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому на тему: культура (таблица)

Введение

Чтение – это процесс познания человеком мировых истин. Литература помогает не только отвлечься от насущных проблем, но и узнать много новой информации. Книги накапливают знания и мудрость всех народов мира. Человек, который читает различные произведения, знакомится с историей. Через выдуманные, а порой и реальные истории любитель литературы способен прикоснуться к прошлому своего народа, понять то, как люди жили раньше, как они говорили и чувствовали.

Роль книги и литературы в целом в жизни человека отмечалась многими, в частности ценителями слова и искусства – писателями, поэтами, драматургами. И отечественные, и зарубежные авторы подчеркивали необходимость чтения, его способность сделать человека не только любознательным, но и счастливым. Писатели говорили о том, что отношение человека к чтению указывает на его истинное лицо.

Народная мудрость

  1. «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». Наши мудрые предки призывали к защите природы. Лучше посадить лес, чем вырубить уже выросший.
  2. «Срубил дерево – посади два». В этой пословице говорится о том, что у человека иногда есть необходимость срубить дерево, но тогда для восстановления природного баланса ему необходимо посадить новые деревья.
  3. «Кто землю лелеет – того земля жалеет». Смысл данной пословицы в том, что земля любит заботу. Тот, кто относится к ней заботливо, получает от земли в дар урожай.
  4. «Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить». В этой пословице говорится о том, что не надо много ума, для того чтобы срубить дерево. Гораздо труднее сделать доброе дело – вырастить лес.
  5. «Аист на крыше – мир в доме». У наших предков множество примет были связаны с природой. Данная пословица образовалась от одной из них. Аист, свивший гнездо на крыше, приносит хозяину дома мир и удачу.
  6. «Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом». В данной пословице идёт речь о взаимовыручке. Нужно быть добрее и заботиться зимой о братьях наших меньших, а они, в свою очередь, отплатят в будущем добром.
  7. «Был бы лес, а соловьи прилетят». Смысл данной пословицы заключается в том, что людям нужно ценить окружающую природу. Ей нужно не только любоваться, а ещё и защищать.
  8. «Не высок лесок, а от ветра защищает». В этой пословице говорится о том, что природа обладает могучей силой. Даже невысокие деревья способны защитить от сильного ветра.
  9. «Что летом родится – зимой сгодится». В данной пословице говорится о том, что летний урожай кормит человека зимой. Что посадил, то и будешь есть.
  10.  «Вся природа красуется весной». В этой пословице говорится о том, что весна – время расцвета всей природы. Она словно оживает после долго зимнего сна, и наряжается в свои лучшие наряды.

К.Г. Паустовский «Великий сказочник»

О положительном воздействии чтения на человека писал и К.Г. Паустовский. В произведении «Великий сказочник» рассказывается о том, как на повествователя огромное влияние оказали сказки Г.Х. Андерсена, которые он читал накануне нового века. В тот момент мальчику было все равно и на новогоднюю елку, и на сам праздник. Главным было чтение отличной книги. Спустя годы рассказчик понял, что сказки, которые он читал, научили его добру, милосердию и любви. Герой благодарит великого сказочника Г.Х. Андерсена за то, что он научил всегда верить в добро. К.Г. Паустовский продемонстрировал, как книга способна воздействовать на человека, способствовать его развитию, формированию нравственных качеств, которые позволяют в дальнейшем жить в соответствии с принципами чести и достоинства.

Вариант 2

Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.

Стоить начать с самого главного. Это – воздух, кислород без которого живые существа не смогут жить. Самые насыщенные места кислородом там, где растет множество деревьев и растений. Только сохраняя леса, посадки и большую часть растительности, можно быть уверенным в том, что будут продлены жизни многих людей и животных. Но с растениями следует быть осторожным. Если на улице они не несут существенной угрозы, то в комнате дома они могут быть весьма небезопасными. Мало того, что они потребляют кислород так же, как и человек, но еще и с углекислым газом могут выпускать частички ядовитых элементов. Это не значит, что такие растения не нужно беречь, а значит то, что необходимо тщательно выбирать цветы для дома и правильно за ними ухаживать.

Природа обеспечивает нам большую часть продуктов питания. Она создает, почти все, что можно употреблять в пищу. Когда люди ухаживают за землей, обрабатывают, сажают, то потом собирают урожай: овощи, фрукты, ягоды, разнообразное зерно. Взаимоотношение человека и природы, как нельзя лучше можно увидеть именно в этих процессах. Ведь, как люди относятся к природе, так она и благодарит результатами урожая.

Начиная с младенческого возраста, людям прививают любовь и бережливость в природе. Множество занятий, в детском саду, посвящены защите природы. Потом, эти знания, продолжают вкладывать учителя в сознание детей. Но, как обычно, это бывает, всегда найдется тот, кто будет делать все с точностью до наоборот. Таких людей в обществе не уважают, ведь они понимают, что вредят природе, но все равно делают плохие вещи. Наверное, они так хотят завоевать авторитет, но придет время, и они поймут, что были не правы.

Природа не может существовать без человека, как и человек без нее не проживет. Хорошее взаимоотношение нам необходимо, без него не будет плодотворного взаимодействия. Вывод можно сделать один – берегите природу, и она убережет нас.

Окружающий мир глазами Ростовой

Толстой очень трепетно обращается с Наташей, он считает ее идеалом женщины. Героиня чутко относится к пейзажу, который окружает ее, видит счастье, красоту в мелочах, тем самым влюбляет в себя еще больше. Читатель никогда не увидит ни Анну Павловну Шерер, ни Элен на фоне природы. Если они и начнут рассуждать о красоте пейзажа, то это фальшивые слова, в них нет ни грамма истинных чувств, читатель такое сразу понимает, потому его симпатии не на их стороне.

Наташа Ростова была связана с простым народом и природой, она искренне и с восхищением повествовала о событиях, которые произошли с ней, когда она заблудилась в лесу и встретила старика-пчельника. Пейзаж олицетворял для нее любовь и доброе отношение ко всем людям. Ростова всегда проникалась чужими проблемами и никогда не была равнодушна даже к незнакомцам.

Красота природы

  1. Художественное изображение природы мы находим в прозе И.С. Тургенева, а именно в цикле рассказов «Записки охотника». Рассказчик путешествует по глубинке России и раскрывает ее колорит на страницах книги, описывая густые леса, заливные луга, богатые пашни. Леса становятся домом и источником жизни для крестьян вроде Хоря и предметом восхищения для мечтателей вроде Калыныча. Даже крестьянские дети из рассказа «Бежин луг» с упоением глядят на ночное небо, усеянное звездами, на росистые поля, где пасутся кони, и на реку, полную туманных видений и образов. Все герои книги вдохновляются природой и заражают этим ощущением читателя, который обозревает красоты вместе с ними.
  2. К.Г. Паустовский описал красоту природы в произведении «Мещерская сторона». Он начал повествование с описания прекрасных пейзажей в местности, пролегающей между Владимиром и Рязанью. Красивые туманные мшары, мягкие зеленые луга, душистые стога сена, громкие крики птиц, глубокие озера — все это окружает человека на пути через Мещерский край, поражающий богатством фауны и флоры. Прелесть этих мест заключается в их дикости: люди обходят стороной многие места из-за суеверий. Но в глазах опытного путешественника такие легендарные участки имеют особую ценность. Так, автор выразил красоту своего края через описание ее характерных деталей.
  3. В рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» рассказчик описывает прекрасную пору осени в поместьях его родственников. В тех краях все люди занимались земледелием, поэтому осенью они встречали плоды своих трудов — душистые и вкусные урожаи. Особенно автору запомнился навязчивый и пряный запах яблок, чуть тронутых первыми заморозками. Столь же восторженно он описывает багряные леса, шумную охоту, вечера наедине с природой. В сельской местности его душа спокойна и умиротворена, потому что именно там происходит долгожданное слияние с вечной красотой природы, которая вдохновляет человека.

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гори, гори ясно
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Не хватает сердца
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Родные берёзы
  • Сон о белых горах
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Изложение — Весенний остров

Пароход миновал Осиновский порог, и Енисей сразу стал шире, а берега его — ниже. Чем шире становился Енисей, тем более пологими становились берега, течение успокаивалось, воды текли без шума и суеты.

Я стоял один на носу парохода и смотрел на родную реку, вдыхал прохладу ночи. Иногда нос парохода так глубоко врезался в воду, что брызги долетали и до меня.

Пароход шел по Енисею, разрезая, как студень, реку и тихую ночь. На пароходе все спали, не спал только сам пароход, не спал рулевой, и я не спал. Я ждал солнце. Примерно час назад оно укатилось в лес и зависло над вершинами деревьев. Над рекою поднялся туман, окутывая ее берега.

Этот летний туман был очень легким и не мешал пароходу продвигаться вперед. Скоро солнце оттолкнется от деревьев и поползет вверх, разгонит туман, который заползет в гущу леса и там падет росой на травы, листья и песок. Кончится так и не начавшаяся ночь. Утром я увидел впереди остров, в середине которого была груда скал, меж них тенели кирдачи, а понизу кипел вершинами лес.

Берега острова были яркими. Так бывает здесь только в конце весны — в начале лета, когда бушует всюду разнотравье и полыхают яркие цветы Сибири.

В середине лета, в сенокос, цветы осыпаются, а листья на деревьях блекнут. Но на острове живая зеленая лента!

Я торопился, мне хотелось посмотреть на нечаянно встреченную весну. Позже я пытался отыскать похожий остров. Встречались разные: и одинокие, и цепью, — но такого, весеннего, острова больше не было. Этот остров долго был под водой, а когда он обох, везде уже бушевало лето.

Но он не мог остаться без весны — и забушевал, зацвел всеми красками радуги, и ничто не могло сдержать торжество природы. Она буйствовала, не соблюдая никаких сроков. Вспоминая об этом острове, я думаю о нас, людях. Ведь у каждого человека рано или поздно тоже бывает весна

Не важно, в каком облике и в каком цвете

Главное, что она приходит. Как вы понимаете слова В. Астафьева: «К каждому человеку по-, здно или рано приходит своя весна»? Мне кажется, В.

Такого человека мы обычно называем цветущим. У каждого человека своя весна, каждый раскроется по-своему.

Я полностью согласен с В

Астафьевым, что не важно, в каком облике или каком цвете, но «к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна»

»crosslinked«

Небо над Аустерлицем

Так как одним из главных героев является Андрей Болконский, многие образы пейзажа необходимы для раскрытия его характера, взглядов. Переломным моментом в жизни этого персонажа является эпизод с Аустерлицким сражением. Князь Андрей поднимает упавшее знамя, ему удается вернуть солдат, но он получает тяжелое ранение, поэтому падает на землю и видит небо с плывущими темными тучами. Лежа под ним, Болконский осознает всю человеческую сущность, происходит крушение его былых идеалов.

Пейзаж помогает понять глубину переживаний и терзаний главного героя. Андрей желает определить истинное предназначение своего существования. Высокое небо остудило стремление персонажа стать известным, получить славу и занять высшую должность.

Как поступит главный герой в этой ситуации? Он больше не хотел связывать свою жизнь с войной, однако желание защищать Родину не оставляет его. Благодаря детальному описанию окружающей персонажа обстановки читатель имеет возможность насладиться вместе с Болконским природой. Картина внешнего мира помогает понять идею романа. Л. Н. Толстой этим эпизодом хотел сказать, что все в жизни пусто, кроме неба, нет ничего, только тишина и спокойствие.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

По поводу образования, в частности чтения, рассуждал А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Фамусовское общество – люди «века минувшего» – спорят с Чацким – человеком «века нынешнего». У героев совершенно противоположные мнения. Если Чацкий уверен в том, что образование необходимо в жизни, что без чтения невозможно двигаться дальше, то Фамусов и его приближенные думают о том, что книги – это пустота, на которую не стоит тратить время. Особое место в комедии занимает образ Софьи, которая находит в книгах свой идеал мужчины. В сентиментальных романах героиня увидела свой романтический идеал, который ищет и в жизни. Молчалин полностью соответствует ее книжным мечтам, поэтому она выбирает для любви именно его. Фамусов же не поддерживает увлечение своей дочери книгами, он считает, что это зло и что его нужно «пресечь», а для этого нужно «забрать все книги бы да сжечь». Отсутствие ума и искреннего желания развиваться самому и способствовать развитию своей страны Фамусов демонстрирует следующей фразой: «Ученье – тьма, ученость – вот причина». А.С. Грибоедов высмеивает фамусовское общество, говоря о том, что уже прошло время представителей «века минувшего».

Предчувствие осени

      Конец августа.      Речка Быковка стала еще светлей и мельче. Она как бы оробела немножко и чуть-чуть шумит перекатами, словно боится нарушить зарождающуюся грусть, стряхнуть поседелость на кустах, висящих над нею.      По речке который уж день плывут листья, набиваются у камней в перекатах, паутина плывет с татарника и кипрея. Его полно тут, татарника, на пашнях, особенно на овсах, кипрея — на вырубках. Ночью над Быковкой мелькают просверки, словно электросваркой разрезая сталистую твердь речки, — звезды ли августовские падают? Или отблески северных позарей достигают Урала? Может, и с Антарктики отголоски сияний достигают безвестной речки Быковки? Земля в августовские ночи совсем не ощутима, хочется притихнуть вместе с нею, пожалеть себя и ее за что-то, приласкаться к теплому — наступающим холодом, тьмою дышит ожившее пространство.      Рано начали просыпаться туманы, а как проступят, так низко и неподвижно лежат неровными слоями над зеленой отавой, по-над речкой. И речка сквозь туман и не смытую на песках пленку пуха кажется стылой.      Рано вечером многими сенокосилками стрекочут кузнечики, стрекочут длинно, трудолюбиво, боясь сделать паузу, ровно бы спешат докосить все, что еще недокошено в полях и лугах.      А недокошены лишь елани и кулижки колхозников. Нынче, как и много лет назад, они получили покосы к сентябрю, косят урывками перестоялую, худую траву, мечут ее сырую. Корм из нее никудышный, но какой ни на есть, а корм.      Осень приближается. Осень.      Птицы все едят, едят. Овсянки затемно прилетают и садятся в поле и только на вечерней заре лепятся на кусты и чистят перья клювами от паутины. Песен птичьих уж нет, только хлопоты, только молчаливые заботы перед дальней дорогой. Природу охватило томление и тревога, за которою последует согласие с осенью, печальное прощание с теплом, готовность к трудному зимованью, так необходимому для обновления всего в природе, белому снегу, который глубоко и тепло прикроет верхушку земли, нарядит ее в белую шапку — и будет конец года — тоже с белой верхушкой.

Краткое изложение “Весенний остров” – (Астафьев)

Пароход миновал Осиновский порог, и сразу Енисей сделался шире, раздольней, а высота берегов пошла на убыль. Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи. Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня. Я слизывал с губ капли и ругал себя за то, что так долго не был на своей родине, суетился, работал, хворал и ездил по чужим краям. Зачем?

Пароход шел по Енисею, разрезая, как студень, реку, светлую ночь и тишину ее.

Все на пароходе спали. Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал.

Я ждал солнце. Оно с час назад укатилось в лес и зависло в вершинах его. Туман поднялся над рекою, выступил по логам и распадкам, окурил берега. Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал.

Вот-вот после короткой дремы оттолкнется солнце от острых вершин леса, взойдет над синими хребтами и спугнет туманы. Они потянутся под срез тенистых берегов, заползут в гущу леса и там падут росою на травы и листья, на пески и прибрежный камешник. И кончится так и не начавшаяся ночь. Утром-то я и увидел впереди остров.

В середине его навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел

вершинами лес.

Берега яркие, в сочной зелени – так бывает здесь в конце весны и в начале лета, когда бушует всюду разнотравье, полыхают непостижимо яркие цветы Сибири. В середине лета, к сенокосу, цветы осыпаются и листья на деревьях блекнут.

Но на подоле острова живая лента зелени! Это только что распустившийся гусятник и низенький хвощ. За ними синяя полоса, окропленная розовыми и огненными брызгами. Цветут колокольчики, жарки, кукушкины слезки, дикий мак. Везде по Сибири они отцвели и семя уронили, а тут…

– Весна на острове! Весна!..

Остров зарябил птичьим косяком, задрожал в солнечном блике, свалился на ребро и затонул вдали. Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такой же остров. Встречалось много островов, одиноких и цепью, но весеннего больше не попадалось.

Тот остров оставался долго под водою, и когда обсохли его берега, – всюду уже было лето и все отцвело, а он не мог без весны – и забушевал, зацвел яркой радугой среди реки, и ничто не могло сдержать торжества природы.

Она радовалась, буйствовала, не соблюдая никаких сроков.

Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна

В каком облике, в каком цвете – не важно. Главное, что она приходит

Весенний остров. Пароход миновал Осиновский порог, и Енисей сразу стал шире, а берега его — ниже

Пароход миновал Осиновский порог, и Енисей сразу стал шире, а берега его — ниже. Чем шире становился Енисей, тем более пологи­ми становились берега, течение успокаивалось, воды текли без шума и суеты.

Я стоял один на носу парохода и смотрел на родную реку, вдыхал прохладу ночи. Иногда нос парохода так глубоко врезался в воду, что брызги долетали и до меня. Я радостно облизывал губы и ругал себя за то, что так долго не был в родных краях, суетился, хворал, путешествовал по чужим краям. Пароход шел по Енисею, разрезая, как студень, реку и тихую ночь. На пароходе все спали, не спал только сам пароход, не спал рулевой, и я не спал.

Я ждал солнце. Примерно час назад оно укатилось в лес и за­висло над вершинами деревьев. Над рекою поднялся туман, окуты­вая ее берега. Этот летний туман был очень легким и не мешал па­роходу продвигаться вперед. Скоро солнце оттолкнется от деревьев и поползет вверх, разгонит туман, который заползет в гущу леса и там падет росой на травы, листья и песок. Кончится так и не на­чавшаяся ночь.

Утром я увидел впереди остров, в середине которого была груда скал, меж них тенели кирдачи, а понизу кипел вершинами лес.

Берега острова были яркими. Так бывает здесь только в конце весны — в начале лета, когда бушует всюду разнотравье и полыхают яркие цветы Сибири. В середине лета, в сенокос, цветы осыпаются, а листья на деревьях блекнут.

Но на острове живая зеленая лента! Вон только что распустив­шийся гусятник, а вон хвощ. За ними синяя полоса с розовыми и огненными вкраплениями. Цветут колокольчики, дикий мак, кукуш­кины слезы… Везде по Сибири они уже отцвели а здесь весна!

Пароход начал удаляться от острова, а я побежал на корму. Я торопился, мне хотелось посмотреть на нечаянно встреченную весну.

Позже я пытался отыскать похожий остров. Встречались разные: и одинокие, и цепью, — но такого, весеннего, острова больше не было. Этот остров долго был под водой, а когда он обох, везде уже бушевало лето. Но он не мог остаться без весны — и забушевал, за­цвел всеми красками радуги, и ничто не могло сдержать торжество природы. Она буйствовала, не соблюдая никаких сроков.

Вспоминая об этом острове, я думаю о нас, людях. Ведь у каждо­го человека рано или поздно тоже бывает весна

Не важно, в каком облике и в каком цвете. Главное, что она приходит

Как вы понимаете слова В. Астафьева: «К каждому человеку по-

,здно или рано приходит своя весна»? Мне кажется, В. Астафьев имеет в виду, что рано или поздно у человека наступает такой период в жизни, когда он наиболее актив­ный, наиболее творческий, когда он полностью раскрывается как личность, когда все его чувства обострены. Такого человека мы обычно называем цветущим.

У каждого человека своя весна, каждый раскроется по-своему. Я полностью согласен с В

Астафьевым, что не важно, в каком облике или каком цвете, но «к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна»

№27

II

Основные правила написания и критерии

Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы. 

Итоговое сочинение 2022-2023: критерии

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Ценить природу может и героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Свой идеал девушки – Татьяну Ларину – автор наделяет способностью искренне любить окружающую среду. Героиня очень близка к природе. Она любит русскую зиму. Связано это, как объясняет писатель, с тем, что Татьяна была «русскою душой». Так, А.С. Пушкин показывает народный характер Татьяны Лариной, подчеркивая, что русский народ всегда отличался близостью с природой и любовью к ней. В лирическом отступлении автор сам любуется зимой. Таким образом А.С. Пушкин приближает свою героиню к самому себе. Широкие описания природы в «Евгении Онегине» появляются только при раскрытии образа Татьяны Лариной, значит, любовь к природе – это ее отличительная черта. Онегин, к примеру, не способен увидеть красоту природы, он скучает, находясь в деревне. Называя Ольгу Ларину «глупой луной на глупом небосклоне», Евгений Онегин показывает свое истинное отношение к природе. Этим он полностью противопоставлен Татьяне Лариной. Отношение к природе – еще одно средство раскрытия главных героев, демонстрации их различий.

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Краткое изложение «Весенний остров» —

Пароход миновал Осиновский порог, и сразу Енисей сделался шире, раздольней, а высота берегов пошла на убыль. Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты.

Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи. Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня. Я слизывал с губ капли и ругал себя за то, что так долго не был на своей родине, суетился, работал, хворал и ездил по чужим краям.

Зачем?

Пароход шел по Енисею, разрезая, как студень, реку, светлую ночь и тишину ее.

Все на пароходе спали. Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал.

Я ждал солнце. Оно с час назад укатилось в лес и зависло в вершинах его. Туман поднялся над рекою, выступил по логам и распадкам, окурил берега.

Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал. Вот-вот после короткой дремы оттолкнется солнце от острых вершин леса, взойдет над синими хребтами и спугнет туманы. Они потянутся под срез тенистых берегов, заползут в гущу леса и там падут росою на травы и листья, на пески и прибрежный камешник. И кончится так и не начавшаяся ночь. Утром-то я и увидел впереди остров.

В середине его навалом грудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес.

Берега яркие, в сочной зелени — так бывает здесь в конце весны и в начале лета, когда бушует всюду разнотравье, полыхают непостижимо яркие цветы Сибири. В середине лета, к сенокосу, цветы осыпаются и листья на деревьях блекнут.

Но на подоле острова живая лента зелени! Это только что распустившийся гусятник и низенький хвощ. За ними синяя полоса, окропленная розовыми и огненными брызгами.

Цветут колокольчики, жарки, кукушкины слезки, дикий мак. Везде по Сибири они отцвели и семя уронили, а тут…

— Весна на острове! Весна!..

Я побежал на корму парохода, я торопился. Остров все удалялся, удалялся, а мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну!

Остров зарябил птичьим косяком, задрожал в солнечном блике, свалился на ребро и затонул вдали. Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такой же остров. Встречалось много островов, одиноких и цепью, но весеннего больше не попадалось. Тот остров оставался долго под водою, и когда обсохли его берега, — всюду уже было лето и все отцвело, а он не мог без весны — и забушевал, зацвел яркой радугой среди реки, и ничто не могло сдержать торжества природы.

Она радовалась, буйствовала, не соблюдая никаких сроков.

Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна

В каком облике, в каком цвете — не важно

Главное, что она приходит.

Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

О природе пишет и Борис Львович Васильев в своей повести «Не стреляйте в белых лебедей». Брат главного героя относился к природе потребительски, он не ценил ее и всячески пользовался тем, что давала окружающая среда. В отличие от него, Егор Полушкин стремится защищать природу. Из-за своего неравнодушного отношения к окружающему миру главный герой не способен даже на то, чтобы разрушить муравейник. Егор Полушкин считает, что человек не имеет на это права, так как муравейник – часть природы. Человек тоже является частью природы, а не царем природы, как заблуждаются многие, поэтому человек не имеет права разрушать то, что было создано не им. Егор Полушкин пытается донести эту мысль до окружающих людей. Б.Л. Васильев вкладывает в уста Полушкина свои рассуждения по поводу охраны природы. Автор демонстрирует пример человека, который бережно относится к окружающему миру. Егор Полушкин – лесник, который защищает природу. Главный герой купил лебедей, для которых озеро стало настоящим домом. Так, любовь Полушкина к природе проявилась не только в способности ценить ее, но и конкретным делом.

Исторические песни Фонохрестоматия(Стр. 13-15)

1. «Там татары шли» – одна из нескольких песен, передающих фоль­клорный сюжет «тёща в полоне (плену) у зятя». Как вы думаете, по­чему этот драматический сюжет сохранила народная память?

         Драматический сюжет песни «Там татары шли» связан с татаро-монгольским нашествием на Русь, оно было очень длительным, не одно поколение русских людей сменилось за время этого трагического события. Много городов было разорено, много семей было разъединено и угнано в плен. Именно поэтому народная память сохранила эту песню. И мне кажется, что большое значение здесь имеет и сюжет повествования о материнской и дочерней любви, о нерушимых родственных связях: бабушка любит внука, хоть на половину тот и татарин.

         Один из вариантов этой песни является колыбельной, это тоже является причиной сохранения ее в народной памяти.

2. Как художественные средства песни (и словесные, и музыкальные) передают драматизм отношений двух народов, их кровную историче­скую связь?

         Драматизм песни передается повтором «они ковылу жгли», далее «семейку делили» (то, что поделить, казалось бы, нельзя). Результат дележа противопоставляется: брат сестру отпустил, а вот зять тещу в плен взял. И он ее не повез, а погнал, босую, голую по пожарищу. Мы видим совсем не родственные отношения, тем более потом зять не просит, а приказывает теще сразу три дела делать.

         Мы видим из песни, что два народа, несмотря на противостояние и борьбу с оружием в руках, имели и кровные узы. Дочь из песни была женой татарина и жила хорошо, ее называли «барыней». И дочь не забыла матери, как только она ее узнала, назвала «родимой мамушкой» и велела бросать работу.

         Музыкальные средства, передающие драматизм песни, заключаются в повторах первых слов строк, сменяющих друг друга сольном и хоровом пении, особые распевки окончаний слов.

3. Какие особенности жанра баллады вы можете отметить в песне «Там татары шли»?

         Баллада – это лиро-эпическое произведение на историческую, мифологическую или героическую тему. В древности баллады пелись.

         Песня «Там татары шли» имеет много общего с балладой. Это, прежде всего, историческая тема (татаро-монгольское нашествие). Текст имеет четкий сюжет и исполняется пением.

4. Сравните исполнение этих песен с исполнением народных песен хо­ром имени Пятницкого. В чём сходство и в чём различие? Как вы думаете, почему фольклорный коллектив исполняет прослушанные вами песни без музыкального сопровождения?

         Сходство в исполнении народных песен фольклорным коллективом и хором имени Пятницкого, я думаю, в сохранении традиций: сольное и многоголосое хоровое пение, русские национальные костюмы. Главное различие в исполнении народных песен этими коллективами заключается в том, что у хора песни исполняются в музыкальной аранжировке и в сопровождении оркестра народных инструментов, а фольклорный коллектив стремится к оригинальному (историческому) исполнению песни как в мелодии, так и в сохранении особого произношения слов. Фольклорный коллектив исполняет песню без музыкального сопровождения для сохранения исторической достоверности звучания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: