Краткое содержание былины «Вольга и Микула Селянинович»
Молодой Вольга Святославович жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов, и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря: тот посвистывает, а его соха поскрипывает. Едут они один день, другой, третий — и никак не могут доехать до пахаря.
Наконец они видят пахаря, и тот спрашивает Вольгу, куда он держит путь. Тот отвечает, что стольный князь Владимир пожаловал его тремя городами с крестьянами и он теперь едет туда за получкою. Пахарь же говорит Вольге, что мужики в этих городах — разбойники, они могут убить его и потопить в речке Смородине. Пахарь рассказывает Вольге, как сам он был недавно в городе, купил соли, а городские мужики стали требовать, чтобы он с ними поделился грошами, и тогда пришлось ему их угостить кулаками.
Вольга видит, что пахарь может пригодиться ему, когда придётся взимать с горожан дань, и приглашает его ехать вместе с ним. Они садятся на коней и едут, но пахарь вспоминает, что забыл выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых могучих молодцов, но те не могут справиться с задачей. Тогда Вольга посылает ещё десяток молодцов, но и тем не удаётся выдернуть соху из земли. Наконец, вся дружина Вольги пытается выдернуть соху. Тогда подъезжает к своей сохе пахарь, берет ее одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за ракитовый куст. Вольга хочет знать, как имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович.
Они приезжают в город, и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и жалует его тремя городами с крестьянами. Он предлагает Микуле стать наместником и получать с мужиков дань.
Происхождение образа
В былинной фигуре Волха Всеславьевича много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре. В. Ф. Миллер полагал, что первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и скорая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха.
Предполагалось происхождение имени этого героя от слова «волхв » (путём превращения имени нарицательного в имя собственное).
На основе былинных сведений о Вольге современные исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога Волха.
Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий .
Общеславянский герой-волк[править]
- См. также:
Согласно сравнительному анализу, одному из основных методов изучения славянского фольклора, Вольга соответствует Змею Огненному Волку, герою сербского эпоса, также рождённому от змея (собственно Змея Огненного). Змей Огненный Волк родился с «волчьей шерстью» (то есть волосами на голове, по которым узнают волколака) и, подобно Вольге, умеет обращаться разными животными, особенно волком, а также превращать в животных свою дружину. Из этого сходства следует вывод о существовавшем когда-то общеславянском герое-волке, связанном с культом общим индоевропейским волка (такой герой есть у других народов, например, Долон у греков и Беовульф у германцев).
Слияние с другими образамиправить
Согласно различным фольклористам, образ исходного славянского героя-волка при попадании в былины был совмещён с некоторыми другими образами: князьями Вещим Олегом и Всеславом Полоцком (согласно Всеволоду Миллеру), князем древлян Олегом Святославичем (согласно ряду исследователей), Карлом Великим (согласно Александру Веселовскому), былинным героем Василием Буслаевым (также согласно Миллеру).
Из-за двойственности имени персонажа также предполагают, что изначально это могли быть два персонажа: собственно герой-волк и другой персонаж — волхв (отсюда имя Волх).
В популярном представлении Вольга больше всего ассоциируется с князем Всеславом Полоцким, про которого в «Слове о полку Игореве» говорится (выделение жирным добавлено):
На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій о дѣвицю себѣ любу. Тъй клюками подпръся окони, и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола кіевскаго. Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣлаграда, обѣсися синѣ мьглѣ, утръ же воззни стрикусы, отвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу, скочи влъкомъ до Немиги съ Дудутокъ.
На Немизѣ снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла. Немизѣ кровави брезѣ не бологомъ бяхуть посѣяни, посѣяни костьми рускихъ сыновъ.
Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Тому въ Полотскѣ позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыевѣ звонъ слыша. Аще и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше. Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!
Адаптивный пересказ былины «Вольга и Микула Селянинович» для детей
Ранним утром, ранним солнышком собрался Вольга брать дани-подати с городов торговых Гурчевца да Ореховца.
Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают.
Будто пахарь где-то рядышком соху ведёт.
Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать.
Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать.
Едут молодцы другой день до вечера, также всё пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет.
Третий день идёт к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладёт как рвы глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает.
Только кудри у пахаря качаются, шёлком по плечам рассыпаются.
А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые. Подивился на него Вольга, поклонился учтиво:
— Здравствуй, добрый человек, в поле трудничек!
— Здоров будь, Вольга Всеславьевич. Куда путь держишь?
— Еду в города Гурчевец да Ореховец, собирать с торговых людей дани-подати.
— Эх, Вольга Всеславьевич, в тех городах живут всё разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе направился. Окружили меня люди торговые, стали брать с меня подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шелковою плёткою. Ну, который стоял, тот сидит, а который сидел, тот лежит.
Удивился Вольга, поклонился пахарю:
— Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища.
— Что ж, поеду, Вольга Всеславьевич, надо им наказ дать — других мужиков не обижать.
Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился.
Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:
— Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст.
Послал Вольга трёх дружинников.
Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять.
Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать.
Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.
Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли её выдернул, из лемешков землю вытряхнул, подхватил, да и махнул за ракитовый куст. Полетела соха до облака, упала соха за ракитовый куст, в сырую землю по рукоятки ушла.
Дело сделали и поехали богатыри дальше путём-дорогою.
Вот подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли брёвна дубовые на мосту через речку Ореховец.
Чуть взошла дружина на мост, подломились брёвна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти.
Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку перепрыгнули. Соскочили на тот бережок, да и начали злодеев чествовать.
Пахарь плетью бьёт, приговаривает:
— Эх вы, жадные люди торговые! Мужики город хлебом кормят, мёдом поят, а вы соли им жалеете!
Вольга палицей жалует за дружинников, за богатырских коней.
Стали люди гурчевецкие каяться:
— Вы простите нас за злодейство, за хитрости. Берите с нас дани-подати, и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует.
Взял Вольга с них дани-подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой.
Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич:
— Ты скажи мне, русский богатырь, как зовут тебя, величают по отчеству?
— Поезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как меня люди чествуют.
Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном…
Ещё заря горит, а у пахаря поле колосом шумит. Тёмная ночь идёт — пахарь хлеб жнёт. Утром вымолотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завёл. К вечеру созвал народ на почестей пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать:
— Ай спасибо тебе, Микула Селянинович!
Биография и образ Вольги Святославича
В былинах персонаж предстает дивным героем. Мать будущего защитника Руси — княжна Марфа. А отцом стал мифический змей. Так, Марфа случайно наступила на животное, но избежала смерти, так как он влюбился в красивую девушку.
От такого союза родился могучий и ловкий охотник, который часто использует в благих целях силы природы. Характеристика героя в полной мере раскрывается в былине о походе в Индийское царство. До него дошли слухи, что царь Салтык собирает воинов, чтобы напасть на Русь. Стремясь защитить русский народ, богатырь решает опередить недруга и собирается в путь.
Двигаясь в Индию, кудесник не забывает о собственной дружине. Так, чтобы добыть еду, Вольга превращается в диких зверей. Общается с ратниками уважительно, а его чтят за мудрость и храбрость.
Чтобы обхитрить врага, былинный персонаж применяет магические умения. Например, чтобы разузнать обстановку, он оборачивается птицей. Став зверем, Волх наносит ущерб боеприпасам. В шкуре волка убивает лошадей индийских воинов.
Находясь в образе животного, богатырь становится уязвимым для охотников, но бесстрашный герой не боится положить жизнь ради спасения русского народа. Но в то же время не готов рисковать собственной дружиной и любым способом избегает ненужных смертей. Так, он превращает своих людей в муравьев для преодоления стены вражеского города.
Подвиги в Индийском царстве и победа над царем Салтыком дались герою только благодаря хитрости и ведунским способностям. Отставание в физической силе другим русским богатырям демонстрируется во встрече Вольги и Микулы Селяниновича. Последний — обычный пахарь, который пожаловался на неподъемные налоговые поборы.
Волх Всеславьевич увидел в Микуле сильного мужчину, поэтому позвал его в свою дружину. Отъехав от поля, пахарь вспомнил, что забыл соху. Два раза он посылал других дружинников вытащить инструмент из земли. На третий раз даже сам попытался сделать это, но силы не хватило ни у кого. Тогда богатырь понял, что Микула сильнее многих на Земле.
ЗНАМЕНИТЫЙ ПОДВИГ
Прошел по Киеву слух о том, что индейский царь Салтык Ставрульевич собирается разорить стольный град. Отправился Вольга со своей дружиной упредить нападение. Но не так-то просто захватить вражеское царство. Для того чтобы разведать планы противника, Вольга оборачивается туром, добирается до города, затем проникает в него ясным соколом и подслушивает беседу царя с царицей. После юрким горностаем забирается в погреба и портит вражеское оружие — перекусывает тетиву луков, отламывает и прячет наконечники стрел.
Но Индейское царство окружают высокие прочные стены, через которые дружине не перебраться без потерь. Вот тут проявляется еще один дар Вольги: он не только сам оборачивается муравьем, но и войско свое превращает в муравьиное.
Так, пробравшись в город, и одолели они противника. Вольга, «положив» царя Салтыка о кирпичный пол, взял себе в жены его царицу. А дружина русская переженилась на прекрасных девицах, оставленных в живых при захвате. И пошла по Руси громкая слава Вольге Святославовичу.
Поделиться ссылкой
Былины[править]
Известен прежде всего по трём былинам:
- Былина о его рождении: княжна Марфа Всеславьевна наступила на змея, который разгневался, но потом влюбился в неё. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырём-колдуном.
- Былина о хождении на Индийское царство: Вольга собирает дружину, в походе кормит их добычей, обращаясь волком и соколом. В образе горностая перегрызает тетевы врагов, в образе волка — вырывает горла их коням. Чтобы дружина забралась на вражеские стены, превращает их в муравьёв, а на той стороне — обратно.
- Былина о встрече с богатырём-пахарем: Вольга встречает богатыря-пахаря Миколу и зовёт его в дружину. Ни Вольга, ни вся его дружина не смогла вытащить из земли его соху, а Микола — выдернул одной рукой.
Былина о военном походе известна по 11 летописям.
Значение былин в русском искусстве
Былины в русском искусстве служат источником вдохновения для создания произведений в литературе, живописи, музыке. К былинным сюжетам, их образам и идеям обращались с начала XIX в. многие писатели. В. Жуковский создал оперу «Алеша Попович». В поэме «Руслан и Людмила» А. Пушкин образ Руслана написал под влиянием образов богатырей. Интерес к былинам проявлял Л. Толстой, занимался их обработкой. Вдохновленный музыкальностью былин, Н. Римский-Корсаков создал оперу «Садко».
Поэтические образы былин запечатлены многими талантливыми художниками. Самыми известными полотнами по былинным сюжетам являются картины: «Богатыри», «Витязь на распутье»,«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»В. Васнецова, «Пир богатырей у ласкового князя Владимира», «Микула Селянинович», «Волга Всеславьевич», «Садко, богатый новгородский гость» А. Рябушкина,панно«Богатырь» М. Врубеля, «Илья Муромец и Соловей-разбойник» И. Билибина, «Святогор» Н. Рериха и пр.Сюжеты былин нашли отражение в киноискусстве. Подвигам богатырей посвящены фильмы «Садко», «Князь Владимир», «Илья Муромец» и др.
Словарь
1. Скоморошьи (представления) – представления, разыгрываемые бродячими актерами (скоморохами) в Древней Руси
2. Потеха – увеселение, забава
3. Чернь – люди из простонародья
4. Этнограф – ученый, занимающийся изучением культуры народа
5. Зачин – вступительная часть теста былины
6. Палица – тяжелая дубина
Микула Селянинович — краткая справка
Микула Селянинович — легендарный пахарь-богатырь в русских былинах новгородского цикла. Имя Микула — народная форма имени Николай; возможно, результат контаминации с именем Михаил. Существует маргинальная теория, согласно которой Микула — древнее языческое славянское имя.
Микула Селянинович — образ богатыря-пахаря
Богатырь олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.Былины, посвящённые Микуле: «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула Селянинович».Связь христинского святого Николая Чудотворца с былинным богатырём Микулой Селяниновичем. Интересную версию о связи с днём народного календаря Николой вешним приводит П. И. Мельников в 1874 году
*** Кратко ***
Мифология: СлавянскаяМестность: РусьМать: Сыра ЗемляДети: Василиса (жена Ставра) и Настасья (жена Добрыни Никитича)Атрибуты: сохаХарактерные черты: единственный богатырь, который поднимает «тягу земную»
С использованием материалов — http://ru.wikipedia.org/wiki/Микула_Селянинович
Вольга Святославич
Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.
Вольга Всеславьевич (Андрей Рябушкин, 1895)
Василий Буслаев
Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.
Василий Буслаев (Андрей Рябушкин, 1895)
В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.
Войны
Вольга Святославович, былина о котором посвящена его походам в заморские страны, был одним из наиболее популярных фольклорных героев древнерусского эпоса. Его отличие от других персонажей состоит в том, что он добивается победы не физической силой, как другие витязи, а хитростью, магией и волшебством. Это показано в произведении, посвященном его походу в Индию.
Согласно сказанию, он набирает дружину и отправляется воевать в иноземные края. Неизвестный автор пишет, как он превращается то в волка, то в сокола, добывая своим воинам дичь для пропитания. Перед осадой, согласно мифу, он превращает дружинников в муравьев, а по взятии крепости снова возвращает им человеческий облик. После победы он женится на супруге погибшего правителя, а его воины берут себе в жены местных женщин.
Биография и сюжет
История жизни Добрыни Никитича и его подвиги фрагментарно изложены в летописном памятнике «Повесть временных лет» и в дошедших до современности устных преданиях. Родился богатырь или в столице древлян под названием Искоростень, позже сожженной княгиней Ольгой, или в Рязани. Десятилетнего Добрыню вместе с сестрой Малушей пленили и поселили в тереме киевской княгини, где дети выступали в роли прислуги.
Добрыня Никитич
Детство будущий воин провел с деревянным мечом в руках и научился мастерски владеть оружием, что в юности и доказал в поединке с дружинником. Молодого человека зачислили в княжескую дружину. С рождением Владимира герою добавили обязанность воспитателя и наставника.
Богатырь сыграл огромную роль в судьбе князя – Добрыня Никитич убедил послов Новгорода просить себе в правители Владимира, сплотил поборников варяжского господства на землях Руси, вставал во главе войска в сражениях с внешними врагами, участвовал в крещении государства, уговаривая народ принять новую веру и словом, и силой.
Былин, в которых упоминается Добрыня Никитич, насчитывается полсотни, а главным героем богатырь-змееборец выступает в шести сказаниях. Обладатель невероятной физической силы, мужественный воин, мудрый дипломат и советник, вежливый и учтивый государственный муж – таким представлен герой в древнерусском эпосе. Добрыня владел 12 языками и даже умел разговаривать с птицами; он завидный плотник, гусляр и певец.
Самая популярная былина «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» повествует о трехдневной битве богатыря с огнедышащим созданием. Исчерпав силы, Добрыня вдруг услышал голос с небес, предрекающий победу. И с новыми силами воин принялся бороться со Змеем, вогнав в итоге противника в землю
Главная мысль авторов сказания прячется в том, что важно не сдаваться, когда уже вроде бы исчерпаны все шансы и возможности, уметь выстоять, вытерпеть и победить. В былине воспеты сила духа и моральная выдержка героя
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
В сказаниях Добрыня выполняет различные задания князя. То выручает из беды племянницу Забаву Путятичну, то спасает дочь Марфиду или сестру Марью Дивовну, то собирает дань с подвластных земель. Причем от столь сложных поручений другие воины открещиваются. В сказании «Добрыня и Дунай – сваты» герой сватает подопечного к королевишне ляхов Апраксе.
А в «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» примеряет образ дипломата в деле переговоров с татарским ханом: Русь задолжала дань за 12 лет, но богатырь устроил показательное выступление – поборолся с силачом из войска татар, тем самым запугав хана так, что тот сам согласился платить дань Руси.
Настасья Микулишна, жена Добрыни Никитича
В народных преданиях нашлось место и любовной линии. Добрыня Никитич женился на иноземке Настасье Микулишне – полянице, дочери силача-крестьянина Микулы Селяниновича. Говорят, что родом девушка с Кавказа. Знакомство будущих супругов оказалось, мягко говоря, необычным: женщина-богатырь сначала вступила в схватку с русским воином.
В семейной жизни Добрыня пережил предательство. Однажды умчался «ненадолго» (на 12 лет) по делам, а когда вернулся, благоверная собралась замуж за Алешу Поповича. Дело в том, что Настасья получила ложную весть от Алеши о гибели мужа, а Владимир подлил масла в огонь, выступив сватом молодого жениха. Впрочем, Добрыня вернулся домой в разгар свадьбы и расстроил торжество. Поссорившихся богатырей позже помирил Илья Муромец.
Добрыня Никитич и Алеша Попович
В былинах с любовью описывается и его конь. Жеребец недюжинной силы легко вез на себе воина, отличался не меньшей храбростью, верностью и воинственным характером. На своем веку конь немало потоптал копытами злых змеенышей.
Подробности смерти Добрыни-воеводы князя Владимира неизвестны. А вот былинный Добрыня Никитич умер в 1223 году, как и подобает славному воину, – в кровопролитном сражении. Случилось это в битве под Калкой. Похоронили богатыря на кургане, который так и называется – Добрыниным.
Волх Всеславьевич — Славянская мифология
Волх Всеславьевич
Волх Всеславьевич
Волх Всеславьевич или Вольга Святославич — знаменитый богатырь русских былин, сын змея и княжны Марфы Всеславьевны. Уже само его имя Волх или Вольга, то есть Волхв, указывает на мифический его характер, хотя другое имя Вольга напоминает исторического Олега. В личности Волха Всеславьевича смешаны мифологические элементы с историческими: само рождение Вольги от мифического отца, содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. С этим гармонирует и то, что он растет не по дням, а по часам, что в скором времени он становится могучим богатырем, знающим не только искусство бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.
Напротив того, та часть былин о Волхе Всеславьевиче, где он является победителем дальнего индейского царства или земли Турец-салтана, сильно напоминает поход Олега в Царьград. Главная былина о Волхе или о Вольге Святославиче состоит из этих двух частей; но он еще появляется и в других былинах, посвященных другим богатырям, особенно же отведено много места описанию его встречи с Микулой Селяниновичем.
Волх Всеславьевич (былина)
Силы Волх был непомерной: шёл по земле —земля под ним колебалась. Ума был великого: знал языки и птичьи, и звериные. Вот подрос он немного, набрал себе дружину-товарищей в тридцать человек. И говорит:— Дружина моя храбрая! Вейте верёвочки шелковые, установите в лесу сети на куниц; на лисиц, на чёрных соболей, белых заюшек.
Стала дружина зверей ловить —убегают звери, не ловятся.А Волх обернулся львом и начал их в силки загонять. Переловили зверей множество. И опять Волх говорит:
— Дружина моя храбрая! Вейте силки шелковые, установите их поверх лесов, ловите гусей, лебедей, ясных соколов.Стала дружина птиц ловить —улетают птицы, не ловятся.
А Волх Всеславьевич обернулся рыбой-щукою, побежал по синю морю, нагнал в невода и сёмги, и белужины, и дорогой рыбки-осетровинки. Много знал Волх хитрости-мудрости!Вот собрал Волх дружину в славном городе во Киеве, говорит:— Дружина моя храбрая, кого бы нам в турецкую землю послать, поразведать: не готовится ли турецкий царь-султан на Русь войной идти?Думали, гадали, кому бы это дело доверить. Никого не нашли лучше самого Волха Всеславьевича.Обернулся Волх малой птицей-пташицей, полетел по поднебесью. Прилетел в землю турецкую.Там во дворце в палате белокаменной царь-султан с женой-царицей беседу ведёт. Слушает Волх, как султан жене говорит: — Говорят —на Руси Волха больше нет в живых. Пойду я походом на землю русскую. Девять городов возьму, девяти сынам нашим подарю по городу. А тебе, жена, привезу с Руси шубу меха драгоценного.Отвечает жена султану:— Нынче ночью снилось мне —две птицы над чистым полем подралися. Малая птица-пташица заклевала чёрного ворона, все перья у него повыщипала. Малая птица — богатырь Волх Всеславьевич, а черный ворон —ты, султан!Рассердился царь-султан, с побоями на жену кинулся. А Волх слетел с окошка, обернулся серым волком, поскакал на конюший двор —всем коням султановым горло перегрыз; обернулся горностаюшком, поскакал в горницу ружейную —все луки переломал, тетивы перервал, калёные стрелы повыломал,палицы булатные дугой согнул, сабли острые повыщербил.Не с чем будет султану на Русь идти!Обернулся Волх снова малой пташицей, полетел к своей дружине в Киев-град. Говорит своим товарищам:— Дружина моя храбрая, не бывать у нас султану турецкому. Сами мы походом на него пойдём.
И пошли они. И взяли в плен войско султаново. И много добра им досталося: и кони, и оружие, и сабли острые, и палицы булатные. Ту добычу разделили на всех товарищей.
Одежда Вольги Святославовича
Князь одет в русскую одежду, свойственную людям его сословия
В отличии от описания одежды Микулы Селяниновича, сказитель не придает такого важного значения характеристике Вольги Святославовича, а особенно тому, в чем предстает герой. Сказитель особенно выделяет его основные качества, такие как готовность к бою, умение собрать могучую дружину, быть частью природы, сливаясь с ней, составляя одно целое
Он обладает природной мудростью, самоотверженностью и храбростью. Но его образ блекнет перед образом Микулы Селяниновича, так как сказитель уделяет меньше внимания описанию Вольги Святославовича. Он показывает, что простой русский крестьянин превосходит своими качествами даже такого великого человека, как князь Вольга Святославович. Микула выделяется своей могучей силой, красотой одеяния и уважением среди народа.
Заключение
Разумеется, характеристика Вольги Святославовича не такая яркая, как у богатыря Микулы. На его фоне меркнет любой, даже самый сильный воин. Однако удалось выяснить, что это человек дружелюбный и отзывчивый. Он не завидует Микуле, а, наоборот, захотел с ним дружить.
знаменитый богатырь русских былин, сын змея и княжны Марфы Всеславьевны. Уже само его имя Вольга, т. е. Волхв, указывает на мифический его характер, хотя другое имя Вольга напоминает исторического Олега. В личности В. смешаны мифологические элементы с историческими: само рождение В. от мифического отца, содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда В. увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. С этим гармонирует и то, что он растет не по дням, а по часам, что в скором времени он становится могучим богатырем, знающим не только искусство бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными. Напротив того, та часть былин о В., где он является победителем дальнего индейского царства или земли Турец-салтана, сильно напоминает поход Олега в Царьград. Главная былина о В. состоит из этих двух частей; но он еще появляется и в других былинах, посвященных другим богатырям, особенно же отведено много места описанию его встречи с Микулой Селяниновичем (см.). О разных взглядах на происхождение В. — см. статью Богатыри
- — Синя́вский Вадим Святославович, спортивный радиокомментатор, журналист. Воспитывался мачехой, М.П. Третьяковой, племянницей П.М. Третьякова…
Москва (энциклопедия)
- — см. в статье Брячислав…
Биографический словарь
- — см. в статье Богатыри…
Биографический словарь
- — Край ты, край мой, родимый, Вечный пахарь и вой, Словно Вольга под ивой, Ты поник головой…
- — Не Вольга-богатырь нарождается, Нарождается надёжа – молодой певец, Удалая головушка кудрявая…
Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
- — князь Новгород-Северский, из поколения Ольговичей, сын Святослава Ольговича, внук кн. Олега Святославича Черниговского, правнук Ярослава Мудрого…
- — Д-р филологич. наук. Предположительно, псевдоним Р. Арбитмана. Живет в Саратове. К. автор «монографии» «История советской фантастики» — следуя традициям «Новейшего Плутарха» Д.Андреева, "…
Большая биографическая энциклопедия
- — Директор Департамента Северной Америки МИД РФ с 2003 г.; родился в 1956 г.; окончил Московский государственный институт международных отношений в 1978 г….
Большая биографическая энциклопедия
- — князь древлянский, сын великого князя Святослава Игоревича…
Большая биографическая энциклопедия
- — зоолог; род. 1854 г.; окончил курс в Московском университете; сопровождал великого князя Алексея Александровича в поездке по Ледовитому океану и к Новой Земле…
Большая биографическая энциклопедия
- — Раевский — зоолог, родился в 1854 г., окончил курс в Московском университете; сопровождал великого князя Алексея Александровича в поездке по Ледовитому океану и к Новой Земле…
Биографический словарь
- — см. в статье Ростислав…
Биографический словарь
- — советский журналист, радиокомментатор, основоположник советской школы спортивного радиорепортажа. Член КПСС с 1945. В 1924‒72 работал на Всесоюзном радио…
Большая Советская энциклопедия
- — российский журналист, комментатор Всесоюзного радио с 1924, основоположник отечественной школы спортивного репортажа…
Большой энциклопедический словарь
- — оборотень,…
Словарь синонимов
- — сущ., кол-во синонимов: 4 волх вольница толпа шайка…
Словарь синонимов