Французский художник клод моне

Драматургия жизни и творчества

Следующее значимое полотно было создано Моне на пленэре, им стала картина высотой в два метра «Женщина в саду». Создание этой картины потребовало от автора некоторых физических усилий. Клод выкопал что-то вроде окопа, в котором можно было поднимать и опускать полотно, это нужно было художнику, чтобы поймать на холсте определенное освещение. Вопреки стараниям живописца, эту картину салонная комиссия по оценке не приняла.

На многих своих картинах Моне изображал женщин, а для этого нужны были натурщицы. С одной из них – той самой женщиной в зеленом Камиллой Донасье художник очень сблизился, она покорила сердце живописца и его кисть. Родственники Моне были против связи Клода с натурщицей.

Ему даже пришлось инсценировать разрыв отношений с любимой, которая осталась в Париже, вынашивая ребенка от Клода. Сам он для достоверности уехал летом 1867 года к родне в Сент-Андресс. Пребывание в курортном городке не прошло даром для художника, там он написал картину «Регата в Сент-Андресс».

Клод Моне «Регата в Сент-Адрессе», 1867 годМестонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

В том же году у Моне родился сын, которого они с Камиллой назвали Жаном. Художник спешно отправляется в Париж навестить свою неофициальную семью. Тогда же он напишет картину, посвященную любимой женщине и сыну «Колыбель. Камилла с сыном художника Жаном».

Художественный салон отказывался принимать картины Моне, семья начала испытывать финансовые трудности. Клоду пришлось брать деньги взаймы у друзей и знакомых. Очень помог в данной ситуации Годибер – владелец судов, который заказал художнику несколько картин.

Вопреки всему Клод женился на Камилле в 1870 году, он горячо любил эту красивую женщину. Медовый месяц семья провела в Трувиле – курортном городе в Нормандии. В этот город стекалось много ценителей искусств, особенно он был любим художниками, так как местные пейзажи всего более привлекали их.

Пребывание в Трувиле окажется очень плодотворным для Моне, там он напишет пять картин. Художник стал уходить всё более в свой стиль написания, сильно отдаляясь он классической академической манеры живописи. Салоны отвергали его картины, так как они были новы и непривычны для того времени, а следовательно, коммерчески не выгодны для салонных выставок.

Камилла Донасьё, натурщица, а впоследствии любимая жена Моне

Как Клод Моне добился признания, ничего не изменив в своих работах

Попытка самоубийства Моне так и осталась попыткой. Он продолжил борьбу. А картины по-прежнему спасали, как могли.

Например, использовались в виде уплаты за жильё. Тот самый «Завтрак на траве» пришлось оставить владельцу отеля. Он картину не оценил и забросил на чердак гнить от плесени.

Жалкое существование – из года в год. Порой Моне приходилось писать жалобные письма друзьям, чтобы те прислали денег хотя бы на хлеб.

Но в 1873 году ситуация изменилась к лучшему. Камилла Моне получила отцовское наследство.

Несколько лет семья смогла нормально существовать. А Моне творить. В эти годы он создал невероятное количество выдающихся работ.

Клод Моне. Прогулка (Камилла с зонтиком). 1875 г. Национальная галерея в Вашингтоне.

А потом случилась трагедия. Камилла родила второго сына. Но через год умерла от туберкулеза.

Клод Моне. Камилла на смертном одре. 1879. Музей д’Орсе, Париж.

Злые языки осуждали Моне. Мол, это все голодные годы на ней сказались. Все малевал никому ненужные картинки. Ему стоило бросить неприбыльное дело и пойти хоть маляром, хоть карикатуристом в журнал. А ещё интрижку завёл с женой заказчика, сына та ему родила.

Моне чувствовал вину и скатывался в депрессию. Алиса Ошеде, та самая жена заказчика, помогла ему вернуться к живописи. Он продолжил писать.

Клод Моне. Арка на западе от Этрета. 1883. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Однажды к нему пришёл давний знакомый, арт-дилер Поль Дюран-Рюэль. Все эти годы он был одним из тех, кто помогал не умереть голодной смертью. Когда мог – покупал пару картин. Когда был сам на грани банкротства – давал немного денег на еду.

При этом он никогда не уговаривал, как другие, писать гладко и аккуратно. Ему не нужны были древнеримские боги или акведуки с мостами. Он искренне верил в импрессионизм.

Огюст Ренуар. Портрет Поля Дюран-Рюэля. 1910. Частная коллекция.

На этот раз Дюран-Рюэль пришёл со странной идеей организовать выставку в Америке. Он был уверен в успехе: мол, американская публика не такая консервативная.

Моне было уже под 50. Что ему оставалось, как не довериться другу.

А друг оказался прав. Американцы были в восторге от импрессионистов. В 1886 году к Моне пришёл финансовый успех. Сначала картины покупали за сотни франков. Потом и за тысячи.

Через несколько лет Клод Моне полностью выкупил дом в Живерни (80 км от Парижа). А также купил рядом с домом участок, на котором разбил сад.

Теперь природа была совсем рядом. Достаточно было выйти на порог и с упоением писать, писать, писать.

Клод Моне. Главная аллея к дому в Живерни. 1892.

Как только у Моне появились деньги, он поехал к тому самому хозяину отеля. Он выкупил свой «Завтрак на траве». От картины пришлось отрезать часть, покрытую плесенью. Но даже в таком виде музей д’Орсе в Париже охотно разместил картину в основной коллекции.

Клод Моне. Завтрак на траве (работа не завершена). 1866. Музей д’Орсе, Париж.

А работу «Дамы в саду» правительство приобрело в 1911 году у Клода Моне за 200 000 (!) франков. Неплохой такой реванш за едкие слова о неряшливости картины.

Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Триумф Моне признал и его давний Учитель, Эжен Буден. В 1892 году, когда Моне уже был всемирно известен, он написал ему «Вы превзошли самого себя». На что Моне ответил ему «Я помню, что именно Вы научили меня видеть»…

Моне совершил то, что многим художникам не удаётся. Даже самым великим. Он дожил до всемирного признания.

Он прошёл путь от звания «пачкуна» до «выдающегося мастера», при этом ничего кардинально не изменив в себе и в своих работах.

Он прошёл свой путь героя до конца. И все ради нее – живописи света и цвета. Ради жизненности и непосредственности. Ради чарующей повседневности и правдивой бессюжетности. Ради свободы художника…

О шедеврах художника читайте в статьях:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Детские годы и молодость

Будущий художник Оскар Клод Моне появился на свет 14 февраля 1840 года в столице Франции. Он был вторым ребенком в семье. Его родители были простыми людьми, к миру искусства никакого отношения не имели. Отец Клод Огюст был бакалейщиком, а мама Луиза Жюстина занималась домашними делами и воспитывала детей.

Когда мальчику исполнилось 5 лет, все семейство перебралось на постоянное место жительство в Нормандию, в город под названием Гавр. Папа мечтал, что сын пойдет по его стопам, станет бакалейщиком и продолжит семейный бизнес, но в планы юноши это не входило.

Как позднее вспоминал сам Моне, он никогда не отличался примерным поведением, любил свободу, поэтому часто пропадал на воде или прибрежных скалах, его захватывали живописные виды побережья. Учился молодой человек крайне неохотно, он считал школу тюрьмой. А преподавателей часто зарисовывал в виде карикатуры, притом в весьма непочтительной форме. В этом жанре он достиг небывалого мастерства, поэтому уже в пятнадцатилетнем возрасте о юном даровании знал весь портовый город.

Именно в этот период он начал получать первые заказы и деньги за них. За свои рисунки молодой человек брал 20 франков, сумма на тот момент весьма внушительная. Вскоре о нем узнал известный пейзажист Эжен Буден. Именно он научил Моне основным приемам живописи. Но отец был категорически против нового увлечения сына и отказался давать деньги на обучение. Впрочем, на стороне будущего художника была тетка, которая заботилась о нем после скоропостижной смерти мамы.

Первые уроки живописи помогли юноше понять, что его истинное признание — это природные пейзажи. Позднее он объявил отцу, что хочет обучаться у известных мастеров в Париже, но тот вновь отказался поддерживать сына материально, хотя на поездку разрешение дал. Клода Моне снова выручила тетка. Заручившись поддержкой учителя и получив от него рекомендательное письмо, молодой человек отправился в столицу.

Некоторое время он работал в студии для бедных художников, набирался опыта. Но в 1861 году его призвали в армию. Службу он проходил в кавалерийских войсках в Алжире. Правда, дань родине он отдавал всего 2 года, хотя должен был 7 лет. Дело в том, что его сразил тиф. Чтобы выкупить племянника, тетка заплатила 3 тыс. франков.

Творчество

Первое признание Клоду Моне принесли его карикатуры

Озорные рисунки привлекли внимание одноклассников автора, их семьи и других жителей города. К тому времени  юноше исполнилось 15 лет, а он уже был популярен в Гавре. Люди хотели получить свой шуточный портрет и платили ему за работу 20 франков

На накопленные за счет продажи таких набросков деньги художник потом жил и учился в Париже

Люди хотели получить свой шуточный портрет и платили ему за работу 20 франков. На накопленные за счет продажи таких набросков деньги художник потом жил и учился в Париже.

Дама в зеленом платье

Так называлась первая картина Клода Моне, принесшая ему высокие оценки коллег и критиков. Это был портрет натурщицы Камиллы Леония Донсье, написанный в 1866 г.

Влюбленный в нее, Моне создал шедевр за несколько дней. Полотно привлекло взгляд за счет контраста практически не прорисованного фона и четко выписанной центральной фигуры. Девушка изображена в момент движения. Образ живой, неприукрашенный: оттенок кожи естественный, форма губ не соответствует идеалу того времени.

Впечатление. Восходящее солнце

Картину, давшую название импрессионизму, Клод Моне создал в 1872 г. Полотно писалось с натуры в старом аванпорте Гавра. Публика впервые увидела эту работу на выставке в 1874 г. После ее посещения знаменитый критик Луи Леруа написал: «Там не было ничего, кроме впечатления». Благодаря его статье, название нового стиля вошло в обиход.

На полотне огромное количество оттенков серого. Единственная яркая деталь – солнце и его первые лучи. Изображение создано резкими, размашистыми мазками. Мачты и доки практически не прописаны. Многие посетители выставки посчитали работу незавершенным наброском. Причина такой техники – желание художника успеть запечатлеть картину пока не изменится свет.

Бульвар Капуцинок

В 1873-м Клод Моне дважды написал изображение известного бульвара. Эти работы считают эталоном импрессионизма, при их создании художнику удалось передать все, что считается важным в этом стиле:

  • вибрацию воздуха;
  • изменение цвета окружающего мира под влиянием солнечного света;
  • взаимодействие света и тени.

На втором полотне бульвар запечатлен при пасмурной погоде.

На обеих картинах присутствует эффект фотографии:

  1. Часть фигур размыта. Так они выглядели бы, если бы двигались в момент съемки.
  2. Некоторые люди обрезаны, словно они не полностью попали в кадр.

Вокзал Сен-Лазар

Это первая серия картин Клода Моне, объединенных одной темой и перспективой. Была создана в 1877 г. Состоит из 12 полотен, на которых парижский вокзал показан с разных ракурсов и в разную погоду.

Моне утверждал, что не считает банальным повторение одного и того же сюжета. Главный персонаж его картин – свет и его игра, а не здания или поезда. Живописцем двигало желание показать, как изменение освещения меняет облик города. После он многократно писал аналогичные серии с другими сюжетами.

Руанский собор

Цикл создавался с 1890 г. по 1895 г. В него входит 30 законченных картин. Некоторые наброски Клод не закончил, некоторые уничтожил.

Эта серия считается искусствоведами самой исчерпывающей из работ Моне. В ней ему удалось в полной мере раскрыть контраст между постоянным, монументальным (собор) и изменчивым, мимолетным (свет). Чтобы лучше передать игру солнечных лучей на камне, художник концентрируется на отдельных фрагментах здания, а не рисует его целиком.

Нимфеи (водяные лилии)

Самым масштабным циклом, написанным Клодом Моне, стали картины, изображающие кувшинки. По разным данным серия включает от 250 до 300 холстов. Работа над ними велась с 1900 г. почти до самой смерти живописца. На всех полотнах изображен цветник усадьбы художника. Поскольку лилии цветут очень короткое время, большинство полотен написано не с натуры, а по памяти.

Другие работы

У Клода Моне несколько сотен картин. Наиболее известные из не вошедших в обзор полотен:

  1. «Женщины в саду».
  2. «Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее».
  3. «Прогулка. Дама с зонтиком».
  4. «Сад художника в Живерни».
  5. «Поле маков у Аржантёя».
  6. Цикл из 10 полотен «Долина Грёз».
  7. Серия «Стога», включающая 22 работы.
  8. «Тополя» – 11 картин.
  9. Цикл «Лондон», в рамках которого написано 38 видов города.
  10. «Венеция» – серия из 28 картин

На многих холстах Моне изображены жена и старший сын. Камилла была единственной натурщицей даже для тех работ, где присутствуют несколько персонажей. Например, с нее написаны все 3 дамы на полотне «Женщины в саду».

Другие биографии:

Жан Кальвин являлся один из самых радикальных деятелей европейской Реформации, французский теолог, который положил начало новому религиозному течению протестантской церкви.

П. Л. Капица – это известный русский ученый. Является одним из отцов физики невысоких температур и физики мощных магнитных полей.

4 июня 1867 года в Шуйском уезде, что во Владимирской области в дворянской семье появился на свет Константин Бальмонт. Мать поэта оказала на будущего поэта большое влияние.

Виктор Драгунский – один из знаменитых детских писателей. Наибольшую известность приобрёл благодаря «Денискиным рассказам». Истории Драгунского, в основном, направлены на детскую аудиторию

Конюхова Татьяна Георгиевна это не только актриса российского кино и театра, но и талантливая актриса советского времени, поэтесса и общественный деятель.

Источник

Биография

Основные события в жизни:

  1. 1860 г. – Моне призывают в армию. В армии он заболевает брюшным тифом. За счет своей тети Клод откупается от военной и службы и уже в 1861 году возвращается домой.
  2. 1861 г. – художник поступает в университет искусств. Там он разочаровывается в том, как преподносится живопись и покидает учебное заведение. Затем он поступает в студию живописи, которую создал Шарль Глейр. Здесь он заводит знакомство с другими художниками, такими как Огюст Ренуар, Фредерик Базиль. По манере написания работ они были очень похожи между собой. В дальнейшем эти художники стали костяком группы импрессионистов.
  3. 1860 г. – Моне рисует портрет Камиллы Донсье. Этот портрет приносит ему известность. Вскоре сама Камилла становится женой Клода.
  4. 1870 г. – Клод уезжает в Англию, когда начинается франко-прусская война. В Англии он знакомится с картинами Констбела и Тёрнера. Также Моне удается познакомиться с человеком, который занимался продажей картин. Данное знакомство позволило ему решить его материальные проблемы.
  5. 1871 г. – Клоду отказывают в участии в выставке картин Королевской академии. Он покидает Лондон и приезжает жить в Нидерланды. Здесь он создает 25 работ. В Нидерландах художника начинают подозревать в революционной деятельности.
  6. 1872 г. – Моне возвращается во Францию. Здесь он рисует известное произведение «Впечатление. Восходящее солнце». Данное произведение дало наименование группе импрессионистов. Картина в 1874 году приняла участие на выставке импрессионистов. Их основная цель заключалась в чувствах к красоте одного мига. Рисование они осуществляли большими мазками и применяли чистые цвета, отказавшись от смешивания красок. Моне не использовал линии. Он проводил их замену мазками. Он в особенности любил лицезреть, как меняется природа, и передавал это в своих работах.
  7. 1871-1878 г. – Клод живет в Аржантее. Это село, которое находится около Парижа. Здесь он покупает дом и создает много известных работ. Среди них: «Впечатление», «Поле маков у Аржантея». В Аржантее художник живет несколько счастливых лет. Здесь он пишет Сену, ее окрестности, мосты и парусники. В 1874 г. художник на короткий период возвращается в Нидерланды.
  8. В 1880-1881 г. – к Клоду обращается Дюран Рюэль с предложением покупки и продажи его произведений. После этой сделки дела Клода стремительно поднялись в гору. Публику все больше начинают интересовать его картины.
  9. 1889-1891 г. – Моне создает серию из 22 работ, которая называется «Стога».
  10. 1892 г. – художником написано 11 картин. Серия называется «Тополя».
  11. 1883 г. – художник, поднакопив денег, покупает дом в Живерни. Живерня находится на берегу Сены. В этом месте происходят главные трагедии в жизни художника. Они связаны с уходом из жизни жены и старшего сына. Однако его финансовое положение в этот период хорошее, так как его картины хорошо продавались. В Живерни Клод продолжает создавать свои произведения и разводит большой сад. Помимо художественных талантов, Моне увлекался садоводством. В своем саду он создал много картин. Моне рисовал ни одну работу за раз: сначала он уделял несколько часов одному произведению, а затем переходил к другому. За счет этого он мог зафиксировать разное освещение. Он передает тонкости освещения в своих работах. К примеру, в серии с картинами с мысом Антиб, он представил работы в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем свете.
  12. 1904 г. – создана серия Лондон из 38 картин.
  13. 1912 г. – врачами Клоду поставлен диагноз двойной катаракты. По этой причине проводится оперативное вмешательство. Однако он не оставляет своего дела. На левом глазу ему удалили хрусталик. Клод вновь начинает видеть, но ультрафиолет кажется ему как голубой или лиловый. За счет этого его произведения приобретают новые цвета. Лилии в своей знаменитой картине «Водяные лилии» он видел в ультрафиолетовом диапазоне голубоватыми, когда для других они были просто белыми. Эта картина является самой дорогой картиной Клода.
  14. В 1920 г. выстроены два музея в Оранжери для того, чтобы хранить 8 фресок Моне с Нимфеями.
  15. 1926 г. – Моне умирает от рака легких. Он скончался в Живерни. Его возраст на момент смерти — 86 лет. Его похоронили на местном кладбище около церкви. Художник пожелал, чтобы прощание с ним было не торжественным. По этой причине на церемонию прощания посетило всего 50 человек.

Клод Моне в 1920 году

Ранняя жизнь и карьера

Один из самых известных художников в истории искусства и ведущая фигура импрессионистского движения, чьи работы можно увидеть в музеях всего мира, Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже, Франция. Отец Моне, Адольф, работал в семейном судоходном бизнесе, в то время как его мать, Луиза, заботилась о семье. Опытная певица, Луиза любила поэзию и была популярной хозяйкой.

В 1845 году, в возрасте 5 лет, Моне переехал с семьей в Гавр, портовый город в Нормандии. Он вырос там вместе со своим старшим братом Леоном. Хотя Моне, по слухам, был порядочным студентом, ему не нравилось сидеть в классе. Его больше интересовало быть снаружи. В раннем возрасте Моне развил в себе любовь к рисованию. Он заполнял свои школьные учебники набросками людей, включая карикатуры на своих учителей. В то время как мать поддерживала его художественные усилия, отец Моне хотел, чтобы он занялся бизнесом. Моне сильно страдал после смерти матери в 1857 году.

В общине Моне стал известен своими карикатурами и тем, что рисовал многих жителей города. Познакомившись с местным пейзажистом Эженом Буденом, Моне начал исследовать мир природы в своих работах. Буден познакомил его с живописью на открытом воздухе, или пленэрной живописью, которая впоследствии стала краеугольным камнем творчества Моне.

В 1859 году Моне решил переехать в Париж, чтобы заняться своим искусством. Там он испытал сильное влияние картин барбизонской школы и поступил студентом в Швейцарскую академию. За это время Моне познакомился с коллегой-художником Камилем Писсарро, который стал его близким другом на долгие годы.

С 1861 по 1862 год Моне служил в армии и был расквартирован в Алжире, но был уволен по состоянию здоровья. Вернувшись в Париж, Моне учился у Шарля Глейра. Через Глейра, Моне познакомился с несколькими другими художниками, в том числе с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. Он также получил совет и поддержку от Иоганна Бартольда Йонгкинда, пейзажиста, оказавшего большое влияние на молодого художника.

Моне любил работать на открытом воздухе и иногда сопровождал Ренуара, Сислея и Базиля в этих живописных путешествиях. Моне получил приглашение на Салон 1865 года, ежегодную выставку искусств в Париже, на которой были выбраны две его картины-морские пейзажи. Хотя работы Моне получили некоторую критическую оценку, он все еще испытывал финансовые трудности.

В следующем году Моне снова был выбран для участия в Салоне. На этот раз чиновники шоу выбрали пейзаж и портрет Камиллы (или также называемой Женщины в зеленом), на котором была изображена его возлюбленная и будущая жена Камилла Донсье. Донсье происходила из скромной семьи и был значительно моложе Моне. Она служила ему музой, сидя на многочисленных картинах в течение своей жизни. Супруги испытали большие трудности, когда в 1867 году родился их первый сын Жан. Моне был в тяжелом финансовом положении, и его отец не хотел помогать им. Моне пришел в такое отчаяние, что в 1868 году попытался покончить с собой, попытавшись утопиться в Сене.

К счастью, у Моне и Камиллы вскоре наступил прорыв: Луи-Иоахим Гвадибер стал покровителем творчества Моне, что позволило художнику продолжать свою работу и заботиться о своей семье. Моне и Камилла поженились в июне 1870 года, и после начала Франко-прусской войны супруги бежали с сыном в Лондон, Англия. Там Моне познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который стал его первым арт-дилером.

Вернувшись во Францию после войны, в 1872 году, Моне в конце концов поселился в Аржантее, промышленном городе к западу от Парижа, и начал развивать свою собственную технику. Во время своего пребывания в Аржантее, Моне встречался со многими своими друзьями—художниками, включая Ренуара, Писсарро и Эдуарда Мане, которые, по словам Моне в более позднем интервью, сначала ненавидели его за то, что люди путают их имена. Объединившись с несколькими другими художниками, Моне помог сформировать Société Anonyme des Artistes, Peintres, Sculpteurs, Graveurs в качестве альтернативы Салону и выставлял свои работы вместе.

Моне иногда разочаровывался в своей работе. По некоторым данным, он уничтожил ряд картин—оценки колеблются до 500 работ. Моне просто сжигал, резал или пинал оскорбительный кусок. В дополнение к этим вспышкам он, как известно, страдал от приступов депрессии и неуверенности в себе.

Творчество художника

К середине 19 века значительное количество молодых художников занимается поисками новых изобразительных средств. По канонам академической живописи картины должны максимально достоверно передавать изображаемые объекты. Такой стиль, господствовавший в изобразительном искусстве не одно столетие, уже не отвечал требованиям современности.

Техническая революция, а затем и смена укладов жизни требовали и новой живописи. Одним из первых разрушителей стереотипов стал Клод Моне, считавший, что на полотне нужно изображать мгновение, создающее настроение. Его техника письма экспрессивными мазками без проработки деталей передает действительность окружающей среды.

В подобном стиле работала группа единомышленников, представленных такими мастерами как Ренуар, Сислей, Сезанн, Дега, Берта Моризо, Писарро. В 1874 году была проведена первая выставка работ, выполненных в этом направлении – «Салон отверженных». Инициаторами выставки стали сами живописцы, отвергаемые официальным Салоном, где выставлялись работы в академической манере изображения.

Организовывая свой вернисаж, художники рассчитывали поправить материальное положение. Однако этого не произошло. Выставка получила в основном отрицательную критику, а работ было продано крайне мало. Несмотря ни на что, она вошла в историю, а ее первые участники были названы импрессионистами. Термин произошёл от работы Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».

До выставки 1874 года Моне трудился в новом стиле уже 8 лет. Его первая известная работа – портрет Камиллы Донсье «Женщина в зелёном». Позже она стала его женой. В это же время появляется «Завтрак на траве», полотно которого не сохранено.

Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов художник живёт в Англии. В Лондоне он знакомится с Дюран-Рюэлем. Он коллекционер, меценат и торговец картинами. Сыграл заметную роль в судьбе Клода. Возвратившись на родину, Моне пишет картины, ставшие его лучшими творениями. Они выставлялись на выставке «Салон отверженных», но оценены по заслугам были гораздо позже. Среди них «Бульвар Капуцинок», «Поле маков у Аржантея».

Клод Моне в собственном саду

Мне нравитсяНе нравится

В это время художник живёт в Аржантее, пригороде Парижа у Сены. Многие из его работ посвящены французской реке, её видам с лодками и судами. 1877 год ознаменовался серией произведений, посвящённых вокзалу Сен-Лазар. В этот же период создаются серии Руанского собора. Новаторским в этих работах является то, что изображается один и тот же объект при разной освещённости, и это дарит особое настроение.

Виктор Гюго о художнике.

Картины художника уже неплохо продаются. Накопив денег, он переезжает в любимую с детства Нормандию. До моря не добирается, а располагается ближе к селению Живерни. Здесь у Моне большой дом вблизи Сены. Постоянно работая, он совершенствует художественные приемы

Все внимание уделяется свету и цвету.

Последние десятилетия своей жизни в Живерни художник создаёт вокруг себя благоприятную обстановку: он вместе с садовником занимаются усадебным садом. Особой любовью Моне пользуется устроенный им пруд в японском стиле. Водоём украшены лилиями – главными украшениями водной глади. Теме разнообразных лилий (кувшинок) посвящена самая крупная серия мастера, насчитывающая более 250 полотен.

Жорж Клемансо, премьер-министр Франции.

Кувшинкам в своих картинах художник посвятил последние 26 лет жизни. Эти работы украшают теперь лучшие музеи мира на всех континентах. А ещё в Живерни были созданы всемирно известные: «Стога», «Скалы в Бель-Иль», «Тополя», «Лондон».

Как Клод Моне НЕ стал великим карикатуристом

В 15 лет Клод Моне был знаменитым человеком в своем городе. Это был не Париж, а лишь портовый Гавр на севере Франции. Но согласитесь, не каждый может похвастаться таким статусом в подростком возрасте.

Все благодаря умению юного Моне написать озорную карикатуру на местного чиновника.

Клод Моне. Карикатура “Жюль Дидье. Человек-бабочка”. 1858.

Родители юнца были обескуражены. Мало того, что сын рисует ерунду, он ещё осмеливается брать 20 франков за один рисунок. Между прочим это месячная зарплата суконщика или маляра!

Клод ходил павлином: он был горд собой. Особенно когда видел толпу зевак около витрины лавки. Люди с любопытством разглядывали его новые шаржи.

Он доказал всем, что необязательно корпеть за партой, чтобы хорошо зарабатывать. А то уже достали со своими претензиями по поводу прогулов, думал Моне.

Он уже не сомневался, что будет знаменит на весь мир. Осталось покорить Париж. Он был уверен, что его ремесло карикатуриста придётся по вкусу парижской публике. И юморные шаржи ему будут заказывать богатые месье и даже министры.

Клод Моне. Карикатура Феликса. 1858.

Но Моне так и не осчастливил ни одного парижанина своей карикатурой. И все из-за одной встречи.

Клод Моне познакомился с необычным художником. Он писал пейзажи совсем не так, как все.

Эжен-Луи Буден изображал обыкновенную природу, а не итальянские идеализированные пейзажи.

Его картины были напрочь лишены декоративности. Никаких пушистых крон, древних развалин или фигурок танцующих нимф.

Порой на них не было почти ничего. Пустынный берег, пасмурное небо, пара валунов и фигурки рыбаков.

Эжен-Луи Буден. Черные скалы в Турвилле. 1863. Частная коллекция.

Сначала Моне, как и все, потешался над отсутствием у художника воображения. Но постепенно до него дошло, что под внешней простотой скрывается нечто большее. Истинное лицо природы, написанное правдиво и искренне.

Именно у Будена Моне научился улавливать самое первое впечатление от увиденного и переносить это на холст.

Но домочадцам эта дружба не нравилась. Зачем это сын водится с художником-неудачником, который и пары картин своих продать не может. И поделом ему – кому нужны его невзрачные работенки.

Но было уже поздно. Моне был покорён таким подходом к живописи. Он твёрдо решил стать живописцем и уехал в Париж.

Карлос Дюран. Портрет Клода Моне. 1867.

Клод, как обычно, учиться не стал. Родители за это лишили нерадивого сына всякой материальной помощи. Моне был уверен, что обойдётся без отцовских денег. Ведь он быстро добьется славы…

Личная жизнь

В начале 1860-х гг. Клод Моне знакомится с Камиллой Донсье, у молодых людей завязывается роман. Девушка выступает моделью для многих картин художника: 

  • «Завтрак на траве»;
  • «Камилла, дама в зеленом платье»;
  • «Женщины в саду»;
  • «Прогулка. Дама с зонтиком».


«Прогулка. Дама с зонтиком» 1875 г.

Конец 1860-х гг. – время жестокой бедности Клода Моне. В 1867 г. у них с Камиллой родился сын Жан Арман Клод, что усугубило и без того плачевное материальное положение художника. Его искусство не признавали, а картины не покупали. Известно, что в эти годы Моне даже предпринимает попытку самоубийства.

В 1869 г. художник с семьей переезжают в деревеньку Буживаль близ Парижа. Недалеко, в городке Лувесьенн у родителей гостил Огюст Ренуар, который тайком таскал у матери хлеб для друга и его домочадцев. Рядом с Клодом на протяжении всей жизни было много друзей, готовых поддержать его.

Зрелый возраст 

В 1870 г. Клод и Камилла регистрируют брак. И, чтобы отпраздновать это событие, уезжают отдыхать в Трувиль, где Моне создает серию полотен с изображением пляжа и любимой жены.


«На пляже в Трувиле» 1870 г.

В Трувиле Моне узнает о начале Франко-прусской войны. Желая избежать участия в военных действиях, художник уезжает в Англию. Лондонский туман вдохновляет его на написание целых серий картин, в которых он передает нюансы освещения одного объекта в разное время суток.


«Лодки в Лондонском Пуле» 1871 г.

Во время этого визита в Лондон Клод Моне знакомится с известным коллекционером, торговцем предметами искусства Полем Дюран-Рюэлем, который тогда же приобретает значительную часть его пейзажей.

В 1872 г. Моне возвращается во Францию, по дороге посетив Нидерланды. В поездке он много работает. По прибытии на родину художник селится в предместье Парижа Аржантее, где проживет до 1878 г. Это светлые и счастливые годы в судьбе Моне. Он много работает, общается с друзьями, часто его навещавшими, принимает участие в выставках импрессионистов.


Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее. 1875 г.

В 1878 г. у художника родился второй сын – Мишель. Во время беременности Камилла заболела туберкулезом. Через год живописец овдовел.

Вторая семья

Еще до кончины супруги, в 1876 г. Моне знакомится с семейной парой – Эрнестом и Алисой Ошеде. Вскоре Эрнест бросает жену и 5 детей. После смерти Камиллы Клод и Алиса становятся компаньонами, а с 1892 г. мужем и женой. Вместе они проживут 18 лет вплоть до кончины Алисы в 1911 г.

С начала 1880-х годов материальное положение художника налаживается. В 1880 г. Поль Дюран-Рюэль заключает с Клодом Моне контракт на покупку картин, что приносит последнему долгожданную финансовую стабильность.

В 1883 г. Клод покупает дом в Живерни, небольшой коммуне в Нормандии. Вскоре он переезжает сюда с Алисой и детьми. В Живерни он разбивает сад, создает японский пруд и пишет свои знаменитые кувшинки.


«Водяные лилии» 1914 г.

Учеба

Первым учителем Клода Моне стал Эжен Буден, который щедро делился с юным живописцем своими знаниями и опытом. Буден оказал огромное влияние на будущего импрессиониста, раскрыв в нем талант видеть и передавать с помощью кисти и красок мимолетную красоту природы, предопределив тем самым жизненный путь художника.

В 1859 г. Клод приезжает в Париж. Он посещает Салон, главную художественную выставку Франции, знакомится по рекомендации Будена с несколькими художниками. Но понимает, что не разделяет принципов традиционной школы живописи.

Клод отказывается от намерения поступать в школу изящных искусств, вместо этого начинает работать в швейцарской академии, знаменитой студии тех лет, открытой для бедных художников. Там он встречает Камиля Писсарро, в будущем одного из ярких представителей импрессионизма. Но, по собственному признанию художника, в тот период он впустую тратил время и вел образ жизни, граничащий с безрассудством.

Вероятно поэтому, когда в 1861 г. юношу призвали в армию, отец отказался платить за него откупную. Клод служил в кавалерии во французской колонии Алжир, пока не заболел брюшным тифом. В 1862 г. тетушка Лекадр заплатила 3000 франков, чтобы откупить его от службы.

Моне воспринял это как подарок судьбы и отправился в Париж, чтобы поступить учиться в студию Шарля Глейра, ведущего мастера академической живописи Франции. В этой студии занимались традиционным искусством, сюжеты черпали из истории и мифологии, а техника рисования фигуры была позаимствована у старых мастеров. Будущий импрессионист имел иной взгляд на живопись, что не помешало ему получить от обучения максимум пользы.

В студии Глейра Моне знакомится с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В 1863 г. эти молодые художники, раздвигая границы академической традиции, начинают вместе работать на пленэре в лесу Фонтенбло. Их пейзажи, написанные при естественном освещении, выглядят более натуральными, чем у представителей традиционной салонной живописи тех лет.


«Дорога из Шайи в лесу Фонтенбло» 1864 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: