Электронная книга антигона

«Антигона» очень краткое содержание

Софокл «Антигона» краткое содержание для читательского дневника:

После смерти братьев власть перешла к Креонту. Первым решением нового правителя было: Этеокла упокоить с честью, а предателя, Полоника, оставить на съедение диким зверям. Это было необычно, но царь думал только о власти да о Греции. Но их сестра – Антигона чла людей и богов. И для неё оба были просто братьями. Она уже готова была пойти против указа, хотя он даже не был оглашён. Она говорит с сестрой Исменой, которая отказывается ей помогать.

Приходит хор старейшин, которому оглашается: герою – честь, злодею – срам. К телу Полиника приставлена стража, с приказом убить любого, кто нарушит его указ. Во время произнесения указа вбегает стражник, оповещая, что указ уже нарушили.

Креонт приказывает найти неугодного, или стража будет казнена. Всё это время хор поёт, и внезапно замолкает, ведь возвращается стража с Антигоной. Выходит Исмена, пытается защитить сестру, но их отправляют в темницу на казнь. Антигону согласилась с казнью, хотя Креонту тяжело было принять это деяние, она считают, что поступила правильно.

К Креонту является прорицатель, он говорит, что не только люди против казни, даже боги против. Он начинает сомневаться, и благодаря совету хора, отменяет казнь. Но он опоздал, Антигона повесилась, а рядом с ней стоит возлюбленный, который обнимает уже висящее тело, он тоже уже мёртв: бросился на меч.

Придя в темницу с сыном, сын бросается на меч видя эту картину. Креонт сообщает о смерти сына царице, ты уходит, через минуту к нему прибегают с вестью, о том что царица бросилась на меч. Креонт плачет, хор поёт: “Мудрость – дар, гордыня – грех”.

«Антигона» очень краткое содержание

Софокл «Антигона» краткое содержание для читательского дневника:

После смерти братьев власть перешла к Креонту. Первым решением нового правителя было: Этеокла упокоить с честью, а предателя, Полоника, оставить на съедение диким зверям. Это было необычно, но царь думал только о власти да о Греции. Но их сестра – Антигона чла людей и богов. И для неё оба были просто братьями. Она уже готова была пойти против указа, хотя он даже не был оглашён. Она говорит с сестрой Исменой, которая отказывается ей помогать.

Приходит хор старейшин, которому оглашается: герою – честь, злодею – срам. К телу Полиника приставлена стража, с приказом убить любого, кто нарушит его указ. Во время произнесения указа вбегает стражник, оповещая, что указ уже нарушили.

Креонт приказывает найти неугодного, или стража будет казнена. Всё это время хор поёт, и внезапно замолкает, ведь возвращается стража с Антигоной. Выходит Исмена, пытается защитить сестру, но их отправляют в темницу на казнь. Антигону согласилась с казнью, хотя Креонту тяжело было принять это деяние, она считают, что поступила правильно.

К Креонту является прорицатель, он говорит, что не только люди против казни, даже боги против. Он начинает сомневаться, и благодаря совету хора, отменяет казнь. Но он опоздал, Антигона повесилась, а рядом с ней стоит возлюбленный, который обнимает уже висящее тело, он тоже уже мёртв: бросился на меч.

Придя в темницу с сыном, сын бросается на меч видя эту картину. Креонт сообщает о смерти сына царице, ты уходит, через минуту к нему прибегают с вестью, о том что царица бросилась на меч. Креонт плачет, хор поёт: “Мудрость – дар, гордыня – грех”.

Краткое содержание: Антигона

Трагедия «Антигона» является прямым подтверждением греческой поговорки: «Выше всего в жизни людской — закон, и неписаный закон — выше писаного». Для того, чтобы жалеть слабых, почитать богов, уважать и любить близких не нужно издавать закон. Каждому человеку это прививают с рождения. Писаный закон придумали сами люди и сами же его меняли. Царь Фивов Эдип, который случайно убил отца и женился на матери, не ведая своего родства, приказал выколоть себе глаза в наказание за свои преступления и отрёкся от престола. Боги простили его.

Сыновья от преступного брака Эдипа Этеокл и Полиник,не поделив власть, убили друг друга. Полиник привёл семерых вождей к вратам Фив, чтобы отобрать знамя власти у брата. Старый советник Эдипа Креонт остался у власти. Он постановил, что Этеокла, как правителя похоронят с почестями, а Полиника, как врага, вторгшегося в город, лишат погребения, оставив на растерзание стервятникам и собакам. У погибших братьев остались сёстры Антигона и Йемена. Они оплакивали братьев. Антигона считала решение Креонта несправедливым. По неписаным законам каждое тело должно быть погребено и Антигона, приступив писаный закон, присыпала тело Полиника землёй. Стражники привелинарушительницу к Креонту. Креонт угрожал смертью тем, кто приступит его закон. Антигона была племянницей Креонта, а также невестой его сына.

Сын указал отцу на то, что правда на стороне невестки и народ возмущён и жалеет её. Креонт не унимается, он посадил Антигону и её сестру (обвинённую в пособничестве) в темницу, а его сын уходит, отрёкшись от отца. Пленницу Антигону заживо замуровывают в гробницу. Антигона в отчаянии голосит: «Если божий закон выше людских, то за что мне смерть? Зачем молиться богам, если за благочестие объявляют меня нечестивицей? Если боги за царя — искуплю вину; но если боги за меня — поплатится царь». Чтобы свершился божий суд, к Креонту приходит посланец богов слепой пророк Тиресий. Он говорит о гневе богов, о несправедливой участи Антигоны и Полиника. Царь решает уступить и приказывает освободить Антигону, а её брата отдать на погребение. Но было поздно, Антигона повесилась в гробнице, сын Креонта убил себя мечом, узнав о смерти невесты. Креонта настигает божья кара. Царица кинулась на меч, убив себя. Город охватила зараза. Царь Креонт оплакивает близких, и трагедия завершается словами хора: «Мудрость — высшее благо, гордыня — худший грех, спесь — спесивцу казнь, и под старость она неразумного разуму учит»

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Антигона». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты

Софокл «Антигона»: краткое содержание

После того как погибли Полиник и Этеокл, властью над Фивами завладел Креонт, который был советником Эдипа и братом его жены. Первым же указом новый правитель велит со всеми почестями похоронить законного царя Этеокла, а восставшего против него Полиника бросить на растерзание стервятникам и псам, ибо он привел войну в собственную страну. Это было страшным наказанием, так как считалось, будто душа непогребенного обречена на вечные скитания и не сможет уже никогда попасть в загробное царство. Также считалось, что недостойно мстить мертвецам, такой поступок порочит людей и неугоден богам.

Однако Креонт думал не о богах и не о людях. Его больше заботило удержание полученной власти и процветание своего нового государства.

Жизнь Каина в изгнании

После убийства брата Каин услышал голос Божий, спрашивающий его о том, где Авель

Увы, Каин не испытывал угрызений совести. Он дерзко бросил Богу в ответ:

По словам Господа, голос крови Авеля требовал отмщения:

«И сказал : что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».

(Быт.4:10-12)

На справедливое наказание Каин отреагировал предсказуемым малодушием:

Каин не пожелал даже через заслуженное изгнание искупить тяжесть страшного греха. Вместо этого он выразил опасение, что сам может стать жертвой убийства.

Братоубийца боялся, что ему отомстит кто-нибудь из его же семьи, в настоящем или будущем. Чтобы не допустить самосуд, Бог дал Каину особый знак.

«И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема».

(Быт. 4:15,16)

Братоубийца стал отшельником. Он переселился в землю Нод, расположенную на востоке от Эдема. Некоторые толкователи полагают, что «Нод» не является именем собственным, а передаёт мысль о кочевом образе жизни Каина и всех его потомков.

Однажды на новом месте Каин построил город Енох, назвав его в честь первенца. Примечательно, что главный элемент цивилизации, начавшей развиваться после грехопадения, был создан первым убийцей.

Каин строит город Енох. 1675 г. — 158,5 x 109,5 см. Холст. Барокко. Франция. Будапешт. Венгерский музей изобразительных искусств.

Другие представления

Креонт также фигурирует в « Финикийских женщинах» Еврипида , но не в Медее — у последней был другой креонт.

Креонт изображается как тиран в Джеффри Чосера «s Tale рыцаря , а в более поздней адаптации той же самой истории, Уильям Шекспир » s и Джона Флетчера «s играть Два знатных родича . Как и в « Антигоне» , он отказывается позволить похоронить побежденных врагов. Вдовы его врагов обращаются к Тесею , который побеждает Креонта в битве. Хотя он много обсуждается, он не появляется как персонаж ни в одной из версий.

Римский поэт Статий излагает иную версию прихода к власти Креонта, чем у Софокла в его эпосе первого века « Фиваида» . Это альтернативное повествование могло быть основано на предыдущем эпосе фиванского цикла, написанном греческим поэтом Антимахом в IV или V веке до нашей эры. Работа Антимаха была утеряна, но в любом случае классические мифы часто имели несколько вариаций, а драматурги и поэты имели некоторую свободу выбора или даже новаторства для драматического эффекта.

В модернизации истории Мойры Буффини « Добро пожаловать в Фивы » вдова Креонта Эвридика изображается как президент Фив после его смерти.

В книге Шеймуса Хини « Похороны в Фивах» (2004) есть заметка автора, в которой действия Креонта сравниваются с действиями администрации Буша .

Роман Натали Хейнс «Дети Иокасты» (2017) изображает Креонта как архитектора Этеокла, убившего Полиник, так что он может убить Этеокла как предателя и сам стать королем. Антигона вдохновляет фиванцев восстать против него и убить его, чтобы она могла стать королевой.

Предисловие

Место действия произведения – древние Фивы. Однако следует обратиться к предисловию, прежде чем начать излагать краткое содержание. «Антигона», как отмечалось выше, построена на сюжете античного мифа. Но это не единственное произведение автора на мифологической основе. Можно сказать, что драматург написал целый цикл, посвященный этим сказаниям. И «Антигона» — далеко не первое произведение в нем. Именно поэтому требуется краткая предыстория того, что происходило до момента начала действия нашей трагедии.

Этот цикл рассказывает историю фиванского царя Эдипа. Это был человек, сочетавший в себе мудрость, греховность и мученичество. На долю его выпало много страданий – он, не ведая, убил своего отца, а затем женился на его вдове, то есть своей матери. Узнав об этом, он наказал себя, выколов глаза, дабы не видеть окружающий мир, так же как не видел своего преступления.

Эти события описывает другая трагедия Софокла. «Антигона», краткое содержание которой будет представлено ниже, обращается к событиям, произошедшим уже после того, как Эдип был прощен богами. Кроме того, главная героиня нашей истории является дочерью греховного союза Эдипа со своей матерью. Также у Антигоны было два брата – Полиник и Этеокл, а также сестра — Исмена. После смерти отца Этеокл становится царем, но Полигоник восстает против его власти. Итогом этого военного конфликта становится гибель обоих братьев.

С этого момента и начинаются события, описанные в нашей трагедии.

Отзыв о сказке П.Бажова «Огневушка-Поскакушка»

Главные герои сказки Бажова «Огневушка-Поскакушка» — мальчик по имени Федюня и его дед Ефим. Отец и дед Федюни были старателями, золото добывали. А мальчик часто вместе с ними ходил по лесу.

Как-то раз старательская артель сидела у костра и Федюнька вместе с ними был. В какой-то момент прямо в огне появилась крохотная девчонка и плясать начала. Чем дольше она плясала, тем выше становилась. Во время пляски девчушка эта из костра вышла и стала широкие круги вокруг сидящих людей делать. Потом ногой топнула и исчезла. И сразу в лесу филин заухал, как будто захохотал.

Стал мальчик спрашивать кто это был и узнал, что зовут девчушку Огневушкой-Поскакушкой и своим появлением она людям на золото показывает. Но золота старатели в этом месте не нашли. Федюнька решил, что это филин помешал, да мужики его на смех подняли.

Спустя какое-то время гостил Федюнька у деда Ефима, и снова они вдвоем пляшущую девчушку увидели. И опять в лесу филин ухал. Второй раз не нашли старатели золота.

А однажды зимой, когда отец Федюньки попал в больницу, мальчик поругался с мачехой и решил к деду жить идти. По пути он заблудился и чуть не замерз. Тут-то он и увидал в третий раз Огневушку-Поскакушку.

Стала она вокруг него плясать, и зима отступила. Снег растаял, трава начала зеленеть и на старой березе появились листья. Филин хоть и был неподалеку, но ухать не стал.

И мальчик понял, что удача ему улыбнулась.

Он сумел выбраться из незнакомого места, делая по пути заметки на деревьях старой лопаткой, найденной возле березы. Добравшись до деда, мальчик рассказал ему о встрече с Поскакушкой.

Дед сначала не поверил, но потом увидел на лопатке полдюжины золотых таракашков и понял, что внук говорит правду. Таракашков они купцу продали и зиму прожили на вырученные деньги.

А весной отправились к старой березе, и нашли там золото.

Вот только не сумели они свою тайну уберечь и люди про золото узнали, и стали в том месте землю рыть. А после барин совсем себе эту землю забрал. Но Федюня с дедом успели золота столько добыть, что им хватило его на пять лет безбедной жизни.

Противники

Верховники были убеждены, что действуют тайно, но о «затейке» стало известно в широких кругах и большая часть населения, в том числе и элиты, была крайне против введения каких-либо условий, ограничивающих власть монарха. Основными противниками кондиций выступали:

  • Сторонники идеи безграничного самодержавия. Представители Остерман и Прокопович. Они были убеждены, что самодержавие никем и ничем не должно ограничиваться. Поэтому если Анна императрица, то править она должна сама.
  • Родственники Анны в России. Это люди, которых ранее отодвинули от власти. Они верили, что новый правитель вернет им прежние позиции при дворе. Так собственно и вышло.
  • Иностранцы. Их со времен Петра Великого в России было великое множество. Большая часть из них приветствовала герцогиню Курляндскую.
  • Мелкое и среднее дворянство. Эти люди поняли, что вся власть будет у Верховников, и остальное дворянство даже доли власти не получат. В результате гвардия, состоящая в основном из дворян, встала на сторону Анны!

В целом стало понятно, что кондиции делают правителями в стране Верховный тайный совет, а император остается фигурой номинальной. В результате борьбе с Верховниками велась под лозунгами «лучше один тиран, чем группа тиранов».

После приезда Анны в Россию к ней обратилась гвардия с требование уничтожить условия и стать полноправным правителем. 25 февраля 1730 года Анна Иоанновна разорвала Кондиции, став самодержцем Российской Империи. После того как кондиции Анны Иоанновны были уничтожены, ее основной задачей стала расправа с Верховным тайным советом.В результате Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку, а ВТС был ликвидирован. На его месте был создан Кабинет Министров.

Разрыв кондиций и их противники

До момента принятия кондиций, когда Анна Совет еще не утвердил на посту императрицы, Долгорукие имели большинство и моли избрать своего императора. Обсуждалась кандидатура Екатерины Долгорукой, но внутри семье произошел раскол, и Екатерину не выбрали императрицей. В результате Анна Иоанновна расправилась с Тайным советом, а род Долгоруких прекратил существование.

Гнев Креонта

Не всегда однозначно оценивает поступки своих героев Софокл. «Антигона» (краткое содержание излагается в данный момент) – классическая трагедия, которая изобилует хоровыми вставками в повествование. Так, когда разъяренный Креонт требует разыскать преступника, запевает хор. В песне говорится о могучем человеке, который несмотря на то, что покорил землю и море, может быть оценен только одним мерилом – «кто правду чтит, тот хорош; кто в кривду впал — опасен». И непонятно – о преступнике или о царе поет хор.

Стража приводит пленную Антигону. Девушка признается в содеянном и нисколько не раскаивается, считая, что правда за ней. Появляется Исмена, она невиновна, но готова разделить участь сестры. Креонт велит запереть их обоих.

Основной конфликт

Пьеса строится на конфликте родового закона, который нигде не писан, и закона государства. Религиозные верования, уходящие корнями в глубокое прошлое, верность традициям и память предков вступают в противоречие с недолговечной земной властью. Во времена Софокла законы полиса, которые обязан был исполнять каждый гражданин, часто расходились с родовыми традициями, что приводило к множеству конфликтов

Именно на эту проблему решил обратить внимание драматург и показать, к чему она может привести

Таким образом, только в согласии государства и религии видел выход из этой ситуации Софокл. «Антигона», в сокращении представленная здесь, стала своеобразным призывом к объединению двух могучих сил, конфликты между которыми неминуемо ведут к гибели.

https://youtube.com/watch?v=V2oS1lE_m3c

Популярные сегодня пересказы

  • Маркес Габриэль Гарсиа Маркес был известным колумбийским писателем, заявившем про себя как про основоположника Магического реализма.
  • Путешествие на утреннюю звезду — краткое содержание книги Губарева Произведение является замечательной детской сказкой. Главные герои произведения ребята Никита, Илья, Алёша, девочка Вероника и её дедушка который был учёным.
  • Булгаков Было время, когда дети хотели стать космонавтами и пожарными, а по телевизору показывали очередное научное открытие за русским авторством. И это не утопия, это определённая эпоха прошлого, которую нужно знать. Именно эту эпоху застиг знаменитый
  • Жатва — краткое содержание рассказа Шукшина 1942 год. Лето, страда. Двое подростков жнут хлеб. Ваньке Попову, от лица которого ведется рассказ, 13 лет. Его товарищу, Саньке Кречетову, больше – 16. Ребята управляют машиной, жнейкой. Ванька сидит впереди, на коне

Рассказ царицы

Иокаста рассказывает о том, как потеряла своего первенца, а муж ее был убит разбойниками. Смерть Лая напоминает Эдипу события, которые происходили во время его странствий. А предсказания оракула, на основании которых царь приказал избавиться от младенца, чрезвычайно похожи на те, из-за коих новый муж Иокасты некогда покинул родной дом. Воспоминаниям женщина предается исключительно для того, чтобы убедить спорщиков в том, что они заблуждаются.

Предсказания оракулов не имеют под собой никакой почвы. Они лишь могут подтолкнуть человека к совершению непоправимых ошибок. Так рассуждает Иокаста. Трагический герой тем временем охвачен страшными подозрениями.

Софокл «Царь Эдип» очень кратко

Софокл «Царь Эдип» краткое содержание для читательского дневника:

В городе Фивах, где правителем был царь Эдип, появляется страшная болезнь, от которой гибнут люди и скот. Чтобы узнать причину мора, правитель обращается к оракулу, который поясняет, что это наказание богов за убийство их прежнего короля – Лаия, и чтобы болезнь исчезла, надо найти убийцу. Эдип удивляется, почему убийцу не искали раннее, на что ему поясняют, что раньше люди беспокоились о Сфинксе, который терроризировал жителей.

Собственно, благодаря победе над Сфинксом Эдип стал правителем Фив и женился на жене Лаия – Иокасте. Узнав предсказание, царь издает указ найти убийцу, однако это оказывается не так просто. Ведь Лаия умер от рук незнакомца за пределами Фив. Тогда Эдип обращается за помощью к слепцу – прорицателю Тересию.

Тот не хочет отвечать на вопрос царя. Эдип гневается и начинает подозревать старика, однако тот в результате сознается, что убийца – сам царь. Правитель начинает подозревать, что все это козни Креонта – брата Иокасты, который хочет занять престол. Но Тересий отрицает все это и говорит лишь, что Эдип сам не знает, в каком живет грехе и кто его отец и мать.

Эдип вызывает к себе Креонта и предъявляет тому обвинение в измене. Креонт божится, что царь ошибается. За брата заступается Иокаста, которая утверждает, что все пророчества лживы, ведь ею мужу была предсказана смерть от руки сыны, а Лаию убил неведомый путник.

Эдип уточняет, где и как это произошло и понимает, что когда он шел в Фивы, то действительно непреднамеренно убил мужчину, который ударил его, чтобы тот сошел с дороги. Ему говорят, что остался один свидетель происшествия и царь посылает за ним.

В это время приходит посланец из Коринфа и извещает Эдипа, что его отец умер, и коринфяне хотят видеть его на престоле. Однако Эдип отказывается, мотивируя это тем, что ему предсказали убить отца и женится на собственной матери. Поэтому он и покинул Коринф. Тогда вестник объявляет, что на самом деле Эдип не родной сын коринфской царской четы, что он получил его от пастуха из Фив.

Иокаста все понимает, ведь у нее когда-то был сын, которого ее муж отдал пастуху. Пастух должен был оставить мальчика в лесу, чтобы не исполнилось страшное пророчество. Когда пастуха привели к царю, он сознался, что действительно отдал ребенка другому пастуху, который направлялся в Коринф. В то же время другой пастух подтверждает, что именно Эдип убил Лаию.

Эдип в отчаянии. Когда ему сообщают о самоубийстве Иокасты, его матери и жены, он охватывает ее труп и, сорвав фибулу, вонзает иглу себе в глаза. После этого он прощается со своими детьми и уходит в изгнание. В последних строках трагедии заключен ее основной урок: от судьбы сбежать невозможно, и не надо завидовать тому, кто в чем-то лучше, ведь неизвестно, что ожидает его впереди.

Это интересно: Трагедия «Прометей прикованный» Эсхила, написанная в 444–443 годах до н. э., является одним из самых известных античных произведений, оказавших большое влияние на мировую литературу. Для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Прометей прикованный» по эписодиям. Несмотря на то, что книга была написана сотни лет назад, она и в наши дни не теряет своей актуальности.

Сюжет

В тайге два золотоискателя увидели Огневушку-Поскакушку, предвестницу залежей золота, и, рассорившись и подравшись, рассердили её. Такую историю рассказывал дед внуку Федюньке, как вдруг та же самая девочка появилась перед ними из пламени свечи и, подразнив мальчика, выскочила из избы. Через некоторое время Федя опять встретился с Огневушкой, и та пригласила его к себе в гости.

Зимой старик обнаружил, что у них с внуком кончилась картошка. Попытка заработать на пропитание, меняя самодельные деревянные ложки на картошку, у него оканчивается неудачей. Тогда внук выбирается в лес, в гости к Огневушке, в надежде одолжить картошки. В ответ на просьбу, Огневушка одолжила мальчику волшебную лопату, благодаря которой в тот год дед с Федюнькой безбедно дожили до лета.

А по тем местам, где Огневушка-Поскакушка плясала, люди золото находить стали, прииск открыли. Поскакушинский называется…

Антигона

Продолжаем описывать краткое содержание. Антигона – дочь Эдипа, в отличие от Креонта, думала и о чести, и о богах, и о людях. Полиник приходился ей таким же братом, как и Этеокл, поэтому ее долгом было позаботиться о его теле и душе. И ради этого она готова ослушаться приказа царя.

Антигона призывает к себе Исмену. Но сестра не соглашается пойти против государства, ведь она всего лишь слабая девушка. Тогда Антигона решает действовать одна. В этой сцене Софокл показывает силу, мужество и верность богам, которые несет в себе хрупкая, но смелая Антигона.

Краткое содержание описывает появление хора фиванских старейшин, в голосах которых слышно ликование – теперь Фивы спасены, государство не падет жертвой разгневанных богов. Навстречу старейшинам выходит Креонт, который оглашает свое решение: героя похоронить, а злодея предать поруганию. Если же кто-то нарушит указ, его будет ждать смерть.

В этот момент появляется стражник, он сообщает, что указ только что был нарушен. Прислуга не успела, труп был присыпан землей.

Образ Антигоны

Софокл наделил свою героиню такими чертами характера, как сила воли, верность древним традициям, преданность своему роду, смелость. Антигона абсолютно уверена в том, что на ее стороне правда, и это придает ей силы. Поэтому она не боится царя Фив, ведь за ее плечами правда богов, куда более могущественная, чем земная власть.

Девушка сознательно идет на смерть, понимая, что у нее нет другого выхода. Но, как и любому человеку, ей горько расставаться с жизнью, особенно в таком юном возрасте. Она не успела стать ни женой, ни матерью. Несмотря на это, сила ее убежденности в собственной правоте не ослабевает. Героиня гибнет, но остается победительницей в споре с Креонтом.

Предпосылки возникновения

Дворцовые перевороты в России относятся ко времени, когда на престол мог взойти кто угодно в зависимости от завещания текущего монарха. Однако из-за усиления роли дворянства при назначении наследников императорам все же приходилось считаться с ними.

До начала XVIII века наследование трона в России было прямым, по родовому признаку — от отца к сыну. Он нарушался только несколько раз: после смерти Ивана IV Грозного несколько правителей были выбраны боярами из родственников царя, а после государство вовсе перешло в руки первого Романова.

Но в 1722 году император Петр I изменил всю ситуацию, выпустив «Указ о престолонаследии». В нем говорилось, что отныне назначение наследника будет происходить по желанию царствующего монарха, то есть выборно. Таким образом император перекрывал наиболее вероятному наследнику Алексею, вокруг которого сплотилась оппозиция, путь к трону.

Однако решение Петра Великого имело и негативные последствия в виде увеличившегося количества претендентов и изрядной путаницы. Так, после смерти императора претендентами на трон были:

  1. Старший сын Алексей от первого брака, после его смерти — внук Петр Алексеевич.
  2. Жена Екатерина.
  3. Дочери от второго брака Анна или Екатерина.

Первое знакомство

Главный герой восьмилетний Федюнька сидел у костра вместе со взрослыми старателями. Старый золотодобытчик дед Ефим рассказывал о том, как раньше он искал золото. Отец уже отправлял парнишку спать, но тот умолял оставить его ещё ненадолго в приятной компании.

Вдруг откуда-то взялась маленькая девчонка с рыжими волосами в голубом сарафане. В руке платочек такого же цвета. Весёлым взглядом оглядела старателей и пустилась в пляс. Да так, что мужиков захватило дух. А девчонка плясала вначале на угольках, а потом стала давать круги пошире. С каждым кругом она становилась выше ростом. Остановилась у сосны, топнула ногой и свистнула: «Фи-т-ь! Й-ю-у». В этот момент раздался хохот филина, и девчонка пропала.

Мужики ничего не поняли, и каждой подумал, что это всё померещилось. Один только Федюнька осмелился спросить, что это было. Отец ответил: «Это филин ухал». Федька настоятельно начал спрашивать про девчонку, что плясала на углях. Старатели вроде как согласились, что видели это диво. Старый дедко Ефим помалкивал. А мужики его обступили и начали спрашивать как у самого мудрого: «Что ты скажешь на это?»

Поведал дед историю про Огневушку-поскакушку. Есть такая примета: где она окажется там и лежит золото. Но не сплошняком, а вроде редьки посажено. Только не помнит старик, где его искать: то ли на месте появления Огневушки, то ли там, где она в землю ушла. Мужики порешили: это не проблема, завтра мы испробуем и на месте костра, и под сосной.

С тех пор деда стали звать Ефим — Золотая Редька, а Федьку прозвали Тюнькой-поскакушкой. По малолетству ему это прозвище казалось очень обидным, а старику всё нипочём. Он жил в основном на золотом прииске, потому что лень ему по старости ходить было домой, где одинокого пожилого человека никто не ждал. Отец Фёдора женился второй раз. Злая мачеха не очень любила своего пасынка. Поэтому Федя часто проводил время вместе с дедом Ефимом.

Развязка

Подходит к концу пьеса «Царь Эдип» (краткое содержание по главам поможет запомнить события, но не передаст всей трагичности произведения, поэтому мы еще раз настоятельно рекомендуем прочесть полную версию). Наконец-то приводят того, кто видел убийцу Лаия. Именно этот пастух когда-то передал царского младенца в Коринф. Он не хочет говорить ничего ни об этом, ни об убийстве. Но Эдип впадает в неистовство и заставляет его. Открывается правда: отцом героя был Лаий.

Эдип осознает все случившееся, он проклинает и свое рождение, и свой брак с матерью. Из мудрого царя он превратился в «кровосмесителя и отцеубийцу». Но и на этом не оканчиваются невзгоды. Прибегает вестник из покоев царицы и сообщает, что Иокаста, не перенеся горя и позора, повесилась. Царь бежит в комнаты матери и супруги. Он обнимает ее мертвое тело, а затем срывает с одежд Иокасты золотую застежку. Эдип вонзает ее в свои глаза, чтобы никогда больше не видеть тех чудовищных деяний, что совершил.

Тут вступает хор, который в песне повествует о том, что свершилась судьба. Прибегает Креонт. Он уже забыл былые обиды и умоляет Эдипа не покидать дворец. Но герой непреклонен, за свои поступки он должен быть изгнан и проклят богами.

Такова печальная участь главного героя пьесы «Царь Эдип». Очень краткое содержание сможет передать основную тему произведения (всесилие рока и судьбы), но не даст читателю в полной мере ощутить трагизм ситуации.

Интересные факты

Именем героини назван астероид (129) Антигона, который открыли в 1873 году.

Орбита астероида Антигона

Миф об Антигоне много раз обрабатывали литераторы. В 1922 году написана драма Жана Кокто «Антигона». В 1940 году появился одноименный рассказ Бунина. Еще четыре года спустя французский драматург и сценарист Жан Ануй опубликовал пьесу «Антигона», постановка которой в оккупированном немецкими войсками Париже получила громадный резонанс. В 2001 году эту пьесу ставили на сцене МХТ им. А. П. Чехова. А еще раньше, в 1966 году, спектакль поставил театральный режиссер Борис Львов-Анохин. В этой постановке роль Креонта сыграл Евгений Леонов, а Антигоны — Елизавета Никищихина.

Евгений Леонов и Елизавета Никищихина в спектакле «Антигона»

В 1948 году к образу Антигоны обратился Бертольд Брехт. Драматург создал актуальную обработку трагедии для современной сцены и сместил акценты. У Софокла основной конфликт разворачивается между Антигоной и ее дядей после победоносной войны, причиной которой становится борьба за власть между братьями.

У Брехта же война затеяна Креонтом, чтобы народ отвлекся от внутригосударственных проблем, возникающих из-за экономического упадка. Кроме того, у трагедии Брехта современный пролог: весной 1945 года в Берлине идут бои, и две сестры поставлены перед выбором — признать повешенного немецкими солдатами брата или отречься от него, чтобы сохранить жизнь.

В 1997 году вышел роман бельгийского писателя и драматурга Анри Бошо под названием «Антигона». Незадолго до этого поляк Януш Гловацкий создал пьесу «Антигона в Нью-Йорке». А относительно недавно, в 2004 году, вышла драма ирландского писателя и поэта Шеймаса Хини под названием «Похороны в Фивах», в основании которой лежит трагедия Софокла.

Зигмунд Фрейд и его дочь Анна

Антигоной называл свою дочь Анну отец психоанализа Зигмунд Фрейд. Анна по собственной воле стала сиделкой при тяжелобольном отце, который из-за болезни потерял возможность разговаривать, и днем и ночью заботилась о Фрейде.

Антигона Беззеридес — персонаж сериала «Настоящий детектив», шериф из Южной Калифорнии. Похоже, единственное, что объединяет этого персонажа с героиней греческих мифов и трагедий — это имя.

Бытие и история

«Антигона» в хронологическом порядке является последней частью тетралогии (которая сохранилась как трилогия) об Эдипе и королевской семье Фив . В древности Фивы были историческим соперником Афин , родиной Софокла . Софокл пишет в « Антигоне» легенду из греческой мифологии, очень популярную в его время, он видит драматический и моральный потенциал, чтобы рассказать об этом как о трагедии. Софокл использует образ Антигоны, чтобы выступить против тирании, тем самым поддерживая демократические ценности, присущие Афинам. Он написал эту пьесу, как и большинство своих пьес, для участия в театральных конкурсах, связанных с ежегодными фестивалями греческого мира, проводимыми в Театре Диониса .

Суд богов

Мертва Антигона. Софокл (краткое содержание по главам это подтверждает) оставляет за сценой гибель своей героини. Зритель не видит, как замуровывают девушку, перед его взором предстают последствия этого события.

Божий суд начинается. К царю приходит Тиресий, слепой прорицатель и любимец богов. Он сообщает о том, что не только народ готов взбунтоваться против Креонта, недовольны и боги – огонь не зажигается на алтарях, отказываются давать знамения вещие птицы. Однако царь не верит в это – человек не властен осквернить бога. На что Тересий отвечает – Креонт нарушил законы богов: мертвеца бросил непогребенным, а живую запер в могиле. Не будет теперь в городе благополучия, а сам царь расплатится с богами, лишившись собственного сына.

Царь задумывается над словами слепца – Тересий когда-то предсказал будущее Эдипа, и все сбылось в точности. Креонт отступает от своего решения. Он велит выпустить Антигону, а тело Полиника предать земле.

Хор призывает на помощь бога Диониса, который рожден был в Фивах, чтобы тот помог согражданам.

Предыстория вопроса

Кондиции для Анны Иоанновны были подписаны, так называемыми, Верховниками. Это члены Верховного Тайного Совета, которые фактически руководили страной после смерти Петра 1. Это были «птенцы гнезда Петрова», которые всячески старались удержать власть.

После гибели на охоте Петра 2 нужно было избрать нового монарха. В ночь с 18 на 19 января Верховники собрались и было решено:

  1. Династия Романовых по мужской линии оборвалась.
  2. Елизавету Петровну нельзя брать в императрицы, как незаконнорожденную.
  3. Императрицей быть Анне Иоанновне (дочь Ивана 5).

Почему выбор Верховников пал именно на Анну? На то есть несколько причин: во-первых, Анна не имела детей, а значит некому было передать престол; во-вторых, ее долго не было в России, а значит она многого не знала, и ею легче было управлять. Но для нее было решено составить условий, или как модно было говорить в 18 веке Кондиций.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Домино Сетон-Томпсон В сосновой роще Голдерских гор, на высоком холме жила семья лисиц: отец, мать и семеро лисят. Отец лис охотился, а мать-лиса охраняла семейный очаг и своих маленьких деток
  • Краткое содержание Дубов Сирота Жизнь часто бывает не такой, какой бы мы хотели в наших мечтах. Многие люди говорят – с кем поведешься, то и наберешься. И все же, хочется верить, что эта фраза касается не всех. Может, жизнь иногда и вынуждает
  • Краткое содержание Гоголь Петербургские повести Цикл “Петербургские повести” включает в себя пять повестей: “Невский проспект”, ”Шинель”, “Нос”, “Портрет” и “Записки сумасшедшего”. Повесть “Невский проспект” начинается с красочного описания главной улицы Санкт-Петербурга.
  • Краткое содержание Софокл Антигона После смерти братьев власть перешла к Креонту. Первым решением нового правителя было: Этеокла упокоить с честью, а предателя, Полоника, оставить на съедение диким зверям.
  • Краткое содержание Лобо Сетон-Томпсон В северной части Нью-Мексико находится самая богатая животноводческая область. Полновластным хозяином этого края считался волк Лобо и его стая. Огромный мощный волк Лобо

Представляющая собой собрание старинных преданий, ходивших среди горнорабочих.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: