Краткое содержание н. с. лесков: «тупейный художник»

Очень краткое содержание (в двух словах)

Няня автора Любовь Онисимовна рассказывает историю, которая произошла с ней в Орле, когда ей было 18 лет. В то время она была крепостной и работала актрисой в Театре графа Каменского. Граф был очень жесток и запрещал актрисам общаться с мужчинами. Несмотря на это она влюбилась в талантливого гримёра и парикмахера Аркадия, и он отвечал ей тем же. Когда граф решил лишить её чести, они сбежали, но их предал священник, и они были пойманы. Любовь Онисимовна была отправлена на скотный двор, а Аркадий сослан на войну, откуда вернулся офицером через три года. Он бросил ей в окно записку, что на следующий день выкупит её у графа, и они повенчаются. Но ночью его ради денег убил дворник. Она смогла пережить это, но стала выпивать.

Лесков «Тупейный художник», глава 9 – краткое содержание

Приходит он к графову брату, а у того опять лежат – пистолеты и деньги. Золотых уже не два, а десять, но и пистолеты не холостые, а черкесскими пулями заряжены. И сказал графов брат:

– Сделаешь мне самую отважную мину, бери десять золотых. Но если порежешь, убью!

Аркадий поглядел, вдруг схватился за прибор и в одну минуту побрил и остриг в лучшем виде, не порезав. Графов брат удивился на его храбрость и спросил: как же он смерти не побоялся. А Аркадий в глаза ему ответил:

– Если бы ты руку с пистолетом стал поднимать, я бы прежде тебе бритвою все горло перерезал!

И с тем вышел вон. Вернулся в театр, стал Любу для сцены убирать, а сам шепчет ей на ухо:

– Не бойся, увезу!

Лесков «Тупейный художник», глава 7 – краткое содержание

Живя в деревне, графов брат почти не брился, да и лицо у него покрывали такие большие бугры, что нельзя было при бритье не изрезать. В Орле он собрал городских цирюльников, положил на стол два золотых и два пистолета и сказал: кто возьмётся меня хорошо побрить – плачу два золотых! Но если порежет – тут же убью из пистолета на месте!

Это он так пугал: пистолеты были не заряжены. Однако из орловских цирюльников никто на таких условиях его брить не согласился. Оставалось второму графу лишь идти к брату и просить, чтобы сделал ему бритьё и причёску Аркадий. Брат не хотел давать своего «художника»: он дал клятву не пускать его к чужим. Но второй граф всё же уговорил: сказал, что Аркадий не его самого, а пуделя его стричь будет.

Краткое содержание рассказаТупейный художник

Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.

Аркадий — парикмахер и гримировщик — причесывает всех крепостных артисток графа. Сам он «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительно пользоваться услугами Аркадия. Граф очень нехорош «через свое всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна в том же театре поет в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах. Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны: завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.

В это время граф устраивает представление в честь проезжающего через Орел государя. Актриса, которая должна играть «герцогиню де Бурблян», ушибает ногу, и ее роль получает Любовь Онисимовна. А в придачу камариновые серьги от графа — подарок «лестный и противный» — первый знак особенной чести быть возведенною в «одалиски» и доставленной на графскую половину. Между тем «роковое и искусительное дело» подкрадывается и к Аркадию. К графу приезжает из деревни брат, еще более страшный и заросший. Он вызывает всех цирульников и приказывает им подстричь себя наподобие брата, грозя убить любого, кто его обрежет. Но цирульники отвечают, что привести его в благообразный вид сможет лишь Аркадий. Чтобы обойти правило графа Каменского, его брат призывает к себе Аркашку якобы для того, чтобы остричь пуделя. Аркадий, невзирая на угрозу пистолетов и находясь в самом мрачном настроении из-за уготованного Любови Онисимовне, брата графа постригает. А Любови Онисимовне обещает ее увезти. Во время спектакля Каменский держится любезно, что предвещает грозу, а после спектакля, когда Аркадий приходит причесать Любови Онисимовне голову «в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии», его шесть человек у двери поджидают, чтобы отвести на «мучительства» в потайные погреба, которые подведены под всем домом. Но Аркадий хватает Любовь Онисимовну, вышибает окно, и они бегут. Но за ними отряжают погоню, и возлюбленные договариваются, что умереть согласны, если не удастся от погони уйти. А сами отправляются к священнику, который «отчаянные свадьбы» венчает. Но даже поп боится лютости графа и выдает их. Беглецов везут обратно, а «народ, где встретится, все расступается, — думают, может быть, свадьба».

По приезде у Любовь Онисимовны допытываются, сколько времени они наедине находились. Аркадия терзают как раз под «покойцем» Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А в себя приходит на телячьем дворе, куда ее направили по подозрению в сумасшествии под надзор старухи Дросиды. Дросида частенько прикладывается к «ужасному плакону», в котором «яд для замбвения», но Любови Онисимовне его не дает. Она же сообщает, что Аркадия граф отдает в солдаты, но за то, что он пистолетов графова брата не побоялся, снабжает его письмом, чтобы служил он в полковых сержантах и чтобы сразу на войну был послан. Любовь Онисимовна рассказу верит и три года каждую ночь во сне видит, как Аркадий Ильич сражается.

К театру ее из-за болезни ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида. Однажды к ней в окно попадает камень, завернутый в бумажку от Аркадия. Он пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесет к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться. Любовь всю ночь Богу молится, потому как боится, что, хотя Аркадий теперь офицер, граф его снова бить будет. А наутро узнает, что постоялый дворник ночью обокрал и зарезал офицера. Как только Любовь Онисимовна это слышит, то сразу «бряк с ног долой». На похороны приезжает сам губернатор и называет Аркадия «болярином». А Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику», и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам. Автор признается, что более ужасных и раздирающих душу поминок он во всю жизнь не видывал.

Вы прочитали краткое содержание рассказа «Тупейный художник». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание рассказа «Тупейный художник» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию рассказа

Главные герои и их характеристика

Хотя рассказ начинается со слов автора – рассказчика (повествователя), главный герой здесь – актриса Любовь Онисимовна.

  1. Любовь Онисимовна – «художник», как и Аркадий, но только в актерском мастерстве. Это талантливая и красивая девушка, которая могла бы многого добиться в жизни. Судьбы тетушки Дросиды и Любви Онисимовны – схожи (обе пострадали из-за несчастной любви). Жизнь героини чем–то напоминает житие святой. Многое испытав и познав горе, она так и не смогла обрести счастье с любимым, но зато сохранила удивительную красоту, подобную святой: «Любовь Онисимовна тогда была еще не очень стара, но бела как лунь; черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки».
  2. Имя Аркадий в переводе означает «житель страны Аркадии», то есть исторической области Греции, где преобладало скотоводство; в переносном значении переводится как «пастух». Таким образом, получаем отсылку к буколикам, идиллическим произведениям. Имя Любовь означает светлое, искреннее чувство любви. Аркадий жертвует собой ради любимой, а это большая цена за счастье. Ко всему прочему Аркадий – смельчак (не боится смерти от пуль графа Сергея, поскольку жизнь его возлюбленной в опасности, и ему самому не страшно умереть). Быть может, если бы Аркадий и Любовь признались в своей любви графу, все вышло бы иначе, и их бы помиловали? Увы, мы этого не можем знать. Действия Аркадия с точки зрения графа бессмысленны и противозаконны, но с точки зрения фольклорной традиции «умыкания невесты» в краже девушки «тупейным художником» нет ничего предосудительного.
  3. Роль автора также немаловажна, но оценить ее мы можем только после прочтения всего произведения целиком. Повествователь говорит нам, что не всех мастеров в свое время признавали, и особенно не любили тех, кто совершал нечто нечестное (такова история «художника, который «работал над мертвыми»), хотя придание лицу банкира «выражения блаженного собеседования с богом» было совершено без злого умысла, а лишь по приказанию его «осчастливленных наследников». Он страдает от рук народа, так как пошел вразрез с их интересами и не учел, что банкир «обобрал весь город». Мы видим, что, украв Любу, Аркадий также нарушил устоявшийся закон жизни и вышел из подчинения. Его действия можно понять и оправдать, но в то же время очевидно, что, избрав для себя собственное благополучие, он мог тем самым возмутить своих братьев по несчастью, таких же крепостных, которые и хотели бы сбежать, но не могли (вспомним несчастных, посаженных на цепи в подвале вместе с медведями), и поэтому он невольно обрекает себя и свою возлюбленную на страдания.
  4. Графы Николай и Сергей Каменские – представители знати и, соответственно, власти в рассказе. Из роль в произведении далеко не последняя. Оба они жестоки и любят держать людей в страхе (Николай держит крестьян в подвалах, а Сергей пугает их пистолетами, которые явно свидетельствуют о том, что в случае чего граф может вызвать нечаянного обидчика на дуэль).
  5. Тетушка Дросида, вероятно, тоже прожила несчастливую жизнь, раз пристрастилась к «плакону» с водкой. О ней нам мало что известно, она сама не хочет говорить о былом: «Я тебе, девушка, все открою. Будь что будет, если ты меня выскажешь, а я тоже такая, как и ты, и не весь свой век эту пестрядь носила, а тоже другую жизнь видела, но только не дай бог о том вспомнить, а тебе скажу: не сокрушайся, что в ссыл на скотный двор попала, — на ссылу лучше, но только вот этого ужасного плакона берегись…». Она добрая женщина, поскольку старалась как можно дольше уберегать Любовь Онисимовну от злого зелья, поддерживала ее, но как только выяснилось, что Аркадий убит, то после его похорон Дросида позволила девушке «облить уголь».

Суть: о чем?

Начинается рассказ «Тупейный художник» с размышления автора о том, что художниками могут быть не только живописцы и скульпторы, но и просто творцы из разных сфер искусства, которые достигли некоторых высот. В качестве одного из примеров приводит мастера из Америки, который работал с покойными, придавая их лицам “утешительное выражение”. И за особую тщательность в исполнении очередного заказа был убит толпой разъяренных горожан.

“Был в таком же необычайном художественном роде мастер и у нас на Руси”, — говорит писатель, подводя итоги своим рассуждениям.

Далее читателей знакомят с рассказчиком, а тот, в свою очередь, описывает женщину Любу, которая работает в их доме нянечкой. Она иногда приводит детей на кладбище, где сидит у одной могилки со старым крестом. И однажды она повествует о том, кто здесь похоронен.

Аркадий Ильич Ильин — так звали “тупейного художника” (парикмахера) — работал в крепостном театре графа Каменского. Он был настолько талантлив, что хозяин не хотел, чтобы Аркадий стриг кого-то еще. Поэтому не отпускал его на волю.

Любовь Онисимовна (няня в будущем) — числилась актрисой в этом самом театре. Была прекрасна внешностью, хорошо поет и танцует. Молодые люди любили друг друга, но понимали, что настоящего счастья им пока не видать.

Вдруг Аркадию подвернулось дело — подстричь брата графа Каменского. Хозяин был недоволен, отпускать мастера не спешил, и тогда родственник поступил хитро: сказал мол, нужен парикмахер, чтобы остричь пуделя. Отказывать было неудобно, и граф согласился. Перед Аркадием стояла нелегкая задача. Если бы выполнил работу хорошо, то получил бы золото, если бы сделал что-то не так — его бы застрелили.

Тем временем Любовь заменяет заболевшую актрису на первой роли и привлекает внимание сластолюбивого графа. Он хочет заполучить ее в любовницы

Героиня сообщает о своем положении Аркадию, и молодые решаются на побег. Так они попали к священнику, который пообещал обвенчать их, но когда пришли с обыском люди Каменского, быстро выдал изменников.

Аркадия жестоко пытали, а потом послали на войну. Любу в наказание определили на телячий двор, где она познакомилась с Дросидой. Та много пила, но сочувствовала девушке и старалась ей помочь. Через три года от Аркадия пришло письмо, в котором он говорил о скорой встрече. Также уверял в том, что получил много денег, скоро выкупит Любу, и они поженятся.

К сожалению, мечтам не суждено сбыться — ночью офицера убил некий постоялый дворник ради пятисот рублей. На похороны Аркадия приехал даже губернатор, а виновника трагедии казнили.

Заканчивается произведение сценой “поминок” возлюбленного рассказчицы. Рассказчик вспоминает, как иногда Люба тихо встает по ночам, подходит к окну, отпивает из флакончика (“плакончика”) с вином, стоит так недолго, а потом вновь возвращается в кровать.

Вопросы по рассказу Н.С.Лескова «Тупейный художник»

Вопросы по рассказу Н.С.Лескова «Тупейный художник» 1. Охарактеризуйте главного героя — тупейного художника Аркадия Ильича. Почему его называют художником, артистом?

ОТВЕТ “…Он был «тупейный художник», то есть парикмахер и гримировщик, который всех крепостных артисток графа «рисовал и причёсывал». Но это не был простой, банальный мастер с тупейной гребёнкой за ухом и с жестянкой растёртых на сале румян, а был это человек сидеями — словом,художник . Лучше его… никто не мог «сделать в лице воображения»”. Это “неподражаемый артист”, то есть мастер своего дела, “чувствительный и смелый молодой человек”. Вот как рассказывает о его внешности повествователь со слов Любови Онисимовны: “ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские, добрые, и густой хохолок прекрасиво на глаза свешивался, — так что глядит он, бывало, как из-за туманного облака. Словом, тупейный художник был красавец и «всем нравился»” (4).

2. Как жилось Аркадию в господском доме?

ОТВЕТ его жаловали, одевали лучше других, но сковывали свободу3. Чем притягивает читателя героиня рассказа — Любовь Онисимовна? Как она описана в рассказе? (найдитецитату) ОТВЕТ Да, Любовь Онисимовна тогда “была не только в цвете своей девственной красы, но и в самом интересном моменте развития своего многостороннего таланта”. Сама рассказчица скромна и мало говорит о своей красоте. Обмолвилась лишь о своих роскошных волосах. Они у неё в молодости “были удивительно какие большие и русые, и Аркадий их убирал — заглядение”. Своей удивительной русой косой она “замоталась”, пытаясь покончить с собой (можно представить себе, что это была за коса!), и когда в себя пришла, испугалась: “голова побелела” “ещё там, как… из косы выпутали”.О характере её автор говорит так: “она была безгранично честна, кротка и сентиментальна; любила в жизни трагическое и… иногда запивала”

4. Почему не побоялся Аркадий «привести в порядок» брата графа, своего крепостника?

ОТВЕТ Он понял, что терять ему нечего, тем более он задумал побег5. Почему актрисы так не любили «камариновые серьги»? ОТВЕТ Знак признания таланта и лишение невинности «хозяином».

6. Какие были придуманы наказания для крепостных?

ОТВЕТ дыба, струна, голову крючком закручивали, в погребах пытали7. Какие качества характера проявляются у Аркадия в отношениях с Любовью Онисимовной? Как характеризуют его поступки? ОТВЕТ Он поступает как истинный мужчина, он защищает любимую женщину, оберегает её от насилия, ведет себя благородно, ничего не боится. Он не испугался сражаться, добился высокого чина, приехал выкупить Любу.8. Как поступил с Аркадием граф после побега и ПОЧЕМУ? (можно цитату) ОТВЕТ Граф отправил его в солдаты прямо на войну. Конечно, была, он не испугался сражаться, добился высокого чина, приехал выкупить Любу.9. Почему финал трагичный, случайно ли убийство Аркадия? ОТВЕТ Граф не мог позволить. Чтобы бывший крепостной победил, сам стал свободным. Да ещё и любовь свою выкупил и отпустил на свободу. Тогда все крепостные будут так поступать. А этого Каменский допустить не мог. Он должен был сломить этих двух сильных людей. Поэтому, вероятно, и был подговорён сторож на убийство.

10

Подумайте, за счет какого композиционного приёма Лескову удаётся удерживать внимание читателя.?. ОТВЕТ Особое построение композиции: рассказ в рассказе

ОТВЕТ Особое построение композиции: рассказ в рассказе.

Спокойная жизнь

В давние времена художниками называли не только людей, которые рисуют картины, но и разных мастеров, превосходно делавших свое ремесло. В первой главе можно прочитать, что у графа Каменского был парикмахер, которого звали Аркадий. Хозяин не разрешал никому стричься у Ильина. Это было его желание, поэтому умелец мог подстригать только графа.

Каменский был хозяином небольшого театра, в котором давно играла Любовь Онисимовна. Аркадий служил там гримером, поэтому хорошо знал всех местных актрис, с которыми каждую неделю работал. Люба и Ильин влюбились друг в друга, но граф не одобрял подобных отношений. Он проявлял к женщине особое расположение и не разрешал ей разговаривать с художником.

Однажды к Каменскому приехал родной брат. Он носил длинные волосы и бороду, поэтому все мастера в округе отказывались его стричь. Они говорили, что лучше Ильина это не сможет сделать никто в городе.

Очень краткий пересказ

Любовь Онисимовна – няня брата рассказчика – поведала детям о «Тупейном художнике». Он был цирюльником в театре у графа. Аркадий был приятным и умным человеком. Все его любили, в том числе и граф, который запрещал ему подстригать мужчин, кроме него самого.

Между Аркадием и Любовью были искренние чувства. Но их любовь была запретна, потому что только графу разрешено прикасаться к актрисам театра. Однажды Аркадию приходится стричь брата графа. Полученные деньги он использует, чтобы увезти Любу из графского театра. Оторвавшись от погони, молодые люди остановились у соседней деревни, чтобы обвенчаться. Побоявшись угроз, священник выдал их местонахождение слугам графа. Каменский ссылает девушку на скотный двор, а Аркадия отправляет на войну.

По прошествии трех лет мужчина возвращается в офицерском звании и сообщает Любе, что собирается заплатить деньги графу взамен на ее свободу.

От толпы девушка узнает, что ночью дворник убил и ограбил ее возлюбленного. С тех пор она каждую ночь вспоминает возлюбленного. А в той могиле, к которой она водила детей, лежал Аркадий.

На картинке изображены рассказчик и няня, сидящие напротив могилы Аркадия.

Характеристика главных героев

В произведении несколько персонажей, в том числе эпизодические, но ключевым героем можно назвать Любовь Онисимовну — актрису и рассказчицу. Характеры остальных тоже прописаны достаточно ярко. Главные герои «Тупейного художника»:

  1. Любовь Онисимовна. Актриса — мастер в своём деле, она справляется с самыми сложными ролями. Автор показывает её как мученицу, чья судьба напоминает жития святых. Несмотря на перенесённое горе, женщина осталась стройной и красивой, и весь её облик дышал благородством и нежностью.
  2. Аркадий. В переводе с греческого это имя означает «житель Аркадии». В Греции была область с таким названием, и люди там занимались преимущественно скотоводством. Выбор этого имени — отсылка к идиллическим произведениям. Лесков даёт понять, что художник был человеком со светлой и чистой душой, и подчёркивает это с помощью описания внешности героя. Охваченный думами о предстоящем мучении возлюбленной, он не побоялся даже графских пуль. С точки зрения законов того времени, художник совершил 2 преступления: нарушил указание графа, осмелившись постричь его брата, и совершил побег с крепостной девушкой. Оба поступка безрассудны, но вполне в духе того времени.
  3. Автор. Его тоже можно считать главным героем, ведь благодаря авторским пояснениям можно увидеть то, что не раскрывается в монологе Любовь Онисимовны. Читательское впечатление формируется с учётом мини-новеллы о художнике, который гримировал мёртвых. Сразу понятно, что каждого, кто намеренно или невольно нарушил общественный уклад, ждёт наказание, причём необязательно от господ.
  4. Графы Каменские. В рассказе подробно описано, как братья издеваются над крепостными. Один держит людей в подвалах, другой угрожает пистолетами, причём серьёзность намерений не вызывает сомнений. В рассказе братья олицетворяют знать того времени.
  5. Тётка Дросида. Это пьющая, но добрая женщина. Она видела лучшую долю, однако старается утешить главную героиню и предостерегает от «плакона» с зельем. По словам тётушки, «на ссылу» лучше, чем в объятиях постылого. Когда Любовь Онисимовна узнаёт, что Аркадий погиб, Дросида настаивает, чтобы девушка отпила из «плакона». Она считает, что только так можно «облить уголь».

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 11 В каком году был написан рассказ «Тупейный художник»?
  2. 1884 г.
  3. 1885 г.

(новая вкладка)

Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.

Аркадий — парикмахер и гримировщик — причёсывает всех крепостных артисток графа. Сам он «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительно пользоваться услугами Аркадия. Граф очень нехорош «через своё всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна в том же театре поёт в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах. Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны: завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.

Продолжение после рекламы:

В это время граф устраивает представление в честь проезжающего через Орёл государя. Актриса, которая должна играть «герцогиню де Бурблян», ушибает ногу, и её роль получает Любовь Онисимовна. А в придачу камариновые серьги от графа — подарок «лестный и противный» — первый знак особенной чести быть возведённою в «одалиски» и доставленной на графскую половину. Между тем «роковое и искусительное дело» подкрадывается и к Аркадию. К графу приезжает из деревни брат, ещё более страшный и заросший. Он вызывает всех цирюльников и приказывает им подстричь себя наподобие брата, грозя убить любого, кто его обрежет. Но цирульники отвечают, что привести его в благообразный вид сможет лишь Аркадий. Чтобы обойти правило графа Каменского, его брат призывает к себе Аркашку якобы для того, чтобы остричь пуделя. Аркадий, невзирая на угрозу пистолетов и находясь в самом мрачном настроении из-за уготованного Любови Онисимовне, брата графа постригает. А Любови Онисимовне обещает её увезти. Во время спектакля Каменский держится любезно, что предвещает грозу, а после спектакля, когда Аркадий приходит причесать Любови Онисимовне голову «в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии», его шесть человек у двери поджидают, чтобы отвести на «мучительства» в потайные погреба, которые подведены под всем домом. Но Аркадий хватает Любовь Онисимовну, вышибает окно, и они бегут. Но за ними отряжают погоню, и возлюбленные договариваются, что умереть согласны, если не удастся от погони уйти. А сами отправляются к священнику, который «отчаянные свадьбы» венчает. Но даже поп боится лютости графа и выдаёт их. Беглецов везут обратно, а «народ, где встретится, все расступается, — думают, может быть, свадьба».

Брифли существует благодаря рекламе:

По приезде у Любовь Онисимовны допытываются, сколько времени они наедине находились. Аркадия терзают как раз под «покойцем» Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А в себя приходит на телячьем дворе, куда её направили по подозрению в сумасшествии под надзор старухи Дросиды. Дросида частенько прикладывается к «ужасному плакону», в котором «яд для замбвения», но Любови Онисимовне его не даёт. Она же сообщает, что Аркадия граф отдаёт в солдаты, но за то, что он пистолетов графова брата не побоялся, снабжает его письмом, чтобы служил он в полковых сержантах и чтобы сразу на войну был послан. Любовь Онисимовна рассказу верит и три года каждую ночь во сне видит, как Аркадий Ильич сражается.

К театру её из-за болезни ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида. Однажды к ней в окно попадает камень, завёрнутый в бумажку от Аркадия. Он пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесёт к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться. Любовь всю ночь Богу молится, потому как боится, что, хотя Аркадий теперь офицер, граф его снова бить будет. А наутро узнает, что постоялый дворник ночью обокрал и зарезал офицера. Как только Любовь Онисимовна это слышит, то сразу «бряк с ног долой». На похороны приезжает сам губернатор и называет Аркадия «болярином». А Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику», и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам. Автор признается, что более ужасных и раздирающих душу поминок он во всю жизнь не видывал.

Чему учит?

Рассказ учит тому, что нельзя находиться в зависимости от кого бы то ни было, нужно быть смелым и, основываясь во всем на любви, стремиться к правде и справедливости. У истинной любви не бывает таких преград, которые она не смогла бы преодолеть. Но не все могут понять это, и потому Аркадия и Любовь осудили за их поведение, сочтя бунтовщиками. Мы учимся у героев их стойкости и выдержке и понимаем, что не всегда жизнь бывает справедлива с талантливыми и смелыми людьми.

Страдания Любови Анисимовны подобны страданиям святой. Вся ее жизнь держится на великом чувстве любви к ее Аркаше, и нам стоит поучиться у нее стойкости, верности и бесконечной доброте к своим воспитанникам, которые заменили ей родных детей. Ведь доброе сердце этой бедной женщины, кажется, способно вместить в себя всю любовь и всю боль простого народа.

Пересказ сюжета

Героиня рассказа Любовь Онисимовна в юности была очень хороша собой и играла в крепостном театре графа Каменского. Хозяин театра был известен своим крутым нравом. Свою труппу он держал в страхе. Девушек никуда не выпускали из усадьбы графа, им запрещалось иметь личную жизни. В театре работал тупейный художник Аркадий. Это был красивый и добрый молодой человек, одаренный мастер своего дела. Он причесывал и гримировал актеров для спектаклей. Граф ценил талант юноши, но держал его в строгости. Между Любовью Онисимовной и Аркадием вспыхнула симпатия.

После одного из представлений граф подарил Любе серьги и приказал одеть и причесать ее определенным образом. Одна должна была предстать перед ним в образе Цецилии. Все знали, что это означало. Девушка в образе Цецилии обычно доставлялась в графские покои и должна была провести с ним ночь.

Аркадий пришел, чтобы причесать Любу, но вместо этого он выбил окно и влюбленным удалось сбежать из графской усадьбы. В доме священника, где Аркадий и Люба остановились на ночлег, их настигла погоня. Напуганный священник выдал беглецов. Аркадия и Любу вернули в поместье, где их ждало страшной наказание.

Люба слышала, как издевались над Аркадием. В отчаянии девушка пыталась покончить с собой, но ее спасли и объявили сумасшедшей. Любу отправили на скотный двор, а Аркадия отдали в солдаты. Шла война, и Люба очень волновалась о любимом. Не в силах справиться со своими переживаниями, девушка пристрастилась к алкоголю. В театр ее так и не вернули.

Через несколько лет в имение графа возвращается лет Аркадий. Он дослужился до офицера, скопил денег и запиской сообщил Любе, что намеревается выкупить ее у графа. Однако по нелепой случайности этого не случилось. Ночью Аркадия зарезал пьяный дворник.

Всю оставшуюся жизнь Люба оплакивала своего возлюбленного. Каждую ночь она доставала маленький флакончик с водкой и устраивала поминки по Аркадию. Именно на его простой могиле она и рассказала своим воспитанникам эту грустную историю.

Автор симпатизирует искренним чувствам влюбленных. Аркадий показан благородным, честным человеком, готовым на любые жертвы ради своей любви. Уважение вызывает и цельная натура Любы. Она по-настоящему любит Аркадия, всю жизнь хранит верность погибшему возлюбленному.

6 класс

Краткое изложение событий рассказа

Отношение графа к крепостным

Лесков изображает трагические судьбы двух людей, крепостных. Причина кроется в жестокости, разнузданности и всевластии помещика. Граф стремится сделать из Аркадия солдата, избивает юношу и позволяет себе всяческие грубости. Причина кроется в том, что герой побрил брата своего господина. Каменский не уважал также и крепостных девушек. Актрисы часто превращались в наложниц помещика

Любовь славилась красотой, а потому тоже привлекла внимание графа

Граф и крепостные актрисы

Когда девушкам предстояло провести с графом ночь, красавиц наряжали в определенные образы. Граф любил костюм Цецилии. Это католическая святая, которая пострадала за свою веру. Цецилия считалась символом невинности. Писатель намекает на невинность и душевную красоту девушек – с одной стороны, а также на цинизм графа – с другой стороны.

Попытка побега

Герои надумали убежать от графа и тайно обвенчаться. Но эта попытка провалилась. Священник, с которым договорились влюбленные, выдал героев помещику. Любу и Аркадия поймали и вернули Каменскому. Девушка попала в руки господина, а Аркадий чуть не умер от побоев.

Граф славился жестокостью по отношению к крепостным. Пытки, которые применял помещик, были страшными. В огромных погребах содержали тьму заключенных. Говорили, что там неугодных графу несчастных людей пытают, избивают, морят голодом, травят медведями, держат на цепях и т. д. Девушка слышала, как кричит Аркадий. От мучений Люба собиралась покончить с собой.

Жизнь Любы

Героиня повествует о своей дальнейшей жизни. Прошли годы. Девушка переселилась в пространство скотного двора, дожидаясь возлюбленного с военного похода. Тяжелый физический труд порой унимал боль души девушки. Писатель указывает на превратность жизни. Тупейный художник храбро проходит войну, получает офицерское звание. Это значит, что Аркадий больше не крепостной, а дворянин. Юноша собирается купить для Любы вольную у графа. Оказалось, что герой приехал уже в соседнюю деревню. Аркадий присылает возлюбленной весточку, сообщая о скором приезде.

Влюбленные собираются обвенчаться. Однако на следующее утро Люба узнает о смерти Аркадия: офицера обокрали и убили.

Люба тяжело переживает смерть возлюбленного. Девушка причастилась к выпивке. Люба находит утешение на могиле Аркадия. Но в трагических событиях этой истории виновата отнюдь не судьба. Писатель намекает на роль помещика в тяжести жизни крепостных. Автор также винит священника, который проявил малодушие и трусость. Наконец, литератор порицает жадность убийцы, отобравшего у юноши жизнь, соблазнившись пятьюстами рублей. Остается задать вопрос: отчего же страдают люди с чистой и красивой душой?

Из истории написания текста

В 1883-м на страницах «Художественного журнала с приложением художественного альбома» было опубликовано произведение Лескова. Номер этого издания посвящался «Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года». Читателям хорошо известно, что 1861 год – это момент реформы: в Российской империи отменяют крепостное право. Текст снабжается подзаголовком: «Рассказ на могиле».

Писатель выбирает для своего творения «говорящий эпитет»:

Этот прием демонстрирует, что текст адресуется людям, пострадавшим от крепостного права, жертвам господ-самодуров. Таким образом, произведение рассказывает о тяжелых судьбах крепостных до реформы. Автор выражает эту мысль во фразе:

Простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели…

Произведение основывается (в определенной степени) на реальных событиях, ведь прототипы ключевых персонажей – реальные личности. Под маской Любы изображается Прасковья Ковалева-Жемчугова, а под образом Аркадия – Николай Шереметьев. Брат помещика, по мнению литературоведов, списан с внука Шереметьева.

О жанре и направлении произведения

Писатель назвал свое творение «рассказом на могиле», поэтому текст – это своего рода поминальная речь по усопшему человеку. Эта черта сближает произведение с исповедальной литературой. Также литературоведы усматривают в «Тупейном художнике» черты агиографической литературы.

Лесков работает в рамках реализма. Произведение содержит черты миниатюрной новеллы. Эта мини-новелла рассказывает о наказании, которое человек порой несет за свой талант, мастерство. Писатель словно задается вопросом, может ли талант выжить в подчинении, может ли мастерство повиноваться господину.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: