Книги
Первое произведение «Старый Шлойме» Исаак Бабель опубликовал еще в годы учебы, в 1913 году. В коротком рассказе лаконично описана трагедия старого полубезумного еврея, который кончает с собой, не выдержав решения сына креститься. В дальнейшем еврейская тема станет основным мотивом творчества Бабеля, хотя он и редко напрямую затрагивал вопросы иудаизма.
Писатель Исаак Бабель
В 1916 году Исаак, поняв, что хочет продолжать заниматься писательским делом, уехал в Петроград, где поступил в Петроградский психоневрологический институт, причем сразу на 4-й курс юридического факультета. Это образование он, впрочем, так и не завершил.
Сам Бабель писал, что в городе он находился нелегально. Действительно, евреям в то время было запрещено проживать в крупных городах за пределами черты оседлости. Однако исследователи позже нашли документ петроградской полиции, согласно которому Исаак Бабель имел право находиться в столице на время учебы в вузе.
Портрет Исаака Бабеля
В этот период начинающий писатель познакомился с Максимом Горьким. Тот, заинтересовавшись талантом Исаака, взял на публикацию в журнале «Летопись» его рассказы «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла»
Внимание к молодому таланту привлечь удалось – вот только не то, которое хотелось бы. Содержание рассказов расценили как сомнительное, а самому Бабелю грозил суд за порнографию. Спасла писателя революция 1917 года
Спасла писателя революция 1917 года.
В 1918 году Бабель, успев повоевать в Первой мировой войне и дезертировав оттуда, вернулся в Петроград и устроился в иностранный отдел ЧК на должность переводчика. В этот период биографии его печатали в «Новой жизни», а в 1920 году Исааку удалось стать участником Гражданской войны. За молодого писателя поручился Михаил Кольцов, и Бабель в качестве военкора отправился в 1-ю Конную Армию.
Семен Буденный и Исаак Бабель (крайний справа)
Там Исаак служил под началом Семена Михайловича Буденного. Сохранилось даже фото, где в одном кадре находятся великий военачальник и будущий великий писатель. Чтобы воевать с оружием в руках, пришлось идти на уловки: секретарь одесского областного комитета Сергей Ингулов выправил Бабелю документы на имя Кирилла Васильевича Лютова, русского по национальности.
Воспоминания об этом времени легли в основу едва ли не самого популярного в СССР произведения Бабеля – сборника рассказов «Конармия». Публикация «Конармии» началась в 1920 году, сначала в форме «Конармейского дневника» – записках, которые Бабель вел во время службы. И сразу же после выхода книги в печать она стала объектом нешуточных дискуссий.
Исаак Бабель и Сергей Эйзенштейн
Причина неоднозначного восприятия творчества Исаака Эммануиловича заключалась в том, что его проза была мало похожа на типичные красноармейские агитки времен Гражданской войны. Ярким примером этому служат рассказы «Соль» и «Письмо», честно описывающие, насколько размываются в войну незыблемые, казалось бы, морально-этические установки: солдаты жестоко убивают женщину, отец режет сына, сын казнит отца.
Откровенность Бабеля и его нежелание приукрашивать правду, сколь бы кровавой она не была, оценили коллеги по писательскому цеху. Колоссальный успех ждал «Конармию» и на Западе. А вот правительству и военным «Конармия» не понравилась категорически: Семен Буденный и Климент Ворошилов нашли рассказы возмутительными. От опалы писателя спасла дружба с Максимом Горьким, который рьяно отстаивал перед сильными мира сего творчество Исаака.
Александр Довженко и Исаак Бабель
В середине 1920-х Бабель начал работать над вторым своим большим трудом, циклом «Одесские рассказы», подарившем читателю литературную версию бандита Мишки Япончика – Беню Крика. Чтобы достоверно описать задуманное, писатель решил полностью погрузиться в атмосферу рассказов.
Для этого Бабель снял на Молдованке комнатку у старика-еврея, который помогал бандитам в качестве наводчика. Вторым источником информации стали официальные органы: Исаака Эммануиловича допустили к ознакомлению с материалами уголовного розыска.
Юрий Шумский в роли Бени Крика
Впоследствии яркость образов «Одесских рассказов» стала причиной неоднократных экранизаций истории Крика-Япончика: от немого фильма 1926 года до мюзикла, снятого в 1989 году.
В 1928 году Бабель выпустил пьесу «Закат», поставленную 2 театрами, а в 1935-м опубликовал пьесу «Мария». Роман «Великая Криница» и повесть «Еврейка» дописать не удалось – помешали арест и расстрел автора.
Краткая биография (подробно)
Исаак Эммануилович Бабель (Бобель) – русский писатель и драматург XX века. Родился 30 июня (12 июля) 1894 года в Одессе в семье еврейского торговца. Через год семья переехала в Николаев, где Исаак жил до 11 лет. В 1904 году он поступил на обучение в Николаевское коммерческое училище. Помимо учебной программы частным образом изучал Библию, Талмуд и древнееврейский язык. Он в совершенстве владел не только идишем, но и русским, французским языками. Одно из первых произведений Бабель написал на французском языке, но оно не сохранилось. Уехав из Николаева, он учился в Одесском училище, а затем в Киевском.
В 1916 году Бабель уехал в Петроград. Там ему удалось поступить на юридический факультет местного института. Вскоре он познакомился с А. М. Горьким, который опубликовал два рассказа юного писателя в журнале «Летопись». Отслужив несколько месяцев на румынском фронте, Исаак снова вернулся в Петроград, где работал переводчиком в иностранном отделе ЧК. Все свои наблюдения в то время он записывал в «Конармейский дневник» (1920). Позже он работал выпускающим редактором и репортером в Одессе. В 1920 году в одесском журнале «Лава» появился его цикл «На поле чести». Через год он опубликовал рассказ «Король», который свидетельствовал о его творческой зрелости.
Наиболее плодотворными для писателя стали 1920-1930-е годы. Именно тогда появился цикл рассказов «Конармия» (1926) в которых повествовалось о жестоком нраве красноармейцев. Наиболее запоминающимся в рассказах был персонаж Беня Крик – прототип легендарного Мишки Япончика. Другим популярным произведением стала пьеса «Закат» (1928), которую не раз ставили русские и украинские театры. В 1930-х годах Бабель написал несколько сценариев в сотрудничестве с Сергеем Эйзенштеном. Несколько лет он жил за границей, во Франции, Бельгии, Италии. В мае 1939 года писателя арестовали за антисоветскую деятельность. 27 января 1940 года И. Э. Бабель был расстрелян.
Сочинения
Кальвин оставил большое количество трудов: комментарии почти ко всем книгам Библии, полемические сочинения, политические памфлеты и научно-богословские трактаты. Было издано большое количество проповедей, записанных последователями. Около 3 тысяч рукописных проповедей и лекций хранится в библиотеках Швейцарии. Известно около 1300 писем на различные темы. Большая часть писем адресована Г. Фарелю. Многие книги были посвящены правителям государств, что было поводом для завязывания отношений. Например, комментарий к апостолам Кальвин посвятил датскому королю Кристиану, комментарий к 12 малым пророкам посвящён Густаву Вазе Шведскому. А в начале своего opus magnum — главного труда — «Наставление в христианской вере» реформатор написал обращение королю Франции Франциску I.
Особое место в учении Кальвина занимала идея божественного предопределения.
Сочинение «Трактат о реликвиях», написанное в 1543 году на французском языке, посвящено подлинности многих христианских реликвий, находящихся в храмах и монастырях Западной церкви; в данном сочинении Кальвин подвергает жесткой критике как подлинность самих реликвий, так и выдвигает идею полного отказа от поклонения мощам и контактным реликвиям.
Начало Реформации в Германии
В начале XVI в. в Германии сложилась крайне напряженная ситуация. По стране прокатилась волна восстаний крестьян и горожан. Обострились противоречия между обедневшим рыцарством и князьями. В политически раздробленном государстве католическая церковь чувствовала себя полновластной хозяйкой. Откровенный грабеж и произвол, накопление богатства и роскошь вызывали возмущение католической церковью. Поэтому не удивительно, что именно в Германии началось широкое антицерковное движение.
Выразителем общего недовольства стал ученый монах и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546), возглавивший реформационное, или протестантское, движение. В 1517 г. он открыто выступил против католической церкви, отрицая ее роль как единственного посредника между Богом и человеком.
Спасение души человека, считал Лютер, не зависит от церковных таинств, обрядов и пожертвований в пользу церкви, а достигается чистой верой. Тем самым отрицалась роль духовенства как высшего религиозного авторитета. Лютер призывал к секуляризации церковных земель (их передаче в государственную собственность) и закрытию монастырей, к полной автономии верующих от церковной иерархии и папства. Он говорил о том, что христиане должны верить в Священное Писание и понимать его, а не бездумно повиноваться папе.
Церковь хотела расправиться с Лютером. Только заступничество немецких князей, которые стремились завладеть церковными землями и уменьшить влияние папства в Германии, спасло ему жизнь. Большинство населения Германии приняло реформу Лютера. Его последователи покинули католическую церковь.
Разрыв с католичеством
Начиная с 1532 года Кальвин стал поддерживать умеренные реформы в католической церкви. Год спустя он написал речь «О христианской философии», в которой описал своё видение новой церкви. Эта речь вызвала большое возмущение в парижском обществе, и Кальвин, спасаясь от преследования, покинул столицу.
В 1534 году Кальвин окончательно отказался от своих приходов. В этом же году она написал свой первый теологический труд под названием «О сне души».
Жан Кальвин познакомился со многими прогрессивно настроенными людьми, разделявшими его взгляды. Однако он всё ещё оставался католиком и не выступал открыто против папства.
Деятельная и радикальная Реформация — Томас Мюнцер
Томас Мюнцер (ок. 1490—1525) напротив, возглавил радикальную реформацию, крестьянско-плебейский её сектор. Это движение вело свою войну против всякой эксплуатации и неравенства.
Кульминацией стала Крестьянская война в Германии (1524—1526).
Требования и идеи крестьян были описаны в «12-ти статьях» и в «Статейном письме». «12 статей» это сборник конкретных и вполне умеренных требований – отмена крепостничества, выборность и сменяемость духовенства, уменьшение налоговой нагрузки, эффективность судопроизводства и прочего. Томас Мюнцер и его ближний круг в свою очередь выпустили «Статейное письмо» с более радикальными положениями. Авторы призывали объединиться в христианский союз и братство и революционными методами сломать существующий порядок, превратить страну в справедливое государство «общей пользы».
По мысли Томаса Мюнцера стоило передать власть простому народу, в коем он видел людей, свободных от эгоизма. Этот деятель яростно осуждал Мартина Лютера в его утверждении светского государства и видел в этом узурпацию власти узкой прослойкой людей. При этом, главной целью виделось сбросить безбожников с трона, воспользоваться силой крестьян.
Томасом Мюнцером точно не описывалось каким должно быть это государство общей пользы. Мы не найдем в его учении ни формы устройства, ни описания процесса управления. Можно просмотреть только зачатки демократических идей. Но отчетливо просматривается необходимость обеспечения охраны основ государства, контроль его населением.
Теологическая составляющая черпалась Томасом Мюнцером из Библии. Отсюда тяга к установлению «царства Божьего» на практике, как государства без классового разделения, частной собственности.
Сердце как жертва Богу
К своему приезду в Гельвецию Кальвин уже приобрёл известность благодаря «Наставлению в христианской вере». Фарель же нуждался в поддержке, Реформация шла медленно. В 1538 году оба друга были изгнаны из Женевы по решению городского совета. Кальвин спокойно осел в Страсбурге и не рвался обратно. Через некоторое время горожане поняли, что поддержание порядка невозможно без реформ, которые были бы адекватны ситуации, поэтому начали просить Жана Кальвина вернуться назад. Тот говорит друзьям, что «предпочел бы не ехать в Женеву», добавляя: «Но поскольку я знаю, что я себе не принадлежу, я приношу моё сердце как искреннюю жертву Богу».
Слова выражали жизненную позицию, были девизом Кальвина. Под стать им — эмблема реформатора: протянутая к Богу рука и слова: «искренне и с готовностью». Как и в первый раз, в своём втором визите в город Кальвин видел Божью волю. Вернувшись, ревностно относившийся к заветам Писания, можно сказать, будучи фундаменталистом, Кальвин начинает продавливать через совет города законы и правила, уподоблявшие Женеву буквально «Граду Божьему». Написано в Библии, что не должно стремиться к нарядности в одежде и украшательству себя через причёски — значит, надо регламентировать порядок в том и другом. Указывается на смехотворство как недостойное занятие — надо прописать ориентиры для граждан и по этому поводу. Для Кальвина не существовало границы между церковной и гражданской жизнью.
«Глобальный духовный переворот»
Сегодня страсти улеглись. Католики и протестанты живут в мире. Но для этого потребовались сотни лет и сотни тысяч жизней.
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин рассказал RT, что Реформация для своего времени была глобальным духовным переворотом и повлияла на развитие христианства не только в Западной Европе, но и во всём мире.
Главная и самая известная разновидность протестантизма — лютеранство. Однако, помимо последователей Мартина Лютера, существуют ещё кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.
Карьера писателя
Конармия
В 1920 году Бабель был назначен в 1-ю Конную армию, под командованием Семёна Будённого и стал участником Советско-польской войны 1920 года. Всю кампанию Бабель вёл дневник («Конармейский дневник» 1920 год), который послужил основой для сборника рассказов «Конармия», в котором насилие и жестокость русских красноармейцев сильно контрастирует с интеллигентностью самого Бабеля.
Несколько рассказов, которые позже вошли в сборник «Конармия», были опубликованы в журнале Владимира Маяковского «Леф» в 1924 году. Описания жестокости войны были далеки от революционной пропаганды того времени. У Бабеля появляются недоброжелатели, так Семён Будённый был в ярости от того, как Бабель описал жизнь и быт красноармейцев и потребовал казни писателя. Но Бабель находился под покровительством Максима Горького, что гарантировало публикацию книги, которую, впоследствии, перевели на многие языки мира. Климент Ворошилов в 1924 г. жаловался Дмитрию Мануильскому, члену ЦК, а позже главе Коминтерна, что стиль произведения о Конармии был «неприемлемым». Сталин же считал, что Бабель писал о «вещах, которые не понимал». Горький же высказал мнение, что писатель, наоборот, «украсил изнутри» казаков «лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев».
Знаменитый аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес писал про «Конармию»:
Музыка его стиля контрастирует с почти невыразимой жестокостью некоторых сцен. |
Творчество
В 1924 году в журналах «Леф» и «Красная новь» опубликовал ряд рассказов, позднее составивших циклы «Конармия» и «Одесские рассказы». Бабель сумел мастерски передать на русском языке стилистику литературы, созданной на идише (особенно это заметно в «Одесских рассказах», где местами прямая речь его героев является подстрочным переводом с идиша).
Советская критика тех лет, отдавая должное таланту и значению творчества Бабеля, указывала на «антипатию делу рабочего класса» и упрекала его в «натурализме и апологии стихийного начала и романтизации бандитизма».
«Под пушек гром, под звоны сабель от Зощенко родился Бабель» (эпиграмма, цитируется по В. Катаеву) |
В «Одесских рассказах» Бабель в романтическом ключе рисует жизнь еврейских уголовников начала XX века, находя в обиходе воров, налётчиков, а также мастеровых и мелких торговцев экзотические черты и сильные характеры. Самым запоминающимся героем этих рассказов является еврей-налётчик Беня Крик (его прототип — легендарный Мишка Япончик), по выражению «Еврейской энциклопедии» — воплощение бабелевской мечты о еврее, умеющем постоять за себя.
В 1926 году выступил редактором первого советского собрания сочинений Шолом-Алейхема, в следующем году адаптировал для кинопостановки роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звёзды».
В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
В 1928 Бабель опубликовал пьесу «Закат» (поставлена во 2-м МХАТ), в 1935 — пьесу «Мария». Перу Бабеля принадлежит также несколько сценариев. Мастер короткого рассказа, Бабель стремится к лаконизму и точности, сочетая в образах своих персонажей, сюжетных коллизиях и описаниях огромный темперамент с внешним бесстрастием. Цветистый, перегруженный метафорами язык его ранних рассказов в дальнейшем сменяется строгой и сдержанной повествовательной манерой.
В последующий период, с ужесточением цензуры и наступлением эпохи большого террора Бабель печатался всё меньше. Несмотря на свои сомнения относительно происходящего, не эмигрировал, хотя имел такую возможность, навещая в 1927, 1932 и 1935 годах свою жену, проживавшую во Франции, и родившуюся после одного из этих визитов дочь.
Краткая биография Лескова самое главное
Николай Семёнович Лесков – родился в 1835, а умер в 1895.
Родился писатель в Городе орле. Семья у него была большая , из детей Лесков был самым старшим. После переезда из города в село, в Лескове стали формироваться любовь и уважение к русскому народу. Переезд его семья совершила из-за трагической смерти отца и потери в пожаре всего имущества.
Неизвестно по каким причинам, но учёба никак не давалась юному писателю и его едва брали на работу, и то благодаря друзьям. Только в юношеском возрасте у Лескова начинает формироваться творческий взгляд на многие вещи.
Его карьера писателя начинается с публикации статей в разных журналах. Дела идут в гору после переезда Лескова в Петербург. Уже там им пишется множество серьёзных произведений, но об их содержании ходят разные отзывы. Из-за разногласий с революционными демократами и устоявшимися в той эпохе взглядами, Лескова отказываются публиковать многие издательства. Но писатель не сдаётся и продолжает работать над рассказами.
Николай Семёнович имел два брака, но оба они оказались неудачными. Официально у Лескова было трое детей – двое от первого брака ( старший ребёнок скончался в младенчестве) и один от второго.
Умер Лесков от астмы, которая в последние годы его жизни активно развивалась.
Интересные факты, 6 класс.
Разрыв с католичеством
Начиная с 1532 года Кальвин стал поддерживать умеренные реформы в католической церкви. Год спустя он написал речь «О христианской философии», в которой описал своё видение новой церкви. Эта речь вызвала большое возмущение в парижском обществе, и Кальвин, спасаясь от преследования, покинул столицу.
В 1534 году Кальвин окончательно отказался от своих приходов. В этом же году она написал свой первый теологический труд под названием «О сне души».
Жан Кальвин познакомился со многими прогрессивно настроенными людьми, разделявшими его взгляды. Однако он всё ещё оставался католиком и не выступал открыто против папства.
Биография 2
Жан Кальвин являлся один из самых радикальных деятелей европейской Реформации, французский теолог, который положил начало новому религиозному течению протестантской церкви.
10.07.1509 Жан родился в семье влиятельного чиновника во Франции. Он рано осиротел, а из-за большого количества работы у отца, мальчика рано отдали в другую семью на воспитание. В 1523г. Жан поехал учиться юриспруденции в Париж. У молодого Кальвина получилось достичь отличных результатов на правовом поприще, но его интересовали религиозные познания намного сильнее. Жан получил соответствующее образование и даже стал читать проповеди в церкви.
В 1532 г. будущий религиозный революционер получил докторскую степень и опубликовал свой первую книгу. Это позволило ему заработать приличные деньги себе на обеспечение и получить финансовую независимость от своего отца.
Сильное влияние на мировоззрение Кальвина оказали широко распространяемые идеи о необходимости видоизменения католической церкви и службы. Он сильно увлекся идеями М.Лютера. Кальвин присоединился к парижскому сообществу реформаторов. Из-за своих выдающихся ораторских умений Жан очень быстро завоевал себе популярность в этой среде и стал лидером реформаторского движения во Франции.
По сравнению с северной Реформацией идеи Кальвина были более радикальными в отношении необходимости прекращения католических обрядовых процедур. Его нисколько не беспокоило противодействие священнослужителей, к которым он и сам относился. Кальвин написал грандиозную и шокирующую по своей новизне работу «О христианской философии», в которой указал на отсутствие необходимости проведения такого большого количества дорогих обрядов в церкви, поборов и прочих отрицательных сторонах религиозных служб.
Для того, чтобы скрыться от преследований Жану пришлось переехать в Швейцарию, где к его идеям относились довольно толерантно. Там Кальвин стал распространять свое учение о необходимости упрощения богослужения, и даже начались проводиться упрощенные религиозные службы. Такое христианское течение стали называть «кальвинизм». Далее Кальвин отправился в Страсбург, где также начал распространять свое мировоззрение на функционирование церкви. Тут он составил сборник правил реформаторских религиозных убеждений «Катехизис». Его требования к повседневной жизни прихожан были довольно строгими даже по меркам того времени, однако они воспринимались положительно определенной частью населения. При чем, за отклонение от своих правил Кальвин карал жестоко – вплоть до смертной казни. Кальвин утвердил постулат о необходимости признания силы и воли Бога абсолютно во всех вещах
В Швейцарии Жан трудился над самой важной книгой все своей жизни – «Наставления в христианской вере». Это произведение включало в себя 57 томов!
Ж.Кальвин был женат. Кроме того, у него было трое детей, но они все умерли еще грудными младенцами.
Кальвин умер 27.05.1569 от очень обильных кровотечений, вызванных непонятным заболеванием, которое стало хроническим после перенесения лихорадки.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
О личном
Исаак Эммануилович был официально женат один раз. В первый брак он вступил в 1919 году с художницей Гронфайн Евгенией Борисовной. В 1925 году супруги расстались, после чего Евгения уехала во Францию.
Евгения Борисовна
После её отъезда писатель жил в гражданском браке с актрисой Кашириной Тамарой Владимировной. В 1926 году у них родился сын Эммануил. Но через некоторое время отношения супругов стали сходить на нет, и союз распался.
С сыном Эммануилом
Бабель уехал во Францию, где у него вновь наладились отношения с первой женой, и в 1929 году у них родилась дочь Наталья. Однако супруги так и не смогли выстроить отношения и опять расстались.
Вернувшись в Советский Союз, литератор познакомился с Пирожковой Антониной Николаевной. Это была его новая любовь. Совместную жизнь пара решила официально не регистрировать. В 1937 году Антонина родила дочь Лидию.
С Антониной и дочерью Лидией
После смерти отца в 1924 году мать и единственная сестра Бабеля эмигрировали в Бельгию. Сын Эммануил, воспитанный отчимом, впоследствии стал художником. Он умер в 2000-м году. Первая дочь – Наталья, стала литературоведом и жила в США. Она была редактором англоязычного издания полного собрания сочинений отца, скончалась 2005 году. Вторая дочь – Лидия, в настоящее время проживает в Америке.