Смерть Claude Debussy
В 1908 году ему поставили неутешительный диагноз. 10 лет композитор боролся с колоректальным раком. Ему провели хирургическое вмешательство. Увы, но операция не улучшила состояние Клода.
В последние месяцы жизни он практически не сочинял музыкальные произведения. Ему сложно было выполнять элементарные дела. Он был замкнут и не общителен. Вероятнее всего, Дебюсси понимал, что вскоре скончается.
Он жил благодаря заботе официальной жены и их общей дочери. В 1918 году лечение больше не помогало. Он скончался 25 марта 1918 года. Он умер в собственном доме, в столице Франции.
Родственники не могли организовать торжественную похоронную процессию. Всему виной – Первая мировая война. Гроб с телом маэстро пронесли пустыми французскими улочками.
Смерть
В 1908 году Дебюсси поставили диагноз – колоректальный рак, впоследствии ставший причиной смерти композитора, который 10 лет провел в борьбе со страшными болями. В 1915-м врачи прооперировали Клода, но результатом было лишь временное улучшение.
Когда болезнь отступала, знаменитый француз продолжал сочинять музыку и выступать с концертами, в последний раз его видели в обществе на премьере «Сонаты для скрипки и фортепиано» 14 сентября 1917 года.
В начале 1918-го Клод оказался прикованным к постели и жил только благодаря заботам жены Эммы и дочери Шушу. Лечение больше не помогало, и 25 марта 1918 года Дебюсси умер в Париже, в собственном доме на авеню Фош.
События Первой мировой войны помешали организовать торжественные похороны. Тело композитора пронесли по пустым столичным улицам и временно погребли на кладбище Пер-Лашез. Это место противоречило последней воле покойного, который хотел «отдохнуть среди деревьев и птиц», поэтому через год гроб Дебюсси перенесли на тихий погост на правом берегу Сены, неподалеку от Булонского леса.
http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/klod-debyussihttp://geo-storm.ru/vechnye-voprosy/istorija-i-pamjat/klod-debjussi-interesnye-fakty/http://24smi.org/celebrity/24879-klod-debiussi.html
Лучшие произведения Дебюсси
Deux Arabesques (1888/1891)
Хотя это довольно раннее произведение Дебюсси « Deux Arabesques для фортепиано», но оно уже содержит намеки на развивающийся музыкальный стиль композитора. Эта сюита является одним из самых ранних произведений импрессионизма, созданным после французской формы визуального искусства, и через музыку изображает вызывающие воспоминания сцены.
Бергамская сюита (1890, rev.1905)
Бергамасская сюита – это четырехчастная сюита для фортепиано «Прелюдия», «Менуэт», «Клер де Люн» и «Паспье». Расслабляющая музыка вдохновлена стихотворением французского поэта Полем Верленом и перекликается с туманными, импрессионистическими текстурами более поздних работ Дебюсси, особенно в его самой любимой фортепианной пьесе «Clair De Lune».
Струнный квартет соль минор (1893)
Струнный квартет соль минор Дебюсси , один из его ранних шедевров, сочетает в себе манящие мелодии с волнующей ритмической свободой и проложил путь к Prélude à L’Après-Midi D’Un Faune в следующем году. Дебюсси расширил звучание струнного квартета множеством новых текстур и тональных эффектов. С экзотическими гаммами, нетрадиционными аккордами, прогрессиями и ключевыми изменениями в музыке представлены уникальные для своего времени мелодии и гармонии.
Прелюдия к Апре-Миди Фауна (1894)
Часто говорят, что эра современной музыки началась с единственного произведения 1894 года: « Прелюдия к апре-миди д’Юн Фауна» Клода Дебюсси для оркестра. Основываясь на стихотворении Малларме, Дебюсси считал, что Прелюдия вызывает воспоминания «о сменяющих друг друга сценах, в которых стремления и желания фавна проходят в разгар полудня». Дебюсси до предела расширил традиционную систему клавиш и тональностей. « Прелюдия» , одно из лучших произведений Дебюсси, является одним из самых популярных музыкальных произведений всех времен и вдохновляет многих композиторов, в том числе Леонарда Бернстайна и Булеза.
Пеллеас и Мелизанда (1902)
Pelléas Et Mélisande – единственная полностью завершенная опера Дебюсси, которая считается вехой в музыке 20-го века. Французское либретто было адаптировано из пьесы-символиста Мориса Метерлинка « Пеллеас и Мелизанда» . Дебюсси подчеркивает символизм Метерлинка удивительно оригинальной музыкой, хотя его использование мотивов для идентификации всех актеров и других сил вполне по-Вагнеровски.
La Mer (1905)
«Мер» – самое популярное и широко исполняемое концертное произведение Дебюсси. Эти три оркестровых симфонических произведения отражают почти сверхчеловеческую способность Дебюсси переводить игру света на воде и место моря в мире природы в музыкальное звучание. Программный характер этого произведения сделал его новаторским произведением музыкального импрессионизма.
Images (1905 – 1907)
Две книги « Образы» продвинули текстурную привередливость и изысканность Дебюсси, особенно «Reflets Dans L’Eau» Книги I («Размышления в воде»). В Книгу изображений II входит «Cloches à Travers Les Feuilles», вдохновленный звоном проезжающего колокола, который переносится из деревни в деревню между религиозными праздниками.
Детский уголок (1908)
Очаровательная сюита в шести частях, напоминающих сцены из детства, в том числе «Прогулка пирога Голливога», посвященная «Моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями ее отца за то, что будет дальше».
Прелюдии (1910-1913)
Первая книга из 12 прелюдий для фортепиано соло отличается новыми эффектами и оригинальным текстурным взаимодействием, с отдельными названиями в конце каждой пьесы. Вторая книга Прелюдий продолжает исследование современного фортепиано, уже знакомого по Книге 1, особенно в «Brouillards» ( «Туманы» ), которое подводит нас к грани политональности.
Jeux (1913)
Jeux , описанный Дебюсси как «Поэма Danse», премьера состоялась в Париже в 1913 году всего за две недели до Обряд весны Стравинского. Этот незабываемый балет представляет двух девочек и мальчика, которые, потеряв мяч во время вечерней игры в теннис, охотятся за ним в лунном подлеске, играя по пути в прятки. Jeux была последней оркестровой партитурой, которую Дебюсси закончил перед своей смертью в 1918 году, и является его величайшим оркестровым произведением.
Это были лучшие произведения Дебюсси: Топ 10 пьес. Следите за новостями, делитесь информацией с друзьями!
1 069
Личная жизнь
В годы учебы в консерватории Дебюсси впервые испытал сильное романтическое чувство. Его увлечением была студентка певческого класса по имени Мари, бывшая замужем за покровителем молодых музыкантов Анри Васнье. Вскоре девушка стала любовницей и музой композитора, эти отношения продолжались в течение 7 лет.
Мари Гарден, первая любовь Клода Дебюсси
В 1890 году Мари разорвала отношения с Дебюсси и вернулась к супругу. От любви композитора остались 27 песен, посвященные прекрасной исполнительнице, последней из которых стала лирическая композиция «Мандолина».
Вскоре после расставания с мадам Васнье Клод познакомился с дочерью портного из Лизье, которую звали Габриель Дюпон. Через 3 года после начала отношений Клод и Габи начали совместную жизнь в Париже. В то же время Дебюсси завел роман с певицей Терезой Роже и в 1894 году официально предложил ей руку и сердце. Друзья и знакомые осудили легкомысленное поведение композитора и поспособствовали расторжению этой помолвки.
Клод Дебюсси и его первая жена Лилли
Спустя 5 лет Клод, наконец, женился на своей подруге Мари-Розали Текстье по прозвищу Лилли. Интересен тот факт, что согласие невесты композитор получил под угрозой самоубийства. Молодая супруга была ласковой, практичной и прямолинейной, она очень понравилась людям, окружавшим Дебюсси.
Однако Лилли не блистала умом и совершенно не понимала музыку, поэтому Клод, жаждущий возвышенных отношений, отправил супругу к родителям и начал роман с замужней певицей Эммой Бардак. Законная жена композитора узнала об измене и попыталась покончить с собой. Этот поступок привел к публичному скандалу, который лишил Дебюсси поддержки и уважения коллег и друзей.
Клод Дебюсси и Эмма Бардак
В 1905 году беременная любовница Клода ушла от мужа, и пара укрылась от общественного мнения в Лондоне. Когда разговоры утихли, влюбленные вернулись во Францию и купили дом в Париже на авеню Фош, где вскоре родилась единственная дочь композитора, получившая имя Эмма и ласковое прозвище Шушу. Спустя 3 года после появления ребенка Бардак и Дебюсси поженились и провели вместе остаток жизни.
До сих пор неизвестно, любил ли Дебюсси кого-нибудь по-настоящему. Одержимый музыкой, он совершенно не думал о собственной личной жизни. Можно предположить, что композитор испытывал теплые чувства к дочери, ставшей объектом многочисленных фото, обнаруженных в архиве знаменитого француза.
Пик творческой карьеры Claude Debussy
Через год он завершил оперу. Композитор представил обществу произведение «Послеполуденный отдых фавна». Не только поклонники и влиятельные критики высоко оценили старания Клода. Он оказался на пике творческой карьеры.
В новом столетия он начал посещать встречи неформального общества Les Apaches. В сообщество входили разные деятели культуры, которые называли сами себя – «художественные изгои». Большинство членов организации находились на премьере оркестровых «Ноктюрнов» Клода под названием «Облака», «Празднества» и «Сирены». Мнение культурных деятелей разделилось: одни считали Дебюсси откровенным неудачником, другие, напротив – превозносили талант композитора.
В 1902 году состоялась премьера оперы «Пеллеаса и Мелизанды». Музыкальное произведение опять разделило общество. У Дебюсси были как поклонники, так и те, кто не воспринимал работы француза всерьёз.
Несмотря на то, что мнение музыкальных критиков разделилось – премьера представленной оперы прошла на «ура». Публика тепло приняла постановку. Дебюсси укрепил свой авторитет. В этот же период времени он стал кавалером Ордена «Почетного легиона». Отметим, что полное издание нот вышло спустя пару лет после презентации вокальной партитуры.
Вскоре состоялась премьера одного из самых проникновенных произведений репертуара Дебюсси. Речь идёт о симфонической композиции «Море». Сочинение опять дало повод для споров. Несмотря на это работы Клода всё чаще звучали со сцен лучших европейских театров.
Успех мотивировал французского композитора на новые подвиги. В начале нового столетия он создал, пожалуй, самые известные пьесы для фортепиано. Особого внимания заслуживают «Прелюдии», которые состоят из двух тетрадей.
Claude Debussy (Клод Дебюсси): Биография композитора
В 1914 году он приступил к написанию цикла сонат. Увы, но он так и не закончил начатую работу. В это время здоровье маэстро сильное пошатнулось. В 1917 году он сочинил композиции для фортепиано и скрипки. На этом его карьера закончилась.
Музыка
Ранние произведения Дебюсси несколько раз исполнялись на публике, но не принесли ему громкого успеха и популярности. Несмотря на это, коллеги-композиторы признали талант молодого автора и в 1893 году приняли его в комитет Национального музыкального общества, где Клод представил только что сочиненный «Струнный квартет», который впоследствии оказал влияние на музыку Мориса Равеля.
Композитор Клод Дебюсси
В том же году произошло событие, имевшее ключевое значение для творческой биографии Дебюсси. Композитор посетил премьеру спектакля по пьесе Мориса Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» и решил, что эта постановка должна переродиться в оперном жанре. Вскоре Дебюсси получил согласие бельгийского автора на музыкальную адаптацию произведения и, не теряя времени, принялся за работу.
Основные наброски будущей оперы композитор завершил в декабре 1894 года. Тогда же в Национальном музыкальном обществе была представлена симфоническая поэма-прелюдия Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», которая получила публичное признание.
Мультфильм по композиции Клода Дебюсси «Лунный свет»
В 1900 году Клод начал посещать встречи неформального общества «Les Apaches», в которое входили молодые художники, поэты, критики и музыканты со статусом «художественных изгоев». Многие члены этой организации присутствовали на премьере оркестровых «Ноктюрнов» Дебюсси под названием «Облака», «Празднества» и «Сирены». Рецензии на это произведение были неоднозначными: одни критики считали, что композитор сделал большой шаг назад, другие хвалили силу, очарование, необычайную живость и блестящую фантазию автора.
С 1898 года Клод работал над постановкой дебютной оперы и вел переговоры с руководством парижского театра в лице Андре Мессаже и Альбера Карре. В итоге в апреле 1902-го в «Opéra-Comique» состоялась премьера «Пеллеаса и Мелизанды», которая разделила публику на поклонников и скептиков.
Хотя мнение о новом произведении Дебюсси было неоднозначным, опера быстро стала популярной и сделала автора кавалером Ордена «Почетного легиона», известным во Франции и других странах Европы. Вокальная партитура была опубликована в мае 1902 года, а полное издание нот вышло в 1904-м.
В 1905 году в Париже Дебюсси впервые представил симфоническое произведение «Море», которое вновь породило споры, подогревавшие интерес к творчеству композитора. В конце 1900-х годов сочинения Клода часто появлялись в концертных программах на родине и за границей. Особой популярностью пользовалась сюита «Детский уголок» и ее фрагменты «Снег танцует» и «Маленький пастух».
Композиция Клода Дебюсси «Море»
Признание публики подталкивало Дебюсси к работе. В 1910-1913 годах композитор создал самые известные пьесы для фортепиано, особое место среди которых заняли «Прелюдии», состоявшие из 2 тетрадей и включавшие такие миниатюры, как «Девушка с волосами цвета льна» и «Терраса свиданий при лунном свете».
В 1914 году Клод начал работу над циклом из 6 сонат для различных инструментов, но смертельная болезнь помешала ему завершить задуманное полностью. Последним шедевром Дебюсси стало произведение для скрипки и фортепиано, написанное в 1917-м.
Дебюсси Клод
(22 августа 1862 — 25 марта 1918)
Творчество Клода Ашиля Дебюсси — французского композитора, пианиста, дирижера, музыкального критика, основоположника музыкального импрессионизма, автора оригинальной системы гармоники и музыкальных структур, одного из самых интересных, ищущих музыкантов-новаторов своего времени — открыло новый период в истории французской музыки.
Музыкальное образование Клод Дебюсси получил в Парижской консерватории (1884). Уже в годы обучения он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов. Как домашний пианист русской меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк, он сопровождал ее в путешествиях. Посетил Россию, провел лето 1881 и 1882 гг. в имениях Мекк — Браилове и Москве. Знакомство с творчеством Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина и особенно М.П. Мусоргского показало композитору пример смелого, нетрадиционного использования возможностей музыкального языка, повлияло на формирование его собственного стиля. Любовь к русской музыке К. Дебюсси сохранил на всю жизнь.
В 1884 г. при окончании консерватории К. Дебюсси получил Римскую премию за кантату «Блудный сын» и уехал на три года в Италию. По возвращении в Париж он примкнул к литературному кружку символистов, опубликовал свои первые фортепьянные и вокальные произведения. Особенно выделяются пьесы для фортепьяно — «Арабески», «Бергамасская сюита», романсы — «Забытые ариетты», «Пять поэм Бодлера». Эти произведения, перекликавшиеся с господствовавшими тогда в живописи и литературе течениями импрессионизма и символизма, положили начало направлению импрессионизма в музыке.
На конец XIX — начало XX в. пришелся расцвет творчества К. Дебюсси. В этот период написаны произведения разных жанров, но основное место занимает программная инструментальная музыка. Среди сочинений композитора — опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902); балеты «Игры» (1912), «Камма» (1912), «Ящик с игрушками» (1913); мистерия «Мученичество святого Себастьяна» (1911); поэма для голоса с оркестром «Дева-избранница» (1888); для симфонического оркестра — «Прелюдия к послеполудню фавна» (1892—1894); триптих «Ноктюрны» («Облака», «Празднества», «Сирены», 1897—1899); три эскиза «Море» (1903—1905); сюита «Иберия» (1908); многочисленные произведения для фортепиано («Эстампы», 1903; «Остров радости», 1904); 24 прелюдии; 12 этюдов; инструментальные ансамбли; свыше 50 песен (романсов) и др. С 1910г. К.Дебюсси выступает как дирижер и пианист, пропагандируя собственные произведения. В 1913 г. он вновь посетил Россию, где с большим успехом дирижировал оркестром С.А. Кусевицкого в Петербурге и Москве.
На протяжении всей своей творческой карьеры К. Дебюсси пытался постичь сущность музыки, вникнуть в интонации народных песен и старинных мелодий. В его произведения будто вплетены восточные напевы, похожие на цветистые узоры. В его оркестре слышатся красочные переливы оттенков, неожиданные контрасты: мягкие, как бы затененные, звуки сменяются яркими, сверкающими. В его прелюдиях с характерными названиями легко «увидеть» импрессионистские звуковые картины природы, сказочные образы и танцевальные сцены.
Значительное место в творчестве маэстро занимала вокальная музыка. В своих романсах и песнях он придавал большое значение слову; отсюда естественность и непринужденность вокальной мелодии. Композитор отразил в своей музыке мимолетные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы, обновил средства музыкальной выразительности, обогатил звуковую оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистскую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов, расплывчатостью, стушеванностью контуров. Поэтичное, изящное, одухотворенное и ярко эмоциональное творчество К. Дебюсси оказало большое влияние на развитие всей музыки XX века.
Клод Дебюсси умер в Париже 25 марта 1918 г., не успев довести до конца цикл из шести сонат для разных составов.
Биографический дайжест: Елена Николаевна Кубряк, ответственный секретарь редакции журнала «Библиотековедение», Российская государственная библиотека
Ранняя биография
Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в небольшом городе Сен-Жермен-ан-Ле в небогатой буржуазной семье. Его отец в молодости был военным и служил в морской пехоте, а впоследствии стал заниматься фаянсовым бизнесом. Но, испытав неудачу на этом поприще, он продал свой магазин и перевез родственников в Париж. В семье не было потомственных музыкальных традиций, тем не менее Клод с детства стал демонстрировать большие музыкальные способности. Его первым педагогом стала теща известнейшего поэта П. Верлена Антуанетта-Флора Моте, которая называла себя ученицей Шопена.
Под ее руководством мальчик проявлял невероятные успехи и в 11-летнем возрасте был зачислен в Парижскую консерваторию. Здесь юное дарование проходило обучение у светил французской музыкальной сцены А. Ф. Мармонтеля, А. Лавиньяка и Э. Гиро. Клод учился очень прилежно и старательно, но особенно ничем не выделялся. Будучи студентом, Дебюсси в течение нескольких лет подрабатывал в летний сезон у пианистки Н. Фон Мекк, а также обучал музыке ее детей. Благодаря этому он побывал в России и даже проникся расположением к сочинениям композиторов «Могучей кучки».
Период высшего творческого подъема
Начало XX века стало самым плодотворным временем в творчестве Дебюсси. Он постепенно покидает плен символизма и уходит в жанр бытовых сцен и музыкальных портретов. В 1903-1905 годах Клод пишет крупнейшее из своих симфонических сочинений — «Море». Он задумал написать это произведение по мотивам глубоких личных впечатлений, полученных от наблюдения за огромной водной стихией. Кроме того, на него вновь оказали влияние художники-импрессионисты и японский мастер ксилографических пейзажей Хокусаи. «Море относилось ко мне хорошо», — однажды произнес Дебюсси.
Масштабное сочинение состоит из трех частей. Первая «От зари до полудня на море» начинается неторопливо, но затем начинают перекликаться деревянные инструменты, и появляется движение морских волн. Далее в «Игре волн» сохраняется радужное настроение, подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В третьей части «Диалог ветра и моря» море показано совсем иным — бурным и грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие мрачное и тревожное настроение.
Имя Дебюсси неразделимо с фортепианной музыкой. Он не только прекрасно сочинял, но и был блестящим пианистом и даже выступал в роли дирижера. Известная пианистка М. Лонг сравнивала игру Клода с манерой Ф. Шопена, в которой угадывалась плавность исполнения, а также полнота и густота звука. Нередко именно в этой воздушности он и искал вдохновение, находясь в долгих колористических поисках.
Также композитор пытался нащупать прочную связь с национальными музыкальными истоками. Подтверждением этому стала серия фортепианных произведений «Сады под дождем», «Вечер в Гранаде», «Остров радости».
https://youtube.com/watch?v=Izvse8DCvng
Начало прошлого века было ознаменовано поиском новых нетрадиционных средств музыкальной выразительности. Многие авторы были убеждены, что классические и романтические формы бесперспективны исчерпали себя. Пытаясь обнаружить новые средства, композиторы стали все чаще обращаться к истокам неевропейской музыки
Среди жанров, привлекших пристальное внимание Дебюсси, оказался джаз. Именно с его подачи это музыкальное направление стало очень популярно в Старом свете
Клод Дебюсси: интересные факты
Клод Дебюсси – французский композитор, яркий представитель импрессионизма в музыке. Жизнь не слишком баловала его, хотя произведения музыканта были отмечены печатью гениальности уже в юности. Какие интересные факты из биографии Ашиля Клода Дебюсси известны нам сегодня?
- Будущий композитор появился на свет в 1862 г. Его отец зарабатывал на прокорм семейства продажей посуды – у него была собственная фаянсовая лавка. В двухлетнем возрасте Ашиль стал столичным жителем – отец продал свое заведение и перевез семью в Париж. Там он устроился бухгалтером.
- Дебюсси начал обучаться музыке не очень рано. Но в 10-летнем возрасте он уже поступил в Парижскую консерваторию.
- Молодой человек был чрезвычайно талантлив, это отмечали преподаватели. Однако, когда он несколько «оперился», у него стал формироваться свой взгляд на искусство, и он никак не мог найти «точки соприкосновения» между классическими канонами, которых придерживались именитые учителя, и собственными наработками.
- Дипломная работа юноши, написанная на тему библейского сюжета, носила название «Блудный сын». Она оказалась великолепна! Выпускника удостоили Большой Римской премии и в качестве лауреата этой награды отправили совершенствовать свой талант в Италию.
- Казалось бы, работа в прекрасной Италии, на родине великих композиторов и мастеров кисти, среди божественной природы, на богатой вилле Медичи – что может быть лучше для молодого музыканта? Однако Дебюсси остался не в восторге от этого периода жизни: полученную премию надо было «отрабатывать», создавая классические произведения, а у него не лежала к этому душа.
- В 17-летнем возрасте Дебюсси впервые попытал счастья на личном фронте: он горячо влюбился в свою ученицу – еще более юную, 15-летнюю Сонечку фон Мекк. Конец романтическим отношениям положила ее мать – миллионерша: вызвав Ашиля Клода на откровенный разговор, она прямым текстом объявила ему, что не согласна породниться с бедным музыкантом, каким бы гениальным он ни был. В отчаянии Дебюсси оставил место службы.
- Дебюсси быстро загорался новыми идеями, но часто бросал произведения незаконченными.
- Слава пришла к композитору после 50 лет – настоящая слава, а вместе с нею деньги, почитание. До этого он вел столь нищенское существование, что однажды, сделав предложение любимой женщине, должен был дать урок музыки, чтобы расплатиться за праздничный завтрак в день свадьбы.
- Несмотря на сложный, противоречивый характер Дебюсси, его материальную необеспеченность и ветреность, он никогда не оставался без внимания женщин. Его любили без памяти многие. Две прекрасные дамы даже пытались покончить жизнь самоубийством из-за гениального возлюбленного. Одна из них до конца своих дней носила потом пулю в груди – ее не удалось извлечь.
- Дебюсси ни одного разу не бывал на постановках своих музыкальных пьес.
- Клод Дебюсси равнодушно отнесся к славе, когда она наконец настигла его.
- Прожил композитор 55 лет. Последние годы были омрачены тяжкой болезнью – раком кишечника, который тогда не умели лечить. Умирал он под грохот сражений Первой Мировой войны.
- Большое влияние на творчество композитора оказали русские гении музыки: Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, и он этого не отрицал. Дебюсси бывал с концертами в царской России.
Всего 55 лет жизни отмерила судьба Клоду Дебюсси. Впрочем, она часто поступает так с великими талантами – словно в насмешку, не дает им свершить и части задуманного. Клод Дебюсси мог бы написать еще много прекрасной музыки – задумки у него были – но не успел…
О стиле
На тот момент импрессионизм вполне оформился у живописцев, но в музыке даже не намечался. Даже в вышеперечисленных произведениях композитора этот стиль пока не был представлен. Просто академические уши профессоров правильно уловили тенденцию и испугались за Дебюсси.
Но о той же “Зюлейме” сам Дебюссии отзывался даже не с иронией, а с сарказмом, что напоминает ему эта музыка не то Мейербера, не то Верди. А вот последние два произведения у него уже никакой иронии не вызывали, и когда “Весну” отказались исполнять в консерватории, исполнив-таки “Деву-избранницу”, Дебюсси вспылил и разорвал отношения с Академией.
Эрик Сати
Первооткрывателем импрессионизма в музыке считается Эрик Сати. И сейчас еще не утихают споры о месте его личности в истории музыкальной Франции. Но бесспорно, что его новаторские эксперименты оказывали влияние не на одно поколение французских музыкантов. Его творческий путь не раз менял свое направление. Будучи одним из основателей импрессионизма, Эрик Сати первый же отошел от него после всеобщего увлечения творчеством Дебюсси. Недаром Сати называют реформатором европейской музыки.
Эрик Сати
Эрик Сати родился в 1866 г. в Нормандии в семье портового маклера. В ранние годы мальчика растил дядя, в связи с ранней смертью матери. Отец с новой семьей жил в Париже. В 12 лет Эрик переехал к отцу. Мальчик уже тогда проявлял интерес к музыке.
Эрик Сати дважды поступал в Парижскую консерваторию, но так ее и не закончил. Долгое время он оставался безвестным музыкантом, работая аккомпаниатором эстрадных певцов в разных кафе.
Свой творческий путь он начал в 1885 г. с небольших фортепианных пьес. Позднее он сочиняет пьесы «Три гимнопедии», «Три гноссьены», оказавшие впоследствии огромное впечатление на Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Уже в этих ранних произведениях он пишет без указания метра и ключевых знаков, ломая музыкальные традиции. Впоследствии это станет его фирменным знаком.
Рамон Касас Богема. Поэт Монмартра (портрет Эрика Сати)
Около 1891 г. Сати знакомится с Жозефеном Пеладаном и пишет музыку к его пьесе «Сын звезд». В ней композитор применяет шестизвучные аккорды, состоящие из кварт. Этот прием сразу стал популярен у французских композиторов. В этом произведении Сати использует мелодизм без определенного лейтмотива, что не мешает ему выразить весь драматизм пьесы. Эрик Сати строит композицию своих произведений из 5 ‒ 6 на первый взгляд не связанных между собой частей.
В 1891 г. Эрик Сати знакомится с Клодом Дебюсси. Их дружба продлится долго и приведет к созреванию Дебюсси как импрессиониста. Позднее Сати утверждал, что это именно с его подачи зародился импрессионизм, поскольку он советовал Дебюсси использовать в музыке те же средства выражения, что и художники-импрессионисты. Правда это или нет, неизвестно, поскольку эксцентричный Сати мог и приукрасить свою роль в становлении Дебюсси как композитора.
После 1897 г. Эрик Сати отходит от импрессионизма с его яркостью мелодизма и сложными гармониями. Теперь он выступает за простоту музыкальных форм. У него появляются миниатюры с ироничными названиями и пометками для исполнителей. Например, «Три арии, от которых все сбегут», «Джек в стойле», «Три пьесы в форме груши» и др.
В 1898 г. Эрик Сати переезжает в небольшой французский городок Аркей, где проживет до самой смерти. Всю жизнь он работал тапером в парижских кафе, получая мизерный доход.
Сантьяго Руссиньоль Комната Эрика Сати
В 1911 г. композитор обращается к неоклассицизму, написав несколько пьес, которые позднее были исполнены Равелем. При этом он начинает критиковать импрессионизм в своих произведениях за расплывчатость формы и неясность содержания. Он издает откровенно сатирические пьесы «Тощий танец», «Три засушенных эмбриона» и др.
В 1913 г. Эрик Сати пишет музыку для балета Дягилева «Парад», а в 1918 г. ‒ симфоническую драму «Сократ» по мотивам платоновских диалогов. Это были самые значительные произведения композитора. Так же он стал изобретателем так называемой «меблировочной музыки», служащей ненавязчивым фоном в магазинах или в салонах при приеме гостей. Умер музыкант в безвестности, от цирроза печени в 1925 г.
Значение творчества Эрика Сати
Об Эрике Сати вспомнили лишь в 50-е годы XX века. Его известность вышла за пределы Франции. Он стал родоначальником не только импрессионизма, но так же авангарда и минимализма, оказав большое влияние на становление многих известных композиторов.
Дальнейшее творчество К. Дебюсси
Дебюсси был талантливым пианистом, поэтому фортепьянная музыка в его сочинениях представлена очень широко. Французская пианистка М. Лонг вспоминала: «Играл он почти всегда на «полутонах», без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен». Именно от шопеновской лёгкости, ажурности звучания фортепианно шёл Дебюсси в своих музыкальных поисках. А вторым истоком импрессионизма была старинная доромантическая музыка клавесинистов эпохи рококо. Но Дебюсси не прибегал к стилизации, он создает свой образ музыки.Программная сюита (оркестровая и фортепианная) стала излюбленным жанром композитора. Он создаёт сюиты для оркестра «Ноктюрны» (1899), «Море» (1905) и «Образы» (1912). Для фортепиано создаются «Эстампы», 2 тетради «Образов», «Детский уголок», который Дебюсси посвятил своей дочери. В «Эстампах» композитор впервые пытается показать музыкальные миры разных культур и народов: звуковой образ Востока («Пагоды»), Испании («Вечер в Гренаде»), пейзаж с французской народной песенкой («Сады под дождем»).В двух тетрадях прелюдий (1910, 1913) весь образный мир композитора раскрылся в полном объёме. Пьеса «Девушка с волосами цвета льна» создана как будто прозрачными акварельными красками. Звуковая насыщенность присутствует в «Террасе, посещаемой лунным светом», в прелюдии «Ароматы и звуки реют в вечернем воздухе». В эпическом звучании «Затонувшего собора» сказалось воздействие М. Мусоргского и А. Бородина. А в «Дельфийских танцовщицах» сочетаются античное сочетание строгости храма и обряда с языческой чувственностью.В последние 5 лет жизни его музыка, усложняясь еще больше, расширяет жанровые горизонты, в ней начинает чувствоваться какая-то нервная, капризная ироничность. Усиливается интерес к сценическим жанрам. Это балеты («Камма», «Игры», поставленные В. Нижинским и труппой С. Дягилева в 1912 г., и кукольный балет для детей «Ящик с игрушками», 1913), музыка к мистерии итальянского футуриста Г. д’Аннунцио «Мученичества святого Себастьяна» (1911). В постановке мистерии участвовали балерина Ида Рубинштейн, хореограф М. Фокин, художник Л. Бакст.В планах Дебюсси было написание 6 сонат для камерных ансамблей, но он успел создать только 3: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915) и для скрипки и фортепиано (1917). Затем были написаны Двенадцать этюдов (1915), посвященных памяти Ф. Шопена.В некоторых сочинениях Дебюсси отразились события Первой мировой войны: «Героическая колыбельная», песня «Рождество детей, лишенных крова», неоконченная «Ода Франции».
К. Дебюсси и И. Стравинский в 1910 г.Музыка Клода Дебюсси оказала влияние на творчество И. Стравинского, Б. Бартока, О. Мессиана и других композиторов XX в.К. Дебюсси умер 26 марта 1918 г. во время бомбардировки Парижа немцами. Несмотря на тяжелую болезнь, он не прекращал творческих поисков, находил новые темы и сюжеты.Он постоянно выступал против бессодержательности, запутанности формы, усложненности музыкального языка, характерных для многих представителей модернистского искусства Западной Европы конца XIX- начала XX в. «Как общее правило, всякие намерения усложнить форму и чувство показывают, что автору нечего сказать», – говорил он. И ещё: «Музыка делается трудной каждый раз, когда ее нет».
Антуан Бурдель. Памятник Дебюсси (1907). Бронза. Сад скульптур Траммелл Кроу (Даллас, Техас, США)
- < Назад
- Вперёд >