Жеребенок

Произведение «Родинка»

В произведении «Родинка» описывается юный 18-летний командующий конного эскадрона, выросший в казачьей семье. Главный персонаж отличается смелыми решениями и обладает необычной родинкой на ноге, которая напоминает голубиное яйцо.

Автор представляет читателям Николая Кошевого таким:

  • уставшим от постоянных боевых действий;
  • увидевшим гибель многих товарищей и море крови;
  • мечтающего об окончании Гражданской войны;
  • стремящегося поступить в учебное заведение.

Но пока желаниям командира не суждено осуществиться, потому что боевые действия продолжаются и поступает новое приказание об уничтожении преступной группы взбунтовавшихся казаков. Во время битвы Кошевой погибает от острой сабли атамана, который хочет в качестве трофея забрать обувь убитого Николая.

Описание природы в рассказе

Тургенев всегда славился как мастер пейзажных зарисовок. Присутствуют они и в произведении «Бирюк».

Рассказ начинается с описания все усиливающейся и разрастающейся грозы. И вот совершенно неожиданно для Петра Петровича из лесу, темного и мокрого, появляется Фома Кузьмич, который чувствует себя здесь как дома. Он легко дергает с места испуганную лошадь и, сохраняя спокойствие, ведет ее к избе. Пейзаж является у Тургенева отражением сущности главного героя: такую же хмурую и мрачную, как этот лес в непогоду, жизнь ведет Бирюк.

Краткое содержание произведения нужно дополнить еще одним моментом. Когда небо начинает чуть-чуть проясняться, появляется надежда на то, что дождь скоро закончится. Подобно этой сцене, читатель вдруг обнаруживает, что неприступный Бирюк способен на добрые поступки и простое человеческое сочувствие. Однако остается это «чуть-чуть» — невыносимая жизнь сделала героя таким, каким видят его местные крестьяне. И это нельзя изменить в одночасье и по желанию нескольких человек. К таким невеселым раздумьям приходят и рассказчик, и читатели.

Минька-«Нахалёнок»

Восьмилетний Минька встречает своего отца, бывшего пастуха, с фронта. Сначала он не совсем признаёт его, пугаясь нежностей большого усатого дядьки, но быстро оттаивает. После этого он всегда при отце, жадно слушает его рассказы обо всём на свете.

Соседские мальчишки к пареньку относились плохо. Они были из полных семей, поэтому дразнили Миньку, указывая на то, что мать его замужем никогда не была. Отца ему заменял дед, который любил внука, но никогда не давал спуска за шалости.

На одном из собраний отца выбирают председателем колхоза. Находится предостаточно людей, которым не нравится, что к управлению пришёл «красный». В селе появляется подотряд, требующий отдать излишки пшеницы. Мальчик помогает продкомиссару, показав, где у богатого попа находится тайник с зерном. После этого на него ополчается бо́льшая часть поселения.

Тем временем отец Миньки снова отправляется воевать с бандами. Постоянно слышатся выстрелы и даже кратко звучат залпы. Его убивают там, как и многих других защитников, что позволяет бандитам спокойно занять поселение. Дед сажает мальчика на коня, привязывает его к седлу верёвкой, а потом отправляет просить помощи у красногвардейцев

Хоть ребёнку очень страшно, и он ломает себе ногу, но исполняет важное поручение

Жеребенок

Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными мухами, головой вперед, с вытянутыми передними ножонками выбрался он из мамашиной утробы и прямо над собою увидел нежный, сизый, тающий комочек шрапнельного разрыва, воющий гул кинул его мокренькое тельце под ноги матери. Ужас был первым чувством, изведанным тут, на земле. Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребенка — рыжую Трофимову кобылицу — вскочить на ноги и снова с коротким ржаньем привалиться вспотевшим боком к спасительной куче. В последовавшей затем знойной тишине отчетливей зажужжали мухи, петух, по причине орудийного обстрела не рискуя вскочить на плетень, где-то под сенью лопухов разок-другой хлопнул крыльями и непринужденно, но глухо пропел. Из хаты слышалось плачущее кряхтенье раненого пулеметчика. Изредка он вскрикивал резким осипшим голосом, перемежая крики неистовыми ругательствами. В палисаднике на шелковистом багрянце мака звенели пчелы. За станицей в лугу пулемет доканчивал ленту, и под его жизнерадостный строчащий стук, в промежутке между первым и вторым орудийными выстрелами, рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки. Когда второй снаряд жмякнулся где-то за гумном, из хаты, хлопнув дверью, вышел Трофим и направился к конюшне. Обходя навозную кучу, он ладонью прикрыл от солнца глаза и, увидев, как жеребенок, подрагивая от напряжения, сосет его, Трофимову, рыжую кобылу, растерянно пошарил в карманах, дрогнувшими пальцами нащупал кисет и, слюнявя цигарку, обрел дар речи: — Та-а-ак. . . Значит, ожеребилась? Нашла время, нечего сказать. — В последней фразе сквозила горькая обида. К шершавым от высохшего пота бокам кобылы прилипли бурьянные былки, сухой помет. Выглядела она неприлично худой и жидковатой, но глаза лучили горделивую радость, приправленную усталостью, а атласная верхняя губа ежилась улыбкой. Так, по крайней мере, казалось Трофиму. После того как поставленная в конюшню кобыла зафыркала, мотая торбой с зерном, Трофим прислонился к косяку и, неприязненно косясь на жеребенка, сухо спросил: — Догулялась? Не дождавшись ответа, заговорил снова: — Хоть бы в Игнатова жеребца привела, а то черт его знает в кого. . . Ну, куда я с ним денусь? В темноватой тишине конюшни хрустит зерно, в дверную щель точит золотистую россыпь солнечный кривой луч. Свет падает на левую щеку Трофима, рыжий ус его и щетина бороды отливают красниною, складки вокруг рта темнеют изогнутыми бороздами. Жеребенок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конек. — Убить его? — Большой, пропитанный табачной веленью палец Трофима кривится в сторону жеребенка. Кобыла выворачивает кровянистое глазное яблоко, моргает и насмешливо косится на хозяина. x x x В горнице, где помещался командир эскадрона, в втот вечер происходил следующий разговор: — Примечаю я, что бережется моя кобыла, рысью не перебежит, наметом — не моги, опышка ее душит. Доглядел, а она, оказывается, сжеребаиная. . . Так уж береглась, так береглась. . . Жеребчик-то масти гнедоватой. . . Вот. . . — рассказывает Трофим. Эскадронный сжимает в кулаке медную кружку е чаем, сжимает так, как эфес палаша перед атакой, к сонными глазами глядит на лампу. Над желтеньким светлячком огня беснуются пушистые бабочки, в окно налетают, жгутся о стекло, на смену одним — другие. — . . . безразлично. Гнедой или вороней — все равно. Пристрелить. С жеребенком мы навродь цыганев будем. — Что? Вот и я говорю, как цыгане. А ежели командующий, что тогда? Приедет осмотреть полк, а он будет перед фронтом солонцевать и хвостом этак.

Лазоревая степь

Следующим по списку произведением является «Лазоревая степь». В нем автор рассказывает читателю историю судьбы пожилого пастуха Захара. От его лица и ведется повествование. Жизнь старика проходит в крепостной службе в поместье богатого хозяина. После его гибели усадьба переходит в собственность его родного сына. Это жестокий и дикий человек, который раньше охранял каторжан.

Во время революции молодой собственник лишается собственного имения, и, озлобившись на власть, собирает войско казаков. Далее, он прогоняет со своих земель взбунтовавшихся крестьян и приказывает совершить над ними жестокую расправу. Среди пленников оказываются внуки пастуха, которых дед пытается спасти от верной смерти.

Но молодой помещик соглашается простить бунтовщиков только при условии, если они искренне раскаются. Изменщики не собираются прогибаться под властью пана и их расстреливают вместе с женами. Один из внуков, получивший несколько пулевых ранений выживает. По обездвиженному телу проезжает груженная конная повозка, и оно лишается обеих ног.

Вариант 2

Рассказ М. Шолохова «Жеребенок» — одна из печальных историй о взаимоотношениях человека и животного, которая закончилась трагедией. Череда событий произведения вобрала в себя темы, которые стали доказательством жестокости войны и в отношении животных, и людей. Она не пощадила никого.

В разгар военных действий кобыла солдата Трофима приносит жеребенка. Трофим не в силах застрелить новорожденного, надеясь на милость командующего. Даже после того, как он едва не лишился жизни в бою из-за медлительности лошади, которая не хотела передвигаться без жеребенка, мужчина не убил его.

Каждый понимал, что животное отвлекает свою мать от приказов людей. Но даже война не смогла погубить в людях человеческие чувства. Трофим находит причины, чтобы не убивать животное из-за привязанности к нему, от того, что крик жеребенка напоминает «крик ребенка».

Во время переправы через реку тонущий жеребенок вновь отвлек внимание солдат. Но, несмотря на это, был в третий раз спасен Трофимом

Финал рассказа трагический – спаситель жеребенка застрелен врагом.

В рассказе автор безжалостно противопоставляет переживания, действия людей в военное время тем проявлениям человеческих желаний и чувств, которые они испытывают в период Гражданской войны. Бесценны переживания человека, связанные с жалостью и состраданием. Понимая создавшееся положение, Трофим старается любым способом сохранить жизнь жеребенку, однако война не щадит никого.

Основная мысль Шолохова заключается в том, что влиянию военных действий подвержены все. Но каждый вправе выбирать тот путь, который подсказывает ему совесть. Застрелив жеребенка сразу после его рождения, Трофим мог прекратить череду страданий, связанных с тем, что животное мешало в боях. Кроме того, он мог остаться в живых. Но сердце русского человека способно любить и сострадать так, что иногда приходится приносить в жертву и свою жизнь. Даже в тяжелых условиях человек может не терять своего истинного лица, достоинства, до конца защищая тех, кто слабее и беззащитен.

Характерно то, что главному герою не требовалось длительного времени на размышление о своих поступках. Он интуитивно становится на защиту животного. На фоне «воющего гула» любовь и нежность, изображенные автором, проникают и в описание военных будней: «кобыла любовно облизала», она преданна и не отходит от своего дитя. Замыкает эту цепь и Трофим, у которого так и не поднялась рука застрелить беззащитное животное.

Помощником в отражении чувств происходящего в рассказе стала природа. Она будто вторила каждой мысли главного героя, его поступкам: «глухо гудела земля», «луг напоминал измятое горем лицо девушки». Подобное состояние испытывал и герой произведения.

Таким образом, с помощью разнообразных выразительных средств, изображения природы и взаимоотношений человека и животного автор изобразил сопротивление добра и милосердия, живущих в сердцах людей, злу, которое несет война. Стремление человека жить в радости и счастье нарушается насилием, злом, которое исходит от войны, против которой и ведет борьбу герои произведения.

Система образов в «Ифигении в Авлиде»

Отдавая должное Еврипиду, стоит отметить, что в своей трагедии он тщательно проработал всех персонажей.

К примеру, он ловко противопоставил характеры родителей главной героини. Так Агамемнон и Клитемнестра любят дочь. Однако на плечах царя также лежит ответственность за весь народ. Он понимает, что если пожалеет Ифигению — погубит тысячи жизней. Этот выбор дается ему непросто, и он постоянно колеблется.

Менелай и Клитемнестра выполняют роль его демона и ангела, стремящихся перетащить сомневающегося на свою сторону. Каждый из них движим личными интересами (Клитемнестра — любовью к дочке, Менелай — жаждой мщения).

В отличие от них Агамемнон в конечном итоге приносит свои интересы в угоду общественным и морально превозносится над родными. И, возможно, именно его личный пример (а не пламенная речь) и вдохновил Ифигению на ее героическую жертву.

Интересной особенностью системы образов в этой трагедии является то, что у каждого героя есть своя драма, даже если он и негативный. Так Менелай (затеявший войну с Троей в угоду своему честолюбию) использует интриги, чтобы заставить брата пожертвовать дочерью. Однако, достигнув цели, даже он чувствует нечто вроде сожаления.

Кстати, столь ярое желание Менелая погубить невинную племянницу можно трактовать как попытку отыграться за измену Елены на ее двоюродной сестре. И если рассматривать этот образ в таком ключе, то побег Елены от мужа-тирана выглядит вполне понятным.

Особое внимание стоит уделить Ахиллу. В отличие от остальных персонажей он не связан родственными узами с Ифигенией

Более того (судя по сюжету Еврипида), юноша относится к царевне с уважением и жалостью, но не испытывает к ней любви.

Ведь, по сути, пообещать защищать красавицу его заставляет Клитемнестра, воспользовавшись обидой героя на использование его благородного имени для бесчестного обмана. А в дальнейшем он уже не мог отказаться от данного слова. Так что, даже если царевна и любила его, по версии Еврипида, ее чувства не были взаимны.

Популярные сегодня темы

Если говорить о религиозной вере, то она удивительна. Люди на протяжении тысяч лет воевали, защищали и умирали за неё. Каждый проходит разный путь, чтобы, например, посвятить себя христианству, но поклонение Богу может спасти все

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов изображает типичных представителей своего времени – тридцатых годов девятнадцатого века. Глубина и противоречивость характера главного героя наиболее отчетливо проявляется

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – это автор многих картин, он сильный, своеобразный, необыкновенный художник с собственным уникальным видением на цвета, формы, композиции.

Что такое День Святого Валентина и откуда он пришел к нам, задаются таким вопросом многие люди. Этот великий праздник отмечается именно 14 февраля, в народе его называют праздником всех влюбленных.

Источник

Алешкино сердце

Сборник повествований открывается рассказом «Алешкино сердце», повествующем о мальчике, детство которого приходится на тяжелый и голодный период боевых действий. В это время парень теряет маму и сестер, умерших из-за нехватки пищи. От верной смерти Алешку спасает командир красноармейцев Синицын. По этой причине его избивают богатые сельские жители во главе с хозяином юноши Иваном.

Мальчик узнает о связи своего хозяина с преступниками и говорит об этом командиру, который со своими подопечными успешно обезвреживает бандитов. Во время перестрелки подросток накрывает собственным телом брошенную гранату, чтобы уберечь мирных жителей от гибели. За совершенный героический подвиг Алешку принимают по рекомендации красноармейца в коммунистическую партию.

Вариант 2

Каждый понимал, что животное отвлекает свою мать от приказов людей. Но даже война не смогла погубить в людях человеческие чувства. Трофим находит причины, чтобы не убивать животное из-за привязанности к нему, от того, что крик жеребенка напоминает «крик ребенка».

Во время переправы через реку тонущий жеребенок вновь отвлек внимание солдат. Но, несмотря на это, был в третий раз спасен Трофимом

Финал рассказа трагический – спаситель жеребенка застрелен врагом.

В рассказе автор безжалостно противопоставляет переживания, действия людей в военное время тем проявлениям человеческих желаний и чувств, которые они испытывают в период Гражданской войны. Бесценны переживания человека, связанные с жалостью и состраданием. Понимая создавшееся положение, Трофим старается любым способом сохранить жизнь жеребенку, однако война не щадит никого.

Основная мысль Шолохова заключается в том, что влиянию военных действий подвержены все. Но каждый вправе выбирать тот путь, который подсказывает ему совесть. Застрелив жеребенка сразу после его рождения, Трофим мог прекратить череду страданий, связанных с тем, что животное мешало в боях. Кроме того, он мог остаться в живых. Но сердце русского человека способно любить и сострадать так, что иногда приходится приносить в жертву и свою жизнь. Даже в тяжелых условиях человек может не терять своего истинного лица, достоинства, до конца защищая тех, кто слабее и беззащитен.

Помощником в отражении чувств происходящего в рассказе стала природа. Она будто вторила каждой мысли главного героя, его поступкам: «глухо гудела земля», «луг напоминал измятое горем лицо девушки». Подобное состояние испытывал и герой произведения.

Судьба решена

Вскоре Трофим, словно оправдываясь, сбивчиво рассказывал командиру, как странно вела себя в последнее время его кобыла. Эскадронный был непреклонен: «Пристрелить». Так категорично, впрочем, как и полагалось на войне, принимается решение о судьбе только родившегося существа – отмечает Михаил Шолохов.

Жеребенок должен был дожить лишь до рассвета, поскольку рано утром Трофим направился к конюшне с винтовкой. По дороге он поздоровался с мирно сидящим на крыльце эскадронным – тот пытался сплести половник для вареников. На вопрос командира: «Идешь жеребенка ликвидировать?» ничего не ответил и, махнув рукой, пошел дальше.

Минута, две – но выстрела так и не последовало. Вскоре из-за угла конюшни появился Трофим. Он был смущен – пишет Шолохов. Жеребенок – краткое содержание последовавшего между эскадронным и Трофимом разговора сводилось к тому, что винтовка неисправна – остался жить. «Кончится война – на нем еще… пахать», — рассудил командир.

Солдат спасает жеребёнка и погибает

Через Дон конная часть переправлялась в неудобном месте с очень сильным течением, потому что более удобная переправа была занята белыми. Сначала на плоскодонной лодке переправили повозку для пулемёта с прислугой и лошадьми. На середине реки одна из лошадей испугалась, начала бить копытами, чуть не разрушила лодку, и её без жалости пристрелили.

Потом через реку начала переправляться остальная конная часть, солдаты плыли рядом с лошадьми. Жеребёнок сильно отставал, и Трофимова кобылица плыла позади всех. Вдруг жеребёнок попал в сильный водоворот. Трофим услышал его жалобное, как плач ребёнка, ржание и бросился на помощь. В этот момент на правом берегу появились белые и начали обстреливать эскадрон из пулемёта.

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание рассказа из собрания сочинений Шолохова в 8 томах (М.: ГИХЛ, 1956). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Шолохов «Жеребёнок» в сокращении

М. Шолохов «Жеребёнок» краткое содержание для читательского дневника:

Действие разворачивается в период гражданской войны. Борьба между красными и белыми. Каждый день погибает огромное количество людей. У конюха Трофима кобылица родила жеребенка. Среди каждодневного убийства, таинство рождения кого-то нового кажется весьма необыкновенным событием.

Рождение новой жизни ассоциируется с чем-то светлым и радостным, а вокруг было только горе и кровопролитие. Трофим незамедлительно сообщает командиру, что на свет появилось новое существо, и командир тут же приказывает уничтожить его. Его нужно было убить для того, чтобы во время противостояния кобыла не отвлекалась на своего детеныша и вела себя послушно.

На рассвете следующего дня, взяв в руки ружье, конюх идет в сарай выполнить приказ. Заходит в сарай, а малыш трогательно изучает новый для него мир. Лошадь усталая и худая на вид, но явно гордая и радостная рядом со своим малышом. Увиденное трогает сердце Трофима, ведь жеребец такой беззащитный и ни в чем невиновный.

Сделать то, зачем пришел, Трофим не осмелился. Объясняя командиру причину пуль, пролетевших мимо цели, конюх озвучил, что оружие было негодным. Командир пошел навстречу конюху, так сказать вошел в положение и оставил жеребцу возможность продолжать жить.

Спустя время случилось так, как и пророчил командир. Лошадь действительно не слушалась конюха, отказывалась идти вперед, постоянно отставала, как бы спеша спасти своего детеныша от опасностей, боялась потерять его из виду. Из-за сложившейся ситуации Трофим от злости начал стрелять в него, но тот чудом остался жив и не вредим.

Вечером Трофим объяснялся перед командиром за свой промах, оправдываясь, что не может он лишить жизни этого жеребца и малый снова получил шанс на жизнь.

Спустя месяц времени, случилось так, что отряду пришлось переправляться через реку Дон, когда начался обстрел. На кобыле коневода был взводный, Трофим плыл сзади на лодке, перевозил седла, жеребенок брел рядом. И тут он начинает тонуть с жалостливыми воплями.

В этот момент лошадь скинула с себя наездника с целью спасти своего дитя. Первая мысль Трофима была убить жеребенка, и он даже совершил выстрел, пуля пролетела мимо, но конюх тут же поспешил спасать его.

Прилагая огромные усилия, он тащил его из воды. И только он сумел вытянуть жеребенка на берег, встал на ноги, ступил пару шагов, как получает пулю в самый главный орган – сердце, оно перестает биться, и жизнь его обрывается, он умирает, падая рядом от жеребенка, которого он спас.

Можете использовать этот текст для читательского дневника.

«Шибалково семя»

Здесь автор рассказывает о красноармейце Шибалке, у которого при себе остался годовалый ребёнок. С ним было связано много горестных ситуаций, и солдат решается отдать ребёнка в детский дом. Там он обращается к директору, а чтобы вызвать сочувствие у неё, рассказывает подробности своей печальной жизни.

Его отряд тогда занимался преследованием и уничтожением банд. Однажды произошло сразу несколько нетипичных событий:

  1. Им на пути попалась раненая женщина. Шибалка пожалел её и попросил оставить в отряде.
  2. Женщину звали Дарьей, и она быстро окрепла. Чтобы не чувствовать себя обузой, начала активно помогать всем вокруг.
  3. Она обучилась конному делу, что сделало её лихой казачкой.

Шибалок прикипел душой к спасённой женщине. Вскоре Дарья забеременела от него. Неожиданным и непредсказуемым оказалось то, что она была шпионом банды. Она рожает, и он собственными руками убивает возлюбленную, а младенца попросил оставить.

Чужая кровь

Завершающим произведением в сборнике является рассказ «Чужая кровь». В нем рассказывается про одиноких стариков. Дедушка Гаврила и его супруга не дождались с войны любимого сына Петра. О его смерти им сообщил вернувшийся в отпуск Прохор.

Старик плохо относится к новой коммунистической власти и не хочет выполнять указы продкомиссаров, которые отвечают за сбор продовольствия для фронта. Далее, между казаками и красноармейцами завязывается перестрелка, после которой дед обнаруживает в собственном дворе тяжело раненного большевика Николая.

На протяжении многих месяцев, несмотря на различия в идеологии, супруги выхаживают красноармейца. Они привязываются к нему, словно к собственному сыну, и называют его именем погибшего ребенка. Оправившись от пулевого ранения, большевик остается жить в их семье. Он воспринимает Гаврилу как названного отца и помогает тому вести домашнее хозяйство.

Однако через некоторое время на имя Николая приходит письмо, в котором его приглашают на работу на предприятие в родном городе. Мужчина долго не думая покидает Гаврилу и возвращается на старое место проживания. После этого у семейной пары вновь наступают серые и безрадостные будни.

В рассказах Михаила Шолохова простым, но очень ярким языком описаны многочисленные ужасы, происходящие во время боевых действий. В маленьких трагедиях простых людей он смог показать общее настроение всего народа в трудный период войны с белогвардейцами. После ознакомления с пересказом цикла стоит прочитать весь перечень произведений автора в полной версии.

Анализ рассказа М.А. Шолохова «Жеребенок» в работе с одаренными учащимися

Жеребенок не меняет людей, не делает их жалостливее или слабее, товарищи Трофима, красноармейцы, могут, когда надо, быть разумно жестокими: «В полдень переправа началась. «…» Левая пристяжная, не видавшая воды, испугалась, когда на средине Дона комяга круто повернула против течения…

— Стреляй!..- заревел эскадронный, комкая плеть. Трофим увидел, как наводчик повис на шее пристяжной, сунул ей в ухо наган. Детской хлопушкой стукнул выстрел, коренник и правая пристяжная плотней прижались друг к дружке. Пулеметчики, опасаясь за комягу, придавили убитую лошадь к задку тачанки. Передние ноги ее медленно согнулись, голова повисла…». Не меняет «потомок рыжей кобылы» и его «замечательный… как у лисы хвост» и белого офицера, изможденного изнурительными боями, «в изорванной парусиновой рубахе», приостановившего стрельбу в то время, когда Трофим «волоком вытянул на песок ослизлое тельце жеребенка». По-человечески поняв желание Трофима спасти жеребенка, чей «крик над водой был звонок и отточен, как жало шашки…», «до холодного ужаса был похож на крик ребенка», офицер, тем не менее, выстрелил в своего врага, убил и «равнодушно двинул затвором карабина». Жеребенок позволяет героям рассказа не забыть, что они все-таки люди, но война не дает об этом помнить постоянно.

Доминирующая художественная антитеза рассказа «человечность – бесчеловечность» (Трифон – эскадронный – офицер). Через эту призму можно проследить по тексту основной мотив рассказа, раскрывающийся в отношении героев к жеребенку, к тому, что жестокая логика войны требует его «сничтожить», а то человеческое, что еще хранят в душе люди, что «сердце из камня обращается в мочалку», не позволяет. От «рыжего чертенка» веет домашним, родным и дорогим, веет тем, что защищают и Трофим, и эскадронный, и другие бойцы отряда, и даже белый офицер. Через взаимоотношения персонажей, осложненные суровыми законами войны, передано идейно-нравственное содержание рассказа, «гуманизм непривычного масштаба».

Обсуждение с учащимися доминирующей художественной антитезы рассказа «человечность – бесчеловечность» отталкивается от осознания мысли о том, что шолоховский «свирепый реализм» (Э. Гринвуд) – не просто повествование о событиях, происходящих на Дону в определенный исторический момент, но и трагедия каждого человека, трагедия всего донского казачества, всего народа России, пережившего страшные годы братоубийственной гражданской войны

Это важно учитывать и педагогу при построении системы вопросов, ведущих учащихся от понимания содержания к пониманию нравственной проблематики рассказа. Вопросы, ориентированные на обсуждение композиции, сюжета и системы персонажей произведения, традиционны: Какие основные события рассказа можно выделить в рассказе? Какие из эпизодов можно назвать ключевыми? Какие особенности кульминационного момента вы можете отметить? Охарактеризуйте основных персонажей рассказа

Каковы их взаимоотношения? Почему Трофим сразу не исполнил приказ эскадронного – «пристрелить жеребенка»? Почему эскадронный жалеет жеребенка? Что сближает героев рассказа? Каковы особенности создания их портретов? и др.

Анализ 2

Произведение является одной из составных частей сборника небольших новелл писателя, изданного под названием «Донские рассказы».

Сюжетная линия рассказа повествует о событиях, происходящих в период кровопролитной гражданской войны на территории Придонья.

Главными персонажами произведения представляются обыкновенный служивый по имени Трофим, воюющий на стороне Красной армии, и родившийся в условиях жесточайшей борьбы маленький безымянный жеребенок.

Повествование рассказа строится на контрастном приеме противопоставления, выраженном во взаимоотношениях человека, поставленного в трудные военные условия, окружающей природы и людской совести.

Жеребенок появляется на свет в неурочное время ожесточенных боев и по приказу командира Трофим обязан избавиться от внезапно обнаружившейся обузы, пристрелив малыша

Однако мужчина, понимая важность и необходимость данного поступка, не в состоянии осуществить казнь беззащитного жеребенка. Именно поэтому ребенка боевой кобылы оставляют в отряде, хотя он является тяжелой обузой для солдат

Однако при переправе отряда через широкую реку, слабый жеребенок попадает в беду, поскольку ему не хватает сил добраться до берега и ему на помощь приходит Трофим, спасший малышу в который раз жизнь. Но, ощутив под ногами землю, Трофим оказывается застреленным белогвардейским офицером, наблюдавшим сцену спасения животного.

Рассказ поднимает проблематику важных нравственных заповедей, которые исчезают в человеке, оказавшемся в условиях военных действий, калечащих людей и делающих из них черствых, бездушных, каменных, бесчувственных существ. При этом с появлением в их жизни крохотных, беззащитных животных, несмотря на жестокость и грубость внешних обстоятельств, в людях пробуждается надежда об обретении радости, счастья, спокойствия и мира, а душа их наполняется добром и любовью.

Финал в виде трагической гибели главного персонажа является символичным, поскольку смерть Трофима представляется продолжением жизни маленького жеребенка, которому человек сохранил будущее.

Несмотря на краткость повествовательного содержания рассказа, писатель мастерски описывает историю о сложных взаимоотношения человека и животного, ради которого Трофим совершает героический поступок ценой собственной жизни тем самым демонстрируя истинный человеческие качества в виде милосердия, сострадания, великодушия.

Взглянешь на него – «сердце из камня превращается в мочалку»

Прошло около месяца. Как-то в бою Трофим все не мог заставить свою кобылу идти вперед. Она закусывала удила, вертелась на месте и все ждала резвящегося жеребенка. В какой-то момент озлобленный мужчина спрыгнул с лошади, вскинул винтовку и выпустил в бесновавшегося чертенка целую обойму. Однако они все пролетели мимо: то ли промахнулся, то ли рука дрогнула. «Дурашливо взбрыкнул ногами», сделал еще круг и остановился неподалеку – так непосредственно ведет себя в это время, как отмечает Шолохов, жеребенок.

Краткое содержание состоявшейся в ту же ночь беседы между Трофимом и командиром помогают передать фразы эскадронного: «Жеребца… сничтожь. Гляну на него, и … рубить не могу… Вид у него домашний.., а хвост, как у лисы… Замечательный..!»

Другие пересказы для читательского дневника

Произведение начинается с того что идет гражданская война. Начался обстрел, а у коневода Трофима именно в этот время отелилась кобыла. Только появившись на свет, детеныш начал сосать молоко и в это самое время зашел коневод

Краткое содержание Шолохов Шибалково семя

Красноармейцы нашли на дороге женщину. Она лежала, словно мёртвая, её привели в чувство и выведали, что банда из-под Астрахани изнасиловала её и бросила посреди пути умирать. Сжалились над ней, взяли к себе в отряд

Краткое содержание Урфин Джюс и его деревянные солдаты Волков

Произведение повествует нам историю о том, как Элли принимает участие в освобождении людей из Волшебной страны от коварного мастера Джюса, изготавливающего в своей мастерской солдатиков из дерева.

Краткое содержание Имя розы Умберто Эко

Одна из очень необычных и интересных книг попадает в руки одного переводчика. Эта книга носила название «Записки отца Андсона из Мелька». Они попали в руки того человека ровно в Праге в 1968 году.

Краткое содержание Гуттаперчевый мальчик Григорович

Данная история начинается с цирка. Где за кулисами волнуются задорные и смешливые мастера манежа, здесь же находится постаревший мужчина с лысой головой, чье лицо сильно раскрашено в белый и красный цвет

Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк» был написан в 1848 году. Он стал одним из множества произведений автора из серии «Записки охотника». Главными героями данного цикла стали крестьяне, которых писатель изобразил не обычной серой массой, а душевными, по-своему талантливыми и думающими людьми. Описание в серии ведется от первого лица. Здесь приведено краткое содержание «Бирюк» Тургенева.

В избушке лесника

Здешний дворянин, заядлый охотник Петр Петрович возвращался с охоты один поздно вечером. Неожиданно началась гроза, и ему пришлось спрятаться под кустом, чтобы укрыться от ненастья. При свете молний он увидел высокую фигуру незнакомого человека. Это был здешний лесник Фома, которого в округе называли «бирюком». Он предложил Петру Петровичу пройтись до его избушки, чтобы переждать грозу. Охотник согласился, и вскоре они уже стояли перед маленьким домиком, окруженным обширным плетнем. В углу комнаты висела люлька, в которой спал младенец. Ее качала двенадцатилетняя девочка. От глаз дворянина не ускользнуло то, что, по в сей видимости, хозяйки здесь не было. Кругом была полная нищета. Даже краткое содержание «Бирюк» Тургенева вызывает у читателей острое чувство жалости к людям, оставшимися за чертой бедности.

Описание главного героя

Петр Петрович хорошенько рассмотрел лесника. Лицо его было сурово и мужественно. Такой вид ему придали большие карие глаза, смотрящие исподлобья, и густая борода. От знакомых дворянин часто слышал истории об этом человеке. Его боялись, как огня, все окрестные мужики. Подкупить лесника было невозможно. Он был необыкновенно силен и ловок. Спуску не давал никому. Из его леса нельзя было унести даже вязанки хвороста. За нелюдимость он получил прозвище Бирюк. Стук топора он мог услышать за десятки верст. Более всего меня поражает неподкупность и несгибаемость простого бедного человека, как описал его в своем рассказе Тургенев. «Бирюк» (краткое содержание не может скрыть этот факт) — произведение, которое позволяет заглянуть в самобытный и диковинный мир лесника.

Поимка вора

Вдруг лесник услышал стук топора. Он схватил свое ружье и бросился в лес. Петр Петрович последовал за ним. Вскоре перед дворянином открылась такая картина: на земле лежит срубленное дерево, а Бирюк связывает руки вору. Им оказался тощий мужичок в лохмотьях и с растрепанной бородой. Петр Петрович вступился за беднягу, пообещав заплатить за дерево. Он просил Фому отпустить мужика. Стойкость и непреклонность характера лесника может передать даже краткое содержание. «Бирюк» Тургенева — это произведение об удивительных свойствах и нравах, которые присущи простому народу.

Неожиданный поступок лесника

На все просьбы Петра Петровича лесник отвечал молчанием. Краткое содержание рассказа Тургенева «Бирюк» передает всю полноту противоречий, творящихся в этот миг в душе главного героя. Вероятно, в нем боролись два чувства: жалость к бедняге и невозможность поступиться своими принципами. Мужик, канючивший о том, чтобы его отпустили, неожиданно меняется в лице и начинает выкрикивать ругательства в адрес лесника. Он называет его зверем. Бирюк, немного поколебавшись, отпускает бедняка домой.

Вы прочитали краткое содержание «Бирюк» Тургенева. Произведение небольшое и читается легко. Поэтому я советую прочесть его в полном объеме.

Заключение

В рассказе «Бирюк» Тургенев изобразил неоднозначного персонажа – лесника Фому Кузьмича, личность которого полностью раскрывается только к концу произведения. Именно с этим героем связан основной конфликт рассказа – конфликт между общественным долгом и человечностью, который происходит внутри самого Бирюка. Несмотря на внешнюю суровость и принципиальность Фомы Кузьмича, который пристально бережет доверенный ему лес, в душе он является добрым, сочувствующим человеком – «славным малым».

Краткий пересказ «Бирюка» будет полезен для ознакомления с сюжетом рассказа, для лучшего понимания произведения советуем прочесть его полностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: