Жизнь арсеньева

Краткое содержание

Главы 1–8

Алексей Арсеньев родился в 70-х годах XIX века «в средней России, в деревне, в отцовской усадьбе». Все детство его прошло на лоне природы, где «зимой безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов». Спокойная, размеренная жизнь, неброские пейзажи русской природы сформировали характер Алексея, который не менялся на протяжении всей жизни.

Самым ярким воспоминанием детства стало «первое в жизни путешествие», когда Алеша вместе с родителями отправился в город. На обратном пути мальчик увидел мужчину странного вида – так Алеша впервые узнал о существовании «того особого сорта людей, которые называются острожниками, каторжниками, ворами, убийцами».

Отец Алексея был человек великодушный, беспечный, вспыльчивый, но отходчивый, который терпеть не мог «людей злых, злопамятных». Он завораживал сына своим природным жизнелюбием, но наибольшую привязанность, порой, весьма болезненную, Алеша испытывал к матери. Нехитрые детские радости он делил со своей младшей сестрой Ольгой, а позже – «с мужицкими ребятишками из Выселок, деревушки в несколько дворов».

Главы 9–16

Серди особенно приятных воспоминаний Алексея – «поездки к обедне, в Рождество». В этот день все было «необычайно, празднично» – дети и родители в нарядной одежде, и даже «кучер в желтой шелковой рубахе». К тому времени Алеша уже знал, что из-за беспечности отца семья едва сводила концы с концами, но это не мешало ему испытывать «чувство довольства, благополучия».

Семья Арсеньевых была верующей, и на Страстной неделе «даже отец тщетно старался грустить и говеть». В светлый же праздник Пасхи весь дом «светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой».

Вскоре в доме появился Баскаков – первый учитель Алеши. Он происходил из хорошей семьи и был прекрасно образован, но, поссорившись с отцом и братом, лишился наследства и был вынужден зарабатывать на жизнь. За три года проживания у Арсеньевых Баскаков привязался к Алеше. Он привил ему любовь к литературе, обучил чтению, письму, французскому языку, но так и не смог приобщить к настоящим наукам.

Главы 17–21

В последний год жизни в деревне Алексей «перенес первую тяжелую болезнь». На протяжении долгих дней он чувствовал «ослабленье всех своих душевных и телесных сил». Следом пришла другая беда – в разгар рождественских праздников умерла младшая сестра Надя. Никто в семье не мог понять, «за что, именно ее, радость всего дома, избрал Бог?» Смерть сестры глубоко потрясла впечатлительного мальчика, впервые осознавшего, что и с ним «каждую минуту может случиться то дикое, ужасное».

Беспечное детство закончилось с поступлением в гимназию – «Алеши не стало, – теперь был Арсеньев Алексей, ученик первого класса».

Раннее творчество

Свое литературное творчество Иван Бунин начал с написания стихов, которые были больше подражательны, но искренни и теплы в выражении чувств. В 1891 году был издан его первый сборник стихов, а через шесть лет читатели смогли увидеть несколько рассказов под общим названием «На край света». Первые произведения молодого писателя выражали его философские взгляды и отражали величие и красоту русской природы.

Несмотря на мотив краткости человеческой жизни, который звучит в ряде стихотворений, у Бунина, в отличие от символистов, отсутствуют пессимизм и устремленность в потусторонние миры. Автор радуется, что природа вечна и будет приносить радость и счастье всем поколениям: «счастье жить вовеки не умрет». Поэма «Листопад», посвященная Горькому, передает красоту осени, ее запахи, звуки, цветовые оттенки. Но главное, что хочет выразить поэт, — это «любовь и радость бытия».

Поэзия Бунина глубоко пропитана любовью к Родине. Ее светлый образ виден в неброских, но выразительных картинах природы: в атласных березках, грибных запахах, отлете журавлей. Все пронизано чувством тепла «к родным степям и бедным селеньям». Изображая человека как часть природы, Бунин не был понят многими современниками. Было принято считать, что русские поэты всегда воспевали природу как фон происходящих с человеком событий. Это как раз и мешало увидеть в бунинском творчестве развитие лучших традиций на новом уровне.

Бунина знают больше как прозаика, в жанре рассказа он проявил себя как чуткий наблюдатель за русским жизненным укладом. Основными темами ранней прозы писателя были крестьяне и мелкопоместные дворяне. Рисуют безрадостные картины крестьянского переселения и нищету мужиков рассказы:

  • «На чужой стороне»;
  • «На край света»;
  • «Танька» и другие.

Зорким глазом пророка Бунин видел предстоящие изменения: в деревню приходил капитализм.

Очень ярко эта грусть запечатлена в рассказе «Антоновские яблоки», за который Горький назвал писателя «молодым богом». Поражает сочный и красивый язык писателя, тонкое восприятие природы и способность передать ее четко и образно. Рука гениального мастера чувствуется в описании сбора яблок, осеннего пейзажа, молотьбы, в эпизодах охоты.

Анализ произведения

Жанровое своеобразие

Новаторство автора, по мнению литературоведов, связано, прежде всего, с жанром произведения. Роман представляет собой монолог главного героя, в котором есть и размышления, и воспоминания. Некоторые размышления Алексея имеют философский характер. Например, главный герой делает неожиданное открытие: дорогие ему люди продолжают жить даже после смерти, если на свете есть человек, помнящий их живыми. Они живут в сознании этого человека. Арсеньев приходит к выводу о том, что как только его самого не будет в живых, его родители, братья, сёстры и все, кого он любит, перестанут существовать окончательно. Исследователи творчества Бунина разных лет пытались дать жанровое определение «Жизни Арсеньева», так как назвать книгу романом в привычном смысле этого слова невозможно. Классический роман – это строгое изложение событий в их хронологической последовательности. В произведении Бунина описания реальности чередуется со свободным течением мыслей главного героя.

Образ Лики

Появление Лики в последней части романа несёт особый непривычный смысл. Автор вводит этот персонаж в своё произведение не для того, чтобы сделать девушку женой главного героя. Необычная девушка не может превратиться в домохозяйку, рожать и воспитывать детей. Лика неуловима и непостоянна, как вдохновение. Она неожиданно появляется и также неожиданно и внезапно исчезает из жизни Арсеньева.

Миссия Лики состоит не в том, чтобы стать образцовой спутницей жизни. Её присутствие необходимо для того, чтобы раскрыть характер Алексея, помочь читателю увидеть его свободолюбие, независимость, любовь к литературному творчеству. Лика – не просто женщина. Она представлена музой Арсеньева. Алексей проводил слишком мало времени со своей возлюбленной. Лика жила в его сознании, став для него идеальным недосягаемым образом.

1.5 / 5 ( 2 голоса )

Книга 2

Алёша «покинул Каменку, не зная, что покинул её навеки». Родители отвезли сына в город и поселили у мещанина Ростовцева, высокого, стройного человека с очень строгими жизненными правилами. В нём была стойкая суровость и непомерная гордость — Ростовцев гордился тем, что он русский.

Продолжение после рекламы :

Обстановка была убогой, среда совершенно чужой. Уроки в гимназии велись казённо, среди препода­вателей не нашлось людей сколько-нибудь интересных. Друзей за время учёбы Алёша не приобрёл. Все гимназические годы он жил только мечтой о каникулах, о поездке к родным — теперь уже в Батурино, имение умершей бабушки, поскольку Каменку отец, стеснённый в средствах, продал и за эти деньги долго «жил барином».

Когда Алёша перешёл в четвёртый класс, в семье Арсеньевых случилось несчастье: был арестован за причастность к «социалистам» брат Георгий. Он долго жил под чужим именем, скрывался, а потом приехал в Батурино, где его по доносу приказчика одного из соседей и взяли жандармы.

Это событие стало большим потрясением для Алёши. Через год он бросил гимназию и возвратился под родительский кров. Отец сначала бранился, но потом решил, что призвание сына не служба и не хозяйство, пришедшее к тому времени в полный упадок, а «поэзия души и жизни» и что, может быть, из него выйдет новый Пушкин или Лермонтов.

Брифли существует благодаря рекламе :

Сам Алёша мечтал посвятить себя «словесному творчеству». Развитию его очень способствовали долгие разговоры с Георгием, которого через год освободили из тюрьмы и выслали в Батурино под надзор полиции.

Из подростка Алексей превращался в юношу, он возмужал телесно и духовно, ощущал в себе крепнущие силы и радость бытия, много читал, размышлял о жизни и смерти, бродил по окрестностям, бывал в соседних усадьбах.

Расцвет литературной деятельности

Одним из значительных произведений дореволюционного творчества Бунина является повесть «Деревня» (1910), после выхода которой русская общественная мысль задалась вопросом: «Быть или не быть России?». Поэтический язык его первых стихов и рассказов сменило жесткое драматическое повествование. Главный герой Кузьма Красов, прожив нелегкую жизнь, задается главным русским вопросом: «Кто же виновен в этом?».

Как бы отвечая на этот вопрос, его учитель Балашкин напоминает о трагических судьбах Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других талантливых людей России. И когда он в конце своей речи обвиняет во всем народ, Кузьма не выдерживает: «Такой народ! Величайший народ, а не „такой“, позвольте вам заметить… Ведь писатели-то эти — дети этого самого народа». Новые впечатления писатель получил во время поездки по странам Востока в 1907 году.

Он размышляет о мудрости веков, о культуре, созданной человеком, и жестокости цивилизации. Так рождается рассказ «Господин из Сан-Франциско». Не наделив героя, американского бизнесмена, даже именем, автор сообщает, что всю жизнь этот человек думал только об увеличении состояния, в нем нет ничего человеческого. Сила денег не спасает его перед лицом смерти, но на самом деле он и при жизни был духовно мертв. Бунин говорит о власти золота над человеком. Даже корабль, везущий мертвого господина, символизирует мир, где все продается и покупается.

В 1911 году в печати появляется его повесть «Суходол», которую Горький назвал «панихидой» по дворянству. Но здесь показано не только сожаление о предстоящей гибели поместий, но и бесправное положение крестьян при дворе помещика. Раскрывая трагическую судьбу бывшей крепостной Натальи, писатель выносит обвинительный приговор хозяевам Суходола. Несмотря на печальный ход событий, рассказ очень поэтичен. Лирические воспоминания девушки комментирует и дополняет замечаниями сам автор.

Окончательный стиль и мировоззрение Бунина оформляются в 1914—1916 годах. Его повести и рассказы становятся более утонченными и принимают значение философских идей. Размышления о смысле жизни введены в рассказ «Сны Чанга».

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Тэффи Свои и чужие Рассказ начинается с утверждения, что всех людей мы делим на «чужих и своих». Каким образом? Просто про «своих» мы знаем, сколько им лет и сколько у них денег. Эти важнейшие для людей вещи и понятия всегда стараются скрыть
  • Краткое содержание Жизнь Арсеньева Бунин Роман И. Бунина Жизнь Арсеньева — одно из самых значительных творений этого автора. Многие эпизоды жизни Арсеньева являются автобиографическими, взятыми Буниным из своей жизни.
  • Краткое содержание Повесть о Фроле Скобееве История повести разворачивается в небольшом Новгородском уезде, где проживает нуждающийся дворянин Фрол Скобеев. В этом же уезде есть вотчина стольника. Дочерью этого стольника была прекрасная Аннушка
  • Краткое содержание Сказка Морской царь и Василиса Премудрая В далеком царстве жил-поживал царь со своею супругой. Однако пара была бездетная. Как-то раз отправился государь по разным делам путешествовать, и через некоторое время пришла пора ему возвращаться. А в это время у него вдруг родился сын,
  • Краткое содержание Фолкнер Шум и ярость Как ни странно, но жизнь во взгляде каждого человека – выглядит совершенно по-разному. Даже у человека, который страдает кретинизмом, все выглядит совершенно уж странно.

«Педагогическая поэма» Макаренко, содержание которой является одновременно практическим пособием по воспитанию полноценного гражданина общества и ярким литературным произведением, — одна из «жемчужин» советской литературы. События, описываемые в романе, автобиографичны, герои носят реальные имена, в том числе сам автор. Ключевой в Макаренко является идея воспитания личности ребенка через коллектив. Утверждению данной идеи, собственно, посвящена «Педагогическая поэма» Макаренко. Краткое содержание, как и сам роман, состоит из 3-х частей и 15-ти глав (включая эпилог). При этом поэма была создана фактически «по горячим следам», непосредственно в процессе жизнедеятельности колонии.

Книга 4

В Алексее всё более ощутимо созревало желание покинуть почти разорённое родное гнездо и начать самосто­я­тельную жизнь. Сперва Алёша отправился в Орёл, надеясь поступить на службу в местную газету «Голос». В Орёл он прибыл с опозданием, как раз к поезду на Харьков, и неожиданно для самого себя решил ехать в этот город, где уже обосновался брать Георгий.

С первого дня на Алексея обрушилось множество новых знакомств и впечатлений. Окружение Георгия резко отличалось от деревенского. Многие из входивших в него людей прошли через студенческие кружки и движения, побывали в тюрьмах и ссылках.

Реклама :

Люди эти были «узки, прямолинейны и нетерпимы», они исповедовали любовь к народу, воплощавшему для них всё светлое, и нелюбовь к правительству — источнику всех бед. При встречах кипели разговоры о насущных вопросах русской жизни, порицался образ правления и сами правители, провозглашалась необходимость борьбы за конституцию и республику, обсуждались политические позиции известных писателей.

Алексей чувствовал, что это общество не подходит ему, но доступа в другие круги у него не было. К тому же ему нравилась «студенческая скромность существования» новых друзей и лёгкость, с которой совершались в этом кругу новые знакомства.

Так прошла зима. Георгий служил в земской управе, а Алексей просиживал все дни в публичной библиотеке. Весной, вернувшись из путешествия по Крыму, Алексей узнал, что отец совсем разорился и вынужден был заложить Батурино. Преподнёс сюрприз и Георгий — оказалось, он живёт в гражданском браке с замужней женщиной, своей соратницей и единомыш­ленницей, которая не бросала мужа только ради детей.

Реклама :

Душевное неустройство побуждало Алексея к каким-нибудь переменам. Он решил повидать новые места, отправился на берега Донца, в Киев и, наконец, повернул к родному дому.

По дороге в Батурино Алексей решил заехать в Орёл, чтобы взглянуть на «город Лескова и Тургенева». Там он разыскал редакцию «Голоса», познакомился с редактором, молодой вдовой Надеждой Авиловой, и получил предложение сотрудничать в издании.

Поговорив о делах, Авилова пригласила его в столовую, приняла по-домашнему и представила гостю свою кузину Лику Оболенскую. Всё случилось быстро, неожиданно и приятно. Тогда Алексей ещё не подозревал, что эта быстрота, «исчезновение времени» — первый признак влюблённости.

Урок по этапам жизни писателя

Методика урока на тему «Характеристика творческого пути Ивана Бунина» предполагает использовать слайды, слово учителя и краткие сообщения учащихся. Занятие начинается с доклада одного из них о детстве и отрочестве писателя. В процессе рассказа читаются стихи, написанные им в возрасте 8—9 лет. После этого учитель задает вопрос классу: «Вспомните из курса истории, какие события происходили в этот период».

Учащиеся вспоминают, что незадолго до рождения Бунина, в 1861 году, было отменено крепостное право, и началось разорение деревни. Следующее сообщение относится ко времени учебы в гимназии и послегимназического обучения. Юлий, старший брат писателя, относился к народнической организации. Дети вспоминают, кто такие народники, и делают вывод, под чьим влиянием формировался характер будущего литератора. Кто-то из школьников сообщает о первых изданиях поэтических сборников и рассказов.

Учитель делает их краткий анализ, рассказывает о знакомстве Бунина с Варварой Пащенко и неудачной женитьбе на Анне Цакни. Вопрос к учащимся: «Что значила любовь к Вере Муромцевой в жизни Бунина?». Далее следует слово учителя о любовной лирике и чтение стихов, посвященных Муромцевой. Затем идет речь о 90-х годах XIX века — плодотворном периоде в творчестве Бунина. Рассказав ребятам о знакомстве писателя с Чеховым и Толстым, учитель переходит к анализу рассказа «Антоновские яблоки».

К следующему уроку дается задание: прочитать в учебнике материал о дальнейшей судьбе Ивана Алексеевича Бунина и ответить на вопрос: «Какой вклад внес Бунин в русскую литературу?», а также подготовить реферат на тему «Творчество Бунина за рубежом».

Смысл названия и финала

В названии рассказа Бунин не стал ни придумывать изящную формулу, являющуюся отражением потаённых смыслов, ни обозначать основную мысль. Избегая какой-либо конкретики как в повествовании, так и в названии, Бунин в очередной подчеркнул будничность и незначительность жизни своего героя, занятого лишь мирскими делами.

Перед нами не человек, а набор клише и стереотипов об обитателе американского среднего класса. Он — господин, то есть хозяин жизни, богатый человек, деньгам которого поклоняются и завидуют другие люди. Но как иронично звучит слово «господин» применительно к трупу! Значит, человек не может быть господином чего бы то ни было, ведь жизнь и смерть ему неподвластны, он не постиг их природу. Титул героя — издевка автора над самодовольными богачами, которые думают, что владеют миром, хотя не могут предугадать даже своей судьбы.

Почему умер господин из Сан-Франциско? А потому, что ему отмерен определенный срок, и высшие силы не приняли в расчет его планов на жизнь. Все время герой откладывал исполнение своих заветных желаний на потом, и вот когда он нашел для них время, судьба посмеялась над ним и обнулила счетчик.

Книга 5

Главы 1-10

Алексей устроился работать в редакцию газеты. Захотел повидаться с семьей. Перед этим успел получить деньги в качестве задатка, провел время с сотрудницами периодического издания Сашей и Ликой. Отправляясь к родителям, уже хотел опять с ней встретиться. И вот приехал домой. Папа и мама, сестра были очень ему рады. Герой заметил это. Самому было хорошо после долгих поездок опять оказаться в знакомых местах.

Потом вернулся в Орел. Здесь часто беседовал с знакомыми, много гулял с Ликой. Однажды у них было ночью свидание за городом, на котором поцеловались. Неожиданно для молодого человека девушка убежала, а на другой день, отправившись к ней, узнал, что вернулась в Орел и через записку передала ему, чтобы больше не добивался с ней свиданий. Юноша вскипел и помчался за девушкой. Она была ему рада.

Главы 11-20

Теперь главный герой долго не встречался с ней и скучал. Опять начал сочинять произведения, теперь не стихотворения, а прозаические. Решил просто отмечать свои мысли, идеи, впечатления, замечания, не придавая записям завершенного сюжетного характера. Думал о возвращении к родителям. Потом решил отправиться в Смоленск, поехал туда, потом в Витебск, Москву, Санкт-Петербург, путешествовал. Возвращаясь, сообщил об этом Лике, которая при встрече сказала, что отец согласен на их женитьбу. Поженившись, отправились сначала к родителям Алексея. Его жена им понравилась и брату Николаю тоже. Потом поехали к Георгию, стали общаться с его друзьями, работниками земских учреждений. Сами устроились в управу.

Главы 21-31

Работа была не очень трудной. Отдыхая, супруги лежали и рассуждали о художественных произведениях, истории. Но постепенно главный герой хотел больше проводить время один без супруги, начал часто ездить в командировки, потом объяснялся с Ликой. Однажды ей это надоело, и она уехала к папе. Алексей из-за этого очень расстроился, потом поехал к родителям, потом к папе жены, но его не впустили в дом, а позже он узнал, что Лика скончалась. Однажды уже заграницей она ему приснилась. Таково краткое содержание произведения Бунина «Жизнь Арсеньева».

История создания и публикации

Роман был начат 22 июня 1927 г. в Грассе и дальнейшая работа над ним продолжалась (с небольшими перерывами) до 1938 года. Отдельные главы были впервые напечатаны в парижских газетах «Россия» и «Последние новости» в 1927 — 1928 гг. Полностью первые четыре книги были опубликованы в журнале «Современные записки» в 1928 (кн. 34, 35, 37) и 1929 г. (кн. 40) под заглавием «Жизнь Арсеньева. Истоки дней». В 1930 г. журнальный вариант с небольшой правкой вышел в издательстве «Современные записки» отдельным изданием. С 1933 г. в берлинском издательстве «Петрополис» выходило собрание сочинений Бунина, в XI том которого (1935 г.) вошел роман. Для этого издания Бунин отредактировал текст — изъял некоторые автобиографические подробности, сократил описания, не имеющие отношения к состоянию души героя. Пятая книга романа, частично опубликованная в «Современных записках» (1933 г., кн. 52 и 53), вышла отдельной книгой в «Петрополисе» в Брюсселе с заглавием: «Жизнь Арсеньева. II. Лика». В 1952 г. нью-йоркское издательство им. Чехова выпустило первое полное издание романа «Жизнь Арсеньева. Юность». Для этого издания Бунин значительно переработал текст прежних публикаций, многое сократил.

Уже публикация первых глав «Жизни Арсеньева» в «Современных записках» вызвала положительные отклики критики разных направлений. О романе писали Г.В. Адамович, К. Б. Зайцев. М. Алданов, Ю.И. Айхенвальд, П. Пильский, В.Ф. Ходасевич, З.Н. Гиппиус. При всем разнообразии трактовок мнение критиков было единым — русская литература обогатилась новой жемчужиной. Вероятно, роман наиболее полно выразил то чувство ностальгии по России, по ее укладу, ее деревням и косогорам, которое так остро ощущали многие эмигранты. В 1961 г. произведение впервые было опубликовано на родине писателя — отдельные главы появились в журнале «Москва», а вскоре вышла и книга.

Книга третья

После похорон вновь изменяется жизнь Арсеньева. Краткое содержание по главам описывает очередной удар для пятнадцатилетнего юноши – разлука с любимой. Не радует его даже известия о публикации его первого сборника стихов.

Его отец уже давно оставил хозяйственные дела и большую часть времени находится в хмельном состоянии. Алеша видел, как постепенно опускается Арсеньев-старший, и с печалью думал о судьбах стареющей матери и сестры Ольги, которая должна была так и остаться старой девой. И самому ему приходилось несладко. У него не было даже собственной одежды на выход, и он одалживал старый пиджак Григория.

Лето Алексей провел в поместье брата Николая, где работал вместе с мужиками. Осенью он отправился в город продавать урожай. Все это постепенно зародило в юноше желание покинуть родное Батурино.

Через год Николай купил соседнее имение, куда взял с собой и Алексея. Здесь брат нанял молодую и замужнюю горничную Тоньку. С этой девушкой у Алексея тут же начался роман. Сам герой говорит о своей страсти как о помешательстве. Он с нетерпением ждал встреч, умирая от ревности, и никак не мог образумить сам себя. Тонька постепенно поняла, насколько Алексей ее любит, и начала его мучать. Окончил их связь Николай, рассчитавший горничную по просьбе ее обозленного мужа.

Книга третья

После похорон Алёшу настиг ещё один удар — разлука с Анхен. Не утешил его даже полученный в день отъезда любимой петербургский журнал с публикацией его стихов. Оправившись от мук любви, пятнадцатилетний Алёша вновь погрузился в чарующий мир поэзии.

Арсеньев-старший тем временем махнул рукой на хозяйство и чаще всего теперь пребывал «во хмелю». Алёша наблюдал за тем, как нравственно опускается отец, и с болью думал о будущем стареющей матери и сестры Оли, которой суждено было остаться старой девой. Жалел он и себя. По сравнению с блестящей молодостью отца, нынешняя жизнь Алёши была бедна и убога. Отправляясь в гости, ему приходилось надевать старый пиджачок брата Григория — своего выходного наряда у Алёши не было.

Вскоре последовали лёгкие увлечения барышнями, приезжавшими в соседние имения. Эти увлечения снова окончились ничем — барышни разъехались на летний отдых.

Всё лето Алёша ходил в поместье брата Николая и работал наравне с мужиками. Осенью он ездил в город продавать урожай. За всеми этими делами в душе Алёши зрело желание покинуть Батурино.

Прошёл год. Брат Николай прикупил соседнее имение, переехал туда и нанял новую горничную — молодую замужнюю женщину по имени Тонька. С ней у Алёши начался бурный роман.

Сначала Тонька любила Алексея, «потом то любила, то нет», и его страшно изнуряли постоянные смены чувств. Кончилась их связь благодаря Николаю, который рассчитал виновницу неблаговидной истории по требованию её разгневанного мужа.

Реклама:

Первые колонисты

Первыми воспитанниками колонии стали шесть ребят (четверым было уже по 18 лет): Бурун, Бендюк, Волохов, Гуд, Задоров, и Таранец. Несмотря на радушный (насколько это позволяли условия колонии) прием, будущие колонисты своим видом сразу дали понять, что жизнь здесь их не особенно привлекает. О дисциплине речь не шла: колонисты просто игнорировали своих педагогов, могли вечером уйти в город и вернуться только под утро. Через неделю за убийство и ограбление был арестован Бендюк. Выполнять какие-то хозяйственные работы колонисты тоже отказывались.

Так продолжалось несколько месяцев. Но однажды ситуация резко изменилась. Когда в ходе очередного препирательства Макаренко не сдержался и ударил одного из колонистов на глазах остальных, воспитанники вдруг изменили свое отношение к колонии и ее правилам. Впервые они отправились рубить дрова, добросовестно выполнив свою работу до конца. «Мы не такие плохие, Антон Семенович! – сказал в конце Макаренко «пострадавший» колонист. – Будет все хорошо. Мы понимаем». Так было положено начало коллективу колонистов.

Сочинение по роману Жизнь Арсеньева

Жизнь Арсеньева, роман написан в пяти томах. В 1933 Бунину присуждена Нобелевская премия — высшее признание для литератора. Многие критики считают что именно «Жизнь Арсеньева» повлияла на вручение ему премии. К тому же тогда уже вышел дневник писателя «Окаянные дни» о революции в России, имел большой общественный резонанс.

В «Жизни Арсеньева» автор описал факты из своей жизни. Роман описывает детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и быт нищающего русского дворянства в глубинке. В романе поэтапно описаны жизненные циклы человека, описана русская жизнь второй половины девятнадцатого века. Так же Бунин затронул тему «шатания умов» что в итоге приведёт Россию к революции 1917. Брат Арсеньева Григорий был народовольцам, его арестовывают и ссылают. Буниным показан не только социальный раскол в российском обществе. Когда даже среди братьев существует непонимание. Всё это, по мнению автора в конечном итоге ведёт Россию и её общество к гибели.

Бунин спрашивает читателя, «Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены?». На этот вопрос предстоит ответить читателю. Бунин отобразил душевную боль русского патриота за погибшее отечество. Не только в этом своём произведении но и в других Бунин спрашивает, как бы пытается понять, как это (катастрофа) в России могло произойти. И как любой русский, пытается найти ответ «кто виноват?» и «что делать». Подчёркивая что русского человека и отличает от других, − думают всегда потом.

В произведении несколько раз повторяется мысль о «погибели России». В произведении помимо «будущих» разрушительных мотивов есть и вполне созидательные. Он великолепно описывает природу, пейзажи, весну. По его мнению, русский человек подвержен влиянию природы, в своих мыслях и помыслах. Описывая весну, расцвет весеннего дерева, почек на нём, Бунин обращается к другому великому произведению Л. Толстого «Война и мир». Где тоже описано расцвет дерева весной, это означает расцвет к новой жизни человеческой души.

Бунин пытался передать читателю, по его собственному выражению, «что-то простое и в то же время что-то очень сложное». Он отобразил на страницах книги, уклад жизни и крестьянства и дворянства тех лет.

Главная мысль романа, − показан рост личности на разных этапах жизни, её изменение, мировоззрение и т. д. По сути своей это исповедь самого Бунина, обличённая в литературную форму. Роман описывает жизнь человека со всеми плюсами и минусами. Роман заканчивается трагично, расставшись со своей любимой герой страдает (но разрыв произошёл из-за охлаждения отношений), теряет работу, скатывается. Наконец вернувшись в деревню, он узнаёт, что его любимая умерла ещё год назад от воспаления лёгких.

Начало действий

Действие поэмы разворачивается в 20-х годах ХХ века в СССР. Повествование ведется от лица самого автора (Антон Макаренко). «Педагогическая поэма» начинается с того, что главный герой основывает колонию им. Горького под Полтавой для беспризорных детей, среди которых были малолетние преступники. Помимо самого Макаренко, педагогический коллектив колонии состоял из двух воспитательниц (Екатерины Григорьевны и Лидии Петровны) и одного завхоза (Калины Ивановича). С материальным обеспечением дела обстояли также сложно – большая часть казенного имущества была аккуратно разграблена ближайшими соседями колонии.

Книга 1

Отец Алексея был зажиточным дворянином, обладающим родовым поместьем на хуторе Каменка, где и родился главный герой романа. В Каменке прошло все детство Алёши, среди любящей семьи.

Жизнелюбие отца заставляло мальчика стремиться к новому и неизведанному.

Мать Алеша воспринимал с особой любовью и нежностью, чувствуя необъяснимое единение с ней.

Вскоре к их поместью прибился вечный скиталец Баскаков, который стал первым учителем Алексея.

Сильной душевной травмой для мальчика явилась неожиданная кончина младшей сестренки, а вслед за нею и смерть бабушки. После ее смерти Арсеньевы переселились в ее поместье, доставшееся им по наследству. Это было очень кстати, так как их собственное имение было на пути к обнищанию.

Смерть близких людей подтолкнули Алёшу к чтению религиозной литературы.

Наступила пора отправляться в гимназию, так закончилось беззаботное детство Алексея, ему пришлось расстаться со своей семьёй и учителем Баскаковым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: