Краткое содержание
В маленьком городишке жил гробовщик по имени Яков, чье прозвище «было почему-то Бронза». Заказов у него было очень мало, и жил Яков Матвеевич бедно, «в небольшой старой избе, где была одна только комната». В этой комнате размещался он, Марфа, самая необходимая мебель и гробы.
Несмотря на то, что Якову было семьдесят лет, он по-прежнему оставался крепким, выносливым мужчиной. Мужчинам он делал гробы, ориентируясь на свой высокий рост и ширину в плечах, для женщин использовал мерку, а заказы на детские гробы принимал неохотно, считая это пустяковой работой.
Помимо основной деятельности «небольшой доход приносила ему также игра на скрипке». В их небольшом городке на свадьбах обыкновенный под управлением лудильщика Моисея Ильича Шахкеса. Поскольку Яков отлично играл на скрипке, Шахкес иной раз приглашал его в свой оркестр. По неизвестной причине Яков невзлюбил евреев. Особенно сильно раздражал его флейтист Ротшильд, который даже самую веселую композицию «умудрялся играть жалобно».
Поскольку Яков постоянно нес убытки, он «никогда не бывал в хорошем расположении духа». Он подсчитал, что в году набирается более двухсот дней – различных праздников и выходных, когда «поневоле приходилось сидеть сложа руки». Особенно сильно мысли об убытках донимали Якова по ночам, и его терзала бессонница.
Неожиданно Марфа ослабела. Яков, привыкший видеть свою жену робкой, несчастной и бледной, удивился: ее лицо было «необыкновенно ясное и радостное», будто в своей смерти она видела долгожданное избавление.
Глядя на умирающую супругу, Яков неожиданно для себя осознал, что за всю их долгую жизнь он «ни разу не приласкал ее, не пожалел», а только ругал за убытки, кричал и бросался с кулаками. Из экономии он запрещал Марфе пить чай, и женщина безропотно пила горячую воду.
Утром Яков отвез больную жену в больницу, где после длительного ожидания Фельдшер Максим Николаевич осмотрел пациентку и сообщил, что у нее «инфлуэнца, а может и горячка», и дни ее сочтены. Он прописал холодный компресс и порошки. Яков стал настаивать на том, чтобы поставить жене банки или полечить ее пиявками, но фельдшер не захотел даже выслушать его.
Вернувшись домой, Яков понял, что жена может умереть в самое ближайшее время. Впереди ожидалось несколько нерабочих дней, и он решил в этот же вечер приступить к изготовлению гроба для супруги.
Все время, пока Яков работал, Марфа «лежала молча с закрытыми глазами». Неожиданно она подала голос, вспомнив, как пятьдесят лет назад послал им Бог «ребеночка с белокурыми волосиками». Тогда они были молоды и счастливы, но вскоре девочка их умерла. Яков, как ни пытался, не смог вспомнить этого.
Перед смертью Марфы батюшка успел ее приобщить и соборовать. Похороны Марфы оказались ненакладными для Якова: он на многом умудрился сэкономить, и его очень радовал этот факт. Даже «прощаясь в последний раз с Марфой», он подумал лишь о том, что на совесть сделал ей гроб.
По дороге домой Якова «взяла сильная тоска». Он стал припоминать, что ни разу не приласкал Марфу, не сказал ей ласкового слова, не пожалел. Все это время он относился к ней, словно к кошке или собаке, которые вечно путаются под ногами, но не стоят особого внимания.
Якова остановил Ротшильд, который передал приглашение от Моисея Ильича присоединиться к оркестру. Но «Якову было не до того»: не в состоянии избавиться от навязчивого встречного, он кинулся на него с кулаками. Он спустился к речке, где отдался во власть воспоминаний. Припомнился Якову и «младенчик с белокурыми волосами», о котором вспоминала Марфа.
Глядя на реку, Яков никак не мог взять в толк, отчего он ни разу за это время не воспользовался ею. Ведь можно было бы ловить рыбу, «плавать в лодке от усадьбы к усадьбе и играть на скрипке», гонять барки, а не только сколачивать гробы. Мысль об убытках вновь пронеслась в голове Якова.
Размышляя о прожитой жизни, Яков понял, что очень многое он делал неправильно, и этого уже не исправить. Ночью он спал очень плохо и несколько раз вставал, чтобы поиграть на скрипке.
Утром Яков с трудом встал с постели и отправился к фельдшеру. Мысль о скорой смерти его не пугала, но было грустно осознавать, «что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы».
За Яковом вновь пришел Ротшильд. Он стал последним человеком, который слушал прекрасную игру гробовщика. После его смерти Ротшильд получил в дар его скрипку, и с тех пор забросил игру на флейте. Он не раз пытался повторить ту невероятно грустную мелодию, которую играл Яков перед смертью, но так и не смог этого сделать…
Краткое содержание
Пожилой гробовщик Яков Матвеевич Иванов проживал в маленьком городке, который был даже хуже деревни, людей здесь жило мало, а умирали они редко, поэтому у него почти никогда не было работы. Была у него только старая изба с одной комнатой, где помещались и кровать, и верстак, и гробы, и всё хозяйство. Жил он со своей женой Марфой.
Гробы он делал прочные и качественные. Был у него ещё один талант — он превосходно играл на скрипке. Порой это приносило ему дополнительный доход: в городе на свадьбах играл обычно жидовский оркестр, который иногда приглашал и Якова. Но тот проникался раздражением к жидам, а особенно возненавидел тощего рыжего флейтиста, у которого фамилия была, как у известного миллиардера — Ротшильд. После одного конфликта с ним Якова стали приглашать в оркестр очень редко.
Гробовщик постоянно терпел убытки, подсчитывал их, из-за чего всё время пребывал в дурном настроении. Эти мысли донимали его особенно по ночам, но он клал рядом с собой скрипку: прикосновение к её струнам его успокаивало.
Между тем в мае занемогла Марфа. Поначалу Яков не обратил на это внимания, вновь подсчитывая убытки, но утром повёз её в больницу. Фельдшер Максим Николаич нехотя её принял: по его выражению лица старик понял, что жене уже ничем не поможешь. Вскоре Марфа умерла. Перед смертью лицо у неё было ясное, словно она была рада покинуть наконец эту избу, вечные гробы, мужа…
После похорон Яков и сам почувствовал себя плохо, тосковал по жене, понял, что всё это время относился к ней плохо, ни разу не приласкал, будто она кошка или собака, не стоящая внимания. В это время к нему обратился Ротшильд, позвав в оркестр. Но ему было не до того, поэтому он напустился на еврея с кулаками, тот убежал, да ещё и собака его покусала.
Чувствуя себя всё хуже, он тоже пошёл к фельдшеру, и по его лицу понял, что и сам скоро умрёт. Тоскуя, он сел у своей избы и заиграл на скрипке грустную мелодию. К нему вновь пришёл Ротшильд, который оказался последним человеком, услышавшим прекрасную игру старика. Яков завещал скрипку Ротшильду: с тех пор тот везде стал играть на ней мелодию, услышанную когда-то у избы Якова, и у всех она вызывала восторг и слёзы.
Чехов. Краткие содержания произведений
- Анна на шее
- Аптекарша
- Беглец
- Беззащитное существо
- Белолобый
- В овраге
- Ванька Жуков
- Вверх по лестнице
- Вишневый сад
- Гриша
- Дама с собачкой
- Детвора
- Дом с мезонином
- Драма на охоте
- Душечка
- Дуэль
- Дядя Ваня
- Жалобная книга
- Злой мальчик
- Злоумышленник
- Иванов (пьеса)
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Леший
- Лошадиная фамилия
- Мальчики
- Маска
- Медведь
- Мужики
- На мельнице
- Налим
- Невеста
- О любви
- Орден
- Остров Сахалин
- Палата номер 6
- Пари
- Переполох
- Пересолил
- Письмо к учёному соседу
- Попрыгунья
- Предложение
- Радость
- Размазня
- Репетитор
- Скрипка Ротшильда
- Скучная история
- Случай из практики
- Смерть чиновника
- Спать хочется
- Степь
- Страшная ночь
- Студент
- Счастье
- Толстый и тонкий
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Унтер Пришибеев
- Учитель словесности
- Хамелеон
- Хирургия
- Цветы запоздалые
- Чайка
- Человек в футляре
- Черный монах
- Шведская спичка
- Шуточка
- Юбилей
Герои рассказа
В рассказе «Скрипка Ротшильда» один главный герой — Яков, хотя произведение названо в честь второстепенного персонажа. Автор приводит 4 варианта имени гробовщика, но тут же уточняет, что называли его либо без отчества и фамилии, либо вообще Бронзой. Откуда взялось прозвище и почему оно пристало к гробовщику, никто не знал. Вся жизнь героя так же бессмысленна и пуста, как это уличное имя.
Читатель узнаёт, что герой живёт в простом деревянном доме, а если бы он владел хоромами в губернском городе, его могли величать Яковом Матвеичем. Так показывается абсурдность уклада, в котором отношение к человеку зависит от его статуса и богатства.
Второстепенные герои рассказа — жена Якова Марфа и флейтист Ротшильд, которого автор называет «рыжим тощим жидом». Еврей получил громкую фамилию как бы в насмешку, ведь так ещё заметнее его бедственное положение. На протяжении рассказа он то мертвеет от страха, то плачет, то кричит, укушенный собакой. Яков чувствует непонятную ненависть к флейтисту, а тот, в свою очередь, испытывает перед гробовщиком страх. При этом еврей чувствует, что мастер талантлив, поэтому часто зовёт его выступать на свадьбах, соглашаясь терпеть унижения и побои.
Однако в конце страдалец получает своеобразное вознаграждение за все бедствия, которые ему пришлось перенести, в том числе по вине гробовщика. Когда Яков оказывается перед лицом смерти, он вспоминает, как бил несчастного еврея, а тот болезненно кричал, и уже на смертном одре просит, чтобы его скрипку отдали Ротшильду. А. П. Чехов показывает, что справедливость торжествует: жалобная музыка, которая выходит из-под смычка, очень нравится слушателям, поэтому они просят еврея играть снова и снова. Таким образом, основная проблема «Скрипки Ротшильда» решается путём победы искусства над материальными ценностями.
Ещё один второстепенный персонаж — Марфа, несчастная и забитая женщина. Она всю жизнь готовит для мужа, обслуживает его, а тот воспринимает супругу так, «как будто она была кошка или собака». Только перед самой смертью старушка преображается. Она выглядит так, словно встречает смерть с радостью, ведь ей предстоит избавление от угрюмого ужа, гробов, бесконечных нападок и упрёков. И только когда почившую жену уносят на кладбище, Яков задумывается о том, что его жизнь состояла из двух вещей: пользы и убытков.
Скрипка Ротшильда Чехова читать сюжет рассказа
В небольшом городке жил Яков Иванов, с интересным прозвищем «Бронза». Работал он гробовщиком, доход был с ремесла маленький, и приходилось подрабатывать в городском оркестре, на скрипке, развлекая публику на свадьбах. В оркестре он сидел рядом с рыжим и тощим жидом, который страшно раздражал его своей игрой. Из-за чего они часто с ним ругались. По какому-то странному стечению обстоятельств фамилия этого еврея была Ротшильд.
Яков жил не богато, можно сказать, даже бедно. У него была старая маленькая избенка, где он ютился вместе с женой Марфой. Он ее совсем не жалел по каждому поводу кидался с кулаками. Жена, молча, терпела, никогда не возражала, как будто все это было в порядке вещей.
Весной, ближе к лету Марфа заболела, да так, что не смогла вставать с постели. Яков не замечал, что жена болеет, ему было, как всегда, не до нее. Как-то вечером подсчитывая свои доходы его, позвала жена и сказала что умирает. Нет, ни слова поразили Бронзу, а выражение лица. Несмотря на то, что Марфа вся была розовая от жара, лицо светилось радостью. Создавалось впечатление, что Марфа радовалась своей смерти. Ему стало не по себе.
Яков все же решил показать жену фельдшеру, который прописал незамысловатое лечение. По виду и разговору фельдшера было понятно, что Марфа долго не протянет.
Жена все время лежала молча. Только один раз подозвала Якова и спросила, помнит ли он, как у них родилась девочка со светлыми волосами. Дочка вскоре умерла. К своему стыду он смутно помнил об этом.
После похорон Бронзу, охватила такая тоска, что он шел и думал о том, как он не хорошо поступал с женой, обижал ее постоянно. Похоже, что совесть начала просыпаться.
По дороге домой он встретил улыбающегося Ротшильда, который сказал, что можно хорошо заработать, ожидается богатая свадьба, поэтому надо идти к главе еврейского оркестра. Якову было не до него, и он его погнал. Только после смерти жены Яков понял как он плохо и не правильно прожил свою жизнь. К утру, он сам заболел и понял, что долго не протянет, ему не было страшно только жалко скрипку, и он решил ее подарить этому тощему жиду Ротшильду. Теперь он частенько на ней играет мелодию, которую услышал у Якова, она очень полюбилась купцам и чиновникам.
Всю свою жизнь Яков гнался за прибылью и не замечал любви своей жены. Он слишком поздно понял, что в жизни главнее всего чувства. Ему было страшно умирать, только стало жаль скрипку, и он ее отдал Ротшильду, тому самому еврею, может ему она принесет счастье.
Искусство
Яков хорошо играет на скрипке. Это косвенно подтверждается отношением к инструменту его жены. Она бережно вешала скрипку на гвоздь каждый раз после прихода мужа со свадьбы, где он получал свой гонорар (полтинник плюс угощение). Играть он любил и дома, а порой ему достаточно было просто прикоснуться к струнам, чтобы обрести внутренний покой. У гробовщика, по всей видимости, был талант музыканта, который он открыл по-настоящему лишь незадолго до кончины. Так бывает, человек относится к своему увлечению как к второстепенному мастерству, а на самом деле именно в нем состоит истинное его призвание. Один из подобных случаев описан в рассказе А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Сочинение прекрасной печальной мелодии, от которой и у автора, и у первого случайного слушателя льются из глаз слезы, венчает талант Бронзы.
Чехов. Все произведения
- Альбом
- Анна на шее
- Архиерей
- Беглец
- Беззащитное существо
- Безотцовщина
- Белолобый
- В овраге
- Ванька
- Вишнёвый сад
- Враги
- Глупый француз
- Горе
- Гриша
- Дама с собачкой
- Детвора
- Дом с мезонином
- Драма на охоте
- Душечка
- Дуэль
- Дядя Ваня
- Егерь
- Жалобная книга
- Злой мальчик
- Злоумышленник
- Иванов
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Леший
- Лошадиная фамилия
- Мальчики
- Маска
- Медведь
- Моя жизнь
- Мужики
- На мельнице
- Налим
- Невеста
- О любви
- Орден
- Остров Сахалин
- Палата №6
- Пари
- Переполох
- Пересолил
- Письмо к учёному соседу
- Попрыгунья
- Предложение
- Радость
- Размазня
- Репетитор
- Свадьба
- Скрипка Ротшильда
- Скучная история
- Случай из практики
- Смерть чиновника
- Спать хочется
- Степь
- Страшная ночь
- Студент
- Счастье
- Толстый и тонкий
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Унтер Пришибеев
- Учитель словесности
- Хамелеон
- Хирургия
- Цветы запоздалые
- Чайка
- Человек в футляре
- Чёрный монах
- Шведская спичка
- Шуточка
- Юбилей
Образы героев
Якова Матвеевича называли Бронзой за его внешность. Ему было около семидесяти лет. Для своего возраста он выглядел неплохо, был высок и силён. Он работал гробовщиком, вместе с тем, мужчина увлекался игрой на скрипке. Когда он узнал о смерти знакомого богача, сильно расстроился. Однако не из-за того, что жалел покойного, просто его кончина означала для Якова большие убытки.
Когда умирает супруга Марфа, герой также думает только о деньгах. Его голова занята подсчётами, когда лучше изготовить гроб, каким предпочтительнее его сделать. Пока ещё герой не задумывается о своей зацикленности на материальном и собственном убожестве. Далее в его душе пробуждается новое чувство, это жалость. Мужчина вспоминает смерть ребёнка, он понимает, как глупо прошла его жизнь. Он начинает осознавать, что счастье не в деньгах, а его профессия сама по себе просто ужасна. Тут скрывается ключевой конфликт рассказа.
Что касается Марфы, её автор показывает:
- доброй;
- нежной;
- покорной.
Она является хранительницей домашнего очага. Невзирая на нелёгкий характер своего супруга, Марфа его ни в чём не упрекает и демонстрирует покладистость и послушание во всём. Иногда она испытывает страх того, что может разозлить супруга. Можно сказать, что эта женщина олицетворяет собой мученичество и страдания.
После похорон супруги гробовщик чувствует пустоту в доме и в душе. Он сожалеет о том, что так плохо относился к Марфе, что не жалел её и не ценил. Несмотря на то что героиня присутствует в рассказе исключительно в качестве образа, она всё же выступает неким ключом к развитию сюжета.
Автор также упоминает о еврее Ротшильде, играющем на скрипке в оркестре. Этому герою присущи следующие характеристики:
- эмоциональность;
- робость;
- мягкотелость.
Чехов описывает Ротшильда как худого, рыжеволосого еврея с синими и красными жилками на лице. На самом деле он не имеет никакого отношения к династии банкиров, чью фамилию носит
Это акцентирует внимание на никчёмности человека. Яков испытывает такое презрение к Ротшильду, что периодически поколачивает его
Слова-мотивы
Это ключевые в тексте слова, которые высвечивают и сюжет, и образы героев, и все детали произведения. В несобственно-прямой речи, передающей мысли и ощущения Якова, чаще всего встречаются слова «убыток» и «польза» — 25 раз на сравнительно небольшом пространстве текста! Всю свою жизнь Бронза подсчитывал убытки, и во всем он видел убытки: в праздниках и выходных, в детских гробиках, в Марфе. Как бедны были его мысли, так и беден мир его чувств, если можно назвать миром одно-единственное, на все лады донимающее его чувство тоскливой злобы. Когда же приходит время задуматься о прошедшей жизни, то только убытки видит в ней Бронза и приходит к дикому, абсурдному выводу: «от жизни человеку — убыток, а от смерти — польза». Вывод абсурден, потому что бесчеловечен, однако для Якова он совершенно естествен. Своим омраченным умом Бронза, продолжая мыслить об убытках и пользе, доходит до того, что понятно по-человечески, а для него абсурдно, поскольку никогда даже не приходило и не могло прийти в голову: «Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу». Это запоздалый переворот в сознании героя, вдруг осознавшего, что жизнь — и его собственная, и всеобщая — могла и должна быть иной. Но этот переворот подготовлен не только смертью жены, не только болезнью Якова. Было, значит, что-то живое в его душе, а иначе как бы она могла проснуться?
Ироничный финал
Зрелый Чехов временами проявляет не меньше ехидства, чем Антоша Чехонте, хотя оно имеет качественно иной уровень. Новая скрипка Ротшильда вызывает любопытство окружающих, всему городку известна бедность флейтиста, а инструмент хорош. Ирония заключается и в фамилии этого персонажа, и в его одежде, и в том, как он распорядился наследством.
Ротшильд печален по своей сути, весь его облик олицетворяет вселенскую скорбь, любое музыкальное произведение он исполняет так, что слушателям хочется плакать. Свою флейту он забросил, играет теперь на завещанном Яковом инструменте, пытаясь воспроизвести сочиненную им же в порыве вдохновения мелодию. Возможно, что запомнилась она не вполне достоверно, но что-то от ее все же осталось, что трогает души купцов, и новый хозяин скрипки исполняет ее по десять раз на дню.
Сама собой напрашивается параллель с современной поп-культурой, пытающейся воспроизвести традиции великого русского искусства в упрощенной, более доступной для массового потребителя форме. Современным купцам она тоже нравится.
«Скрипка Ротшильда», анализ рассказа Чехова, сочинение
Рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» был завершен автором в 1894 году и относится к позднему творчеству писателя. Многие исследователи монографий проводят параллель с рассказами Л.Н. Толстого: «Смерть Ивана Ильича» и «Хозяин и работник». Такие факты важны, чтобы понять влияние одного творчества на другое.
Рассказ начинается с экспозиции, где автор знакомит с действующими лицами, их мировоззрением и характерами. Развитие сюжет получает со смертью Марфы, которая толкает Якова на переживания бессмысленно прожитой жизни. Если бы этого не случилось, то жизнь изо дня в день так бы и шла своим чередом. Яков после переосмысления своего существования, настолько обескуражен идейной «слепотой», что даже на предложение заработка на свадьбе реагирует решительным отказом.
Почему рассказ получил такое заглавие? Ведь на протяжении всего чтения понятно, что в качестве главного героя фигурирует простой мужик Яков и его переживания о реальных и возможных убытках, которые он высчитывал на протяжении всей своей незамысловатой жизни. Скрипке же отведена особенная роль. Это вовсе не кусок дерева с несколькими бренчащими лесками, это душа Якова, необремененная подсчетом его убытков, которые всю жизнь застилают ему глаза. Лишь она может подарить временное успокоение Якову, и в эти моменты видно, что он дает себе отчет, насколько же нелепа его жизнь, насколько глупа и бессмысленна, что и смерть кажется избавлением.
Яков Матвеевич, по прозвищу Бронза – это простой мужик семидесяти лет, сильный, высокий, немного коренастый. Работает гробовщиком, а по совместительству играет на скрипке. Его очень расстраивает, когда случается, что знакомый богатый человек умирает в другом городе – для Якова это приличный убыток. Даже, понимая, что его жена Марфа умирает, он не жалеет ее, не проводит с ней последние часы, а оценивает когда же лучше сделать гроб: «…завтра Иоанна Богослова, послезавтра Николая Чудотворца, а потом воскресенье, потом понедельник – тяжелый день. Четыре дня нельзя будет работать, … значит, гроб надо делать сегодня». Поначалу героя не понять – кажется, что он убогий, зациклен на своих подсчетах и гробах. Но читая историю дальше, в душе просыпается жалость, ведь что-то должно было повлиять на него, возможно смерть ребенка, о котором становится известно в предсмертном монологе Марфы. Яков понимает никчемность своей жизни, его поражает, сколько было иных возможностей заработать деньги и получать с них доход, а он выбрал унылую профессию гробовщика. В этом и кроется конфликт характера героя.
Марфа – покладистая, нежная и добродетельная хранительница домашнего очага, которая ни разу не попрекала мужа и безукоризненно ему подчинялась, даже побаивалась. Автор делает Марфу прообразом мученицы, которая пронесла свой крест не ропща ни на жизнь, ни на мужа, и получила избавление от всего этого блаженной для нее смертью. Она прозрачна, ее словно нет, но после того как Марфы не стало, Яков понимает, что за всю жизнь не приласкал ее и относился как собаке или кошке. Второстепенный образ Марфы не эволюционирует в рассказе, но она принципиально важна для сюжета.
Ротшильд – это еврей, у которого общего с известным кланом банкиров лишь фамилия. Он робок и излишне эмоционален. Ротшильд играл в оркестре, в который изредка приглашали Якова. Отношения у них не сложились по инициативе Бронзы, которому и самому невдомек было, почему к Ротшильду столько презрения, желчи и желания поколотить его покрепче.
Концовка сильная по смыслу, но очень сложна для интерпретации. Итак, в конце концов, герой получает все, о чем думал в последние дни своей жизни: польза для другого (для Ротшильда), признание и память, увековеченная наигранной Яковом мелодией и Ротшильдом, которому досталась эта скрипка. И пусть не все знают, что мелодию сочинил Яков – музыкант, а не грубый гробовщик, зато все они получают удовольствие от ее прослушивания. Песня любима и понятна каждому. Передавая скрипку Ротшильду, Яков завещает ему вместе с ней и свою душу, но уже освобожденную от предрассудков.
- Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
- «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
- «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
- «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
- «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
- «О любви», анализ рассказа Чехова
- «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
- «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
- «Студент», анализ рассказа Чехова
- «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
- «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
- «Каштанка», анализ рассказа Чехова
- Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
- «Хирургия», анализ рассказа Чехова
- «Палата №6», анализ повести Чехова
По писателю: Чехов Антон Павлович
Антон Чехов. Скрипка Ротшильда
Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нем почти одни только старики, которые умирали так редко, что даже досадно. В больницу же и в тюремный замок гробов требовалось очень мало. Одним словом, дела были скверные. Если бы Яков Иванов был гробовщиком в губернском городе, то, наверное, он имел бы собственный дом и звали бы его Яковом Матвеичем; здесь же в городишке звали его просто Яковом, уличное прозвище у него было почему-то — Бронза, а жил он бедно, как простой мужик, в небольшой старой избе, где была одна только комната, и в этой комнате помещались он, Марфа, печь, двухспальная кровать, гробы, верстак и все хозяйство.
Яков делал гробы хорошие, прочные. Для мужиков и мещан он делал их на свой рост и ни разу не ошибся, так как выше и крепче его не было людей нигде, даже в тюремном замке, хотя ему было уже за семьдесят. Для благородных же и для женщин делал по мерке и употреблял для этого железный аршин. Заказы на детские гробики принимал он очень неохотно и делал их прямо без мерки, с презрением, и всякий раз, получая деньги за работу, говорил:
— Признаться, не люблю заниматься чепухой.
Кроме мастера, небольшой доход приносила ему также игра на скрипке. В городке на свадьбах играл обыкновенно жидовский оркестр, которым управлял лудильщик Моисей Ильич Шахкес, бравший себе больше половины дохода. Так как Яков очень хорошо играл на скрипке, особенно русские песни, то Шахкес иногда приглашал его в оркестр с платою по пятьдесят копеек в день, не считая подарков от гостей. Когда Бронза сидел в оркестре, то у него прежде всего потело и багровело лицо; было жарко, пахло чесноком до духоты, скрипка взвизгивала, у правого уха хрипел контрабас, у левого — плакала флейта, на которой играл рыжий тощий жид с целою сетью красных и синих жилок на лице, носивший фамилию известного богача Ротшильда. И этот проклятый жид даже самое веселое умудрялся играть жалобно. Без всякой видимой причины Яков мало-помалу проникался ненавистью и презрением к жидам, а особенно к Ротшильду; он начинал придираться, бранить его нехорошими словами и раз даже хотел побить его, и Ротшильд обиделся и проговорил, глядя на него свирепо:
— Если бы я не уважал вас за талант, то вы бы давно полетели у меня в окошке.
Потом заплакал. Поэтому Бронзу приглашали в оркестр не часто, только в случае крайней необходимости, когда недоставало кого-нибудь из евреев.
Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа, так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки. Например, в воскресенья и праздники грешно было работать, понедельник — тяжелый день, и таким образом в году набиралось около двухсот дней, когда поневоле приходилось сидеть сложа руки. А ведь это какой убыток! Если кто-нибудь в городе играл свадьбу без музыки или Шахкес не приглашал Якова, то это тоже был убыток. Полицейский надзиратель был два года болен и чахнул, и Яков с нетерпением ждал, когда он умрет, но надзиратель уехал в губернский город лечиться и взял да там и умер. Вот вам и убыток, по меньшей мере рублей на десять, так как гроб пришлось бы делать дорогой, с глазетом. Мысли об убытках донимали Якова особенно по ночам; он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче.
Шестого мая прошлого года Марфа вдруг занемогла. Старуха тяжело дышала, пила много воды и пошатывалась, но все-таки утром сама истопила печь и даже ходила по воду. К вечеру же слегла. Яков весь день играл на скрипке; когда же совсем стемнело, взял книжку, в которую каждый день записывал свои убытки, и от скуки стал подводить годовой итог. Получилось больше тысячи рублей. Это так потрясло его, что он хватил счетами о пол и затопал ногами. Потом снял счеты и опять долго щелкал и глубоко, напряженно вздыхал. Лицо у него было багрово и мокро от пота. Он думал о том, что если бы эту пропащую тысячу рублей положить в банк, то в год проценту накопилось бы самое малое — сорок рублей.