Чехов антон — студент

Краткое содержание

Студент духовной академии Иван Великопольский возвращался домой с охоты. И если днём погода была хорошая и тихая, то к вечеру стало неуютно и мрачно. С востока подул пронизывающий ветер, по лужам протянулись ледяные иглы, запахло зимой.

Всё это навевало на студента невесёлые мысли: он думал, что такой же ветер дул и много лет назад, и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре, и что во все времена были такая же бедность, невежество, тоска и мрак. Так будет и в будущем, снова будет зима, в которую будут мести снега и дуть ветры. Оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. Его семья тоже бедна, родители голодают. Из-за тяжёлых мыслей ему не хотелось домой.

В это время он подошёл ко вдовьим огородам около реки, где светился огонь. Огороды имели такое название из-за того, что их содержали две вдовы — мать Василиса и дочь Лукерья. Они недавно отужинали и теперь мыли котёл и ложки. Иван подошёл, чтобы немного погреться у костра, поздоровался с ними и начал диалог.

Он вспомнил, что так же в одну из холодных ночей грелся у костра апостол Пётр. Тогда студент завёл пламенную речь о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу, что пойдёт за ним и в темницу, и на смерть. Но Иисус ответил ему, что не успеет пропеть сегодня петух, как он трижды отречётся от него. Скоро Иуда предал Иисуса: тот оказался в руках мучителей, которые стали его бить. Его повели к первосвященнику. А Пётр трижды отрёкся от Иисуса и, вспомнив его слова, предрекающие такой исход событий, горько заплакал.

На этом моменте рассказа Ивана заплакала и Василиса, но стала тереть лицо рукавом, словно стесняясь своих слёз, а на лице её дочери появилось такое напряжённое выражение, будто она сдерживает сильную боль. Всё это заметил студент. Однако ему пора было уйти и двигаться дальше, поэтому он попрощался с женщинами и отправился в путь.

Но теперь настроение молодого человека совершенно изменилось. Он задумался: если Василиса и Лукерья заплакали и прочувствовали боль, то это не только потому, что он умеет трогательно рассказывать, а ещё и потому, что рассказанное близко им, понятно и имеет к ним какое-то отношение. Значит, они всем своим существом заинтересованы в том, что почти девятнадцать веков назад происходило в душе апостола Петра.

Эта мысль стала для Ивана главным аргументом того, что прошлое и настоящее тесно взаимосвязаны, а он сейчас стал свидетелем непрерывной цепи событий: дотронулся до одного её края, а дрогнул другой. Правда и красота, которые много веков назад направляли человеческую душу в саду и во дворе первосвященника, сохранились до настоящего времени и незримо присутствовали всегда и везде. Эти мысли заставили студента ощутить невыразимую радость, его сердце охватило сладкое ожидание счастия, а жизнь показалась ему чудесной и наполненной великим смыслом.

Можно выделить ключевые эпизоды для пересказа:

  • Тяжёлые думы студента, навеянные хмурой природой и холодным ветром.
  • Встреча с Василисой и Лукерьей.
  • Воспоминание эпизода из Евангелия.
  • Обретение студентом внутренней гармонии и понимание устройства мира.

Краткое содержание Маленький водяной Пройслера

В старом пруду, у мельницы жила семья водяных. Жили они так же, как и люди, вот только кругом была вода, их жилище находилось на самом дне водоема. Однажды, жена сообщила своему супругу, что у них родился сынок, и чтобы отец вел себя потише. Водяной был несказанно рад малышу. Ребенок был самым настоящим Водяным, только крохотным.

В честь дня рождения маленького Водяного, родители устроили праздник. На пир собрались водяные со всех окрестностей, так же прибыли приведения и духи. Гости прославляли малыша, и радовались его появлению на свет. Маленький Водяной выбрался из своей колыбели и плавал между гостями.

Когда малыш подрос, отец повел его знакомиться с окружающими обитателями пруда. Их было очень много, поэтому маленький Водяной не смог сразу их всех запомнить. Помимо различных рыб, улиток и червячков в пруду обитало еще много живых существ.

Маленький Водяной любил проводить свое время в лесу из водорослей. Там они с отцом играли в прятки. Один раз так наигрались, что пришлось карпу везти Маленького Водяного на своей спине домой, мальчик был обессилен.

В скором времени Маленький Водяной перезнакомился со всеми жителями пруда. Однажды они с отцом плавали у берега, мальчик из любопытства высунул голову на поверхность, там он увидел необычных стрекоз, а также настоящих людей. Отец велел спрятаться, люди не должны были их видеть.

С той поры Маленький Водяной старался выходить почаще на берег. Он постоянно сидел на веточке ивы и наблюдал за происходящим в наземном мире. Как – то раз, после очередных посиделок, мальчик вернулся домой, и ему стало плохо со здоровьем. Мама сказала, что если Водяной высохнет, то он может заболеть.

Мальчик любил кататься на мельничном колесе, и один раз, чуть не осушил пруд, за что и схлопотал от отца, еще Маленький Водяной ходил по дну водоема и собирал мусор, который люди кидали в пруд. Карп Купринус недоумевал, зачем ему весь этот хлам, но мальчику нравилось возиться с этими вещицами. Однажды этот хлам помог напугать рыбака, удившего на пруду рыбу, за что карп был благодарен мальчику.

Летним погожим деньком, маленький Водяной познакомился с настоящими людьми, с тремя мальчиками. Ребята очень подружились. Однако карп Купринус, не одобрял такого знакомства, он считал, что человеческие дети обязательно предадут Маленького Водяного, но дети доказали обратное.

Прошло время, пруд покрылся льдом, наступила зима. Водяным положено в это время спать. Маленький Водяной, лежа в своей кроватке, думал о своих новых друзьях и обо всех приключениях, которые с ним произошли этим летом, он засыпал.

Сказка учит доброте и дружбе.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание Чехов Студент

Студент семинарии (будущий церковный батюшка или настоятель монастыря) идёт в непогоду домой. Много внимания уделяет он этому холодному ветру, дождю, грязи. Молодой человек размышляет о том, что и сотни лет назад мог быть точно такой вечер, с такой промозглой погодой и ощущением одиночества. Его одолевают грустные мысли о том, что и через сотни лет будет такая же тоска и грязь. Ему кажется, что самой природе жутко от её состояния. Надвигается зима, всем грустно.

Замерзший и усталый Иван не мог бы не подойти к костру, который развели две женщины в конце огородов. Они встречают его приветливо. Родственницы не очень похожи друг на друга: статная и бодрая Василиса степенна, улыбчива, привыкла к общению с господами, а Лукерья забита мужем, вечно испугана, напоминает глухонемую. Грустные мысли напоминают студенту евангельскую историю о предателе Петре. Иван говорит, мол, вот в такой же промозглый вечер и Петр грелся у костра. Он напоминает женщинам историю того, как Христос был оставлен своим учеником. Женщины очень внимательно слушают. В финале его истории Василиса плачет, а Лукерья смущается.

Реакция крестьянок переворачивает мировоззрение юноши, дарит надежду, вдохновляет… Иван понимает, что всё в этом мире не зря. Не просто так жертвовали собой первые христиане, апостолы, не забыта жертва Иисуса. И не просто это остаётся фактом в людской памяти, а страшное событие через такие долгие годы может вызывать эмоциональный отклик даже у простых людей. Пусть и в будущем будет иногда плохая погода – это не так уж страшно, если людские сердца сохраняют главное. Сердца людей открыты, сопереживание делает его ещё мягче – более живым и настоящим.

Студент получает один из самых важных уроков (о сочувствии, о продолжении жизни) не в духовной семинарии, хотя там, наверняка, много об этом рассказывается, а в жизни – у простых людей.

Представ в начале рассказа грустным и пессимистичным, после разговора с женщинами Иван снова обретает радость, веру в жизнь, надежду на всё хорошее. Студент будто бы, действительно, сдал важный экзамен, получил важнейший урок.

Оцените произведение:

  • 3.21

Голосов: 146

Читать краткое содержание Студент. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

  • Анна на шее
  • Аптекарша
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька Жуков
  • Вверх по лестнице
  • Вишневый сад
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов (пьеса)
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата номер 6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Черный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Полный текст и аудиоверсия

Полный текст рассказа «Студент» можно прочитать в «Викитеке».

В формате аудиокниги его можно бесплатно послушать на YouTube:

Вечер Страстной пятницы, раняя весна. Иван Великопольский, сын сельского дьячка и студент духовной академии, возвращается домой с охоты. Холодает, кругом мрачно и темно.

Студент ёжится от холода и думает, что точно так же дул ветер и при князе Рюрике, и при Петре Великом. Что при них царили такие же голод, бедность и безысходность. И так будет еще тысячу лет, грустно размышляет Иван.

Он выходит к костру, где только что закончили ужин две вдовы – старуха-мать Василиса и ее дочь Лукерья. Студент подходит к огню и здоровается.

Василиса, слушая размышления будущего священника, начинает плакать. Студент прощается и уходит. Дует по-зимнему холодный ветер, и ему не верится, что уже послезавтра наступит Пасха. Иван думает о слезах Василисы: раз она плакала, значит случившееся тогда с Петром имеет отношение к ней и ко всем ныне живущим людям!

Он остро чувствует связь времен, и ему вдруг становится радостно: настоящее и прошлое связаны непрерывной цепью причин и следствий. Студент ощущает, что дотронулся до одного конца этой цепи и увидел, как дрогнул другой ее конец.

Иван осознает, что века проходят, а главными в мире остаются правда и красота. Студенту всего 22 года, впереди у него вся жизнь, и она кажется Ивану чудесной, восхитительной и полной высокого смысла.

Иллюстрация Ивана Симакова

Анализ и смысл произведения

«Студент» относится к позднему, зрелому творчеству Чехова. Этот короткий рассказ называют загадочным, рассуждают о его глубоком религиозно-философском смысле. Например, о том, что в этом произведении Чехов находит ответ на экзистенциальный вопрос об одиночестве и смысле человеческого существования.

«Студент» – рассказ отчасти уникальный. Антон Павлович Чехов был далек от библейских и мифологических сюжетов, отмечал литературовед А.П. Чудаков в книге «Поэтика Чехова». А в этом произведении причудливо соединяются обыденное и возвышенное, библейское: возвращение бедного студента с охоты и мысли о неразрывности времени, смысле жизни.

Элементы антуража в рассказе – костер, холод, ночь – по эмоциональной значимости играют роль не менее важную, чем слова, мысли и действия людей, указывал ученый.

Кроме того, в рассказе показана тесная связь природы с человеческой душой. У Чехова «человек “оприрожен”, природа — очеловечена», объяснял Чудаков.

Можно сказать, что для Чехова характерен именно «библейский» стиль, полагал Александр Чудаков: «Простота и естественность сочетания бытового и высокого, частного и всемирного – те черты общебиблейской поэтики, к которым тяготел Чехов».

При этом композиция рассказа «ближе всего к лирическому стихотворению с его повторением, варьированием тем и мотивов, игрой образов-символов», указывал литературовед.

Рассказ начинается с того, что главный герой ощущает связь времен через холодный ветер и мысль о вечных нищете и горе. Однако к концу рассказа с ним происходит перемена: он видит эту же связь в том, что жизнь удивительна и полна смысла. В этом и есть тот оптимизм, который, по мнению Чехова, мог перевесить пессимизм прочих его произведений.

История создания

Год написания «Студента» точно неизвестен. Исследователи предполагают, что произведение появилось в том же году, что и было опубликовано – в 1894. Тогда писатель пребывал в Ялте, писал книгу «Остров Сахалин». В письмах А. Суворину Антон Павлович рассказывал, что в Крыму писал прозу. Впервые произведение увидело мир в журнале «Русские ведомости». Позже студент вошел в сборник «Повести и рассказы», но перед изданием автор доработал свой рассказ.

Исследователи жизни и творчества писателя предполагают, что толчком к написанию стали воспоминания А. П. Чехова о детстве, проведенном в церковной лавке отца, о пении в церковном хоре.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых крутых —

Читать «Студент» полностью

Сюжет

Однажды холодным весенним днем дьяковский сын — Иван Великопольский возвращался домой «с тяги». Постепенная смена погоды, которая застала его в пути, отражалась на настроении студента. Звуки, исходящие от птиц, являлись подтверждением, что в лесу есть кто-то живой. Это радовало молодого человека. Но вскоре наступили сумерки, а вместе с ними чувство страха, озноба и одиночества.

Умиротворение Ивана сменилось беспокойством. В его голове всплыли воспоминания из недавнего прошлого. Это было голодное время, время нищеты и болезней, о чем говорила обстановка в доме его родителей.

Тщетно разогревая замерзшие пальцы, его мучило чувство неприязни ко всему этому. Он был уверен, что дома его ждет та же картина, от которой он ушел — это наводило на него уныние.

Но в это же время, молодой человек понимал, что наряду с его проблемами существовали и существуют подобные вопросы у многих людей. Его не покидало ощущение, что в жизни все повторяется год за годом. Что эти вопросы созвучны и с прошлым, и связаны с будущим. То есть они тянутся из далекого прошлого.

Его размышления были прерваны встречей с двумя женщинами — Василисой и ее дочерью Лукерьей, находившимися на огороде. Студенту стало приятно оказаться в такую холодную погоду, напоминающую зиму, рядом с их огнем.

Неожиданно ему пришла мысль, что эта ситуация напоминала один из библейских сюжетов, когда так же как и он сам, апостол Петр грелся у костра. Иван озвучил свои мысли, тогда вместе с Василисой они вспомнили предательство Иисуса Иудой.

Иван Великопольский с удивлением замечает смущение Лукерьи, а слезы Василисы ему кажутся искренними. Воспоминание евангельской истории отречения Петра от Христа оставляет глубокий след в душе каждого из присутствующих. Студент задумывается о том, что во всем есть глубинный смысл. Чтобы его познать, нужно внимательно относиться к окружающим, у которых есть своя судьба, своя тайна. А память о давних сюжетах подчеркивает, что даже через века люди хранят то, что является подлинным искусством, примером для подражания. Каждый может черпать для себя многое полезного из Библии, так как люди остаются всегда одинаковыми во все времена. От подобных раздумий Иван стал умиротворенным, почувствовал как внутри него разливалось ощущение счастья.

Рассказ А. П. Чехова «Студент» учит уметь находить связь времен, чтобы правильно анализировать поступки людей, видеть вокруг только хорошее, ценить каждый момент в своей жизни.

Мечта о собственном дереве

Потеряв способность слышать, мальчик Витя обретает свой собственный мир. Он начинает смотреть на все вокруг совсем другими глазами. Отдаленный и заброшенный уголок огорода становится его любимым местом, о котором он никому не рассказывает. Это место заросло крапивой и коноплей. Иногда туда прилетала небольшая птичка, мухоловка. Вите очень нравилось наблюдать за тем, как она чистит свои перышки и прыгает по веточкам. Попытка птички вывести птенцов закончилась плачевно, так как до гнезда, спрятанного под лопухом, добралась кошка и съела всех птенчиков. Витя мечтает посадить и вырастить большое дерево, чтобы птицы отовсюду прилетали на него и вили там гнезда, вне досягаемости кошки.

Далее в произведении «Деревья растут для всех», краткое содержание которого предлагается вниманию читателей, рассказывается о том, как мальчик Витя нашел небольшой росток и решил заботиться о нем, чтобы вырастить дерево своей мечты. Бабушка, увидев саженец, сказала, что это всего лишь небольшой кустик гречихи. Витя очень расстроился и постепенно забыл о своей мечте, так как здоровье его улучшалось и ему позволили гулять на улице с друзьями.

Анализ и смысл

Проводя анализ «Студента» Чехова, можно увидеть, что путь – это важный символ в произведении. Молодой человек возвращается домой, а автор проводит его от мрачного мировосприятия к обретению надежды и счастья. Таким образом, он проходит не столько физический, сколько духовный путь.

Проблематика произведения затрагивает вопросы бедности – причём как материальной, так и духовной. Эти проблемы взаимосвязаны. Иван происходит из бедной семьи сельского дьячка: отец болеет и кашляет на печи, босая мать на полу чистит самовар. Великопольские могли бы провести Великую пятницу в церкви, но вместо этого вынуждены заниматься бытом. Сам Иван тоже отправился на охоту не ради развлечения. Домой ему возвращаться не хочется, ведь там он опять столкнётся с нищетой и голодом.

Из этого вытекает и духовная бедность: молодой человек теряет надежду и думает о том, что такой пронизывающий ветер дул во все времена, будет дуть в будущем, а изменить что-либо уже невозможно: и нищета, и голод, и невежество, и обречённость будут всегда. Он утрачивает веру, а уныние – это, как известно, грех. Он сталкивается с отчаянием и малодушием, с какими столкнулся и апостол Пётр, отрёкшийся от Иисуса в трудную минуту.

Но слёзы Василисы заставляют Ивана о многом задуматься. Смысл «Студента» Чехова заключается в цитате, приведённой в тексте произведения: «…правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Осознание этого помогает молодому человеку выйти из тяжёлого состояния и обрести счастье и радость. Более того, в этом он видит смысл жизни.

Ещё одна важная тема, затронутая в рассказе – взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Иван Великопольский видит тонкую нить, которая незримо связывает все эпохи, а он способен не только коснуться прошлого и настоящего, но и приоткрыть эту таинственную завесу для других – своих малограмотных слушательниц.

Жанр и композиция

Жанр «Студента» Чехова – рассказ, так как произведение небольшое по объёму, повествует об одном эпизоде из жизни главного героя, а количество персонажей ограничено. Однако некоторые исследователи утверждают, что в нём присутствуют признаки притчи и проповеди, поскольку в текст мастерски вплетена глава из Евангелия, а Иван Великопольский посредством обращения к библейской истории и общения с вдовами обретает надежду и просветление. Но всё же текст далёк от церковной проповеди: герой всего лишь ведёт беседу на религиозную тематику.

Произведение имеет линейную композицию: повествование движется по порядку от экспозиции к развязке. Всё начинается с описания природы: хорошая весенняя погода быстро уступает место холоду зимы, которая пока ещё не хочет сдаваться. В дальнейшем композиция строится следующим образом:

  • Студент замечает огонь и подходит к вдовам поговорить – завязка.
  • Слёзы Василисы, впечатлённой рассказом – кульминация. С этого момента начинается духовное перерождение Ивана.
  • Возвращение домой в приподнятом настроении – развязка.

Автор использует приём художественной выразительности – раскрытие настроения героя через описание природы. Сама атмосфера в тексте наталкивает на философские размышления о вечном. В начале и в конце рассказа эти описания очень отличаются: в начале читатель может почувствовать безнадёжность и мрачность через демонстрацию унылого леса, луга, села, холодного ветра, воспоминания о бедной семье героя. В конце же читатель вместе со студентом ощущает затаённое ожидание счастья, молодость, силу, радость и ждущий дом.

Анализ и смысл

Проводя анализ «Студента» Чехова, можно увидеть, что путь – это важный символ в произведении. Молодой человек возвращается домой, а автор проводит его от мрачного мировосприятия к обретению надежды и счастья. Таким образом, он проходит не столько физический, сколько духовный путь.

Проблематика произведения затрагивает вопросы бедности – причём как материальной, так и духовной. Эти проблемы взаимосвязаны. Иван происходит из бедной семьи сельского дьячка: отец болеет и кашляет на печи, босая мать на полу чистит самовар. Великопольские могли бы провести Великую пятницу в церкви, но вместо этого вынуждены заниматься бытом. Сам Иван тоже отправился на охоту не ради развлечения. Домой ему возвращаться не хочется, ведь там он опять столкнётся с нищетой и голодом.

Из этого вытекает и духовная бедность: молодой человек теряет надежду и думает о том, что такой пронизывающий ветер дул во все времена, будет дуть в будущем, а изменить что-либо уже невозможно: и нищета, и голод, и невежество, и обречённость будут всегда. Он утрачивает веру, а уныние – это, как известно, грех. Он сталкивается с отчаянием и малодушием, с какими столкнулся и апостол Пётр, отрёкшийся от Иисуса в трудную минуту.

Но слёзы Василисы заставляют Ивана о многом задуматься. Смысл «Студента» Чехова заключается в цитате, приведённой в тексте произведения: «…правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Осознание этого помогает молодому человеку выйти из тяжёлого состояния и обрести счастье и радость. Более того, в этом он видит смысл жизни.

Ещё одна важная тема, затронутая в рассказе – взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Иван Великопольский видит тонкую нить, которая незримо связывает все эпохи, а он способен не только коснуться прошлого и настоящего, но и приоткрыть эту таинственную завесу для других – своих малограмотных слушательниц.

Реакция слушательниц на рассказ Ивана

Наверное, в кратком содержании «Студента» Чехова нет смысла приводить библейскую историю полностью. Она и так известна многим. Во время Тайной вечери Иисус предсказал одному из своих учеников, что тот отречется от него в эту же ночь до того, как трижды успеет пропеть петух.

Так оно и случилось. Преданный Иудой и взятый на поругание Спаситель терпел муки, а Петр каждый раз, когда его спрашивали, не был ли он вместе с Иисусом, отвечал: «Нет, я не знаю его». И когда понял Петр, что предсказание Учителя полностью сбылось, из его груди вырвались громкие рыдания позднего раскаяния.

Окончил Иван свой рассказ и тяжело вздохнул. Но больше всего его поразило то, что он увидел на лицах слушавших его женщин. Василиса перестала улыбаться, по ее щекам покатились крупные слезы. Лукерья напряглась, покраснела, как бывает с человеком, испытывающим сильную боль.

Характеристика героев рассказа

Рассказчик

Рассказчик —  мальчик одиннадцати лет, от лица которого ведется повествование. Вырос в деревне в бедной многодетной семье, без отца. Способный, смышленый, но скромный и «диковатый», очень худой из-за недоедания, стесняется своего положения. В деревне его уважали, обращались к нему за помощью, а в райцентре он одинок, ни с кем из сверстников не сдружился.

Лидия Михайловна

Лидия Михайловна — учительница французского языка и классный руководитель главного героя-рассказчика, красивая молодая женщина примерно 25 лет, брюнетка с короткой стрижкой. Представляется герою утонченной и загадочной, под стать предмету, который преподает.

По словам героини, в детстве она была непослушным ребенком. Не похожа на «типичного учителя» того времени. Живет, по меркам эпохи, обеспеченно, имеет квартиру в «учительском доме». Добрая и сочувствующая, понимающая женщина.

Талантливый педагог и порядочный человек, уважает ученика, не смотрит на него свысока, относится по-человечески и стремится помочь, не унизив его и не демонстрируя своё превосходство, материальное, статусное и возрастное. Ради этого поступает «не педагогично», осознает свою вину, но человечность для неё оказывается важнее карьеры.

Василий Андреевич

Василий Андреевич — строгий директор школы, как педагог является противоположностью Лидии Михайловны.Он из тех учителей, кто добивается уважения через страх. Персонаж говорит громко, часто отчитывает учащихся. Любимое выражение «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?» – с этой фразой он обращается к провинившимся школьником. Вызов к нему «на ковер» напоминает допрос и часто заканчивается слезами учеников. По мнению героя, директор будто бы специально этого добивается.

Второстепенные герои

Эпизодические и фоновые персонажи — это учащиеся школы, жители деревни и райцентра, Распутин высвечивает типажи, создает ёмкие и яркие образы.

Мать рассказчика — деревенская женщина, одна воспитывает троих детей, волевая и достаточно умная, хотя образования не имеет и грамотой не владеет. Хорошая мать, отправляет сына в райцентр для его же блага, переживает за него, старается помочь, чем может, присылая продукты, а иногда и деньги.

Вадик — старший в компании игроков в «чику», признанный авторитет, семиклассник, рослый и крепкий, носит рыжую челку. При игре хитрит, это все понимают, но уличить не решаются. Отличается грубостью и жестокостью.

Птаха — одноклассник героя-рассказчика, пришел к ним в класс в начале третьей четверти. Ранее герой его не встречал. Оказалось, что Птаху оставили на второй год, но до января он школу не посещал. Описывается как «большеголовый, коренастый, стриженый под машинку». Дружит с Вадиком и потакает ему, не имеет собственного мнения, жесток и драчлив. «Птаха» — прозвище персонажа, личное имя в тексте не упоминается.

Тишкин — одноклассник героя, суетливый, робкий. Постоянно рвался отвечать, тянул руку, а когда вызывали, часто терялся у доски и молчал.

Тетя Надя — знакомая семьи главного героя, хозяйка квартиры, в которой он поселился, приехав в райцентр. «Крикливая и замотанная женщина», мать троих детей.

Федя — младший сын тети Нади, приводит героя в компанию игроков в «чику».

Дядя Илья — деревенский житель, пожилой мужчина, сосед семьи главного героя, прослыл прижимистым, скупым стариком, но когда герой помогает ему по таблице узнать о его выигрыше 400 рубелей по облигации, он отблагодарил его ведром картошки.

Дядя Ваня — деревенский житель, водитель, ездит на «полуторке», привозит мальчику продукты, которые передает мать.

Тематика работы

В основу рассказа «Студент» положены вечные вопросы человеческого бытия. По этой причине тематика произведения получилась разнообразной:

Религия — ключевой вопрос. Лирический герой появился на свет и вырос в семье верующих. На первый взгляд может сложиться впечатление, что он знает православные обряды и библейские каноны наизусть, регулярно посещает храм. Однако на самом ли деле этого достаточно? Например, в пасхальную неделю мужчина отправляется на охоту, а не посещает церковь, где должен молиться. Чехов считает, что Божьи заповеди следует постигать самостоятельно, а не просто читать молитвы против собственной воли.
Радость жизни

Иван из-за различных бытовых трудностей и нищеты потерял вкус к жизни, однако сумел почувствовать его снова, когда понял, насколько важно для людей то, чем он занимается.
Историческая память. Едва ли не главной темой произведения является связь времен

Благодаря осознанию прошлого герой нашел себя в настоящем. Иван сумел ощутить единение с Господом, став участником событий Страстной недели. Праздник воскрешения Христа автор выбрал неслучайно, ведь именно он связан с очищением человеческой души.
Вера. Благодаря переживаниям и слезам Василисы рассказ не только приобретает драматизм, но и приводит Ивана к осознанию собственного предназначения в мире. Мужчина начинает по-настоящему верить в себя и своё призвание, что становится для него намного важнее религиозности.

Главная мысль

Основная идея рассказа «Студент» заключается в том, что каждый может обрести просветление, несмотря на огромные проблемы в жизни. Чехов хотел, чтобы любой, кто прочитает этот рассказ, обрел свое призвание так же, как и Иван через библейскую историю. Эта книга учит верить и надеяться на то, что жизнь может измениться в лучшую сторону.

Смысл произведения «Студент» в том, что каждый может обрести счастье и неважно, в каком социальном статусе он находится и какие проблемы окружают. Даже повествование о Петре оборвалось на трагичной ноте, чтобы читатель вспомнил только радостный финал

Иван обрел счастье и покой, когда до недавнего времени этого и не ждал. А теперь жизнь для него кажется прекрасной и восхитительной.

Проблема

Проблематика рассказа «Студент» не менее увлекательна. Если этот раздел нужно дополнить, напишите об этом Многомудрому Литрекону.

  1. Основная проблема — уныние . Каждый человек приходит к разочарованию, когда не находит своего места в мире. Особенно этому подвержены молодые люди, которым не хватает терпения для достижения целей.
  2. Эта проблема связана со следующей – отчаяние . Иван теряет всякую надежду на лучшее. Он не хочет возвращаться домой, ведь уже ничего нельзя изменить.
  3. Не менее важна проблема бедности . Сам рассказ начинается с того, что студент впадает в отчаяние из-за материального благополучия. Отец болен, а мать пытается тянуть на себе все хозяйство. Можно сказать, что охота для студента – это не развлечение, а нужда для выживания.
  4. Проблема малодушия . Евангельский Петр казался трусом, но не для Ивана. Студент словно вынырнул из своих раздумий, которые происходили в предыдущих событиях. Иван начинает понимать всю ценность жизни. С этого момента он переходит на новый уровень понимания библейского текста. Петр был обыкновенным человеком и боялся умереть, поэтому отрекся от Христа. Но потом он смог перебороть страх.
  5. Неувереность в себе . Иван не верил в себя и не видел ценности своего призвания. Но проповедь двум женщинам открыла ему необходимость духовного призвания для русского народа.

Таким образом, автор затронул в рассказе несколько остросоциальных и нравственных проблем о понимании жизни и ее ценности.

Реакция слушательниц на рассказ Ивана

Наверное, в кратком содержании «Студента» Чехова нет смысла приводить библейскую историю полностью. Она и так известна многим. Во время Тайной вечери Иисус предсказал одному из своих учеников, что тот отречется от него в эту же ночь до того, как трижды успеет пропеть петух.

Так оно и случилось. Преданный Иудой и взятый на поругание Спаситель терпел муки, а Петр каждый раз, когда его спрашивали, не был ли он вместе с Иисусом, отвечал: «Нет, я не знаю его». И когда понял Петр, что предсказание Учителя полностью сбылось, из его груди вырвались громкие рыдания позднего раскаяния.

Окончил Иван свой рассказ и тяжело вздохнул. Но больше всего его поразило то, что он увидел на лицах слушавших его женщин. Василиса перестала улыбаться, по ее щекам покатились крупные слезы. Лукерья напряглась, покраснела, как бывает с человеком, испытывающим сильную боль.

Жанр и композиция

Жанр «Студента» Чехова – рассказ, так как произведение небольшое по объёму, повествует об одном эпизоде из жизни главного героя, а количество персонажей ограничено. Однако некоторые исследователи утверждают, что в нём присутствуют признаки притчи и проповеди, поскольку в текст мастерски вплетена глава из Евангелия, а Иван Великопольский посредством обращения к библейской истории и общения с вдовами обретает надежду и просветление. Но всё же текст далёк от церковной проповеди: герой всего лишь ведёт беседу на религиозную тематику.

“Маттео Фальконе” – краткое содержание новеллы Проспера Мериме

Произведение имеет линейную композицию: повествование движется по порядку от экспозиции к развязке. Всё начинается с описания природы: хорошая весенняя погода быстро уступает место холоду зимы, которая пока ещё не хочет сдаваться. В дальнейшем композиция строится следующим образом:

Студент замечает огонь и подходит к вдовам поговорить – завязка.
Слёзы Василисы, впечатлённой рассказом – кульминация. С этого момента начинается духовное перерождение Ивана.
Возвращение домой в приподнятом настроении – развязка.

Автор использует приём художественной выразительности – раскрытие настроения героя через описание природы. Сама атмосфера в тексте наталкивает на философские размышления о вечном. В начале и в конце рассказа эти описания очень отличаются: в начале читатель может почувствовать безнадёжность и мрачность через демонстрацию унылого леса, луга, села, холодного ветра, воспоминания о бедной семье героя. В конце же читатель вместе со студентом ощущает затаённое ожидание счастья, молодость, силу, радость и ждущий дом.

Главные герои и их характеристика

простые и малообразованные женщины. именно эмоции этих девушек – слезы – заставляют юношу по-новому взглянуть на мир. и несмотря на то, что они в общем-то ничего не смыслят в библейском тексте, они смогли его прочувствовать и понять на уровне ощущения.

Тематика в произведении «Студент» – это вечные вопросы человечества:

Историческая память. Связь времен – это основная тема в рассказе «Студент». Благодаря пониманию прошлого, Иван обрел себя в настоящем. Он почувствовал единение с Христом. Главный герой становится участником событий недели перед Пасхой. Ведь неспроста выбран именно этот праздник – он связан с очищением души.

Религия. Ставится ключевой вопрос: что такое настоящая религия? Главный герой родился и вырос в религиозной семье. Казалось бы, он знает наизусть Библию, ходит в церковь и знаком со всеми православными обрядами. Но достаточно ли этого? В пасхальную неделю Иван возвращается с охоты, а не с церкви, где по правилам должен был молиться. Автор говорит о том, что религию нужно осознать самостоятельно, а не молиться вопреки своей воли.

Вера. Благодаря слезам Василисы, повествование приобретает не просто драматизм, но и приводит героя к логическому пониманию своей роли в мире. Иван наконец-то обретает истинную веру в себя и в свое призвание, а для него это гораздо важнее религиозности.

Радость жизни

Из-за нищеты и многочисленных бытовых трудностей Иван потерял радость существования, но смог снова почувствовать ее, когда осознал, как важно для людей то, чему он посвятил себя.

Смысл названия

Студент – это ученик высшего учебного заведения. Обычно студенты — небогатые молодые люди, которые все свое свободное время уделяют учебе. А у Чехова студент – это человек, который стремится получать духовные знания. Он находится на сложном и долгом пути приобретения. Он осознает, как связаны прошлое и настоящие, благодаря своим знаниям. Двигаясь от частного к общему, студент выходит на новый уровень познания. Чехов подчеркнул, что Иван учится в духовной академии, что объясняет движение главного героя к получению божественной истины.

Неспроста выбрано имя Иван (Иоанн). В переводе с древнееврейского означает «Бог милует».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: