Аполлон

Краткое содержание сказки «Тараканище»

Как-то раз на своем транспорте ехали восемь зверей. Поездка была веселой, все ехали и смеялись. Но вдруг перед ними выступил Огромный таракан, который стал угрожать зверям, что съест их.

Все звери сильно напугались, затряслись от страха.

Гиппопотам предложил за вознаграждение (подарит еловую шишку) сразиться кому-нибудь с тараканом.

Ради шишки все сначала набросились на таракана. Но потом они испугались, и таракан стал повелителем.

Он стал приказывать им, что они должны были для него делать. Попросил ужин, а потом приказал отдать на ужин каждому своего ребенка.

Звери начали плакать, они не хотели расставаться с детьми.

Прискакавший внезапно Кенгуру стал грубить и смеяться. Вдруг прилетел откуда ни возьмись маленький воробей и проглотил таракана, как будто его и не было вовсе.

Все обрадовались, что теперь с ними и их детьми будет все в порядке.

Детство

Примечательно, что Рея оставила Зевса на попеченье нимф. А охранять его поставила куретов – демонов растительных сил, являющихся спутниками Реи. Они же и спасли маленького Зевса. Когда он начинал плакать, то куреты начинали пускаться в пляс и били копьями о щиты, дабы Кронос не услышал плач младенца. Зевс же, наоборот, едва только видел эту пляску, то воспринимал ее как колыбельную, переставал плакать и затихал.

Не забыл Зевс и нимф. Так, например, Малфею он поселит на небе, в виде созвездия Козерога, как только взойдет на Олимп. Однако один рог он у нее заберет и отдаст другим нимфам. Этот рог, впоследствии, и станет рогом изобилия.

Периодически Зевса навещала и мать. Она-то ему и рассказала о том, кем он является на самом деле. Жестокость Кроноса разожгла в душе Зевса лютую ненависть, и он поклялся свергнуть отца. Так проходили юные годы молодого Зевса, пока он не вырос и не стал юным Богом.

Сражение богов и титанов

Узнав о своей истории, осознав, чего хочет добиться в жизни, Зевс решил, что намерен свергнуть отца. Конечно, ему необходимы были помощники. И здесь меня действительно восхищает сплочённость соратников Зевса.

Некоторые титаны присоединились к нему (например, Океан), став надёжной поддержкой. Также Зевс попросил помощи у циклопов, одноглазых великанов, которых Кронос заключил в подземелья. Они выковали ему перуны (молнии), которыми он ловко наносил удары.

Зевс – могущественнейший бог Древней Греции / Mauro Cesar / maurocesartattoo.artstation.com

В бою с Кроносом Зевс проявил себя как бесстрашный воин. Античные авторы рассказывают, что это сражение длилось очень долго. Удары перунов и ответные выпады титанов сотрясали землю. Я думаю, тут подразумевались вполне реальные события, катастрофы, произошедшие в древности. Вот только в воображении людей они превратились в грандиозный бой правителя мира и его сына.

Как вы догадались, предсказание, что получил Кронос, сбылось. Одержав победу над страшным чудовищем Тифоном Зевс стал абсолютным владыкой мира, его отцу пришлось смириться с участью свергнутого правителя. Братья и сёстры Громовержца были освобождены и стали соратниками бога.

Популярные сегодня пересказы

  • Лафертовская маковница — краткое содержание повести Погорельского В районе Проломной заставы в Москве жила когда-то старуха-гадалка. Прозвище она получила Лафертовская Маковница. В народе она слыла ведьмой, хотя говорить об этом вслух многие боялись.
  • Толстой А. Н. Толстой Алексей Николаевич родился 10 января 1883 года. Кто был отцом мальчика не ясно до сих пор, однако известно, что его мать — А. Л. Толстая — ещё будучи беременной бежала от графа Толстого
  • Счастье — краткое содержание рассказа Чехова Главными героями произведения являются два пастуха. Первый – молодой человек, с густыми бровями и без усов. Второй – пожилой мужчина, у которого уже выпали зубы. Лицо уже было старым и тряслось от старости
  • Гамлет Щигровского уезда — краткое содержание рассказа Тургенева История относится к циклу Записки охотника и рассказывает о том, как главный герой отправляется гостить к холостому помещику. Этот помещик является убежденным холостяком и он собирает у себя похожее общество

Божественный Олимп — престол Зевса

И поныне возвышается на древней земле Эллады горная гряда Олимп, овеянная множеством легенд о великом Зевсе — первым избравшем это место в жилище богам. Здесь — по легенде — Зевс, окруженный богами и богинями, устраивал свои царские пиры, на которых решались судьбы мира.

Далеко внизу, в земной долине, жили люди, подверженные переменам, в их жизни радость сменяется горем, благоденствие — трудностями. Боги же всегда были радостны и спокойны. Справедливый Зевс уверенно чувствовал себя на троне верховного правителя.

Его окружали — богиня мира Ирена, богиня победы крылатая Ника, богиня радуги Ирида. Здесь же — супруга Зевса, богиня семьи Гера, их дети, и друзья — боги. Они вкушали нектар и амброзию, любовались танцами и пением прекрасных муз.

А Зевс решал, кого из людей наказывать, а кого миловать, кого одарить, а кого обделить. В распоряжении Зевса были два огромных сосуда — один с добром, а другой со злом. Оттуда черпал громовержец свои дары и посылал людям, соответственно добрым или злым делам каждого.

В соответствии с этим представлением и жили древние эллины, на таком мироощущении зиждилась древнегреческая цивилизация, впоследствии оказавшаяся готовой — как ни одна другая из язычников — принять весть о Христе.

Смотрите это видео на YouTube

Эрато – Музы любовной поэзии

Рекомендуем по теме

Аид Афродита Локи

Помимо прочего, Эрато была не только ответственна за любовную и свадебную поэзию, но и в целом, была покровительницей настоящей любви и брака. В особенности муза любила любовные, романтические и даже эротические произведения, авторов которых она и вдохновляла.

Очень часто ее сопровождал сам Эрос. Кроме того, Музу не менее часто наблюдали в компании Аполлона. И не удивительно, ведь Муза настолько искусно передавала произведения любимых авторов, что не оставляла равнодушными ни смертных, ни бессмертных.

Изображается Эрато как красавица, на голове которой расположен венок из роз, а в руках у нее либо музыкальный инструмент, либо одна из золотых стрел Эроса.

Урания – Муза астрономии

Как и история, астрономия у древних греков считалась искусством, а не наукой. И покровительницей этого искусства стала Муза Урания. Параллельно с этим, Урания покровительствовала всем, прилегающим к астрономии, наукам. Она-то и считалась одной из мудрейших дочерей Зевса, причем не только среди Муз, а вообще.

Говорят, что Урания могла читать прошлое и будущее, по расположению звезд. Помимо этого, она была невероятно сильной, и силу свою она почерпнула у отца Зевса, тогда как красоту, грацию и чувство прекрасного – от матери Мнемосины.

Практически всегда Урания изображается красивой, хорошо сложенной женщиной, держащей в руках глобус, циркуль или другие научные приспособления.

Музы в мировом искусстве

Как и остальные представители Олимпа, Музам посвящали храмы. В некоторых странах, они сохранились и по сей день, либо же сохранились упоминания о них. Вот только назывались они не полноценными храмами, а «Мусейонами», прародителями современных музеев.

Легенда гласит, что именно в одном из мусейонов и была обоснована знаменитая александрийская библиотека. Вот только значение мусейонов в древности – было несколько иным, чем в современных музеях. Тогда они считались культурными центрами, где работали ученые, накапливались произведения искусства, размножались рукописи.

Кстати говоря, Музы упоминаются и в русской литературе. Тот же Пушкин писал: «Являться муза стала мне», в Евгении Онегине.

Да и вообще, многие люди, работающие в сфере культуры, до сих пор верят в муз, и все также ждут, когда к ним придет источник вдохновения.

Влияние Муз на греческую мифологию

Что касается влияния Муз на общую историю – то оно не так уж и велико. Да, безусловно Муз любили практически все, но героических подвигов они не совершали, в сражениях – не участвовали, а мужей (за редким исключением) – из семей не уводили. Возможно, именно поэтому они достаточно редко упоминаются и рассказах, мифах и легендах.

Вопрос эксперту
Назовите, пожалуйста, самую влиятельную Музу Древней Греции.

Сложно сказать, ведь каждая из них была сильна в своей стихии. Выделить можно, разве что, Уранию, Каллиопу и Эвтерпу. С первой – советовались, ко второй – прислушивались, а в третью – мгновенно влюблялись.

Тем не менее, с уверенностью можно сказать, что во времена Древней Греции – Муз любили и ценили, причем ничуть не меньше, чем самих богов-олимпийцев. И это понятно, ведь как можно злиться и сердиться на созданий, которые приносят тебе столько наслаждений и удовольствий…

Почитание Зевса в Древней Греции

Культ бога Зевса был распространён во всех регионах Древней Греции. Он считался верным покровителем людей, богом-защитником, что оберегает семейные узы и обычаи гостеприимства. Последнее отмечается в нескольких мифах.

Древние греки считали, что человек, пренебрегающий традициями гостеприимства, будет проклят и наказан самим Зевсом. Античные авторы отмечают, что третий кубок вина во время пиршеств посвящали Громовержцу и, что интересно, у греков и сегодня сохранилась подобная традиция (вот только посвящение касается людей).

Храм Зевса в Олимпии / Juan de Lara / juan-de-lara.artstation.com

На Боспоре бог упоминается с несколькими эпитетами – Зевс Филий и Зевс Генархус. Эти имена значат “добрый” и “градоначальник”. В древние времена многие представители боспорской знати считали, что их личными покровителями является божественная пара Зевса и Геры, некоторые и вовсе рассказывали, будто ведут род от самого Громовержца.

Зевс – личность интересная и необычная во всех отношениях. На мой взгляд, в нём древние греки создали собирательный образ идеального правителя. Он справедлив и суров, отличается мудростью, однако порой подвержен вполне человеческим слабостям и страстям. Впрочем, последнее лишь делало образ Громовержца ещё привлекательнее и ярче.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание рассказа Лебедянь Тургенев В начале произведения автор рассуждает о плюсах и минусах охоты, выделяет удовольствия и трудности. Автор делится с читателем тем, что ему очень нравится путешествовать по губерниям, общаться с людьми
  • Беспризорная кошка — краткое содержание рассказа Житков Жильё рассказчика находилось вблизи моря, потому он частенько ловил рыбу. Для этого у него имелись различные удочки, сети и лодка. Ему помогал мальчик Володя. В будке у дома жил большой мохнатый пёс Рябка
  • Краткое содержание Сказания о белгородском киселе Действие произведения разворачивается в период войны между русским народом и печенегами. Владимир был вынужден обратиться к своим братьям за помощью. Для этого ему пришлось отправиться в Новгород.
  • Анна на шее — краткое содержание рассказа Чехова Никогда не знаешь, как развернется твоя судьба. Бывает, все идёт тихо да гладко, словно по течению. И вдруг резко жизнь начинает течь совершенно по иному руслу. И перестаешь понимать, как жить дальше.

Пиндар

В Фивах жила супружеская чета — Дефант и Клеодика. У них было двое детей — Эритим и Пиндар.

Эритим посвятил свою жизнь служению богине Артемиде и целыми днями бродил по лесам, занимаясь охотой, Пиндар же был любимцем Аполлона.

Пиндар был еще ребенком, когда однажды он отправился в Фивы из предместья, где родился. Стояла жаркая летняя погода, солнце жгло поля. Пиндар устал и во время пути сел отдохнуть в тени густолиственного дерева.

Потом ему захотелось спать, и он так сладко заснул, что широко открыл рот от удовольствия. И тут ему приснилось, что его рот, подобно пчелиному улью, полным-полон жужжащими пчелами. Он очень удивился, пробудившись, так как то, что ему снилось, отчасти оказалось правдой. Одна заблудившаяся пчелка до тех пор порхала туда и сюда, между цветами и спящим мальчиком, пока не обрызгала медом раскрытых губ ребенка. С тех пор с уст Пиндара полились песни, слаще меда. Дефант, сам прекрасно игравший на флейте, истолковал это чудо так, что его сын, когда подрастет, будет мастером еще более известным, чем он сам. Некоторое время он обучал сына, но Пиндар так быстро усваивал знания, что отец скоро закончил свою науку. Он посылал сына к самым лучшим музыкантам Греции, чтобы тот учился у них, овладевал искусством создавать прекраснейшие песни, подобно тому как пчела вбирает в себя мед с цветов, и Пиндар от каждого своего учителя что-нибудь брал. Когда он вырос, то стал самым знаменитым певцом Греции. Прославленные герои и великие цари наперебой просили Пиндара, чтобы он воспел их славные деяния. И он воспевал каждого, кто выделился среди остальных людей каким-нибудь прекрасным поступком. Греческая молодежь через каждые четыре года собиралась на Олимпе, чтобы там в великий праздник Зевса устраивать состязания. Пиндар всегда присутствовал там, и лучшей наградой для соревнующихся была ода Пиндара в честь победителя.

Однажды случилось, что в Дельфы на праздник Аполлона пришла целая толпа паломников с богатыми дарами, с сотнями баранов для жертвоприношения. Среди них был также и Пиндар, но с пустыми руками. С насмешкой спрашивали его остальные: «А что же ты принесешь в жертву Аполлону?» — «Благодарственную песнь», — отвечал Пиндар с поднятой головой, так как знал, что певцы могут принести жертву богу звучными, мудрыми словами. Но паломники только смеялись над ним.

Аполлон же благосклоннее всего принял жертву Пиндара и приказал, чтобы жрецы в день его праздника, прежде чем закрывать храм, призывали у алтаря: пусть придет Пиндар, ибо он приглашен на пир богов! И Пиндар мог пировать вместе с Аполлоном и дельфийскими жрецами, поедая мясо жертвенных животных. В храме был установлен трон, и на него никто не смел садиться — он всегда был свободен и ожидал Пиндара; когда же Пиндар приходил, то, восседая на нем, он исполнял гимны в честь бога Аполлона.

Пиндар воспевал также Пана, и пение поэта так нравилось козлоногому смеющемуся богу-пастуху, который сам умел прелестно играть на пастушьей свирели, что он выучил песни Пиндара, пел их и танцевал под их звуки, когда уходил вместе с горными нимфами в долину между горой Меналом и Кифероном.

Боги любили Пиндара, и люди уважали его, и так дожил он до прекрасной старости. Но и в преклонном возрасте он в сопровождении двух дочерей всегда шел туда, где мог прославить победы героических мужей. Ему было уже восемьдесят лет, когда во сне ему явилась Персефона, царица подземного мира, и так сказала ему: «Ты прославил всех богов, и лишь для меня ты за всю твою жизнь не написал ни одного гимна. Не поздно еще исправить свою ошибку, пока ты еще не прибыл в мои владения».

Спустя десять дней Пиндар умер — он как раз в это время принимал участие в праздничных состязаниях в Аргосе. Его сожгли на погребальном костре в Аргосе, а две его дочери собрали драгоценный прах в урну и, громко рыдая, принесли его домой в Фивы. В Фивах жила одна старая родственница Пиндара, которая очень любила исполнять его песни. С сияющим лицом встретила старая женщина двух опечаленных девушек и рассказала им, какой она видела ночью чудесный сон. К ней явился Пиндар и спел свою новую песнь, гимн Персефоне, в котором воспевалась также золотая колесница Аида. Старая женщина, встав утром с постели, записала песнь Пиндара, посвященную подземному миру. Она показала запись двум девушкам, которые утешились и вытерли свои слезы. Так бессмертен сладкозвучный поэт и не умирают его песни, переходя из уст в уста.

На доме, в котором жил Пиндар, жители Фив написали: «Пусть никто не сжигает дома поэта Пиндара!» После смерти поэта его дом чтили как священное место паломничества. Даже враг пощадил его: спустя сто лет после смерти Пиндара, когда завоеватель мира Александр Великий сжигал Фивы, он приказал своим солдатам, чтобы они берегли дом поэта как зеницу ока.

Каллиопа – музы эпической поэзии

Каллиопа – это старшая, и самая мудрая, из всех Муз. Дословно ее имя переводится, как «прекрасноголосая». Помимо эпической поэзии, Каллиопа была еще и богиней красноречия и ораторского искусства.

У старшей Музы было несколько детей. Это Лин и Орфей, от речного бога Эагра, Иалем и Гименей, от Аполлона, а от самого Зевса у нее родились кабиры. Некоторые источники мифологии гласили о том, что именно Каллиопа обучала Ахилла пению. Кроме того, говорят, что именно Каллиопа была настоящей матерью Гомера, написавшего Одиссею и Илиаду.

Т.к. Каллиопа считалась самой старшей, самой мудрой и самой настойчивой Музой в Древней Греции, то ей отдавалось наибольшее предпочтение. Изображали ее как красивую молодую женщину, в золотой короне на голове и свитками или книгами в руках.

На пути к власти

Повзрослев, Зевс, прежде всего, отправился к своему отцу Кроносу и, напоив его волшебным зельем, таким образом заставил извергнуть всех сокрытых в его чреве детей. Первым из чрева Кроноса вышел камень, который он проглотил вместо младенца Зевса.

Зевс бросил этот камень к подножию горы Парнас и назвал его «пуп Земли», здесь с древности существует религиозный центр мира — город Дельфы.

Лучшие отели Греции

Stella Island Luxury Resort & Spa

Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц. Подробнее

15% скидка

10% скидка на Раннее Бронирование, плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Lesante Cape Resort & Villas

5-звездочный роскошный курорт с виллами, входящий в список ведущих отелей мира «The Leading Hotels of the World» (Открытие в мае 2022 г.). Подробнее

Скидка 15%

10% скидка на Раннее Бронирование, плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Cayo Exclusive Resort & Spa

Самый элегантный дизайн-отель Элунды расположенный в великолепной местности с непревзойденным видом. Подробнее

45% скидка

до 40% скидка отеля, плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Больше отелей в Греции

Освобожденные Зевсом из чрева отца его братья и сестры — Аид, Посейдон, Гера, Гестия и Деметра, по свидетельству Гесиода, «благодеянья его не забыли душой благодарной братья и сестры, и отдали гром ему вместе с палящей молнией».

Братья Аид и Посейдон заключили с Зевсом союз против жестокого отца Кроноса. Многие жители древнего мира объединились вокруг Зевса и помогли ему получить власть над миром богов и людей.

Главным препятствием для Зевса на пути к власти были его ближайшие родственники — титаны, это боги второго поколения, рожденные от Урана-неба и Геи-земли, а также их дети. То есть титаны приходились Зевсу дядями и тетями или двоюродными братьями и сестрами. Война с титанами длилась десять лет.

Титаны жили на Орфической вершине, а боги во главе с Зевсом — на Олимпе. Между этими горами в нынешней греческой Фессалии и было поле битвы титанов и богов. На стороне Зевса выступили особенные существа — циклопы или, как их еще называют, киклопы, и гекатонхейры.

Циклопы — тоже дети Урана и Геи, как говорит Гесиод, «были во всем остальном на богов они прочих похожи, но лишь единственный глаз в середине лица находился», от этого происходит и их название — Киклоп значит «круглоглазый». После рождения трое киклопов были, как и другие дети, скованы отцом Ураном и сброшены в недра земли, в Тартар. Там они занимались кузнечным ремеслом, и, по Гесиоду, «для работы была у них сила, и мощь, и сноровка». Подняв войну против своего отца Кроноса и других титанов, Зевс освободил киклопов из Тартара, за что те поклялись быть ему верными. Именно циклопы выковали для Зевса непобедимое оружие — перуны, то есть молнии, которые он метал во время битвы. Для братьев и сподвижников Зевса оружие выковали те же циклопы. Аиду они даровали шлем, а Посейдону — трезубец.

Гекатонхейры — сторукие пятидесятиголовые великаны. Дети Урана и Геи, они тоже были выведены Зевсом из Тартара на войну с титанами. Их участие, несомненно, помогло Зевсу одержать победу.

«Зевс-промыслитель», как называет его Гесиод, символично наказывал своих врагов. Это он поставил Атланта вечно держать на своих плечах небо, это он приказал длиннокрылому орлу клевать печень прикованного к скале Прометея, и мука его была бесконечной — за ночь печень «вырастала ровно настолько же, сколько орел пожирал ее за день».

Других побежденных титанов Зевс низверг в Тартар и поставил сторожить их все тех же сторуких пятидесятиголовых — гекатонхейров.

«Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе моя песня! Громораскатистый, владыка державный, судья-воздаятель», — воспевает Зевса Гомер. «Вовсе не жребий содеял тебя первенствующим богом, — вторит ему в своих гимнах Каллимах, — Подвиги рук, твоя сила и мощь, что у царского трона. Кто дела твои может восславить? Нет и не будет таких, кто бы Зевса деянья восславил».

Эгина


Эгина в ожидании ЗевсаФердинанд Боль, XVII в.Meininger Museen. Германия

Эгина — нимфа, дочь речного бога Асопа (было несколько рек с такими именем; этот — Асоп Флиасийский). Зевс, как водится, воспылал страстью, и не откладывая дело в долгий ящик, украл девушку, превратившись в орла. Отец попытался было воспрепятствовать похищению, вышел из берегов, скакал по берегу, тщась схватить орла за хвост, но был поражен перуном. В последствии оклемался, но в водах реки с того времени начали находить куски угля.

Чтобы Асоп больше не мешал, а Гера не проведала, Зевс перенес Эгину на остров Энону, где споро и проворно утолил свою страсть. Эгина родила Эака, а Энона была переименована в Эгину.

Гера, кстати, все равно проведала

…и наслала на Эгину напасть: змея, который отравил ядом источники вод, и население Эгины пришло в ничтожество. К тому времени уже выросший Эак, теряя товарищей, взмолился Зевсу о помощи, и тот превратил муравьев в людей, которые стали называться мирмидонцами, что и решило демографическую проблему, благо муравьев на острове было в достатке.

А орел оказался на небе. Впрочем, о последнем говорит лишь Нонн Панополитанский, верить которому, все равно, что верить критянину, хотя Нонн был коптом.

Рождение

Собственно говоря, детство у Зевса было не самым радужным. Его папаша Кронос плохо дружил с головой, поэтому съедал своих детей, едва только они рождались. Бессмертные, они продолжали существовать в его утробе. Тем не менее, именно он, на тот момент, был верховным Богом, а значит и противостоять ему могли не многие.

А все потому, что некогда Уран, его отец, предсказал Кроносу, что один из его детей свергнет его. Учитывая тот факт, что Кронос и сам взошел на трон, лишив родителя детородного органа, то предсказания он опасался всерьез. Именно поэтому он и поглощал собственных детей.

Кронос не заметил подмены и проглотил камень, а младенца Зевса мама спрятала в горах, на острове Крит.

Труды и дни (Гесиод)

«Труды и дни» — поэма, состоящая из 828 стихов, разделяется на две самостоятельные части, обращённые к брату поэта, Персу, и написанные в разное время. Первая часть вмещает стихи от 11 до 382. Поводом для её сочинения послужило то обстоятельство, что Перс, промотав своё наследство вместе с той частью, которую он, при помощи неправедных судей, отнял у своего брата, стал грозить Гесиоду новой тяжбой.

До 382 стиха поэма состоит из экономических наставлений и разного рода изречений. Только часть их относится к Персу, остальные имеют более общий характер и связаны между собою слабо. Даже если они и принадлежат перу Гесиода, мы должны считать их просто вставками, к делу не относящимися.

С 383 стиха начинается новая поэма, собственно «Труды и дни», сочинённая, по всей вероятности, в Навпакте. Перс разыскал своего брата, удалившегося с родины, и просит у него помощи; но Гесиод, вместо материальной поддержки, даёт ему в этой поэме советы относительно сельского хозяйства и домоводства, указывая ему путь к честному приобретению состояния.

Говоря в «Трудах и днях» о земледелии, Гесиод представляет времена года с описанием тех земледельческих работ, которые свойственны каждому из них; затем даёт некоторые наставления касательно мореходства, так как беотийский земледелец осенью, по окончании полевых работ, сам нагружал свою жатву на корабли и вёл торговлю с соседями. К концу поэмы снова идёт ряд отдельных правил и изречений разного рода, к делу не относящихся. Последнюю часть поэмы, в которой говорится о днях месяца, удобных для того или другого занятия, по-видимому, следует считать за самостоятельную поэму, хотя Гесиод мог быть автором и этого отрывка.

Всё произведение, известное под именем «Трудов и дней», было составлено впоследствии из двух, первоначально независимых одна от другой поэм Гесиода, и заключает в себе много отрывочных сентенций и изречений, которые взяты, может быть, и из гесиодовских поэм, но здесь только нарушают ход изложения. Обе поэмы, каждая отдельно, изложены довольно последовательно. Как произведения дидактические, обе эти части «Трудов и дней» отличаются краткостью, и даже мифические сказания и басни, приводимые для пояснения главной мысли, изложены, сравнительно с гомеровской поэзией, весьма сжато.

Тон «Трудов и дней» отличается сухостью и трезвостью взгляда; но в некоторых местах, там, где Гесиод говорит о власти богов, о непоколебимом порядке и вечном нравственном законе, он возвышается до торжественности, и речь его звучит подобно словам жреца, предсказывающего будущее. Хотя «Труды и дни» имеют мало художественных достоинств, так как отдельные части этой поэмы связаны между собою слабо и без особого искусства, однако, благодаря своему нравственному содержанию, она высоко ценилась древними, которые пользовались ею для воспитательных целей.

Гесиод начинает «Труды и дни» хвалою Зевсу, волею своею унижающему гордых и возвышающему смиренных. Сделав это вступление, Гесиод обращается к своему брату, Персу, и говорит ему, что состязания делятся на дурные и хорошие. Дурное состязание — судебная тяжба; хорошее — соревнование в земледелии и ремёслах. Пусть Перс уклоняется от дурных состязаний, не подкупает судей, чтобы во второй раз отнять у Гесиода его собственность, и находит для себя выгоду честным трудом.

Зевс постановил, что жизнь человека обречена на труд и бедствия. Когда Прометей тайно принёс с неба огонь для облегчения жизни людям, Зевс послал к людям Пандору с ящиком, полным всяческих бедствий. С той поры владычествуют на земле нужда и страдание. Особенно сильно стало владычество страданий в пятом, железном веке, когда к физическим бедствиям присоединились пороки, неверие, несправедливость.

По мнению автора «Трудов и дней», цари уподобились ястребу, терзающему соловья, и на жалобы его отвечающему: «Я сильнее тебя». Но только то государство пользуется спокойствием и благоденствует, в котором справедливо относятся и к гражданину, и к пришельцу. На ту страну, где сильные беззаконники, подкупленные подарками и судящие неправо, Зевс посылает мор и голод; народ её гибнет, женщины не рождают детей, война опустошает её, и корабли её тонут. Сонмы бессмертных существ, святых служителей Зевса, скрытых мглою, невидимые, обозревают землю, наблюдают дела людей — справедливы они или беззаконны. За грехи царей, утверждается в «Трудах и днях», страдает народ. По праву сильного поступают звери; а человеку Зевс дал справедливость, величайшее из всех благ.

Характеристика персонажа Прометея

По характеристике героя можно понять смысл произведения. В древнегреческой мифологии редко упоминаются персонажи, которые решаются противостоять бессмертному и непобедимому владыке Олимпа. Прометей был одним из немногих, кто пошёл против Зевса и посмел одурачить его, но расплата за обман оказалась жестокой.

В биографии героя чётко прослеживается его трансформация. Титан бросает своих родственников и примыкает к Зевсу, но при этом он жалеет и успокаивает проигравшую сторону. В новой семье, живя на Олимпе, Прометей сохраняет свои главные качества:

  • мудрость;
  • великодушие;
  • хитрость.

Сына Иапета и Климены считают образцом высоконравственного и духовного совершенства, поскольку он не захотел подчиняться главному богу и решил помочь смертным. Люди восхваляли Прометея. Для них он был бесстрашным героем, который принёс себя в жертву во имя добра. Кроме того, титан сам пережил духовный катарсис и исцелился от ненависти к Зевсу.

Поскольку Прометей стал героем, люди должны были почитать его не меньше, чем Зевса. Но в олимпийской мифологии не может быть сразу два лидера, поэтому титана вскоре противопоставляют Громовержцу. Культ Прометея не получил распространения. Никаких фестивалей и праздников в его честь люди не проводили. Это объясняется другой стороной поступка титана. Украв огонь, Прометей научил людей обману и мошенничеству. А древние греки боролись с ворами и считали кражу постыдным делом. Однако в Афинах можно найти алтарь, а в городе Сочи — статую, посвящённую античному герою.

Эга

Юнна Мориц

Эга («коза» по-гречески, но нимфа по существу) была женой Пана. Зевс соблазнил ее, и она родила мальчика Эгипана, от которого произошел целый род эгипанов. Эга приписала (естественно) отцовство Пану. Эгипанов поэтому часто считают потомками Пана.

А вообще, по-серьезному…

…здесь конгломерат и полная мешанина мифов: Пан иногда и сам называется Эгипаном; Эгипан-Пан иногда рожден от Амалфеи, а Амалфея вскормила Зевса и потому они, Зевс и Пан, молочные браться. Эга по другой версии мифа тоже вскормила Зевса на пару с Амалфеей, а также была ее сестрой, и получается, Зевс переспал с кормилицей. А Пан традиционно козловиден… Тут все вертится вокруг Пана-козла, на самом деле. Приведенная версия — Эвгимера: еще и он здесь со своими евгемеризмами!

Эга была помещена Зевсом, не забывшим удовольствия, на небо в виде козы в созвездии Возничий, а точнее, в виде именно специального созвездия Коза или Коза с козлятами, которое потом слилось с Возничим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: