Фёдор достоевский «мальчик у христа на елке»

Краткое содержание рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» подробно по главам

Сюжетная линия рождественского рассказа подчинена логическому развитию от страданий маленького мальчика до чудес, которые ему удалось испытать.

I. Мальчик с ручкой

Перед рождественскими праздниками на улице появлялся мальчик не старше семи лет, одетый практически в летнюю одежду в сильный мороз. Он просил милостыню, что означало в среде обездоленных маленьких попрошаек — ходить «с ручкой».

Подобных детей было множество. С собранными копейками они вынуждены были возвращаться в подвал. Там живут халатники, которые работают на фабрике с четверга до субботы, а остальные дни пьянствуют вместе с забитыми голодающими женами.

Рядом с ними плачут от голода грудные малыши. Многие нищие дети со временем превращаются в преступников, воришек и бродяг.

II. Мальчик у Христа на ёлке

Непосредственно перед рождеством в застывшем от жуткого мороза подвале проснулся шестилетний мальчик. Несколько раз он приближался к заболевшей матери, которая лежала на тонкой неудобной подстилке, не защищающей от холодного пола.

В темноте он ощупал ее лицо, удивившись, что мама лежит холодная. Под его руками она даже не пошевелилась. Тогда он вышел в огромный город, взяв свой картуз.

На одной широкой улице мальчик через большое окно увидел комнату с украшенной сверкающей огнями елкой, упиравшейся макушкой в потолок. Там было много играющих и танцующих веселых нарядных детей. А у любующегося на них мальчика болели и уже не сгибались замерзшие пальчики.

В другом месте он украдкой вошел в комнату, где были столы с пирогами, но на него все стали кричать. Ребенок испугался, выбежал на мороз. Подошел вдруг к толпе, рассматривающей в окне двигающихся кукол с шевелящимися губами, играющих на скрипках.

Он от неожиданности рассмеялся, так как подобного чуда в своей жизни не видел. Вдруг сзади его больно по голове ударил большой мальчик. Малыш побежал, спрятавшись затем за дровами в какой-то подворотне.

Мальчик скорчился и постепенно перестал испытывать боль. Внезапно кто-то позвал мальчика тихим голосом на елку. Темнота исчезла. В сиянии света летали светлые девочки и мальчики, целуя его. Мальчик увидел радостно смеющуюся маму. Потом спросил у окружающих его детей, кто они такие.

Ему отвечают, что он попал на «Христову елку». Узнал мальчик, что здесь собраны похожие на него несчастные дети. Сейчас они ангелочки и находятся все рядом с Христом, благословляющим их несчастных грешных матерей, которые плачут в стороне.

Замерзшего насмерть малыша утром нашли дворники и обнаружили его умершую маму. Две души соединились на небе у милосердного Господа.

Сюжет рассказа

Главными героями произведения являются два незнакомых друг другу мальчика. Первый достаточно приспособленный, он неплохо выживает на улицах города. Второй оказался в трудной ситуации случайно, поэтому ему приходится гораздо тяжелее, у него нет защиты, помощи ему ждать не от кого.

Рассказанная в произведении история произошла накануне Рождества. Сюжет начинается в подвале здания. На холодном полу брошен старый тюк, на котором лежит очень слабая и больная женщина. Над ней склонился шестилетний мальчуган. Также в помещении живет ворчливая старуха, которая вечно недовольна ребенком.

Семья оказалась в этом городе из-за бедственного положения, она приехала сюда, чтобы заработать денег. Голод заставил мать с ребенком и старухой покинуть насиженные места. Но после приезда женщина сильно заболела, поэтому не смогла устроиться на работу. Холод и голод лишь осложнили ситуацию, в которой оказалось семейство.

Совсем один

Дальше события развиваются трагически. Мальчик начинает замерзать, его мучает чувство голода и жажды. Он пытается разбудить маму, но та не приходит в сознание, поэтому он начинает ее тормошить. Когда подросток дотрагивается до нее, то чувствует холод. Его охватывает страх, он не понимает, что произошло, но его пугает темный и холодный подвал, в котором нет даже света.

Ребенок решается выйти наружу, улица поражает его многочисленными огоньками и количеством праздношатающегося народа. В родном городе мальчика такой красоты не было, в вечернее время его район освещал один тусклый фонарь, а после захода солнце местные жители и соседские ребятишки укрывались в своих домах.

В одном из окон Петербурга нищий мальчик увидел сказочную картинку. В центре стояла красиво наряженная рождественская елка, которая была украшена:

  • яблоками;
  • мандаринами;
  • хлопушками;
  • конфетами.

Но хозяйка-барыня, увидев попрошайку, начала размахивать руками, дала ему монетку и прогнала. Все это настолько испугало подростка, что он выронил копейку и убежал.

На своих страницах русский писатель хотел показать жестокость людей. Этой мыслью он руководствовался при написании литературного произведения «Мальчик у Христа на елке».

Богатые хозяева и гости видели, что ребенок одет в легкую одежду, когда на улице стоял сильный холод. У него были явные признаки обморожения — покрасневшие пальцы и нос. Взрослые знали, что мальчик голоден, но этот аргумент на них не подействовал, они не дали ему поесть и отогреться.

Безразличие проявил и блюститель порядка, который нарочно отвернулся от нищего ребенка на улице. А ведь он был обязан помочь — сопроводить в участок, детский приют или больницу. Все эти люди и стали виновниками его смерти. Именно эту проблематику хотел показать Федор Михайлович Достоевский своим читателям.

https://youtube.com/watch?v=7MFQznqweOQ

Праздник на небесах

После того как ребенок покинул богатый дом, он остановился возле витрины магазина. На прилавке были расставлены удивительные куклы с механическим устройством внутри. Ребенок засмотрелся на игрушки и в этот момент с него силой содрали его халатик.

Сильный мороз вынудил его опять искать новое прибежище, в итоге он оказался во дворе. Мальчик спрятался за поленницей дров и задремал. Во сне ему мерещится теплый и красиво украшенный зал, в центре которого стоит огромная рождественская елка, а он водит вокруг нее хоровод. Вместе с ним кружатся прелестные ангелы, которые обнимают и целуют его.

На праздник к Христу пришла и мама главного героя, а также другие детки, у которых в земной жизни этой елки никогда не было.

Пересказ сказки на этом не заканчивается. С утра тело нищего мальчика находит в подворотне дворник. Ребенок умер, замерзнув на холодной улице, но этого наверняка бы не случилось, если бы люди вовремя оказали ему необходимую помощь.

Вот такой печальный, но душевный сюжет получился у романа «Мальчик у Христа на елке». Многие читатели по достоинству оценили сочинение Достоевского, в нем есть смысл, каждый отрывок пробуждает в человеке чувство сострадания, текст трогает до глубины души. Что касается критики, то книга получила множество хороших отзывов. Положительную оценку дали следующие издания:

  • «Петербургская газета»;
  • «Санкт-Петербургские ведомости».

Автор пишет свой рассказ, специально не называя имен главных действующих лиц. Его основная задача заключалась в том, чтобы показать, насколько важна тема человеческого равнодушия. Писатель призывает читателя стать добрее, отзывчивей и благороднее, не проходить мимо чужих бед и несчастий. Только тогда мир станет лучше.

Заставить сострадать

Во второй части рассказа обобщений меньше. Повествование касается конкретного мальчика из промерзшего подвала. Герою не более шести лет. Просыпается малыш в канун праздника, его мучит чувства голода. Но ребенку свойственно играть. Он забавляется видом пара собственного дыхания.

События происходят «в каком-то городе». Нет прямого указания на Санкт-Петербург. Но за пределами подвала – заснеженные кварталы. «Очень уж здесь холодно», – думает мальчик о стенах убежища. Хочется выглянуть наружу. «Господи, какой город!» Стук и гром от карет, подковы лошадей «звенят об камни». Рядом – пьяный фабричный работник, мертвая мать и стонущая от ревматизма старушка. Выход из ада охраняет злой пес.

Обладатель утлого халатика, «картузишка» и замерзающих пальчиков, которые необходимо постоянно обогревать, дыша на них, вдруг обретает свободу. Путь в город открывается на Рождество. Мать умерла, собака не преграждает выход. Даже полицмейстер безучастно отворачивается при встрече. Мальчик вливается в общий поток на широком проспекте: «Все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!»

Истоки бед

Великому писателю присуща широта взглядов на происходящее. Одним штрихом: «Там, откудова он приехал… один фонарь на всю улицу» Достоевский показывает истоки бед фабричных детей и прочего «халатного» люда. Оторванные от земли крестьяне остались теми же рабами после отмены крепостного права, но не у плуга, а в качестве придатка у заводских машин.

Строка из песни «И в рот мне водку скверную безжалостно вливал» показывает неизбежную преемственность всего худшего, что творится в среде фабричных. Другой мальчик, чуть постарше, безжалостно отнимает картуз мальца, бьет беззащитную жертву, подставляет ножку, чтобы катился обиженный в страхе: на дне господствует только правда силы.

Далее описываются перемены в сознании замерзающего человека: мальчик засыпает за дровяной кучей, ему становится тепло, видится мать, поющая песенку. «Ах, как спать тут хорошо!» – сообщает ребенок возникшей в воображении матери. И в тот момент он видит, что кто-то нагибается к нему, протягивает руку и обнимает. Затем ведет туда где светло и радостно.

Творческий метод великого правдоистца

Увиденное мальчиком достойно восхищения: игрушки, наряды, угощения, «дерево до самого потолка» в новогодней мишуре, дети, играющие на инструментах. Мальчик спрашивает о детях, играющий возле елки, ему отвечают, что «у Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки». Потом мальчик узнает, что все эти дети стали жертвами небрежного отношения родителей, погибшие в разных трагических ситуациях, обездоленные, брошенные, несчастные. И вот, все они встретились на небе. С ними был и Христос.

В увиденном и внутри пережитом пестрят слова, услышанные на реальных исповедях обездоленных детей: на елке много «яблоков», елка – дерево невиданное, «кругом всё куколки». Автор сознательно использует лексику приютов для бездомных. Любой ребенок готов из холодного подвала подняться в мир прекрасный светлый и чистый. Хотя бы в мечтах.

Изначальную чистоту помыслов каждого человека порочит нищета и неравенство. Для глубоко верующего Достоевского равенство всех перед Богом – аксиома. Погрузив читателя во внутренний мир шестилетнего страдальца, писатель заставляет почувствовать физиологию этих страданий, но при этом взывает к совести, призывает взять ответственность за происходящее.

История написания

Достоевский приступил к написанию рассказа 30 декабря 1875 года. Незадолго до этого он пережил события, вдохновившие его на создание произведения:

  • 26 декабря 1875 года — ёлка и детский бал в Петербургском клубе художников, где писатель побывал со своей дочерью Любой;
  • 27 декабря — посещение вместе с А. Ф. Кони колонии для малолетних преступников, возглавляемой писателем П. А. Ровинским;
  • в эти же предновогодние дни произошло несколько случайных встреч на улицах Петербурга с нищим мальчиком, просившим милостыню.

Все эти случаи произвели настолько сильное впечатление на автора, что легли в основу его святочного рассказа. Он был опубликован вместе с другими материалами о «русских теперешних детях» в выпуске «Дневника писателя» за январь. На страницах издания Достоевский намеревался рассказать читателям «кое-что о детях вообще, о детях с отцами и о сиротах, о детях на ёлках и без ёлок, о малолетних преступниках».

Образ главного героя

Главный герой произведения — мальчик лет шести. Он был одет в какой-то халатик и картуз. Как и многие дети, он привязан к своей маме и любит её. В рассказе упоминается, что его мать вместе с ним приехала сюда из какого-то маленького города и вскоре захворала.

Мальчик искренний, наивный, впечатлительный, непосредственный и весёлый: он тоже хочет веселиться и танцевать вместе с детьми за оконным стеклом, смеётся при виде куколок, но вспоминает о том, как заледенели его пальцы, как он хочет есть.

Невозможность утолить базовые потребности мешает ему наслаждаться духовными красотами. Лишь у Христа на ёлке, когда ему становится тепло и хорошо, он может в полной мере отдаться радости.

В рассказе не упоминается имя героя. Его безликость намекает на масштаб проблем, затронутых в произведении, и говорит, что таких нищих детей, мёрзнущих на улице, на свете может быть очень много.

Автор рисует его потрет с использованием большого количества слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «пальчики», «ручки», «ножки» «картузик», «куколки». Благодаря этому приёму читатель ещё больше проникается симпатией к маленькому герою, видит его светлую натуру и беззащитность, погружается в мир детского восприятия, испытывает к нему сочувствие. Рассказчик тоже сопереживает персонажу на протяжении всей истории.

I. Мальчик с ручкой

Достовский. Мальчик у Христа на ёлке. Слушать аудиокнигу с чтением полного текста рассказа

На нашем сайте вы также можете прочитать анализ этого рассказа Достоевского

Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед ёлкой и в самую ёлку перед Рождеством, я всё встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, – значит его всё же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил «с ручкой»; это технический термин, значит – просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, – стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают «с ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол,

…и в рот мне водку скверную Безжалостно вливал…

Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но всё, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят всё – голод, холод, побои, – только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли Бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однако же, всё факты.

О балете

Либретто написано по мотивам рассказа, предпосылкой создания которого стал эпизод 1876 года — посещение Достоевским и его маленькой дочкой рождественской елки, а после нее детской колонии. Тяжелые судьбы малолетних преступников, большинство из которых были бездомными нищими, взволновали писателя. В либретто расширена история Мальчика и введены события, ведущие, как и у автора рассказа, к трагическому концу.

Музыкальной основой балета стали фрагменты произведений Игоря Стравинского, ярко насыщенные характерными сюжетными образами. В балете принимают участие народный артист России Фарух Рузиматов в роли Писателя и премьер Мариинского театра, заслуженный артист России Игорь Колб в роли Господина с подарками. Вместе с ними на сцену выйдут учащиеся школы-студии при Театре детского балета.

Эскизы декораций и костюмов всех героев спектакля создал художник Иван Глазунов. «Нам хотелось сохранить аромат и ощущение эпохи Достоевского. И хотя эту историю в виде балета никто не мог и помыслить, я думаю, она может стать балетным действом как притча, выразить движением то, что Федор Михайлович выразил словом», — уверен Иван Глазунов. Созданные им эскизы будут представлены в серии передвижных выставок в художественных школах, в детском творческом и в арт-пространстве «Галактика».

Приглашения на премьеру балета предоставлены многодетным семьям, учащимся и родителям хореографических и театральных студий и художественных школ Санкт-Петербурга, а также школьникам и членам их семей.

Сюжет рассказа

Главными героями произведения являются два незнакомых друг другу мальчика. Первый достаточно приспособленный, он неплохо выживает на улицах города. Второй оказался в трудной ситуации случайно, поэтому ему приходится гораздо тяжелее, у него нет защиты, помощи ему ждать не от кого.

Рассказанная в произведении история произошла накануне Рождества. Сюжет начинается в подвале здания. На холодном полу брошен старый тюк, на котором лежит очень слабая и больная женщина. Над ней склонился шестилетний мальчуган. Также в помещении живет ворчливая старуха, которая вечно недовольна ребенком.

Семья оказалась в этом городе из-за бедственного положения, она приехала сюда, чтобы заработать денег. Голод заставил мать с ребенком и старухой покинуть насиженные места. Но после приезда женщина сильно заболела, поэтому не смогла устроиться на работу. Холод и голод лишь осложнили ситуацию, в которой оказалось семейство.

Совсем один

Дальше события развиваются трагически. Мальчик начинает замерзать, его мучает чувство голода и жажды. Он пытается разбудить маму, но та не приходит в сознание, поэтому он начинает ее тормошить. Когда подросток дотрагивается до нее, то чувствует холод. Его охватывает страх, он не понимает, что произошло, но его пугает темный и холодный подвал, в котором нет даже света.

Ребенок решается выйти наружу, улица поражает его многочисленными огоньками и количеством праздношатающегося народа. В родном городе мальчика такой красоты не было, в вечернее время его район освещал один тусклый фонарь, а после захода солнце местные жители и соседские ребятишки укрывались в своих домах.

В одном из окон Петербурга нищий мальчик увидел сказочную картинку. В центре стояла красиво наряженная рождественская елка, которая была украшена:

  • яблоками;
  • мандаринами;
  • хлопушками;
  • конфетами.

Но хозяйка-барыня, увидев попрошайку, начала размахивать руками, дала ему монетку и прогнала. Все это настолько испугало подростка, что он выронил копейку и убежал.

На своих страницах русский писатель хотел показать жестокость людей. Этой мыслью он руководствовался при написании литературного произведения «Мальчик у Христа на елке».

Богатые хозяева и гости видели, что ребенок одет в легкую одежду, когда на улице стоял сильный холод. У него были явные признаки обморожения — покрасневшие пальцы и нос. Взрослые знали, что мальчик голоден, но этот аргумент на них не подействовал, они не дали ему поесть и отогреться.

Безразличие проявил и блюститель порядка, который нарочно отвернулся от нищего ребенка на улице. А ведь он был обязан помочь — сопроводить в участок, детский приют или больницу. Все эти люди и стали виновниками его смерти. Именно эту проблематику хотел показать Федор Михайлович Достоевский своим читателям.

С этой книгой читают

Немецкий мальчикПатрисия Вастведт

Дождливый день 1947 года, на железнодорожной станции в английской глуши рыжеволосая Элизабет встречает немецкого мальчика, сына своей погибшей сестры. Она в смятении,…

4.33
 (6)

До свидания, мальчики!Балтер Борис Исаакович

«До свидания, мальчики!» — самое известное произведение Б.Балтера, сразу же покорившее читателей, переведенное и по достоинству оцененное едва ли не во всех странах…

4.2
 (2)

Мальчик-менестрельАрчибальд Джозеф Кронин

Впервые на русском языке — роман А. Дж. Кронина, блестящего рассказчика, автора ставших классическими романов «Звезды смотрят вниз», «Цитадель», «Замок Броуди», «Древо…

4.45
 (2)

Последнее искушение ХристаНикос Казандзакис

«Последнее искушение Христа» — роман греческого писателя Никоса Казандзакиса, который принес его автору всемирную известность. Впоследствии американский режиссер Мартин…

4
 (1)

Мальчик из Холмогор Гурьян Ольга Марковна

5
 (2)

Мальчик АДжонатан Тригелл

Этот печальный, во многом глубоко прочувствованный роман прекрасно улавливает различные состояния героя. Он провел большую часть своей молодой жизни в исправительных…

4.3
 (4)

Солдат и мальчикПриставкин Анатолий Игнатьевич

В книгу известного советского писателя включены три новые повести, написанные и опубликованные в периодике в последние годы.

Повесть, давшая название сборнику,…

4.5
 (1)

Абрикосовый мальчикЛеонидова Людмила

Две талантливые провинциалки приезжают в Москву: одна – чтобы покорить музыкальный Олимп, другая – завоевать подиум.Вскоре подруги становятся соперницами – обе мечтают…

4.7
 (5)

Основная идея

Первая часть произведения носит название «Мальчик с ручкой», она поделена на две главы. В них ведется повествование о разных ребятах. Общее между ними — это возраст и то, что они попрошайки.

И хотя оба подростка одинаково бедны, люди относятся к ним по-разному. Один из них пользуется большей симпатией, чем второй. Он отличается добрым нравом, порядочностью и честностью, несмотря на свое низкое положение. Позднее Христос вознаградит его за эти качества.

В самом начале писатель рассказывает о мальчишке, которого он часто встречал на зимней улице. Нищий был одет не по погоде, он стоял с вытянутой ладошкой и просил денег на пропитание. Автор поинтересовался, что он тут делает, а ребенок рассказал, что у него сильно заболела сестренка, поэтому ему приходится просить милостыню. На полученные средства он приобретет для нее лекарства.

Дальше рассказчик описывает еще несколько историй в этом же жанре, а также повествует о том, что в будущем произойдет в судьбе мальчишек. Некоторые из них станут преступниками. Он рассказывает о том, как живут дети из неблагополучных семей. Такое существование приводит к тому, что многие из них, вырастая, повторяют судьбу своих родителей, начинают злоупотреблять алкоголем, вести асоциальный образ жизни. Эта безрадостная картина и была описана Федором Михайловичем Достоевским в литературном сочинении.

2 вариант

Если верить истории, то произведение появилось в следствие того, что Федор Михайлович вместе со своей дочерью в канун нового 1876 года посетил Петербургский бал художников, а после в компании А. Кони побывал в колонии для малолетних преступников. В дни своих «путешествий» Ф. Достоевский встречал на улице мальчишку-попрошайку, который стал вдохновителем Федора Михайловича.

«Мальчик у Христа на елке» входит в сборник «Дневник писателя». Историю шестилетнего мальчика можно назвать трагической. История пришлась по душе критикам, считавшим рассказ шедевром, автору, часто читавшего эту историю на литературных вечерах, а также читателям.

Рассказ можно назвать уникальным, так как его жанр литературоведы определили как «святочный рассказ». Для подобного жанра характерны: описание чуда, изменившего жизнь главного героя в лучшую сторону; упоминание об Иисусе. Почти все элементы Федор Михайлович учел: действие происходит во время Святок (или Рождества), маленький мальчик, жизнь которого меняется. Единственное, что не соотносится со «святочным рассказом» — финал, который у Достоевского далеко не хороший.

Автор невольно заставляет нас посмотреть на мир вокгур глазами шестилетнего ребенка, почувствовать его переживания, испытать его эмоции. Текст пестрит словами наподобие  копеечка, халатик, куколка, скрипочка и т. д., чтобы получше передать атмосферу произведения, а также чувства и ощущения главного героя.

Весь рассказ построен на контрасте светлого и темного: бедный подвал с мертвой женщиной сменяется яркими пред рождественскими улицами, где все роскошно и богато. Мальчишке кажется, что этот яркий мир близко, до него можно дотянуться рукой, но все не так просто — мир с елкой, вкусными пирогами и игрушками скрыт от него за толстым стеклом. Ребенок понимает, что он лишний в этом мире.

Контраст двух елок добавляет рассказу свою уникальность. Яркая елка, на которой мальчику не нашлось места, сменяется елкой Христа, где ребенок чувствует себя любимым, нужным, он чувствует , что окружен заботой. На этом торжестве нет обездоленных, всем весело, улыбается мать, не почувствовавшая счастья в своей жизни.

Читатель невольно придет к выводу, что если кому-то не удалось найти сочувствие на земле, то в Царстве Небесном он обязательно его обретет.

Рождественская библейская история также помогает читателю задуматься, понять то, что жестокость и холодное сердце людей осталось такими, как и много тысяч лет назад.

«Мальчик у Христа на елке» — одно из произведений, в котором Федор Михайлович обращает внимания читателя на то, что равнодушие, совесть и ответственность людей важны. Людям необходимо заботится не только о себе, но и о других.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: