Читать краткое содержание Злоумышленник Чехова
С первых строк рассказа перед нами вырисовывается образ главного героя. Это всклокоченный, тощий, босой, давно нечесаный мужик небольшого роста.
Он стоит перед судом как виновник. Представитель власти донимает подсудимого одним и тем же вопросом: для чего, с какой целью, тот открутил гайку в железнодорожных путях. Ведь в дальнейшем могло бы случиться непоправимое – поезд сошел бы с рейс и могли погибнуть люди.
Наш главный герой недотепа, он не видит серьезности в последствиях такого своего поведения. Мол, что здесь такого, не все же гайки подряд вывинтил, малость оставил. Зато он, надо отдать должное, правдив и прямолинеен. Да только не на пользу это.
Григорьев даже не пытался юлить, как-то выкрутиться из затруднительного положения. Он сразу признал себя виновным, рассказав, как вывинтил эту злополучную гайку для грузила на удочку. Ведь щука, окунь и налим поверху не плавают. Следователь подсказывает, что лучше бы гвоздь где-нибудь найти, а за такую гайку чревато наказание получить. Мужик искренне удивляется в ответ: гайка для грузила – самый подходящий вариант, она и тяжелая, и дырка уже готова. Далее он чистосердечно поведал суду, что делал это не впервые. А еще, как оказывается с его слов, другие так же делали. Митрофану Петрову, например, гаек много нужно, ведь тот неводы плетет. Да еще обижен был наш герой, что высказаться вольно не дают.
Не добившись ничего вразумительного от подсудимого, представитель закона зачитывает статью, которая полагается за умышленное нанесение ущерба железной дороге, грозя взять под стражу и отослать в тюрьму.
Наш главный герой, Денис Григорьев, с непониманием пытается отпроситься на ярмарку, ведь ему там деньги за сало не отдали. Но судья непреклонен.
Тогда мужик пытается предположить, что причина вовсе не в гайке этой, а что он имеет недочет перед старостой. Недочет был, оказывается, и у братьев тоже.
Но следователь уже просто не желает затягивать судебный процесс.
Автор
- Кто же он такой?
Нестор — монах, который на восемнадцатом году своей жизни решил прейти в обитель святого старца Феодосия Печерского. К сожалению, точная дата так и неизвестна, но ученые связывают это событие с концом десятых годов 11 столетия. По приданию Нестор пришел в храм будучи очень грамотным и образованным. Дело в том, что Нестор пришел из Киева, где жили самые умные и образованные люди Древнерусского государства, у которых Нестор видимо и научился грамоте. Он был обычным монахом до тех пор, пока не получил разрешение у наставника, Феодосия Печерского на веление истории государства Российского.
- Другие произведения Нестора.
Повесть временных лет — не первый труд Нестора. До нее автор выпустил Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда, где рассказывается о сотворении мира, о роли Всевышнего на человека. В произведении прослеживается тема нравоучения.
Далее Нестор выпускает Житие преподобного Феодосия Печерского, описывающее жизнь его наставника. Нестор восхваляет Феодосия Печерского и гордится тем, что был знаком с таким величайшим человеком. Он считал его идеалом и ставил в пример.
- Повесть временных лет.
Повесть временных лет принесла Нестору известность, сделав его отцом истории русской.
Главные герои
Знакомиться с кратким содержанием А. П. Чехова «Злоумышленник» следует начинать с описания главных действующих лиц
Рассказ сосредотачивает внимание лишь на двух персонажах, история которых показана в виде диалога
Главными героями выступают два противоположных человека. Читателю персонажи представляются с определенным различием характеров:
- Григорьев Денис. Деревенский необразованный мужик, который не может здраво мыслить и видеть что-то дальше своего носа. Именно он предстает перед читателем злоумышленником, непонимающим преступности собственного поведения.
- Следователь. Спокойный человек. Представитель закона, который пытается объяснить Григорьеву тяжесть совершенного им преступления и опасность последствий, однако достучаться до злоумышленника так и не выходит.
Общее представление об основных понятиях изучения летописных текстов
В качестве одной из основ изучения летописания выступает терминология. В настоящее время она считается недостаточно устойчивой. Это связно с тем, что ни одно из основных понятий, применяемых при изучении летописных текстов, не имеет строгого определения, поэтому различные текстологи понимают их по-своему. Напомним, что к числу таких основных понятий относятся:
- летописный свод;
- летопись;
- летописец;
- редакция летописи.
Современная текстология сильно нуждается в точной научной терминологии в сфере изучения летописей. Однако сейчас специалисты только стремятся достичь подобное состояние этой области научных знаний. Текущая неточность терминологии во многом вызвана самим характером явлений.
В частности, необходимо понимать, что летописи представляют собой дополнения и соединения предшествующего материала. Это означает, что все отечественные летописи стали результатом соединения и переработки предшествующего материала. Это стало причиной лишения границ отдельных памятников в истории летописания определённой чёткости.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Основные понятия: летописный свод, летопись, летописец, редакция летописи 400 руб.
- Реферат Основные понятия: летописный свод, летопись, летописец, редакция летописи 280 руб.
- Контрольная работа Основные понятия: летописный свод, летопись, летописец, редакция летописи 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость То есть отдельный летописный памятник может рассматриваться как часть более крупного летописного памятника. Однако в подобном соединении он подвергается со стороны летописцев различного рода переработкам. В результате у текстологов зачастую возникают вопросы о степени переработки летописного памятника. Эти вопросы зачастую могут оставаться без ответов, поэтому становится невозможным установить какие-то чёткие и определённые правила и термины.
Таблица
Приведенная ниже таблица «Жанры древнерусской литературы» включает в себя названия жанров с примерами из древнерусской литературы:
Жанр |
Произведение древнерусской литературы |
Житие |
|
Слово |
|
Поучение |
«Поучение Владимира Мономаха» |
Повесть |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
Хождение (хожение) |
«Хожение за три моря» (Афанасий Никитин) |
Летописный рассказ |
Рассказ об ослеплении Василька Теребовольского |
Летописное сказание |
Сказание о мести Ольги древлянам |
Погодная запись |
Погодные записи из «Повести временных лет» |
Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.
Что мы узнали?
Жанры древнерусской литературы делятся на первичные (житие, слово, поучение, повесть, хождение (хожение), летописный рассказ, летописное сказание, погодная запись и др.) и объединяющие (летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик). Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров. В одной книге часто были собраны произведения разных жанров. Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.
-
/5
Вопрос 1 из 5
В каком ряду указаны только первичные жанры древнерусской литературы?
- Житие, четьи-минеи, летописное сказание
- Житие, повесть, хождение
- Хождение, летопись, патерик
- Слово, поучение, хронограф
Основная идея
Главная мысль произведения «Злоумышленник» – протест против повсеместной халатности, равнодушия и круговой поруки. Автор отчетливо описал картину обычных деревенских будней, которые отражают российскую действительность. Господа, которые покупают снасти у крестьян, прекрасно понимают и знают, откуда у них они берутся. Все-таки они — образованные люди. Но они молчат, прекрасно зная, к чему это может привести. Они спокойно удовлетворяют свои потребности. Господа не осознают, что в любой момент они могут оказаться в поезде, который сойдет с плохо закрепленных рельсов. Они продолжают покупать неводы и снасти. Крестьян же нельзя обвинять в том, что они не знают законов. У них в мыслях не было кого-то убивать, они просто зарабатывают себе на еду. Мужик вызывает у читателя жалость и сочувствие, так как он не по своей воле попал в сложную ситуацию
Это видит и следователь, но ему важно отчитаться начальству и продемонстрировать свою работу, поэтому он сажает за решетку одного мальчика для битья, игнорируя проблему в целом, ведь гайки воруют все жители села
Таким образом, автор показывает, что в сложившейся ситуации с воровством гаек виноваты все, но отвечает один — наиболее слабый и бедный член общества. Смысл рассказа «Злоумышленник» заключается в том, что для решения проблемы необходимы комплексные меры, а не один тюремный срок для козла отпущения.
Летопись — жанр древнерусской литературы
Литература Древней Руси появилась в XI – XII веках. В течение семи веков она активно развивалась. Большое влияние на ее становление оказала Византия. Древнерусская литература позаимствовала у нее систему жанров, отразив ее в национальном стиле. Четко прослеживается связь с русским народным творчеством, с традициями и особенностями быта. Так же повлияло и принятие Христианства как единой религии. Ведь первые книги предназначались для богослужения и были переводные.
Одним из основных жанров древнерусской литературы была летопись. В Византии такого жанра не существовало. На Руси он появился в конце XI века, русские книжники постепенно создавали его структуру и принципы. Главной темой для произведений этого жанра являются исторические события на Руси. Летописцы писали о важных походах русских князей, прославляли их героические подвиги, сообщали о важных дипломатических отношениях с соседними государствами. Не забывали и о Христианской составляющей
В летописях большое внимание уделяли строительству монастырей и описанию жизни святых. Так же писали о строительстве новых городов и церквей
Нередко встречаются описания погодных явлений. Например, затяжные дожди или наоборот сильные засухи. Большой интерес у летописцев вызывали астрологические явления, такие как, лунные и солнечные затмения, появление комет и звездопад.
Такой тематический разброс обусловлен использованием разных источников. За основу брались жития святых и князей, воинские повести, простые русские сказания, устные легенды и даже юридические документы.
Но летопись – это не бездумное соединение различных текстов. Автор серьезно относился к своей работе. Каждая летопись написана в строгом хронологическом порядке. Начиналась она обычно со слов: «В лето…», далее указывался год от сотворения мира. Летописец стремился достоверно сохранить и передать информацию, свое личное отношение к тому или иному событию он не отражал в тексте. Повествование ведется неторопливо и рассудительно, указываются даже самые мельчайшие детали.
До наших дней сохранилось достаточное количество летописей. Самые известные из них: Лаврентьевская летопись (1377 г.), Ипатьевская летопись (начало XV в.), Повесть временных лет (примерно 1115 год).
Основным местом, где создавались летописи был Киево-Печерский монастырь. Здесь, как считают ученые, монах Никон в XI веке писал о первых русских князьях. Он собирал исторические сведения и записывал их. Затем его труд продолжил другой летописец, так появился «Начальный свод». Но до наших дней эти летописи не сохранились.
Характеристика, особенности, примеры
Беспристрастность летописи
Часто приходится слышать мнение, что летопись это беспристрастный метод описания событий эпохи Древнерусского государства. Это огромное заблуждение и если вы хотите действительно разбираться в истории и понимать что скрывается за событиями из летописей, нужно учитывать, что все летописцы были не беспристрастными описателями события, а жили в реальном мире и зависели от князей, на территории которых они находились. Неслучайно часто используется фраза, что историю пишут победители. Это именно тот самый случай.
Летописи часто переписывали различные события так, чтобы угодить князю. При этом основная задача была не сохранить истинность произошедших событий, а представить событие в наиболее выгодном для определенного человека или группы людей свете. Именно по этой причине существуют противоречия между летописями и до сих пор многие события невозможно однозначно трактовать. Для демонстрации достаточно привести того же татаро-монгольское ига. Это событие продолжалось на Руси 2 века, но ни один исторический документ не позволяет его однозначно определить. Если бы летописи были объективными и беспристрастными, таких пробелов не существовало бы.
Здесь очень важно выбрать золотую середину и не идти по пути, которым идут современная “псевдо историки”. Да, исторические источники по эпохе Древнерусского государства являются противоречивыми и это обязательно нужно учитывать при работе с ними
Тем не менее, полностью опровергать эти источники нельзя. На основании пусть непрямых, но косвенных фактов, эти источники нужно учитывать, сопоставляя их с источниками из других стран. Использовать же полное отрицание истории Руси и переписывать ее с нуля, как делают псевдо историки Фоменко и Носовский в своей “Новой хронологии” нельзя. Ведь мало того, что эти люди не имеют никакого отношения к истории, так и их покровитель, господин Каспаров, также к истории не имеет никакого отношения. Это пример я специально привел для того, чтобы подчеркнуть, что сегодня существует множество спекуляций на истории Древней Руси, и чтобы эти спекуляции не воспринимать однозначно, нужно понимать во-первых, что исторические источники и летописи реально существуют и в них описаны реальные события, а во-вторых нужно понимать, что эти события не являются на 100% достоверными, но и говорить об их полном отрицании нельзя.
Бесчинства Батыя и великое чудо
Ворвался Батый в Малый Китеж, стали его люди грабить и убивать жителей города. Никого не щадили они – ни малых детей, ни стариков. Разорил Батый некогда богатый Китеж-град. Когда ушло монгольское войско из города, нашли местные жители тело Георгия, которое переместили в одну из церквей, что построил князь. Пришло запустение в края эти, стали уходить люди из Китежа. Да и сам город вдруг исчез от глаз людских.
Когда же орды Батыя подошли к Большому Китежу, куда один из пленных указал тайную тропу, увидели они чудо, что привело в ужас захватчиков. Прямо на их глазах город, звоня во все колокола церквей, стал погружаться в озеро.
Словно зачарованные, смотрели Батый и его воины на то, как исчезают в волнах Светлояра крыши домов и городские ворота. Последним они увидели крест на куполе собора, который в следующее мгновение уже скрылся в воде.
Сравнения
Последнее даёт специалистам возможность сравнить авторские подходы. В «Житии» речь идёт о легендарном сподвижнике и одном из первых учеников Антония из Любеча, который и основал древнейший православный монастырь на Руси — Печерскую обитель— ещё при Ярославле Мудром в 1051 году. Нестор сам жил в обители Феодосия. И его «Житие» настолько переполнено мельчайшими нюансами повседневного монастырского бытования, что становится очевидным – его писал человек, «ведавший» этот мир изнутри.
Впервые упомянутое в «Повести» событие (призвание варяга Рюрика, как он пришёл со своими братьями Синеусом и Трувором и основал государство, в котором мы и живём) написано 200 лет спустя его осуществления.
Повесть временных лет
Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.
Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.
Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.
Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование — «Повесть времянных лет…»
История создания Повести временных лет
Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.
Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет — Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.
Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.
Жанр и особенности Повести временных лет
Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.
Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.
Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.
Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.
Содержание Повести временных лет
Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.
Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.
Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого, подвигах Никиты Кожемяки и других героев.
Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.
Таким образом, основу Повести временных лет составляют:
- Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
- Описание крещения Руси;
- Описание жизни великих князей: Олега, Владимира, Ольги и других;
- Жития святых;
- Описание войн и военных походов.
Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.
Жанр и идея «Повести временных лет»
Основной целью и идеей создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси с библейских времен, а затем постепенно дополнять летопись, кропотливо описывая все происходящие события.
Что касается жанра, то современные ученые полагают, что летопись нельзя назвать чисто историческим или чисто художественным жанром, так как в ней присутствуют элементы и того и другого. Поскольку «Повесть временных лет» несколько раз переписывалась и дополнялась, то ее жанр открытый, о чем говорят порой не согласующиеся друг с другом по стилю части.
«Повесть временных лет» отличалась тем, что события, рассказанные в ней, не истолковывались, а просто пересказывались максимально бесстрастно. Задача летописца — передать все то, что происходило, но не делать выводов. Однако стоит понимать, что летопись создавалась с точки зрения христианской идеологии, поэтому и носит соответствующий характер.
Помимо исторического значения, летопись также была юридическим документом, так как содержала некоторые своды законов и наставления великих князей (например, «Поучение Владимира Мономаха»).
Очень краткий пересказ
Краткий пересказ позволяет отобразить основную картину произведения.
В здании суда в качестве подсудимого находится неказистый деревенский мужичонка, которого сторож застал за выкручиванием гайки с железнодорожного полотна.
Стоя перед работником суда, Григорьев соглашается с тем, что откручивал гайку, однако не понимает своей вины. Мужик старательно отвечает на все вопросы, объясняя, что гайка была ему необходима для изготовления грузила к удочке.
Следователь обращает его внимание на те последствия, к которым может привести этот поступок – железнодорожная катастрофа, смерть многих людей. Мужик сильно напуган – в его голове никогда не было умысла погубить столько людей
Ведь всего одна гайка никак не может привести к такой страшной трагедии. Тем более, они всем селом не раз сворачивали гайки, и ничего такого не случалось.
Соглашаясь с этими обвинениями, он настойчиво отрицает свою виновность. И, хотя во время допроса следователь выясняет, что у обвиняемого во дворе дома было много гаек, добытых подобным образом, мужик не понимает, за что ему грозит каторга.
Чему учит?
Чехов воспитывает в своём читателе самостоятельность, волю и ум. Больше всего его беспокоит внутренняя слабость человеческого духа. Он говорит: «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу». Главным мерилом поступков должна стать совесть. Всё надо делать по совести: «Хоть и высеки, но чтоб за дело». Вот мораль произведения.
Писатель хотел, чтобы стилем жизни каждого стала весёлость, потому что именно она является условием и верным знаком духовного здоровья нации.
Истинными злоумышленниками являются те «хозяева жизни», которые не заботятся об общественном порядке, а удовлетворяют только свои прихоти и желания.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Сказание о граде Китеже Творение является произведением, повествующим о реально произошедших событиях в Древней Руси, изложенных в форме летописи.
- Краткое содержание Шолохов Чужая кровь Произведение описывает историю о том, как пожилая пара выхаживала тяжелораненого солдата. В это время они сильно к нему привязываются на фоне недавней потери собственного сына.
- Краткое содержание Каравай заварного хлеба Солоухин Солоухин Владимир Иванович написал произведение «Каравай заварного хлеба» о тяжелой жизни мирного населения в годы Великой отечественной войны.
- Краткое содержание Шукшин Забуксовал Роман Звягин, обычный совхозный механик, любил участвовать в образовании сына Валерки. Мог подолгу слушать, курить и поучать, что нужно учиться с толком, вдумчиво, чтобы в будущем не жалеть о том, что не доучился. Сказывался горький собственный опыт.
- Краткое содержание Бунин Деревня
Суть: о чём?
«Повесть временных лет» — летопись, в которой излагается история объединения славянских народов, классификация племен и их границы, а также описываются первые древнерусские князья и знаменательные события до 12 века. В самом начале автор описывает библейские события: разделение Земли детьми Ноя и происхождение славян.
Данная летопись является первым и информационно главным летописным сводом. Помимо образования государства, в ней описаны военные действия, предания, традиции и легенды славянских народов. Именно из «Повести временных лет» можно узнать о первых правителях, их жизни и проводимой политике.
В произведении описывается разделение земель между государствами, и в ходе этого длительного процесса на Русь были призваны варяги.
Рассказывается, как благодаря Ною и его сыновьям появилось русское государство. Ной разделил землю между тремя сыновьями: Хаму был поручен восток, Симу – юг, Иафету – северо-запад. И исходя из этого, прародителем славян оказался Иафет.
Далее описываются переходы власти и, как уже говорилось ранее, в «Повести временных лет» основными «героями» были князья. В летописи нашли своё отражение не только военные подвиги и политическая деятельность, но также светская жизнь русских князей. Например, в произведении отмечается, что Владимир Мономах был талантливым писателем. Сейчас мы можем изучить его поистине уникальное творение «Поучение детям».
Важное место в «Повести временных лет» отводится князю Олегу. Нестор описывает его как мудрого и сильного предводителя
Именно князь Олег объединил южных и северных славян, захватил Киев и создал непобедимую Киевскую Русь. На примере князя Олега, автор показывает важность и неотвратимость судьбы. В произведении описывается легенда о смерти правителя.
Источники текста
Известно, что рукопись произведения сохранилась лишь в одном переписанном варианте, входившем в древнерусские летописи и принадлежавшем графу Мусину-Пушкину. При этом неизвестна история появления этой копии. Ученые спорят: приобрёл ли собственник текст у настоятеля Спасо-Преображенского монастыря или этот вариант был получен из Кирилло-Белозерской библиотеки. В последующем такая единственная оригинальная средневековая копия, которая хранилась в графском дворце, сгорела в пожаре в Москве в 1812 года. Последнее и дало повод усомниться в подлинности произведения.
В Гамбурге в местном журнале в 1797 году напечатан переписанный с мусинской версии вариант, на основании которого в последующем были сделаны все копии, в том числе и переведенные на русский язык.
Приход беды на русские земли
Увы, светлые времен на Руси были не так часто, а прерывали их мрачные нашествия жестоких завоевателей. Так вышло и в этот раз. Созидание и радость жизнью для людей были нарушены приходом на Русь коварного и злого хана Батыя. Он возглавлял орды монголо-татар, что хотело покорить русские земли, а на пути своём убивали, грабили, сжигали целые поселения.
Выступил против врагов князь Георгий со своим войском, да только неравными были силы. Слишком бесчисленной была орда хана, слишком малым оказался отряд князя. Разбитой оказалась дружина Георгия, после чего князю с разбитыми отрядами пришлось скрыться в дремучих лесах – как раз тех, что находились неподалёку от озера Светлояр.
Скоро уж войско Батыя приблизилось к Малому Китежу. В отчаянии рванулся князь с небольшим отрядом дружинников
Отважно сражались русские воины, да только повержены были врагом. Погиб и сам Георгий у стен города, что некогда возвёл
Есть поверье, что когда-нибудь Китеж вновь появится из вод озера