Краткое содержание
Действие книги происходит в Волшебной стране, милые и беззащитные жители которой снова попадают в неприятности. На этот раз злая колдунья Арахна, проснувшаяся после 5000 лет сна, решает подчинить себе Волшебную страну и брать со всех дань. Маленький народ отказывается признать великаншу Арахну своей императрицей, и за это она насылает на них Желтый Туман. Вскоре выясняется, что от Желтого Тумана люди и звери начинают сильно болеть, а из-за отсутствия солнечного тепла на страну вечного лета надвигается зима. Жители Волшебной страны просят помощи у детей из Канзаса Энни и Тима, которые уже однажды помогли им справиться с Урфином Джюсом и его армией марранов. Вместе с детьми отправляется и дядюшка Энни, одноногий моряк Чарли Блек. Он заранее набирает с собой материалы для изготовления железного великана, с помощью которого и удается победить злую колдунью.
Очень странные деревенские дети…
Что сказать,
Гретель хорошо усвоила мораль из сказки. Она уверена, что ничего просто так не
достается и за все нужно платить. При этом девушка никому не доверяет и
правильно делает. Чернокожий (откуда только взялся!) охотник спас их от
какого-то мужика, очень похожего на зомби. И указал путь к лесникам, которые
помогут им устроиться.
Но почему-то детишки отправились в путь ночью. Ах да, Гретель видит сны наяву, точнее видения и умеет разговаривать с предметами. При этом дети, выросшие в деревне у леса, совершенно не разбираются в грибах. Серьезно, они ни разу не собирали грибы и ягоды? Какие-то неправильные деревенские дети.
Потому они тупо нажрались мухоморов и у Гретель видения начались с еще большей силой. Теперь ее кто-то зовет. С другой стороны вполне возможно, что именно благодаря грибам они вообще нашли домик ведьмы. Мухоморы изменили их сознание и позволили увидеть то, чего в обычном состоянии они бы даже не заметили.
Кадр из фильма «Гретель и Гензель»
Начало. Камешки и крошки
Жил да был на опушке леса дровосек. Семья его была очень бедная, заработки маленькие. А у него двое ребятишек — как их прокормить? И вот как-то в ответ на его жалобы предложила ему жена:
«Завтра ранешенько выведем детей в самую чащу леса; там разведем им огонек и каждому дадим еще по кусочку хлеба в запас, а затем уйдем на работу и оставим их там одних. Они оттуда не найдут дороги домой, и мы от них избавимся».
Жаль было дровосеку своих деток, но все же в конце концов он согласился с женой.
А Гензель и Гретель все слышали. Ночью мальчик поднялся, вышел во двор и набрал полные карманы белых маленьких камешков, валявшихся около дома. Рано утром повели их родители в лес за дровами. Гензель все бросал потихоньку на тропинку камешки, пока они шли. Потом взрослые разожгли детям костерок и велели отдыхать, а они, мол, пойдут в лес рубить дрова. Брат с сестрой сели у огня, съели свой хлеб и уснули. А проснувшись, девочка и мальчик увидели, что уже совсем стемнело. Но вот взошел месяц, и брошенные Гензелем белые камешки на тропинке засияли, словно монетки. Так, хоть и к утру, но дети все же отыскали правильный путь и вернулись домой.
Спустя какое-то время стала жена снова говорить дровосеку:
«Ребят надо спровадить. Мы их еще дальше в лес заведем, чтобы они уж никак не могли разыскать дороги к дому. А то и нам пропадать вместе с ними придется».
И снова уступил ей муж. Хотел было Гензель набрать камешков-голышей во дворе, но оказалось, что вредная мачеха заперла дверь, и никак не выйти из дома. Утром дети получили по кусочку хлеба, и их снова повели в лес. Гензель за неимением камешков бросал на дорожку крошки, пока они шли. И опять зашли они далеко в лес, где прежде никогда не бывали. Родители развели им костерок и велели отдыхать, пока они работают. А сами ушли. Гретель разделила свою порцию хлеба с Гензелем, и они, поев, уснули. А когда проснулись, давно уже стояла ночь. Пытались дети отыскать свои крошки на тропинке, по которым они могли бы вернуться домой, да где там — те крошки давно расклевали лесные птицы.
Шерлок берется за дело
Допросив еще раз подругу Нэнси, Холмс узнал, что та случайно встретилась со своим давним знакомым — бродячим калекой-горбуном. Мисс Моррисон оставляла их наедине, после чего видела, как расстроилась миссис Барклей. Хотя об этой встрече она попросила подругу никому не говорить. Прославленный детектив быстро находит этого свидетеля, и он открывает правду о роковом вечере и о своей судьбе.
Оказывается, горбун — это Генри Вуд, блестящий офицер в прошлом, красавец, который должен был жениться на Нэнси Барклей. Но как раз тогда в стране произошел бунт, и их полк попал в осаду. Генри вызвался пойти в разведку, а Джеймс Барклей решил стать его проводником. Последний был сам влюблен в Нэнси, он предал друга и завел его в засаду. В плену Генри искалечили, но ему удалось остаться живым. И только теперь, на склоне лет, странствующий фокусник решился посетить родину.
Образ и биография Гретель
Главные герои сказки узнают из разговора отца и мачехи, что их собираются вывести далеко в лес и оставить. Жуткий голод вынуждает мужчину согласиться с доводами новой жены, хотя на самом деле он попросту не решается идти против деспотичной женщины.
Гретель с ужасом понимает, что ей не выжить в темном и страшном лесу. Девочка начинает плакать, но брат успокаивает сестру, обещая, что найдет выход. И придумывает — набирает полный карман белых камешков и незаметно выкидывает их по дороге в лес. Таким образом, дети смогли уже вечером вернуться домой по следам.
Но злая мачеха не собиралась прекращать попытки. Она не позволила пасынку повторить этот фокус, и тогда мальчик стал крошить краюшку хлеба, пытаясь так проложить невидимую тропу до дома. Но, к сожалению, лесные птицы склевали «ориентир», а дети заблудились в дремучей местности.
Изголодавшись, они забредают к пряничному домику. Не веря счастью, Гретель и Гензель набрасываются на сладкие материалы. Но жилище не было бесхозным. В доме жила старуха, которая приветливо встретила гостей, накормила и уложила спать.
Уже на утро Гензель просыпается запертым в клетке. Оказалось, что гостеприимная хозяйка — настоящая ведьма и людоедка. Она заставляет Гретель помогать с приготовлением еды, чтобы откормить родного брата, а позже сожрать его.
Гретель, в силу своего характера и возраста, не в состоянии сопротивляться злой старухе. Девочка в течение нескольких недель исполняет наказы ведьмы, сожалея, что ее и брата не съели в лесу дикие звери.
Но вот пришел день, когда хозяйка пряничного домика решила исполнить кровожадный план. Колдунья велела Гретель приготовить хлеб. После того, как она натопила печь, потребовала, чтобы пленница залезла в нее — проверить, можно ли уже класть тесто.
Тут девочка смекнула, что ведьма так хочет избавиться от нее. Она попросила людоедку показать, как залезть в печь. Старуха поворчала, но, не угадав намерения сестры Гензеля, продемонстрировала это. А маленькая героиня сказки быстро закрыла заслонку. Со страшными криками мучительница детей умерла, сжарившись вживую.
Освобожденные дети находят в избе драгоценности и возвращаются домой невредимыми, да еще и с богатством. К этому времени мачеха умирает, а обрадованный отец обещает, что больше никогда так не поступит с сыном и дочкой.
Гретель в сказке продемонстрирована несмелой и боязливой. Она часто плачет, но Гензель старается успокоить сестру и проявляет смекалку ради спасения. Тем не менее, в конце истории как раз таки девочке отведена главная роль освободительницы. Оставшись один на один с врагом, она преодолела свой страх, проявила смекалку и победила злые силы.
Истоки сказки
Учеными было сделано предположение, что, вероятней всего, сюжет этой сказки восходит к конкретному историческому периоду, впоследствии названному «Великим голодом». Это бедствие настигло северную Европу в начале XIV века. Причиной его послужили неблагоприятные погодные условия, последовавший затем неурожай, нестабильные цены и постоянные войны, разорявшие народы.
Возросла преступность, общепринятые моральные нормы перестали действовать, участились случаи, когда родители, не способные прокормить своих детей, не только бросали их на произвол судьбы, но и продавали. Возможно, что свидетельством появившегося в те годы каннибализма был как раз образ зловещей ведьмы из леса. Что касается домика, сделанного из сдобного теста, то известно, что еще у древних римлян существовал обычай печь такие домики для домашнего алтаря. Затем их съедали, что означало единение с богами. Итак, давайте вспомним сюжет этого произведения.
Новая судьба Гретель и ее брата
Гретель тоже
была отмечена силами и сюда девица попала не случайно, видимо, ее тоже привели
Силы. Вот только она была не такая черная внутри, потому не согласилась на эти
условия. Убила колдунью, спасла Гензеля и отправила его к лесникам. Зачем
отправила? Она ведьма, ей нужно развиваться в магии, а он простой человек, он
будет ее отвлекать, тормозить.
Кстати, девица попыталась выбрать иной не темный путь, но по ходу у нее это не совсем получилось, ибо руки почернели. Что это, намек на то, что от Тьмы невозможно избавиться или же задел на продолжение? Кстати, интересный момент колдунья уже была мертва, а ее магия все еще действовала. Вот такая инерция. И да, ведьму играет Элис Крайдж («Сайлент Хилл»).
Кадр из фильма «Гретель и Гензель»
Сюжет [ править ]
Символы
- Дровосек
- Жена лесоруба
- Гензель
- Гретель
- Ведьма
Гензель и Гретель встречают ведьму, картина Александра Зика .
Действие происходит в средневековой Германии . Гензель и Гретель — маленькие дети бедного дровосека . Когда на земле царит сильный голод, жена дровосека ( первоначально мать детей, но в исправленных изданиях — их мачеха ) решает отвести детей в лес и оставить их там на произвол судьбы, чтобы она и ее муж не умирать с голоду, так как дети слишком много едят. Дровосек возражает против этого плана, но в конце концов неохотно подчиняется плану своей жены. Они не подозревают, что в детской спальне их подслушали Гензель и Гретель. После того, как родители ушли спать, Гензель крадется из дома и собирает как можно больше белых камешков. как может, затем возвращается в свою комнату, заверяя Гретель, что Бог не оставит их.
На следующий день семья идет глубоко в лес, и Гензель прокладывает тропу из белой гальки. После того, как родители бросают их, дети ждут восхода луны, а затем по гальке возвращаются домой. Они благополучно возвращаются домой, к большому гневу мачехи. И снова провианта не хватает, и мать сердито приказывает мужу увести детей подальше в лес и оставить там умирать. Гензель и Гретель пытаются собрать больше камешков, но обнаруживают, что двери заперты, и им невозможно сбежать.
Иллюстрация Людвига Рихтера , 1842 г.
На следующее утро семья отправляется в лес. Гензель берет кусок хлеба и оставляет им след из панировочных сухарей, чтобы они пошли домой. Однако после того, как их снова бросили, они обнаруживают, что птицы съели крошки, и теряются в лесу. После нескольких дней скитаний они следуют за красивой белой птицей на поляну в лесу и обнаруживают большой коттедж, построенный из имбирных пряников , пирожных , конфет и оконных стекол из прозрачного сахара . Голодные и уставшие дети начинают есть крышу дома, когда дверь открывается и » очень старуха»«появляется и заманивает детей внутрь, обещая мягкие кровати и вкусную еду. Они входят, не осознавая, что их хозяйка — кровожадная ведьма, которая построила пряничный домик, чтобы подстерегать детей, чтобы они приготовили и съели их .
На следующее утро ведьма запирает Гензеля в железной клетке в саду и заставляет Гретель стать рабом. Ведьма регулярно кормит Гензеля, чтобы откормить его, но когда она пытается прикоснуться к нему, чтобы увидеть, насколько он стал толстым, Гензель ловко предлагает кость, которую он нашел в клетке ( предположительно, кость от предыдущего пленника ведьмы ), и ведьма чувствует это. , думая, что это его палец. Из-за своей слепоты она думает, что Гензель все еще слишком худ, чтобы есть. Спустя несколько недель ведьма становится нетерпеливой и решает съесть Гензеля, « будь он толстым или худым ».
Она готовит печь для Гензеля, но решает, что достаточно голодна, чтобы съесть и Гретель. Она уговаривает Гретель к открытой духовке и просит ее наклониться перед ней, чтобы посмотреть, достаточно ли горячий огонь. Гретель, почувствовав намерения ведьмы, делает вид, что не понимает, что ведьма имеет в виду. Разъяренная ведьма демонстрирует, как Гретель тут же запихивает ведьму в горячую духовку, захлопывает и запирает дверь, оставляя « нечестивую ведьму на сожжение в пепле ». Гретель освобождает Гензеля из клетки, и пара обнаруживает вазу, полную сокровищ , включая драгоценные камни . Укладка драгоценностейв одежду, дети отправились домой. Лебедь переправляет их через водное пространство, и дома они находят только своего отца; его жена умерла по неизвестной причине. Их отец провел все свои дни, оплакивая потерю своих детей, и рад видеть их живыми и невредимыми. Благодаря богатству ведьмы все они живут долго и счастливо.
Сейчас читают
Главным героем этой волшебной истории является почтальон по имени Колбаба. Всё начинается с того, как он по чистой случайности остаётся на почте на ночь. Конечно, ни одна сказка не может обойтись без волшебных героев
Семья Турбиных находится в квартире, на улице – уже вечер, темно, и только в доме светло, потому что горит электричество. Огонь в камине пылает, а часы как раз в тот момент бьют девять часов.
Французская армия разбита. Выжившие солдаты проходят через город. Вместе с ними идут мирные граждане. Когда солдаты покидают город Руан, его жители закрывают окна и двери, улицы пустеют, и затихает шум.
В произведении «Свет в августе», созданном писателем Уильямом Фолкнером, повествуется о нравах американского Юга. Лина Гроув – молодая белая женщина, которая ожидала ребёнка. Она озадачена поисками своего любовника.
В произведении рассказывается о действиях в городке под названием Узло. В городок возвратился молодой миллионер по имени Сергей Александрович Привалов.
Версии
Хотя источники, использованные братьями Гримм для этой сказки, остаются неопределенными, они утверждают, что она происходит из «разных версий Гессена ».
Лес возле Эрцхаузена в Гессене (2008).
В своих комментариях о Гензеле и Гретель братья Гримм отмечают, что в Швабии можно найти версии сказки, где в сахарном доме уже живет не ведьма, а волк . Они также отмечают тесную связь между Гензелем и Гретель и рассказом о Перро Le Petit Poucet , опубликованном в 1697 году в журнале Histoires ou contes du temps pas , и параллели с Finette Cendron (1696 или 1697), очень литературной сказкой мадам д» Аульной .
Гензель и Гретель в доме ведьмы. Иллюстрация Александра Зика (1845–1907).
Более того, Гримм фактически дает две или даже три версии этой истории. Версия, включенная во второе издание (1819 г.) Сказок, действительно содержит определенные отличия от версии, представленной в первоначальном издании 1812 г., в частности, добавление эпилога; более того, начиная с четвертого издания (1840 г.), детей бросают уже не из-за матери или по ее инициативе, а из-за их — что, в действительности, уже имело место в сказке Неннилло и Неннелла , написанной на неаполитанском языке. по Базиле , и появляться в Pentamerone , опубликованной около 1635 начало рассказа Василия аналогично из Гензель и Гретель и Petit Poucet . Издания после 1842 г. также учитывают эльзасскую версию, опубликованную Августом Штёбером и озаглавленную Das Eierkuchenhäuslein (« Блинный домик»), заимствуя, в частности, некоторые популярные выражения.
Об этом знаменитом эпизоде, где предметы разбросаны, чтобы найти дорогу назад, мы уже находим очень похожую версию в Das Erdkuhlein («Корова земли»), сказке, опубликованной в 1559 году эльзасцем Мартином Монтанусом (де) (апрель . 1537-апр. 1566), и связанные с Золушкой . История начинается следующим образом. Мачеха и старшая дочь ее мужа хотят позаботиться о том, чтобы младшая сестра Маргарита заблудилась в лесу. Трижды они отправляют его туда искать связки или дрова. Маргарита слышала о планах своих врагов и по совету крестной матери в первый раз сеет на своем пути опилки, во второй раз — песок и, наконец, наконец, семена конопли, которые клюют птицы. Заблудившись, она забирается на дерево и оттуда видит небольшой дом, куда она идет и где найдет, более удачливую, чем Гензель и Гретель, и чем Палец, руку помощи.
Гензель и Гретель (сказка)
В большом лесу на опушке жил бедный дровосек со своею женою и двумя детьми: мальчишку-то звали Гензель, а девчоночку – Гретель.
У бедняка было в семье и скудно и голодно; а с той поры, как наступила большая дороговизна, у него и насущного хлеба иногда не бывало.
И вот однажды вечером лежал он в постели, раздумывая и ворочаясь с боку на бок от забот, и сказал своей жене со вздохом: «Не знаю, право, как нам и быть! Как будем мы детей питать, когда и самим-то есть нечего!» – «А знаешь ли что, муженек, – отвечала жена, – завтра ранёшенько выведем детей в самую чащу леса; там разведем им огонёк и каждому дадим ещё по кусочку хлеба в запас, а затем уйдем на работу и оставим их там одних. Они оттуда не найдут дороги домой, и мы от них избавимся». – «Нет, жёнушка, – сказал муж, – этого я не сделаю. Невмоготу мне своих деток в лесу одних оставлять – ещё, пожалуй, придут дикие звери да и растерзают». – «Ох, ты, дурак, дурак! – отвечала она. – Так разве же лучше будет, как мы все четверо станем дохнуть с голода, и ты знай строгай доски для гробов». И до тех пор его пилила, что он, наконец, согласился. «А всё же жалко мне бедных деток», – говорил он, даже и согласившись с женою.А детки-то с голоду тоже заснуть не могли и слышали все, что мачеха говорила их отцу. Гретель плакала горькими слезами и говорила Гензелю: «Пропали наши головы!» – «Полно, Гретель, – сказал Гензель, – не печалься! Я как-нибудь ухитрюсь помочь беде».И когда отец с мачехой уснули, он поднялся с постели, надел свое платьишко, отворил дверку, да и выскользнул из дома.Месяц светил ярко, и белые голыши, которых много валялось перед домом, блестели, словно монетки. Гензель наклонился и столько набрал их в карман своего платья, сколько влезть могло.
Потом вернулся домой и сказал сестре: «Успокойся и усни с Богом: он нас не оставит». И улёгся в свою постельку. Чуть только стало светать, ещё и солнце не всходило – пришла к детям мачеха и стала их будить: «Ну, ну, подымайтесь, лентяи, пойдём в лес за дровами».Затем она дала каждому по кусочку хлеба на обед и сказала: «Вот вам хлеб на обед, только смотрите, прежде обеда его не съешьте, ведь уж больше-то вы ничего не получите».Гретель взяла хлеб к себе под фартук, потому что у Гензеля карман был полнёхонек камней. И вот они все вместе направились в лес.Пройдя немного, Гензель приостановился и оглянулся на дом, и потом ещё и ещё раз.Отец спросил его: «Гензель, что ты там зеваешь и отстаешь? Изволь-ка прибавить шагу». – «Ах, батюшка, – сказал Гензель, – я всё посматриваю на свою белую кошечку: сидит она там на крыше, словно со мною прощается».Мачеха сказала: «Дурень! Да это вовсе и не кошечка твоя, а белая труба блестит на солнце». А Гензель и не думал смотреть на кошечку, он всё только потихонечку выбрасывал на дорогу из своего кармана по камешку.
Когда они пришли в чащу леса, отец сказал: «Ну, собирайте, детки, валежник, а я разведу вам огонёк, чтобы вы не озябли». Гензель и Гретель натаскали хворосту и навалили его гора-горой. Костёр запалили, и когда огонь разгорелся, мачеха сказала: «Вот, прилягте к огоньку, детки, и отдохните; а мы пойдем в лес и нарубим дров. Когда мы закончим работу, то вернёмся к вам и возьмём с собою».Гензель и Гретель сидели у огня, и когда наступил час обеда, они съели свои кусочки хлеба. А так как им слышны были удары топора, то они и подумали, что их отец где-нибудь тут же, недалеко.А постукивал-то вовсе не топор, а простой сук, который отец подвязал к сухому дереву: его ветром раскачивало и ударяло о дерево.Сидели они, сидели, стали у них глаза слипаться от усталости, и они крепко уснули.
Когда же они проснулись, кругом была темная ночь. Гретель стала плакать и говорить: «Как мы из лесу выйдем?» Но Гензель её утешал: «Погоди только немножко, пока месяц взойдёт, тогда уж мы найдём дорогу». И точно, как поднялся на небе полный месяц, Гензель взял сестричку за руку и пошел, отыскивая дорогу по голышам, которые блестели, как заново отчеканенные монеты, и указывали им путь.
Всю ночь напролёт шли они и на рассвете пришли-таки к отцовскому дому. Постучались они в двери, и когда мачеха отперла и увидела, кто стучался, то сказала им: «Ах вы, дрянные детишки, что вы так долго заспались в лесу? Мы уж думали, что вы и совсем не вернётесь». А отец очень им обрадовался: его и так уж совесть мучила, что он их одних покинул в лесу.
Мифология
Этот раздел может содержать неопубликованные работы или неаудированные отчеты (ноябрь 2014 г.) . Вы можете помочь, добавив ссылки или удалив неопубликованный контент.
Объекты, разбросанные, чтобы найти его путь, заставляют задуматься о нити, которую Ариадна дает Тесею, чтобы он сбежал из Лабиринта, построенного Дедалом . Вместе с Монтаном и Василием дети, как и Тесей, получают помощь извне: в « Дас Эрдкуляйн» , рассказе о Монтане, именно его крестная мать советует Маргарите прибегнуть к этой уловке, чтобы найти дорогу назад, а в « Неннилло и Неннелла» это отец детей, который сеет пепел, а затем и звук. У Гримма, как и у Перро, этот трюк воображает один из детей, маленький мальчик или самый маленький из мальчиков.
Улисс в пещере Полифема . Картина Якоб Йорданс , 1 — й половины XVII — го века.
Эпизод детей , привлеченных едой в доме ведьмы напоминает из Гомера , в которой Одиссеи и двенадцать его спутников высадились на острове циклопа , обнаружил большую пещеру, где находит обилие еда, которой они наслаждаются. На самом деле они находятся в логове гиганта Полифема , который запирает их и пожирает шестерых из них. Благодаря хитрости Улисс, напоив его, успевает ослепить Циклопа и выбраться из пещеры вместе с остальными его товарищами, замаскированными под овец. Помимо каннибализма, между историей Гомера и сказкой есть несколько точек соприкосновения
В одной версии Гензеля и Гретель , собранные в первой половине XX — го века Зуй в Бельгии, ведьма, как и Полифема, живет в пещере — и привлечь внимание детей, она приготовила вафли там. Отношения между человеком и великаном проявляются в сказке в форме отношений между детьми и взрослыми
И там, где Одиссей и его товарищи маскируются под животных, Гензель откармливается, как животное. Подобно Полифему, ведьма Гензеля и Гретель также страдает слабым зрением ; Гензель играет на этом, чтобы обманом заставить ее показать ей кость вместо своего пальца, поскольку Улисс и его товарищи пользуются слепотой Циклопа, чтобы убежать, полагая, что они — часть его стада.
Родитель — если сравнивать мать Гензеля и Гретель с ведьмой — поедание своих детей вызывает в греческой мифологии титана Кроноса ( Сатурн у римлян). В Теогонии из Гесиода (на стихи 463-491), Крон пожирал пять своих детей , как и когда они возникают. Когда рождается шестой Зевс, Рея, жена и сестра Кроноса, прячет ребенка на Крите и заменяет его камнем, который Кронос проглатывает. Когда Зевс вырос, ему удается заставить отца выплюнуть своих братьев и сестер, а также камень.
Пряничный домик вызывает более «недавний» миф о земном рае и других мифических утопических местах Страны Кокань, который позже мы находим в виде Страны игрушек ( Paese dei balocchi ) в Пиноккио. (1881-1883) Коллоди .
Утка (или: трость), которая появляется в последнем эпилоге и в целом довольно любопытна, может быть намеком на Пенелопу, жену Одиссея, чье напоминает о разновидностях дикой утки. Согласно некоторым источникам, на самом деле Пенелопа, отчаявшаяся после ложного объявления о смерти Одиссея Навлиосом , который таким образом желает отомстить за смерть своего сына Паламеда , бросилась бы в море, а затем была бы спасена утками. . Оттуда можно увидеть Гензеля и Гретель, хотя они представлены как брат и сестра, символ пары. Утка, которую мы всегда видим в компании своей самки, символизирует супружескую верность. Это также символ счастья пары. Белая утка также может представлять собой проводника между двумя мирами.
Против. Скримеры – вот зачем?
Кадр из фильма «Гретель и Гензель»
Если бы авторы сделали акцент на атмосферу, раскачав странность самой сути происходящего (ведь сама сказка-то чудная, хоть и простая) до предела – вот тогда было бы хорошо. Однако вместо этого они решили налепить несколько «коммерчески выгодных» скримеров. Их мало (что плюс), и они очень резкие, так что распробовать эти сцены особо не удается. Почти все они слабо вписываются в происходящее (кроме разве что момента с девочкой, которая была спиной к камере), хотя бы из-за слишком явного копирования тенденций современных ужастиков. Перед нами очередная порция «прыжков из темноты», сопровождаемых дребезжанием. Такому хоррору идеально подошли бы психоделика и безумные сцены в духе «Сайлент Хилла» (гулять так гулять). Но авторы пошли по пути проверенных традиций последних жутиков и обошлись парой намеков на нечто сумасшедшее.
История создания персонажа
Братья Гримм услышали захватывающую историю о детях, которые заблудились в лесу и чуть не погибли в доме ведьмы, от Дортхен Вильд — будущей жены Вильгельма. Произведение было написано и опубликовано в сборнике сказок в 1812 году. Правда, первоначальный текст разительно отличается от адаптированного материала для детей.
Так, в исходном варианте оба родителя, отправившие детей на погибель — биологические. После же было решено включить в повествование мачеху, а отцу приписать чувство вины и раскаяния за содеянное. Похожие ситуации с деспотичной новой женой и безвольным отцом обыгрывались неоднократно.
Истоки этого жуткого сюжета, предположительно, лежат в 1315-1317 годах. В это время в Европе началась эпоха Великого голода — крупномасштабное бедствие, сложившееся из-за аномальных погодных условий. Скверный урожай, запредельные цены на продукты — все это спровоцировало рост болезней и преступности и, конечно же, отсутствие возможности прокормить семью.
В итоге явление, когда родители бросали детей на голодную смерть, было распространено повсеместно. Учащались случаи и каннибализма.
А вот тот самый пряничный домик из сказки «Гензель и Гретель» — исковерканный образ избы Бабы Яги. Опять же, изначально жилище ведьмы имело следующее описание — «покрыто блином и подперто пирогом». Это, согласно славянским традициям, обрядовая похоронная пища. Европейцы же взяли идею «съедобности» дома, превратив его в пряничный.
Но главная мысль сохранилась — двое маленьких детей попали в мир колдовства и жестокости. Преданные собственными родителями, один на один со страшной ведьмой, они вынуждены рассчитывать только на собственные силы.
Гретель, предположительно, близнец Гензеля, хотя прямого упоминания об этом в книге нет. Пользуясь этим пробелом, в последующих экранизациях режиссеры пробуют разные образы, меняя возраст, а затем и характер персонажа.
Гензель и Гретель (сказка)
В большом лесу на опушке жил бедный дровосек со своею женою и двумя детьми: мальчишку-то звали Гензель, а девчоночку – Гретель.
У бедняка было в семье и скудно и голодно; а с той поры, как наступила большая дороговизна, у него и насущного хлеба иногда не бывало.
И вот однажды вечером лежал он в постели, раздумывая и ворочаясь с боку на бок от забот, и сказал своей жене со вздохом: «Не знаю, право, как нам и быть! Как будем мы детей питать, когда и самим-то есть нечего!» – «А знаешь ли что, муженек, – отвечала жена, – завтра ранёшенько выведем детей в самую чащу леса; там разведем им огонёк и каждому дадим ещё по кусочку хлеба в запас, а затем уйдем на работу и оставим их там одних. Они оттуда не найдут дороги домой, и мы от них избавимся». – «Нет, жёнушка, – сказал муж, – этого я не сделаю. Невмоготу мне своих деток в лесу одних оставлять – ещё, пожалуй, придут дикие звери да и растерзают». – «Ох, ты, дурак, дурак! – отвечала она. – Так разве же лучше будет, как мы все четверо станем дохнуть с голода, и ты знай строгай доски для гробов». И до тех пор его пилила, что он, наконец, согласился. «А всё же жалко мне бедных деток», – говорил он, даже и согласившись с женою.А детки-то с голоду тоже заснуть не могли и слышали все, что мачеха говорила их отцу. Гретель плакала горькими слезами и говорила Гензелю: «Пропали наши головы!» – «Полно, Гретель, – сказал Гензель, – не печалься! Я как-нибудь ухитрюсь помочь беде».И когда отец с мачехой уснули, он поднялся с постели, надел свое платьишко, отворил дверку, да и выскользнул из дома.Месяц светил ярко, и белые голыши, которых много валялось перед домом, блестели, словно монетки. Гензель наклонился и столько набрал их в карман своего платья, сколько влезть могло.
Потом вернулся домой и сказал сестре: «Успокойся и усни с Богом: он нас не оставит». И улёгся в свою постельку. Чуть только стало светать, ещё и солнце не всходило – пришла к детям мачеха и стала их будить: «Ну, ну, подымайтесь, лентяи, пойдём в лес за дровами».Затем она дала каждому по кусочку хлеба на обед и сказала: «Вот вам хлеб на обед, только смотрите, прежде обеда его не съешьте, ведь уж больше-то вы ничего не получите».Гретель взяла хлеб к себе под фартук, потому что у Гензеля карман был полнёхонек камней. И вот они все вместе направились в лес.Пройдя немного, Гензель приостановился и оглянулся на дом, и потом ещё и ещё раз.Отец спросил его: «Гензель, что ты там зеваешь и отстаешь? Изволь-ка прибавить шагу». – «Ах, батюшка, – сказал Гензель, – я всё посматриваю на свою белую кошечку: сидит она там на крыше, словно со мною прощается».Мачеха сказала: «Дурень! Да это вовсе и не кошечка твоя, а белая труба блестит на солнце». А Гензель и не думал смотреть на кошечку, он всё только потихонечку выбрасывал на дорогу из своего кармана по камешку.
Когда они пришли в чащу леса, отец сказал: «Ну, собирайте, детки, валежник, а я разведу вам огонёк, чтобы вы не озябли». Гензель и Гретель натаскали хворосту и навалили его гора-горой. Костёр запалили, и когда огонь разгорелся, мачеха сказала: «Вот, прилягте к огоньку, детки, и отдохните; а мы пойдем в лес и нарубим дров. Когда мы закончим работу, то вернёмся к вам и возьмём с собою».Гензель и Гретель сидели у огня, и когда наступил час обеда, они съели свои кусочки хлеба. А так как им слышны были удары топора, то они и подумали, что их отец где-нибудь тут же, недалеко.А постукивал-то вовсе не топор, а простой сук, который отец подвязал к сухому дереву: его ветром раскачивало и ударяло о дерево.Сидели они, сидели, стали у них глаза слипаться от усталости, и они крепко уснули.
Когда же они проснулись, кругом была темная ночь. Гретель стала плакать и говорить: «Как мы из лесу выйдем?» Но Гензель её утешал: «Погоди только немножко, пока месяц взойдёт, тогда уж мы найдём дорогу». И точно, как поднялся на небе полный месяц, Гензель взял сестричку за руку и пошел, отыскивая дорогу по голышам, которые блестели, как заново отчеканенные монеты, и указывали им путь.
Всю ночь напролёт шли они и на рассвете пришли-таки к отцовскому дому. Постучались они в двери, и когда мачеха отперла и увидела, кто стучался, то сказала им: «Ах вы, дрянные детишки, что вы так долго заспались в лесу? Мы уж думали, что вы и совсем не вернётесь». А отец очень им обрадовался: его и так уж совесть мучила, что он их одних покинул в лесу.
Страницы: 1
Гретель в фильмах
Оригинальный сюжет стал благодатной почвой для бурной фантазии кинодеятелей. Огромное количество экранизаций в жанрах хоррора на разный манер трактовали приключения двух заблудившихся детей. Некоторые из них получили положительные отзывы от зрителей.
Первый американский фильм был снят режиссером Тимом Бёртоном в 1982 году для японской аудитории. Интересно, что картину показали только один раз — на детском телеканале Disney в Хеллоуин, поздно ночью. На экране появлялись роботы-трансформеры, сконструированные отцом детей. Под действием колдовства они превращались в кровожадных монстров.
В жанре семейного фэнтези история, написанная братьями Гримм, вышла на большие экраны в 1987 году. Режиссер Лен Талан снял красочную сказку торжества добрых сил над злом, полностью повторив сюжет немецких авторов.
Довольно успешной интерпретацией стал мультфильм «Заколдованный кролик» 1954 года. В рисованной картине фокус внимания перемещается на Багза Банни, который путешествует с Гензелем и Гретель. Детям удается сбежать из дома ведьмы, а вот культовому персонажу предстоит в одиночку противостоять злой старухе. В хэппи-энд включены и романтические нотки. Колдунья превращается в кролика-девочку.
Своеобразное продолжение сказка получила в триллере 2013 года — «Охотники на ведьм». Повзрослевшие брат и сестра преследуют одну цель — убить всех ведьм. Несмелая литературная героиня Гретель превращается в отчаянную женщину, мастерски управляющуюся с оружием (Джемма Артертон). В конце фильма главные герои узнают правду о своем детстве, что полностью переворачивает их сознание.
В 2018 году киностудия Orion Pictures начала съемки фильма ужасов «Гензель и Гретель», премьера которого состоится в России 30 января 2020 года. Роль уже старшей по сюжету сестры отдана Софии Лиллис, известной по участию в хорроре «Оно». Младшего брата сыграет Сэм Лики — для юного актера это будет дебютная работа.
Судя по официальному трейлеру, описанные писателями события получат неожиданную интерпретацию. Впрочем, зловещие картинки и жуткие сцены — совсем не новая концепция экранизаций сказки братьев Гримм.
Трудные дни Волшебной страны
Вернувшись ни с чем домой, Арахна напускает на страну Жёлтый Туман. Туман не заполняет только владения Арахны, Стеллы и Виллины.
Теперь в ящике Страшилы ничего не видно, люди в тумане тоже видят плохо. Туман проникает в лёгкие и вызывает кашель.
Арахна посылает к Страшиле Руфа Билана с ультиматумом. Она не уберёт туман, если через три дня он ей не покорится. Жевуны спускаются в подземную страну, а доктора находят дерево рафалоо, из листьев которого можно делать повязки, чтобы туман не проникал в лёгкие. Ультиматум отвергнут, Мигуны с благодарностью принимают в подарок листья рафалоо, а Марраны находят убежище в Розовой стране.
Страшила посылает листья Урфину Джюсу. В ответ Урфин открывает свой способ борьбы с туманом и надеется, что это хоть немного поможет людям. Туман начинает действовать на глаза, но доктора изобретают специальные очки. Из-за того, что туман закрыл солнце, наступает холод. Страшила решает послать дракона Ойххо за Энни и Тимом. Они должны научить жителей Волшебной страны строить тёплые дома и шить тёплую одежду. С драконом решили послать Фараманта.
В Канзасе Фарамант застаёт Чарли, который гостит у сестры. Энни с Арто, Тим и Чарли отправляются в Волшебную страну. Они приходят в ужас, увидев, во что она превратилась.
На совете в Тронном зале Чарли предлагает похитить у Арахны книгу заклинаний и освободить страну от тумана.