Варварская энциклопедия: великий князь ярослав всеволодович, ярослав ii грозный

Краткое содержание повести «Житие Александра Невского» подробно

Летописец, по обычаю всех излагавших биографии великих деятелей эпохи, предваряет свой рассказ упоминанием о том, что он, «многогрешный, недалекий умом», решается изложить письменно для потомков славную историю жизни и битв князя Александра Невского.

Затем летописец рисует портрет правителя, который дает представление об Александре как о красивом и статном мужчине, смелом, мужественном, мудром, точно царь Соломон.

После этого небольшого вступления идет рассказ о наиболее значимых событиях Александрова правления.

Летописец упоминает «именитого мужа» Андреаша, побывавшего на Руси и подивившегося уму и славе Александра. Выслушав рассказ Андреаша, король той западной страны принимает решение напасть на Александра и захватить его землю. Завоеватели пришли на Русь, объявив от имени своего государя: «Я уже здесь, разоряю землю твою, защищайся».

Александр готовится к битве. Прежде всего он молится богу, чтобы укрепить свой дух. «Не в силе бог, но в правде», — говорит Александр дружине после молитвы. И, взяв лишь малую часть войска (большая часть была в другом месте), идет наперерез иноземным захватчикам.

Ярослав, отец Александра, не успел отправить сыну помощь, так что молодому князю оставалось надеяться на храбрость и удачливость русских воинов. Один из старейшин Ижорской земли, Пелугий, был послан в ночной дозор, где ему в божественном видении явились святые князья-мученики Борис и Глеб и дали понять: нужно начинать битву, дело Александра правое, ему будет дана божественная помощь.

Ободренный Александр в шестом часу дня идет на врагов

Бьется отважно, даже на лице короля остается след копья русского князя. Особое мужество проявили шестеро русских воинов: дружинник Гаврило Олексич, новгородец Сбыслав Якунович, полочанин Яков, новгородец Меша, дружинник Сава и слуга князя Ратмир

Видение не зря было у Пелугия перед битвой: бог помогал русскому воинству, потому что иначе нельзя объяснить тот факт, что за рекой Ижорой (куда не дошли воина Александра) после сражения поле оказалось усеяно трупами иноземных врагов. Король был побежден.

Прошел год, иноземцы не успокаивались. Вновь они явились, взяли Псков, посадили своих наместников. Александр задумал устроить битву. Она состоялась на Чудском озере. Знаменитое Ледовое побоище 1242 года было долгим, жестоким, «не видно было льда», так как озеро «покрылось кровью».

Александр победил, взял главу врагов в плен и вернулся во Псков.

Его имя стало греметь в соседних странах, и однажды восточный царь (это был Батый), победивший многие народы, призвал Александра к себе. Сделал он это для устрашения, чтобы Александр увидел грозную силу Батыеву и не вздумал противиться.

Невский отправился в Орду. Приняли его с почетом, Батый отозвался о русском князе с уважением. Правители договорились между собой, и Александр вернулся на Русь.

Между тем Батый не отступал от мысли о полном владении русскими землями. Он отправил на Суздальское княжество, где сидел Андрей Ярославич, своего воеводу Неврюя.

Много бед наделал Неврюй. После его нападения Александр помог брату благоустроить земли, вновь воздвиг дома и церкви.

Летописец указывает, что бог, видя благие дела Александра, продлил его жизнь и сделал его народ счастливым.

Видя такое процветание Руси, к Александру пришли два «умнейших кардинала» из Рима, католики. Целью их было уговорить Александра сменить веру. Однако русский князь ответил, что не примет чужого учения.

Ордынцы, несмотря на стремление Александра мирно улаживать конфликты, продолжали бесчинствовать на русской земле. Тогда князь отправил сына своего Дмитрия в страны запада, охранять рубежи русских земель, сам же вновь отправился в Орду. На обратном пути, уже достигнув Руси, Александр тяжело заболел. Когда он слег, то принял высший монашеский чин – схиму.

Тело Александра понесли во Владимир. Люди толпились, стенали и плакали – так любили князя Александра на Руси. По христианскому обычаю, тело правителя уложили в гроб, и митрополит Кирилл собирался разжать ему руку, чтобы в нее вложить духовную грамоту (завещание).

Но тут случилось чудо: князь, разжав руку, сам взял грамоту, будто живой. Люди расценили это как знак божественного признания: «… так прославил бог угодника своего».

Святому молятся о благополучном служении, защите и мужестве

Святого благоверного князя Александра Невского в Русской православной церкви канонизировали в лике чудотворцев при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года. Память его отмечается (по юлианскому календарю): 23 ноября и 30 августа (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года).

Икона святого благоверного князя Александра Невского. На иконах Святого князя Александра обычно изображают в царских одеждах, доспеха и с мечом. Фото: www.pravoslavie.ru

На иконах святого обычно изображают в царских одеждах как символ власти. Кроме того, также характерно присутствие доспехов и меча. Это символы воителя за веру. Святого также часто изображают на коне или же стоящим в полный рост.

1547
в этом году князя Александра Невского причислили к лику святых

Несмотря на то, что святой князь Александр Невский, как и все другие святые, помогает всем искреннее к нему обращающимся, принято считать, что ему лучше молиться о том, чему сам святой был непосредственно причастен в земной жизни.

Так как святой Александр защищал отечество и воевал, к нему в молитвах обычно обращаются военнослужащие о благополучном служении, защите и мужестве. Кроме того, ему молятся все о защите и покровительстве, об укреплении веры и укреплении в делах житейских, о даровании мудрости и многом другом.

Текст молитвы к святому Александру Невскому следующий:

«Скоpый помощниче всех yсеpдно к тебе пpибегающих, и теплый наш пpед Господем пpедстателю, святый благовеpный великий княже Александpе! пpизpи милостивно на ны недостойныя, многими беззаконми непотpебны себе сотвоpившия, к pаце мощей твоих ныне пpитекающия и из глyбины дyши взывающия: ты в житии своем pевнитель и защитник пpавославныя веpы был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богy молитвами непоколебимы yтвеpди.

Ты великое возложенное на тя слyжение тщательно пpоходил еси, и нас твоею помощию пpебывати коегождо, в неже пpизван есть, настави. Ты, победив полки сyпостатов, от пpеделов Российстих отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых вpагов низложи. Ты, оставив тленный венец цаpства земнаго, избpал еси безмолвное житие, и ныне, пpаведно венцем нетленным yвенчанный, на небесах цаpствyющи, исходатайствyй и нам, смиpенно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечномy Цаpствию Божию шествие неyклонное yстpой нам.

Пpедстоя же со всеми святыми пpестолy Божию, молися о всех пpавославных хpистианах, да сохpанит их Господь Бог Своею благодатию в миpе, здpавии, долгоденствии и всяцем благополyчии в должайшая лета, да пpисно славим и благословим Бога, в Тpоице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Дyха, ныне и пpисно и во веки веков. Аминь».

Детство и юность

О дате рождения Ярослава Владимировича и сегодня спорят. Но большинство историков и учёных склоняются к тому, что князь появился на свет в 978 году, хотя полной уверенности в этом нет ни у кого. День его рождения тем более неизвестен.

Его родителями стали Владимир Святославович, который принадлежал к роду Рюриковичей, и полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна. Хотя и тут согласия нет. Например, известнейший историк Николай Костомаров сомневался, что именно Рогнеда была матерью Ярослава. А его французский коллега Арриньон и вовсе считал, что князя родила византийская царевна Анна. Якобы именно это обстоятельство объясняет его вмешательство во внутривизантийские дела в 1043 году.

Владимир Святославович и Рогнеда Рогволодовна. Художник А. П. Лосенко

Но ради справедливости стоит отметить, что остальная масса историков склонна считать именно Рогнеду женщиной, которая дала жизнь известнейшему из древнерусских князей.

Всех четырёх отпрысков, рождённых в браке с Рогнедой, Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, великий князь Владимир отправил княжить в разные города. Ярославу достался Ростов. Но так как мальчику едва исполнилось 9 лет от роду, к нему был приставлен кормилец и воевода Будый (в других источниках Буды). Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника.

Храмы во имя благоверного князя

Во имя святого возведено множество храмов. Первыми из них были:

  1. Придел в Благовещенском соборе, г. Москва. Окончательный вид храм получил после перестройки при царе Иоанне Грозном.
  2. Придел в Спасо-Прилуцкой обители, г. Вологда. Это был первый каменный монастырь города. В 1930-х годах в нем организовали пересылочную тюрьму, в которой держали раскулаченных людей, подлежавших перевозке в ГУЛАГ.


Собор в Ялте


Собор в Краснодаре


Собор в Таллине

Жизнеописание Александра Невского вмещает тяжелый период для Руси, борьбу православного народа за свою веру, крепость русского духа, доблесть православного воина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Правление

Этот период носит характер преданий и легенд. Время князя Ярослава Мудрого, как и саму личность, одни историки склонны идеализировать, другие – демонизировать. Правда, как водится, где-то посредине.

Ярослав Мудрый

Княжение Новгородом имело более высокий статус, чем управление Ростовом. И всё же новгородский властитель имел подчинённый статус по отношению к киевскому, то есть Владимиру. Поэтому князь Ярослав Мудрый в обязательном порядке каждый год выплачивал отцу 2/3 собранной из Новгородских земель дани. Это была сумма 2 тысячи гривен. 1 тысяча оставалась на содержание самого вельможи и его дружины. Надо сказать, что её размер лишь немного уступал дружине Владимира.

Наверное, именно это обстоятельство подтолкнуло сына взбунтоваться и в 1014 году отказаться платить огромную дань отцу. Новгородцы поддержали своего посадника, о чём есть сведения в сохранившихся летописях. Владимир разгневался и начал готовить поход для усмирения бунтарей. Но на тот момент он был в преклонных летах. Вскоре заболел и скоропостижно умер, так и не наказав сына.

Святополк Окаянный

Место отца занял старший сын – Святополк Окаянный. Чтобы обезопасить себя и удержать власть в руках, он уничтожил троих братьев: Бориса, которого особенно любили киевляне, Глеба и Святослава. Такая же судьба ждала и новгородского посадника. Но тот сумел победить Святополка в кровавой битве под Любечем и в 1016 году вошёл в Киев.

Хрупкое перемирие между братьями, поделившими Киев по Днепру, время от времени переходило в «горячую» стадию. Но в 1019-ом Святополка не стало, и Ярослав Мудрый начал безраздельное правление киевским престолом.

Огромной заслугой князя Ярослава Мудрого стала победа над печенегами. Это случилось в 1036 году. Как говорят летописи, город был осажен кочевниками в тот период, когда правитель отлучился в Новгород, где принял участие в закладке храма. Но получив известие об опасности, он быстро вернулся и разбил печенегов. С этого момента их опустошительные и кровавые набеги на Русь ненадолго прекратились.

Софийский собор, Киев

Началось «золотое» время Ярослава Мудрого. После одержанных побед вельможа взялся за грандиозное строительство. На месте блистательной победы над кочевниками был заложен Софийский собор. Он во многом был копией собора в Царьграде. Украшенный великолепными фресками и мозаикой, храм поражал красотой современников и радует глаз сегодня.

Вельможа не жалел средств на церковное благолепие и приглашал для отделки собора лучших греческих мастеров. А ещё в городе появились знаменитые Золотые ворота, повторившиеся такие же в Царьграде. Над ними выросла церковь Благовещения.

Столкновения с Западом и дипломатия Александра

Князь действовал решительно, он сумел быстро захватить немецкую крепость, многих врагов отпускал, некоторых пленил, а изменников — предавал казни. Новгородцы и суздальцы легко отвоевали Псков, а после вступили в эстонские земли. Побоище на Чудском озере произошло в середине весны 1242 г. Крестоносцы шли «клином», пробили первые ряды русского войска, но не смогли уберечься от окружения и полного разгрома.

  • Александр вернулся к новгородцам с большим количеством пленных, которые шли босыми рядом с лошадьми соотечественников. Этот триумф позволил остановить агрессию членов ордена Крестоносцев. В 1242 г. стороны подписали мирный договор, произошел обмен пленными. В 1245 г. Александр побеждал и литовских воинов в ряде кровопролитных сражений.
  • В 1246 г. Ярослав Всеволодович покинул бренный мир, великим князем Руси стал Святослав, являвшийся дядей Александру. Однако через год произошла смена правителя: Андрей Ярославович, отличавшийся воинственностью и решительность, силой захватил великий престол. Именно он первым посетил монгольского Хана в Каракоруме, чтобы вести мирный диалог с могущественным врагом, вслед за ним поехал и Александр. Братья благополучно вернулись на родину зимой 1249 г. Андрей (младший брат) получил право от Хана управлять Владимиром, Александру достался Киев, полностью разоренный набегами монголов, и вся Южная Русь.
  • В это же время князь А. Невский вел диалог с папой Иннокентием IV, который предлагал союз против Орды, но с условием принятия на Руси католицизма. Изначально А. Невский не спешил давать определенный ответ на это предложение. Он был готов согласиться на постройку отдельного католического костела, но не более. Вернувшись из Монголии, Александр принял решение в пользу Орды и отказался иметь отношения с Западом, так как понял невозможность победы над высоко дисциплинированным войском с востока.


Александр Невский принимает папских легатов

В этот период назрел конфликт между братьями Ярославичами, Андрей не желал подчинения Орде и в 1251 г. вступил в брак с галицкой княгиней, отец которой разделял взгляды зятя. В 1252 г. А. Невский вторично отправился к Хану, а против его брата вышла монгольская армия, разгромившая русское войско и союзников. Северо-восток Отечества чрезвычайно пострадал, Андрей же скрылся в Швеции.

Посещение Монголии

В 1251 г. в Орде произошла смена правителя, хан Менгу приказал отменить все ярлыки, розданные Батыем. Александр желал этого пересмотра, так как его не устраивала второстепенная роль в управлении Русью. Он надеялся получить княжество во Владимире, ибо имел право по старшинству. Последующие посещения Орды также строились на желании умиротворения монголов и повиновения их воле.

  • А. Невский исправно платил огромную дань, что позволяло сохранить русские земли от разоряющих набегов. Некоторые исследователи рассматривают в этом поведении угодничество перед восточным врагом и корыстное стремление удержать власть на Руси, другие видят здесь тонкий политический ход, позволивший усмирить гнев непобедимой Орды.
  • В 1252 г. Александр прибыл во Владимир и законно занял великий престол. Он позаботился о восстановлении города и окрестностей, которые незадолго до этого разрушили монгольские рати, призванные уничтожить Андрея и его союзников. Великий князь строил церкви, украшал их и обогащал, возводил дома, воодушевлял народ.

На заметку! Историк Г. Вернадский отметил, что подвиги на Западе и полное смирение перед Востоком позволили русскому народу сохранить православие, которое сумело окрепнуть на почве свершений Александра. Князь, ведший осмотрительную политику, уберег Отечество от беспощадного разорения, мудро избежал новых кровопролитий на северо-западе, отказался сблизиться с католицизмом и выиграл необходимое время, чтобы государство сумело окрепнуть и оправится от разрушений.

Процесс умиротворения Орды продолжали и преемники А. Невского, которые все-таки сумели сбросить ужасное бремя.

Пересказ

В семье князя Ярослава и его супруги Феодосии пополнение, рождение наследника. Парень был хорош собой. Голос звучал, как труба. Высокого роста. Лицо его, как лицо Иосифа. Был он не по годам мудр. Обладал недюжинной силой и безрассудной храбростью.

Андреаш, один из именитых мужей Западной страны пришел, чтобы лично убедиться, насколько хорош князь Александр. После общения с ним, по возвращении домой он рассказывал своим, что не приходилось ему еще встречать такого царя.

Король Римской веры, услышав про доблести князя, решил, что должен завоевать землю Александрову. Собрав силу великую, двинулся он в путь. Придя в Неву, король отправляет гонцов в Новгород с посланием к князю, в котором он сообщал цель визита.

Александр, услышав о намерениях короля, отправляется в церковь помолиться и попросить благословения. Собрав малую дружину и не дожидаясь остальных, он отправляется бить врага. Князь даже не ведал о нашествии на сына своего. У Александра не было времени оповестить отца. Слишком быстро развивались события.

Ночную стражу на море было поручено вести Пелугию. Старейшина, узнав о силе неприятеля, донес все князю. Не сомкнув всю ночь глаз, на восходе солнца Пелугий увидел, как по морю плывет ладья. В судне находилось два человека, оказавшихся святыми мучениками. Они пообещали помочь Александру. Князь, узнав о видении, попросил никому не сообщать об этом.

В шестом часу дня Александр напал на врагов. Сеча была великая. Князю удалось оставить боевую отметину на лице короля. После победы Александровой на другом берегу реки, там, куда войско князя не заходило, было обнаружено множество трупов перебитых Божьим ангелом. Оставшиеся в живых враги попросту сбежали. Князь вернулся на родную землю триумфатором.

Через год вновь пожаловали незваные гости на землю Александрову, имея наглость построить на ней город. Князь, узнав об этом, немедленно собрал войско и пошел на неприятеля с целью уничтожить возведенный город, а врагов покарать.

На третий год после победы, пошел князь на землю псковскую, ибо взят был Псков уже немцами. Встреча немцев и войска князя состоялась на Чудском озере. Много крови было пролито. Много воинов полегло. Народ чувствовал, что Александру в бою помогает сам Бог. Князь вернулся в Псков победителем. Народ ликовал, восхваляя государя.

Литовские воины напали на землю князя, но не ожидали они такого мощного отпора с его стороны. Большая часть армии противника была уничтожена. С тех пор имя князя стало внушать опасение и страх.

Сильный царь восточной страны, прослышав о силе и храбрости Александра, отправляет к нему гонцов и приказывает явиться к нему в Орду, если он хочет сохранить свои земли. Получив благословение от отца Кирилла, князь отправляется в путь. Царь Батый, увидев Александра, был поражен, убедившись, что правду говорили о нем люди. Выказав ему свое почтение, царь отпускает князя.

Младший брат Александра, Андрей разгневал Батыя. Суздальские земли были разорены. Александру пришлось восстанавливать разрушенные города и церкви. Папе Римскому не удалось убедить князя принять его веру. Александр остался при своем мнении.

Царь Батый склонял христиан на свою сторону. Александр, приехав в Орду, надеялся отмолить у хана своих людей. По дороге домой князь почувствовал себя плохо. Предчувствуя смерть, князь принимает решение стать монахом. Его желание было исполнено. 14 ноября князь отошел к Господу.

Тело Александра было доставлено во Владимир. Еще одним Божьим знаком судьба пометила князя. Когда митрополит хотел в руку князя вложить грамоту, Александр, словно живой, протянул руку, приняв свиток.

Сочинения

На уроке литературы мы познакомились с Повестью о житии Александра Невского, в которой раскрывается тема мужества и борьбы против захватчиков земли русской. Подобные произведения, вызывают гордость за прошлое и позволяют ближе познакомиться с героями, отважными правителями и воинами. Так, повесть о житии повествует нам об Александре Невском, где автор рассказывает читателям о трех событиях, в которых Александр принимает участие. Это была Невская битва и Ледовое побоище, где велась соответственно битва со шведами и немецкими крестоносцами. Также описывается поездка в Орду, где автор сообщает о попытке князя ослабить ее влияние. Сам автор неизвестен, но повесть говорит о том, что он лично знал князя и был свидетелем всех событий. Чтобы понять с основную мысль повести, которая относится к агиографическому жанру, предлагаем прочесть ее краткий сюжет.

Повесть о житии Александра Невского кратко

В Повести о житии Александра Невского мы знакомимся с Ярославом, а также его женой Феодосией. У них рождается мальчик, которого называют Александром. Как пишет автор, мальчик вырос мудрым и отважным. Он был высокого роста и вызывал восхищение, поэтому каждый гость в доме Ярослава стремился на него посмотреть. Когда Александр подрос, правитель северного государства решил напасть на русские земли. Узнав о целях правителя северной страны, Александр получает благословение церковнослужителя и идет походом на недоброжелателей. Пошел походом Александр, не дождавшись подмоги от войска отца. Старшина морского караула доложил Александру о численности вражеских сил, а также рассказал, что по морю плыл корабль, в котором были святые Глеб и Борис. Те направлялись на подмогу к Невскому. Князь попросит старейшину никому об этом не рассказывать. И начинается битва. Армия князя Невского сражается самоотверженно, а Александр лично ранил шведского царя. Как оказалось, на другом берегу также пал враг, хоть русские воины там не сражались. Как пишет автор, враг пал от руки Божией. В итоге князь возвратился назад победителем.

Спустя год на наши земли нападают уже с Запада. Захватчики даже город строят на княжеской земле. Но Александр Невский быстро все исправил, и сравняв город с землей, убил всех врагов. Еще спустя год Александр уже сам решает идти на Псков, который оказался захвачен немцами и война была почти выиграна, как к врагу стали присоединятся рыцари других немецких орденов. И вот произошла большая битва на Чудском озере. Как пишет автор в повести о житии Александра Невского, водная гладь была красной от крови. Но Александру снова помогали Божьи силы и битва вновь была выиграна.

Как сообщает автор повести, с Восточной части русского государства в Монгольской империи правил государь. И пожелал хан Батый встретиться с Александром, послав к нему гонцов. Князь не долго думал и поехал к нему с визитом. Вызвал восхищение наш герой у Батыя. Выразив свое уважение, тот проводил Александра домой. Александр Невский был отличным правителем, который не оставил в беде своего младшего брата, который правил Суздалем. Когда Батый разрушил этот город, рассердившись на князя, Александр его восстановил и отстроил заново.

От папы Римского князю было предложение перейти в его веру, но у Александра Невского была своя православная вера, которую он не собирался предавать.

Еще был случай, когда Батый хотел воссоединиться с христианами, чтобы вместе воевать, но Александр тут же поехал в Монголию и просил не втягивать его народ в войны. Как раз возвращаясь из Монголии, Александр сильно заболел. Чувствуя свою кончину, он изъявляет желание пойти в монахи. Желание князя было исполнено. Вскоре Александр умирает.

Как пишет автор повести о житии Александра, его тело находилось в храме Рождества Богородицы. Там произошел необъяснимый случай. Когда монахи пытались вставить отпустительную грамоту в руку умершего, он протянул ее и взял лист. Все это сочли божьим проявлением.

Главные герои повести

В повести о житии Александра Невского главным героем выступает сам князь Александр, сын Ярослава. Он был новгородским князем, знаменитым полководцем, патриотом и хорошим примером для будущего поколения.

Основная мысль

В повести от неизвестного автора основной мыслю было желание прославить героя и великого полководца. И не только описать его подвиги и характерные черты Александра Невского, но и показать его дипломатический и политический таланты, его мудрость и прозорливость.

Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского

5 (100%) 2 votes

Жизнеописание святого

Рожден в 1220 г. в Переяславле, в большой семье князя Ярослава Всеволодовича. Мать его звали Феодосией, она была дочерью правившего в Торопце Мстислава Удалого. С раннего возраста Александру приходилось быть вовлеченным в политику, бушующую вокруг Новгородского престола.

В 1223 г. новгородцы призвали Ярослава на княжение, но спустя год отказались от него. Здешние бояре попеременно обращались за помощью к правителям то из северных областей Руси, то из южных. Первых народ прогнал из-за суровых методов правления, а вторых — вследствие того, что они не были способны отстоять город в случае военного вторжения.


Благоверный князь Александр Невский

  • В 1226 г. Ярослав вторично прибыл к новгородцам, но провел здесь только два года. Перед уходом он завещал правление своим сыновьям — Федору и Александру, которому исполнилось 8 лет. Детям помогали бояре, честно служившие их отцу. Однако вскоре делегация бежала из Новгорода, на смену ненадолго пришел Михаил Черниговский, прославившийся мученической кончиной ради христианской веры. В 1229 г. здесь началась эпидемия и голод, через год Александр и его брат Федор Ярославовичи вновь утвердились на новгородском княжении.
  • Братья вместе правили в Новгороде до 1233 г. К несчастью, Федор скоропостижно скончался перед собственной свадьбой. В 1236 г. Александр стал самостоятельным правителем города после того, как Ярослав занял киевский престол. До этого знакового момента сын помогал отцу, все еще являвшемуся действительным правителем Новгорода, в военных походах против немцев и литовцев.
  • Александр принял княжение в тяжелый период для Отечества, когда на Русь двинулись орды татаро-монголов. Неприятели сумели захватить в 1238 г. огромные территории северо-востока государства, многие русские правители погибли. Однако Орда не смогла дойти до Новгорода, это спасло жизнь князя Александра, которого более беспокоили враги с запада, стремившиеся уничтожить православную веру. Литовское государство, набирающее мощь, производило набеги на северо-западные земли Руси с начала XIII столетия.
  • В 1239 г. князь Александр распорядился соорудить укрепления вдоль реки Шелонь, чтобы защитить от неприятеля юго-западные территории Новгородского княжества. Спустя несколько месяцев правитель взял в жены дочь полоцкого князя по имени Брячислав, который также боролся против Литвы.
  • С запада на Русь двигался Ливонский орден, с севера — Швеция. Неприятели активировали нападение после того, как у них появилась информация о пришествии на Русь монгольского Хана. Немцы и шведы предполагались, что государство не способно справиться с давлением с обеих сторон.

Интересно! По общепринятой традиции, князя Александра именуют «Невским» по названию знаменательной сечи на реке Неве. Прозвище впервые звучит в одной из статей о русских правителях XV столетия, в этом же источнике его именуют «Храбрым».

«Невскими» также были и сыновья князя, которые по малолетству не участвовали в битве со шведским войском, но приобрели право владения несколько позже. Соответственно этому, прозвище происходит от территорий, находящихся возле реки Невы.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́ко благочести́ваго ко́рене/ пречестна́я о́трасль был еси́, блаже́нне Алекса́ндре:/ яви́ бо тя Христо́с, я́ко не́кое Боже́ственное сокро́вище Росси́йстей земли́,/ но́ваго чудотво́рца, пресла́вна и Богоприя́тна./ И днесь соше́дшеся в па́мять твою́ ве́рою и любо́вию,/ во псалме́х и пе́ниих ра́дующеся, сла́вим Го́спода,/ да́вшаго тебе́ благода́ть исцеле́ний./ Его́же моли́ спасти́ град сей,/ и держа́ве сро́дник твои́х Богоуго́дней бы́ти// и сыново́м росси́йским спасти́ся.

Тропарь на перенесение мощей, глас тот же

Позна́й свою́ бра́тию, росси́йский Ио́сифе,/ не в Еги́пте, но на Небесе́х ца́рствующий,/ благове́рне кня́же Алекса́ндре,/ и приими́ моле́ния их,/ умножа́я жи́та лю́дем плодоно́сием земли́ твоея́,/ гра́ды влады́чествия твоего́ огражда́я моле́нием// и правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя спобо́рствуя.

Кондак, глас 8 (Подобен: Яко начатки)

Я́ко звезду́ тя пресве́тлу, почита́ем,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую:/ всю бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогаща́еши/ и просвеща́еши ве́рою чту́щия па́мять твою́, Алекса́ндре блаже́нне./ Сего́ ра́ди днесь пра́зднуем твое́ успе́ние, лю́дие твои́ су́щии:/ моли́ спасти́ Оте́чество твое́ и вся́ притека́ющия к ра́це моще́й твои́х/ и ве́рно вопию́щия ти́:// ра́дуйся, гра́ду на́шему утвержде́ние.

Кондак на перенесение мощей, глас 4

Я́коже сро́дницы твои́ Бори́с и Гле́б/ яви́шася тебе́ с Небесе́ в по́мощь,/ подвиза́ющемуся на Ве́лгера Све́йскаго и во́ев его́,/ та́ко и ты ны́не,/ блаже́нне Алекса́ндре,/ прииди́ в по́мощь твои́м сро́дником// и побори́ борю́щия ны.

Величание

Велича́ем тя́,/ благове́рный кня́же Алекса́ндре,/ и чтим свято́е успе́ние твое́,/ и ны́не мо́лиши за нас// Христа́, Бо́га на́шего. (23 ноября)

Велича́ем тя́,/ благове́рный кня́же Алекса́ндре,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты́ бо мо́лиши за нас// Христа́, Бо́га на́шего. (30 августа)

Пересказ жития Невского

В начале произведения читатель знакомится с князем Ярославом. У него и его жен рождается сын – Александр, будущий князь и полководец. Уже в юном возрасте Александр был привлекательным, обладал мужественной внешностью и высоким ростом. Он был так хорошо слажен, что вызывал восхищение – уже тогда окружающие пророчили ему великое будущее. Даже гость из западной страны, увидев взрослого Александра, сказал, что никогда ранее таких князей не знал.

Услышав о том, что на русской земле появился выдающийся правитель, римский король решил прибрать к рукам Александрову территорию. Он подошел к Неве со своими войсками и отправил к Новгородскому князю Александру послов, что римский правитель забирает землю себе и в ближайшее время захватит Новгород.

Князь вынужден был защищать свою родину от вражеских захватчиков. Он отправился в церковь, где помолился, собрал небольшую дружину и выдвинулся навстречу римскому войску. Во что бы то ни стало он решил защитить свой дом от плена. Он не успел известить отца о захвате, поэтому многие новгородские воины просто не смогли к нему присоединиться, и в распоряжении Александра оказалась только одна немногочисленная дружина.

В борьбе с захватчиками князю помог старейшина Пелугий, а также братья Борис и Глеб (святые мученики – Александр узнал от Пелугия, что они придут к нему не помощь, но велел не рассказывать об этом остальным воинам). Александр схватился с самим королем и одолел его, а вражеское войско обратилось в бег – нападение с запада было отражено. В произведении также говорится о том, что справиться с латинянами князю помог сам ангел божий – он низверг врагов там, куда войско Александра не добралось.

Далее в кратком содержании повести о житии Александра Невского рассказывается о том, что через год после неудачной для них битвы люди с Запада вновь явились на русскую землю. На чужой для них территории они решили построить поселение. Александр сразу же выдвинулся к нему и разрушил вражеский город, разгромив врагов и пощадив немногих.

Через несколько лет князь Александр решил сам отправиться завоевывать немецкие территории. Его целью было освобождение русского города, взятого врагами ранее (нынешний Псков). И вновь на помощью князю пришло само небесное воинство. После битвы на Чудском озере участники рассказывали, что видели ангелов в небе, которые помогали русским воинам. Князь вернулся домой с победой, и жители города с восторгом приветствовали его.

После того воины из Литвы еще пробовали захватить русские земли, но князь давал им решительный отпор.

В период правления Александра Русь находилась под гнетом монгольского ига – «Восточной» стране. Ее правителем был хан Батый. Когда отец Александра умер, он стал Великим князем Владимирским. Вскоре после этого за ним прислал хан Батый, так как хотел лично увидеть прославленного правителя. Александр явился к монгольскому хану, и тот отдал ему почести, после чего отпустил с уважением.

К Александру явились римские послы. Они, считая себя образцовыми христианами, хотели научить русских людей божьим законам. Но Александр не принял этого настойчивого и неуважительного по отношению к нему предложения – он заявил, что русские люди божий закон итак знают, учителя им не нужны.

Восточный хан Берке отправлял своих людей в военный поход. Пользуясь зависимым положением Руси, он решил отправить и русских воинов вместе со своими. Узнав об этом, Александр поехал к хану для личной встречи. Он хотел попросить его не рисковать русскими людьми за чуждые для них ценности. У князя получилось убедить Монгольского правителя, а тем временем его сын Дмитрий успешно захватил несколько городов на западной земле.

На обратном пути из почти годового визита в Монголию Александр Невский заболел. Дорога становилась для него все более и более трудной, и к ноябрю князь совсем ослаб. Он предчувствовал, что ему осталось недолго, и принял решение принять постриг. Желание умирающего правителя было исполнено, и он стал монахом. 14 ноября Александр Невский умер.

Тело князя было доставлено во Владимир для захоронения. Во время религиозной службы произошло настоящее чудо: когда монахи хотели вложить в руку мертвого князя грамоту (в ней отпускались все его грехи перед Богом), тот вдруг открыл глаза и взял ее сам. Это посчитали проявлением воли Божьей и его благоволения Великому князю. Митрополит Кирилл и его эконом вместе рассказывали о этом удивительном происшествии. Тот факт, что на небесах Александра благословили, несколько утешил русских людей, скорбевших о своем правителе.

Интересно, что некоторые историки утверждают, будто именно Митрополит Кирилл и был автором повести. Именно это произведение стало примером образа русского правителя: уважаемого, доблестного и любимого народом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: