Содержание «Повести временных лет»
Летопись охватывает историю Русского государства с момента зарождения славян. Она включает в себя несколько типов повествования, каждый из которых по-своему важен для исследователей. В летопись входят:
- Погодные записи (документальные материалы, изложенные последовательно с указанием дат).
- Легенды и сказания. Чаще всего это рассказы о военных подвигах или религиозные предания.
- Описания жизни святых и князей.
- Официальные документы и указы.
Стилистически эти отрывки не всегда сочетаются между собой.
Военные походы
«Повесть временных лет» начинается с описания появления славян. Согласно летописи, славяне являются потомками одного из сыновей Ноя. Затем повествуется о расселении славян, первых русских князьях и начале династии Рюриковичей
Отдельное внимание уделяется войнам и походам великих князей:
- Читатель подробно узнает о завоевании власти Вещим Олегом, его восточных походах и войнах с Византией.
- Описываются походы Святослава в степь с целью предотвратить новое кровопролитие в войнах с печенегами. Нестор упоминает о благородстве великого князя, который никогда не наступал, не предупредив об этом врага.
- Не остались без внимания и военные походы Владимира Святославовича на печенегов. Он укрепил южные границы Руси и положил конец набегам степняков.
- Упоминаются также походы Ярослава Мудрого на чудские племена, Польшу, а также неудачное нападение на Константинополь.
Ключевые события в истории
Помимо описаний военных действий, летопись содержит погодные записи о различных нововведениях, реформах, важных событиях, а также легенды и предания. Например, упоминается предание об основании Киева (о проповеди апостола Андрея на Черном море). Автор называет это море по-другому: «Русским морем». Кстати, Нестор говорит и о происхождении слова «Русь». Оказывается, так называлось племя, проживавшее на территории Руси до призвания Рюрика и его братьев.
Также автор освещает важнейшие в русской истории события 863 года: создание Кириллом и Мефодием славянской письменности. Он рассказывает о том, что Кирилл и Мефодий были посланниками византийского князя. Создав славянский алфавит, они перевели для славян Евангелие и Апостол. Именно благодаря этим людям была написана и сама «Повесть временных лет».
Кроме красочного описания знаменитых походов Вещего Олега, здесь можно найти и легенду о смерти великого князя, которая впоследствии ляжет в основу произведения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».
Несомненно, описывается и одно из самых важных событий в Древнерусской истории — это Крещение Руси. Летописец придает ему особое значение, ведь сам является монахом. Он подробно рассказывает о жизни князя Владимира Красно Солнышко, в том числе и о переменах в его характере, связанных с принятием христианства.
Содержание «Повести временных лет»
Летопись охватывает историю Русского государства с момента зарождения славян. Она включает в себя несколько типов повествования, каждый из которых по-своему важен для исследователей. В летопись входят:
- Погодные записи (документальные материалы, изложенные последовательно с указанием дат).
- Легенды и сказания. Чаще всего это рассказы о военных подвигах или религиозные предания.
- Описания жизни святых и князей.
- Официальные документы и указы.
Стилистически эти отрывки не всегда сочетаются между собой.
Военные походы
«Повесть временных лет» начинается с описания появления славян. Согласно летописи, славяне являются потомками одного из сыновей Ноя. Затем повествуется о расселении славян, первых русских князьях и начале династии Рюриковичей
Отдельное внимание уделяется войнам и походам великих князей:
- Читатель подробно узнает о завоевании власти Вещим Олегом, его восточных походах и войнах с Византией.
- Описываются походы Святослава в степь с целью предотвратить новое кровопролитие в войнах с печенегами. Нестор упоминает о благородстве великого князя, который никогда не наступал, не предупредив об этом врага.
- Не остались без внимания и военные походы Владимира Святославовича на печенегов. Он укрепил южные границы Руси и положил конец набегам степняков.
- Упоминаются также походы Ярослава Мудрого на чудские племена, Польшу, а также неудачное нападение на Константинополь.
Ключевые события в истории
Помимо описаний военных действий, летопись содержит погодные записи о различных нововведениях, реформах, важных событиях, а также легенды и предания. Например, упоминается предание об основании Киева (о проповеди апостола Андрея на Черном море). Автор называет это море по-другому: «Русским морем». Кстати, Нестор говорит и о происхождении слова «Русь». Оказывается, так называлось племя, проживавшее на территории Руси до призвания Рюрика и его братьев.
Также автор освещает важнейшие в русской истории события 863 года: создание Кириллом и Мефодием славянской письменности. Он рассказывает о том, что Кирилл и Мефодий были посланниками византийского князя. Создав славянский алфавит, они перевели для славян Евангелие и Апостол. Именно благодаря этим людям была написана и сама «Повесть временных лет».
Кроме красочного описания знаменитых походов Вещего Олега, здесь можно найти и легенду о смерти великого князя, которая впоследствии ляжет в основу произведения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».
Несомненно, описывается и одно из самых важных событий в Древнерусской истории — это Крещение Руси. Летописец придает ему особое значение, ведь сам является монахом. Он подробно рассказывает о жизни князя Владимира Красно Солнышко, в том числе и о переменах в его характере, связанных с принятием христианства.
«Повесть временных лет» 2 глава: краткое содержание — Начало княжения Святослава, сына Игорева
Ольга едет в Царьград. Её ум и мудрость покоряют Византийского царя, который решает одарить её богатыми подарками и предложить выйти за него замуж.
Ольга сообщает о своих языческих корнях и свадьба не состоится.
Царь договаривается с патриархом и они крестят Ольгу.
Но теперь Константин становится ей крестным, а женитьба не допускает такого брака, чтобы взять в жены крестную дочь.
Христианские законы этого не допускают.
Ольга едет опять в Киев, где остается до своей смерти. Свою оставшуюся жизнь она посвящает сыну Святославу, а затем и его детям.
Святослав, повзрослев, стал мужественным воином. В боях он преуспевал, брал один город за другим.
Его цель была Переяславец, где он и хотел впоследствии обосноваться.
Но болгары не захотели принимать его, что возмутило Святослава.
В гневе он стал угрожать грекам, что заберет у них Царьград, так же как и Переяславец.
Царь Византии решает задарить Святослава, но тот из даров берет только оружие.
Правил князь Святослав 28 лет. А затем был убит печенежским князем Курем.
Череп Святослава пошел на изготовление чаши, которая предназначалась для питья вина.
Власть Святослава перешла сыну Владимиру, который слыл похотливым развратником и язычником.
Много лет он не мог выбрать, какой же веры ему быть. И решил стать христианином. На это решение повлияла его женитьба на христианке (сестре одного из византийских царей).
Так Русь становится православной, а все языческие символы уничтожаются.
По всей Руси строятся церкви, люди крестятся, детей начинают обучать по книгам.
Только печенеги еще долгое время надоедали. Но Владимир с ними справился, обратившись к обманным методам.
Начало княжения Изяслава в Киеве
По воле отца братья стали княжествовать каждый в своих городах.
Изяславу, который был старшим, во власть был отдан Киев.
Времена тогда были тяжёлые — кровопролитные войны, битвы разные.
Поганые половцы постоянно делали набеги, побеждая наших. Изяслав и Всеволод после первого же половецкого набега убежали в Киев.
Святослав спасался в Чернигове.
Жители Киева начали просить оружие и коней, чтобы снова сразиться, но князь отказался.
Поэтому народ разозлился и выжил Изяслава из города.
Князь же собрал войско и, прибыв в Киев, наказал бунтовщиков и снова воцарился в своей власти.
Неурожайный год наступил в Ростовской области. Из Ярославля прибыли волхвы с известием, что знают, где есть запасы.
Дескать, это всё жены запасы прячут.
Они тогда многих женщин поубивали, а имущество себе присвоили.
Об этих бесчинствах узнали киевские воеводы и велели привести пленных, которых тут же избили и бороды им повыдергали.
Потом их вывели перед народом и те из людей, у кого они родных поубивали, те их наказали самосудом.
Борис, сын Вячеслава, и Изяслав, сын Ярослава, погибают во время боя около Чернигова.
Все люди оплакивали князя, который всегда по-доброму к ним относился и поступал по справедливости.
Жизнь князей Изяслава и Всеволода
В то время, когда умер Ярослав, люди увидели знамение: звезду, окружённую кровавой аурой. По поверью, такие явления предвещают большие беды. Так и случилось: в 1068 году половцы пошли войной «на Русскую землю». Правитель со своими братьями пытался им противостоять, но войско врага было многочисленным. Изяслав спрятался, хотя дружина убеждала его дать отпор. В итоге князю пришлось спасаться бегством, чтобы взбунтовавшиеся подданные не убили его. Вернувшись в Киев с войском, Изяслав жестоко расправился с зачинщиками и снова стал править.
В 1071 году, когда не уродилась пшеница, на Русь пришли мошенники. Они стали ходить по городам и сёлам Ростовской области и говорить, что знают, почему случился неурожай. Под видом волхвов обманщики убеждали голодающих, что во всём виноваты зажиточные семьи, в первую очередь — женщины. Люди начали убивать тех, на кого указывали «волхвы», а мошенники забирали себе всё имущество. Бесчинство прекратилось, когда вмешался один из подданных князя. В 10 78 году Изяслава убили, и на престол взошёл его сын Всеволод.
Новый князь правил долго и мудро. Он продолжал дело своих предков, строил храмы, монастыри и развивал просвещение. В те годы междоусобицы не прекращались, и у Всеволода уходило много сил на решение конфликтов. С большим трудом он удерживал престол, пока не преставился в 1093 году. Главные черты, которые отмечали в нём современники:
- справедливость;
- мудрость;
- честность;
- следование заповедям христианства;
- воздержание от похотей и пьянства.
После кончины князя на престол должен был взойти его сын — Владимир. Наследник понимал, что не удастся избежать распрей со Святополком, поэтому решил встретиться с ним и уладить дело миром. Братья не успели договориться, потому что в это время на Русь напали половцы. Народ оказался в плену, а братья спаслись. Спустя несколько лет они сумели освободить свой народ.
Начало княжения Ярослава в Киеве
В течение долгих трех месяцев два брата располагались по обеим сторонам Днепра.
Они все никак не решались выступать.
И вот в один день, когда Святополк со своей дружиной были в запое, Ярослав перебрался на их сторону и началась кровопролитная схватка.
Ярослав был на высоте, а Святополк, почувствовав свое поражение, убежал в Польшу.
Он долго не мог успокоиться своим поражением. Тогда он подговаривает Болеслава и поляков и выступает против Ярослава.
Теперь вся сила и победа на стороне Святополка, а Ярослав бежит в Новгород.
Через какое-то время уже Ярослав собирает войско и выступает в ответном бою.
Святополк теперь бежит к печенегам.
Ярослав становится отцом Владимира и наслаждается спокойствием в семье.
Но покой нарушает Мстислав, успокоить которого удалось лишь выделив ему часть земель по Днепру.
Ярослав становится отцом в третий раз. У него появляется на свет сын Святослав.
А затем четвертый сын Всеволод.
Когда Мстислав умирает, Ярослав становится полноправным властителем.
В годы его правления христианство расширяется, строятся многочисленные церкви и монастыри.
Ярослав дал волю развитию книжному чтению.
Перед смертью он завел серьёзный разговор с сыновьями, советуя им жить в мире друг с другом.
Он разделил между ними города и велел не нарушать границ своих владений.
Ярослав был похоронен в Киеве.
О чем рассказывает “Повесть временных лет”
“Повесть временных лет” — история нашей страны, охватывающая огромный временной промежуток, невероятно насыщенный разнообразными событиями. Рукопись начинается с рассказа о сыновьях Ноя, одному из которых — Иафету —достались в управление такие земли, как Армения, Британия, Скифия, Далмация, Иония, Иллирия, Македония, Мидия, Каппадокия, Пафлагония, Фессалия и другие. Братья начали строительство Вавилонского столпа, однако разгневанный Господь не только разрушил это строение, олицетворяющее человеческую гордыню, но и разделил людей “на 70 и 2 народа”, среди которых были и норики — прародители славян, произошедшие от сыновей Иафета. Далее упоминается об Апостоле Андрее, который предрек, что на берегу Днепра появится Великий город, что и произошло, когда князь Кий с братьями Щеком и Хоривом основали Киев
Еще одно важное упоминание касается 862 года, когда “чудь, словене, кривичи и весь” отправились к варягам звать их княжить, и пришли по их зову три брата Рюрик, Трувор и Синеус с семьями и приближенными. Двое из пришлых бояр — Аскольд и Дир — отпросились из Новгорода в Царьград и, увидев по дороге Киев, остались там. Далее “Повесть временных лет”, год создания которой историкам еще предстоит уточнять, рассказывает о правлении Олега и Игоря и излагает историю о крещении Руси
Заканчивается рассказ событиями 1117 года
Далее “Повесть временных лет”, год создания которой историкам еще предстоит уточнять, рассказывает о правлении Олега и Игоря и излагает историю о крещении Руси. Заканчивается рассказ событиями 1117 года.
Дела Олега
Олег остается править Киевом, и провозглашает его столицей Земли русской. Он захватывает новые земли, берет в плен деревлян, и завоевывает Царьград. Обложив данью всех недругов, Олег возвращается домой. Правителя называют Вещим Олегом, посланником Божьим.
Волхвы предсказали смерть Олега от его любимого коня, но правитель не верил их словам, так как конь давно скончался, и как он, мертвый, может принести гибель своему хозяину. Отправившись посмотреть на пристанище своего верного друга, Олег ногой толкает череп животного, а оттуда высовывается змея и кусает князя. От ядовитого укуса Олег умирает. Предсказание сбылось.
История создания
В науке монах Нестор признается основным автором летописи, хотя было доказано, что произведение имеет нескольких авторов. Однако именно Нестора нарекли первым на Руси летописцем. Есть несколько теорий, объясняющих, когда написали летопись:
- Написана в Киеве. Дата написания – 1037 год, автор Нестор. За основу взяты фольклорные произведения. Неоднократно переписывалась различными монахами и самим Нестором.
- Дата написания – 1110 год.
До наших дней дошел один из вариантов произведения, Лаврентьевская летопись – копия Повести временных лет, исполненная монахом Лаврентием. Изначальная редакция, к сожалению, утрачена.
Ученый монах Нестор
Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.
В то время, по словам преподобного Нестора
И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.
Князь Игорь
После смерти Олега в 913 году стал княжить Игорь. Древляне отвернулись от нового князя, но он пошел на них с свойском и обложил еще большей данью. Игорь отправился на Византию, где потерпел поражение. Укрепив свой флот, он вновь отправился к грекам, чтобы отомстить за свой позор.
Византийский царь, оценив военную мощь князя Игоря, предложил ему богатую дань. Посоветовавшись с боярами, князь согласился. Алчные дружинники Игоря надоумили его взять еще дань с древлян, но те взбунтовались и убили князя.
После смерти Игоря осиротела его жена Ольга и маленький сын Святослав. Древляне хотели выдать ее в жены своему князя. Однако женщина не только не допустила этого, но и жестоко отомстила убийцам мужа, уничтожив большую часть древлян и их столицу — город Искоростень.
О крещении Ольги. 955−969 гг.
Ольга прибывает в Царьград. Приходит к византийскому царю Константину. Царь беседует с ней, удивляется ее разуму и намекает: «Подобает тебе царствовать в Царьграде с нами». Она сразу понимает намек и говорит: «Я язычница. Если вознамеришься меня крестить, то крести меня ты сам. Если нет, то не крещуся». И царь с патриархом ее крестят. Патриарх поучает ее о вере, а Ольга, склонив голову, стоит, внимая учению, как губка морская, водой напояемая. Нарекается ей в крещении имя Елена, патриарх благословляет ее и отпускает.
После крещения зовет ее царь и уже прямо объявляет: «Беру тебя в жены». Ольга возражает: «Как это ты возьмешь меня в жены, раз крестил меня сам и нарек духовной дочерью? У христиан такое незаконно, и ты сам это знаешь». Самоуверенный царь раздосадован: «Переклюкала ты меня, Ольга!» Дает ей множество подарков и отпускает домой.
Только Ольга возвращается в Киев, как царь присылает к ней послов: «Много чего я тебе подарил. Ты обещала, вернувшись в Русь, послать мне много даров». Ольга резко отвечает: «Подожди у меня приема столько, сколько я ждала у тебя, — тогда тебе дам». И с этими словами заворачивает послов.
Ольга любит своего сына Святослава, молится за него и за людей все ночи и дни, кормит сына, пока он не вырастает и возмужает, затем сидит со своими внуками в Киеве. Позднее она разболелась и спустя три дня скончалась.
О названии «Русская земля». 852−862 гг.
В древнейших записях народов Византии говорится о походе какой – то руси на Царьград, чьи уделы захвачены в результате междуусобных войн, жители Севера обложены данью со стороны варяг, а жители Юга платят хазарам.
Северные народы вытесняют врагов за море Балтии, и зовут себе руководителя из племени «русь». На это предложение выдвинули свои кандидатуры три брата: Рюрик, взял на себя бразды правления новгородскими словенами, Синеус княжил у белозерских весей, а третьему Трувору достались уделы кривичей в Изборске. Не прошло и двух лет, как Рюрик остался один, его братья скончались. Он становится единоличным правителем, а свои земли отдает под руководство своих соплеменников, «русей». Отсюда и пошло название Русская земля.
Историческое значение произведения
«Повесть временных лет» переиздавалась несколько раз. Дело в том, что написанная в 1100—1112 годах летопись отчасти не соответствовала интересам Владимира Мономаха, вступившего на престол в 1113 году. Поэтому через некоторое время монахам из окружения сына Владимира Мономаха было поручено составить новую редакцию знаменитого произведения. Так появилась вторая редакция летописи, датируемая 1116 годом и третья редакция, датируемая 1118 годом. Именно в последнюю редакцию летописи было включено знаменитое «Поучение Владимира Мономаха». Списки обеих редакций дошли до наших дней в составе летописей монаха Лаврентия и Ивпатия.
Несмотря на то что летопись подвергалась внесению изменений, и её достоверность может быть поставлена под сомнение, это один из наиболее полных источников о событиях того времени. Несомненно, она является памятником русского наследия. Причем как историческим, так и литературным.
Её текст можно найти и прочитать как на древнерусском наречии, так и в переводе на современный русский язык. Конечно, оригинальные рукописи находятся под строгим надзором и их нельзя взять в библиотеке, как обычную книгу.
Начало княжения Изяслава в Киеве
В Ростовской области был неурожай. В это время из Ярославля явились два волхва, объявив что знают, кто запасы держит. Ходили они по Волге, обвиняя во всем зажиточных жен. Многие жены были убиты, а их имущество они присваивали себе. Слухи о бесчинствах волхвов дошли до Яня, сына Вышатина, воеводы киевского князя. Обратился он с просьбой к белозерцам привести их к нему. Когда ему доставили пленных, он велел бить их и выдергивать бороды. После этого вывел их к людям у которых они убили родных и близких, предоставив им возможность самим расправиться с убийцами. Так виновные были наказаны. Самосуд свершился.
Во время жестокой сечи близ Чернигова погибает Борис, сын Вячеслава и Изяслав, сын Ярослава. Плакал о князе весь город, любим он был народом. Не отвечал он злом на зло, прощая людям их ошибки. Был добрым человеком. Ненавидел ложь, признавал лишь правду.
Продолжение по Ипатьевской летописи
Битва была жесткой. Многочисленное войско половецких и русских воинов сошлись в смертельной схватке. Много потерь было среди своих и чужих. Падали люди с обеих сторон. Струсили половцы перед натиском русских. Ударились в бега. Господь бог был в этот день на стороне русских князей. Не без его помощи удалось одержать победу, сокрушив врага. Возвратились князья домой с великой славою. Молва об их победе разнеслась по всем городам и весям.
Людям явилось очередное знамение. Ничего хорошего оно не предвещало. Увидели в нем предвестника смерти Святополка. Вскоре после этого разболелся князь. Болезнь оказалась сильнее. В апреле месяце Святополк скончался. Похоронили его в церкви святого Михаила, которую он сам когда-то построил. Народ и дружина князя искренне оплакивали его. После смерти мужа, княгиня раздала все богатство по монастырям, попам, сирым да убогим. Люди удивлялись и поверить не могли в такую щедрость. На десятый день киевляне посовещались и послали гонцов к Владимиру Мономаху с просьбой прийти в Киев и занять престол. После этого Владимир долго плакал. Он никак не мог прийти в себя после смерти брата. В Киев решил не ходить. Киевляне оказались весьма настойчивы. Они пришли к Владимиру во второй раз и предупредили, что если он откажется от престола, то много зла произойдет. Их доводы возымели должное действие. Князь дал утвердительный ответ.
Начало княжения Всеволода в Киеве
Всеволод пришёл к власти в Киеве после отца и брата и стал князем над всей Русской землёй.
Многие годы он в попытках удержаться у власти выступал в разных войнах и междоусобицах.
Великое дело князя Ярослава продолжил Всеволод, настроив в городах православные церкви.
1093 год. И вновь на престоле новый князь. Князь Всеволод, внук Владимира, сын Ярослава.
Это был справедливый князь, очень верующий. Он не предавался ни похотям, ни пьянству.
Владимир, сын Всеволода, захотел встретиться со Святополком, претендовавшим ранее на престол в Киеве.
Он хотел разрешить все разногласия мирным способом.
Но этому не суждено было случиться из-за огромного половецкого войска, которые загородили путь своим продвижением на Русь.
Русские князья были повержены, а народ взят половцами в плен.
Понадобилось несколько лет, чтобы Святополку и Всеволоду удалось спасни народ из половецкого плена, а противника наказать по полной программе.
Где оригинал?
Его нет. Ни у кого. Этот краеугольный камень нашей русской государственности — какой-то фантом. Все о нём слышали, от него отталкивается вся русская история, но никто за последние лет 400 не держал его в руках и даже не видел. Еще В. О. Ключевский писал: «В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи – вас, пожалуй, не поймут и переспросят: «Какой список летописи нужен вам?» До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом её продолжателей».
Победа над половцами
Владимир Мономах со Святославом Изяславичем идут на половцев, убегающих в страхе от дружин русичей. Владимир казнить клятвопреступника, — князя половцев Белдюзя.
Живший во время правления Ярослава Мудрого, примерно в 65 летнем возрасте Нестор, на основе свидетельств о прошлом и Библии, в наставление своим современникам и потомкам, описал историю горячо любимой им Руси, посвятив главы происхождению названия государства, и всем княжествам, правящим Русской землей.
И сегодня «Несторова летопись» необыкновенно поучительна, преподнося сквозь многие века урок потомкам оставить вражду, и объединяться, поскольку только в единстве сила и величие народа.
Оцените произведение:
3.44
Голосов: 216 Читать краткое содержание Повесть временных лет. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Главные герои и их характеристика
В «Повести временных лет» большое количество героев. Автор не только описал их, но и каждому из князей дал собственную характеристику.
Князь Олег – один из родственников Рюрика. Храбрый и мудрый князь, обладающий смекалкой. У него государственный ум и стратегическое мышление. Именно он проводил политику централизации власти.
Князь Игорь – сын Рюрика. Он участвовал в многочисленных походах. Этот князь обладал мужеством и отвагой, но, помимо достойных качеств, в характере князя Игоря присутствовала жадность. Она и погубила его: пытаясь получить двойную дань в племени древлян, герой вернулся туда с половиной дружины и был убит.
Владимир Мономах – мудрый и талантливый правитель. По мнению Нестора, Мономах был идеальным князем. Он имел сострадание к простому народу, заботился об интересах своей страны и даже о ее нравственности. Владимир издал свод законов и правил, которые помогли упорядочить жизнь на Руси. Он же успешно защищал свои земли и сделал их более процветающими.
Княгиня Ольга – умная и верная женщина, жена князя Игоря. Обладала житейской мудростью и смекалкой. Она жестоко отомстила за гибель мужа и смогла занять трон. Долгое время именно Ольга была регентом при подрастающем наследнике. Одной из первых Ольга приняла православие, увидев в нем возможность для объединения земель и людей.
Князь Святослав – сын княгини Ольги. Суровый и властный человек, но с другой стороны, князь Святослав трепетно относился к своей дружине
Он очень любил сражения, отважно рвался в бой, поэтому прожил славную, но короткую жизнь. В управлению государством он был холоден
Биться с врагами ему нравилось больше.
Князь Владимир Святославович – сын князя Святослава и ключницы Ольги. До принятия христианства князь Владимир обладал множеством отрицательных качеств, например, он был груб, мстителен, тщеславен и даже решился на убийство своего брата. После же принятия христианства, Владимир стал сострадательным, добрым и справедливым князем. Благодаря его вкладу в дело Русь окрепла, обрела могущественных союзников и объединила большие земли под своим началом.
Начало княжения Ярослава в Киеве
Наслаждаться спокойной семейной жизнью не давал брат Мстислав. Прийти к мирному соглашению удалось при помощи договора. Только когда они разделили по Днепру земли, Мстислав успокоился.
У Ярослава рождается третий сын, Святослав. Четвертого сына назвали Всеволод. После смерти Мстислава, Ярослав полностью берет власть в свои руки. Во времена его правления вера христианская стала плодиться и расширяться. Всюду появлялись монастыри и церкви. Благодаря ему стало развиваться книжное чтение. Перед смертью состоялся между ним и его сыновьями серьезный разговор. Князь просил детей жить мирно, во всем слушаясь друг друга. Разделив между ними города, приказал никогда не переступать границ владений других братьев и изгонять их. Похоронили его в Киеве, доставив гроб в церковь святой Софии.
Жанр, направление
Литературоведы выделяют жанр «Повести временных лет» как исторический. Причём некоторые говорят об историческом предании, а другие об историческом сказании.Третьи же отрицают причастность данной летописи как к историческому жанру, так и к художественному. Название «повесть» не определяет жанр книги, потому что она не имеет единого сюжета и списка героев, а по объему значительно превосходит повесть как таковую. Она состоит из разных фрагментов, расположенных в хронологическом порядке.
Важнейшая черта любой летописи в том, что она лишь повествует о тех или иных событиях, но не объясняет их. Поэтому здесь достоверно определить один жанр не представляется возможным, так как текст состоит из различных частей и вбирает в себя несколько жанров.
История создания
Автором данной повести был Нестор. Его творческий и литературный талант сложно переоценить. Монах имел не только широкий кругозор, но и хорошее по тем временам образование. Всё это помогло Нестору воплотить на бумаге достоверные факты, грамотно их структурировать и создать историю Руси.
Оригинальный текст написан Нестором в начале 12 века в Киево-Печерской лавре, поэтому существует второе название повести «Несторова летопись». «Повесть временных лет» имеет две копии: Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, но сам оригинал утрачен.
Повесть описывает события, начиная с библейских времен и заканчивая 1117 годом. История Древней Руси берет начало с лета 6360 (852 год). Исследователи находят много ошибок и несостыковок в тексте, сравнивая его с другими источниками того времени. Однако «Повесть временных лет» все равно остается главной опорой для воспроизведения исторического пути Руси.
Важно упомянуть, что произведение подвергалось многочисленным редакциям и корректировкам. Некоторые фрагменты летописей утрачены, а кое-что было добавлено позднее
Например, «Поучение Владимира Мономаха» вошло в состав повести в период правления царя, но осталось самостоятельным литературным текстом и никак не отразилось на содержании остальных глав.
Книга очень многослойная, ведь создавалась не одно столетие. Нестор использовал фрагменты и части многих летописей давно минувших лет, поэтому между ними порой встречаются противоречия. Над произведением работали многие монахи, согласно самой распространенной гипотезе создания, принадлежащей А.А. Шахматову. О роли Нестора в создании книги он писал следующее:
Однако до него над текстом работали другие киевские монахи, которые ограничивались сбором, систематизацией и хранением полученных сведений. Нестор же оценил роль славян в мировой истории, создал целую таблицу с классификацией народов и написал комментарии к главам. Он изучил вопрос о происхождении древних племен и описал каждое из них, определив границы их земель. Впоследствии в повесть вносились дополнения, но основу ее заложил именно Нестор. Хотя приписывать авторство одному лишь ему некорректно.
Княжение Владимира Мономаха
Несколько раз сменилась власть в Киеве, руководство переходило по мужской линии, по родству. Все это время шли междоусобицы, кровавые битвы между близкими и дальними родственниками.
После оглушительного успеха в битве с язычниками киевские старейшины собрали совет, на котором избрали Владимира Мономаха, сына Всеволода, своим руководителем. Князь принял предложение и занял киевский престол, себя он называл «всея земли Русской».
В крупных городах наместниками Владимир оставил своих сыновей. Помня историю своей родни, Мономах велел построить добротную каменную часовню, в которой поместили мощи убиенных князей Бориса и Глеба. В этот день народ пришел поминать их. Тысячи людей посетили ту церковь. Мономах, узнав о паломничестве к часовне людей со всей страны, отдал приказ накормить всех неимущих, всех странников, всех стариков и просто тех, кто нуждается в пище.
Княжение Мономаха по праву считается последним усилением Киевской Руси. Великий правитель наладил отношения простого народа с руководством страны. Он издал «Устав о резях» или «Устав Владимира Мономаха», в котором, помимо прочего, облегчал жизнь холопам и закупам. Пытаясь сохранить чистоту рода, князь стал заключать браки между Рюриковичами.
Историческое значение произведения
«Повесть временных лет» переиздавалась несколько раз. Дело в том, что написанная в 1100—1112 годах летопись отчасти не соответствовала интересам Владимира Мономаха, вступившего на престол в 1113 году. Поэтому через некоторое время монахам из окружения сына Владимира Мономаха было поручено составить новую редакцию знаменитого произведения. Так появилась вторая редакция летописи, датируемая 1116 годом и третья редакция, датируемая 1118 годом. Именно в последнюю редакцию летописи было включено знаменитое «Поучение Владимира Мономаха». Списки обеих редакций дошли до наших дней в составе летописей монаха Лаврентия и Ивпатия.
Несмотря на то что летопись подвергалась внесению изменений, и её достоверность может быть поставлена под сомнение, это один из наиболее полных источников о событиях того времени. Несомненно, она является памятником русского наследия. Причем как историческим, так и литературным.
Её текст можно найти и прочитать как на древнерусском наречии, так и в переводе на современный русский язык. Конечно, оригинальные рукописи находятся под строгим надзором и их нельзя взять в библиотеке, как обычную книгу.
О крещении Руси
Поскольку летопись была написана монахом, то ее содержание имеет очень много отсылок к Библии и пропитана духом христианства.
Сам момент, когда князь Владимир принял крещение, в летописи является основным. Кроме того, князь до того, как принял крещение, описывается как человек, не сдерживавший себя в желаниях, совершавший неправедные с точки зрения христианства, поступки.
Также описывается момент, как его настигает божья кара за несоблюдение обета – он ослеп и прозрел только после того, как крестился.
В «Повести временных лет», в главах, в которых говорится о крещении Руси, закладываются основы православной веры, в частности, обосновывается, кто или что может быть объектом поклонения.
Летопись подводит основу под процесс крещения Руси, говоря о том, что только праведники, которыми считаются христиане, могут попасть на небо.
Также в летописи описывается начало распространения христианской веры в Руси: что именно делалось, какие церкви строились, как совершалось богослужение, как была организована структура церкви.