Краткое содержание
Работа у пса-поводыря не из простых – он должен «довести подопечного туда, куда он запланировал, и чтобы он во время пути не разбил себе голову, не споткнулся, не упал, в конце концов, не промочил в луже ноги»
. Лабрадора Трисона в течение двух лет обучали в специальной школе, чтобы он был верным помощником для незрячих людей. Раньше Трисон работал у слепого пенсионера, Ивана Савельевича, теперь же его подопечным стал тринадцатилетний Саша. Мальчик потерял зрение два года назад в автокатастрофе, во время которой погиб его отец.
Трисон стал настоящим другом для мальчика и даже научился отвечать на его вопросы: «Ав — «да». У-у — «нет»»
. Но однажды случилась беда –умного пса украли «два бугая»
, решившие подороже продать прекрасно обученного поводыря. Трисону удалось сбежать и, пережив немало приключений, он вернулся к Саше.
Трисон узнал, что Саша раньше очень «любил смотреть на радугу»
и очень страдал оттого, что не может ею любоваться. Однажды, во время отдыха за городом, Трисон спас утопающую девочку. Родители Рады захотели отблагодарить спасителя и подарили Саше ноутбук – они не знали, что мальчик слепой. У отца Рады был друг, доктор Николай Соболев, который «вернул зрение уже многим людям»
. Он провел Саше сложную операцию, и мальчик вернулся домой зрячим. Трисона пришлось вернуть в школу – слишком много людей нуждалось в его помощи. Во время их прощания на небе появилась радуга, и Саша «долго-долго смотрел на свою мечту»
.
И что в итоге?
Трисон — возвращается в школу для собак-поводырей.
Саша — после успешной операции к нему возвращается зрение, и он прощается с Трисоном.
Николай Соболев — проводит операцию, которая возвращает Саше зрение.
Заключение
Произведение Самарского учит любить и понимать животных, которые зачастую оказываются гораздо более порядочными и благородными, чем люди.
После ознакомления с кратким пересказом «Радуга для друга» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Содержание
Слайд 1
«Обыкновенное чудо»
Слайд 2
Е. Носов — родился в селе Толмачёво на высоком берегу Сейма и большую часть жизни прожил в г. Курске, поэтому ,читая рассказы Е. Носова, часто встречаешь название этого города ,местных рек, деревень, видишь описание природы Курского края
Памятник писателю в Курске
Слайд 3
Герои его произведений – самые обыкновенные люди, из которых складывается текущая жизнь с её бытовыми радостями и горестями, но, несмотря на свою обыденность, это люди, глубоко чувствующие, способные видеть красоту и тайну природы
Слайд 4
Радуга — это первое опубликованное произведение писателя, которое появилось в областном альманахе для детей в 1957 году. Именно с него читатель начал своё знакомство с творчеством Е.И. Носова.
Что такое обыкновенное чудо?
Чудо – поразительное, необычное, удивляющее, а обыкновенное – заурядное, ничем не выдающееся. Речь сегодня пойдёт о чудесном в обыкновенном и о том, как автор умеет подобное заметить и передать читателю
Слайд 5
Где происходит действие рассказа?
«…в пятидесяти километрах от Курска, в верховьях речки Тускари, где некогда вдохновенно творил Фет…», в конкретно названном месте
Обращаем внимание на фетовское имение, т.е. можем даже назвать село – Воробьёвка, в котором жил и писал последние 15 лет А.А
Фет. Сегодня там музей-усадьба писателя)
Слайд 6
Евсейка-мальчик лет 10, учится в 4 классе, который помещается на 2 этаже фетовского особняка. Он возил к поезду брата и познакомился с рассказчиком на станции. О рассказчике нам мало что известно, кроме того, что мы понимаем: это взрослый человек и направляется он в Свободинскую машинно-тракторную станцию).
Несмотря на разницу в возрасте, мы видим общение на равных. С одной стороны рассказчик, который легко находит общий язык с мальчиком, обращаясь к нему, как к равному себе «брат», а с другой стороны мальчонка, который изо всех сил старается вести себя, как взрослый человек «…размотал вожжи, зачем-то, раз-другой пнул сапогом переднее колесо…», способный самостоятельно принимать решения. Именно поэтому автор серьёзно называет его Евсей: «Евсей, видимо, решил, что и в самом деле ожидать нечего»
Слайд 7
Что чудесного есть в этом рассказе?
Появление радуги – самый яркий и красочный момент
Вспыхнула бегучим пламенем придорожная лесополоса, рассыпанной ртутью дождевых капель засверкал широкий луг, а за ним на той стороне, на крутом косогоре, пожаром загорелись окна большого особняка. Вверху же, над ликующей долиной Тускари, висела радуга — огромная, расцвеченная пестрыми лентами арка. Она выходила откуда-то из прибрежных кустов и, сделав широкий, будто проведенный гигантским циркулем, полукруг, упиралась другим концом, километра за три, в сады какой-то деревеньки.
Я никогда не видел радуги поздней осенью.
Слайд 8
малознакомые слова:
лесополоса-полоса лесных насаждений
простёрлись-раскинулись
косогор – склон горы, холма
особняк – благоустроенный дом городского типа.
Слайд 9
Евсейкапереживает неописуемый восторг, о чём говорят восклицательные предложения в тексте. Чувство восхищения красотой, которая вдруг раскинулась по небу да ещё и поздней осенью, заставляет пуститься главного героя в погоню за ускользающей радугой. Рассказчик (взрослый человек) тоже поддаётся этому азарту и начинает верить, что они вот-вот догонят радугу.)
«Мне в ту минуту почему-то казалось, что стоит пегашке еще малость поднажать, и мы вкатим в огромные радужные ворота»
Слайд 10
Как характеризует рассказчика эпизод погони за радугой? Как человека увлекающегося, способного давать волю чувствам, верить в невозможное, верить в чудеса.
Кто первый понимает, что радугу не догнать? Рассказчик.
Понял Евсейка объяснение рассказчика? Не понял, потому что воспринимает это явление не разумом, а чувствами, душой, сердцем.
— Стой, Евсейка,- опомнился я.- Зря гоним лошадь. Все равно радугу не поймаешь.- Теперь я и сам вижу, что не догнать. Надо кругом на мост объезжать. Вот если бы я раньше догадался, пока она к селу подходила, тогда бы успел.Я рассмеялся:- Дело-то не в этом… Ее и на автомашине не догонишь, и посади тебя на самолет — все равно не поймал бы.
Слайд 11
Вывод из рассказа:
В рассказе «Радуга», как и во многих других произведениях Е. Носова, звучит призыв: будь чуток душой, наблюдателен, открыт ко всему новому, будь частью природы — и ты увидишь, как чудесен мир!
Слайд 12
Посмотреть все слайды
Произведения Николая Носова для детей: перечень
- Автомобиль
- Бабушка Дина
- Бенгальские огни
- Бобик в гостях у Барбоса
- Весёлая семейка
- Винтик, Шпунтик и пылесос
- Витя Малеев в школе и дома
- Дневник Коли Синицына
- Дружок
- Живая шляпа
- Замазка
- Заплатка
- Затейники
- И я помогаю
- Карасик
- Клякса
- Когда мы смеёмся
- Леденец
- Метро
- Милиционер
- Мишкина каша
- На горке
- Наш каток
- Незнайка в Солнечном городе
- Незнайка на Луне
- Находчивость
- Огородники
- Огурцы
- Повесть о моём друге Игоре
- Под одной крышей
- Приключения Незнайки и его друзей
- Приключения Толи Клюквина
- Про Гену
- Про репку
- Про тигра
- Прятки
- Саша
- Ступеньки
- Тайна на дне колодца (автобиография Н. Носова о его детских годах)
- Телефон
- Три охотника
- Тук-тук-тук
- Фантазёры
- Федина задача
- Чудесные брюки
- Шурик у дедушки
Что почитать о биографии Николая Носова: библиография
— Жизнь и творчество Николая Носова. М.: Детская литература, 1985. — 304 с. В книге даны отзывы на произведения Н. Носова известных писателей: Ю. Олеша, В. Катаев, Л. Кассиль, А. Алексин. А также статьи о Николае Носове, обзоры. И статья Николая Носова «О себе и своей работе», его письма к читателям и письма читателей.
— Носов Н.Н. Тайна на дне колодца : автобиографическая повесть – М. : Дет. лит., 1978. – 303 с.
— Носов Н.Н. Русский писатель (23.11.1908 – 06.07.1976) // Писатели нашего детства. 100 имен : биогр. словарь в 3 ч. – М. : Либерия, 1998. – Ч. 1. – С. 269-273.
— Гришкова, И.М. Весёлая семейка Николая Носова: к 100-летию со дня рождения писателя / И.М. Гришакова // Пачатковая школа. — 2008. — № 8. — С. 66-70. — Замостьянов, А. Николаю Носову — сто лет : размышления к юбилею писателя / А. Замостьянов // Народное образование. — 2008. — № 7. — С. 251-256. — Зурабова, К. В этом странном мире : к 100-летию со дня рождения Н.Н. Носова / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 8. — С. 74-83.
— Корф О. «Веселой семейке» Николая Носова – 50 лет!// Детская литература -1999. — № 2-3. — С.8
— Ларина, О.С. Читаем рассказ Н. Носова «Фантазёры» / О.С. Ларина // Начальная школа. — 2008. — № 8. — С. 42-44.
— Мальцев Г. «Отец» Незнайки знал очень многое// Юный техник: попупулярный детский и юношеский журнал.-М., 2009.- №9. — С.19-25.
— Приходько, В. Николай Носов : он любил детство в людях / В. Приходько // Дошкольное воспитание. – 2001. — № 11. – С. 73-79.
— Сивоконь, С.И. Уроки детских классиков : очерки / С.И. Сивоконь. — М. : Дет. лит., 1990. – 286 с.
— Миримский С. Мои встречи с Николаем Носовым// Детская литература — 1999. — № 2 — 3. -С. 9-12
— Москвичева О.А. Улыбка, рожденная искусством слова: о творчестве Н.Н.Носова// Начальная школа: Ежемесячный научно — методический журнал.-М., 2009.-№6.-С.20-23.-(Школьная библиотека).
— Приходько В. Сверкающая флейта Николая Носова// Детская литература — 1999. — № 2 — 3. — С. 4 — 7
Сценарии для детских викторин и тематических занятий по произведениям Николая Носова:
— Гоголева П.А. В гостях у Н.Н.Носова: сценарий по мотивам произведений Н.Н.Носова для начальной школы// Начальная школа: Ежемесячный научно — методический журнал.-М., 2008.-№11.
— Джансеитова Н.Х. Где живет Незнайка? // Читаем, учимся, играем.- 2003.- № 6. – С.17-20
— Ковальчук Т.Л. В Солнечном городе Николая Носова (сценарий)// Читаем, учимся, играем.- 2006.- № 9.- С.55-57
— Колосова, Е.В. Добрейший затейник (Сценарий к Дню рождения Н. Носова) // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. — № 9. – С. 9 – 12.
— Раковская, Л.А. Незнайка и чудесное дерево (викторина)// Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки . – 2008. — № 4. – С. 51 – 52.
— Савельева, А.В. Незнайка с нашего двора: чтение вслух рассказов Н. Носова для детей 7 – 9 лет // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. — № 2. – С. 53 – 54.
Какие книги Николая Носова купить детям?
Меня всегда просят читатели сайта подсказать качественные издания книг для детей. Поэтому, проведя «разведку» среди современных изданий Н. Носова, я заканчиваю эту статью вот такими рекомендациями по книгам для домашней библиотечки:
— Не советую покупать книги Николая Носова издательства «Махаон», так как во многих случаях в них очень сильно изменен авторский изначальный текст писателя (причем он сокращен, переписаны фразы, упущены фрагменты, т.е. текст изменен в худшую сторону). Поэтому читая «рассказы Носова» детям по книгам этого издательства на самом деле Вы читаете им слова вообще другого человека — редактора.
— Авторский текст Николая Носова в современных изданиях сохраняет издательство Мелик-Пашаев в серии «Тонкие шедевры для самых маленьких». Они изданы с классическими иллюстрациями прекрасного художника Ивана Семенова, в прошлом — главного редактора журнала «Веселые картинки». Действительно эти книги воспитывают художественный вкус ребенка, и у них один минус — это достаточно высокая цена.
— Также сохраняет авторский текст и публикует произведения Н. Носова с прекрасными иллюстрациями издательство Эксмо: книга «Живая шляпа» в серии книг «Мои друзья» и книга рассказов с иллюстрациями того же художника И. Семенова «Фантазеры». И цена на эти книги Эксмо доступна любой семье.
— Прекрасно выпускает рассказы Н. Носова, издательство «Речь» (серия «Любимая мамина книжка») и издательство «Облака» (рассказ «Карасик» с иллюстрациями Е. Афанасьевой)
— Трилогия о Незнайке. Выпущен сборник с классическими черно-белыми иллюстрациями А. Лаптева. Это книга «Всё о Незнайке и его друзьях» издательства Азбука (2014 год издания). Это классика из нашего детства.
Все книги, иллюстрации в них и отзывы можно посмотреть в Лабиринте здесь:
Я благодарю читательниц сайта «Родная тропинка» за помощь в создании этой статьи:
— Александру Наумкину — за сбор библиографии и сведений о жизни Николая Носова в библиотеках,
— Евгению Вавилову — за создание текста статьи о Николае Носове, за прекрасные рисунки и схемы к этой статье. Евгения Вавилова — филолог, многодетная мама, автор книг для детей по творческому развитию.
Как всегда, с Вами была Валасина Ася — автор сайта «Родная тропинка», редактор — методист и оформитель данной статьи, кандидат педагогических наук ведущая Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру- к успеху!»
Мы будем продолжать эту новую рубрику. Поэтому мы не прощаемся с вами. И говорим вам: До новых встреч на «Родной тропинке».
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Николай Носов: краткая биография для детей
Знакомить детей с биографиями писателей и с биографией Николая Носова можно уже в старшем дошкольном возрасте. Для детей важны интересные занимательные факты, как писатель придумывает рассказ (ведь дети тоже сочиняют рассказы и сказки), как он жил, и все случаи из серии «Когда … был маленьким».
Очень хорошо, если Вы сделаете тематическую выставку произведений Н.Носова из своих домашних книжек и книг из детской библиотеки. Чтобы ребенок узнал все известные ему произведения по картинкам и понял, что их написал один и тот же писатель. Чтобы малыш знакомился с авторским стилем, знал, как по-разному можно рассказать о мире!
Если есть возможность, то можно взять в библиотеке один и тот же рассказ Н.Носова с иллюстрациями разных художников и сравнить их. Пока у Вас дома будет такая выставка, Вы познакомите малышей с жизнью этого любимого всеми нами писателя.
Знакомство с биографией воспитывает ребенка не как пользователя книжек, а как творца, талантливого вдумчивого читателя. Дошкольник из нашего рассказа узнает о процессе творчества и .. пробует и сам «стать настоящим писателем» и продиктовать маме первые сочиненные сказки и рассказы. И это надо поддерживать и обязательно их записывать. Кто знает, а может быть и в Вашем малыше есть талант художественного слова? Ведь когда Николай Носов был маленьким, он никак не проявлял своих литературных способностей!
Что же рассказать детям о Николае Носове? Конечно, не все факты биографии любого человека доступны детям для осмысления. Поэтому в этом разделе я даю небольшую шпаргалку для взрослых — организаторов детских викторин и литературных праздников: что будет интересно детям из биографии писателя.
Краткие факты биографии Николая Носова для детей:
- Родился в Киеве, его папа был актером.
- Когда Николай Носов был маленьким он даже не мечтал стать писателем. Он очень любил самые разные занятия: прекрасно играл в шахматы, дрессировал собак, учил грамоте младших детей, пробовал играть на скрипке, читал много книг, играл в школьном театре и пел в детском школьном хоре.
- Сначала Николай Носов хотел стать химиком и даже сделал дома небольшую настоящую лабораторию, в которой проводил разные опыты и эксперименты. А потом он увлекся фотографией и решил учиться на фото и кинорежиссера. Он делал фильмы для взрослых.
- Когда у Николая Носова появился сынок, он стал сочинять для него и его друзей — дошколят разные смешные истории. Он придумывал рассказы о тех смешных ситуациях, которые сам наблюдал в жизни. Например, однажды с его племянником случилась такая история. Мальчик гулял и увидел за овощной палаткой бочку с солеными огурцами. Он залез в нее, ухватил два огурца и довольный пришел к своей маме с этими огурцами. Что было дальше — Вы уже знаете из рассказа «Огурцы». В рассказе огурцы дети взяли чужие овощи не из бочки, а с чужого огорода, а всё остальное описано в нем так, как было в жизни.
- Первый рассказ Николая Носова, который он сочинил — это рассказ «Затейники». Его даже напечатали в известном журнале «Мурзилка». Послушайте этот рассказ с детьми в видеозаписи ниже.
- Потом Николай Носов сочинил еще детские рассказы. И получилась детская книжка. Ее издали в детском издательстве. В нее вошли многие известные нам рассказы: «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники», «Чудесные брюки», «Тук-тук-тук» и другие.
- Сын Николая Носова рос, и вместе с этим появлялись новые рассказы для сына и даже повести. После того как Носов написал повесть «Витя Малеев в школе и дома» он решил, что сменит профессию и станет детским писателем. После этого он написал много детских книжек, в том числе и любимые всеми нами сказки про Незнайку.
Интересный сценарий викторины для детей 6-8 лет по произведениям Николая Носова Вы можете найте на сайте «Педагогическая копилка» — литературный детский праздник «Он любил детство в людях».
Книги для детей внука писателя — Носова Игоря Петровича- для детей:
Носов, И.П. Большой сюрприз Незнайки. – М.: Махаон, 2005. – 16 с., ил. Носов, И.П. Как Незнайка дрессировал лягушек. – М.: Махаон, 2006. – 16 с., ил. Носов, И.П. Как Незнайка землянику собирал . – М.: Махаон, 2006. – 16 с., ил. Носов, И.П. Незнайка и говорящий гриб : рассказы / И.П. Носов. – М.: Стрекоза, 2001. – 15 с., ил. Носов, И.П. Незнайка и карнавальный костюмчик : рассказы / И.П. Носов. – М.: Стрекоза-Пресс, 2001. – 15 с., ил. Носов, И.П. Незнайка и фокус-покус : рассказы / И.П. Носов. – М.: Стрекоза, 2001. – 15 с., ил. Носов, И.П. Остров Незнайки. – М.: Махаон, 2005. – 16 с., ил. В конце 90-ых годов вышло много новых приключений Незнайки, написанных плохим языком и не имеющих литературной ценности, т.к. Незнайка как персонаж не был защищен авторским правом. Они не имеют никакого отношения к династии Носовых.
Это интересно: Сын Николая Носова, Петр Николаевич, — один из мастеров «веселой фотографии», его называют «виртузом юмористического фото». Видимо, юмор — это важная черта всей династии Носовых :). Фотографией занимается и внук писателя Игорь Петрович Носов. У сына и внука писателя даже была совместная фотовыставка, которая называлась «Кванты смеха» и проходила в 2007 году. Игорь Петрович, внук Николая Носова, писал:
В творческом дуэте Носовых также много озорства, юмора, доброты, умения видеть радость в самых обычных мгновениях жизни. Это то, что мы передаем детям и что становится отличительной чертой каждой династии! И то, чему мы можем поучиться в сказках и рассказах Николая Носова для детей.
В аннотации к выставке фотографий сына и внука Николая Носова написано так: » они учат всех всматриваться в окружающий мир так, чтобы он становился лучше и добрее, а светлая улыбка являлась символом нашей, порой нелегкой, жизни». Наверное, в этих словах очень точно передана вся суть творчества семьи Носовых для людей и для маленьких детей!