Михаил юрьевич лермонтов1814-1841

Краткое содержание

В трапезной Кремля пирует Иван IV Грозный. Он в хорошем настроении, угощает вином опричников и следит, как они пьют. Опричники славят царя и пьют до дна. И вдруг царь замечает, что один из опричников не пьёт. Хуже того — это его любимец Кирибеевич. В чём же дело?

Хитрый Кирибеевич разыгрывает для царя сцену: дескать, не пью, потому что тоскую — влюбился, а любовь моя, купеческая дочка, от меня отворачивается. Иван Грозный смеётся: возьми у меня перстень яхонтовый и ожерелье жемчужное да и посватайся.

Вроде и правду сказал Кирибеевич, только «забыл» упомянуть, что его любимая уже замужем. Но поддержкой царя уже заручился.

Тем временем Степан Парамонович Калашников управляется в своей шёлковой лавке и спешит домой. А там дети плачут, а Алёны Дмитриевны нету. Волнуется Степан Парамонович. А после приходит Алёна Дмитриевна, и выясняется страшное: опозорил её опричник Кирибеевич, прилюдно целовал и миловал.

Не сразу поверил жене Калашников, но всё же поверил. Вспомнил, что завтра на Москве-реке — кулачные бои. А туда царь придёт с опричниками. Вот и будет купец с Кирибеевичем насмерть драться. Не сам одолеет, так братья помогут.

На следующий день — кулачные бои на берегу Москвы-реки. Первым «во широкий круг» выходит Кирибеевич. И против него становится Степан Калашников. Кирибеевич в шутку просит представиться — по ком, дескать, панихиду служить. Убивать своего противника он не собирается — так, куражится. И тут понимает, что это муж Алёны Дмитриевны. Кирибеевич наносит первый удар, и купец падает, но тут же поднимается — и сваливает своего врага замертво.

Иван Грозный призывает к себе купца Калашникова и задаёт ему два вопроса: случайно или по своей воле убил он Кирибеевича? А если по своей воле, то за что?

На второй вопрос Калашников ответить не хочет, а на первый отвечает: «Я убил его вольною волею».

Иван Васильевич поражён его искренностью, ведь можно было солгать и избежать наказания. А теперь Степан Калашников будет казнён.

Последняя воля купца — чтобы царь позаботился о его родных, жене и детях. И Иван Васильевич выполняет просьбу: братья Калашниковы получают право на беспошлинную торговлю, а Алёна Дмитриевна и дети — царское содержание.

Читать краткое содержание по главам Песня про царя Ивана Васильевича…

1.Кремль

Царские палаты где находится Иван Васильевич, его окружают его верные опричники. С ним рядом князья и бояре, им царь предлагает попробовать вина. Взор царя упал на некого Кирибеевича, это был один из любимчиков Грознова, тот сидит поникший даже вина не пробовал.

Царь попытался узнать какова причина такого поведения опричника, он думал, что либо с саблей что-то случилось, либо казна на мели.

Кирибеевич рассказал царю, что нет еще человека такого, который смог стать достойным противником его по силу

А после этого рассказал, что есть много красивых девушек на Руси, которые готовы дарить своё внимание опричнику, но всё же есть одна особенная-Алена Дмитриевна

Эта девушка даже в сторону Кирибеевича не смотрит, а когда видит, то закрывается. Кирибеевич даже признался, что когда видит её то руки его опускаются и разум помрачается. Поэтому чтобы не мучиться от безответной любви, просит царя отпустить его на вольную жизнь. Иван Грозный выслушал своего любимого опричника, рассмеялся и сказал тому идти к Алене вместе с перстнем и жемчужным ожерельем. Единственную деталь утаил царь, на самом деле девушка эта давно уже была замужем за местным купцом.

Калашников

Степан Парамонович Калашников еще один главный герой рассказа, это молодой купец, содержащий свою лавку и торгующий в ней. В этот день он всё также стоял в своей лавке, но продажа не задалась с самого утра, никто не заходил за покупками. Дома также ждали проблемы, куда-то пропала жена его-Алена Дмитриевна, домработница Еремеевна сказала, что та ушла еще вечером в церковь и до сих пор не пришла.

Расстроился Степан и начал думать, что ему делать, как вдруг вернулась его красавица жена. Бросился на неё муж с расспросами, мол где была, грозился даже дома её запереть. Испугалась очень сильно Алена слов мужа, и поведала ему историю о том, как возвращалась домой из церкви, а к ней пристал некий парень, который представился слугой царя Ивана Грозного. Кирибеевич предлагал ей различные подарки хотя бы за то, что она поцелует. Но не получив положительного ответа принялся сам целовать девушку, на глазах у соседей. Рассказывая это своему мужу, девушка плакала и ждала помощи, так как больше некому было защитить её. И решил Степан позвать своих братьев, чтоб выйти на кулачный бой. Если суждено ему будет погибнуть, то братья пусть отстоят честь семье, младшие браться слушались Степана, ведь тот был им как отец.

3.Начался кулачный бой ближе к вечеру.

Появился на поле боя Кирибеевич, подошел к царя и низко поклонился, сняв с плеч шубу стоял и ждал своего противника. Три раза был слышен громкий клик, но на бой никто не решался выйти, ведь все видели силу этого человека. Но сразу же появился откуда-то Калашников. Знакомится Кирибеевич со Степаном, спрашивает, кто он такой, откуда будет и кем является по должности, чтобы знать как обращаться к нему. Калашников серьезно был настроен на бой, поэтому Кирибеевич даже побледнел послушав противника. Первым нанес удар Кирибеевич, ударил с такой силой, что кажется грудь затрещала, а крест погнулся. Степан пошатнулся, но удержал равновесие и нанес ответный удар в висок противника. Бедного опричника этот удар сбил с ног и он упал насмерть.

Иван Грозный рассердился и спросил зачем купец так жестокоубил его опричника. Но Калашников не выдал своей настоящей причины, поэтому сказал, что готов понести наказание в виде смерти, но причину не скажет. Единственной просьбой было лишь не бросать его маленьких детей, жену и братьев, не губить их. Царь пообещал следить за вдовой и детьми, а братьям дать работу. После этого раздался на площади звон колокола, который гласил о казне. Попрощался Степан со своими родными. Казнили Калашникова смертью позорной и злой. Хоронить на кладбище нельзя было его, так как купец являлся убийцей, поэтому закопали его между дорогами. Несмотря на такую смерть, народ всё же помнит о герое, и чтит его душу.

Оцените произведение:

3.63

Голосов: 114 Читать краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Песня про купца Калашникова краткое содержание

Историческая поэма «Песня про купца Калашникова» Лермонтова написана в 1837 году, опубликована год спустя в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». Произведение представляет завуалированные размышления поэта о верности, чести и справедливости в государственных масштабах. При подготовке к уроку по литературе предлагаем читать онлайн краткое содержание «Песня про купца Калашникова» по главам. Такая хрестоматия также пригодится и для читательского дневника. Главные герои Царь Иван Васильевич – человек жесткий, своевольный, в меру справедливый, щедрый. Плохо разбирается в людях. Кирибеевич – царский слуга, опричник. Лживый, хитрый и самодовольный человек, который ради достижения своей цели способен на любую подлость. Калашников Степан Парамонович – купец, рачительный хозяин, любящий муж и заботливый отец. Алена Дмитревна – супруга Калашникова. Красивая, порядочная женщина, честная христианка. Другие персонажи Братья купца Калашникова – молодые люди, такие же честные и порядочные, как и их старший брат. Готовы умереть за честь своей семьи. Соседи Калашниковых – трусливые люди, не защитившие Алену Дмитревну во время домогательства, но готовые обвинить ее во всех смертных грехах. Краткое содержание

Глава 1 В царских палатах Кремля – пир горой. Царь Иван Васильевич трапезничает в окружении своих соратников. Среди общего веселья выделяется опричник Кирибеевич, который «в золотом ковше не мочил усов». Заметив, что один из его любимых слуг опечален, царь интересуется причинами его тоски. Он готов выполнить любую просьбу опричника, лишь бы тот повеселел. Кирибеевич объясняет, что страдает от неразделенной любви к красавице Алене Дмитревной, которая «ходит плавно – будто лебедушка; смотрит сладко – как голубушка». Узнав о сердечных переживаниях опричника, Иван Васильевич дарит ему «перстенек яхонтовый» и «ожерелье жемчужное», чтобы тот смог посвататься к своей зазнобушке. Однако Кирибеевич умалчивает, что Алена Дмитревна не может быть его суженой, поскольку «перевенчана с молодым купцом».

Глава 2 У молодого купца Степана Калашникова дела идут в гору, однако этот день не задался с самого начала: торговля идет плохо, а дома, несмотря на ночь на дворе, до сих пор нет жены Алены Дмитревны. Работница отвечает, что молодая женщина как ушла на вечернюю службу в церковь, так до сих пор не вернулась. Без матери маленькие дети «плачем плачут, не унимаются», а Степан не знает, что и думать.

В этот момент в дом входит Алена – «бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны». Калашников начинает обвинять супругу в измене, однако она, дрожа и сбиваясь, рассказывает о домогательствах опричника Кирибеева. Он готов был одарить женщину с ног до головы, лишь бы та полюбила его. Приставая к Алене Дмитривне с поцелуями на глазах у соседей, он позорит ее честное имя.

Несчастная женщина со слезами на глазах умоляет мужа защитить ее поруганную честь, поскольку это больше некому сделать: Алена – круглая сирота, у которой из родных остался только младший брат – «дитя малое, неразумное». Рассказ Алены глубоко задевает Степана Парамоновича, который решает во что бы то ни стало наказать обидчика. Он созывает младших братьев, чтобы те, в случае его поражения в кулачном бою, смогли защитить честь семьи Калашниковых. Молодые купцы обещают до конца идти вслед за старшим братом, которого почитают, как второго отца.

Глава 3 На праздничных кулачных боях, что проходят у Москвы-реки, при всем честном народе Степан Калашников вызывает на бой опричника Кирибеевича. Тот бахвалится своей богатырской силой и скорой победой, но, узнав, кто его противник, «побледнел в лице, как осенний снег».

Оба противника очень сильны, они равны промеж собой в богатырской мощи. Кирибеевич наносит купцу страшный удар в грудь, да такой, что «погнулся крест и вдавился в грудь». Однако тот выдерживает напор противника и наносит ответный, страшной силы удар в левый висок, который тут же валит опричника наземь. Увидев, что его любимый слуга убит, Иван Васильевич страшно гневается. Он вызывает к себе Калашникова и ведет допрос, но тот умалчивает об истинной причине своего поступка. Купец готов беспрекословно принять кару от руки своего царя, и лишь просит о милости для своих близких. Царь дает обещание помочь семье Калашникова, а самого купца торжественно казнит на площади.

Заключение В своем произведении Лермонтов призывает бороться против деспотии действующей власти, и не бояться отстаивать собственную честь и достоинство. После прочтения краткого пересказа «Песня про купца Калашникова» рекомендуем ознакомиться с полным вариантом исторической поэмы.

История создания поэмы «Песня про купца Калашникова»

Историческая основа поэмы

Михаил Лермонтов очень рано стал испытывать интерес к истории и фольклорному творчеству. Детство и юность поэта прошли в имении его бабушки – Тарханах. Там началось познание народного творчества, подростком он стал записывать услышанные от крестьян песни. В 16 лет поэт записал, что если он захочет «вдаться в поэзию народную», то искать ее будет в «русских песнях».

Поэма с исторической основой, стилизованная под старинную народную песню, была начата Лермонтовым в Царском Селе, где он служил после окончания Школы гвардейских юнкеров. Поэт завершил работу над поэмой в 1837 г. К тому времени Лермонтов уже служил в Пятигорске, куда был сослан за стихотворение «Смерть поэта», написанное после дуэли и гибели Пушкина. Название лироэпическая поэма получила объемное: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Подобные длинные названия были свойственны русским средневековым книгам, в них давалось указание на суть содержания. Произведение ссыльного поэта, присланное с Кавказа журналисту А. Краевскому, цензурой было запрещено печатать. Поэтому первая публикация без упоминания имени автора появилась в 1838 г. в литературном приложении к военной газете «Русский инвалид» и имела огромный успех. Критик В. Белинский дал высокую оценку произведению неизвестного автора, которого назвал «сильным и самобытным дарованием». В 1840 г. поэма вышла в небольшом сборнике «Стихотворения М. Лермонтова».

В «Песне про купца Калашникова» отражены события XVI в., эпохи царствования Ивана Грозного. Одним из самых трагических явлений того времени была учрежденная царем опричнина. Это понятие произошло от слова «опричь», что означало «кроме». Опасаясь измены бояр, ИванIV выделил особые владения – опричнину, создал опричное войско. В него набирались выходцы из бояр и дворян, которые беспрекословно подчинялись царю. К седлам опричники привязывали головы собак и метлы, символы преданности государю, олицетворяющие готовность загрызть и вымести всех изменников царя. Возглавлял опричников приближенный к царю Григорий Скуратов, получивший прозвище Малюта. Иван Грозный верил в преданность опричников, которые по царским указам творили кровавые бесчинства, грабили и казнили неугодных власти людей. Особые полномочия опричников, беззаконие и безнаказанность открывали им путь к вседозволенности.Опричники держали в страхе людей всех сословий, их боялись и ненавидели. В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов показал страшную участь человека, выступившего против произвола приближенного к царю опричника.

Жанр, направление

Произведение Лермонтова относят к жанру поэмы в народном стиле, сам же писатель определил его как «песнь». Оба определения идентичны, так как подразумевают собой то, что в тексте будет говориться об исторической личности, а стиль повествования и образы будут отражать народный характер произведения.

Литературоведы обращают внимание на то, что в поэме автор использует не силлабо-тоническую, а тоническую систему стихосложения, которую использовали при написании былин, а также в других древних литературных жанрах. Главный герой – купец Калашников – идёт против общества и даже царя, а всё ради того, чтобы отстоять честь своей жены

Даже в конце, когда Иван Грозный спрашивает, зачем он убил Кирибеевича, Калашников думает только о благополучии своей семьи: «

Главный герой – купец Калашников – идёт против общества и даже царя, а всё ради того, чтобы отстоять честь своей жены. Даже в конце, когда Иван Грозный спрашивает, зачем он убил Кирибеевича, Калашников думает только о благополучии своей семьи: «

Трагичная смерть главного героя, а также черты духовного идеала, которые в него вкладывает Лермонтов, говорят о том, что произведение относится к романтизму.

В других видах искусства

Иллюстрации

Поэму иллюстрировали: В. П. Белкин, И. Я. Билибин, А. М. и В. М. Васнецовы, М. А. Врубель, А. А. Гурьев, В. М. Конашевич, Н. Кошелев, Э. М. Криммер, Б. М. Кустодиев, М. Е. Малышев, М. В. Нестеров, Е. И. Плехан, А. А. Радаков, И. Е. Репин, В. Семенов, В. А. Суреньянц, В. И. Суриков, М. Е. Ушаков-Поскочин, В. А. Фаворский, А. И. Шарлемань, В. Г. Шварц и др.

Музыка

  • Купец Калашников (1870-е годы) — опера композитора Антона Рубинштейна из трёх актов по мотивам лермонтовской поэмы.
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова — в исполнении П. Садовского.

Кинематограф

  • Песнь про купца Калашникова (1909) — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова, один из первых художественных фильмов в истории кинематографа России.
  • Сцена боя Калашникова и Кирибеевича экранизирована в фильме «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова (1970).

Сюжет

Сюжет поэмы вполне распространённый для романтического произведения и на первый взгляд достаточно прост. Во время царского пира молодой опричник Кирибеевич рассказывает о своей любви к красавице Алёне Дмитриевне. На что царь Иван Грозный повелел ему посвататься к своей возлюбленной и даже предлагает ему драгоценности, чтобы он преподнёс их в дар любимой женщине. Иван намеревается устроить свадьбу Кирибеевича и Алены Дмитреевны. Но Кирибеевич скрывает, что она венчана в церкви по закону христианскому с купцом Калашниковым. Он отправляется к Алене Дмитриевне в церковь, где она была на вечерне.

Далее действие переносится в лавку к Калашникову. В этот день не пошла у него торговля и он собирается уходить. Однако придя к себе домой, купец не застаёт молодую супругу дома, а детей находит заплаканными. Только поздним вечером оскорблённая и простоволосая Алена Дмитриевна возвращается к взволнованному мужу и рассказывает ему о том, что молодой опричник Кирибеевич опозорил её перед честным людом прямо на улице. Она падает в ноги к мужу и просит его защитить её доброе имя.


Кулачный бой. Илл. В. М. Васнецова. Итальянский карандаш. 1891 г. Калашников, зная о тягчайшем оскорблении жены, принимает незамедлительное решение: он решает отмстить оскорбителю за поруганную жену в честном кулачном бою. На следующий день по случаю праздника на Москве-реке устраивались кулачные поединки, посмотреть на которые приехал сам царь со своей свитой. Калашников смело вышел из толпы навстречу обидчику — любимцу Грозного. И вот схлестнулись в кулачной битве удалой купец Калашников и молодой опричник Кирибеевич. Первый удар в грудь Калашникову нанёс царский воин.

Получив удар в грудь, купец Калашников немного оправился и хватил Кирибеевича кулаком в левой висок, убив его наповал.

Царь, видя, как его любимый воин пал замертво от руки удалого купца, в гневе расспрашивает Степана Парамоновича, специально ли или случайно он умертвил противника и если преднамеренно, то за что. Конечно же, он не может сказать, что послужило убийству опричника, но признаётся: «Я убил его вольной волею». Царь приказал казнить Калашникова лютой позорной казнью: удалому купцу отрубают голову.

Перед смертью купец просит царя помиловать свою жену, детей и братьев. Его просьбу царь исполняет: вдове и детям он назначает казенное содержание, а братьям разрешает торговать беспошлинно.

Главная мысль

Основная идея – необходимость защиты чести и достоинства в любой ситуации, и здесь не играет роли, ценой своей жизни или другим образом. Нужно бороться за свою свободу, иначе всегда найдется тот, кто сумеет ее отнять. Тирания всегда находит опору в рабстве, а если люди начнут восставать против деспотизма, то он падет под ударами независимости. Это воззвание напрямую относилось к эпохе самого Лермонтова: он призывает сограждан перестать терпеть произвол властей и выступить против самодержавия также бесстрашно, как главные герой поэмы.

Смысл поступка Калашникова понятен: он понимает, что его бездействие будет воспринято как капитуляция. Враг не отступит, а жалобы царю едва ли что-то изменят. Подвергать свою семью риску он не может и решает, что должен пойти на жертву, лишь бы выйти из положения с честью, обеспечив жену и детей. По сути, у него не было иного выбора. Но Лермонтов критически относился к своим современникам и думал, что они нуждаются в нравственном уроке из прошлого. Именно так, а не иначе, нужно реагировать на произвол – такова авторская позиция. Бунт личности против системы – вот выход из замкнутого круга тирании.

Определение жанра

Это первая поэма, которую опубликовал поэт. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у “Песни…” перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова. 

После чтения поэмы остаётся чувство, что мы прочитали не литературное произведение, а прослушали историческую народную песню, пропетую гуслярами. Поэма Лермонтова названа песней, так как поэт создаёт произведение, очень близкое по содержанию, форме и по духу к русским народным историческим песням. 

Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. 

Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие «Песнью» «доброго боярина и боярыню его белолицую», играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. 

Жанр своего произведения Лермонтов определил как песню. И действительно здесь многое напоминает песню: и троекратное повторение, свойственное произведениям русского фольклора, и традиционное обращение с хвалебными словами к хозяевам дома: 

 «Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!» – звучит под сводами боярского дома пожелание благополучия. Голос гусляра звучит удивительно громко. И полилась протяжная песня, похожая на долгую дорогу гусляра от села к селу, от города к городу. Гусляров почитали на Руси, во многих народных песнях, былинах и балладах сам князь подносил чарку «меду пенного» и усаживал их за «дубов стол, к зелену вину». И никто не мог заставить гусляров говорить неправду, были они своего рода «гласом народным».

Центральной темой «Песни про купца Калашникова» становится борьба добра и зла, борьба Правды и Кривды. В заглавии лермонтовского произведения обозначены три действующих лица: Иван Васильевич – вершитель судеб на земле, Калашников – носитель Правды. Особняком от них стоит молодой опричник («опричь» – «особо»). При этом сразу нельзя сказать, что Кирибеевич – это воплощенное злодейство. Он полюбил замужнюю женщину, и любовь эта перевернула все в душе верного царского слуги. Он мучится от тоски и безысходности, а может быть, и от угрызений совести. Не случайно гусляры говорят о нем: «лукавый раб». 

Фольклорная основа поэмы Лермонтова чувствуется во всем, буквально в каждой фразе. Все герои, их действия и поступки во многом похожи на героев народного эпоса. Например, Лермонтов восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшней личной обиды. Для нее суд любимого мужа превыше всего:

В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов (“вино сладкое, заморское”, “очи соколиные”), сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания (“Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце Сидит грозный царь Иван Васильевич”). Все эти приемы мастерски воспроизводят русский фольклорный поэтический стиль. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом “и”:

Произведение «Песня про купца Калашникова» пронизано народной поэтикой. Оно представляет собой отражение и воспроизведение поэтом стиля народной поэзии – ее мотивов, образов, красок, приемов песенного народного творчества.Это уникальное произведение Лермонтова и всей русской литературы. Оно по праву считается шедевром русской национальной классики.

История создания

После окончания гвардейской Школы писатель отправляется в Царское Село. Там он начинает работу над поэмой. Именно тогда у Лермонтова формируется своя точка зрения насчет жизни в России. Он признает неоспоримые достоинства своего народа, а в его бедах винит власть, которая не в состоянии справедливо вершить суд. К тому времени поэт и сам пострадал от тяжелой руки царя: попал в ссылку за стихотворение, посвященное смерти Пушкина.

Изначально поэма «Песнь про купца Калашникова» была издана анонимно в 1838 году, в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». В 1840 году произведение вошло в сборник «Стихотворения М. Лермонтова».

Тема

“Песня…” повествует о том, как опричник царя Ивана Грозного домогался замужней женщины, рассчитывая остаться безнаказанным. За честь Алёны Дмитриевны вступился её супруг, купец, хороший отец и глава рода, Степан Парамонович Калашников. В кулачных боях он вступает в схватку с опричником царя, “с божьей помощью” побеждает его: опричник погибает. Царь не может оставить такое происшествие без наказания. Не узнав истинной причины, по которой молодой купец решился на отчаянный поступок, он отправляет его на казнь.

Тема поэмы – жизнь и нравы народа во времена правления Ивана IV, вопиющая несправедливость самодержавной власти. Основная мысль произведения – прославление подвига купца Калашникова, который защищает справедливость и честь семьи ценой своей жизни. Проблематика – изображение своеволия верхов и приближённых к царю людей, несмотря на христианские и человеческие законы. Борьба добра со злом не всегда заканчивается победой светлой стороны, как учат народные сказки, но народ благодарен герою и помнит о его подвиге.

Вариант 2

Лермонтов Михаил Юрьевич после окончания Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1835 году отправляется как корнет в лейб-гвардии гусарского полка в Царское Село под Санкт-Петербургом. В этот период молодого поэта начинает особенно интересовать история России. Поэтому и появляется поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1838 году поэму опубликовали, и это была первое произведение у Лермонтова, подлежащее публикации.

Сама по себе «Песня» повествуется в стиле русских народных песен, используется бытовой сюжет. И как никогда актуален этот сюжет, потому что как основное в поэме описана проблема людей с властью и деньгами, их вседозволенность и могущество, которое не подвластно простому человеку. Вообще в произведении описывается целый цикл нравственных проблем. Помимо властного человека, поднята проблема мести (как пример, отношения между Кирибеевича и Алены, а затем желание наказать бесчестного человека у самого купца Калашникова). Тут же раскрывается о человеческом достоинстве, когда Калашников не стал рассказывать царю, за что убил Кирибеевича.

Поэма очень расплывчато граничит с фольклорным произведением и историческим повествованием. Лермонтов использует и элементы действительно песенных произведений (пример, ох ты гой еси…»), и реальных трактатов. Например, описание пира в царском дворце. Описание одеяния Ивана Грозного, а затем и его личности, которую невозможно не сравнивать с личностью Петра Первого. К реализму «Песни» добавляется то, что поэт точно воссоздал колоритность той эпохи, а также показал социальное положение людей, разницу в слоях населения и их характеры в социальной обусловленности.

Вообще описание того века не могло не заинтересовать Лермонтова с его любовью к истории отечества. Ведь XVI век являлся одним из самых кровавых периодов для страны, период опричнины и правления Ивана Грозного. Величайший скачок в развитии страны, особенно в расширении территориальном, был оплачен кровавой платой народа.

Однако в поэме данный период описан более высоким и героическим, все ужасные деяния высших чинов спрятаны и не показаны читателю. На примере Кирибеевича показан образ раба царя, который следует только за своими желаниями и интересами, а нормы общества его совершенно не интересуют.

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня» является уникальнейшим произведением, поскольку является одним из единственных среди подобных вещей, в котором чутко отмечена яркая стилизация фольклора в крупной и эпической выраженной форме. Сам стиль поэмы очень сильно напоминает народную песню, в которой используются мотивы и гуслярной, и гусарской, и даже застольной песни с элементами романсов и всевозможными стилизациями.

Сюжет

Сюжет поэмы вполне распространённый для романтического произведения и на первый взгляд достаточно прост. Во время царского пира молодой опричник Кирибеевич рассказывает о своей любви к красавице Алёне Дмитриевне. На что царь Иван Грозный повелел ему посвататься к своей возлюбленной и даже предлагает ему драгоценности, чтобы он преподнёс их в дар любимой женщине. Иван намеревается устроить свадьбу Кирибеевича и Алены Дмитреевны. Но Кирибеевич скрывает, что она венчана в церкви по закону христианскому с купцом Калашниковым. Он отправляется к Алене Дмитриевне в церковь, где она была на вечерне.

Далее действие переносится в лавку к Калашникову. В этот день не пошла у него торговля и он собирается уходить. Однако придя к себе домой, купец не застаёт молодую супругу дома, а детей находит заплаканными. Только поздним вечером оскорблённая и простоволосая Алена Дмитриевна возвращается к взволнованному мужу и рассказывает ему о том, что молодой опричник Кирибеевич опозорил её перед честным людом прямо на улице. Она падает в ноги к мужу и просит его защитить её доброе имя.

Кулачный бой. Илл. В. М. Васнецова. Итальянский карандаш. 1891 г. Калашников, зная о тягчайшем оскорблении жены, принимает незамедлительное решение: он решает отмстить оскорбителю за поруганную жену в честном кулачном бою. На следующий день по случаю праздника на Москве-реке устраивались кулачные поединки, посмотреть на которые приехал сам царь со своей свитой. Калашников смело вышел из толпы навстречу обидчику — любимцу Грозного. И вот схлестнулись в кулачной битве удалой купец Калашников и молодой опричник Кирибеевич. Первый удар в грудь Калашникову нанёс царский воин.

Получив удар в грудь, купец Калашников немного оправился и хватил Кирибеевича кулаком в левой висок, убив его наповал.

Царь, видя, как его любимый воин пал замертво от руки удалого купца, в гневе расспрашивает Степана Парамоновича, специально ли или случайно он умертвил противника и если преднамеренно, то за что. Конечно же, он не может сказать, что послужило убийству опричника, но признаётся: «Я убил его вольной волею». Царь приказал казнить Калашникова лютой позорной казнью: удалому купцу отрубают голову.

Перед смертью купец просит царя помиловать свою жену, детей и братьев. Его просьбу царь исполняет: вдове и детям он назначает казенное содержание, а братьям разрешает торговать беспошлинно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: