Смысл произведения «василий шибанов»

Содержание последующих писем Ивана Грозного и А.М. Курбского

Второе послание царя и ответы боярина были написаны через тринадцать лет после начала переписки. К этому моменту многие положения первых двух писем либо устарели, либо могли считаться «крамольными» в силу того, что были пророческими (например, Иван Грозный обвинял А.М. Курбского в неоправданных «гонениях» на другого члена Избранной рады Н.А. Фунтикова, которого, в конечном итоге, сам же и казнил в 1569 году).

Второе послание Ивана Грозного

  • Стефану Баторию (новому польскому королю);
  • М. Талвашу и М. Радзивиллу (польским магнатам, которые спонсировали Сигизмунда II Августа);
  • А. Полубенскому (вице-регент Ливонии);
  • А. Курбскому и Т. Тетерину (боярам-изменникам).

Во втором послании царь указывал на безосновательность всех обвинений опального воеводы, делая упор на законности всех своих действий, как действий самодержца и их успешности. Он и по прошествии тринадцати лет говорил о виновности членов Избранной рады в заговоре против него, об их сближении с удельным князем В.А. Старицким, об убийстве ими царицы Анастасии. Но при этом сам тон письма был более сдержанный по сравнению с первым, скорее назидательным, чем оскорбительным.

Второе и третье письмо князя А.М. Курбского

В нем А.М. Курбский критиковал Грозного за «широковещательное и многошумящее» первое послание, считая, что им он лишь опозорил себя в глазах посвященных людей Европы. Он, придерживаясь своих позиций, продолжал обвинять «царское величество» в гонениях, репрессиях и опричнине, указывая на корыстолюбие и кровожадность Ивана Васильевича.

Третье письмо князя А.М. Курбского тезисно мало чем отличается от второго. Он

  • отвергает все обвинения, представленные в вольмарском послании 1577 года;
  • обвиняет царя в ухудшении положения в Московии: репрессиях, поражениях на русско-ливонском фронте, разорении Москвы крымскими татарами в 1571 году.

Князь писал, что у него не было намерения оскорбить царя или оправдаться перед ним, он хотел лишь снова объяснить свою позицию.

Письма Ивана Грозного и Андрея Курбского являются самыми яркими литературными памятниками эпохи укрепления самодержавной власти в Московском государстве и источниками информации о царствовании предпоследнего Рюриковича, его характере, причинах прекращения реформ начала правления и введения опричнины.

Историография.

  1. Флоря Б.Н.Новое о Грозном и Курбском, 1974 год.
  2. Юзефович Л. А.Стефан Баторий о переписке Ивана Грозного и Курбского, 1975 год.
  3. Кобрин В.Б.Иван Грозный, 1989 год.

Смертный бой за честь

Автор перемещает сюжетную линию рассказа в новую локацию. Около Москвы-реки сходятся бойцы для проведения кулачного боя. Сам царь приехал насладиться зрелищем и потешить своё больное воображение.

Тут происходит следующее:

  • Кирибеевич выходит, вызывая желающих сойтись с ним;
  • бойцы боятся вступить в поединок с таким сильным соперником;
  • опричник обещает сохранить жизнь проигравшему и отпустить с покаянием;
  • тут внезапно выходит купец, Калашников;
  • Кирибеевич интересуется именем и родом своего новоявленного противника;
  • купец гордо представляется;
  • опричник понимает, что перед ним муж поруганной им девушки и бледнеет.

После этого начинается поединок. Для публики — это обычное развлечение, но для сражающихся мужчин — настоящая дуэль.

Описание боя:

  • противники разошлись;
  • Кирибеевич бьёт оппонента в грудь первым;
  • Степан пошатнулся, но выдержал, благодаря медному кресту, принявшему энергию удара на себя;
  • купец наносит ответный удар в висок опричника;
  • травма оказалась смертельной, и Кирибеевич падает на снег.

Таким, пусть и силовым методом, купец доказывает свои права. Выиграв в равном бою у хитрого и подлого противника, Степан восстанавливает честь бесстыдно поруганной жены.

Сочинение Анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова

«Песня…» была опубликована Лермонтовым в 1838 году. Данное произведение знаменует начало нового творческого пути Лермонтова.

Разуверившись в современном обществе, Лермонтов обращается к XVI веку. В поэме поэт рассказывает о событиях, которые взяли свое начало во времена, когда правил Ивана Грозный. По мнению Михаила Юрьевича, в те далекие времена еще можно было найти благородных и честных людей, когда понятия о долге, высоконравстенности и чести были чем-то обыденным.

Данную поэму можно отнести к такому литературному направлению, как романтизм.

Герои поэмы четко поделены на две контрастные группы. В этом и заключается главный конфликт поэмы. Опричник Киребеевич и Царь представляют недобрую силу, большую беду и несправедливость. Им противопоставлен молодой купец Степан Парамонович со своими близкими. Они демонстрируют читателю моральные устои славянского населения, его мощь и отвагу.

Немаловажную роль в системе образов поэмы занимает Иван Васильевич. Этот образ сложился исходя из простонародных представлений, передаваемых фольклорным творчеством, в которых подчеркнуто объединение в характере царя черт справедливого отношения и вместе с тем тиранства. Лермонтов мастерски использует народную поэзию, беспрепятсвенно манипулируя ею и переделывая в соответствии со своими мыслями. Как ни странно в «Песне про купца Калашникова» нет простого и буквального подражания фольклорным текстам.

Следует отметить, что встретившись лицом к лицу с Иваном Грозным Калашников показывает себя, как человека с большим достоинством. Он понимает, что находится перед царем, чувствует почтение к нему, но не кланяется и не молит о пощаде. Калашников без страха говорит Ивану Грозному, что вина за убийство Киребеевича лежит на нем, но причину, по которой он так поступил, он скажет лишь Богу.

Следуя из этого, главный конфликт произведения — это противостояние плохого и хорошего, добра и зла. Как и свойственно произведению романтизма, на практике победу одерживает зло: Степан казнен за свою победу над опричником. Но, по сути, правда остается за юным купцом, ведь на его стороне моральная победа.

«Песня…» описывает трагичный для Руси период опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. 16 век — один из самых запоминающихся и мрачных лет в истории России.

Второе послание Ивана Грозного

Царь сам решил послать двух страничное сочинение по адресу Курбского в 1577 г., через 13 лет после первого спора. Сам этот год был ознаменован большим и удачным походом царя на Ливонский орден. Он захватил все крепости на Двине, и почти вся Ливония к сентябрю была у русских. Оставались лишь Ревель (Таллин) и Рига. На радостях Иван IV отправил несколько писем по адресу своих врагов. Письма получили:

  • новый король Польши Стефан Батори;
  • вице-регент Ливонии А. Полубенский;
  • Ч. Ходкевич;
  • магнаты М. Талваш и М. Радзивилль.

А так же «изменники»: А. М. Курбский, Т. Тетерин и «Тув да Илерт» (ливонцы Таубе и Крузе, бывшие на службе русского царя и изменившие).

Суд Ивана Грозного

За кулачным боем наблюдал сам государь Иван Васильевич. Он не ожидал, что Кирибеевич будет повержен и очень огорчился гибели своего верного опричника и любимца из рода Скуратовых. Царь разгневался, ничто не могло сдержать негодование вседержителя. Тут же было велено схватить победителя и привести на аудиенцию с монархом.

Иван Васильевич спрашивает удалого купца, с какой целью тот убил его верного опричника. Тот отвечает, что хотел его смерти, поэтому забил до смерти. Мотив своего поступка купец оставляет втайне.

Калашников готов ответить за свой поступок и принять казнь, но просит у монарха великодушия пощадить его жену, братьев и маленьких детей. В ответ на эту речь Иван Грозный обещает обеспечить сирот и вдову из царской казны, а братьям дать привилегии в торговле. Сам же Степан должен быть обезглавлен. Уже готовится топор для ликвидации непокорного гражданина.

Текст поэмы заканчивается сценой казни. Всё готово, палачи уже наточили топоры. Ничего нельзя обратить вспять, голова купца катится с плахи.

Жены и дети

Вопросы личной жизни государя были и остаются спорными и запутанными. Одни историки говорят 4-х супругах. Другие рассказывают о 7-8. На деле точно известно только о четырех законных браках.

Первой женой царя стала Анастасия Романовна. Церемония состоялась в 1547-м году. От союза на свет появились многочисленные дети. Доподлинно известно, что до взрослого возраста дожили всего двое: Федор и Иван.


Анастасия Романовна

Супруга государя не отличалась крепким здоровьем. Она умерла еще при жизни Грозного.

Новый брак был заключен в 1561-м году. Вторую жену правителя звали Мария Темрюковна. В конце 60-х она так же скончалась. Причина смерти установлена не была.


Иван Грозный и Мария Темрюковна

По подозрениям Ивана Грозного, к ее гибели руку приложили бояре. У супругов был один ребенок — царевич Василий Иванович, который умер в младенчестве.

Третий брак пришелся на 1571-й год. Следующей женой государя стала Марфа Собакина. Новая супруга царя погибла всего через 2 недели после церемонии. Как и в прошлый раз, Иван Грозный подозревал в содеянном бояр, о чем официально объявил.


Иван Грозный и Марфа Собакина

Меньше чем через год в личной жизни Ивана Грозного появилась четвертая супруга, Анна Колтовская. В результате политических игр, государь и его жена были разведены.


Анна Колтовская

После окончания семейной жизни бывшая супруга Ивана Грозного была пострижена в монахини. Та же судьба ждала Анну Васильчикову, которую властитель встретил в 1574-м году.


Анна Васильчикова

Последняя известная супруга (скорее всего обряд венчания проводился незаконно или его не было вообще) Марина Федоровна Нагая пережила своего мужа-монарха. В супружества не свет появился сын царя, которого назвали Дмитрием.


Марина Федоровна Нагая

Из-за смертей почти всех жен, некоторые историки предполагают, будто бы к их скоропостижной кончине руку приложил сам царь Иван Грозный. Был ли он «синей бородой» точных сведений нет. Это лишь предположения.

Впоследствии двое из трех сыновей Ивана Грозного умерли и не сумели воцариться на престоле.

Самый младший, Дмитрий, трагически погиб в Угличе, будучи совсем юным. По мнению большинства историков, виной всему была родовитая знать, которая желала убрать потенциального наследника престола.

Распространенное мнение, что своего сына Ивана убил сам отец в приступе гнева не имеет однозначной признанной версии. Есть несколько теорий, в том числе об отравлении сына Грозного, а также о скоропостижной кончине во время богомолья.

Третий сын, Федор, был слаб здоровьем и отличался психическими проблемами. Потому стать царем он не смог, хотя прожил довольно долго.

Значение опричнины в истории России

Несмотря сравнительно короткий срок существования, опричнина имела серьезные последствия для дальнейшей судьбы государства. В результате опричнины:

  • усилилась самодержавная власть царя;
  • уменьшилось влияние бояр на государственные дела;
  • наступил раскол, приведший к сильному экономическому упадку.

Из-за опричнины произошло еще одно знаковое явление, которое повлияло на судьбы людей того времени: царь ввел Заповедные лета. Это произошло в 1581 году. Согласно Заповедным летам, крестьянам запрещено было переходить от одного землевладельца к другому, в итоге народ массово мигрировал на юг, где можно было спастись от агрессивных действий царя. Масштабное переселение людей не могло не сказаться на экономике и общем благосостоянии русского народа, но это тема уже для отдельной статьи.

Отношение Грозного к первому письму Курбского

Понятно, как это послание Курбского должно было подействовать на царя. Один из лучших воевод его, один из надежных бояр изменяет ему, переходит к врагам, дерзко корит его, своего царя, говорит, что у него «прокаженная совесть»! Измена Курбского и письмо его, конечно, разожгли еще пуще злобу царя, еще больше усилили его недоверие к боярам. Кому же и верить из них, если Курбский изменил ему и выказал столько вражды?!

Царь приказал пытать Шибанова, чтобы выведать от него все подробности побега Курбского, узнать его доброхотов и единомышленников в Москве. Шибанов подвергся страшным пыткам, но в мучениях хвалил своего господина и не открыл ничего. Такая твердость и верность слуги своему господину изумили всех…

Гнев и злоба, закипевшие в душе царя от укоров Курбского, требовали исхода; но жертва ускользнула из рук, оставалось только одно – донять изменника словом, и царь излил свои чувства и мысли в огромном послании Курбскому. Много сказалось здесь и едких слов, и горькой правды, и обидной напраслины… Сильно, видно, говорило сердце у царя, когда он писал свое послание: нет здесь той связности и обдуманности, какая бывает у того, кто пишет спокойно, – иные мысли как будто не досказаны, другие повторяются, местами речь запутанная; но из послания царя видны и ум его, и начитанность; видны и взгляды его на самодержавие, на царские обязанности, на бояр… Вот почему письмо это драгоценно для истории.

Главные герои и их характеристика

Список героев поэмы «Песня о купце Калашникове»:

  1. Иван Васильевич Грозный – царь всея Руси. У него «брови чёрные», «очи зоркие», он хладнокровен и жесток по отношению к людям. Казнил Калашникова, несмотря на то, что у купца были благородные намерения. В то же время не осудил Кирибеевича за ложь, а также за неуважительное отношение к замужней женщине.
  2. Кирибеевич – опричник, слуга Ивана Грозного. Из рода Скуратовых, воспитан семьёй Малютиной. Влюбился в жену купца Калашникова Алёну Дмитревну, надругался над ней. Уверенно пользуется своим положением, являясь приближённым к царю. Лицемерный, эгоистичный, жестокий, не побоялся скрыть от Ивана Грозного тот факт, что возлюбленная – замужняя женщина. Однако встреча с мужем на ринге испугала опричника. Он струсил, ведь осознал свою неправоту. Это говорит о том, что Кирибеевич прекрасно понимал, как подло поступает, и боялся расплаты.
  3. Степан Парамонович Калашников – купец, семьянин, муж Алёны Дмитревны. Отзывчивый человек с широкой душой, но строгий супруг: изначально он встретил жену с упреками, что говорит о суровых правилах благочестия в семье. Без малейших сомнений решил отомстить за Алёну Дмитревну, вызвав Кирибеевича на бой за «правду-матушку». Братья уважали его решение, а это значит, что Степан был авторитетом для всей семьи. В последние минуты жизни думал о своей семье, не сказал царю, что произошло с Алёной Дмитревной, выполнив её просьбу. Ради чести он поплатился жизнью.
  4. Алёна Дмитревна – дочь купца, жена Степана Калашникова. Честная, искренняя, непорочная. Героиня отличается благочестием и совестливостью. Регулярно ходит в церковь и дорожит честью семьи. Стала жертвой эгоистичных желаний опричника Кирибеевича.

Вариант 2

Лермонтов Михаил Юрьевич после окончания Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1835 году отправляется как корнет в лейб-гвардии гусарского полка в Царское Село под Санкт-Петербургом. В этот период молодого поэта начинает особенно интересовать история России. Поэтому и появляется поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1838 году поэму опубликовали, и это была первое произведение у Лермонтова, подлежащее публикации.

Сама по себе «Песня» повествуется в стиле русских народных песен, используется бытовой сюжет. И как никогда актуален этот сюжет, потому что как основное в поэме описана проблема людей с властью и деньгами, их вседозволенность и могущество, которое не подвластно простому человеку. Вообще в произведении описывается целый цикл нравственных проблем. Помимо властного человека, поднята проблема мести (как пример, отношения между Кирибеевича и Алены, а затем желание наказать бесчестного человека у самого купца Калашникова). Тут же раскрывается о человеческом достоинстве, когда Калашников не стал рассказывать царю, за что убил Кирибеевича.

Поэма очень расплывчато граничит с фольклорным произведением и историческим повествованием. Лермонтов использует и элементы действительно песенных произведений (пример, ох ты гой еси…»), и реальных трактатов. Например, описание пира в царском дворце. Описание одеяния Ивана Грозного, а затем и его личности, которую невозможно не сравнивать с личностью Петра Первого. К реализму «Песни» добавляется то, что поэт точно воссоздал колоритность той эпохи, а также показал социальное положение людей, разницу в слоях населения и их характеры в социальной обусловленности.

Вообще описание того века не могло не заинтересовать Лермонтова с его любовью к истории отечества. Ведь XVI век являлся одним из самых кровавых периодов для страны, период опричнины и правления Ивана Грозного. Величайший скачок в развитии страны, особенно в расширении территориальном, был оплачен кровавой платой народа.

Однако в поэме данный период описан более высоким и героическим, все ужасные деяния высших чинов спрятаны и не показаны читателю. На примере Кирибеевича показан образ раба царя, который следует только за своими желаниями и интересами, а нормы общества его совершенно не интересуют. 

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня» является уникальнейшим произведением, поскольку является одним из единственных среди подобных вещей, в котором чутко отмечена яркая стилизация фольклора в крупной и эпической выраженной форме. Сам стиль поэмы очень сильно напоминает народную песню, в которой используются мотивы и гуслярной, и гусарской, и даже застольной песни с элементами романсов и всевозможными стилизациями.

Пир Ивана Грозного

Произведение начинается со сцены, в которой взору читателя открывается царская трапезная. За широким столом, усыпанным всевозможными блюдами и напитками, восседает Иван Грозный, напротив него расположилась знать — бояре и князья, а по бокам верная охрана. Царь в хорошем расположении духа, он радуется своей безграничной власти и приказывает угостить вином опричников. Те с благодарностью пьют угощение и славят хозяина.

Но вдруг обнаруживается, что один человек — Кирибеевич не притрагивается к ковшу с заморским напитком и не обращает внимания на всемогущего монарха. Такое непочтительное поведение вызывает гнев, и государь обращается с вопросом, не задумал ли опричник чего худого. Тот отвечает, что томим серьёзной проблемой и очень тоскует.

Далее, Кирибеевич поясняет, что влюбился в прекрасную купеческую дочь по имени Алёна Дмитревна. Мысли о красавице заполонили голову и не дают спокойно жить. Все жизненные ценности, которые раньше были важны, утратили смысл. Опричник просит у царя разрешения уйти в поля и стать казаком, чтобы побыстрее сложить голову.

Третье письмо Курбского

Этим сочинением завершается знаменитая переписка. Третье послание было ответом на Второе письмо царя от 1577 г. Оно составлялось не сразу, так как в 1577 г. успех был на стороне русских, а Речь Посполитая испытывала не лучшие времена. Многие польские дворяне (шляхта) выступали за то, чтобы передать трон Ивану Грозному.

В 1578 г. положение меняется: Стефан Батори совершает несколько успешных атак и возвращает Двинск. Видимо, именно это вдохновило князя Андрея написать торжествующий ответ. В письме Курбского множество отсылок к Цицерону (князь считал, что в «Парадоксах» много сходства с его судьбой), Священному Писанию и сочинениям «отцов церкви», где он хвалится своей образованностью.

Послание дополняется в 1579 году новыми приписками, где Курбский объясняет поражение Ивана Васильевича в Ливонской войне тем, что тот сам когда-то «растерзал» опытных военачальников и высмеивает слова царя, что только животворящий крест помогает в борьбе с неприятелями. Как пример, князь приводит «срамотнейшие» поражения русских: в 1571 г., когда крымские татары сожгли Москву и в 1579 г., когда Батори захватил Полоцк.

Еще одна приписка сделана в конце 1579 г., когда Иван IV потерпел крах в битве с Батори под г. Сокол. Были ли второе и третье письма доставлены царю, история умалчивает. Видимо, нет, так как ответов Ивана Грозного на эти послания не обнаружено нигде.

Князь обличал царя в его жестокостях, но это было лишь на словах, так как сам он, по свидетельству современников, тоже не отличался мягкостью характера. А милости от польского короля дают право утверждать, что все-таки Курбский был скорее предателем, чем борцом с тиранией.

Данная переписка стала самым известным памятником древнерусской литературы и давала ответы на многие события тех времен, отражала взгляды царя и его оппонента на политику, нравы и духовное развитие Русского Царства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: