Роман «Лавка древностей» (Диккенс): краткое содержание
Главная героиня романа — девочка двенадцати лет по имени Нелли. Она сирота и живет с дедом, который ее просто обожает. Девочка с младенчества живет среди диковинных вещей: старинное оружие, скульптуры индийских богов, старинная мебель.
Милая девчушка обладает огромной силой воли. Читателей впечатляет недетское мужество двенадцатилетней крошки. Родственник решил обеспечить будущее девочки весьма странным способом — игрой в карты. Он хотел выиграть крупную сумму и отправить девочку учиться в лучший колледж. Для этого он оставляет девочку по ночам одну и идет на встречи с друзьями.
К сожалению, дедушку преследуют неудачи в игре, и он проигрывает их дом и лавку древностей. Семье приходится уйти куда глаза глядят. В романе есть также парень, который влюблен в девочку. Его зовут Кит. Подросток и его семья все время пытаются помочь девочке и ее дедушке.
Хозяином их лавки становится злой карлик по имени Квилл. Он умеет делать жуткие и страшные вещи:
- глотать яйца вместе со скорлупой;
- пить кипящую воду.
Почему-то когда он становится владельцем лавки, то спать он перебирается в детскую кроватку Нелли. Квилл — жуткое существо, бес и делец. Он никогда не зарабатывал деньги честным путем, хоть и у него есть своя контора. Автор пишет, что в ней уже восемнадцать лет как стали часы, а в чернильнице давно высохла краска. Стол же в кабинете служит для карлика ложем.
Итак, в пути старого Трента и Нелли ждет огромное количество приключений. В дороге они знакомятся с комедиантами, добрым, но бедным учителем сельской школы.
Их также приютит добрая хозяйка музея восковых фигур миссис Джарли. Женщина предоставила Нелли работу и кров ей и деду. Наконец-то девочке живется спокойно, но не тут-то было — дед снова начинает играть. Проиграв все заработанные девочкой деньги, дедушка решается на ограбление хозяйки дома. Нелли узнает об этом и не дает родственнику совершить опрометчивый шаг. Они тихой ночью покидают дом.
Путешественники попадают в промышленный город. Работу найти не могут. На ночь им дает приют местный кочегар. Долго задержаться у него не выходит, и им снова нужно в путь. По дороге девочка попадает под сильный дождь и промокает до нитки. Следствием этого становится болезнь Нелли. Наконец путешественники находят кров. Их пожалели и выделили сторожку при старинной церкви. К сожалению, становится поздно — девочка умирает. Старик сходит с ума и тоже покидает этот мир.
«Лавка древностей» (Диккенс) — это сказка, сюжет которой построен на игре контрастов. Знаменитый англичанин имел страсть ко всему фантастическому, неземному и причудливому. Малышка Нелли предстает перед читателями как маленькая фея: хрупкая, нежная, удивительно добрая. Она все прощает своему взбалмошному деду и пытается, несмотря на юные года, решить проблемы за обоих.
Когда романисту надоедает «сказочность» Нелли, он вводит в сюжет простых людей: влюбленного в нее подростка Кита, его мать, братьев. Читатели, как правило, испытывают особую симпатию к лоботрясу Дику Свивеллеру.
Жанр произведения
По своему наполнению “Пари” скорее относится к притче-рассказу, хоть этот жанр и был несвойственным для А.П. Чехова. В начале произведения главный персонаж — банкир, предается воспоминаниям о былых событиях, в частности, о светском приеме, изменившем его мировосприятие. Жаркий спор о заключении навеял те чувства, что испытал он когда-то. Праздная и беспечная жизнь в мгновение оказалась бессмысленной, когда в разуме банкира возникла мысль об убийстве оппонента — ведь от этого зависело целое состояние!
Поучительным фрагментом для банкира оказалось осознание, что юрист в своем письме отрекается от земного, презирает род людской, и в доказательство тому отказывается от выигрыша.
Чехов Пари читать текст
Была темная, осенняя ночь. Старый банкир ходил у себя в кабинете из угла в угол и вспоминал, как пятнадцать лет тому назад, осенью, он давал вечер. На этом вечере было много умных людей и велись интересные разговоры. Между прочим, говорили о смертной казни. Гости, среди которых было немало ученых и журналистов, в большинстве относились к смертной казни отрицательно. Они находили этот способ наказания устаревшим, непригодным для христианских государств и безнравственным. По мнению некоторых из них, смертную казнь повсеместно следовало бы заменить пожизненным заключением.
– Я с вами не согласен, – сказал хозяин-банкир. – Я не пробовал ни смертной казни, ни пожизненного заключения, но если можно судить a priori, то, по-моему, смертная казнь нравственнее и гуманнее заключения. Казнь убивает сразу, а пожизненное заключение медленно. Какой же палач человечнее? Тот ли, который убивает вас в несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жиз.
Популярные книги
- 31520
- 10
- 1
Кто такие фрейлины? Красивые девушки, которые вышивают крестиком, пудрят носики и таскаются за кор.
- 138825
- 6
- 2
Эта книга — исследование того, как устроена женская сексуальность, основанное на научных данных и .
- 55155
- 6
- 44
Гузель Яхина Зулейха открывает глаза Книга публикуется по соглашению с литературным агентством .
Изучаем Python, 4-е издание.
Дорогие читатели, есть книги интересные, а есть – очень интересные. К какому разряду отнести “Пари” Чехов Антон Павлович решать Вам! Одну из важнейших ролей в описании окружающего мира играет цвет, он ощутимо изменяется во время смены сюжетов. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. Сюжет разворачивается в живописном месте, которое легко ложится в основу и становится практически родным и словно, знакомым с детства. Захватывающая тайна, хитросплетенность событий, неоднозначность фактов и парадоксальность ощущений были гениально вплетены в эту историю. Глубоко цепляет непредвиденная, сложнопрогнозируемая последняя сцена и последующая проблематика, оставляя место для самостоятельного домысливания будущего. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги. Отличительной чертой следовало бы обозначить попытку выйти за рамки основной идеи и существенно расширить круг проблем и взаимоотношений. Очевидно-то, что актуальность не теряется с годами, и на такой доброй морали строится мир и в наши дни, и в былые времена, и в будущих эпохах и цивилизациях. Казалось бы, столь частые отвлеченные сцены, можно было бы исключить из текста, однако без них, остроумные замечания не были бы столь уместными и сатирическими. В ходе истории наблюдается заметное внутреннее изменение главного героя, от импульсивности и эмоциональности в сторону взвешенности и рассудительности. “Пари” Чехов Антон Павлович читать бесплатно онлайн очень интересно, поскольку затронутые темы и проблемы не могут оставить читателя равнодушным.
Новинки
Подвиг и медаль
0 В 1890 году Чехов совершил почти годовую поездку на Сахалин. В те времена это было глобальное путешествие: только дорога туда заняла у писателя 82 дня. Прожив затем на полуострове несколько месяцев, Антон Павлович познакомился с условиями жизни и судьбами множества людей. В одиночку он провел полную перепись населения Сахалина, собственноручно заполнив несколько тысяч карточек! Надо сказать, что Чехов и ранее уже принимал добровольное участие в статистических работах и даже получил медаль «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 года». Чехов на Сахалине. Домик, в котором жил писатель.
Результатом поездки стала позднее написанная книга «Остров Сахалин». В ней Чехов не просто описал тяжелейшие условия жизни ссыльных, но и доказал это цифрами и фактами. Голос писателя с мировым именем не остался незамеченным, и после публикации книги Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. «Остров Сахалин» и реакция чиновников. Русская мысль, 1893, № 12, 1894, № 4
Сочинение Анализ рассказа Пари Чехова
В рассказе Пари Чехов поднимает вопрос нравственности, низости и высоты души. Конечно, автор невероятно утрирует и создает невообразимую ситуацию, его герои немного искусственно выглядят, тем более Антон Павлович не дает вообще никаких подробностей о том как развивается узник, добровольно заключивший себя в неволю. Кратко суть рассказа заключается в споре между банкиром и юристом. Юрист считает возможным пробыть в одиночестве 15 лет, банкир говори об обратном и ставит на кон свой капитал. Когда подходит срок, банкир понимает собственный проигрыш и хочет избавится от узника, а тот за период своего заключения постиг какие-то философские истины и сам хочет простить своего оппонента.
В итоге банкир осознает свою низость и тоже отказывается от пари, он готов отказаться от капитала. Таким образом, оба достигают как бы нового этапа духовного развития, а Чехов указывает на возможность быть выше этого мира и отказаться от любых благ и радостей.
Тема не нова и автор тут ничего не открывает. Ведь опыт отшельничества существует во многих религиях и культурах, не требуется ничего доказывать. Юрист просто повторил элементарный монашеский опыт и получил, вероятно, осознание, к которому приходят духовно развитые люди, отказ от выигрыша – только побочное следствие от такого духовного прогресса.
Банкир в свою очередь вдохновляется примером этого добровольного монаха и тоже понимает как глубоко его падение и как высоко может воспарить человек. Тут, по сути, тоже ничего нового и мы видим просто воздействие духовно развитой личности на другого.
Поэтому для меня остается вопросом о чем вообще Чехов хотел сказать в этом рассказе. Описать возможность духовного опыта, создать интересный сюжет? Ничего подобного ему явно не удалось, по моему мнению, и рассказ не является таким интересным как многие другие глубоко психологические рассказы, которые довольно детально описывают различные свойства личности и типажи.
Пари говорит нам про довольно бесцельное развлечение так называемого высшего света. Конечно, эти люди хотят номинально узнать истину и поэтому бьются об заклад, но ведь в итоге банкир не ищет истины, а ищет как уберечь собственный капитал, то есть цель спора для него не имеет значения в отличие от своего материального положения, а потом он почему-то разительно меняется и просто (тоже не особенно разумно) может отказаться от своего капитала, но понял ли он при этом какую-то истину, решен ли спор? Навряд ли.
Чехов. Все произведения
- Альбом
- Анна на шее
- Архиерей
- Беглец
- Беззащитное существо
- Безотцовщина
- Белолобый
- В овраге
- Ванька
- Вишнёвый сад
- Враги
- Глупый француз
- Горе
- Гриша
- Дама с собачкой
- Детвора
- Дом с мезонином
- Драма на охоте
- Душечка
- Дуэль
- Дядя Ваня
- Егерь
- Жалобная книга
- Злой мальчик
- Злоумышленник
- Иванов
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Леший
- Лошадиная фамилия
- Мальчики
- Маска
- Медведь
- Моя жизнь
- Мужики
- На мельнице
- Налим
- Невеста
- О любви
- Орден
- Остров Сахалин
- Палата №6
- Пари
- Переполох
- Пересолил
- Письмо к учёному соседу
- Попрыгунья
- Предложение
- Радость
- Размазня
- Репетитор
- Свадьба
- Скрипка Ротшильда
- Скучная история
- Случай из практики
- Смерть чиновника
- Спать хочется
- Степь
- Страшная ночь
- Студент
- Счастье
- Толстый и тонкий
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Унтер Пришибеев
- Учитель словесности
- Хамелеон
- Хирургия
- Цветы запоздалые
- Чайка
- Человек в футляре
- Чёрный монах
- Шведская спичка
- Шуточка
- Юбилей
Жанр, направление
Произведение «Пари» относят к жанру рассказа. В центре внимания читателей находится одна сюжетная линия – пари между мужчинами, встретившимися на приеме, сквозь длинный промежуток времени (15 лет). Количество основных персонажей также ограничено двумя лицами.
Несложно отыскать и черты притчи – короткого поучительного сочинения: иносказательность, жизненность ситуации, наличие скрытого назидания для читателей.
По литературному направлению можно отнести к реализму, несмотря на преувеличенность ситуации. Герои типичны, рассматриваются их духовные искания, характеры, исследуются мотивы поступков. Психологизм является одним из главных методов при работе над персонажами.
Чехов Антон — Пари
Здравствуйте! Совершенно случайно наткнулся на информацию, что существовала 3 часть рассказа, которая была впоследствии удалена Чеховым. Она короткая, я ее здесь опубликую с Вашего позволения. Меня это потрясло и ошеломило. «» III часть (удалённая Чеховым в 1901 году) Прошел год. Банкир давал вечер. На этом вечере было много умных людей и велись интересные разговоры. Между прочим шла речь о целях жизни и назначении человека. Говорили о богатом юноше, о совершенстве, евангельской любви, о суете сует и т. п. Гости, состоявшие в большинстве из очень богатых людей, почти все отрицали богатство. Один из них сказал:
— Среди тех людей, которых мы считаем святыми или гениальными, богачи так же редки, как на небе кометы. Из этого следует, что при усовершенствовании человеческой породы богатство не составляет необходимого условия или, короче говоря, оно совершенно не нужно. А всё, что не нужно, то мешает…
— Конечно! — согласился другой. — Поэтому самым высшим выражением человеческого совершенства, хотя и в грубой форме (более тонкая еще не придумана), является монашеский аскетизм, то есть полнейшее отречение от жизни ради идеи. Нельзя в одно и то же время служить идее и бирже.
— Не понимаю, почему это так! — перебил раздраженно третий гость. — По-моему, в отречении от жизни нет ничего похожего на высшее совершенство. Поймите вы меня! Отрицать картины — значит отрицать художника; отрицать женщин, благородные металлы, вино, хороший климат — значит отрекаться от бога, потому что всё это создавал бог! А ведь аскеты служат богу!
— Совершенно верно! — сказал старик-миллионер, соперник банкира по бирже. — Прибавьте еще к этому, что аскеты существуют только в воображении. Их нет на земле. Правда, случается, что старики отказываются от женщин, пресыщенные люди — от денег, разочарованные — от славы, но я живу на свете 66 лет и ни разу в жизни не видел такого здорового, сильного и не глупого человека, который отказался бы, например, от миллиона.
— Такие люди существуют, — сказал хозяин-банкир.
— Вы их видели?
— К счастью, да…
— Не может быть, — усомнился миллионер.
— Уверяю вас. Я знаю одного такого бедняка, который из принципа отказался от двух миллионов.
Миллионер засмеялся и сказал:
— Вас мистифицировали. Повторяю, таких людей нет, и я так глубоко убежден в этом, что готов держать с вами пари на сколько угодно, хоть на миллион.
— Держу на три миллиона! — крикнул банкир.
— Согласен! Господа, я ставлю три миллиона!
У банкира закружилась голова. Он так был уверен в победе, что уж жалел, что не запросил пяти миллионов. Этой суммы достаточно было бы для того, чтобы поправить свои дела на бирже!
— По рукам! — крикнул миллионер. — Когда же вы представите мне доказательства?
— Сейчас! — сказал банкир торжественно.
Он хотел уж отправиться к себе в кабинет, чтобы достать из несгораемого шкафа лист с отречением, но вошел лакей и сказал ему:
— Там какой-то господин желает вас видеть.
Банкир извинился перед гостями и вышел. Едва он вошел в приемную, как на него бросился какой-то прилично одетый человек, поразительно бледный и со слезами на глазах, схватил его за руки и начал дрожащим голосом:
— Простите… простите…
— Что вам угодно? — спросил банкир. — Кто вы?
— Я тот самый глупец, который потерял пятнадцать лет жизни и отказался от двух миллионов.
— Что же вам угодно? — повторил банкир, бледнея.
— Я так ошибался! Не смеет судить о жизни тот, кто не видит ее или не имеет силы пользоваться ее благами! Солнце так ярко светит! Женщины так обаятельно хороши! Вино так вкусно! Деревья прекрасны! Книги — это слабая тень жизни и эта тень меня обокрала! Дорогой мой, — продолжал юрист, падая на колени, — я не прошу у вас двух миллионов, я не имею на них права, но умоляю вас, дайте мне сто или двести тысяч! Иначе я убью себя!
— Хорошо, — сказал глухо банкир. — Завтра вы получите то, что хотите.
И он поспешил к гостям. Его охватило вдохновение. Ему страстно хотелось тотчас же объявить всем громогласно, что он, банкир, глубоко презирает миллионы, биржу, свободу, женскую любовь, здоровье, человеческие слова, и что сам он отказывается от жизни, завтра же отдает всё беднякам и уходит от мира… Но, войдя в залу, вспомнил он, что у него долгов больше, чем денег, что у него нет уже силы любить женщин, пить вино, и что поэтому отречение его в глазах людей не будет иметь никакого смысла — вспомнил, опустился изнеможденный в кресло и сказал:
— Вы выиграли! Я разорен.
А. П. Чехов, 1889 «»» Вот отсюда взято онлайн-читать.рф/%D1%87%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B8/ Спасибо!
Несколько интересных материалов
- Записки охотника читать
- Салтыков-Щедрин — Карась-идеалист Карась с ершом частенько заводили споры о том, можно ли прожить на свете без обмана. Карась верил в победу правды и справедливости, мечтал о торжестве согласия в рыбьем царстве. Он никогда в своей жизни не видел щуку и не знал, что такое уха
- Александр Пушкин — Руслан и Людмила Знаменитая поэма с первых строк повествует нам о том, как великий князь Владимир устроил пир в честь бракосочетания своей дочери Людмилы и Русланом
- Салтыков-Щедрин — Добродетели и Пороки Во все времена не прекращалась вражда пороков и добродетелей. Пороки проживали веселую и беззаботную жизнь. Добродетели проживали свои скучные будни и были примером для подражания. Добродетели тоже хотели творить дела как пороки.
- Чехов — Черный монах Основным персонажем произведения является магистр Андрей Васильевич Коврин, который по настоянию врачей из-за своего болезненного состояния вынужден отправиться для выздоровления в деревню
Освобождение
Прошло пятнадцать лет. Банкир стал не столь расточителен. И очень не хотел расставаться с двумя миллионами. Их потеря стала бы для пожилого человека финансовым крахом. А узник все же выиграл пари. Он выдержал испытание. Следовало с ним рассчитаться, но, не желая этого делать, банкир решил избавиться от оппонента. Он задумал убить заточенца.
В ночь накануне освобождения банкир пробрался в комнату и увидел спящего изможденного человека. А на столе лежало письмо, в котором тот отказывался от причитающихся миллионов и выражал презрение к земной жизни. Это послание банкир должен был получить позже, на следующий день. Прочитав письмо, пожилой банкир поцеловал спящего человека, заплакал и отправился домой. И никогда в жизни, даже во времена самых больших биржевых проигрышей, ему не было стыдно так, как в ту ночь.
Таков сюжет одного из самых ярких произведений, которые создал А. П. Чехов. «Пари», краткое содержание которого отражает последовательность событий в произведении, следует все же читать в оригинале. На чтение уйдет не более десяти минут. Идея этого небольшого произведения, однако, столь глубока, что способна изменить мировоззрение человека.
Темы
Автор в рассказе «Пари» представил такую тематику:
- Тема уединения (отшельничества). Автор показывает, что человек не может обойтись без людей, не потеряв самого себя. В безжизненном и обтянутом кожей скелете читатель не увидит ни черточки, сохранившейся от амбициозного и азартного юриста. Это существо потеряло все ориентиры и цели, теперь у него нет возможности и желания контактировать с миром и узнавать что-то новое.
- Тема просвещения. Автор учит читателя, что одного лишь обучения без реального жизненного опыта недостаточно для развития личности. Юрист знает много, но отрекается от этого, потому что лишен возможности применить знания во благо общества и самого себя.
- Тема переосмысления ценностей. В заключении юрист пережил трансформацию, состоящую из нескольких этапов. Сначала он искал в книгах и других подношениях развлечение, потом — просвещение, затем — достижение, и, наконец, вплотную приступил к поиску смысла жизни в религиозной литературе. В финале алчный герой отказывается от денег, ведь осознал их ненужность. Впрочем, духовный кризис заставил его разувериться во всех жизненных ценностях.
- Тема жадности. Также рассказывает Чехов о человеческой жадности: банкир почти идет на преступление, только бы не выплачивать обещанное.
- Тема нравственного и интеллектуального упадка: юрист сбегает, отступаясь от всех человеческих радостей, целей, идеалов. Его сгубило одиночество. А банкира развратили деньги, от которых он стал так зависим.
Проблемы
Проблемы, поднимаемые в тексте «Пари», тесно переплетаются с темами, к которым обращается писатель. Несмотря на то, что заключенный совершенствует свои умения, об окружающем его мире он судит только по прочитанному.
У него нет объективного представления о реальности – все его суждения строятся на чужих мыслях и описаниях. Он мало знаком с людьми, но презирает их. Он судит общество за неразумность и стремление к ложному, но, отделенный от него, не замечает никаких положительных сторон. Поэтому основная проблема рассказа «Пари» — это нравственная, духовная и интеллектуальная деградация человека, лишенного общества людей и реального опыта жизни.
Также говорится о легкомысленном отношении к финансам и азартности как слабости личности. Банкир мог бы не участвовать в пари, не предлагать крупную сумму в награду, но тяга к играм помешала это сделать. Он не задумывается о возможных последствиях, полагая, что денег у него в любом случае всегда будет достаточно. Такая беспечность впоследствии почти толкнула его на убийство.
Кроме того, автор затрагивает тему алчности. Юрист потратил лучшие годы жизни ради денег, которые мог бы заработать сам за это время. Банкир ради денег готов был запятнать душу убийством. Именно алчность толкает людей на безнравственные и глупые поступки.
Глава 1
Из названия истории становится ясно, что в центре сюжета находится некий спор. Пожилой банкир вспоминает о случае, происшедшем в его судьбе около 15 лет. Мысли переносят мужчину в прошлое, он вновь видит устроенный у себя дома торжественный вечер, в ходе которого банкир пытается доказать свою точку зрения молодому правоведу. Речь идет о максимальном наказании для людей, нарушивших закон, многие из гостей считают смертную казнь чрезмерно жестоким и нецивилизованным обычаем, полагая, что более милосердной карой для преступника окажется лишение свободы до завершения его жизненного пути.
Однако другие присутствующие, к числу которых относится и сам банкир, не согласны с подобной позицией. По мнению одного из главных героев рассказа, пребывание в тюрьме является более мучительным для правонарушителя, поскольку заточение уничтожает человека значительно дольше, чем смерть по приговору суда. В итоге начинающий юрист и банкир после длительных и насыщенных эмоциями дебатов принимают решение о заключении пари.
Правовед утверждает, что человеку вполне по силам провести 15 лет в замкнутом пространстве, оставаясь полностью изолированным от внешнего мира и других людей. В соответствии с условиями спора юристу предстоит находиться в заключении на протяжении указанного времени, после чего банкир вручит ему два миллиона, если молодой мужчина действительно сумеет выдержать столь длительное заточение.
При этом заключенный имеет право в любой момент покинуть камеру, но в таком случае он однозначно проиграет пари. Спорщики оговаривают, что юристу разрешается читать книги, курить сигары, поглощать вино и писать письма, однако ему запрещается каким-либо образом вступать в контакт с людьми. Правоведу предстоит отбывать назначенный срок во флигеле, находящемся на территории, принадлежащей банкиру.
Сейчас пожилой человек искренне сожалеет о своем тогдашнем капризе и о том, что юрист из алчности согласился участвовать в такой авантюре. Банкир вспоминает, чем занимался заключенный в разные периоды нахождения в заточении.
Первоначально юрист постоянно играет на рояле и читает книги развлекательного плана. По прошествии года изоляции мужчина отказывается от рояля и переходит на изучение классической литературы. Позднее правовед полностью прекращает чтение и лежит на кровати, не произнося не единого слова, но затем увлекается освоением иностранных языков и иных наук.
После десятилетнего пребывания в заключении юрист начинает заниматься богословием, он постоянно читает Библию. Впоследствии мужчина вновь знакомится с самыми разными литературными произведениями, стараясь восстановить душевное равновесие.
Глава 1
Как можно догадаться из названия, в рассказе речь идёт о споре между двумя людьми. Повествование начинается с воспоминаний старого банкира о случае, который произошёл пятнадцать лет назад. Так, на званом вечере, который проходил у него дома, возникает спор между банкиром и молодым юристом. Предметом данного спора являлся вопрос высшей меры наказания для преступника: некоторые люди полагали, что смертная казнь — обычай варварский, и куда более гуманно посадить преступника в тюрьму пожизненно. Но с этим согласились не все. Банкир тоже был не согласен, потому что казнь убивает быстро, а тюрьма — медленно, и человек мучается больше. После продолжительных дебатов, которые дошли и до крика, решили заключить пари.
Один юрист заявлял присутствующим, что человек в состоянии прожить в одиночестве, в заточении и полной изоляции до пятнадцати лет. Молодой человек выступал за пожизненное наказание, ведь человек сможет прожить в таких условиях. В итоге, юрист и банкир заключили пари. Согласно нему, юрист был обязан пробыть в заточении целых пятнадцать лет. Затем он получит два миллиона от банкира, если выдержит. Трудность состояла в том, что заключённый мог в любое мгновение выйти на свободу, проиграв спор.
Также были обговорены все условия заключения. Заключённый был вправе пить вино, курить, читать книги, писать письма, а разговаривать или переписываться с людьми категорически запрещалось. Наказание он отбывал в одном из флигелей на территории банкира.
Теперь банкир горько сожалел о том пари, ведь уже не видел в нем никакого смысла. С его стороны это был каприз, со стороны юриста — алчность. Он вспоминает о том, как проходил срок во флигеле.
Сначала юрист тяготился одиночеством: часто играл на рояле, отказался от вина и табака, чтобы не возбуждать в себе желания. Он читал развлекательную литературу, чтобы развлечься. Во второй год он читал только классику и перестал играть на рояле. На пятый год он попросил вина и перестал читать вовсе. Он лежал, ел и иногда плакал. На 6 год он нашел новый смысл жизни — изучение наук и языков. Он прочитал более 600 томов литературы. Однажды банкир получил письмо с просьбой выстрелить два раза, если все написанные в письме строки на чужих языках окажутся правильными. И банкир выстрелил.
После десятого года он занялся богословием. Год изучал лишь Библию. Последние года читал все подряд, как будто пытаясь найти утешение хоть в чем-то. Это оказало большое воздействие на мировоззрение и мироощущение юриста.
Основная идея
Оба героя проходят свой путь духовного развития. Юрист учится по тому, что написано другими людьми, банкир – на собственных ошибках. Каждый из них к финалу меняется, открыв для себя новую истину. Но итоги обучения далеки от ожиданий.
Юрист в ходе просвещения, лишенного опыта и эмоций реальной жизни, лишенного практического применения и труда, становится пародией на мудреца и отрицает все, чему учился. Его разочарование в людях носит книжный и надуманный характер, поэтому автор хотел показать тщетность всех этих знаний в альтернативном финале. Просвещение без практического воплощения своих способностей — это бесполезное и даже вредное времяпрепровождение, по мнению автора. Человек имеет смысл жизни только среди людей — вот еще одна главная мысль рассказа «Пари».
Банкир шел по пути собственных ошибок, но не уделял должного времени просвещению и развитию. На поводу у страстей и пороков он оказался неспособным к практическому применению своего потенциала. Его боязнь потерять деньги, нажитые когда-то, говорит о его неспособности заработать их снова. Значит, в праздности и кутежах он растратил себя. Это другая крайность, которая также ведет к деградации человека. Таков смысл рассказа «Пари».
Чему учит?
Чехов показывает, как сильно, оставшись в одиночестве, личность может измениться. Юрист, приобретя мудрость из сочинений, считает себя умнее всех, но стоит задуматься, настоящий ли это жизненный опыт? Ведь герой не переживает многое из того, что доступно остальным. Все его представления о мире исходят из увиденного до заключения и того, что удалось прочесть. Так может ли подобный человек с уверенностью судить о других? Чехов в рассказе «Пари» заставляет задуматься о том, что мы не должны подменять реальный опыт книжным и считать себя непревзойдёнными мудрецами после каждого прочитанного тома. Только знания, нашедшие практическое применение в жизни, могут сделать нас по-настоящему мудрыми и сильными. Живя лишь за счет книжного опыта, человек не развивается, а деградирует. Такова мораль произведения «Пари».
Также нужно сказать о том, что люди не могут жить в полном одиночестве, не потеряв себя. Изоляция от себе подобных способствует лишь разочарованию в жизни и отчаянию. Вот чему учит рассказ «Пари».
Художественные особенности
Персонажи Чехова раскрываются, в основном, через деятельность и речь (монологи и диалоги)
Важное значение имеет письмо юриста, в котором он излагает все то, что скопилось у него на душе за пятнадцать лет
Из художественных средств чаще всего встречаются восклицательные предложения («Неправда!», «Идет!», «Согласен!» и пр.). Они придают репликам эмоциональность, живость.
Используются наречия, уточняющие характер действий («жадно принялся», «неподвижно сидел», «осторожно сорвал», «сердито разговаривал» и пр.); употребляется множество глаголов, задающих быстрый темп сюжету, а также применяются эпитеты для создания образной картины (портретное описание узника: «впалые щеки», «косматая голова», «землистый оттенок кожи» и др.)