Краткое содержание
События происходят летом 1933 года, когда в небольших поселках стали появляться « те, кого уже не считали людьми ». Это были раскулаченные зажиточные крестьяне, «куркули», сосланные в Сибирь, но так и не добравшиеся до места назначения.
От страшного голода одни из них походили на « скелеты с огромными, кротко горящими глазами », другие – до того раздуты, что, казалось, « вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа ». Брошенные на произвол судьбы, они тихо умирали в небольшом скверике на глазах у жителей поселка. Милиционер Ваня Душной следил за тем, чтобы они « не расползались из скверика — ни на перрон, ни на пути ».
Взрослые старались обходить это страшное место стороной, но детей невозможно было удержать от их « зверушечьего любопытства ». Со страхом, жалостью и брезгливостью они наблюдали за мученической смертью куркулей. Начальник станции, глядя на этих детей, не понимал, какими же людьми они вырастут, если уже сейчас « любуются смертью ».
Рассказчик удивляется, как он, будучи добрым, впечатлительным мальчишкой, « не заболел, не сошел с ума » при виде людей, умирающих от голода. Но тому есть объяснение – он уже успел « как-то попривыкнуть, обмозолиться » к человеческим страданиям. Будучи сыном ответственного служащего, он не знал, что такое голод, но его окружали люди, готовые ради куска хлеба на немыслимые унижения.
Худых истощенных людей в поселке звали « шкилетниками, больных водянкой — слонами ». Однажды Володя стал « свидетелем нечаянного разговора Дыбакова с одним шкилетником ». Наткнувшись на лежащего в пыли умирающего, Дыбаков « хотел было уже обогнуть случайные мощи », но тот перед смертью решил поговорить с начальником. Он никак не мог понять, за что его обрекли на погибель – « Неужель всерьез за то, что две лошади имел?» , на что получил холодный утвердительный ответ.
Увиденные картины лишали Володю аппетита, и он, в отличие от младшего брата, стал плохо есть – « под горло подкатывала тошнота », чем очень злил мать. Его душа не ведала покоя – мальчику было жаль людей, вынужденных есть кору с деревьев, но он понимал, что это куркули, враги народа, и не достойны жалости.
По утрам в привокзальный березняк ездил конюх Абрам « собирать падалицу » – мертвых куркулей. Живых он не трогал, а трупы складывал « в телегу, как дровяные чурки ». Затем начиналась обыденная поселковая жизнь.
Володе очень тяжело осознавать, что он один из немногих, кто не голодает. Мальчик принял решение делиться едой с « самым, самым голодным, даже если он враг ». Для этого достаточно пойти в березовый скверик и протянуть руку с хлебом – там уж точно не ошибешься. Но он понимал, что нужно действовать украдкой, тайком ото всех.
Володе удалось незаметно от матери спрятать еду, которую он не доел во время обеда. Налетев « на одного из шатающихся по поселку слонов », Володя протянул ему остатки обеда и пообещал на следующий день принести еще. Мальчик был счастлив от того, что помог человеку прожить еще один день.
На следующий день Володя нес на пустырь все, что не съел сам. Однако ему так и не довелось передать «слону» обещанную еду. Дорогу ему преградила изувеченная какой-то болезнью женщина по прозвищу Отрыжка, которая умоляла поделиться едой с ее умирающим от голода сыном. Володя отдал ей все запасы, и, так и не дойдя до пустыря, повернул домой.
На следующий день Володя заметил, что возле « калитки торчал знакомый слон ». Дождавшись ухода матери, он раздобыл несчастному немного хлеба и картофеля. От «слона» мальчик узнал, что у Отрыжки нет детей.
Свидетелем разговора Володи и куркуля стал отец мальчика. Володя очень любил и гордился своим отцом – героем революции. Он отчаянно боялся, что отец, узнавший о его помощи врагам народа, обвинит его в предательстве. Но отец лишь сказал, что у страны недостаточно на всех хлеба и « чайной ложкой море не вычерпаешь ».
Вскоре Володя попал « в полную осаду » – возле его дома, узнав о доброте мальчика, стали появляться «шкилетники» и «слоны», умолявшие о куске хлеба. Когда они обступили Володю плотным кольцом и стали требовать еду, с ним приключилась истерика. Так произошло его « полное излечение от мальчишеской жалости ».
Однажды Володя заметил плешивую, худую собаку с пустым взором, и понял, что нашел « самое несчастное существо в поселке ». Мальчик начал подкармливать пса хлебом, но тот никогда не брал еду из рук – доверие к человеку навсегда было утрачено в нем. Однако Володя не ждал проявления благодарности от пса, ему было достаточно, что он поддерживает чью-то жизнь и тем самым зарабатывает собственное « право есть и жить »…
Об авторе
Владимир Тендряков родился в 1923 году, в Вологодской области. Его отец был народным судьей , затем прокурором. В 1941 году будущего писателя призвали в РККА и направили в школу младших командиров. Уже совсем скоро Тендряков попал на фронт. Впервые ранен был под Сталинградом. После войны он некоторое время работал школьным учителем. В конце сороковых уехал в Москву и поступил в Литературный институт.
О Тендрякове коллеги-писатели неоднократно говорили как о человеке, способном на поступки, которые требуют гражданского мужества. Он выступал в защиту диссидента и учёного Ж. А. Медведева. Содействовал Твардовскому, протестующему против изменения редакторского состава «Нового мира». Владимир Тендряков – автор таких произведений, как «Не ко двору», «Ухабы», «Ненастье», «Расплата», «Хлеб для собаки».
Тендряков в своем творчестве обращался к острым проблемам советского общества. В его произведениях отражены трагические последствия событий довоенного времени. Рассказ «Хлеб для собаки», краткое содержание которого представлено ниже, посвящен теме голода, охватившего многие регионы Советского Союза в начале тридцатых годов. Страшные события показаны глазами ребёнка.
Придворные комедианты
Спустя некоторое время принц Конти оказался под влиянием епископа Алетского и, решив насовсем отказаться от мирских развлечений, распустил труппу Мольера. После 13-летнего турне по провинции драматургу пришлось вернуться в родной город и возобновить поиски влиятельного покровителя. Им стал Филипп I Орлеанский, младший брат Людовика XIV.
Ж.-Л. Жером «Людовик XIV и Мольер», 1862 год. (Wikimedia Commons)
Два других театра, пользовавшихся поддержкой королевской семьи — Бургундский отель и театр Марэ, — настороженно встретили появление на парижской сцене новой труппы. «Смешные жеманницы» и «Сганарель, или Мнимый рогоносец», выполненные в жанре комедия-фарс и высмеивающие нравы высшего света, сразу же настроили многих его представителей против Мольера. Драматург смог настолько верно подметить особенности человеческого характера, а актеры — изобразить их на сцене, что отдельные зрители стали воспринимать обобщенные литературные образы как карикатуру на себя и на своих знакомых. Неудивительно, что управляющий королевскими резиденциями вскоре решил помешать труппе Мольера и приказал снести здание театра. Однако король защитил комедиантов и взамен подарил им полуразрушенный зал Пале-Рояля, в котором труппа обосновалась надолго.
Театр
Михаил Афанасьевич тяжело переживал гонения на свои творческие опыты. В письмах друзьям и знакомым он признавался в полном бессилии повлиять на ситуацию.
В 1930-м прозаик обратился к высшему партийному руководству страны. Он просил решить наконец его судьбу. Дать разрешение на отъезд за границу или позволить свободно творить.
Прошло совсем немного времени и писателю ответили. Сделал это сам Сталин. В личной беседе по телефону вождь разрешил Булгакову устроиться в театр. С этого момента писатель стал работать в качестве режиссера. Однако ни одно из произведений литератора больше опубликовано не было.
М. Булгаков (в центре) на ступенях театра
После того как сам Сталин предоставил Булгакову немного свободы, он получил возможность трудиться на поприще драматургии. Если до этого ни один театр не хотел иметь дел с опальным писателем, теперь ситуация несколько изменилась.
Постановки по пьесам Михаила Афанасьевича пользовались большой популярностью еще в конце 20-х годов. Среди наиболее знаковых произведений можно назвать «Багряный остров», «Зойкину квартиру».
Спектакль «Багровый остров»
Позже литератор выступал режиссером-постановщиком спектаклей «Пиквикский клуб» по Диккенсу, «Мертвые души» и прочих.
Несмотря на предоставленную возможность работать в театре, продвигать свои произведения Булгаков в большинстве случаев не мог. Негласно гонения на него так и продолжались. Да и руководство столичных подмостков опасалось гнева вождя, а также санкций от чиновников мира искусства.
М.А. Булгаков в роли судьи в «Пиквикском клубе». Фото 1935 г.
Тем не менее, произведения того периода за авторством Булгакова увидели свет позже. Среди них можно назвать «Александра Пушкина», «Блаженство», а также «Ивана Васильевича». Последняя пьеса стала литературной основой для сценария фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Вольной трактовкой первоисточника занимался Леонид Гайдай.
В 1936 году Булгаков работал над постановкой «Кабала святош». Премьера состоялась с большим успехом, собрала огромное количество зрителей. Однако очень скоро подверглась разгромной критике по заказу сверху. После нескольких показов, постановку убрали из репертуара театра.
Кабала святош (Мольер) — спектакль МХАТ Чехова по пьесе М. Булгакова, режиссер – А. Шапиро (2003)
С этого момента писатель практически не работал в качестве режиссера. В 1939 состоялась последняя попытка драматурга вернуться к серьезному творчеству. Из-под пера литератора вышла пьеса «Батум», одним из героев которой был Иосиф Сталин.
Накануне премьеры, однако, постановка была отменена по личному распоряжению вождя. Он посчитал, что спектакль о нем — вещь неуместная.
С этого момента здоровье Булгакова серьезно пошатнулось, и заниматься литературной деятельностью он больше не смог.
Любимец короля
В 1662 году драматург занял должность распорядителя королевских празднеств, и это помогло ему приобрести еще более выгодное положение в свете. Он был рад этому, хотя и недолюбливал придворных за их лицемерие, коварство и манерность. Но Мольер понимал, что достичь успеха и справиться с ожесточенной конкуренцией в театральном мире можно только с помощью связей в высших кругах. Именно поэтому он особенно гордился покровительством Людовика XIV, в то время как многие именитые особы негодовали по поводу того, что король уделяет так много внимания простолюдину — сыну придворного обойщика.
Начало театральное карьеры
Биография Жана-Батиста Мольера увлекательна, а жизнь полна неожиданных поворотов. Карьера юриста его привлекала не больше, чем работа обивщиком мебели, им он предпочел ремесло актера. Когда ему исполнился 21 год, он взял себе псевдоним Мольер и совместно с семьей Бежар основал театр L’Illustre. Вероятно, потому что влюбился в их старшую дочь, Мадлен, которая позже стала его любовницей. Псевдоним он взял, чтобы избавить свою семью от смущения, поскольку театральная жизнь не считалась респектабельной.
С этой компанией Мольер провел неудачный сезон в Париже и обанкротился, а затем отправился в тур по провинциям, в основном по югу и юго-западу Франции, примерно с 1646 по 1658 год. За эти двенадцать лет он отточил свои навыки актера, режиссера, администратора и драматурга. В 1658 году труппа вернулась в Париж и 24 октября дебютировала в Лувре. На спектакле присутствовал сам «король-солнце» Людовик Великий. Брат короля стал покровителем Мольера. Труппе разрешили выступать в Пти-Бурбоне, придворном театре, в котором она играла до 1661 года.
Врачебная практика
Решение связать свою жизнь с медицинской сферой было чисто прагматическим. Дяди молодого человека по матери трудились врачами и были примером для Булгакова.
Один, Михаил, был терапевтом. Уважаемым и известным человеком, который лечил крупных духовников и чиновников. Другой, Николай, работал гинекологом.
Оба вели успешную практику и получали хорошие средства за свои труды. Желание стать врачом было продиктовано финансовыми соображениями. Учитывая, что денег в семье не хватало, Михаил Булгаков хорошо знал цену каждой копейке и стремился обеспечить материальную безопасность на последующие годы.
Михаил Булгаков в молодости
Обучение длилось целых 7 лет. После выпуска молодой человек подал прошение, чтобы его взяли врачом на флоте. Но из-за проблем с почками в этом ему отказали. Тогда Булгаков попросился добровольцем в госпиталь от организации Красного Креста.
Булгаков, студент-медик, в военном госпитале в группе раненых. Саратов. Фото 1915 г.
Когда началась Первая Мировая Война врачи стали еще более востребованы. Несмотря на проблемы со здоровьем, Михаил Булгаков трудился доктором в прифронтовой зоне. Так продолжалось несколько месяцев. Он был свидетелем знаменитого Брусиловского прорыва.
Работать врачом на линии фронта долго не пришлось. Вскоре Булгаков отправился в Вязьму. А затем вернулся в Киев и начал практиковать как врач-венеролог. На тот момент шел 1918-й год.
Михаил Булгаков в своем кабинете 1918 г.
На этом скитания Булгакова в качестве доктора не закончились. Очень скоро он был мобилизован в офицерскую дружину для защиты Киева от наступления Директории. Внутренние распри на территории Украины продолжались довольно долго.
Всего через год, в 1919 Булгакова отправили военным врачом, приписав к армии Украинской Народной Республики. Затем через какое-то время будущий литератор работал в составе Красного Креста. Уже после смены власти Булгакова направили военным врачом в Терский казачий полк.
Ситуация перевернулась после того, как мужчина заболел тифом, и был вынужден длительное время лечиться.
История создания
Пьеса «Кабала святош» была написана Булгаковым в 1929 г. В 1930 г. пьеса была разрешена к постановке, но запрещена цензурой спустя 2 месяца. В 1931 г. Сталин беседовал с Булгаковым и разрешил играть пьесу. К этому приложил руку Максим Горький. Но цензура изменила название на «Мольер», потребовала убрать намёки на современность (какие нашла). БДТ и МХАТ заключили договоры на постановку, но БДТ вскоре отказался от постановки из-за критической отрицательной статьи, подчёркивающей неактуальность пьесы. Премьера состоялась в 1936 г. во МХАТе и имела большой успех.
В пьесу Булгаков перенёс свои отношения со Сталиным. В подтексте не Людовик запрещает Мольеру «Тартюфа», разрешая играть только смешные комедии, а Сталин запрещает Булгакову все пьесы, разрешая только «Дни Турбиных».
История публикации
При жизни М. А. Булгакова роман опубликован не был. Впервые опубликован издательством «Молодая гвардия» в 1962 году в серии «ЖЗЛ».
11 июля 1932 года Булгаков подписал договор на написание книги о Мольере для серии «Жизнь замечательных людей» с Журнально-газетным издательством. Первое название написанной биографии было «Всадник де Мольер. Полное описание жизни Жана Батиста Поклэна де Мольера с присовокуплением некоторых размышлений о драматургии
».
Закончил работу над романом Булгаков 5 марта 1933 года. 8 марта он сдал рукопись в издательство. 9 апреля 1933 года он получил развёрнутый отзыв на роман редактора серии «ЖЗЛ» Александра Николаевича Тихонова. Отзыв признавал достоинства булгаковского таланта, но при этом был отрицательным. Главными претензиями были: немарксистская позиция книги, из неё не видно, «интересы какого класса обслуживал театр Мольера», освещение исторических событий с устаревших позиций. Особенно насторожило редактора то, что за замечаниями рассказчика проступает «наша советская действительность». Да и сам рассказчик представляется ему «развязным молодым человеком». Автору предлагалось переделать рукопись в духе исторического повествования, от чего Булгаков отказался. Рукопись была послана М. Горькому в Сорренто, который также отозвался о ней отрицательно. Булгаков несколько раз пытался встретиться с ним в Москве после его возвращения, но безуспешно. Вместо запланированной книги Булгакова издательство выпустило в серии ЖЗЛ книгу другого автора (Мокульский С. С.
Мольер — 1936 год. — 368 с. — 50 000 экз).
Дело Мольера
Из всех легенд о Мольере эта, пожалуй, самая громкая. Серьезный спор относительно авторства его произведений начался в 1919 году. Французский поэт Пьер Луис утверждал, что настоящим автором пьес был не Мольер, а другие люди, в числе которых был и Пьер Корнель. До сих пор некоторые авторы считают, что эта теория вполне может быть правдой. В качестве главного аргумента они приводят тот факт, что отсутствуют рукописи, кроме того подчеркивается, что у Жана-Батиста попросту не хватило бы времени на драматургию в связи с сильной занятостью в театре в качестве актера.
Согласно этой теории, Пьер Корнель использовал Мольера для продвижения сатирических комедийных пьес, которые он не хотел публиковать под своим собственным именем, будучи известным драматургом и признанным «отцом французской трагедии».
И все же, несмотря ни на что, Мольер остается одним из самых популярных авторов в мире. Он представляет такую важную часть французской литературной культуры, что французский язык теперь часто называют «языком Мольера». В настоящее время лучшие актеры и актрисы во Франции ежегодно получают награду его имени, которая является французским эквивалентом премии «Оливье» в Великобритании или премии «Тони» в США.
Мольер для франкоязычного театра — то же, что Шекспир для англоязычного. Его пьесы переведены на все основные живые языки и исполняются на сцене Французского Театра чаще, чем любые другие.
Безусловно, информация о творчестве и биография Мольера, кратко представленные в этой статье, дают лишь общее представление о нем. Лучше всего самостоятельно изучить его произведения. Поверьте, они и сегодня весьма актуальны.
Литературное направление и жанр
Критик Вишневский обвинил Булгакова в том, что проблемы 17 в. неактуальны в советском обществе. Он предлагал читать пьесу как историческую хронику. Булгаков определял жанр своей пьесы как романтическую драму. Булгаков не стремился к биографической точности. Писатель указывает на две погрешности, призванные усилить драматический эффект: реальный исторический Мольер умер дома, почувствовав себя плохо на спектакле; Людовик охладел к Мольеру постепенно, прямого конфликта между ними не было.
По общепринятой классификации драматических жанров «Кабала святош» — трагедия, потому что главный герой умирает, пережив жизненное крушение.
Пьеса относится к реалистическому направлению. Показан тип писателя и тип тирана, которые хорошо накладываются на Мольера и Людовика, на Булгакова и Сталина, на всех прошлых и будущих творцов и тиранов. Их поведение обосновано психологически.
Жизнь господина де Мольера
Аннотация: «Жизнь господина де Мольера» (1932 – 1933, опубл. 1962) – одно из своеобразнейших произведений выдающегося отечественного писателя и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940).
Романизированная биография Мольера, основанная Булгаковым на известных ему документальных свидетельствах, стала, в силу личности главного героя и его чаяний, произведением глубоко личного свойства – писатель повествовал не только о Мольере, но и о себе. Именно это и задержало на десятилетие приход книги к читателям.
Горячо принятый всеми любителями настоящей литературы, замечательный роман М.А. Булгакова со времени своей публикации и по сей день остается одним из самых востребованных произведений писателя.
———————————————
Михаил Булгаков.
Пролог.
Я разговариваю с акушеркой
Что помешает мне, смеясь, говорить правду?
Гораций
Молиер был славный писатель французских комедий в царство Людовика XIV.
Антиох Кантемир
Некая акушерка, обучившаяся своему искусству в родовспомогательном Доме Божьем в Париже под руководством знаменитой Луизы Буржуа, приняла 13 января 1622 года у милейшей госпожи Поклен, урожденной Крессе, первого ребенка, недоношенного младенца мужеского пола.
С уверенностью могу сказать, что, если бы мне удалось объяснить почтенной повитухе, кого именно она принимает, возможно, что от волнения она причинила бы какой-нибудь вред младенцу, а с тем вместе и Франции.
И вот: на мне кафтан с громадными карманами, а в руке моей не стальное, а гусиное перо. Передо мною горят восковые свечи, и мозг мой воспален.
– Сударыня! – говорю я. – Осторожнее поворачивайте младенца! Не забудьте, что он рожден ранее срока. Смерть этого младенца означала бы тяжелейшую утрату для вашей страны!
– Мой бог! Госпожа Поклен родит другого.
– Госпожа Поклен никогда более не родит такого, и никакая другая госпожа в течение нескольких столетий такого не родит.
– Вы меня изумляете, сударь!
– Я и сам изумлен. Поймите, что по прошествии трех веков, в далекой стране, я буду вспоминать о вас только потому, что вы сына господина Поклена держали в руках.
– Я держала в руках и более знатных младенцев.
– Что понимаете вы под словомзнатный? Этот младенец станет более известен, чем ныне царствующий король ваш Людовик XIII, он станет более знаменит, чем следующий король, а этого короля, сударыня, назовут Людовик Великий или Король-солнце! Добрая госпожа, есть дикая страна, вы не знаете ее, это – Московия, холодная и страшная страна. В ней нет просвещения, и населена она варварами, говорящими на странном для вашего уха языке. Так вот, даже в эту страну вскоре проникнут слова того, кого вы сейчас принимаете. Некий поляк, шут царя Петра Первого, уже не с вашего, а с немецкого языка переведет их на варварский язык.
Шут, прозванный Королем Самоедским, скрипя пером, выведет корявые строки:
«…Горжыбус. Есть нужно даты так великыя деньги за вашы лица изрядныя. Скажыте мне нечто мало что соделалысте сым господам, которых аз вам показывах и которых выжду выходящих з моего двора з так великым встыдом…»
Переводчик русского царя этими странными словами захочет передать слова вашего младенца из комедии «Смешные драгоценные» :
«…Горжибюс. Вот уж действительно, нужно тратить деньги на то, чтобы вымазать себе физиономии! Вы лучше скажите, что вы сделали этим господам, что они вышли от вас с таким холодным видом…»
В «Описании комедиям, что каких есть в государственном Посольском приказе мая по 30 число 1709 года» отмечены, в числе других, такие пьесы: шутовская «О докторе битом» (он же «Доктор принужденный») и другая – Порода Геркулесова, в ней же первая персона Юпитер». Мы узнаем их.
«Дон Жуан, или Каменный пир»
Упоминание об этой комедии можно найти в абсолютно любой, даже самой краткой биографии Мольера. Жан-Батист впервые представил на обозрение публики «Дон Жуана» 15 февраля 1665 года в театре «Пале-Рояль». Комедия считается одним из величайших произведений Мольера. Он вновь бросил вызов духовенству и обществу, на этот раз высмеивая феодальное дворянство. Однако, отыграв 15 представлений, он исключил пьесу из репертуара, опасаясь нового скандала. Больше при жизни драматурга «Дон Жуана» не исполняли.
Мольер высмеивал духовенство, общество, но всегда был осторожен в отношении института монархии. Он заработал статус одного из фаворитов короля и пользовался его защитой при нападках суда.
Критика
Всем, кто знаком с творчеством и биографией Михаила Булгакова, известно, какую роль сыграли в его жизни видные литераторы Москвы. В частности, критики, двое из которых стали прототипами Латунского и Лавровича из бессмертного «Мастера…». В романе о Мольере есть глава, в которой речь идет о некоем пасквиле, имеющем заглавие «Ипохондрик». Автор это сатирическое произведение посвятил жизни французского комедиографа. При этом он исказил сведения из биографии Мольера, но главное – раскритиковал всю его деятельность. Комедиограф не ответил своему обидчику. Но пасквиль оказал на него удручающее действие. Как ни странно, в романе, который Булгаков посвятил Мольеру, есть нечто автобиографическое.
Мольера хоронили без почестей. Он был лицедеем, а значит, его место после смерти – за оградой кладбища. Хоронили его ночью. В небольшой похоронной процессии, впрочем, можно было увидеть весьма известных людей: Лафонтена, Буало. И какая-то женщина, проходя мимо, от праздного любопытства спросила: «Кого хоронят?» Другая ответила: «Какого-то Мольера…»
Москва
Михаил написал в письме своему брату: «Я опоздал ровно на четыре года, я уже давно должен был начать это делать – писать». С медициной он решил завязать окончательно.
В конце 1917 года Булгакову удалось впервые побывать в Москве, он приезжал в гости к своему дяде Николаю Покровскому, с которого потом списал образ своего профессора Преображенского в «Собачьем сердце».
А осенью 1921 года Михаил решил окончательно обосноваться в Москве. Он устроился в литературный отдел Главполитпросвета на должность секретаря, проработал там два месяца, после чего наступило тяжкое время безработицы. Он начал постепенно печататься в частных газетах, подрабатывал в труппе бродячих актёров. И всё это время продолжал безудержно писать, как будто его прорвало за долгие годы молчания. К весне 1922 года у него уже было написано достаточно фельетонов и рассказов, чтобы начать успешное сотрудничество со столичными издательствами. Его произведения печатали газеты «Рабочий» и «Гудок», журналы:
- «Красный журнал для всех»;
- «Медицинский работник»;
- «Возрождение»;
- «Россия».
За четыре года газета «Гудок» напечатала более 100 фельетонов, репортажей и очерков Михаила Булгакова. Несколько его произведений даже были опубликованы в газете «Накануне», которая выпускалась в Берлине.
Сюжет и композиция
Пьеса состоит из 4 действий. Между первым и вторым действием проходит от 7 до 10 лет (сами герои определяют прошедшее время противоречиво). В основе бытового сюжета – возможная кровосмесительная связь по незнанию Мольера с собственной дочерью. Историки не подтверждают такой связи в жизни Мольера. Сюжет отсылает к древнегреческому мифу об Эдипе, который по незнанию женился на собственной матери. Мольер попадает в положение древнегреческого героя, чья жизнь полностью зависит от воли богов, а боги несовершенны. Таким богом в пьесе выступает Людовик 14, который распоряжается судьбами всех своих подданных, а не только Мольера. Он делает Мольера придворным поэтом, становится крёстным отцом его детей (впрочем, они умирают). А потом запрещает Мольеру играть «Тартюфа» и лишает его своей милости, послушавшись заверений Кабалы Священного писания во главе с архиепископом в безбожии мэтра. Мольер умирает, оставленный Армандой, лишившийся поддержки умершей Мадлены, переживший предательство приёмного сына, но умирает он на сцене! По словам верного актёра труппы Лагранжа, Мольера убила немилость короля и чёрная Кабала.
Семья и детские годы
Михаил появился на свет 15 мая 1891 года в городе Киеве. На третий день после рождения его крестили на Подоле в Крестно-Воздвиженской церкви. Крёстной матерью ему стала родная бабушка Анфиса Ивановна Покровская (девичья фамилия Турбина). Его отец, Афанасий Иванович, был преподавателем в Киевской духовной академии, имел учёную степень доцента, позднее профессора.
Мама, Варвара Михайловна, (девичья фамилия Покровская) преподавала в женской гимназии. Родом была из города Карачаева Орловской губернии, отец её служил протоиереем в Казанской соборной церкви. Варвара была женщиной очень энергичной, характер имела волевой, но наряду с этими качествами в ней уживались необыкновенная доброта и тактичность.
В 1890 году Варвара вышла замуж за Афанасия Ивановича и с тех пор занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, которых в семье было семеро. Миша был старшим ребёнком, позже родилось ещё два брата и четыре сестры.
Все дети от матери унаследовали любовь к музыке и чтению. Именно благодаря маме сам Миша стал писателем, младший брат Иван музыкантом-балалаечником, ещё один брат Николай был русским учёным, биологом и доктором философии.
Семья Булгаковых относилась к русской интеллигенции, этакие провинциальные дворяне. Жили они хорошо в плане материального обеспечения, отцовского жалования хватало для того, чтобы многодетная семья существовала безбедно.
В 1902 году случилась трагедия, безвременно ушёл из жизни отец Афанасий Иванович. Его ранняя кончина осложнила положение в семье, но мама Варвара Михайловна так умела вести дом, что смогла выкрутиться и, несмотря на житейские тяготы, дать детям достойное образование.
Гнев духовенства
Репутация Мольера была поставлена под сомнение после скандальной премьеры пьесы «Тартюф, или Лицемер». Объектом сатиры в ней стало ханжество и лицемерие духовенства. Члены религиозной организации «Общество святых даров» потребовали запрета постановки. Для Мольера это стало неожиданностью: автор считал «Тартюфа» несерьезным произведением и даже не мог вообразить, что оно вызовет яростный гнев церковников.
Мольер совсем не был бунтарем: он никогда не высказывался против абсолютизма и неоднократно посвящал свои пьесы членам королевской семьи. А Людовик XIV, в свою очередь, платил своему верному слуге той же монетой и, невзирая на непрекращающиеся интриги против Мольера, нередко оказывал ему моральную и материальную поддержку. В случае же с запретом «Тартюфа» король не заступился за своего придворного драматурга. Чтобы добиться разрешения на спектакль, Мольеру пришлось заметно изменить первоначальный текст и отказаться от религиозной тематики. Лишь спустя пять лет после написания вышла в свет окончательная редакция «Тартюфа», которая, несмотря на внесенные правки, обладала еще большей сатирической остротой и злободневностью.
Сундук Мольера
Интересно, что кроме нескольких подписей на административных документах, не осталось никаких рукописей Мольера. Сундук с ними его жена продала после смерти драматурга.
Легенда гласит, что во время Реставрации (1815-1830) во Французскую национальную библиотеку пришел человек и попросил его принять, сказав, что у него есть достойный багаж. Так как было поздно, охранники, как сообщается, отказали ему, ответив, что никто не может принять его в это время. Крестьянин согласился уйти, но упомянул, что он принес сундук с оригинальными произведениями Мольера и что такое отношение — это позор для библиотеки. Это был последний раз, когда кто-то слышал об оригинальных пьесах. Сундук не найден по сей день.
История создания
Считается, что «Декамерон» Боккаччо был написан в 1348-1351 годах в Неаполе и Флоренции. Своеобразным поводом и источником вдохновения для писателя стала чума 1349 года — вполне реальный исторический факт, использованный им в произведении.
Первоначально опубликованная книга стала популярна не у задуманной целевой аудитории — итальянской интеллигенции, а у купцов, читающих «Декамерон» как сборник эротических историй. Но ближе к 15 веку произведение стало популярно среди других слоев населения Италии, а после — и во всей Европе, принеся Боккаччо мировую известность. С момента изобретения книгопечатания «Декамерон» стал одной из самых издаваемых книг.
«Декамерон» был внесен в Индекс запрещенных книг 1559 года как антиклерикальное произведение. Церковь сразу же осудила произведение и его автора за множество безнравственных деталей, что послужило поводом для сомнений Боккаччо в том, имеет ли «Декамерон» право на существование. Он даже планировал сжечь оригинал, от чего его отговорил Петрарка. Впрочем, до конца стеснялся своего детища, раскаиваясь в его создании.
Конфликт
Внешние конфликты Мольера разнообразны и объясняются его тяжёлым вспыльчивым характером. Мольер ругается со слугой, с другими актёрами, первой и второй женой, приёмным сыном. Его нападки на религию в «Тартюфе» становятся причиной конфликта с Кабалой и впоследствии с королём.
Все положительные герои обременены внутренними конфликтами, и именно это отличает их от отрицательных. Внутренний конфликт заставляет человека жить двойными стандартами, так что самому герою это противно. Так в первом действии Мольер славит короля, потому что именно от него зависит постановка его пьес, а в последнем, лишившись его милости, обличает.
Позднее творчество
За основу своей следующей пьесы под названием «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольер взял известную испанскую легенду и сделал главного героя воплощением всех известных пороков дворянского общества.
Иллюстрация к пьесе «Тартюф». (Wikimedia Commons)
В конце 1660-х гг. он пишет и ставит множество заказных пьес и продолжает исполнять в них ключевые роли. Однако из-за семейных неурядиц и постоянной борьбы за королевскую сцену здоровье Мольера ухудшилось, и он все чаще был вынужден делать длительные перерывы в работе. Все это заметно отразилось на пьесах драматурга. Так, комедия 1666 года «Мизантроп, или Желчный влюбленный» была неоднозначно воспринята широкой публикой, требующей эффектных и увеселительных зрелищ и разочаровавшейся в недостатке действия и в почти полном отсутствии комического.
В попытке вновь привлечь внимание к своему театру Мольер обращается к легким фарсовым комедиям, более свойственным его раннему творчеству, и создает пьесы «Лекарь поневоле», «Господин де Пурсоньяк» и «Проделки Скапена», получившие восторженные отзывы зрителей. Наряду с этим Мольер в поздние годы обращается к теме накопительства («Скупой»), отношений в браке («Ученые женщины») и распада мещанской семьи («Мнимый больной»)
Премьера последней пьесы состоялась незадолго до смерти Мольера. 17 февраля 1673 года, во время очередного представления «Мнимого больного» Мольеру, который исполнял главную роль, стало плохо, и его на руках унесли домой, где он вскоре скончался.