Михаил лермонтов

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

У места, где сливаются реки Арагва и Кура, раньше был монастырь. Сейчас там живёт только старый сторож. На кладбище при монастыре на одной из могильных плит написано о том, какой грузинский царь и когда вручил России свой народ. С тех пор, как Грузия была присоединена к России, русский царь взял её под свою защиту.

Глава 2

Однажды из гор в Тифлис ехал русский генерал и вёз с собой пленного мальчика лет 6-ти. Ребёнок не вынес трудного пути и заболел. Один монах, пожалев умирающего мальчика, оставил его в монастыре и вылечил.

Сначала мальчик дичился, бродил один и, вздыхая, смотрел на восток, где была его Родина, но потом привык к монастырской жизни. Его окрестили, и он уже хотел дать монашеский обет, но однажды осенью пропал. Его нашли в степи без чувств и принесли в обитель. Когда юноша очнулся, то на вопросы отвечать не стал. С каждым днём он всё больше слабел. Когда уже была близка его смерть, в келью пришёл чернец (монах), чтобы убедить больного исповедаться. Юноша выслушал его увещевания и начал рассказывать о своей судьбе.

Глава 3

Мцыри сказал, что исповедоваться в грехах он не будет, так как не делал людям зла. Он признался, что всегда мечтал оставить монастырь и уйти в мир, полный битв и тревог, где живут вольные люди.

Глава 4

Мцыри сожалел, что в детстве его спас от смерти монах, который сейчас слушает его исповедь. Мальчик рос одиноким, без родных и друзей. Он поклялся, что хоть на миг увидит Отчизну и родных, пусть и незнакомых, людей. Он сожалел, что ему не удалось это сделать и что умрёт «рабом и сиротой».

Главы 5–7

Юноше не хотелось умирать, потому что он ещё не жил по-настоящему.

Он рассказал, что убежав из монастыря, увидел поля, лесистые холмы, тёмные скалы, а вдали — Кавказские горы. Глядя на Кавказ, вспомнил он, что когда-то там жил, вспомнил родительский дом, отца, в кольчуге и с оружием, и своих сестёр.

Главы 8–14

Уйдя из обители, Мцыри на воле 3 дня жил полной жизнью. Он убежал ночью, во время грозы, и бежал очень долго. Когда утихла гроза, он прилёг в траву. Утром юноша осмотрелся и увидел, что лежит на краю бездны, а кругом цветёт множество растений.

В полдень Мцыри, ощутив жажду, начал спускаться к потоку, держась за кусты. Только он начал пить, как услышал лёгкий шум шагов и песню, которую пела молодая грузинка. Девушка, держа над головой кувшин, сошла к берегу, набрала в кувшин воды и ушла в одну из саклей, ютившихся у скалы. Юноша ощутил печаль и тоску. Усталый, он уснул в тени и видел во сне молодую грузинку.

Проснулся он ночью и, несмотря на голод, не стал подниматься к саклям, а продолжил путь, стремясь на Родину, но скоро сбился с пути.

Глава 15

Лес становился всё гуще. Мцыри стал залезать на деревья, но видел вокруг только густой лес. Тогда он зарыдал, но не стал кричать и звать людей, так как чувствовал себя для них чужим.

Главы 16–18

Вдруг на поляну, где лежал юноша, выскочил барс. Мцыри схватил сук и стал ждать. Зверь почуял его, завыл и приготовился прыгнуть, но юноша рассёк суком ему лоб. Барс застонал и упал, но вскочив, ринулся Мцыри на грудь. Тот воткнул сук зверю в горло, два раза повернул его, но барс не сдался и продолжал бороться. Наконец, зверь обессилел и погиб.

Глава 19–20

Мцыри, собравшись с силами, вновь побрёл по лесу, а когда вышел из него, увидел вдали аул. Этот край показался ему знакомым. Когда он услышал вдали звон колокола, то понял, что вернулся к монастырю.

Главы 21–23

Юноша в своей исповеди сравнил себя с цветком, который вырос в тени, был пересажен человеком в сад, и его обожгло солнце. Беглеца тоже палил зной, он страдал от жажды, а до рек Арагвы и Куры было далеко. В предсмертном бреду чудилось ему, что он на дне реки, и одна из рыбок уговаривает его уснуть тут навеки.

Главы 24–25

Затем обессиленного беглеца нашли и принесли в монастырь. Его печалило, что похоронен он будет в чужой земле. Мцыри признался монаху, что с юных лет в его груди жил пламень мечты о Родине, и что он бы променял вечность в раю на несколько минут между крутых скал, где он играл в детстве.

Глава 26

Мцыри попросил монаха, чтобы он велел перенести его в сад и положить на траву между двух акаций, откуда виден Кавказ. Юноша надеялся, что с гор прилетит ветерок, принесёт родной звук, и умирающий представит, что это брат или друг поёт ему о милой Родине. Свою исповедь Мцыри закончил словами:

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!..

Мцыри — краткое содержание

«Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал Ребенка пленного он вез. Тот занемог…» Один монах пожалел ребенка и оставил его у себя. Мальчик выздоровел и стал жить в монастыре. Поначалу Мцыри (по-грузински значит «послушник») был диковат и всех боялся.

«Бродил безмолвен, одинок, Смотрел, вздыхая, на восток, Гоним неясною тоской По стороне своей родной».

Время шло, и мальчик забыл свой родной язык и привык жить в плену. Он не знал никакой другой жизни, поэтому был готов в самом расцвете лет принять схиму и стать монахом. Но перед самым торжественным событием послушник исчез из монастыря в то самое время, когда все святые отцы, попадав ниц перед алтарем, не могли даже поднять глаза, поскольку боялись грозы, которая разбушевалась.

Пропавшего Мцыри искали три дня, а потом нашли его в степи. Он был без чувств, ослаблен, истощен и изранен, словно побывал в бою. И пришёл к нему чернец, тот монах, который спас его когда-то. Старик, полагая, что юноша не выживет, решил исповедать его. На что Мцыри ему отвечает:

«Людям я не делал зла И оттого мои дела Немного пользы вам узнать. А душу можно ль рассказать?»

И далее…

«Знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть…

…Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы Где люди вольны, как орлы».

Он говорил о своей родине, о пышных полях, зеленых холмах и тёмных скалах

Во время ненастья он вдруг вспоминает своего отца – отважного бойца в кольчуге, ему видится блеск его ружья, вспоминает он и песни своих сестер, и принимает решение, наперекор всему найти путь домой

«Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей».

Уже давно Мцыри мечтал о воле, хотел взглянуть на просторы лугов и полей, его неумолимо тянут к себе горы Кавказа. Он рассказывает, как убежал из монастыря во время грозы, и в ту пору, когда святые отцы, боясь непогоды, молят Бога защитить их, он дружит с грозой. Он не боится ни молнии, пытаясь словить её рукой, ни змеи, которую встречает меж камней, и сам чувствует себя змеем, соединившись с природой, в попытке спрятаться от людей.

Наутро, проснувшись, Мцыри обнаруживает себя, лежащим на краю бездны. Он любуется природой, и спускается с высоты к горному потоку, чтобы утолить мучавшую его жажду, и слышит около ручья песню молодой грузинки, идущей за водой. Мрак очей красавицы смутил юношу, и мысли его помутились, что он потерял сознание, а когда очнулся, она была уже далеко. Потом Мцыри засыпает и во сне опять видит прекрасную девушку.

Проснулся он уже ночью, превозмогая голод, желая лишь одного, увидеть родину, он отправляется в путь. Но в лесу Мцыри теряет облик гор и сбивается с дороги и даже с вершин деревьев он видит один лишь лес. Он рыдает впервые в жизни, упав на траву, и от дикой тоски грызет землю.

На поляне он видит барса, который глодает свежую кость. Мцыри вооружается палкой, и вот барс, почуяв врага, нападает на него. Они сражаются на смерть.

«Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».

Юноша побеждает зверя. Во время боя он сам ощущает себя диким барсом. Он уважает противника, считая, что тот встретил смерть без страха, лицом к лицу. Но и сам Мцыри изранен, тело его изодрано мощными когтями. Но он собирает остаток сил, чтобы увидеть родину, и опять идет.

«Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!»

Он вышел к аулу, всё казалось знакомым, и он в ужасе понял, что вернулся к своей «тюрьме», что зря блуждал три дня, и зря надеялся увидеть родной Кавказ.

«И все зачем?.. Чтоб в цвете лет, Едва взглянув на божий свет, При звучном ропоте дубрав Блаженство вольности познав, Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой…»

Словно не желая верить в своё поражение, он надеялся, что это всего лишь сон, но звон колокола стер пелену с его глаз. Мцыри понял, что родины своей ему не увидеть никогда. Отчаявшись, он упал в бреду на песок.

Теперь, когда его нашли, он сожалеет лишь о том, что его тело будет тлеть на чужбине. Его страсть к Родине настолько велика, что его предсмертное желание лишь о том, что он, не думая, променял бы на пару минут в горах, где прошло его детство на целую вечность и рай.

Он просит старика, чтобы похоронили его под Акацией в саду, откуда можно видеть Кавказ, чтобы навечно заснуть с мыслью о родной стороне.

«И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну!..»

Кратчайшее содержание поэмы «Мцыри» для читательского дневника (М.Ю. Лермонтов)

В 1839 году Лермонтовым была написана поэма «Мцыри». В основе произведения лежит история одинокого монаха, услышанная поэтом на Кавказе. Чтобы понять, как лучше сократить произведение на бумаге, обратитесь к примеру. Команда «Литерагуру» приготовила для вас очень краткое содержание произведения Лермонтова для читательского дневника

Кроме того, просим вас обратить внимание на анализ книги, чтобы составить хороший отзыв

(360 слов) Мцхет — древнейшая столица Грузии. Здесь расположен собор Светицховели. Однажды через этот город ехал генерал. Путь держал «из гор к Тифлису», вместе с ним ехал ребенок пленного. Военный понял, что не сможет довести больного мальчика, тогда принял решение оставить его в мужском монастыре.

Монахи излечили и окрестили пленника, воспитав по христианским законам. Мцыри, так назвали ребенка, привык плену и уже готовился принять монашеский обет. Перед торжеством, юноша пропадает без вести: он сбежал из монастыря. Сбежавшего послушника пытаются найти три дня.

Вскоре Мцыри был случайно найден людьми не в горах, а рядом с Мцхетом. Юноша был без сознания, очнулся он уже в обители. Его сразу же принялись допрашивать его о случившемся. Однако тот не говорил ни слова. Истощенного беглеца пытаются насильно кормить, но он не желает пищи. Все поняли, что он делает это специально, торопя свою кончину. Тогда пришел старик, который окрестил его, чтобы умирающий выполнил христианский долг — покаялся.

Мцыри не пытается раскаяться в своих действиях. Напротив, он гордится своей дерзостью. Потому что только на воле он почувствовал жизнь, был союзником с дикой природой, как его предки. Он встретил красавицу-грузинку с кувшином и почувствовал страсть, которой был лишен в своей темнице. Герой также ощутил свою силу. Он вступил в схватку с барсом без оружия, победив его. После этого юноша убедился, что мог бы быть «не из последних удальцов» в своем краю.

На воле к юноше возвращаются воспоминания о детстве. Он начинает припоминать родную речь, аул, лица родных. На какое-то время в нем рождается великий поэт. Мцыри с воодушевлением рассказывал про минуты, проведенные на воле. Только лишь один грех был грузом на его душе. Он не смог сдержать свою клятву: убежать из монастыря и отыскать дорогу к родной земле. Ему казалось, что он следовал по правильному направлению, двигаясь на восток. Однако Мцыри вернулся на место, откуда сбежал.

Для Мцыри монастырь — это тюрьма, которая ослабила его не только физически, но и погасила душевный свет, звериное чувство горца. Вырвавшись из стен обители, он осознал, что внутренняя тюрьма не разрушилась. Из-за этого ужасного открытия от Мцыри уходит жажда жить дальше. При рождении он был свободным, а умирает как смиренный раб. Герой просит лишь об одном — похоронить его в монастырском саду, где виден Кавказ.

Краткое содержание – Раздел имущества – Алексин

А. Алексин – повесть «Раздел имущества». В этой пове­сти писатель поднимает проблему душевной черствости, от­чуждения в семейных отношениях, неблагодарности детей по отношению к родителям.

Главная героиня Вера была ребенком, имеющим родовую травму. Ее выходила и практически поставила на ноги бабуш­ка Анисья. Ради внучки она пожертвовала личным счастьем, спокойствием, посвятила ей всю свою жизнь. Именно эта ге­роиня несет в себе доброту, любовь, внутреннюю силу, муд­рость, готовность прийти на помощь. Мама же Верочки – это воплощение практицизма, твердости, сильной воли, эгоизма.

Она работала экологом, но «борясь с отравлением природы, самой природой не восхищалась, не замечала ее красот». Маму называли «крепким специалистом». Она никогда не меняла своих точек зрения, а символом ее несгибаемости служила «золотистая коса». Отец Верочки был мягким, без­вольным человеком, работал в музее экскурсоводом. С года­ми он «пригнулся», стал говорить вполголоса, во всем под­чинялся жене. Родители снисходительно относились к доче­ри, считая ее больным ребенком. Бабушка же относилась к ней как к нормальному, полноценному человеку, и постепен­но Верочка стала выздоравливать.

Верочка очень любила свою семью. Но произошли собы­тия, которые заставили ее по-иному взглянуть на своих род­ных. Так, семья решила забрать к себе бабушкину сестру, тетю Маню, которая была больна. Верочка с бабушкой поехали в деревню, однако они опоздали: ее уже похоронили. Некоторое время они оставались в деревне, жили там, не решаясь сооб­щить Софье Васильевне, матери Верочки, обо всем происшед­шем. Но вот от Софьи Васильевны пришло письмо, в котором она просила бабушку не привозить к ним больную тетю Маню. И Верочка испытала сильнейшее разочарование: «Мама на­несла удар по моей вере в то, что люди за добро платят доб­ром».

В дальнейшем противостояние матери и бабушки в повес­ти возрастает. Героиня переходит учиться в нормальную шко­лу, ей задают сочинение «Главный человек в моей жизни». И она посвящает его бабушке, которую зовет мамой Асей. Софья Васильевна ревнует свою дочь к свекрови, она не же­лает ни с кем делить любовь Верочки. В конце концов родите­ли хотят разъехаться с бабушкой, затевают суды, происходит «раздел имущества». Именно в суде Верочка слышит слова о том, что «судиться с матерью – последнее дело». Точно так же считает и сама героиня Алексина. Она оставляет родителям записку, в которой обозначает себя частью имущества, той, которая «по закону отойдет бабушке».

Это интересно: Право собственности юридических лиц

Повесть заканчивается трагически. Бабушка уезжает в родную деревню умирать. Она не хочет мешать жизни сына и невестки, хотя и не мыслит своего существования без Вероч­ки. Девочка же вновь тяжело заболевает, мы понимаем, что теперь она обречена на инвалидность.

Таким образом, автор говорит нам о том, что мы должны учиться сочувствию и состраданию, учиться быть благодар­ными, чуткими. Дети не должны быть эгоистичны, черствы, равнодушны по отношению к родителям, так как это неиз­бежно приводит к трагедии, к непоправимым последствиям.

Краткое содержание

  1. Капитан Седрик Эррол был третьим сыном графа, он отправился в Америку, женился на американке, за что был отлучен отцом от родного дома, в последствии у капитана родился сын, и он погиб.
  2. Мальчика все любили, он был замечательным и добрым малышом, водил дружбу с бакалейщиком мистером Хоббсом и чистильщиком обуви Диком.
  3. Однажды в дом к мальчику и его матери пришел адвокат графа и сообщил, что мальчик является лордом Фаунтлероем и они с матерью должны ехать в Англию.
  4. Мальчик в Англии познакомился с дедушкой, он считал его очень добрым и хорошим, хотя на самом деле лорд Доринкорт был сварливым, себялюбивым и вредным стариком.
  5. Старик на столько привязался к мальчику, так им гордился, что стал понемногу стараться соответствовать тому представлению, которое о нем составил Фаунтлерой.
  6. Одна женщина притворилась, что она жена старшего сына графа и ее сын на самом деле лорд Фаунтлерой, об этом событии написали газеты, в том числе и в Америке, где их прочитали мистер Хоббс и Дик, последний же узнал в женщине жену своего родного брата.
  7. Американские друзья разоблачили обманщицу, Седрик стал снова лордом Фаунтлероем, а в конце был настоящий праздник по случаю восьмилетия мальчика.

Читайте по теме: Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса

14

Трудами ночи изнурен,Я лег в тени. Отрадный сонСомкнул глаза невольно мне…И снова видел я во снеГрузинки образ молодой.И странной, сладкою тоскойОпять моя заныла грудь.Я долго силился вздохнуть —И пробудился. Уж лунаВверху сияла, и однаЛишь тучка кралася за ней,Как за добычею своей,Объятья жадные раскрыв.Мир темен был и молчалив;Лишь серебристой бахромойВершины цепи снеговойВдали сверкали предо мнойДа в берега плескал поток.В знакомой сакле огонекТо трепетал, то снова гас:На небесах в полночный часТак гаснет яркая звезда!Хотелось мне… но я тудаВзойти не смел. Я цель одну —Пройти в родимую страну —Имел в душе и превозмогСтраданье голода, как мог.И вот дорогою прямойПустился, робкий и немой.Но скоро в глубине леснойИз виду горы потерялИ тут с пути сбиваться стал.

Сокращенный анализ

Сюжет поэмы в основном перекликается с событиями, которыми поделился с Лермонтовым старый монах в Мцхете, но подается в виде экскурса. Юноша-послушник, получивший три дня свободы за стенами монастыря, осознает, что не сможет принять обеты и непременно умрет, так как больше не будет мириться с жизнью в монастыре. Поэтому Мцыри, в отличие от своего прототипа, не принимает монастырские обычаи и умирает.

Почти все 26 глав по списку оглавления поэмы — это подробный рассказ юноши своему исповеднику о том, как он провел три дня свободы. Назвать его исповедью можно только с формальной точки зрения, ведь Мцыри вовсе не собирается каяться, наоборот, он проповедует свободу. Основные темы, поднятые в поэме:

  • бунта как против формального ограничения свободы, так и против обыденности и скуки;
  • любви к родине, неукротимой потребности любого человека иметь свою историю и семейные корни;
  • противостояния одиночки, ищущего свой путь, и людской толпы;
  • свободы и борьбы за нее.

Композиция произведения кольцевая — действие начинается и заканчивается в монастыре, а в середине текста читатель переносится в отрывки детских воспоминаний главного героя и события его трехдневных странствий. Направление «Мцыри» — романтизм, поэтому и конфликт, раскрытый в поэме, типичен для него и состоит в противопоставлении стремления к свободе и невозможности ее получить. Полное раскрытие характера и внутренних сил романтического героя происходит в кульминационный момент, когда Мцыри встречается с диким барсом.

Посещение Кавказа

Сам Лермонтов в 1837 году отправляется на Кавказ — его высылают прапорщиком в Нижегородский драгунский полк после стихотворения «Смерть поэта», которое он посвятил Пушкину. Лермонтов пробыл на Кавказе всего на несколько месяцев, но дикая красота его природы восхитила поэта. Позже в «Мцыри» он ярко опишет эту необузданную красоту, неразрывно связав ее с душой молодого послушника, вырвавшегося на свободу.

Однако это не первое посещение Кавказа Михаилом. В детстве, чтобы поправить здоровье, он ездил туда с бабушкой. Первым, самым ярким воспоминанием маленького поэта стала история из цикла кавказских преданий. Она повествовала о юноше, который сразился с тигром в смертельной схватке — и победил его. Эта сцена войдет в поэму «Мцыри», когда герой бросится на снежного барса и убьет его голыми руками.

В 1937 году, побывав на Кавказе, поэт проникся его красотой, ознакомился с горским фольклором. Он лег в основу многих его произведений. Как пишет литературный историк Висковатов П. А., особенно на творчество Лермонтова повлияла старая военно-грузинская дорога, полная старинных легенд и преданий.

Пересказ «Мцыри»

Простой и незамысловатый сюжет лермонтовского «Мцыри» повествует об очень короткой жизни юноши Мцыри.

Мы наблюдаем неудавшуюся попытку побега юноши из монастырской обители.

В одной главе рассказана вся жизнь Мцыри, а на протяжении 24 строф мы погружаемся в трагический монолог юноши. Монолог о впечатлениях свободы размером в три дня, а затем целая «вечность», которую провел юноша в монастырских стенах.

Три дня на свободе дали юноше гораздо больше впечатлений, чем продолжительное существование в монастыре. Чудесный мир свободы и мрачное бытие в монастыре резко контрастируют друг с другом.

Герой с восхищением поглощен картиной мира, природой! Кавказский пейзаж завораживает и нас со страниц поэмы М.Ю. Лермонтова. Кавказские «пышные поля», высокотравные холмы, хребты гор и скалистые склоны, бездны и ущелья, бурно журчащие ручьи и сильные потоки – лишь немногое, что остается в памяти чудесным образом Кавказской природы.

Природа, которой был восхищен наш герой, на разные голоса проникла в душу Мцыри. Даже в туманной тишине он слышал голоса и пение птиц. В шелесте листьев и потоках горных вод Мцыри видел собеседника не безмолвного, но готового к диалогу. И Мцыри был готов вести беседу с природой, что придает образу героя особую романтичность.

Картины природы, о которых повествуется, подтверждают наше предположение, почему Мцыри решил бежать из монастыря – насытиться свободой и желанием видеть этот мир, познавать его.

Что мы можем сказать о самой личности героя? Судя по тому, как он относится к природе, как воспринимает мир, мы видим натуру утонченную. В его глазах природа – это божий сад с безмятежностью и великолепием. Даже грозные и суровые скалы, бурные потоки и ужасающий свод деревьев доставляет юноше наслаждение и благоговение.

Великолепие Грузии видится ему молчаливым, но и в то же время противоречиво шумным.  И эта противоречивость не пугает Мцыри, а наоборот притягивает своей непредсказуемостью, вселяет в его душу какую-то гармонию с природой.

Мцыри умеет понять природу, принять ее всем сердцем такой, какая она есть. Это говорит о широте его мировоззрения, его духовной зрелости.

Когда Мцыри говорит о том, что видит, он усиливает реальность картины своими впечатлениями. Не скрывая чувств, герой как бы дает конкретные очертания абстрактного рисунка мира природы. Его рассказ приобретает эмоциональность через множество эпитетов — «горящая бездна», «волшебные голоса», «прозрачная зелень листов».

Этой эмоциональности мира природы созвучны сравнения, рожденные не случайным образом, а раскрытые через жизненный опыт и представления Мцыри — «как братья в пляске круговой», «причудливые, как мечты» и др. Такие сравнения и обороты кажутся необычными, фантастическими.

В поэме «Мцыри» мы прослеживаем попытку М.Ю. Лермонтова изобразить привычное через оригинальное и романтическое – сравнения, эпитеты и т.д.

Волнение в монологе героя автор усиливает тональностью. Знакомясь с миром, Мцыри познал, как «прекрасна ли земля». Мир прекрасен! И это гимн миру, который подтверждается монологом нашего героя.

Краткое содержание «Мцыри» представлено в двух вариантах — кратчайшее содержание для читательского дневника и краткое содержание каждой главы.

22

И как его, палил меняОгонь безжалостного дня.Напрасно прятал я в травуМою усталую главу:Иссохший лист её венцомТерновым над моим челомСвивался, и в лицо огнемСама земля дышала мне.Сверкая быстро в вышине,Кружились искры; с белых скалСтруился пар. Мир божий спалВ оцепенении глухомОтчаянья тяжелым сном.Хотя бы крикнул коростель,Иль стрекозы живая трельПослышалась, или ручьяРебячий лепет… Лишь змея,Сухим бурьяном шелестя,Сверкая желтою спиной,Как будто надписью златойПокрытый донизу клинок,Браздя рассыпчатый песок,Скользила бережно; потом,Играя, нежася на нем,Тройным свивалася кольцом;То, будто вдруг обожжена,Металась, прыгала онаИ в дальних пряталась кустах…

6

Ты хочешь знать, что видел яНа воле? — Пышные поля,Холмы, покрытые венцомДерев, разросшихся кругом,Шумящих свежею толпой,Как братья в пляске круговой.Я видел груды темных скал,Когда поток их разделял,И думы их я угадал:Мне было свыше то дано!Простерты в воздухе давноОбъятья каменные их,И жаждут встречи каждый миг;Но дни бегут, бегут года —Им не сойтиться никогда!Я видел горные хребты,Причудливые, как мечты,Когда в час утренней зариКурилися, как алтари,Их выси в небе голубом,И облачко за облачком,Покинув тайный свой ночлег,К востоку направляло бег —Как будто белый караванЗалетных птиц из дальних стран!Вдали я видел сквозь туман,В снегах, горящих, как алмаз,Седой незыблемый Кавказ;И было сердцу моемуЛегко, не знаю почему.Мне тайный голос говорил,Что некогда и я там жил,И стало в памяти моейПрошедшее ясней, ясней…

Анализ поэмы «Мцыри» Лермонтова

Поэма «Мцыри» — одно из наиболее известных произведений Лермонтова. В ней поэт смог с удивительным художественным мастерством изобразить природу Кавказа. Не менее ценно смысловое содержание поэмы. Она представляет собой монолог романтического героя, погибающего в борьбе за свободу.

Создание поэмы имеет долгую предысторию. Замысел истории возник у Лермонтова при чтении «Шильонского узника» Байрона. Он последовательно разрабатывает его в стихотворении «Исповедь» и поэме «Боярин Орша». Впоследствии автор целиком перенесет некоторые строки из этих произведений в «Мцыри». Непосредственным источником для поэмы становится история, которую узнал Лермонтов в Грузии. Пленный ребенок-горец был отдан на воспитание в монастырь. Обладая непокорным характером, ребенок несколько раз пытался сбежать. Одна из таких попыток чуть не закончилась его гибелью. Мальчик смирился и дожил до глубокой старости монахом. Лермонтова очень заинтересовала история «Мцыри» (в пер. с груз. – послушник). Он воспользовался прошлыми наработками, добавил элементы грузинского фольклора и создал оригинальную поэму (1839 г).

Сюжет поэмы полностью повторяет историю монаха за исключением одной важной детали. В реальности мальчик выжил, а в произведении Лермонтова окончательная точка не поставлена

Ребенок находится при смерти, весь его монолог является прощанием с жизнью. Только его гибель представляется закономерным финалом.

В образе дикого с точки зрения цивилизации ребенка перед нами предстает романтический герой. Он недолго наслаждался свободной жизнью среди своего народа. Захват в плен и заточение в монастырь лишают его возможности ощутить красоту и великолепие бесконечного мира. Врожденное чувство независимости делает его немногословным и нелюдимым. Его главным желанием становится побег на родину.
Во время бурной грозы, воспользовавшись страхом монахов, мальчик убегает из монастыря. Ему открывается прекрасная картина нетронутой человеком природы. Под этим впечатлением к мальчику приходят воспоминания о своем горном ауле. Это подчеркивает неразрывную связь патриархального общества с окружающим миром. Такая связь безвозвратно утрачена современным человеком.

Ребенок принимает решение добраться до родного очага. Но он не может отыскать дорогу и понимает, что заблудился. Схватка с барсом – необычайно яркая сцена поэмы. Ее фантастичность еще более подчеркивает индивидуализм главного героя, его гордый и непреклонный дух. Полученные раны лишают мальчика последних сил. Он с горечью осознает, что вернулся туда, откуда пришел.

Разговаривая со старцем, главный герой нисколько не жалеет о своем поступке. Три дня, проведенные на свободе, стоят для него всей жизни в монастыре. Его не страшит смерть. Существование в неволе представляется мальчику невыносимым, особенно потому, что он ощутил на себе сладость вольной жизни.

«Мцыри» — выдающееся произведение русского романтизма, которое можно отнести к шедеврам мировой классики.

Кратко о значении и истории создания поэмы Лермонтова «Мцыри»

Читать текст этого произведения следует сквозь призму исторических событий, которые и повлекли пленение вымышленного Лермонтовым романтического героя Мцыри. Временные рамки повествования принадлежат первой половине XIX века, то есть эпохе завоевания кавказских земель: присоединение территорий и обращение горцев в православие. Так и рождается мальчик Мцыри, вынужденный томиться в монастыре и постричься в монахи против своей воли.

По мнению литераторов и историков, Лермонтов мог взять за основу поэмы рассказ реального человека, монаха, которого поэт встретил по дороге в Грузию. В поэме также часто чувствуются мотивы народного грузинского фольклора, например, сцена с барсом очень напоминает «Мальчик и тигр» из народных сказаний. «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году, поэма претерпела много исправлений, чтобы избежать запрета под грифом «цензура». Удалены были в основном небольшие фрагменты, в которых особенно трепетно воспевалась свобода или звучали антихристианские мотивы.

Другие персонажи

Отец Мцыри (глава 7)

Отец Мцыри — его вспоминает юноша в своей исповеди. У отца был «непреклонный взор». Помнил сын звон его кольчуги и блеск ружья.

Старый монах (главы 3, 10, 25)

Старый монах — вылечил от болезни маленького Мцыри, спас его от смерти. Когда после неудавшегося побега юношу принесли в обитель, этот чернец пришёл к нему «с увещеваньем и мольбой», а затем выслушал исповедь Мцыри, не перебивая его. Юноша испытывает к нему доверие, прощаясь, называет его отцом (то ли потому, что так принято было обращаться к старым монахам, то ли потому что этот чернец воспитывал его с 6 лет). Мцыри доверяет монаху и просит, чтобы он велел перенести его перед смертью в сад, откуда виден Кавказ.

Грузинка (главы 12–14)

Грузинка — молодая девушка, которую увидел Мцыри, спустившись с горы к водному потоку. Сначала он услышал звук лёгких шагов и прекрасный молодой женский голос, поющий простую песню. Стройная девушка держала над головой кувшин и спускалась к берегу по узкой тропе. Она шла лёгкой походкой меж камней и смеялась «неловкости своей». Одежда её была бедна, из-за жары девушка откинула чадру. В тёмных очах девушки, как показалось Мцыри, были тайны любви. Наполнив кувшин водой, молодая грузинка поднялась в одну из двух саклей, приросших к скале. Когда Мцыри уснул, увидел он во сне образ молодой грузинки, и его грудь заныла «странной, сладкою тоской».

Барс (главы 16–18)

Когда Мцыри, убежав из монастыря, стал сбиваться с пути и заблудился ночью в лесу, на поляну из чащи выскочил барс. Он грыз кость и радостно визжал. Почуяв человека, барс издал вой и приготовился прыгнуть на Мцыри, но тот рассёк ему лоб суком. Несмотря на то, что из раны полилась кровь, храбрый зверь кинулся на человека. Оба яростно сражались, потом барс стал изнемогать и «встретил смерть лицом к лицу, //Как в битве следует бойцу!..»

Вам также будет интересно почитать:

Андрей Болконский — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Лебезятников Андрей Семёнович — образ и характеристика героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Левша — образ и характеристика героя повести Н. С. Лескова «Левша»

Константин Сатин — образ и характеристика героя пьесы М. Горького «На дне»

«Война и мир» (Л. Н. Толстой) — характеристики героев

«Тихий Дон» (М. А. Шолохов) — характеристики героев

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: