Краткое содержание
Около роскошного подъезда постоянно кипела бурная жизнь. Однако в него впускали лишь прилично одетых и презентабельных людей. Остальных же, кто мог испоганить своим внешним видом настроение вельможи, безжалостно выгоняли его слуги. Они также были обычными подневольными рабами, как и крепостные крестьяне, преодолевшие огромное расстояние, чтобы высказать помещику свои наболевшие проблемы и робко попросить о справедливости.
Посетители покорно уходили, перекрестившись на купола местного храма. Автор думал о бесполезности существования многих вельмож и мелких чиновников, которые беспроблемно проживают свою жизнь и спокойно умирают в глубокой старости на далеких берегах Средиземного моря.
Чиновники никогда не шли навстречу бедным крестьянам, потому что они были для вельмож обычной помехой. Эти оборванные и грязные бездельники могли только петь свои грустные песни и пить водку в кабаках. Затем поэт задался вопросом, сколько же таких несчастных во всей России. Они делают самую трудную и важную работу, за счет которой наслаждаются жизнью столичные личности.
Темы, проблемы и настроение
Основная тема стихотворения — тема крестьянской судьбы. Некрасов отразил реальное положение крестьян в пореформенной Руси (в 1861 году была отмена крепостного права). Народ всё так же терпит угнетения со стороны господ, пытается любыми способами достать средства на существование, изнемогая на тяжелых работах. Реформа не помогла им, ведь об адаптации простых людей в новой жизни никто не подумал. Они так и остались зависимыми рабами.
Проблема социальной несправедливости также привлекает внимание автора. Некрасов на примере бедных просителей и влиятельного вельможи показывает, как сильно отличается жизнь богатых и бедных
В то время как одни ведут праздную жизнь, вдоволь едят, устраивают приёмы, другие обуты в «самодельные лапти», имеют «загорелые лица и руки» от постоянного труда под палящим солнцем.
Некрасов в произведении затрагивает и тему сострадания. В последних строках лирический герой обращается непосредственно к народу:
Автор пишет о беспомощности народа, о неспособности мужика изменить свою жизнь. Он скорбит по несчастным бурлакам, вынужденных нести свою ношу десятками лет. Нет такого места, где бы «сеятель и хранитель» Русской земли не стонал, этот звук стал настолько обыденным, что уже «песней зовётся».
В произведении настроение лирического героя меняется. Он со злобным пафосом описывает жизнь «владельца роскошных палат», обвиняя его в «глухоте к добру», в бессмысленном существовании. Однако герой по-иному относится к бедным просителям: он проникнут сочувствием к судьбе простого народа, с жалостью говорит об их нищем внешнем виде, их тяжелом положении.
Композиция
Произведение являет собой пример композиционного совершенства: оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.
Так, в самом начале описывается «торжественный» день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.
Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.
Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне, поскольку не протестуют против своего бедственного, бесправного положения – это проблема, поставленная в стихотворении. В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест: трёх- и четырёхстопные стихи. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрёстную и парную рифмы.
Анализ стихотворения «На Волге»
Данное произведение написано в 1860 году. Манера, к которой обратился автор, не редкость в его творчестве. Здесь переплетены детские воспоминания:О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зарям, Когда еще все в мире спит И алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке. Иду на помощь к рыбакам, Катаюсь с ними в челноке, Брожу с ружьем по островам. То, как играющий зверок. С высокой кручи на песок Скачусь, то берегом реки Бегу, бросая камешки, И песню громкую пою Про удаль раннюю мою… Тогда я думать был готов, Что не уйду я никогда С песчаных этих берегов.
Здесь же восхищение природным пейзажем уже взрослого автора:
О Волга! после многих лет Я вновь принес тебе привет. Уж я не тот, но ты светла И величава, как была. Кругом все та же даль и ширь..
Здесь и кульминационная часть. То, что больше всего тревожит рассказчика. Некрасов подобрал самые точные слова, чтобы описать несчастного бурлака:
Лохмотья жалкой нищеты, Изнеможенные черты И, выражающий укор, Спокойно-безнадежный взор… Без шапки, бледный, чуть живой…
В последней части стихотворения поэт капнул глубоко. Он буквально показал печальную приемлемость поколений, когда безысходность положения вызывает чувства большие, чем просто сочувствие:
Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал: Все ту же песню ты поешь, Все ту же лямку ты несешь, В чертах усталого лица Все та ж покорность без конца. Прочна суровая среда, Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей! Отец твой сорок лет стонал, Бродя по этим берегам, И перед смертию не знал, Что заповедать сыновьям.
Такое понимание темы вовсе не случайно. Родовое имение Некрасова, где он провёл детство, как раз находилось на берегу данной реки. Тогда он восхищался могуществом пароходов. Однако в детстве ребёнок не задумывался, что все великолепие получено рабским трудом. Один раз на реке Волга он увидел чудовищную картину. Бурлаки тащили баржу. Эта мрачная картина произвела на мальчика сильное впечатление, настолько сильное, что спустя десятилетия, нашло отражение в данном произведении.
Волга для писателя всегда была чем-то большим, нежели простая река. С ней связана жизнь поэта. В отчем доме именно наблюдение за водами Волги давали писателю чувство свободы. Автор отмечает, что в детстве он считал всех своими братьями и никогда не делал различия между богатыми и бедными, низшими и высшими слоями населения. Свое детство он провел, играя с обычными крестьянскими ребятами своего возраста, также много учился у местных рыбаков. Автор отмечает, что именно встреча с бурлаками на Волге перевернула его сознание и заставила по-другому посмотреть на мир. Он понял, что некоторые люди в прямом смысле этого слово рождаются рабами и в будущем им ничего не сулит хорошего кроме страданий и несчастий.
Сама поэма состоит из четырех частей, первые две здесь посвящены детским воспоминаниям. После автор рассказывает, что спустя некоторое время, ему опять посчастливилось увидеть эту могущественную реку и он снова восхищается красотой. Но воспоминания несут всю горечь и несчастье, которое он увидел когда-то. Затем автор делает заключение — прошло десятилетие и ничего толком не поменялось, все те же бурлаки тащат баржу, тем самым зарабатывая себе на существование адским трудом.
«Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь»
Так поэт описал свою новую встречу с этими рабами. Его весьма расстроили бредущие в упряжке люди, которые еле переставляют ноги от изнеможения. Кажется, что это продолжается вечно. Тогда Некрасов рассуждает, что никогда бы не уехал из этих чудесных мест, не присутствовал бы здесь этот вой несчастья.
Вместе со всем этим поэт рассказывает, что в детстве и юности он мечтал изменить этот мир, однако, теперь он не представляет это возможным. Прошло столько лет и ему стыдно. Однако писатель отмечает, что благодаря этому ему удалось выработать чувство сострадания ко всему народу. Теперь у него есть цель. Он готов рассказывать о судьбе раба, так чтобы каждый проникся проблематикой и состраданием.
РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,Одержимый холопским недугом,Целый город с каким-то испугомПодъезжает к заветным дверям;Записав свое имя и званье,Разъезжаются гости домой,Так глубоко довольны собой,Что подумаешь — в том их призванье!А в обычные дни этот пышный подъезд10Осаждают убогие лица:Прожектеры, искатели мест,И преклонный старик, и вдовица.От него и к нему то и знай по утрамВсё курьеры с бумагами скачут.Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,А иные просители плачут.Раз я видел, сюда мужики подошли,Деревенские русские люди,Помолились на церковь и стали вдали,20Свесив русые головы к груди;Показался швейцар. «Допусти»,— говорятС выраженьем надежды и муки.Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!Загорелые лица и руки,Армячишка худой на плечах.По котомке на спинах согнутых,Крест на шее и кровь на ногах,В самодельные лапти обутых(Знать, брели-то долгонько они30Из каких-нибудь дальних губерний).Кто-то крикнул швейцару: «Гони!Наш не любит оборванной черни!»И захлопнулась дверь. Постояв,Развязали кошли пилигримы,
47
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,И пошли они, солнцем палимы,Повторяя: «Суди его бог!»,Разводя безнадежно руками,И, покуда я видеть их мог,40С непокрытыми шли головами…
А владелец роскошных палатЕще сном был глубоким объят…Ты, считающий жизнью завидноюУпоение лестью бесстыдною,Волокитство, обжорство, игру,Пробудись! Есть еще наслаждение:Вороти их! в тебе их спасение!Но счастливые глухи к добру…
Не страшат тебя громы небесные,50А земные ты держишь в руках,И несут эти люди безвестныеНеисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,Что тебе этот бедный народ?Вечным праздником быстро бегущаяЖизнь очнуться тебе не дает.И к чему? Щелкоперов забавоюТы народное благо зовешь;Без него проживешь ты со славою60И со славой умрешь!Безмятежней аркадской идиллииЗакатятся преклонные дни:Под пленительным небом Сицилии,В благовонной древесной тени,Созерцая, как солнце пурпурноеПогружается в море лазурное,Полосами его золотя,—Убаюканный ласковым пениемСредиземной волны,— как дитя70Ты уснешь, окружен попечениемДорогой и любимой семьи(Ждущей смерти твоей с нетерпением);Привезут к нам останки твои,Чтоб почтить похоронною тризною,И сойдешь ты в могилу… герой,
48
Втихомолку проклятый отчизною,Возвеличенный громкой хвалой!..
Впрочем, что ж мы такую особуБеспокоим для мелких людей?80Не на них ли нам выместить злобу? —Безопасней… Еще веселейВ чем-нибудь приискать утешенье…Не беда, что потерпит мужик:Так ведущее нас провиденьеУказало… да он же привык!За заставой, в харчевне убогойВсё пропьют бедняки до рубляИ пойдут, побираясь дорогой,И застонут… Родная земля!90Назови мне такую обитель,Я такого угла не видал,Где бы сеятель твой и хранитель,Где бы русский мужик не стонал?Стонет он по полям, по дорогам,Стонет он по тюрьмам, по острогам,В рудниках, на железной цепи;Стонет он под овином, под стогом,Под телегой, ночуя в степи;Стонет в собственном бедном домишке,100Свету божьего солнца не рад;Стонет в каждом глухом городишке,У подъезда судов и палат.Выдь на Волгу: чей стон раздаетсяНад великою русской рекой?Этот стон у нас песней зовется —То бурлаки идут бечевой!..Волга! Волга!.. Весной многоводнойТы не так заливаешь поля,Как великою скорбью народной110Переполнилась наша земля,—Где народ, там и стон… Эх, сердечный!Что же значит твой стон бесконечный?Ты проснешься ль, исполненный сил,Иль, судеб повинуясь закону,Всё, что мог, ты уже совершил,—Создал песню, подобную стону,И духовно навеки почил?..
49
Н.А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 томах. Л.: «Наука», 1981. Т. 2. С. 47-49.
Электронная публикация РВБ, 2018-2022. Версия 0.1 от 10 декабря 2018 г.
Размышления у парадного подъезда
Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким–то испугом Подъезжает к заветным дверям; Записав свое имя и званье1, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой, Что подумаешь – в том их призванье! А в обычные дни этот пышный подъезд Осаждают убогие лица: Прожектеры, искатели мест, И преклонный старик, и вдовица. От него и к нему то и знай по утрам Всё курьеры с бумагами скачут. Возвращаясь, иной напевает «трам–трам», А иные просители плачут. Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди; Показался швейцар. «Допусти», – говорят С выраженьем надежды и муки. Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели–то долгонько они Из каких–нибудь дальних губерний). Кто–то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали кошли пилигримы2, Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв, И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: «Суди его бог!», Разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами... А владелец роскошных палат Еще сном был глубоким объят... Ты, считающий жизнью завидною Упоение лестью бесстыдною, Волокитство, обжорство, игру, Пробудись! Есть еще наслаждение: Вороти их! в тебе их спасение! Но счастливые глухи к добру... Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках, И несут эти люди безвестные Неисходное горе в сердцах. Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает. И к чему? Щелкоперов3 забавою Ты народное благо зовешь; Без него проживешь ты со славою И со славой умрешь! Безмятежней аркадской идиллии4 Закатятся преклонные дни. Под пленительным небом Сицилии, В благовонной древесной тени, Созерцая, как солнце пурпурное Погружается в море лазурное, Полосами его золотя, – Убаюканный ласковым пением Средиземной волны, – как дитя Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением); Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною, И сойдешь ты в могилу... герой, Втихомолку проклятый отчизною, Возвеличенный громкой хвалой!.. Впрочем, что ж мы такую особу Беспокоим для мелких людей? Не на них ли нам выместить злобу?– Безопасней... Еще веселей В чем–нибудь приискать утешенье... Не беда, что потерпит мужик: Так ведущее нас провиденье Указало... да он же привык! За заставой, в харчевне убогой Всё пропьют бедняки до рубля И пойдут, побираясь дорогой, И застонут... Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи; Стонет в собственном бедном домишке, Свету божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке, У подъезда судов и палат. Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется – То бурлаки идут бечевой!.. Волга! Волга!.. Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля, – Где народ, там и стон... Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил, – Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?.. 1858
Тема
Ключевые темы – это вопиющая несправедливость общественного устройства, тяжелая судьба русского народа и горькая участь простых крестьян.
Автор жалел крестьян, ведь богатые чиновники и высокопоставленные особы не желали обращать на них никакого внимания. По мнению поэта, покорное русское крестьянство должно пробудиться ото сна.
Интересно, ведь проблема социального неравенства актуальна по сей день. Именно поэтому данное стихотворение Некрасова внесено в школьную программу.
Читайте по теме: Анализ других стихотворений Некрасова: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.
Тема, основная мысль и композиция, сюжет
Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.
Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда
По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица»
Не все просители получают просимое.
Далее описана история конкретных просителей
Мужики не были допущены к важному лицу швейцаром
Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.
Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход — проснуться.
Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.
Основная идея
Главная мысль стихотворения Некрасова «Родина» заключается в осуждении принятых в обществе тирании и жестокости. Эта жестокость особенно явно выражена в отношении к крепостным крестьянам, так как полное бесправие не дает им возможности противостоять насилию или отказаться от тяжелого труда. Однако безнаказанность и желание власти также калечат жизни близких тирану людей, как это происходит с матерью героя.
Литературоведами отмечалось, что содержание «Родины» намного шире, чем просто описание детских впечатлений поэта. Друг за другом в тексте предстают страшные и жестокие картины, типичные для традиционного уклада жизни помещиков. Более того, в образе «того, который всех давил» можно увидеть намек на монарха, не обращающего внимания на страдания и горести своего народа. Именно поэтому стихотворение Некрасова долго не допускалось к печати цензурой. Таков смысл произведения «Родина».
Основная идея
Главная мысль стихотворения – невозможность крестьян добиться счастливой жизни при социальном неравенстве. Они находятся в сильной зависимости от вышестоящих людей, не способны что-то предпринять для собственного спасения. Простой труженик терпит жестокость, угнетение, несправедливое отношение, а паразит на теле страны, очередной господин, тратит народное достояние на шикарные и праздные будни. Автора возмущает, что все это видят, но никто ничего не делает. Поэтому он решается донести правду до высших слоев общества, показав, что такое отношение к простым людям ведет страну в пропасть.
Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.
Основные персонажи стихотворения
Стихотворение было написано в 1858 году. Это время было достаточно счастливым для поэта. Он успешно творил, его выдвинули в первые ряды отечественной литературы. Некрасову были близки идеи «крестьянской демократии».
Поэтому главными героями данного произведения являются крестьяне, которые сидели у парадного подъезда, а также весь русский народ со своими проблемами и своей судьбой, родная земля, в общем весь русский люд.
Текст стихотворения, которое проходят на уроке литературы в 10 классе, пронизан горькой иронией. Поэта беспокоит равнодушие власть имущих к страданиям простого народа. Чиновники, с удовольствием льстящиеся к сильным мира сего, брезговали «некрасивыми на вид» мужиками. А ведь многие из них, свято веря в справедливость закона, сутками шли из отдаленных губерний в столицу.
Повесть Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» написана в 1937 году. Краткое содержание «Приключения капитана Врунгеля» для читательского дневника рассказывает об увлекательном кругосветном путешествии команды отважных друзей во главе со смелым капитаном Христофором Бонифатьевичем.
Жанр
Это яркий пример жанра гражданской лирики, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущение и равнодушие ленивой знати, и раболепие перед ней людей помельче, и покорность крестьянства.
В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест – трех-и четырехстопные отрезки чередуются. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрестную и смежную рифмы.
Стихотворение сложно отнести к определенному жанру: оно совмещает в себе черты элегии (грустные размышления о народной судьбе), сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»), песни (песенные мотивы присутствуют в заключительно части произведения, начиная со слов «Родная земля! »). Однако можно однозначно определить направление — гражданская лирика: лирический герой отражает своё отношение к общественным событиям.
Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).
Размышления у парадного подъезда
Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким–то испугом Подъезжает к заветным дверям; Записав свое имя и званье1, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой, Что подумаешь – в том их призванье! А в обычные дни этот пышный подъезд Осаждают убогие лица: Прожектеры, искатели мест, И преклонный старик, и вдовица. От него и к нему то и знай по утрам Всё курьеры с бумагами скачут. Возвращаясь, иной напевает «трам–трам», А иные просители плачут. Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди; Показался швейцар. «Допусти», – говорят С выраженьем надежды и муки. Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели–то долгонько они Из каких–нибудь дальних губерний). Кто–то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали кошли пилигримы2, Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв, И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: «Суди его бог!», Разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами... А владелец роскошных палат Еще сном был глубоким объят... Ты, считающий жизнью завидною Упоение лестью бесстыдною, Волокитство, обжорство, игру, Пробудись! Есть еще наслаждение: Вороти их! в тебе их спасение! Но счастливые глухи к добру... Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках, И несут эти люди безвестные Неисходное горе в сердцах. Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает. И к чему? Щелкоперов3 забавою Ты народное благо зовешь; Без него проживешь ты со славою И со славой умрешь! Безмятежней аркадской идиллии4 Закатятся преклонные дни. Под пленительным небом Сицилии, В благовонной древесной тени, Созерцая, как солнце пурпурное Погружается в море лазурное, Полосами его золотя, – Убаюканный ласковым пением Средиземной волны, – как дитя Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением); Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною, И сойдешь ты в могилу... герой, Втихомолку проклятый отчизною, Возвеличенный громкой хвалой!.. Впрочем, что ж мы такую особу Беспокоим для мелких людей? Не на них ли нам выместить злобу?– Безопасней... Еще веселей В чем–нибудь приискать утешенье... Не беда, что потерпит мужик: Так ведущее нас провиденье Указало... да он же привык! За заставой, в харчевне убогой Всё пропьют бедняки до рубля И пойдут, побираясь дорогой, И застонут... Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи; Стонет в собственном бедном домишке, Свету божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке, У подъезда судов и палат. Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется – То бурлаки идут бечевой!.. Волга! Волга!.. Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля, – Где народ, там и стон... Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил, – Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?.. 1858