На волге (не торопись, мой верный пес!..)

Темы, проблемы

Основной темой, проходящей практически через все творчество великого поэта, является тяжелая участь простого народа. Автор показывает читателю, что простые люди вынуждены трудиться и день и ночь, изнуряя себя непосильным трудом, чтобы иметь возможность прокормить себя и свою семью.

К ним относятся очень плохо, оплата труда мизерная, а работа безумно тяжелая. Поэт очень сильно переживает их судьбу и участь. Поэтому для него такое неравенство и несправедливость в обществе действительно является проблемой, которую он и старается донести в своем творчестве.

Автор старается как можно лучше описать внешний вид бурлаков, которые так сильно задели его за живое. Именно этим он и подчеркивает весь трагизм ситуации, который складывается в одну большую и общую проблему.

Он подчеркивает и то, что у людей никакой надежды на светлое будущее. Они обречены из поколения в поколение, поэтому молча и покорно, продолжают тащить свою лямку.

Анализ стихотворения Некрасова «На Волге»

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.

В 1860 году Некрасов написал поэму «На Волге», которая частично посвящена детским воспоминаниям. Поэт вырос в родовом имении, которое располагалось на берегу этой реки, и до определенного возраста не имел понятия о том, что могущество пароходной индустрии построено на рабском труде бурлаков. Однажды он увидел, как толпа грязных, изможденных и больных людей тащит по Волге баржу, и был настолько поражен этой жестокой и мрачной картиной, что спустя много лет воссоздал ее в своей поэме.

Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал я братьями людей». Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии.

Поэма «На Волге» состоит из четырех частей, первые две из которых посвящены детским воспоминаниям. Однако в последующих главах Некрасов рассказывает о том, что спустя много лет ему вновь довелось побывать на Волге, которую он боготворит, не переставая восхищаться ее могуществом и красотой. Однако новая встреча с рекой детства оставила в душе поэта ощущение горечи и безысходности, потому что даже через десятилетия ничего не изменилось, и все те же бурлаки по-прежнему зарабатывают себе на жизни адским, каторжным трудом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», – так описывает новую встречу с бурлаками поэт. И именно в этот момент к автору приходит осознание простой истины, что одной из причин его побега из родового поместья стало желание никогда в жизни больше не сталкиваться с этими изможденными людьми, бредущими вдоль берега в упряжке и тянущими свою бесконечную заунывную песню. Поэтому Некрасов отмечает, что с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! на тобой не раздавался этот вой!».

Вместе с тем поэт признается: его юношеские мечты изменить этот мир были настолько несбыточными, что, по прошествии многих лет, ему даже стыдно о них вспоминать. Некрасов отмечает, что «в бесполезной той борьбе немало силы погубил», но при этом обрел чувство сострадания к ближним и стремление всегда придти на помощь людям, если они в ней нуждаются.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи о родине, о России ✑

Анализ стихотворения «На Волге» Николая Некрасова

Характерная черта творчества Н. А. Некрасова — ярко выраженная гражданская позиция. Даже в чисто лирических стихотворениях он никогда не забывал о главной цели своей жизни — освещению страданий простого народа. В 1860 г. Некрасов написал поэму «На Волге», в которой детские воспоминания тесно переплетаются с болью за каторжную участь бурлаков.

Поэма начинается вполне нейтрально: автор с грустью вспоминает о своем детстве, проведенном на берегу Волги. Он сожалеет о том, что покинул эти милые сердцу родные места. Некрасов признает, что главной причиной было стремление к борьбе, неприятие тихой и спокойной жизни. Излишне самокритично звучит строка «жизнь напрасно я убил». Поэт многим открыл глаза на истинное положение простого народа.

Далее Некрасов описывает свой неугомонный и бесстрашный характер. В качестве примера он приводит свою ночную прогулку с целью увидеть настоящих чертей, которыми его пугала няня. В этом стремлении добраться до истины можно увидеть задатки будущего реализма Некрасова.

Вернувшись на берег Волги в зрелом возрасте, поэт с нежностью наблюдает за ее великим неуклонным течением. Его сердце успокаивается и отдыхает от суеты большого города. Внезапно идиллия нарушается прозвучавшими стонами. Автор замечает бурлаков и вспоминает о своей первой детской встрече с ними. Когда-то давно вид измученных людей, тянущих свою лямку, испугал и поразил мальчика. Никто не объяснил ему значения увиденного, лишь няня уговаривала больше не гулять по берегу. Но своенравный ребенок вернулся на Волгу и был вновь поражен тем, что в его сознании река стала совершенно иной. Вероятно, Некрасов преувеличивает, утверждая, что именно тогда назвал Волгу «рекою рабства и тоски». Но несомненно, что вид невыносимого бурлацкого труда произвел на него огромное впечатление.

В финале произведения Некрасов подводит неутешительный итог. Прошло много лет, а на берегах Волги по-прежнему звучат душераздирающие стоны. Несколько поколений бурлаков также занимаются непосильным трудом, получая за это жалкие гроши. Выхода из создавшейся ситуации нет. Тяжелая работа дает единственные средства к выживанию. Однообразие чисто механических действий накладывает на людей отпечаток вечной покорности своей судьбе. Стоны перемежаются лишь такими же однообразными бурлацкими песнями «с болезненным припевом «ой!»». Поэт с горечью отмечает, что молодые здоровые люди быстро растрачивают свои силы и в конце концов погибают на берегу великой реки.

—————

—————

—————

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Истоки творчества

Многие исследователи творчества поэта склонны называть это произведение поэмой. И к этому есть определённые основания, если ориентироваться в первую очередь на его формальный объём. Но и по смысловому содержанию в стихотворении «На Волге» Некрасов замахнулся на очень большие философские обобщения. Созданные ним образы заставляют читателя задуматься о человеческих страданиях на пути к будущему. «О цене прогресса», как стало принято выражаться в двадцатом веке. Но даже если не углубляться в такие абстрактные философские понятия, то всё равно это произведение не столь просто для понимания, как это может показаться на поверхностный взгляд. Вне контекста жизни и творчества поэта невозможно правильно осмыслить и это его произведение. Стих «На Волге» Некрасов сочинил под впечатлением поездки по этой реке. Практически как художник изобразил с натуры. И любой нормальный художник обязан проделать этот путь — от впечатлений, увиденных в жизни, до глубокого осмысления и обобщения увиденного. Нет ничего удивительного в том, что в своём программном произведении «На Волге» поэт обратился к образу, запечатлённому в сознании ещё в детстве. Сама эта река, безусловно, олицетворяет собой русскую силу и могущество. Но не в меньшей степени и угнетение и беспросветность существования.

Тихая моя Родина

Стихи о малой родине известных поэтов

Я снова здесь, в семье родной…

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!

В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.

И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.
Сергей Есенин

Тихая моя Родина

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. —
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Николай Рубцов

Край ты мой заброшенный

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
Сергей Есенин

Деревня

Люблю я приют ваш печальный,
И вечер деревни глухой,
И за летом благовест дальный,
И кровлю, и крест золотой.

Люблю я немятого луга
К окну подползающий пар,
И тесного, тихого круга
Не раз долитой самовар.

Люблю я на тех посиделках
Старушки чепец и очки;
Люблю на окне на тарелках
Овса золотые злачки;

На столике близко к окошку
Корзину с узорным чулком,
И по полу резвую кошку
В прыжках за проворным клубком;

И милой, застенчивой внучки
Красивый девичий наряд,
Движение бледненькой ручки
И робко опущенный взгляд;

Прощанье смолкающих пташек
И месяца бледный восход,
Дрожанье фарфоровых чашек
И речи замедленный ход;

И собственной выдумки сказки,
Прохлады вечерней струю
И вас, любопытные глазки,
Живую награду мою!
Афанасий Фет

Кстати

Куда ушла Нобелевская премия Бунина

В 1933 г. денежный эквивалент Нобелевской премии по литературе составлял 170 322 шведские кроны, что соответствовало примерно 715 тыс. франков. Однако до нобелевского чека Бунину нужно было ещё доехать. Вот свидетельство писательницы Галины Кузнецовой: «В доме не было денег… Мы ещё долго говорили накануне в его кабинете, он с карандашом считал. Выходило, что для поездки в Швецию надо 50 тысяч…»

Из того, что осталось после покрытия долгов на поездку, Иван Алексеевич выделил серьёзную сумму на помощь писателям-эмигрантам. Вот фрагмент одного из его интервью: «Как только я получил премию, мне пришлось раздать около 120 тыс. франков. Да я вообще с деньгами не умею обращаться. Знаете ли вы, сколько писем я получил с просьбами о вспомоществовании? За самый короткий срок пришло до 2000 писем…»


От первой любви до «брака втроём». Четыре женщины в жизни Ивана Бунина Подробнее

Оставалось ещё около полумиллиона франков. Этого могло хватить на покупку виллы и земельного участка. Но Бунин решил иначе. Вот как об этом рассказала его подруга, писательница Зинаида Шаховская: «По совету доброжелателей он вложил оставшуюся сумму в какое-то „беспроигрышное дело“ и остался ни с чем». Этих «беспроигрышных дел» было два — вклад в ценные биржевые бумаги и доля в русском ресторане. Обе попытки вести бизнес окончились крахом. В конце жизни Бунин писал: «Я нищ, не купил ни землю, ни дом…»

Жизнь в слове

Гробницы и мумии молчат, и это свидетельствует о том, что в них скрыты тайны, которые невозможно открыть без слова. Завершаем краткий анализ стихотворения Бунина «Слово» утверждением автора — «Слову жизнь дана». Это очень значимое олицетворение. «Мумии», «кости» и «гробницы» — метонимия. «Мировой погост», как кладбище мировой истории, применяется автором в переносном значении. То же самое касается и «слова», которым выражена и сама речь, и язык.

Дело не только в использовании троп, а в том, что буквально каждое слово стихотворения образно

В одно четверостишие поэт вложил глубокую мысль о самом важном достоянии человека – языке, как о памяти, которая нашла воплощение в слове

Об этом можно размышлять бесконечно и находить новые аргументы, ведь мысль поэта охватывает и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ стихотворения Бунина «Слово» по плану — лучший способ рассмотреть, что в произведении нет этнических рамок – поэт говорит о человечестве и проникает в сущность, которая выделяет человека из остального животного мира — «дар бессмертный – речь».

Об авторе

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 г. Его отец был поручиком полка, квартировавшего в г. Немирове Винницкого уезда, где и родился будущий поэт.

Множество произведений Некрасова посвящено его матери, Елене Андреевне Закревской, которая вышла замуж по любви вопреки воле родителей. Но счастливым этот брак не был. Некрасов очень любил мать и восхищался ее стойкостью. Матери он посвятил поэмы «Мать», «Рыцарь на час». Образ женщины-матери проходит через все его творчество.

Юность поэта была полна лишений. Вопреки воле отца, который хотел, чтобы сын стал военным, юноша в 1839 г. стал вольнослушателем Петербургского университета. Он решил изучать филологию. Без материальной поддержки отца Николай часто голодал и даже вынужден был ночевать в ночлежках. В это время он начал писать статьи о литературе, а также водевили (под псевдонимом Перепельского).

В 1840 г. выходит первая книга стихов Некрасова «Мечты и звуки». Основное содержание сборника, раскритикованного В.Г. Белинским, составляли романтические баллады. После критики поэт стал скупать и уничтожать экземпляры книги, поэтому впоследствии она стала библиографической редкостью.

Начиная с 1840 г., Некрасов сближается с Белинским, который высоко оценил стихотворение «В дороге». Тогда же начинается деятельность Некрасова как издателя. В конце 1846 г. он начинает редактировать журнал «Современник». Вскоре издание становится лучшим литературным журналом России. В этот период Некрасов пишет ряд лирических стихотворений, посвященных его гражданской жене А.Я. Панаевой.

Во время раскола «Современника» поэт поддержал демократическое крыло журнала во главе с Н.А. Добролюбовым и Н.Г. Чернышевским. В этот период он пишет стихотворения «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Дорога». Когда «Современник» был закрыт, Некрасов начинает редактировать «Отечественные записки», которые вскоре повторяют успех «Современника». В последние годы жизни Некрасов заканчивает поэму «Кому на Руси жить хорошо», посвященную жизни крестьян после падения крепостничества.

Умер поэт 27 декабря 1877 г. от рака кишечника.

Вариант №2

Николай Алексеевич Некрасов выражал одной из основных идей своего творчества народную и посвящал строки стихотворений крепостным людям. Творчество поэта наполнено жалостью и болью к бедственной среде жизни простого крестьянства, приневоленного добывать пропитание физическим тяжелым трудом. Вопрос о несправедливости устройства мира постоянно красной линией протекает через все произведения Некрасова.

В родовом гнезде протекало детство поэта. На берегу реки Волги тихо раскинулась усадьба. «О Волга!.. колыбель моя!», – обращается к любимым сердцу местам русский поэт. Вначале идут ностальгические эпизоды детских лет. Красивые картинки переходят в другие менее радужные и тяжёлые для души поэта. Ребенком он видел, как его отец жестоко использовал бурлаков. О том, что мощь пароходной промышленности основана на рабском угнетении бурлаков, он не догадывался. Когда поэт вырос, то был сильно поражен жестоким и мрачным зрелищем. Толпа грязных, измученных и больных людей волочит по Волге баржу с грузом. В 1860 году Некрасов воссоздал эту картину в своей поэме «На Волге». Облик бурлаков ужасен. В глазах читается безысходность и желание смерти. Жизнь на земле для них стала адом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», – пишет о новой встрече с бурлаками рассказчик. Бедняков довели до полного изнеможения. Несчастные потеряли всякую веру, что существование изменится к лучшему. По острым камням, по песку, по холодной воде идут холопы с лямками на плечах. Бечева врезается в кожу. Холопы надрываются. Стоит глухой, но раздирающий душу стон.  За мучительный труд мужикам дадут жалкие гроши для своей семьи. И никогда им не выбраться и не победить нищету. Глядя на мучения нищего народа, появилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь».

Историки считают, что живописец Илья Репина изобразил грязных, усталых работников, тащащих груженую баржу на знаменитой картине «Бурлаки на Волге» вдохновленный именно поэмой. И «художник слова» Некрасов и живописец Репин в своем творчестве изобличали острые социальные и политические проблемы России.

Сомнения и неудовлетворенность от собственных стараний по изменению режима посещает автора произведения. Нет уверенности в победе над поработителями. Автор с печалью говорит о напрасно прошедших годах.  Печальные строки открывают истинные размышления поэта в определенный период его жизненного пути.

Финал поэмы показывает, что выхода для простого народа нет.  Тяжелая работа приучает людей к вечной покорности своим поработителям. Сильный и здоровый народ быстро растрачивает свои силы и умирает в расцвете сил. «Рекой рабства и тоски» стала прекрасная река для автора. Отчетливо слышен призыв к бунту. Поэма призывает задуматься, а как облегчить участь простого народа.

В поэме русский писатель передает сентиментальность и ранимость своей души, моральную ответственность за происходящее в Российской империи. Поэт стал на путь «народного заступника».

На Волге (Бурлаки на Волге) 5 класс
Сейчас читают:

  • Сочинение про Речевой этикет (5 класс)

    Я знаю, что этикет – это правила поведения в обществе. Нелегко объяснить, что такое речевой этикет. Мне кажется, что речевой этикет — это правила общения и налаживания отношений с другими людьми в зависимости

  • Сочинение на тему Лето на море

    Лето прекрасное время года. Именно летом все отдыхают от долгого учебного и рабочего сезона. Позволяют себе оторваться от проблем и раздумий, на время забыть все трудности и невзгоды.

  • Сочинение на тему Мой день рождения

    Моя мама, большая затейница. Она всегда придумывает мне необычные праздники. У меня уже был день рождение в морском стиле, пиратская вечеринка и даже королевский бал, где я был рыцарем.

  • Сочинение по картине Зима в лесу (Иней) И.И. Шишкина 2, 3 класс

    Мы редко бываем в лесу. Чаще летом, когда выезжаем отдохнуть из города на летних каникулах. Когда смотришь на картину великого художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу. Иней» очень хочется оказаться в этом красивом, сказочном месте.

  • Образ и характеристика Захара (слуги Обломова) в романе Гончарова сочинение

    Захар, в романе Гончарова «Обломов», является слугой самого Обломова. Его можно описать как старого человека, одетого в грязный сюртук, с дырой под мышкой. Он имел густые бакенбарды, но голова была голой как коленка. Захар играет роль растяпы,

  • Сочинение Книга наш друг и советчик 7 класс

    Уверена, что друзья есть у каждого человека на земле. У меня их много. Если мне грустно, то мои подружки всегда знают как развеселить меня, как подбодрить. Если у меня случается беда или что-то не получается, друзья всегда помогут мне, смогут поддержать.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа, край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: