Поэма некрасова «дедушка»: анализ и характеристика произведения

Краткое содержание

Пересказ поэмы “Дедушка” Н. Некрасова.

Рассказ начинается с того, что мальчик находит дома неизвестное ему изображение молодого офицера. Расспрашивает родителей, чей это портрет. Отец объясняет, что это Сашин дедушка.

Мальчик спрашивает, почему он никогда его не видел и что произошло. Но мама и папа не отвечают прямо, а говорят, что он все поймет позже. Мама считает, что генерал на картине добрый и смелый, но очень несчастный. Вскоре дедушка должен вернуться домой. Отец и мать Саши ждут его возвращения и рады этому событию.

Мальчик обнаруживает незнакомый портрет

Возвращение По возвращении дедушка ведет скромный образ жизни, на вопросы внука, как и родители, отвечает, что нужно подождать. Пожилой генерал описывается как статный седовласый мужчина. Дед и Саша много общаются, гуляют по окрестностям.

Во время общих прогулок мальчик замечает, что дедушка очень рад видеть родные края. Он учит ребенка любить землю, природу вокруг. Рассказывает о тяжелой жизни простого народа и о том, как живут за Байкалом. Описывает быт города, который отстроили с нуля, вырастили скотину и организовали процветающее хозяйство на пустом месте. Люди туда попали за то, что хотели дать свободу крестьянам. Селение называется Тарбагатай.

Дедушка пашет землю плугом

Новая жизнь дедушки Дедушка беседует с простым пахарем

Обращает внимание, что народ вокруг беден и голоден. Просит у крестьянина уступить ему плуг и управляется с ним отменно

Рассказывает о том, как тяжело живется крестьянам, как им приходится исполнять даже самые жестокие прихоти хозяев:

Однако по прошествии лет пожилой мужчина видит, как постепенно жизнь простого народа становится лучше. Многое изменилось, что не может не радовать, и он чувствует гордость и некоторую причастность к этому. Учит внука дорожить честью. Кроме того, мужчина проявляет хозяйственные умения, несвойственные генеральском чину (шьет, поет народные песни).

Проходит время, Саша идет в школу и там узнает истинную историю дедушки и его сослуживцев.

Считается, что прототипами дедушки были генералы Волконский и Бестужев

«Дедушка» — краткое содержание (пересказ)

Николай Алексеевич Некрасов написал свою знаменитую поэму «Дедушка» в 1870 году. Посмотрим же, о чем она рассказывает читателям?

Главным героем названного произведения является маленький мальчик по имени Саша. Однажды он увидел в кабинете отца портрет генерала. Сашу заинтересовал молодой мужчина, смотрящий на него со снимка, и он решил выяснить, кто бы это мог быть? Отец признался, что генерал с портрета – дедушка Саши. И больше ничего о нем не рассказывает. Таково начало поэмы «Дедушка», о которой мы сегодня будем подробно говорить.

Сашу не устроил ответ отца, мальчик обращается с вопросом к матери. Он хочет узнать, где сейчас находится его дед, жив ли он? Саша недоумевает, почему он до сих пор ни разу не видел своего дедушку? Мама не может сдержать эмоций, со слезами на глазах она отвечает сыну, что тот узнает все, когда вырастет.

Но все же судьба дала мальчику возможность пообщаться с дедом. Таинственный генерал с портрета в кабинете отца скоро приехал погостить. Все были рады и долго готовились к этой встрече. Больше всех ждал ее, конечно, маленький Саша. Внук набросился на деда с расспросами: где же он так долго пропадал, почему он приехал не в мундире? Дед с улыбкой отвечал мамиными словами: узнаешь, когда вырастешь.

Саша подружился с дедушкой, они постоянно были вместе, общались, гуляли. Генерал много знал, его суждения отличались простотой и мудростью, да и опыта ему было не занимать! И пусть борода и кудри уже стали седыми, дед еще сохранял молодецкую стать и стройность. Кроме этого, он легко брался за любое дело: копал грядки, что-то чинил и штопал, даже пахал, в общем, ни минуты не сидел, сложа руки. Дед отдыхал в родных местах, наслаждался красотами природы и общением с маленьким внуком. Саша с удовольствием слушал истории и песни дедушки, вообще он был очень смышленым мальчишкой, интересовался историей своей страны, судьбой ее многострадального народа.

Порой Саша замечал грустинку в глазах деда, внук переживал и хотел узнать, какую печаль таит этот добрый генерал. Но дед считал мальчика маленьким и не готовым узнать всю правду. Он успокаивал паренька тем, что сейчас уже все прошло и теперь будет легче. И добавлял свою излюбленную фразу: «Вырастешь – узнаешь!»

Саша много узнал от деда. Так, например, однажды он поведал внуку о далекой деревне Тарбагатай, расположенной далеко, за Байкалом. Честные в ней жили люди, трудолюбивые. И все у них ладилось, всего было вдоволь. Мальчик не знал, есть ли такая деревня и где она находится, но надеялся когда-нибудь узнать.

Но время шло. Мальчик все больше интересовался событиями жизни деда до его приезда. А дед не спешил рассказывать, призывая мальчика сначала отучиться, прививая ему живой интерес к этому процессу. Так и произошло: спустя короткое время Саша уже изучал такие науки, как история и география, легко ориентировался в географической карте, мог рассказать об особенностях быта русского народа.

Дедушка же старел и все больше хворал, давали знать о себе старые раны. Для того чтобы передвигаться, теперь ему нужен был костыль. Глядя на паренька, дедушка понимал ,что приходит время поведать все, что до сих пор было тайной. Скоро Саша узнает, что его дедушка – декабрист, вернувшийся из ссылки.

Ответы

Ответ разместил: Гость

я готовил свой обед

и ко мне зашел сосед

я за книгой с ним ходил

про обед совсем забыл

или

приготовить я хотел обед

но у меня все подгорело

тогда сказал мне мой сосед

что не мужское это дело!

вчера я к бабушке ходил

и там тетрадку я забыл

сегодня время огорчиться

тетрадка  пригодится

Ответ разместил: Гость

символика — это одно из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено в текстовых элементах, не влияющих на основное развитие сюжета, а, может быть, только предугадывающих его. так, по картинкам, висевшим на стене в комнате самсона вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. картинки «изображали блудного сына». на первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути дуни. но на самом деле образ блудного сына — это образ самого главного героя. первая картинка говорит о том, что самсон вырин «уходит» от своей дочери. ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на дуне. в разговоре с минским в петербурге вырин сказал: «отдайте бедную мою дуню. ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну». в этих словах проявляются как отцовские чувства, так и непонимание своей дочери, отсутствие веры в любовь. дуня с минским сразу договорились, что уедут вместе. но почему они не сказали ничего об этом самсону вырину? они полюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразу решил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому дуня и минский не могли ничего сказать. отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь. «что такое станционный смотритель? » — спрашивает пушкин у читателей через рассказчика в самом начале повести. «сущий мученик четырнадцатого класса», потому что его чин становится его жизнью, то есть он «ограничен», он мыслит именно как «чиновник четырнадцатого класса». и конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж, конечно, никогда не женится. самсон вырин при этом недальновиден. дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: «чего ж ты ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». самсон вырин как бы сам определил судьбу своей дочери. но вернемся опять к символике произведения. на ограниченность, недальновидность вырина намекает вторая картинка. на ней мы видим блудного сына, окруженного «ложными друзьями». действительно, и в другом случае самсон вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с минским. на третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без дуни превратился из «бодрого мужчины» в «хилого старика». он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. и последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище. самсон вырин именно «диктатор» жизни дуни, не оставляющий ей права выбора. ограниченность самсона вырина — это не просто свойство его индивидуального характера, она социально обусловлена, определе на условиями его жизни. осуждая станционного смотрителя, пушкин тем не менее, как мне представляется, жалеет того, рассказывая о трагедии его неудавшейся жизни.

Ответ разместил: Гость

вышли дружно мы из школы.

по домам все  

коля с машей — к светофору

перейти мостовую собрались.

коля дернулся вперед.

маша за рукав его

строго маша говорит:

-на   дорогах соблюдай правила движения!

знать их все должны -и без исключения!

чтоб дорогу перейти, ты на светофор гляди

красный цвет — дороги нет!

желтый — подожди,

а зеленый цвет —

придумал сам! нигде такого не  

Ответ разместил: Гость

«без проигрыша нет выигрыша, без падений нет взлетов»-

я понимаю это так ,что тот кто чего то добивается- тот обязательно добьется,а кто хочет что- то и ничего для этого не делает у того не претворятся в реальность его мечты.

«та игра плоха в которой нет победителя»- я понимаю это так,что надо  браться только за те дела в которых ты уверен что победишь.

«неважно выиграешь ты или проиграешь, важно как ты играешь»- я понимаю это так, важно чтобы ты знал свое дело и доводил его до конца, но конечно могут быть победы или поражения,но это неважно

История создания поэмы «Дедушка»

Некрасов об этой поездке мог узнать от своего старого приятеля — князя М. С. Волконского (годы жизни — 1832-1902), с которым он часто отправлялся на зимнюю охоту из Петербурга. Этот человек был сыном С. Г. Волконского.

Одним из главных источников при создании данной поэмы послужила, по справедливому замечанию Ю. В. Лебедева, книга «Сибирь и каторга» С. В. Максимова, опубликованная в журнале «Отечественные записки» (который издавал Некрасов) в 1868-1869 годах.

Самыми достоверными источниками, которыми располагал поэт при работе над двумя этими поэмами, были сведения, взятые им из третьей части данной книги — «Государственные преступники». Она содержала подробные описания сибирской жизни и ссылки декабристов. Автор не только посетил все эти места, но и побывал в известном Тарбагатае. Некрасовский рассказ о нем послужил идейным зерном поэмы.

Вариант 2

Произведение посвящено теме борьбы образованных людей, принадлежащих к более высоким слоям, чем крестьяне за счастье простого народа. Дедушка – декабрист, вернувшийся из сибирской ссылки, своими ответами на его вопросы и личным примером демонстрирует идеал борца за народное счастье.

Дедушка, изображенный на портрете, оказывается генералом. Однако, несмотря на свой высокий социальный статус, он обладает всеми качествами, которые должны быть присущи человеку не из народа, но поставившего себя на службу простым людям. Неоднократно подчеркивается, что генерал занимается крестьянским физическим трудом. Следовательно, он имеет определенный опыт, позволивший выработать навыки. Участие в крестьянских работах – это уподобление мужикам, позволяющее, по мнению автора и других (например, Льва Толстого) почувствовать долю народа и понять его образ мыслей.

Некрасов подчеркивает и другие черты, делающие образ дедушки привлекательным. Освоение земли в суровом сибирском климате, несомненно, требует смелости и настойчивости. Генерал (как и реальные декабристы) был достаточно обеспеченным человеком и, даже в ссылке, Мог себе позволить достаточно скромную, но праздную жизнь. Более того, приобретенные в ходе труда в тяжелых природных условиях качества, он сохранил и вернувшись домой.

Дедушка – генерал изображен патриотом, любящим свою землю и тосковавшим по родным местам. Однако он любит свою Родину не как абстрактное понятие, а проникнут глубокой симпатией к мужикам. Именно желание помочь им избавиться от крепостного права и прочих притеснений императорской России, привело его к участию в восстании декабристов.

Совершенно естественно, что одновременно дедушка ненавидит чиновников, притесняющих народ, имея возможность обирать его практически безнаказанно. В силу цензурных ограничений поэту пришлось смягчить остроту своей критики существующего строя, поэтому генерал-декабрист надеется на то, что правительство теперь само пойдет на реформы.

Используя постоянную недосказанность, когда маленькому Саше на вопросы о дедушке отвечают, что он узнает, когда вырастет, автор подогревает интерес к повествованию и к идеям борьбы за свободу, которые он желает донести. Причем использование этого приема продолжается на протяжении всего произведения, сам дедушка-генерал постоянно говорит то же самое. При этом сам Некрасов косвенно говорит о своем методе, о том, что тот должен дать пользу. По ходу повествования Саша, пытаясь самостоятельно отыскать ответы на занимавшие его вопросы, начинает интересоваться историей, географией и подобными учебными дисциплинами. Кроме того, подобная постановка диалогов держит читателя в некотором напряжении, не давая ему бросить произведение недочитанным.

Произведение написано с целью побудить читателей примкнуть к борьбе за счастье простого народа. Использование постоянной недоговоренности делает его более интересным, чем обычная агитация.

Вариант 2

Стихотворение под названием «Дедушка», написанное Некрасовым, является одним из самых известных и популярных стихотворений в его творчестве. Оно описывает глубокие отношения между двумя поколениями: молодым и пожилым. Главным героем становится мальчик Саша, который с нетерпением ожидает встречи с родным дедушкой, который скоро посетит их дом. И вот наконец их ожидаемая встреча состоялась.

Мальчик с охотой и вниманием наблюдает за тем, с каким уважением и трепетом его родители общаются с родным дедушкой, они омывают его ноги, причесывают и нежно целуют. Сам дедушка успел дослужиться до генерала, что значит, что он является умным и опытным человеком, с благородным характером и чувством собственного достоинства и чести

Мальчик Саша на протяжении долгого времени много общается с любимым дедушкой, который рассказывает массу историй о том, что происходит в жизни.

Но при этом, дедушка не сразу дает ответы на все вопросы, он спрашивает, а дедушка говорит ему «вырастешь – поймешь». Но внук все равно старается узнать, ему не хватает терпения, поэтому он пытается узнать раньше, чем вырастет.

Вместе с дедом он неспешно прогуливается по близлежащим окрестностях, где они общаются с простыми людьми и набираются опыта. Люди в это время заняты своей постоянной работой, а дедушка, который не гнушается никакого ручного труда, с удовольствием помогает пахать землю крестьянину, чтобы тот смог отдохнуть от постоянного труда, забирающего все его силы.

Дедушка за происходящим наблюдает с особой грустью и сожалением, он не просто наблюдает, он старается поделиться собственным опытом и мнением на происходящее вокруг. При этом он понимает, что при его молодости законы и нравы были куда суровее и жестче, сейчас же молодежь растет в совершенно других условиях. Тогда и Барин имел фактически неограниченные права, он мог ворваться прямо во время венчания и разорвать священные узы брака.

Внук многому учиться у любимого дедушки, он проводит с ним много времени. Именно поэтому у каждого читателя стихотворение вызывает свои ассоциации, детские воспоминания, которые согревают душу и позволяют переживать долгие зимние вечера с кружкой горячего чая. Да и само стихотворение пронизано любовью, приятными воспоминаниями, ассоциациями Некрасова, у каждого отзывающими в душе собственные ассоциации, дорогие и теплые для души, способные перенести в детство и помочь пережить любые трудности.

Книги, которые помогут подростку полюбить учиться

В переходный период с учёбой могут возникать трудности. Подростку и так приходится справляться с тонной новых ощущений и эмоций, переживать взлёты и падения — какие уж тут уроки. Но и тут на помощь приходит современная литература для подростков, которая не поучает и не читает нотации, а мягко рассказывает про то, что учёба тоже бывает классной.  

«Я хочу в школу!», Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский

История про вымышленную альтернативную школу. В ней дети не сидят за уроками и не зубрят правила. Они делают интересные проекты вместе с друзьями разного возраста. Но не всё так просто — школу грозятся закрыть, и дети должны будут учиться в обычной. Удастся ли им привыкнуть к новым обстоятельствам и при этом сохранить любовь к знаниям? Читателю предстоит найти ответ на этот вопрос. Книга подойдёт для всех любителей учиться старше 12 лет. 

«Разноцветный снег», Наталия Волкова

Эта книга — словно увлекательный познавательный квест по истории. Отличное чтение на ночь для подростков старше 14 лет. Главные герои — ребята из литературного кружка, где они постоянно получают странные задания. Одно из них — узнать, был ли предателем известный в городе ещё с войны Антон Петрович Старцев. Разворачивается целое историческое расследование, которое должно помочь восстановить справедливость. Удивительно, но это помогает героям ещё и разобраться в самих себе. 

«Школа в Кармартене», Анна Коростелёва 

Эта книга рассказывает о волшебной школе в Кармартене, населённой обычными людьми и мифологическими персонажами. Стать её студентом просто: нужно лишь после наступления 16 лет найти директора Мерлина и сдать ему экзамен. При этом необязательно уже быть с какими-то способностями — магии там научат. А кроме неё — химии, физике, медицине и другим важным наукам. Студенты школы Мерлина настолько позитивные и активные, с таким удовольствием всё изучают, что могут заразить своей тягой к знаниям кого угодно. Обязательно стоит прочитать эту книгу подросткам.

Костромская основа произведения

Некрасов в начале семидесятых годов 19 столетия работал над циклом, состоящим из поэм о судьбах декабристов: «Дедушка» (написана в 1870 г.), а также «Русские женщины», которая состояла из двух частей: в 1871 г. была закончена «Княгиня Трубецкая», а в 1872-м — «Княгиня Волконская».

Обращение к данной тематике на первый взгляд может показаться нехарактерным для такого поэта, как Некрасов, равнодушного к историческим сюжетам. Однако, как отмечал Николай Леонидович Степанов, это было именно обращение к революционным страницам прошлого, а не к истории как таковой, напоминание о самоотверженных деятелях и первой попытке революции в нашей стране.

Анализ поэмы «Дедушка» Некрасова

Поэма Н.А.Некрасова «Дедушка», написанная в 1870 году, — одно из наиболее популярных и любимых читателями произведений поэта. Оно повествует о дружбе деда и внука на фоне происходящих в то время в России политических событий.

В 1856 году царское правительство объявило об амнистии политических заключенных, виновных в попытке государственного переворота в декабре 1825-го. В поэме – рассказ о приезде пожилого декабриста в имение сына. Встречи с ним с нетерпением ждет его внук – маленький мальчик Саша. Увидев портрет молодого генерала, и, расспросив о нем родителей, Саша понимает, что с дедушкой связана мрачная тайна. Но дедушка добрый и смелый, и, когда он, наконец, приезжает, мальчик видит, с каким уважением относятся к нему мать и отец, как трепетно окружают его заботой.

Образ старика в поэме почти библейский – благородный герой, пострадавший за свой народ, мудрый дед, постепенно раскрывающий внуку основы жизненного устройства. Саша проводит с ним много времени. Они гуляют по округе, наблюдая крестьян, жизнь которых – постоянный труд. Дед разговаривает с людьми, с грустью рассказывает внуку о том, как тяжела их доля, с радостью помогает пахарю в его работе. Он обещает людям скорые перемены к лучшему. Россия стоит на пороге глобальной реформы – отмены крепостного права.

Дедушка много говорит о Тарбагатае – далеком селении в Сибири, где люди свободны. Работая на свое благо, они процветают. Отсутствие принуждения делает людей инициативными, трудолюбивыми и счастливыми. Это гипотетическое место отвечает мыслям декабристов о новом обществе, построенном на принципах свободы и равноправия.

Пожилой генерал благороден, красив, подтянут. Пройдя тяжелые испытания, он благодарен жизни за то, что может быть рядом с семьей, радоваться окружающей природе, проводить время с внуком. И мальчик привязывается к деду, впитывает новые идеи, растет и развивается. На протяжении всей поэмы Саша задает ему вопросы и получает ответ: «Вырастешь – узнаешь!». Таким образом дедушка подводит его к тому, что нужно учиться. И Саша с энтузиазмом берется за учебу, преуспевает в истории и географии, все примечает и запоминает, начинает разбираться в том, как устроена жизнь вокруг.

В этом состоит основная мысль произведения – светлые идеалы уходящего поколения не погибнут, если на смену ему придет воспитанная образованная молодежь. Саша вырастет и воплотит то, о чем мечтал его дедушка.

—————

—————

—————

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

VIII-IX

Зимой дед снова отвёл Алёшу к бабке Матрёне. За лето мальчик вырос, повзрослел, а здесь ничего не изменилось. Хозяева по-прежнему наедались до боли в желудках и гадко сплетничали. Алёша рассказывал о своей службе на пароходе, но недалёкие женщины не верили ему. Книг хозяева боялись и были уверены, что читать очень вредно.

Теперь в доме было двое маленьких детей, и работал Алёша ещё больше. Каждую неделю он ходил полоскать бельё к небольшому ручью, где собирались прачки со всей округи. Больше всех Алёше нравилась «Наталья Козловская, женщина лет за тридцать, свежая, крепкая, с насмешливыми глазами, с каким-то особенно гибким и острым языком». Другие прачки уважали её за работоспо­собность, аккуратность и за то, что она отправила свою единственную дочь учиться в гимназию.

Слушая разговоры женщин, Алёша удивлялся, как бесстыдно они говорят сами о себе. Прачки рассказывали о своих романах и мужчинах зло, насмешливо, и мальчик чувствовал, что бабка Матрёна была права, когда говорила, что «баба — сила».

Кроме прачек, Алёша познакомился с денщиками Ермохиным и Сидоровым. Ермохин был добрым человеком, но к женщинам относился «по-собачьи грубо и просто». Он обманывал их, возбуждая жалость к себе, считал, что женщина хочет, чтобы её обманули, и все врут в этом «стыдном деле».

В одной из квартир дома жил закройщик, нерусский человек, бездетный, с маленькой, тихой женой, которая «день и ночь читала книги». Жившие в доме офицеры решили зло подшутить над закройщицей — начали писать ей любовные письма и смеяться над её ответами. Не выдержав, Алёша рассказал женщине правду. Так началось их знакомство.

Закройщица дала мальчику толстый роман, который тот тщательно прятал от своих хозяев и читал по ночам. Проснувшаяся страсть к чтению принесла Алёше много «тяжёлых унижений, обид и тревог».

С Нового года хозяин выписал «Московский листок» и Алёша по вечерам читал вслух печатавшиеся там романы — «литературу для пищеварения людей, насмерть убитых скукой». Газеты на вечер не хватало, и мальчик предложил читать подписки «Огонька» и «Живописного обозрения», лежащие под кроватью — хозяева выписывали эти журналы ради приложенных к ним репродукций картин.

Благодаря этим журналам мальчик узнал о других странах и городах. Многие слова ему были непонятны. Их значение Алёше объяснял аптечный провизор, у которого «были ключи ко всем тайнам».

Во время Великого поста начали звонить соборные колокола и стало известно, что убили царя. За что — Алёша не понял, говорить об этом запрещалось.

Вскоре с Алёшей произошла неприятная история — хозяйский ребёнок выпустил из кипящего самовара воду, он распаялся и развалился. Бабка Матрёна избила мальчика пучком сосновой лучины, которая оставила под кожей множество заноз. Алёшина спина распухла, и его отвезли к доктору, который предложил мальчику составить протокол об истязании. Жаловаться Алёша не стал и за это получил разрешение брать книги у закройщицы.

Алёша начал читать толстые авантюрные романы, но вскоре заметил, что несмотря на разнообразие сюжетов они очень похожи — во всех добродетель побеждает зло. Несхожесть жизни, описанной на страницах романов, с реальностью заставила мальчика усомниться в правдивости романов. Ему хотелось чего-то другого, настоящего и он часто вспоминал о «запрещённых книгах». О закройщице во дворе говорили всё хуже, вскоре она уехала, а её муж сменил квартиру.

Характеристика главного героя

Некрасов в своей поэме применяет интересный литературный прием. Читатель видит дедушку-декабриста глазами его внука. Причем перед мальчиком проходит вся жизнь доблестного военного.

Сначала он – один из героев освободительной Отечественной войны 1812 году, когда русской армии удалось победить французов. В их доме висит портрет молодого дедушки, на котором он уже стоит в генеральской форме.

Со временем главному герою становится известно, что его дедушка окружен некой печальной и неизвестной тайной. Так глазами главного героя, юного мальчика, узнаем еще одного главного персонажа – его дедушку. Можем понять и догадаться, кем он был в действительности.

Со временем мама Саши начинает ему подробно рассказывать о том, какими качествами обладает его дедушка. Это смелость, доброта, но при этом глубокая внутренняя трагедия.

Когда он, наконец, приезжает откуда-то издалека, всем становится поначалу ясно, что он со всем примирился. Но все дальнейшие события, которые происходят в этом произведении, приводят к мысли, что это совсем не так.

Характеристика главного героя

Некрасов в своей поэме применяет интересный литературный прием. Читатель видит дедушку-декабриста глазами его внука. Причем перед мальчиком проходит вся жизнь доблестного военного.

Сначала он – один из героев освободительной Отечественной войны 1812 году, когда русской армии удалось победить французов. В их доме висит портрет молодого дедушки, на котором он уже стоит в генеральской форме.

Со временем главному герою становится известно, что его дедушка окружен некой печальной и неизвестной тайной. Так глазами главного героя, юного мальчика, узнаем еще одного главного персонажа – его дедушку. Можем понять и догадаться, кем он был в действительности.

Со временем мама Саши начинает ему подробно рассказывать о том, какими качествами обладает его дедушка. Это смелость, доброта, но при этом глубокая внутренняя трагедия.

Когда он, наконец, приезжает откуда-то издалека, всем становится поначалу ясно, что он со всем примирился. Но все дальнейшие события, которые происходят в этом произведении, приводят к мысли, что это совсем не так.

Композиция поэмы

Поэтическое произведение Николая Некрасова состоит из 22 небольших глав. Интересно, что сразу несколько из них заканчиваются одинаковым рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь». А еще несколько глав различными риторическими вопросами: «Кто? Кто же имеющий душу мог это вынести?»

По размеру поэма сравнительно небольшая, при этом ее действие охватывает несколько лет. Все начинается с вопроса, который совсем маленький мальчик Саша задает про своего дедушку, которого увидел на портрете.

Когда дедушка возвращается из ссылки, он рассказывает своему внуку о произволе помещиков, который существовал во все времена – и раньше, и сейчас.

Завершается поэма искренним желанием Саши узнать печальную историю своего престарелого родственника.

Есть в поэме несколько вставных эпизодов, в которых дедушка пускается в рассказы о поселениях в Сибири, которые он там встретил.

Сама поэма написана поэтом трехстопным дактилем. Женская рифма в ней чередуется с мужской.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: