10 фактов о «мертвых душах»

История создания поэмы Гоголя Мёртвые души

Гоголь принадлежал к тому типу творческих личностей, у кого время от времени возникают проблемы с замыслами новых произведений. Он не стеснялся в письмах обращаться к коллегам по писательскому «цеху»: мол, поделитесь темой или замыслом, а уж за мной дело не постоит.

В двух случаях – с комедией «Ревизор» и поэмой «Мертвые души» — помог сам Пушкин, уже находившийся в расцвете таланта и в зените славы. Причем наброски ненаписанных самим Пушкиным произведений, действительно, были потом найдены в его бумагах.

Получая творческий толчок извне, Гоголь работал чрезвычайно быстро. Он и не думал скрывать, что замыслом «Мертвых душ» обязан Пушкину. Сохранилось даже свидетельство Гоголя о том, что Пушкин успел послушать первые главы поэмы в авторском чтении, после чего сразу заметно погрустнел и сказал о том, что Россия грустна.

Но если «Ревизор» был написан за считанные месяцы, то работа над «Мертвыми душами» растянулась на годы. И причина была та, что первоначальный замысел невероятно разросся.

Первый том «Мертвых душ» был опубликован в 1842-м году. Конечно, возникли проблемы с цензурой и с названием. Была выброшена «Повесть о капитане Копейкине». И все же произведение увидело свет при жизни автора. Первый том вполне можно воспринимать как законченное произведение.

Сам же замысел заключался в том, чтобы, подражая великому Данте Алигьери, создать трилогию, состоящую из частей про ад, чистилище и рай.

Для первой части нужны были именно персонажи отрицательные, «небокоптители», у которых примитивные вкусы и интересы, у которых нет цели в жизни, они просто пассивно плывут по ее течению. «Один пошлее другого» — как выразился сам Гоголь.

Что же касается второго тома, то Гоголь несколько раз сжигал уже написанное. Сделал он это и перед тем, как отказаться от пищи и впасть в глубочайшую апатию, из которой его уже не смогли вывести никакие врачи и никакими мерами. От второго тома сохранились только отдельные главы в черновом варианте. По ним трудно судить, что собой представляло бы законченное целое.

Одно очевидно – планировалось появление положительных персонажей: помещика, священника и др. Вот только российская действительность не давала поводов для подобного оптимизма. И, наверно, Гоголь сам чувствовал в своих логических построениях глубокую ложь, потому и раз за разом бросал рукопись в огонь. Третий том, который не был написан, должен был содержать раскаяние Чичикова в совершенных преступлениях. Причем прощение этот «приобретатель и подлец» должен был получить из рук самого царя. Что на это скажешь? Чистой воды утопия.

Еще одна особенность таланта Гоголя заключалась в том, что писать о России сильно и проникновенно он мог только находясь за ее пределами. Конкретно – в столице Италии Риме. Именно там были написаны «Мертвые души», а также ряд других «петербургских» повестей.

Писательский труд Гоголь всегда воспринимал как высокое гражданское призвание. У него не было никакой личной жизни – все ушло в литературу.

9 класс кратко

История создания Мёртвых душ Гоголя
Сейчас читают:

  • Тихон и Борис — сравнительная характеристика сочинение

    В данном сочинении я буду сравнивать двух персонажей из комедии А. Н. Островского « Гроза » это произведение одно из самых популярных в творческой жизни писателя. В комедии описана история девушки Катерины,

  • Образ и характеристика Максима Максимыча в Герое нашего времени сочинение

    Старый боевой офицер, верный долгу и присяге, не раз, бывавший в опасных переделках, всю жизнь отдавший армии. Типичный русский служака. На таких офицерах, как он, держалась и держится русская армия. Семьёй так и не обзавёлся, живёт один.

  • Сочинение Жизнь и творчество Одоевского

    Одоевский Владимир Федорович – это великий русский писатель, философ, а также музыкальный критик, живший в 19 веке. Владимир Федорович был рожден 30 июля 1803 года (по старому стилю) в городе Москва.

  • Сочинение на тему Описание природы зимой

    Существует четыре времени года. Среди этих четырех самые популярные это лето и зима. Большинству людей нравиться лето из-за большого количество различных развлечений. Однако некоторые люди любят зиму из-за снега.

  • Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза Островского сочинение

    Одним из центральных персонажей в пьесе Островского А.Н. считается Кабанова Марфа Игнатьевна – богатая купчиха, живет без мужа, упрямая и черствая, жестокая и боевая, имеет двоих детей Тихона и Варвару. Эта героиня полна земных дел, она,

  • Сочинение по картине Дети бегущие от грозы Маковского 6 класс

    На картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» можно заметить, что автор много сил приложил для написания такого шедевра. За основу художник решил взять сельскую жизнь и изменчивую погоду. Картину он написал в 1872 году в Санкт-Петербурге,

Краткая характеристика и образы героев

Всё повествование в поэме построено на подробном разборе образов чиновников на Руси и непростой жизни крестьянства. Из характеристик главных персонажей произведения складывается образ России XIX века.

  • Образ главного героя,  Павла Ивановича Чичикова,  поэмы можно смело назвать представителем зарождающегося на Руси класса предпринимателей. Образ его многогранен, он качественно выделяется на фоне других персонажей своей деятельностью и активностью. Для всех он загадка — даже внешность Чичикова о нём мало говорит. И не красив и не уродлив, и не стар и не слишком молод… Нелегко понять и внутренний мир героя Гоголя. Он многолик, подстраивается под любого собеседника, что позволяет ему без особых усилий втереться в доверие к местным чиновникам и помещикам и моментально занять нужное ему положение в незнакомом обществе. Ещё с юных лет Чичиков научился получать выгоду с тех людей, которые побогаче его самого. Отец объяснил герою, что к деньгам нужно относиться очень бережно и ценить каждую копейку — эта вещь надёжнее всего. Чичиков с ранних лет уяснил, что именно деньги прокладывают путь ко всему желанному и необходимому в жизни. Всю свою карьеру герой зарабатывал денежные средства не честными путями. Активно пользуясь своими качествами: очаровательным обманом, возможностью при исполнении брать взятки и откаты, способностью умом продумывать всевозможные махинации. Любыми способами герой шёл к личному обогащению, игнорируя нормы морали и нравственности.
  •  Образом господина Манилова  Гоголь охарактеризовал целый класс «сентиментальных» помещиков, которым свойственны мечтательность и отсутствие деятельности. Такого рода помещики не следят за хозяйством и ничем полезным не заняты. Манилов обходителен, добр и в общении достаточно приятный человек. Но он глуп, пуст и бездарен.
  •  Настасья Петровна Коробочка  разительно отличается от Манилова. Она замечательная хозяйка и в её поместье царит идеальный порядок. Но на этом «хорошее» в помещице заканчивается. Коробочка не развита духовно и не стремится к этому. Всё, что ей волнует — быт и двор, на которых свет сошёлся клином. Гоголь с помощью характеристики этой героини раскрывает читателю целый «вид» ограниченных и бесперспективных людей.
  • Гоголь причисляет  Ноздрёва  к помещикам, в которых нет серьёзности. Этот герой отличается энергичностью, но его энергия направлена на сиюминутные удовольствия, а не на развитие хозяйства. Ноздрёв игрок и пьяница, легкомысленный балагур с праздным отношением к жизни.
  •  Образ Михаила Семёновича Собакевича  Гоголь ассоциирует с русским медведем. Он степенен, неповоротлив и силён. В нём видится что-то от дикого зверя. Он ценит не эстетику окружающего мира, а его надёжность. За этой грубой силой — суровый характер, ум и хитрость. Собакевич изворотливый помещик, который готов грядущим на Руси переменам и реформам.
  •  Плюшкин  представляет в поэме самый необычный и интересный тип помещика. Это скупой старик, жадность которого распространяется не только на крепостных, но и на себя самого. Чрезмерная экономия сделала из помещика бедняка. Скупость и зацикленность на сохранении несуществующего добра не позволяют ему обрести главное в жизни — семью.

Том первый: поэма, плутовской роман или лирическая повесть

Кажется, любое произведение, выходящее из-под пера Н.В. Гоголя, превращалось в целый мир. Сейчас бы мы это назвали «вселенной Гоголя». Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» стал одним огромным мифом о Малороссии, отсылки к которому позднее встречаются у всех украинских писателей.

В 1835 г. Гоголь задумал лирическую повесть о приключениях скупщика мертвых душ. Как и «Ревизор», Гоголь начал писать «Мертвые души» с подсказки А.С. Пушкина. Поэт посоветовал другу «поездить по России», чтобы «описать российскую действительность и вывести множество характеров».

Сама история о помещике, который закладывал в казну мертвые души как живые, не нова для современников Гоголя. Эта была достаточно распространенная мошенническая схема. Интересно, что в то время Чичикова воспринимали как отрицательного персонажа. Когда мы в школе в 90-е гг. обсуждали поэму, Чичиков воспринимался уже совсем по-другому. Такой предприимчивый мошенник, безобидный жулик. Сколько таких «чичиковых» в 90-е появилось…

Платон Александрович Белецкий «Гоголь в дороге», 1952 годМестонахождение: Музей Н.В.Гоголя, Великие Сорочинцы, Украина

История о мошеннике, которого принимают за благонамеренного и дельного человека, дает Гоголю идею «переквалифицировать» повесть в плутовской роман. О том, что «сюжета хватит на целый роман и, кажется, история будет смешной», Гоголь пишет Пушкину. По воспоминаниям современников, поэту хватило первых трех глав, чтобы от смеха перейти к печальному выражению лица и воскликнуть: «Боже! Как же грустна наша Россия!». После этого Гоголь снова переосмыслил сюжет и в следующих главах перемежал грустные моменты с комичными.

В 1836 г. Гоголь написал Жуковскому, что «сместил центр произведения». Россия больше не являлась фоном, «вся Русь» стоит в центре сюжета, а главный герой – «личность» страны. Автор поменял и жанр произведения – «Мертвые души» стали поэмой.

Ильяс Сайярович Айдаров «Николай Васильевич Гоголь», 2013 год

В 1837 г. Гоголь уехал в Италию. Он тяжело переживал гибель Пушкина. Хотя работа над поэмой шла тяжело, Гоголь обещал себе закончить произведение. Завершение и издание «Мертвых душ» автор считал духовным заветом, исполнением воли погибшего друга.

В 1839 г. Гоголь вернулся в Россию и прочитал рукопись своим друзьям. Те посоветовали внести несколько правок, касающихся сатирической части поэмы и особенно «Повести о капитане Копейкине» в X главе. В ней писатель раскрывает бездушность бюрократического аппарата государства, алчность чиновников, злоупотребление властью, царский произвол. Гоголь не хотел полностью убирать эту часть, но, чтобы пройти цензуру, «приглушил» обличительные моменты.

В 1841 г. поэма была готова к печати, но еще год писатель боролся с цензурными препонами. Гоголя, как и после выхода «Ревизора», обвиняли в ненависти к России. В 1842 г. книгу наконец-то напечатали

Но чтобы перенаправить внимание читателя на приключения Чичикова, а не на проблемы России, по требованию цензоров Гоголь должен был сменить название

В печать поэма вышла под названием «Похождение Чичикова, или Мертвые души». Мне нравится, как Николай Васильевич вышел из сложной ситуации. Он сам взялся за оформление обложки и крупными буквами написал «Мертвые души», а сверху мелко – «Похождения Чичикова».

Пётр Михайлович Боклевский «Павел Иванович Чичиков»Иллюстрация к поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»

Особенности творчества

Несмотря на разнообразие жанров, в центре произведений Н. В. Гоголя всегда стоял человек. Описание человеческой жизни происходило с помощью обращения к фольклорным традициям. Народные сказания, предания, легенды являлись основами сюжетов произведений Н. В. Гоголя.

Часто в произведениях Н. В. Гоголя реальный мир воедино соединяется с фантастическим миром. Мистические персонажи сочетаются с реальными личностями. Это указание на двоемирие говорит о романтическом направлении, характерном для раннего творчества писателя.

Н. В. Гоголю с мастерством удавалось описывать реальную действительность, для которой свойственны коррупция и чинопочитание, разделение людей на бедных и богатых. Проблемы, поднятые писателем, до сего дня остаются актуальными, что и является причиной бессмертности произведений Н. В. Гоголя.

Популярные сочинения

  • Сочинение Что такое талант Как часто вы задумывались над тем, что такое талант? Я считаю, что талант – это невероятные
  • Сочинение Мечты и стремления Мечты… Мечтанья… Наверное, у каждого человека есть заветное желание, возможно даже нереальное, сказочное, но есть. И это хорошо. Ведь без мечты жизнь теряет смысл, она становится скучной
  • Характеристика героев пьесы «Вишневый сад» В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» нельзя выделить главных и второстепенных персонажей. Все участники произведения важны для раскрытия главной цели пьесы. Социальное положение накладывает большой отпечаток на жизнь людей.

История создания «Мёртвых душ»

Одним из наиболее известных произведений Николая Васильевича Гоголя принято считать поэму «Мёртвые души». Над этим произведением о приключениях авантюриста средних лет автор скрупулёзно трудился в течение долгих 17 лет. История создания «Мёртвых душ» Гоголя по-настоящему интересна. Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мёртвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся. Гоголь хотел отобразить всю русскую душу с присущими ей пороками и добродетелями, а задуманная трёхчастная структура должна была отсылать читателей к «Божественной комедии» Данте.

Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь писал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров» .

Творческая история «Мёртвых душ» Гоголя могла бы оборваться на этом моменте, однако писатель с энтузиазмом вносил правки, стараясь убрать тягостное впечатление и добавляя комичные моменты. В дальнейшем Гоголь читал произведение в семье Аскаковых, главой которой был известный театральный критик и общественный деятель. Поэма была высоко оценена. Жуковский тоже был знаком с произведением, а Гоголь несколько раз вносил правки в соответствии с предложениями Василия Андреевича. В конце 1836 года Гоголь пишет Жуковскому: «Всё начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись.… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет.

Первые главы Николай Васильевич писал в России. Но в 1837 году Гоголь уезжает в Италию, где продолжает работу над текстом. Рукопись перенесла несколько правок, множество сцен были удалены и переделаны, а автору пришлось идти на уступки, чтобы произведение вышло в печать. Цензура не могла пропустить в печать «Повесть о капитане Копейкине», поскольку в ней сатирически изображалась жизнь столицы: высокие цены, произвол царя и правящей верхушки, злоупотребление властью. Гоголь не хотел убирать историю капитана Копейкина, поэтому ему пришлось «потушить» сатирические мотивы. Автор считал эту часть одной из лучших в поэме, которую легче было переделать, чем убрать вовсе.

Кто бы мог подумать, что история создания поэмы «Мёртвые души» полна интриг! В 1841 году рукопись была готова к печати, однако цензура в последний момент изменила своё решение. Гоголь был подавлен. В расстроенных чувствах он пишет Белинскому, который соглашается помочь с изданием книги. Через время решение было принято в пользу Гоголя, однако ему было поставлено новое условие: сменить название с «Мёртвые души» на «Похождения Чичикова, или мёртвые души».

Весной 1842 года поэма была напечатана, это событие вызвало ожесточённые споры в литературной среде. Гоголя обвиняли в клевете и ненависти к России, но на защиту писателя стал Белинский, высоко оценив произведение.

Гоголь вновь уезжает за границу, где продолжает работу над вторым томом «Мёртвых душ». Работа шла ещё более тяжело. История написания второй части полна душевных страданий и личной драмы писателя. К тому моменту Гоголь чувствовал внутренний разлад, с которым никак не мог справиться. Реальность не совпадала с христианскими идеалами, на которых был воспитан Николай Васильевич, и эта пропасть с каждым днём становилась всё больше. Во втором томе автор хотел изобразить героев, отличных от персонажей первой части, — положительных. А Чичиков должен был пройти некий обряд очищения, став на путь истинный. Многие черновики поэмы были уничтожены по приказу автора, однако некоторые части всё же удалось сохранить. Гоголь считал, что во втором томе совершенно отсутствует жизнь и правда, он усомнился в себе как в художнике, возненавидев продолжение поэмы.

К сожалению, Гоголь не воплотил свой изначальный замысел, однако «Мёртвые души» по праву играют свою очень важную роль в истории русской литературы.

http://www.nado5.ru/e-book/mertvye-dushi-zamysel-istoriya-sozdaniyahttp://www.literaturus.ru/2016/05/istorija-sozdanija-mertvye-dushi.htmlhttp://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/istoriya-sozdaniya-poemy.html

Особый язык произведения

Одним из наиболее известных приёмов в гоголевской поэтике считаются сравнения. Писатель достигает потрясающих эффектов, когда использует:

  • сравнение людей и животных;
  • метафоры с иронией;
  • многогранную иллюзорность.

Необыкновенная образность героев произведения стала возможной благодаря избыточному увеличению их характерных черт, что присуще как жанру романа, так и повести. Автор не особо углубляется в психику персонажей. Он, описывая мимику, жесты и статические позы, предоставляет читателю самому составлять тот образ, который ему покажется наиболее правильным.

А большое количество отступлений с лирическим уклоном, всевозможные вставки, размышления о возвышенном и переживания писателя за судьбу России однозначно выводят произведение далеко за рамки жанра эпоса и дают читателю возможность понять, почему поэма называется «Мёртвые души». Важным моментом в этом плане можно считать финал, где Николай Васильевич живописно изображает «птицу-тройку». Эта часть произведения является окончательным обобщением мыслей о жизни и людях в России того времени.

История создания Мертвых душ кратко

Гоголь — прекрасный писатель, который мечтал создать большое эпическое произведение, посвященное родной стране и жизни в ней. С этой целью он и принялся писать работу, что получила в последствии название Мертвые души, став знаменитой и известной поэмой писателя. Какова же история появления Мертвых душ, его замысел и композиция? Об этом мы и поговорим в нашем сочинении.

История создания Мертвых душ Гоголя

Над своим детищем Гоголь начал работать в 1835 году и продолжал трудиться до конца своей жизни. Он потратил на нее семнадцать лет, но так и не сумел воплотить задуманное. Обо всем этом я расскажу по порядку, рассматривая историю создания и публикации поэмы с ее интересными фактами.

Замысел и композиция

Считается, что именно Пушкин подсказал сюжет произведения Мертвые души. На тот момент Пушкин в полной мере оценил талант Гоголя, посчитав, что из-под пера данного писателя образы скупщиков получатся ярче. Он рассказал своему товарищу историю о том, как в городе Бендеры мошенник попытался разбогатеть путем скупки мертвых душ, закладывая их в дальнейшем в опекунском совете под видом живых людей. Так что, сюжетная линия работы Гоголя — это отображение действительности.

И вот писатель продумал сюжет и начал работу. Однако с каждой строчкой замысел расширялся, и Гоголю захотелось создать шедевр, подобный Божественной комедии. Писатель хотел создать композицию из трех частей, где в первых двух он планировал показать эпоху цинизма и бездушия, некий ад с последующим чистилищем, а вот в третьем томе должно наступить возрождение. Главным замыслом писателя было отображение человеческой души. Он пытался указать на ее ценность, выбирая фоном черствых, бездушных людей, которые населяли страну. Гоголю хочется рассказать в своей трилогии, насколько важна душа, без которой жизнь тут же становится мертвой, и только благодаря ей можно обрести спасение. Да вот только не сумел автор воплотить задуманное до конца.

Интересные факты

Написать полностью Гоголю удалось лишь первый том, над которым писатель начал работу в Петербурге, и впоследствии продолжил ее в Италии. Его черновой вариант был готов уже к 1839 году, однако писателю еще несколько раз пришлось переписывать произведение, дополняя композицию и совершенствуя образы героев. В итоге к печати работа была готова лишь в 1841 году, но ее не пропустила цензура. Гоголь обращается за помощью к Белинскому, благодаря которому и удается добиться разрешение на печать. Но, задуманное название пришлось изменить, и работа вместо Мертвых душ стала называться Похождение Чичикова или Мертвые души. К тому же была переделана и Повесть о капитане Копейкине, где изначальная вина за бедствия капитана была переложена с плеч царского министра на плечи самого Копейкина.

И вот книга в печати. Раскупается она очень быстро, а читатели поделились на два лагеря. Одни разделили взгляды писателя, другие увидели в героях себя, поэтому обрушились с нападками на автора.

Над вторым томом автор хоть и начал работу в 1840 году, и даже сумел написать черновые варианты продолжения поэмы, но заметил несовершенство произведения, да и сама работа показалась ему недостаточно правдивой, поэтому в обострение его болезни он сжигает второй том. Замысел перерождения людей наставлениями, их воскрешения не удался. Из его продолжения были найдены лишь четыре главы второго тома, да и то в черновом варианте.

Вот такая краткая история создания Мертвых душ.

Как возник замысел произведения, история публикации

Идея сюжета была подсказана Пушкиным. Поэт рассказал Гоголю реальную историю, которую услышал во время пребывания в кишиневской ссылке. В городе Бендеры в течение нескольких лет не было зафиксировано ни одной смерти крестьян. Когда власти стали расследовать этот инцидент, оказалось, что беглые крепостные из центральных регионов Российской империи оседали в этом месте, заимствуя имена мертвых крестьян. Гоголь творчески переосмыслил этот рассказ и положил в основу авантюрной линии романа.

Согласно наиболее распространенной версии, первоначально писатель задумал написать поэму в трех частях.

  1. Первый том — описание похождений Чичикова.
  2. Второй том — главного героя настигает кара за совершенные им деяния.
  3. Третий том — нравственная трансформация основных персонажей.

Примечание

В данной структуре исследователи видят аналогию с «Божественной комедией» Данте, состоящую из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Первый том создавался Гоголем в период с 1835 г. по 1841 г. Помимо России местом написания романа были страны:

  • Италия;
  • Германия;
  • Франция;
  • Швейцария.

Отдельные главы читались Николаем Васильевичем в кругу его близких знакомых задолго до окончания всего произведения. Среди первых слушателей были братья Аксаковы, В. Жуковский, В. Одоевский и другие известные литераторы.

В январе 1842 г. Гоголь передал поэму друзьям, попросив содействия в прохождении цензуры. В марте рукопись была допущена к печати цензором А.В. Никитенко, но без вставки «Повести о капитане Копейкине». В мае 1842 г. первый том «Мертвых душ» был опубликован.

Оценка романа была самой разнообразной: от хвалебных отзывов до разгромных рецензий. Критики упрекали поэму в отсутствии положительных образов и преувеличении человеческих пороков. Ценители — восторгались узнаваемостью персонажей и правдоподобием описания российской действительности.

В течение последующих 10 лет, до своей смерти в 1852 г., Гоголь работал над 2-й и 3-й частью «Мертвых душ». Согласно общепринятой версии, 2-й том автор сжег по собственному желанию, а к 3-й части Гоголь успел сделать только некоторые наброски.

Подлинные причины уничтожения второго тома «Мертвых душ» — неизвестны. Есть несколько возможных объяснений этому.

  1. Недовольство качеством работы. Согласно этой версии, вторая часть показалась автору гораздо слабее первой, и поэтому он сжег ее.
  2. Указание духовника. Писатель был верующим человеком, а его духовный отец Матфей Константиновский не одобрил рукопись после прочтения.
  3. Душевная болезнь. Последние дни своей жизни Гоголь пребывал в тяжелом состоянии. Он практически перестал принимать пищу, строго соблюдая Великий пост. Граф А. Толстой вспоминал, как Гоголь признался ему, что сжег рукопись «по велению злого духа».
  4. Случайность. Некоторые исследователи полагают, что чистовик 2-го тома был уничтожен случайно вместо черновых листов.

Первые чтения поэмы и доработка

Осенью Гоголь приезжает в Россию. Он начинает читать первые главы знакомым. К слушанию писатель готовился. Он надел голубой фрак с золотыми пуговицами. Читал Гоголь без остановок сразу 4 главы. Он вытерпел пока не

«… истощился весь его голос и зарябило в глазах…».

Восторг был на лицах всех слушателей, автор остался собой доволен. Еще неопубликованная книга вызвала удивление и противоположность мнений. Одни не приняли критику писателя, пытаясь доказать вымышленность героев, другие стали находить схожие черты в знакомых помещиках. Общее мнение – книга поднимает острые темы. Гоголь доказал свой талант и силу слова, выходившего из-под его пера. Есть точные данные, что Пушкин, давший идею и поделившийся набросками текста, слушал первые главы «Мертвых душ». Поэт во время чтения становился все печальнее, он сказал, что

«Россия грустна».

Продолжение работы над текстом Гоголь называет «очисткой». Он «переменяет, перечищает, перерабатывает», то есть оттачивает каждое слово.

Первая редакция второго тома

Статья по теме

Генерал от литературы: Гоголь был щеголем и страдал из-за невысокого чина Невозможно сказать наверняка, когда именно автор приступил к написанию второго тома — предположительно, это произошло в 1840-м, ещё до того, как была опубликована первая часть. Известно, что Гоголь работал над рукописью снова в Европе, а в 1845 году, во время душевного кризиса, бросил все листы в печь — это был первый раз, когда он уничтожил рукопись второго тома. Тогда автор решил, что его призвание — служить Богу на литературном поприще, и пришёл к выводу, что он избран для того, чтобы создать великий шедевр. Как Гоголь писал своим друзьям, работая над «Мёртвыми душами»: «…грех, сильный грех, тяжкий грех отвлекать меня! Только одному неверующему словам моим и недоступному мыслям высоким позволительно это сделать. Труд мой велик, мой подвиг спасителен. Я умер теперь для всего мелочного».

По словам самого автора, после сожжения рукописи второго тома к нему пришло озарение. Он понял, каким на самом деле должно быть содержание книги: более возвышенным и «просветлённым». И вдохновлённый Гоголь приступил ко второй редакции.

Иллюстрации персонажей, ставшие классическими
Работы Александра Агина для первого тома
Ноздрёв Собакевич Плюшкин Дамы
Работы Петра Боклевского для первого тома
Ноздрёв Собакевич Плюшкин Манилов
Работы Петра Боклевского и И. Маньковского для второго тома
Пётр Петух Тентетников Генерал Бетрищев Александр Петрович

Русь в произведении Мертвые души

Одним из центральных образов является в поэме Николая Васильевича Гоголя является Русь.  Гениальный писатель сумел в своем произведении показать целую эпоху страны. Русь рассматривается настолько правдиво насколько это возможно. В поэме можно рассмотреть разнообразные истинные человеческие характеры, пейзажные картины, огромные просторы всей Руси.

Николай Васильевич начал работу над произведением “Мертвые души” в далеком 1835 году. Любопытно что именно Александр Сергеевич Пушкин подсказал писателю сюжет. Сам Гоголь много раз отмечал масштабность и глобальность своего замысла. В Мертвых душах писатель изобразил самые актуальные и наболевшие вопросы жизни своего времени. Он указал на распад крепостного строя раскрывая тем самым трудное положение простых крестьян. Образ Руси беспрерывно связан с народом. Само наименование поэмы несло в себе большой внутренний смысл, и также “наводило ужас”, как говорит Герцен. Дорога в “Мертвых душах” это место, по которому колесит чичиковская повозка. В известной одиннадцатой главе, дорога с быстро летящей по ней бричкой превращается в необыкновенный путь, по которому также стремительно несется Русь посреди других стран. В подтверждение вышеизложенного можно выделить такие строчки как: Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Чичиков уже давно потеряли свои души. К сожалению, таких людей можно встретить и в современном мире. Белинский описывает Манилова как сентиментального размазню. Конечно же он не опасный и довольно-таки вежлив и воспитан. Главная его мечта — это благополучие в жизни. Однако это всего лишь пустой внутренне человек, который умеет только говорить красивые слова при этом нечего не делая. Следует отметить, что, Николай Васильевич старается не разделять народ от бюрократов в виде чиновников и помещиков. Ярким персонажем являлся Ноздрев. Его характеризовали такие качества как: грубость, нахальность, не принципиальность, циничность. Собакевич представляет печальный и нелегкий крепостное устройство. Это человек старой закалки, то есть непоколебимый помещик, нагло обнажая свою бесцеремонную и грубую натуру. Для него нет нечего святого, особенно научное развитие и достижение народом малой капли просвещения. Плюшкин выдающийся пример утраты всего человеческого. Жадность стал его главной одержимостью. Образ Плюшкина далеко не комичный, а скорее всего драматический.

В заключении можно сделать вывод о том, что “Мертвые души” это хорошее справочник при знакомстве с Россией начала 19 века. Белинский отмечал, что шедевр Гоголя отличается чистой, русской и народной направленностью.

Второй том: уничтожение оригинала

Гоголь начал работу над вторым томом в 1840 г. и трудился над ним 10 лет. Второй том должен был стать своеобразным «чистилищем» для героев. В продолжении появляются положительные герои (в первой части таковых не было), а старые персонажи переосмысливают свои неблаговидные поступки.

В конце февраля 1852 г. Гоголь трижды умолял трех разных людей взять у него на хранение только что переписанные набело в единственном экземпляре восемь тетрадей второго тома «Мертвых душ». Однако никто не хотел брать на себя такую ответственность (я, правда, не понимаю, почему). Тогда Гоголь позвал своего крепостного мальчика, велел ему растопить камин, и кинул в огонь одну за одной все восемь тетрадей. Автор смотрел на горящую рукопись, повторяя: «Недоброе дело мы сделали». Случилось это за неделю до смерти писателя.

В черновиках сохранились семь глав из одиннадцати. Для читателя так и осталось загадкой, чем же должна была закончиться вторая часть. Своему другу графу Толстому Гоголь признался, что уничтожил рукопись, потому что не смог найти правдоподобного объяснения мотивам героев, которые должны были «очиститься».

Михаил Петрович Клодт «Конец «Мёртвых душ» (Гоголь сжигает рукопись), 1887 годМестонахождение: Музей-заповедник Абрамцево, Россия

Что было бы в третьем томе можно только гадать. Гоголь задумывал в заключительной части показать пути возрождения героев. Но записей о сюжете практически не было. К сожалению, Гоголь сумел воплотить свой гениальный замысел только на треть, но даже первый том «Мертвых душ» почти два столетия является шедевром русской литературы.

На обложке: Фрагмент картины Ильи Ефимовича Репина «Гоголь сжигает рукопись второй части «Мёртвых душ», 1909 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: