Южная ссылка пушкина и произведения кратко для читательского дневника

Содержание

  • Слайд 1

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Причины ссылки на юг

    Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу вольнолюбивого содержания его стихотворений. Поэту грозила ссылка в Сибирь. Но благодаря друзьям Пушкина перевели из столицы на юг в кишиневскую канцелярию И. Н. Инзова.

  • Слайд 3

    В середине мая Пушкин прибыл в Екатеринослав, к Инзову.

  • Слайд 4

    Однажды, купаясь в Днепре, поэт сильно простудился и схватил горячку. Генерал Раевский проезжал с семьей на Кавказ. Раевский выхлопотал у Инзова отпуск для больного Пушкина. Поэт отправился с Раевскими на Кавказ.

  • Слайд 5

    Два месяца провел Пушкин в Горячеводске (Кисловодске), Железноводске. Из Феодосии до Юрзуфа ехали морем. По дороге Пушкин написал элегию “Погасло дневное светило».

  • Слайд 6

    Три недели прожил поэт в Гурзуфе. Пушкин отдыхал душой в семье Раевских. Дочери Раевского — Мария, Софья, Елена, — красивые и образованные девушки, волновали ум и сердце Пушкина. С его сыновьями он дружил.

  • Слайд 7

    В сентябре Пушкин приехал в Бахчисарай. Он посетил ханский дворец, увидел знаменитый “фонтан слез». Легенду о любви татарского хана Гирея к прекрасной пленнице, польской княжне Полторацкой, он слышал в семье Раевских.

  • Слайд 8

  • Слайд 9

    21 сентября 1820 года Пушкин приехал на службу к генералу Инзову, который уже был в Кишиневе. В Кишиневе Пушкин сблизился с кругом членов “Союза благоденствия» .

  • Слайд 10

    В ноябре 1820 года Пушкин побывал в Каменке. Каменка была одним из важнейших центров южного филиала общества декабристов. М. Ф. Орлов и К. А. Охотников приехали вместе с Пушкиным. А в Каменке он встретился с Раевским и Якушкиным.

  • Слайд 11

    Здесь, в Каменке, Пушкин закончил свою поэму “Кавказский пленник».

  • Слайд 12

    В июле 1823 года Пушкин был переведен в Одессу.

  • Слайд 13

    Пушкин служит в канцелярии знаменитого вельможи графа М. С. Воронцова. Высокомерный граф Воронцов пренебрежительно относился к Пушкину.

  • Слайд 14

    Графиня Воронцова, в которую был влюблён поэт.

  • Слайд 15

  • Слайд 16

    Полумилорд, полукупец, Полумудрец, полуневежда, Полуподлец, но есть надежда, Что будет полным, наконец.

  • Слайд 17

    Прощай же, море! Не забудуТвоей торжественной красыИ долго, долго слышать будуТвой гул в вечерние часы.

    В леса, в пустыни молчаливыПеренесу, тобою полн,Твои скалы, твои заливы,И блеск, и тень, и говор волн.

  • Слайд 18

  • Слайд 19

Посмотреть все слайды

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Южная ссылка А.С.Пушкина

Слайд 2

Текст слайда:

Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений, несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.

Слайд 3

Текст слайда:

На юге Пушкин знакомится с поэзией Байрона, и это усиливает волновавшие его романтические настроения.

Я верю: я любим; для сердца нужно верить.
Нет, милая моя не может лицемерить;
Всё непритворно в ней: желаний томный жар,
Стыдливость робкая, харит бесценный дар,
Нарядов и речей приятная небрежность,
И ласковых имён младенческая нежность.

Дориде

Слайд 4

Текст слайда:

На Юге Пушкин испытал не только влияние Байрона, но пережил глубокий интерес к французскому поэту-классику Андре Шенье.

Том стихотворений Андре Шенье стал любимым чтением Пушкина в южный период.

Слайд 5

Текст слайда:

Но с каждым годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всё острее переживал оторванность от друзей, от столичной жизни, от литературной среды. В апреле 1823 года он с тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: «Мои надежды не сбылись: мне нынешний год нельзя будет приехать ни в Москву, ни в Петербург».

Слайд 6

Текст слайда:

Поэт отправился на юг с семьей генерала Раевского, генерала, героя войны 1812 года. Эхо крымских и кавказских впечатлений, эмоции, почерпнутые от общения с членами этого большого семейства, а также увлечения дочерями генерала около десяти лет отражались в поэзии Александра Сергеевича

Он служил у наместника Бессарабского края в канцелярии (на фото выше — дом-музей Пушкина в Кишиневе). Известно, что генерал Инзов относился к своему подопечному благосклонно. Он старался не сильно обременять его службой, разрешал подолгу отлучаться из Кишинева.

Слайд 7

Текст слайда:

В Каменке и Кишиневе Александр Сергеевич общался с членами тайного Южного общества и «Союза благоденствия» (В. Л. Давыдовым, П. И. Пестелем, П. С. Пущиным, В. Ф. Раевским, М. Ф. Орловым)

Слайд 8

Текст слайда:

Биография поэта того периода наполнена яркими событиями: тут и поездки поэта по Крыму, и прелести армейской жизни в Кишиневе, и богатая событиями и интригами, почти столичная, жизнь в Одессе.

Слайд 9

Текст слайда:

Первое стихотворение, созданное им в августе 1820 г. – «Погасло дневное светило» было написано под впечатлением от прекрасного путешествия в Гурзуф. 

 Его общественные, либеральные настроения отразились лишь в немногих произведениях эпохи южной ссылки (например, «Кинжал», «Отрывок»). Много стихотворений посвящено Крыму и его природе («Нереида», «Редеет облаков летучая гряда», «Бахчисарайскому Фонтану», «Желание», «В Юрзуфе бедный мусульман», «Таврида»). В период южной ссылки Пушкин написал немало стихотворений, отражавших его тогдашние сердечные увлечения («Мой друг, забыты мной», «Элегия», «Простишь ли мне», «Ненастный день потух», «Ночь»). 

Слайд 10

Текст слайда:

В 1821 году Пушкин создал свою известную поэму под названием «Кавказский пленник». В период с 1821 по 1822 год он трудился над «Братьями-разбойниками», в 1821-1823 гг. – над «Бахчисарайским фонтаном». В 1824 году, уже в Михайловском, он завершил свою поэму «Цыганы». Считается, что эти произведения – главное достижение Александра Сергеевича в годы южной ссылки. Поэмы вызвали разноречивые оценки критиков и читателей, однако упрочили славу их автора как главного поэта России.

Слайд 11

Текст слайда:

Александр Сергеевич начал работать над романом «Евгений Онегин» в стихах в мае 1823 года,

завершен в 1831 году.

Слайд 12

Текст слайда:

В июле 1824 года закончилась южная ссылка Пушкина. Произведения, написанные в 1820-24 гг., до сих пор вдохновляют многих.

После ссылки (1826–1829)

В дни коронационных торжеств в Москве у Пушкина состоялся разговор с царём. Поэт не отрёкся от дружбы с участниками декабрьского мятежа, но сделал решительный шаг навстречу власти, а власть в лице царя сделала шаг навстречу Пушкину. Николай I вернул ему личную свободу, позволив жить везде, кроме Петербурга. Он даровал поэту свободу от обычной цензуры, пообещав стать его личным цензором.

После подавления восстания декабристов Пушкин ощущал себя посредником между образованными людьми и властью. В стихотворении «Стансы» (1826) поэт призывал Николая I учиться у Петра I не столько политической суровости, сколько милости: «Семейным сходством будь же горд. //Во всём будь пращуру подобен: //Как он, неутомим и твёрд, //И памятью, как он, незлобен».

Пушкин обращался к ссыльным друзьям со словами сочувствия, а в стихотворении «Арион» (1827) он иносказательно размышлял об их печальной судьбе и о своей особой, не менее трудной участи.

Спустя полгода после возвращения из ссылки Пушкин получил разрешение на жительство в Петербурге. Там он снова встречается с друзьями-литераторами.

После очередного отказа властей в просьбе о поездке за границу поэт предпринял поездку на Кавказ в действующую армию. Опекающим его офицерам приходилось следить, чтобы Пушкин, рвущийся в бой с турками, не подвергал свою жизнь опасности. Памятником этой поездки на Кавказ стал путевой очерк «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года».

Поэма «Кавказский пленник» (Пушкин)

1820-1824 — южная ссылка, краткое содержание основных событий которой было изложено выше. Для понимания этого периода в творчестве Пушкина предлагаем обратиться к его поэме «Кавказский пленник». Здесь главный герой оказывается непокоренным, свободолюбивым. Мы можем лишь догадываться о его прошлом. В тексте есть намек на то, что это выходец из высшего общества. Герою наскучил свет. Он сбежал от него на Кавказ, ища внутреннюю свободу. Однако здесь он оказывается в плену. Таким образом, свобода, к которой стремится герой, – всего лишь иллюзия. Настоящая свобода находится внутри самого человека. Никакие внешние обстоятельства не способны укротить ее. А вот внешняя свобода оказывается обманчивой. Главный герой считал, что в неволе жить не сможет. Однако он незаметно привык к плену. Любовь юной черкешенки дает ему возможность осуществить побег. И он убегает, тем самым обрекая возлюбленную на самоубийство. Сердце этой девушки было горячим, в отличие от холодной души героя. Именно черкешенка в действительности оказывается свободной и вольнолюбивой.

Основные темы русской литературы

На протяжении Золотого века своеобразие русской литературы формировалось под влиянием нескольких доминирующих направлений, определивших дальнейшее развитие отечественной прозы и поэзии. 

Классицизм в русской литературе

Русский классицизм зародился в начале XVIII века и просуществовал до конца XIX столетия.

Определение

Классицизм — направление в искусстве и литературе, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил, а также ориентация на античные образцы.

В русской литературе классицизм предшествовал остальным литературным направлением, которые, так или иначе, формировались на его основе. Жанровая иерархия классицизма разделяла все жанры на:

  1. Высокие жанры — ода, трагедия, эпопея.
  2. Низкие жанры — комедия, сатира, басня.

Важнейшими представителями являлись М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и Горбушкин.

Романтизм

В начале XIX века классицизм сменился романтизмом.

Определение

Романтизм — это направление в искусстве и литературе, характеризующееся утверждением ценности духовной и творческой жизни человека, стремлением к национальному и индивидуальному.

Идейно-художественное направление первой трети XIX века разделилось на две ветви:

  1. Активный или гражданский романтизм был сформирован декабристами, которые старались выйти за рамки умеренного созерцательного романтического течения — в поэзии они допускали только общественно-гражданскую повестку, считая лирику и любовные стихотворения бесполезной и пустой тратой времени (поэты К. Рылеев, А. Бестужев, А. Одоевский и др.).
  2. Пассивный или консервативный романтизм уводил читателей в мир воображения, лирики и мечтательности — романтики брали свои сюжеты из прошлого, обращались к старине, народным преданиям и верованиям (В. Жуковский).

Утверждение реализма в русской литературе

Ко второй половине XIX столетия на смену романтизма пришел русский реализм.

Определение

Реализм — направление в искусстве и литературе, отражавшее в художественных произведениях правдивое отношение к действительности.

На нестабильном социально-политическом фоне романтическое течение стало казаться наигранным и неискренним. События той эпохи требовали реалистичного художественного отображения в литературе посредством повседневных и хорошо знакомых читателю образов. Авторы отходили от использования мистических веяний и идеалистических приемов в литературе.

К основным чертам реализма можно отнести:

Объективизм в изображении жизни (автор описывает реальность так, как ее видит).
Нравственный идеал автора, который он выражает в своих произведениях.
Типические характеры, которые копируются в разных произведениях (к примеру, гоголевские помещики и чиновники).
Характерные ситуации и конфликты, повторяющиеся у разных авторов (конфликт лишнего человека, борьба маленького человека и общества).
Внимание к психологии персонажей (психологическое обоснование мотивов героев Достоевского и Толстого).
Отображение повседневной разговорной речи.
Внимание к точности и достоверности (в «Евгении Онегине» в деталях отображен дух эпохи).

Послания

Александру Сергеевичу настоящее виделось неопределенным, унылым и бесприютным. Часто появлялись психологические параллели с другими опальными поэтами – Овидием, Баратынским и Байроном. В 1821 году Пушкин создал послание «К Овидию», а также историческую элегию под названием «Наполеон». Яркие образы странников и изгнанников представлены также в посланиях к Баратынскому, написанных в 1822 году.

Отметим, что для посланий характерны такие жанровые особенности элегий, как фрагментарность, быстрая смена чувств, исповедальность. Для Александра Сергеевича они являлись формой обращения как к новым знакомым, так и к друзьям из Петербурга. Круг адресатов очень широк: Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, П. А. Вяземский, П. А. Катенин, П. Я. Чаадаев, Е. А. Баратынский, Ф. Ф. Юрьев и др. Эти послания порой становились письмами-исповедями. Александр Сергеевич размышлял в них о жизни в изгнании, порой вспоминал радость общения со своими друзьями. В таких произведениях, как «Послание цензору», «К моей чернильнице», «К Овидию», представлены раздумья поэта о ситуации в литературе, о творчестве, о превратностях судьбы.

Анализ поэмы «Цыганы»

Романтический герой

Поэмой «Цыганы» завершается определенный период в творчестве Пушкина, которому исследователи дали два названия: «южный» и «байронический». Первое, разумеется, относится к территориальному нахождению поэта во время написания произведений. Второе же возникло из-за увлечения Александра Сергеевича творчеством английского поэта Джорджа Байрона. Именно у Байрона он увидел образ романтического героя, который ищет свободы от общественных правил, норм и условностей. Такие персонажи всегда блестяще образованы и даже превосходят окружающих своим умом, они легко пленяют сердца самых завидных барышень своей харизмой и загадочностью. 

Константин Александрович Трутовский (1826-1893). Алеко у тела Земфиры.

Но при этом эти мужчины высокомерны и глубоко эгоистичны, они не готовы брать ответственность ни за что и ни за кого, всю жизнь они слоняются по свету в поисках некоей «правды», «истины» и «свободы», но так и не находят ее и полностью разочаровываются. Пренебрежение правилами и законами нередко заканчивается тем, что такие герои вольно или невольно идут на преступление. Позднее Владимир Набоков метко подметил, что все «байроновские герои» не в ладу ни с адом, ни с раем, ни с богами, ни с родом человеческим. 

И если в своих первых «байронических» поэмах Александр Пушкин во многом разделял взгляды британца, наделяя своих главных героев именно такими чертами (вспомним, узника из «Кавказского пленника»), то в «Цыганах» он показывает читателю, что такой персонаж не может претендовать на звание «положительного героя» и в тексте прямо показывает свое негативное отношение к нему. 

Константин Александрович Трутовский (1826-1893). Алеко у тела Земфиры. 1862

«Цыганы» также называют последней романтической поэмой Пушкина. В ней нашел отражение творческий кризис самого автора и глубинные изменения в его мировоззрении. Поэт разрушает ореол, витающий над «романтическим героем», но так как поэт пока и сам не знает, чем же можно заменить старые идеалы, он оставляет финал произведения таким мрачным. 

Побег от общества

Итак, все произведения в романтическом стиле начала XIX века так или иначе затрагивали тему побега героя от цивилизации. В некоей дикой воле они видели свободу и счастье. В «Цыганах» же Пушкин развенчивает этот миф: он показывает, что эта идея сама по себе фальшива и утопична.  

Алеко, сбежав от городской жизни и не желая нести наказание за совершенное преступление, мечтает обрести легкость свободы и искренность чувств. Ему кажется, что он может легко вписаться в беззаботную жизнь цыган. 

И поначалу эта иллюзия в нем крепнет. Но вскоре юноша ловит себя на какой-то невнятной тоске, причины которой не ясны даже ему самому. Алеко невдомек, что скучает он по городскому комфорту, обществу образованных людей, т.е. по своей привычной среде. Возможно, что-то подобное испытал и сам Пушкин, когда кочевал по степям Бессарабии в таборе цыган. 

Такая разная «свобода»

Измена женщины в кругу цыган не считается преступлением. Их понятия о морали сильно отличаются от норм светского общества. Поэт не случайно ввел в сюжет историю Мариулы. Она точно также когда-то оставила отца Земфиры, и никто не считал этот поступок ни стыдным, ни позорным. В этом выражается свобода воли для цыган – свобода испытывать чувства и следовать за ними. 

Алеко же расценивает измену Земфиры как покушение на свои права и не может оставить это безнаказанным. И когда юноша, ослепленный ревностью, убивает возлюбленную и ее нового избранника, цыгане изгоняют его из табора. Тогда Алеко (вместе с читателями) понимает, что даже у цыган есть свои законы, правила и мораль. Просто они делают акцент на иных моментах, нежели в светском обществе. Старик верно определяет главную причину всех бед Алеко, называя его гордым, злым, эгоистичным, «с робкою душою». 

Неизвестный художник.«Цыгане шумною толпой…»

Таким образом, в «Цыганах» герой Пушкина оказывается выброшенным не только из цивилизованного мира, но и из мира дикой природы. Александр Сергеевич показывает нам, что герой, презирающий любые законы, нормы, традиции – жестокий, черствый человек, способный на самое тяжкое преступление и даже на убийство. Он преступает не только общественные, но и общечеловеческие законы. 

Вместе с тем поэт разрушает миф и о тотальной цыганской свободе. Описание деталей быта показывает нам, что это необразованный и нищий народ, и даже свобода в действиях, передвижении и любви не приносит им долгожданного счастья. 

Краткая характеристика XIX века

Девятнадцатый век для России характеризуется лихорадочным ритмом жизни, а также началом развития разных направлений — от культурных до сугубо технических. Помимо этого, изменениям подвергается и русский литературный язык — историк Николай Михайлович Карамзин сблизил его с живой разговорной речью, введя в оборот множество ранее незнакомых слов (впечатление, гармония, катастрофа и т. д. ).

Дело Карамзина продолжил Жуковский, превращая неудобный и тяжеловесный язык в гибкий и послушный для поэта и прозаика инструмент. Одновременно с этим появляются и первые шедевры русского театра («Горе от ума» Грибоедова, «Недоросль» Фонвизина), которые послужат основой для возникновения имён Островского и Гоголя.

Развитие поэзии связывается с именами Пушкина и Лермонтова. Следует отметить, что годы жизни поэтов по продолжительности очень небольшие — Пушкин прожил 37 лет, а Лермонтов и вовсе 26. Сюда же следует добавить «поэта одного дня» Фета, страдающего за народ Некрасова и символиста Тютчева.

В этот период обогащается искусство рассказчиков и романистов так называемой натуральной школы

В XIX веке всё внимание русских писателей и их произведений направлено не на знатных и титулованных особ, а на простого человека. Романы значительно усложняются в психологическом плане во многом благодаря Достоевскому и Тургеневу

В мире русской литературы возникают первые героические романы-эпопеи (ярким примером является «Война и мир» Льва Толстого).

«Про лицей»

Невзирая на то, что все родственники Пушкина оказались связанные с Петербургом или его окрестностями, родился Пушкин в Москве под самый финал уходящего XVIII века в 1799 году.

Рис. 8. Портрет Пушкина-ребенка (вероятный автор – генерал Ксавье де Местр) ()

И с необходимостью получения образования Пушкин впервые появился в Петербурге в 1811 году.

Рис. 9. Пушкин-лицеист (предполагаемый автор – лицейский учитель рисования С.Г. Чириков, около 1815 г.) ()

Мальчика привез сюда его дядя, в ту пору самый знаменитый поэт из Пушкинского рода, Василий Львович Пушкин.

Рис. 10. В.Л. Пушкин (


)

Юного Александра определили в только что открывающееся оригинальное учебное заведение – Царскосельский императорский лицей, который был со своей историей и идеей. Учебное заведение было закрытого интернатского типа, где мальчики не только учились, но и жили. В связи с тем, что здание не успевали переделать под лицей, учебный год начался только 19 октября. Эта дата станет значимой не только для лицеистов, но и благодаря творчеству Пушкина для всей истории русской поэзии и культуры.

Идею лицея сформулировал император Александр I

Рис. 11. Император Александр I ()

как мысль, связанную с тем, чтобы создать специальное учебное заведение, где можно было бы взрастить новые чиновные кадры для новой реформированной России. Эту самую реформу осуществил в виде лицейского плана М. Сперанский.

Рис. 12. М.М. Сперанский ()

В одном из стихотворений, посвященном 19 октября, Пушкин напишет «Дней Александровых прекрасные начала», связав само создание лицея с идеей создания новой России, нового государства, новых чиновников. Но уже даже из этого вступления становится понятно, что кое-что из этого удивительного лицейского плана осуществилось. И тут на ум приходит из первого, самого знаменитого выпуска Горчаков,

Рис. 13. А.М. Горчаков ()

солицеист Пушкина, оказавшийся уже во второй половине XIX века канцлером России. С другой стороны, совершенно непредсказуемыми оказались судьбы ближайших Пушкинских друзей: Пущина

Рис. 14. И.И. Пущин ()

и Кюхельбекера.

Рис. 15. В.К. Кюхельбекер ()

Это будущие декабристы, сосланные государственные преступники, которые хотели продлить ту самую идею обновления России. Только вот представление об этих идеях, официальные и собственно декабристские, оказались существенно различными. И уж совсем не предполагаемым стало то, что лицей войдет в историю, в первую очередь, как некая родина русской поэзии. И, действительно, странно, что рядом с Пушкиным оказались не только будущие великие государственные деятели и преступники, но и мальчики, увлеченные поэзией: А.А. Дельвиг,

Рис. 16. А.А. Дельвиг ()

В.К. Кюхельбекер. Именно в лицее развернулось нечто, что можно было бы назвать словесной республикой. Это и создание лицейских журналов, это и попытки вести некую литературно-художественную жизнь, которая не имела под собой никакого реального плана и педагогического усилии коллектива. Все это имело характер внутренней и особо ценимой самими лицеистами литературно-художественной деятельности. В это же лицейское время и Дельвиг, и Пушкин начинают публиковаться, причем в ведущих литературных журналах, например, в «Вестнике Европы», организованном Карамзиным.

Рис. 17. Н.М. Карамзин ()

В 1814 году выходит первое стихотворение Пушкина в печати «К другу стихотворцу», подписанное инициалами НКШП.

Рис. 18. Первое печатное произведение Пушкина «К другу стихотворцу» ()

13Екатериноград

17 мая Пушкин прибыл в Екатериноград (ныне станица Екатериноградская). Оттуда поэт отправился в дальнейший путь до Владикавказа и Ларса, где оканчивались границы Северного Кавказа. «С Екатеринограда начинается военная Грузинская дорога; почтовый тракт прекращается. Нанимают лошадей до Владикавказа. Дается конвой казачий и пехотный и одна пушка. Почта отправляется два раза в неделю, и приезжие к ней присоединяются: это называется оказией. Мы дожидались недолго. Почта пришла на другой день, и на третье утро в девять часов мы были готовы отправиться в путь… Потянулись коляски, брички, кибитки солдаток, переезжающих из одной крепости в другую… Дорога довольно однообразная, равнина, по сторонам холмы. На краю неба вершины Кавказа, каждый день являющиеся выше и выше. Крепости, достаточные для здешнего края, со рвом, который каждый из нас перепрыгнул бы в старину не разбегаясь, с заржавленными пушками, не стрелявшими со времен Гудовича…», — писал Пушкин в «Путешествии в Арзрум».

Первая встреча

Однажды они договорилась встретиться. На эту встречу Машенька должна была прийти с подругами. Однако она явилась одна. С этого дня и начались трогательные отношения между молодыми людьми. Когда же лето подошло к концу, они вернулись в Петербург. Лев и Маша встречались изредка в Северной столице, но гулять по морозу было мучительно. Когда же девушка сказала ему о том, что уезжают с родителями в Москву, он, как ни странно, воспринял эту весть с некоторым облегчением.

Следующим летом они также встречались. Отец Машеньки не захотел снимать дачу в Воскресенске, и Ганину приходилось ездить за несколько километров на велосипеде. Их отношения так и остались платоническими.

Последний раз они встретились в дачном поезде. Тогда он уже был в Ялте, и это было за несколько лет до отъезда в Берлин. А затем они потеряли друг друга. Думал ли Ганин все эти годы о девушке из Воскресенска? Отнюдь. После встречи в поезде, пожалуй, он ни разу и не вспоминал о Машеньке.

В Одессе

В 1823 году Пушкина перевели в Одессу, где поэт не нашел ничего лучшего, как начать ухаживать за женой нового начальника – Елизаветой Воронцовой. Хотя Пушкин на тот момент уже состоял в связи с другой женщиной, он пылко влюбился в графиню Воронцову и пытался добиться ее расположения, и в конце концов она отвечает взаимностью.

Некоторые исследователи считают, что отцом дочери Воронцовой Софьи является Пушкин. Графини посвящены многие стихи поэта («Сожженное письмо», «Прощание», «Все кончено: меж нами связи нет»). Вскоре Пушкин почувствовал, что отношения графа Воронцова изменилось в худшую сторону, и написал ядовитую эпиграмму «Полу-милорд, полу-купец». Воронцов в ответ на это добился, чтобы Пушкина перевели в другое место – в Михайловское. Так начинается северная ссылка Пушкина. Но об этом в другой раз.

http://obrazovaka.ru/literatura/yuzhnaya-ssylka-pushkina-kratko.htmlhttp://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/pushkin-alieksandr-sierghieievich

Пушкин в Михайловском


Леонид Непомнящий. Аринушкины сказки (фрагмент). 2005. Частное собрание


Николай Репин. Осень в Михайловском (фрагмент). 1999. Частное собрание

Николай Ге. Портрет Александра Пушкина в селе Михайловском (фрагмент). 1875. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина

В Михайловском Пушкин вел уединенный образ жизни. Родители вместе с сестрой Ольгой и братом Львом покинули имение, чтобы ссыльный дурно не влиял на семью. Поэт поначалу обрадовался тишине и спокойствию, но с наступлением осенних холодов затосковал. Единственным развлечением для Пушкина стали беседы с няней Ариной Родионовной. Ее сказки, как говорил поэт, исправляли недостатки французского воспитания. Он записывал сюжеты волшебных историй, а позднее использовал их в своих произведениях.

Затворнический образ жизни не стал губительным для Пушкина, скорее наоборот: писатель много читал, работал, размышлял о творчестве. В первую михайловскую осень он начал писать «Бориса Годунова». Эта трагедия стала важным этапом в творчестве поэта: он перешел от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению персонажей.

Из творчества поэта ушли экзотика и отвлеченность, на первый план вышли современные ему реалии. Завершив трагедию, Пушкин написал князю Петру Вяземскому: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»

Пушкин завершил начатое в Одессе стихотворение «К морю», возобновил работу над автобиографическими записками, написал шуточную поэму «Граф Нулин», любовное стихотворение-посвящение «К ***».

Начало работы над «Евгением Онегиным»

Образы мятежных духом, сильных людей, описываемые поэтом, продолжат свое существование, приобретая многогранность и постепенно усложняясь. Евгений Онегин – герой, в лице которого этот тип получит новую жизнь. Александр Сергеевич начал работать над одноименным романом в стихах в Кишиневе в мае 1823 года. Как вы помните, время, которое провел на юге Пушкин, — 1820-1824 (южная ссылка). Краткое содержание романа «Евгений Онегин», завершенного в 1831 году, — тема отдельной статьи.

Итак, июле 1824 года закончилась южная ссылка Пушкина. Произведения, написанные в 1820-24 гг., до сих пор вдохновляют многих.

Ссылки

Политическая лирика Пушкина 1817—1820 гг. («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня») вызвали гнев Александра I, и Александр Сергеевич мог быть сослан в Сибирь. Только благодаря стараниям и влиянию Карамзина, Жуковского и Крылова ссылки в Сибирь удалось избежать. Так, в мае 1820 г. Пушкин под видом служебного перемещения выслан на юг России.

Во время южной ссылки Пушкин очень увлекся творчеством Байрона.

В одном из своих писем Пушкин иронически отозвался о религии. Письмо перехватили и донесли Александру I. Результатом стало увольнение Пушкина со службы и его вторая ссылка, в село Михайловское (1824—1826).

Об авторе

Владимир Набоков родился в 1899 году в состоятельной дворянской семье. С ранних лет говорил на французском и английском языках. После Октябрьской революции семья перебралась в Крым, где к начинающему писателю пришел первый литературный успех.

В 1922 году был убит отец Набокова. В этом же году писатель уехал в Берлин. Некоторое время он зарабатывал на жизнь уроками английского языка. В столице Германии он напечатал несколько своих произведений. А в 1926 году был опубликован роман «Машенька» Набокова. Краткое содержание по главам представлено ниже. Кроме того, писатель является автором таких произведений, как «Защита Лужина», «Подвиг», «Дар», «Отчаяние» и, конечно же, знаменитой «Лолиты». Итак, о чем же роман Набокова «Машенька»?

Произведение состоит из семнадцати глав. Если излагать краткое содержание «Машеньки» Набокова по главам, то придется следовать таком плану:

  1. Встреча Ганина с Алферовым.
  2. Обитатели пансиона.
  3. Машенька.
  4. Разрыв с Людмилой.
  5. Куницын.
  6. Июльский вечер в Воскресенске.
  7. Хлопоты Подтягина.
  8. Первая встреча с Машенькой.
  9. Горноцветов и Колин.
  10. Письмо от Людмилы.
  11. Подготовка к празднованию.
  12. Паспорт.
  13. Сборы Ганина.
  14. Прощальный вечер.
  15. Воспоминания о Севастополе.
  16. Прощание с пансионом.
  17. На вокзале.

Если представить краткое содержание «Машеньки» Набокова по этому плану, изложение получится весьма пространным. Нам же нужен сжатый пересказ с описанием основным событий. Ниже представлено краткое содержание «Машеньки» Набокова в максимально сокращенном варианте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: