Вариант 2
В произведении М.А. Шолохова «Червоточина» основными героями являются члены одной семьи. Главу семейства зовут Яков, он вместе с женой воспитал двоих сыновей. Парней зовут Степан и Максим. Отец вместе с младшим братом не одобряет выбор старшего брата вступить в комсомол. На этой почве в семье часто вспыхивают скандалы. Максим постоянно пытается уговорить Степана выйти из комсомола. Однажды из-за этого между парнями началась драка, которую начал младший брат. Но и это не повлияло на выбор Степана. Он продолжает активно участвовать в жизни комсомола.
Пришла весна и наступило время, когда необходимо начинать готовить поля к посеву. В этом году было запланировано посадить больше урожая, нежели в прошлый год. Это необходимо для того, что бы продать излишек и получить прибыль. Степану эта идея пришлась не по душе
Но что бы в очередной раз не ругаться с родственниками он решает промолчать и не обращать на происходящее внимание. Но, несмотря на это в доме царит напряженная атмосфера
Из этого понятно, что ссора все равно состоится. Отец и Максим принимают решение не разговаривать со Степой. Старшему брату очень тяжело жить в своем родном доме. Он не может там находится и поэтому старается чаще бывать в комсомоле. Там к нему относятся хорошо и с пониманием.
С раннего детства Степана учили никогда не обманывать. Поэтому он не выдерживает и рассказывает правду про обман, который затеял его отец. Папа дал ложную информацию в сельский совет. Он заведомо уменьшил площадь поля, что бы продать оставшийся за территорией урожай. Степан понимает, что таким поступком настроит против себя отца. Так и вышло. Яков очень разозлился и избил сына кнутом, да так сильно, что на теле парня остались кровавые полосы. Отец с Максимом выпустили пастись скот на поле, но он исчез. Папа и сын решили, что это проделки Степана. Это была последняя капля, и Яков задумался об убийстве старшего сына. Максим помог отцу и в этом вопросе. Труп Степана они закопали на территории поля. Через некоторое время выяснилось, что Степан ни в чем не виновен. Скот просто ушел пастись в другое место.
После прочтения произведения можно сделать вывод, что Степан имел свое мнение, хотел жить своей жизнью и своими интересами. Ему было очень обидно, что его не понимают и не поддерживают его самые близкие родственники. Но с другой стороны можно понять и Якова. Отец считал, что старший сын должен к нему прислушиваться и уважать его слово. Как ни крути они оба правы, но каждый по своему
Смысл
Главная мысль романа «Поднятая целина» состоит в том, что нет ничего важнее человеческой жизни. Она не должна быть разменной монетой в политических и экономических преобразованиях. Нельзя огульно и безжалостно, «до основанья, а затем», ломать традиционный жизненный уклад, разрушать ключевые человеческие ценности ─ дом, семью. В отличие от многих современных ему писателей, Шолохов верит в духовное богатство простого народа, его огромный творческий потенциал, поэтому изображает крестьянство не тёмным и отсталым, а в большинстве своём умным и трудолюбивым.
Основная идея романа «Поднятая целина» заключается в том, что в любых, даже самых тяжёлых условиях, можно и нужно оставаться человеком в полном смысле этого слова. А человеколюбие и доброта всегда должны быть выше классовых интересов.
Вариант 2
Пришла весна и наступило время, когда необходимо начинать готовить поля к посеву. В этом году было запланировано посадить больше урожая, нежели в прошлый год. Это необходимо для того, что бы продать излишек и получить прибыль. Степану эта идея пришлась не по душе
Но что бы в очередной раз не ругаться с родственниками он решает промолчать и не обращать на происходящее внимание. Но, несмотря на это в доме царит напряженная атмосфера
Из этого понятно, что ссора все равно состоится. Отец и Максим принимают решение не разговаривать со Степой. Старшему брату очень тяжело жить в своем родном доме. Он не может там находится и поэтому старается чаще бывать в комсомоле. Там к нему относятся хорошо и с пониманием.
С раннего детства Степана учили никогда не обманывать. Поэтому он не выдерживает и рассказывает правду про обман, который затеял его отец. Папа дал ложную информацию в сельский совет. Он заведомо уменьшил площадь поля, что бы продать оставшийся за территорией урожай. Степан понимает, что таким поступком настроит против себя отца. Так и вышло. Яков очень разозлился и избил сына кнутом, да так сильно, что на теле парня остались кровавые полосы. Отец с Максимом выпустили пастись скот на поле, но он исчез. Папа и сын решили, что это проделки Степана. Это была последняя капля, и Яков задумался об убийстве старшего сына. Максим помог отцу и в этом вопросе. Труп Степана они закопали на территории поля. Через некоторое время выяснилось, что Степан ни в чем не виновен. Скот просто ушел пастись в другое место.
После прочтения произведения можно сделать вывод, что Степан имел свое мнение, хотел жить своей жизнью и своими интересами. Ему было очень обидно, что его не понимают и не поддерживают его самые близкие родственники. Но с другой стороны можно понять и Якова. Отец считал, что старший сын должен к нему прислушиваться и уважать его слово. Как ни крути они оба правы, но каждый по своему
Маленькая Маркиза — героиня романа «Лавка древностей» (Диккенс)
В романе также есть девочка по имени Маркиза. Она абсолютная противоположность Нелли. Маркиза — служанка в доме у богачей: Самсона Брасса и его сестрицы Салли. Они совсем замучили девочку черной работой. Она живет в пропитанной сыростью холодной кухне. Салли избивает ее и держит впроголодь.
Малышка взбалмошна и простодушна. Она часто подслушивает и подглядывает у замочной скважины. Это обычная, веселая и живая девчонка. Немного хитрая: может с легкостью стащить что-то вкусненькое. Несмотря на жестокое обращение, Маркиза не ожесточается на людей, а остается доброй и светлой.
Чарльз Диккенс в своих произведениях поднимает вопрос беззащитности детей в жестоком мире взрослых. Печальная судьба Нелли, издевательства над Маркизой заставляют читателя вспомнить и о других героях его романов. Любители Диккенса вспомнят также Оливера Твиста, замученного в рабочем доме.
Роман Диккенса стал популярным при жизни автора. Не только жители Туманного Альбиона, но и американцы плакали над преждевременной кончиной Нелли. Сам автор, как он писал другу, сильно переживал из-за этого поворота событий в романе. Он не мог поступить иначе, смерть главной героини должна была указать на жестокость по отношению к детям. Автор хотел отвернуть читателей от зла и посеять в их сердцах добро и сострадание.
Композиция и конфликт
Во всей первой книге повествование сохраняет быстрый темп, а автор ясно обозначает временные отрезки, часто указывая точные даты событий. Почти одновременно вГремячий Лог прибывают бывший белогвардеец, есаул Половцев и матрос Давыдов. В недавнем прошлом ─ слесарь Краснопутилковского завода. Уже вечером состоялось первое собрание бедняков, на следующий день началось раскулачивание. Собрания происходили на протяжении 4 дней и заканчивались с первыми петухами. В это же время у Борщёва собрался кулацкий актив, где один из бедных казаков, Никита Хопров, посоветовал не бунтовать против власти, узнал лишнее, за это был лишён жизни. Нам другой день после смерти Хопрова о своих делах вновь спорили гремячинские бедняки. 4 февраля на общем собрании было принято единогласное решение о высылке кулацких семей. В районе Давыдов докладывал секретарю:
Не дремлют и кулаки:
Песок был нужен кулакам, чтобы подсыпать его в стойла к волам и тем самым навредить животным: лёжа на песке, они получали травмы.
4 марта Нагульнов избивает Банника и заставляет его сдать хлеб.
К 15 мая колхозники, в основном, закончили в районе сев колосовых культур.
Точная датировка событий первой книги, быстрое развитие сюжета не препятствуют автору в описании масштабности и значения тех событий, которые происходят в Гремячем Логу. Массовые сцены первой части ─ главный нерв в развитии сюжета, его основа. Именно в них наиболее ярко показан народ ─ крестьянство, казачество. Здесь и собрание бедноты, и «бабий бунт», и тайная сходка у Половцева.
В массовых сценах раскрывается и главный конфликт произведения ─ борьба бедняков и зажиточного населения Гремячьего Лога. Одни хотят построить новую жизнь, другие ─ сохранить свою землю,свои дома, свой жизненный уклад. Но путь к достижению этих целей каждый понимает по разному, и даже в стане единомышленников разгораются жаркие споры. И беднота, и соратники Половцева не сразу находят общий язык.
Во второй книге романа Шолохов не придерживается столь строгого хронометража. Только в начале он приводит условную дату ─ «К концу первой половины июня», а после просто называет дни недели: «Через два дня, в пятницу утром». Отказ автора от точной датировки, вероятно, обусловлен тем, что колхоз был создан, борьба со старыми порядками потеряла прежний накал. Колхозники копили силы после посевной, готовились к другой страде ─ уборке урожая. Время в романе как бы замедляет свой бег:
Со спокойным тоном повествования резко контрастирует трагедия ─ убийство Давыдова и Нагульнова белогвардейцами. События в романе после смерти главных героев являются, своего рода, эпилогом.
Деление на белых и красных
Классик объективен и правдив, он не приукрашивает события, передает всю их реалистичность. Шолохов сравнивает войну с плугом, который режет землю. Еще страшнее звучат фраза о смене цвета: «белый был – красным стал».
Отчего? «Кровь обагрила». Так же легко красный становится белым: «смерть побелила». Критики и писатели увидели в этих словах великую смелость автора. Он отмел всю политичность понятия гражданская война. Показал, как тяжело было обычному казаку, далекому от мятежей верхов, понять различие двух воюющих классов. Бедные казаки хотели свободы. Они шли за обещаниями красных, но видели жестокость и желание убивать. Переходя к интеллигентным белым, обнаруживали ту же лживость и жажду крови и власти. Запутавшиеся мужики шли в банды, но и там не находили себе места.
Войны рушат судьбы людей, уничтожают целые народы. Шолохов показал, как ужасна гражданская война, изменившая Россию. Написать сочинение «Гражданская война трагедия народа» используя материал, станет несколько легче, но сама проблема сложна и многогранна. Она требует знания истории своей страны и казачества.
Популярные сегодня пересказы
- Гиена — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Несмотря на жестокость и лукавство, гиена выглядит достаточно мило, потому что глаза ее, томные и влажные, располагают к доверию. Такой взгляд бывает у ксендзов или у чиновников. Но человек с древних времен и по сей день опасается гиену
- Записки из Мёртвого дома — краткое содержание повести Достоевский Главный герой пребывает в тюрьме. Он был осужден за убийство жены. Однако, несмотря на приговор, Горянчиков – неплохой человек, порядочный и воспитанный. Не обделен он и умом, поскольку среди его реплик
- Васильев Борис Львович Васильев был знаменитым писателем в прозе и драме. Появился на свет 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец был офицером, а мать была родом из известной дворянской династии.
- Толстой А. К. В Санкт-Петербурге, 24 сентября, родился Толстой Алексей Константинович – русский поэт, и писатель. Сын советника и брат художника. Сразу после появления на свет ребёнка, отношения в семье ухудшились
Третье действие
О чем еще повествует краткое содержание оперы «Кармен»? Идиллическая картина природы, в укромном месте среди гор. У контрабандистов короткий привал. Дон Хосе тоскует по дому, по крестьянской жизни, промысел контрабандистов его совсем не прельщает — прельщает только Кармен и страстная любовь к ней. Однако молодая цыганка его больше не любит, дело близится к разрыву. Согласно гаданию Мерседес и Франскиты, Кармен грозит смерть.
Привал окончен, контрабандисты отправляются на дело, остается только Хосе, чтобы присмотреть за оставленным товаром. Неожиданно появляется Микаэла. Она продолжает разыскивать Хосе. Звучит ее ария «Напрасно себя уверяю».
В это время раздается звук выстрела. Испуганная Микаэла прячется. Оказывается, это стрелял Хосе, увидевший Эскамильо. Тореадор, влюбленный в Кармен, разыскивает ее. Между соперниками начинается схватка, которая неминуемо грозит Эскамильо гибелью, однако подоспевшая вовремя Кармен успевает вмешаться и спасти тореадора. Эскамильо уходит, напоследок пригласив всех на свое выступление в Севилье.
В следующий момент Хосе обнаруживает Микаэлу. Девушка передает ему печальную новость — его мать умирает и хочет перед смертью проститься с сыном. Кармен с презрением соглашается с тем, что Хосе лучше уйти. В гневе тот предупреждает ее, что они еще встретятся, и только смерть сможет их разлучить. Грубо оттолкнув Кармен, Хосе уходит. Зловеще звучит музыкальный мотив тореадора.
Популярные сегодня пересказы
- Деревенский пожар — краткое содержание рассказа Салтыкова-Щедрина Деревня Софониха в одночасье вспыхнула и сгорела. Крестьяне, лишенные имущества, остались нищими. На пожаре погибли двое – старая Прасковья и вдовий сын Петька.
- Я умею прыгать через лужи — краткое содержание повести Маршалла Произведение представляет собой автобиографичную историю, повествующую о событиях детства писателя, который, также, как и главный герой рассказа, страдает полиомиелитом.
- Песнь о Гайавате — краткое содержание поэмы Лонгфелло Замечательнейшая поэма написана писателем по фамилии Лонгфелло и называется она «Повесть о Гайавате». Сюжет повести развивается в старне Оджибуэев, которая является индейской. В основе всей песни лежат легенды и верования.
- Семья вурдалака — краткое содержание повести Толстого Жанровая направленность произведения представляет собой готическую новеллу, повествование в которой ведется от лица пожилого француза-эмигранта маркиза д’Юрфе, одного из участников венского дипломатического конгресса.
Основные персонажи
Нелл Трент (часто называемая Нелли или «маленькая Нелл») — милая, нежная, добрая девочка. Она сопровождает своего деда во время его вынужденных скитаний по Англии. Нелл проявляет невероятную терпимость и любовь к нему.
Дедушка — персонаж, чье имя ни разу не упоминается в романе. Он является старым антикваром и дедом Нелл. Дедушка тратит большую часть своих денег на азартные игры, желая обеспечить своей внучке безбедное существование, но оказывается не слишком удачлив.
Кристофер (Кит) Нубблс — верный друг и слуга Нелл, готовый всегда прийти на помощь.
Дэниел Квилп — антагонист романа — злой и жестокий горбатый карлик, приведший Нелл и дедушку к разорению.
Фредерик Трент — коварный брат Нелл. Полагая, что дедушке все же удалось накопить состояние, он, использует своего друга для воплощения хитрого плана по завладению предполагаемым богатством.
Ричард «Дик» Вертлюг — манипулируемый друг, являющийся союзником Квилпа и Фредерика Трента.
Мистер Сэмпсон Брасс — подлый и продажный адвокат. Он работает на Мистера Квилпа.
Мисс Сара (Салли) Брасс — сестра и клерк Мистера Брасса, властная женщина, которую часто называют «драконом».
Миссис Джарли — владелица передвижной выставки восковых фигур.
Маленькая служанка «Маркиза» — служанка Мисс Брасс. Она не знает своего настоящего возраста, имени и родителей. В оригинальной рукописи есть предположение, что она является незаконнорожденной дочерью Квилпа и Мисс Брасс, но в публикации эта ссылка была удалена.
Одинокий джентльмен — безымянный персонаж в книге, являющийся младшим братом дедушки Нелл. В следующей части «Часы мастера Хамфри», вышедшей следом за «Лавкой древностей», мастер Хамфри открывает своим друзьям, что он является персонажем, упомянутым в этой истории как «одинокий джентльмен».
Червоточина — Шолохов Михаил Александрович
Яков Алексеевич — старинной ковки человек: ширококостый, сутуловатый; борода, как новый просяной веник, — до обидного похож на того кулака, которого досужие художники рисуют на последних страницах газет. Одним не схож — одежей. Кулаку, по занимаемой должности, непременно полагается жилетка и сапоги с рыпом, а Яков Алексеевич летом ходит в холщовой рубахе, распоясавшись и босой. Года три назад числился он всамделишным кулаком в списках станичного Совета, а потом рассчитал работника, продал лишнюю пару быков, остался при двух парах да при кобыле, и в Совете в списках перенесли его в соседнюю клетку — к середнякам
Прежнюю выправку не потерял от этого Яков Алексеевич: ходил важной развалкой, так же, по-кочетиному, держал голову, на собраниях, как и раньше, говорил степенно, хриповато, веско
Хоть урезал он свое хозяйство, а дела повел размашисто. Весной засеял двадцать десятин пшеницы; на хлебец, сбереженный от прошлогоднего урожая, купил запашник, две железных бороны, веялку. Известно уж, кто весной последнее продает: кому жевать нечего.
По всей станице поискать такого хозяина, как Яков Алексеевич: оборотистый казак, со смекалкой. Однако и у него появилась червоточина: младший сын Степка в комсомол вступил. Так-таки без спроса и совета взял да и вступил. Доведись такая беда на глупого человека — быть бы неурядице в семье, драке, но Яков Алексеевич не так рассудил. Зачем парня дубиной обучать? Пусть сам к берегу прибивается. Изо дня в день высмеивал нонешнюю власть, порядки, законы, желчной руганью пересыпал слова, язвил, как осенняя муха; думал, раскроются у Степки глаза, — они и раскрылись: перестал парень креститься, глядит на отца одичалыми глазами, за столом молчит.
Как-то перед обедом семейно стали на молитву. Яков Алексеевич, разлопушив бороду, отмахивал кресты, как косой по лугу орудовал; мать Степкина в поклонах ломалась, словно складной аршин; вся семья дружно махала руками. На столе дымились щи; хмелинами благоухал свежий хлеб. Степка стоял возле притолоки, заложив руки за спину, переступая с ноги на ногу.
Семья Мелеховых
В центре внимания — благополучная семья Мелеховых, зажиточных донских казаков. Жили Мелеховы дружно, занимались хозяйством, рожали детей, однако вскоре двух сыновей Пантелея Прокофьевича забирают на фронт: идёт Первая мировая война. Затем она «плавно» перерастает в революцию и , и семейные устои рушатся.
Мелеховы оказались по разные стороны противостояния. Пётр и совсем разные. Первый — человек простой и бесхитростный, он мечтает стать офицером, чтобы побеждать врага и отнимать у него всякое добро. А Григорий — личность очень сложная; он постоянно ищет правды и справедливости, пытается сохранить духовную чистоту в мире, где это невозможно.
Так огромное событие — Гражданская война — отразилось в судьбе отдельного казачьего куреня. Григорий не может ужиться ни с белогвардейцами, ни с большевиками, потому что видит, что тех и других интересует только классовая борьба. Красные и белые, можно сказать, позабыли, ради чего они воюют, или вовсе не ставили себе какой-то благородной цели — желали лишь придумать себе врага, уничтожить его и захватить власть.
Несмотря на отличную военную карьеру, которая довела Григория едва ли не до генеральского звания, он желает мирной жизни, свободной от насилия и крови. Он способен по-настоящему любить, пылко и страстно, но война отнимает у него единственную любовь — получает вражескую пулю; после этого герой, опустошённый, окончательно теряет смысл жизни.
Безумная сущность гражданской войны видна, например, из эпизода с большевиком Бунчуком, устроившим самосуд над Калмыковым. Оба героя — казаки, члены когда-то единой общности, однако Калмыков — дворянин, а Бунчук — рабочий. Теперь, когда оба принадлежат к противоборствующим группировкам, ни о какой казачьей общности не может быть и речи — бывшие «соплеменники» убивают друг друга. Зачем — им самим непонятно, Бунчук объясняет свои действия так: «Если не мы их, то они нас, — серёдки нет!».
Красный командир Иван Малкин просто издевается над населением захваченной станицы. Малкин — реальное историческое лицо, известный деятель НКВД, пытавшийся свататься к будущей жене Шолохова. Наводя ужас на жителей советской страны и пользуясь расположением сталинского руководства, он тем не менее был расстрелян в 1939 году по приказу тех, кому «верой и правдой» служил.
Но Григорий мечется не только между политическими лагерями, сближаясь то с красными, то с белыми. Такой же непостоянный он и в личной жизни. Он любит двух женщин, одна из которых его законная жена () и мать его ребёнка. Но ни ту, ни другую он в конечном итоге не смог сохранить.
Место действия и специфика героев
Сюжет оперы «Кармен» разворачивается в городе Севилья и его окрестностях (Испания) в нач. 19 века. Специфика героев, выбранная автором оперы, для того времени носила в определенной мере провокационный характер. Образы простых работниц табачной фабрики, ведущих себя достаточно развязно (некоторые из них курят), солдат, полицейских, а также воров и контрабандистов шли вразрез со строгими требованиями светского общества.
Чтобы как-то сгладить впечатление, создаваемое подобным обществом (женщин легкого поведения, непостоянных в своих привязанностях; мужчин, жертвующих честью во имя страсти, и т. д.), автор оперы «Кармен» совместно с авторами либретто вводят в произведение новый персонаж. Это образ Микаэлы — чистой и невинной девушки, которого не было в новелле Проспера Мериме. За счет данной героини, трогательной в своей привязанности к дону Хосе, персонажи приобретают бо́льшую контрастность, а произведение, в свою очередь — бо́льший драматизм. Таким образом, краткое содержание либретто оперы «Кармен» имеет свою специфику.
Судьба одной семьи
Трагедия одной конкретной семьи как в зеркале отражает историю всего народа. Большая трудолюбивая семья живет миром. Большое хозяйство, любовь к земле, забота о детях объединяют взрослых и детей. В доме есть все: любовь, уважение, терпение. Мелеховы – обычная казацкая семья: отец, мать, дочери, сыновья. Война все разрушает. Родственные связи слабеют, братские чувства гаснут, на их место приходят раздражительность, страх. Отец семьи Пантелей Прокофьевич знает причину распада семьи – это война. Братья расходятся в разные стороны, один за красных, другой за белых. Жены хватаются за ружья и убивают тех, кто лишил их мужей. Люди сами устраивают казни, ищут крови и тех, кого можно лишить жизни.
Отношение к войне
К войне у всех разное отношение. Кто-то рад битвам, умеет найти в воинских буднях выгоду. К таким относится Петр Мелехов. Он видит себя офицером, человеком, которому война открывает перспективы и светлое будущее. Война радует Петра, он берет у побежденных то, что ему было не добыть честным трудом. Для таких как Петр, война – средство наживы.
Григорий не принимает войну. Она «высасывает с лица румянец». Автор говорит, что война «…красила его желчью». Что это? Злоба, жестокость, зверство? Война будит в человеке звериную суть, тяжело, если ее мало. Мужчины становятся слабыми или, наоборот, жестокими, подлыми. Чудовищные сцены изнасилования женщин, расстрелов, гибели детей для кого-то были усладой, а для других ужасом. Григорий пытается избежать несправедливости, но быть на войне и оказаться вне ее, невозможно. Гражданская война как трагедия народа в «Тихом Доне» прошла красной линией через образ главного героя.
Вариант 2
В произведении М.А. Шолохова «Червоточина» основными героями являются члены одной семьи. Главу семейства зовут Яков, он вместе с женой воспитал двоих сыновей. Парней зовут Степан и Максим. Отец вместе с младшим братом не одобряет выбор старшего брата вступить в комсомол. На этой почве в семье часто вспыхивают скандалы. Максим постоянно пытается уговорить Степана выйти из комсомола. Однажды из-за этого между парнями началась драка, которую начал младший брат. Но и это не повлияло на выбор Степана. Он продолжает активно участвовать в жизни комсомола.
Пришла весна и наступило время, когда необходимо начинать готовить поля к посеву. В этом году было запланировано посадить больше урожая, нежели в прошлый год. Это необходимо для того, что бы продать излишек и получить прибыль. Степану эта идея пришлась не по душе
Но что бы в очередной раз не ругаться с родственниками он решает промолчать и не обращать на происходящее внимание. Но, несмотря на это в доме царит напряженная атмосфера
Из этого понятно, что ссора все равно состоится. Отец и Максим принимают решение не разговаривать со Степой. Старшему брату очень тяжело жить в своем родном доме. Он не может там находится и поэтому старается чаще бывать в комсомоле. Там к нему относятся хорошо и с пониманием.
С раннего детства Степана учили никогда не обманывать. Поэтому он не выдерживает и рассказывает правду про обман, который затеял его отец. Папа дал ложную информацию в сельский совет. Он заведомо уменьшил площадь поля, что бы продать оставшийся за территорией урожай. Степан понимает, что таким поступком настроит против себя отца. Так и вышло. Яков очень разозлился и избил сына кнутом, да так сильно, что на теле парня остались кровавые полосы. Отец с Максимом выпустили пастись скот на поле, но он исчез. Папа и сын решили, что это проделки Степана. Это была последняя капля, и Яков задумался об убийстве старшего сына. Максим помог отцу и в этом вопросе. Труп Степана они закопали на территории поля. Через некоторое время выяснилось, что Степан ни в чем не виновен. Скот просто ушел пастись в другое место.
После прочтения произведения можно сделать вывод, что Степан имел свое мнение, хотел жить своей жизнью и своими интересами. Ему было очень обидно, что его не понимают и не поддерживают его самые близкие родственники. Но с другой стороны можно понять и Якова. Отец считал, что старший сын должен к нему прислушиваться и уважать его слово. Как ни крути они оба правы, но каждый по своему
Подписи к слайдам:
Презентация по русскому языку
Изложение № 34. Ход урока: знакомство с текстом. беседа по тексту. составление плана. языковой анализ текста. пересказ текста изложения. анализ стилистики текста. создание своего текста. выполнение творческого задания (ответ на вопрос). подведение итогов урока
Орфей любил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных.
Однажды, гуляя по лугу, Эвридика нечаянно наступила на землю… На крик прибежал Орфей и увидел свою невесту. Ударил певец по струнам кифары, но не открыла Эвридика глаз, как прежде…
Спустился Орфей в царство мертвых. Вот и Харон.
Рванул Орфей струны кифары, и над царством мертвых зазвучала прекрасная песня…
Запел Орфей песню о любви перед владыками подземного мира: Аидом и Персефоной.
Молвил Аид: — Веди Эвридику в верхний мир. Она пойдет за тобой, а ты за Гермесом. Только помни: оглянешься – дар будет отнят!
И двинулись они в путь…
Оглянулся Орфей… но ничего не увидел. Аид отнял свой дар.
Ссылки
- Червоточина.
- Червоточина
- Краткое содержание Шолохов Червоточина
Произведения Михаила Александровича Шолохова | |
Романы |
|
Рассказы |
|
Персонажи |
|
Червоточина :: Шолохов Михаил Александрович
——————————————— Михаил Александрович Шолохов
ЧЕРВОТОЧИНА
Яков Алексеевич — старинной ковки человек: ширококостый, сутуловатый; борода, как новый просяной веник, — до обидного похож на того кулака, которого досужие художники рисуют на последних страницах газет. Одним не схож — одежей. Кулаку, по занимаемой должности, непременно полагается жилетка и сапоги с рыпом, а Яков Алексеевич летом ходит в холщовой рубахе, распоясавшись и босой. Года три назад числился он всамделишным кулаком в списках станичного Совета, а потом рассчитал работника, продал лишнюю пару быков, остался при двух парах да при кобыле, и в Совете в списках перенесли его в соседнюю клетку — к середнякам
Прежнюю выправку не потерял от этого Яков Алексеевич: ходил важной развалкой, так же, по-кочетиному, держал голову, на собраниях, как и раньше, говорил степенно, хриповато, веско
Хоть урезал он свое хозяйство, а дела повел размашисто. Весной засеял двадцать десятин пшеницы; на хлебец, сбереженный от прошлогоднего урожая, купил запашник, две железных бороны, веялку. Известно уж, кто весной последнее продает: кому жевать нечего.
По всей станице поискать такого хозяина, как Яков Алексеевич: оборотистый казак, со смекалкой. Однако и у него появилась червоточина: младший сын Степка в комсомол вступил. Так-таки без спроса и совета взял да и вступил. Доведись такая беда на глупого человека — быть бы неурядице в семье, драке, но Яков Алексеевич не так рассудил. Зачем парня дубиной обучать? Пусть сам к берегу прибивается. Изо дня в день высмеивал нонешнюю власть, порядки, законы, желчной руганью пересыпал слова, язвил, как осенняя муха; думал, раскроются у Степки глаза, — они и раскрылись: перестал парень креститься, глядит на отца одичалыми глазами, за столом молчит.
Как-то перед обедом семейно стали на молитву. Яков Алексеевич, разлопушив бороду, отмахивал кресты, как косой по лугу орудовал; мать Степкина в поклонах ломалась, словно складной аршин; вся семья дружно махала руками. На столе дымились щи; хмелинами благоухал свежий хлеб. Степка стоял возле притолоки, заложив руки за спину, переступая с ноги на ногу.
— Ты человек? — помолившись, спросил Яков Алексеевич.
— Тебе лучше знать…
— Ну, а если человек и садишься с людьми за стол, то крести харю. В этом и разница промеж тобой и быком. Это бык так делает: из яслев жрет, а потом повернулся и туда же надворничает.
Степка направился было к двери, но одумался, вернулся и, на ходу крестясь, скользнул за стол.
За несколько дней пожелтел с лица Яков Алексеевич; похаживая по двору, хмурил брови; знали домашние, что пережевывает какую-нибудь мыслишку старик, недаром по ночам кряхтит, возится и засыпает только перед рассветом. Мать как-то шепнула Степке:
— Не знаю, Степушка, что наш Алексеевич задумал… Либо тебе какую беду строит, либо кого опутать хочет…
Степка-то знал, что на него готовит отец поход, и, притаившись, подумывал, куда направить лыжи в том случае, если старик укажет на ворота.
В самом деле, есть о чем подумать Якову Алексеевичу: будь Степке вместо двадцати пятнадцать годов, тогда бы с ним легко можно справиться. Долго ли взять из чулана новые ременные вожжи да покрепче намотать на руку? А в двадцать годов любые вожжи тонки будут; таких оболтусов учат дышлиной, но по теперешним временам за дышлину так прискребут, что и жарко и тошно будет. Как тут не кряхтеть старику по ночам и не хмурить бровей в потемках?
Максим — старший брат Степки, казак ядреный и сильный, — по вечерам, выдалбливая ложки, спрашивал Степку:
— А скажи, браток, на чуму тебе сдался этот комсомол?
— Не вяжись! — рубил Степка.
— Нет, ты скажи, — не унимался Максим.
Критика
В одном из лучших шолоховких произведений «внимательно прослеживается весь процесс отчуждения, идущий в семье, где младший пошёл против веры отцов», исследуется то, что более всего поразило писателя в революционную эпоху: «феноменология рождающейся и катастрофически прогрессирующей неродственности в самом естественном средоточии родственности». Нарастающий конфликт «крепкого» хозяина Якова Алексеевича с младшим сыном «комсомолистом» Степаном завершается в рассказе трагически. Отец и старший брат Максим убивают Степана за потерянных в степи семейных быков.
В первых рецензиях на произведение отмечалось, что рассказ «производит очень сильное впечатление». Сюжетное мастерство и тонкий художественный такт подчёркивала в «Червоточине» Л. Мышковская. И. М. Машбиц-Веров, анализируя образ Якова Алексеевича, отмечал:
…непримиримая ненависть к Степану вырастает на крепкой «казацко-родовой» и хозяйственной основе. Раскрытие властям истинного размера посевов, скрытых отцом; Степан, как постоянно-угрожающее революционное начало, которое разрушает весь привычный уклад и всё годами налаженное хозяйство, ― вот где истинная причина убийства, вот что превращает потенциальную энергию ненависти в энергию действенную, смертельную. |