Лев кассиль: улица младшего сына

Краткое содержание «Улицы младшего сына»

В центре сюжета книги – мальчик, оказавшейся со своей семьей в самом разгаре войны. Семья Дубининых жила в украинском городе Керчи. Володя Дубинин, мальчик, чей отец – Владимир Никифорович Дубинин – служил капитаном на морском флоте, переживает страшные военные события. Потеряв отца, который учил мальчишку всему, что необходимо знать мужчине, Володя вступает в ряды партизан. Став в отряде маленьким, но юрким разведчиком, Володя получает возможность собирать гораздо больше информации, чем любой другой партизан – за счет того, что он маленький, его труднее заметить. Таким образом, делая свой неоценимый вклад в победу над немецкими войсками, Володя помогает своим сослуживцам составлять различные планы нападения. Злость и горечь не дают мальчишке покоя – потеряв на этой войне всех своих близких, он обязан отомстить немцам, которые забрали у него семью. Володе вспоминаются уроки Владимира Никифоровича Дубинина, который учил сына не давать себя в обиду, однако сдерживать свой пыл

Вспомнив о смерти отца, Володя принимает очень важное решение: он отомстит за всех, кому пришлось так много потерять на этой войне. Вскоре в отряде появляются и другие мальчишки – пионеры, которые наравне со взрослыми партизанами сражаются за спокойствие на своей Родине

Именно Володя Дубинин узнает самым первым о том, что вражеские войска отступили.

Краткое содержание

Повесть состоит из двух частей. Она показывает контраст между мирной жизнью и жестокой войной, с которой вынуждены бороться даже дети.

Первая часть произведения начинается с описания беззаботной и счастливой жизни мальчика по имени Володя Дубинин. Его лето проходило в солнечной Керчи, а по весне он возвращался с мамой и сестрой в Старый Карантин к дяде. Счастливое время для Володи, сопровождающееся играми, весельем, склеиванием самолетов, рыбалкой и морем, заканчивалось вместе с летом.

Евдокия Тимофеевна решила переехать с сыном в Мурманск. Никифор Семенович тем временем служил на флоте, и мальчик каждый день бегал в порт и ждал возвращения отца. Он очень гордился им, был увлечен делом папы и читал много книг об этом. За время отсутствия отца Володю приняли в пионеры, он попал в Артек. 16 июня 1941 года — очередная годовщина лагеря. Через несколько дней мальчик должен был вернуться домой, но планы изменились, потому что началась война.

Вторая часть повести начинается с ухода отца Володи на фронт. Мальчик очень хотел пойти за Никифором Семеновичем, но ему было всего четырнадцать лет.

Жителей Керчи, где был Володя, начали поспешно эвакуировать, но мальчик, узнав о действующем отряде партизан, вызвался помогать им. Он взял себе в компанию троюродного брата Ваню. Партизаны поселились в штольнях заброшенных каменоломен. Людей было полсотни, все они приняли решение отдать жизнь за спасение своей Родины.

Спустя время немцы узнали об отряде и решили пробиваться через баррикады. Им это удалось. Каменоломни были затоплены водой, но Володя и Ваня смогли выбраться. Мальчики узнали, что Старая Крепость освобождена от немцев, но добраться до нее нельзя, так как все выходы были заминированы.

Саперы начали активную работу по освобождению штолен. Володя даже успел встретиться с мамой и сестрой прямо в новогоднюю ночь. Однако его желание помочь саперам закончилось для мальчика трагично. В первый же день работы он подорвался на мине.

Роль литературы в годы ВОВ

Литература стала тем, что давало надежду людям, давало силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства.

С первых дней фронта писатели говорили об ответственности за судьбу России, о тех страданиях и лишениях, которые терпели люди. Многие писатели уходили на фронт корреспондентами. В то же время неоспоримым было одно – беспрепятственная вера в победу, которую ничто не могло сломить.

Призыв искоренить «проклятого зверя, вставшего над Европой и замахнувшегося на твое будущее» мы слышим в стихах-воззваниях «К оружью, патриот!» П. Комарова, «Слушай, Отчизна», «Бей врага!» В. Инбер И. Авраменко, в очерках Л. Леонова «Слава России».

Отзыв о рассказе Житкова «Мангуста»

Главный герой рассказа Бориса Житкова «Мангуста» — русский моряк, который мечтал завести себе мангусту. Поэтому он с нетерпением ждал, когда судно прибудет на остров Цейлон, где можно было купить этого забавного зверька. На Цейлоне моряку повезло – на борт поднялся торговец, который продал ему клетку с двумя мангустами. Одна мангуста была ручная, а другая – дикая. Моряк так обрадовался, что даже не спросил, чем кормить этих шустрых зверьков.

Он оставил мангуст у себя в каюте и отправился на погрузку. Необходимо было разместить на палубе стволы деревьев. Они были огромные, корявые, с плохо обрубленными ветвями.

После работы моряк принес мангустам разной еды: мяса, молока, бананов. Как оказалось, звери ели все, без разбора. Позднее моряк развесил бананы под потолком каюты, чтобы у мангуст всегда было угощение. Один из зверьков быстро научился доставать высоко висящее лакомство. Он взбирался на книжную полку, потом на иллюминатор, а оттуда прыгал прямо на банан и вместе с ним приземлялся на пол. Пришлось перевесить бананы повыше.

В хорошую погоду моряк выпускал мангуст на палубу, где они с удовольствием играли. Надо сказать, что до появления мангуст хозяином палубы был кот по кличке Васька. Когда кот впервые увидел мангусту, он стал к ней подкрадываться, чтобы оттрепать зверька и показать, кто здесь хозяин.

Но в последний момент мангуста быстро просунула голову между ног, подняла хвост трубой и своим грозным видом так напугала кота, что тот до конца плавания боялся показываться на палубе. Корабельному коку пришлось кормить кота по ночам, когда мангусты находились в каюте моряка.

А однажды случилось происшествие – один из моряков рассказал, что видел змею, выползшую из стволов, закрепленных на палубе. Люди не знали, что делать и с опаской смотрели на бревна. Но кто-то вспомнил, что мангусты охотятся на змей и к бревнам принесли клетку со зверьками. Их запустили в бревна и стали светить электрической лампой.

Вскоре одна из мангуст вытащила за хвост змею, спрятавшуюся в бревнах, а вторая вцепилась змее в шею. Зверьков еле оттащили от змеи, которую моряки добили и выбросили за борт. С тех пор мангусты стали любимцами всей команды и пользовались почетом и уважением.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Житкова «Мангуста» заключается в том, что приручаемые животные служат не только развлечением для их хозяев, но и приносят пользу. Мангусты популярны тем, что ловят змей. Тем самым они охраняют жизни своих хозяев. Две мангусты сослужили хорошую службу русским морякам, поймав в бревнах, закрепленных на палубе, спрятавшуюся там змею.

Рассказ Житкова «Мангуста» учит любить животных и относиться к ним с добром и пониманием. И тогда животные будут верой и правдой служить человеку.

В рассказе мне понравились мангусты, которые оказались веселыми, шустрыми существами, способными и порадовать человека своими играми и защитить его от опасности.

Какие пословицы подходят к рассказу Житкова «Мангуста»?

В ком до чего есть охота, о том у него и забота. Кто в радости живет, того кручина не возьмет. Ловкость помогает бойкости, а бойкость — стойкости.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Персонажи повести

Повесть посвящена мужественным людям, которые жили и боролись с врагом во время Великой Отечественной войны. Основные и второстепенные персонажи:

Володя Дубинин — символ мужества и стойкости советских людей, отваги и самопожертвования

Образом Володи авторы не только продемонстрировали весь ужас войны, но и обратили внимание на судьбы детей, которые терпели лишения. Стать взрослыми им пришлось слишком рано.
Евдокия Тимофеевна — Володина мама

Она все время волновалась за сына и поддерживала его.
Валя — сестра Володи. Она искала возможности связаться с братом, узнать как о его жизни и здоровье.
Ваня Гриценко — лучший друг Володи. Он понимал друга и поддерживал его в трудные минуты.
Отец — Владимир Никифорович был примером для сына. Воспитывал его настоящим героем и патриотом.
Партизаны — старшие товарищи Володи Дубинина. Они приняли мальчика в партизанский отряд, учили его, передавали свой опыт. Мальчика полюбили в отряде. Ему поручали трудные задания, он с успехом с ними справлялся. В партизанском отряде к Володе относились как к родному человеку.

В образ Володи авторами заложен глубокий смысл. Даже из краткого содержания можно понять, что авторы стремились продемонстрировать ужасы войны, которые испытали не только взрослые, но и дети. Мужество и героизм мальчика стали настоящим примером для взрослых и детей. Образ Володи Дубинина наглядно продемонстрировал читателям, что война — это страшно, что никто не остается в стороне. Она изменяет судьбы и забирает жизни тысяч простых, ни в чем не повинных людей.

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» и прочие повести и романы, соответствующие школьной программе.
  2. Николай Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести», «Женитьба» (Если из предложенных романов и повестей одного автора в список внесено сразу несколько, то в каждой школе учитель должен сообщить школьникам, какое произведение он ставит в приоритет остальным. Это значит, что учитель сам определит, что они будут проходить более детально, а что оставит на внеклассной чтение для поверхностного ознакомления с произведением).
  3. Иван Тургенев «Ася».
  4. Иван Пущин «Записки о Пушкине».
  5. Лев Толстой «После бала», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (в некоторых школах трилогию разбивают на отдельные романы и проходят не за один учебный год, а за несколько. Например, в пятом классе дети читают «Детство» Толстого, в шестом – «Отрочество», в седьмом – «Юность». Разбивка может меняться).
  6. Иван Бунин «Лапти», «Цифры».
  7. Поэзия Марины Цветаевой.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

  1. Эмброз Бирс «Человек и змея».
  2. Виктор Гюго «93-й год», «Человек, который смеется», «Отверженные».
  3. Томас Гарди «Роковая ошибка церковных музыкантов».
  4. Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается».
  5. Джек Лондон «Под палубным тентом» (восьмиклассникам еще предлагается к прочтению экранизированный роман «Сердца трех» этого же автора).
  6. Эдгар По «Очки».
  7. Роберт Стивенсон «Владете ль Баллантре».
  8. Герберт Уеллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее. (В восьмом классе школьники проходят те произведения автора, какие не успели пройти в седьмом классе. Все сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
  9. Марк Твен «Журналистка из Теннесси».

Тема поколений в стихотворении «Бородино»

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» посвящено событиям Отечественной войны 1812 г. Оно представлено в форме диалога между участником военных событий и представителем молодого поколения.

Произведение раскрывает тему родины, отваги. А также показывает различие между двумя поколениями

Повествование лирического героя начинается после обращенного к нему вопроса: Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Так автор обращает внимание на то, что молодое поколение заинтересовано событиями, затронувшими их родину

Память о Бородинском сражении сближает людей разных возрастов. Автор, используя гиперболу, подчеркивает это: Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Солдат, вспоминая свое прошлое, сравнивает поколения и приходит к выводу о том, что люди изменились: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Военные события описываются лирическим героем с детальной точностью. Он вспоминает сражения, свои мысли, настрой солдат, потери…

Автор использует риторические восклицания, которые помогают убедиться в отважности солдат, в их преданности родине: Уж постоим мы головою За родину свою! Именно этой отваги, патриотизма не видит герой в молодых. Он понимает, что теперь они будут защищать родину и сомневается в их силах

Герой будто устрашает своего собеседника, используя сравнения: Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут.

Кольцевая композиция стихотворения подчеркивает его основную мысль: Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри- не вы. Таким образом, представитель старшего поколения уверен, что людям, которые будут жить после него «не видать таких сражений». Он поглощен темой войны, потому что она стала главным событием его жизни. Наверное, он прав в том, что люди, прошедшие войну, по-настоящему «могучее…племя». Но это не значит, что те, кто не встречал войны лицом к лицу, лишены храбрости и любви к родине.

Тема поколений решена через различие их жизней, опыта.

Коротко о произведении

Книгу написали Лев Кассиль и Макс Поляновский. В произведении образно воспроизведена обстановка военного времени.

Авторы показали настроение людей, горечь от потери близких, боль и скорбь военного времени, ненависть к фашистам, которой были пронизаны сердца каждого советского солдата. Повесть состоит из двух частей и демонстрирует обстановку военного времени. В произведении описаны реальные события, происходившие в Керчи и подтвержденные документами.

В 1951 году книга получила главную награду страны в области литературы и искусства — Сталинскую премию. Этот факт подтверждает значимость произведения для послевоенной страны. В кратком изложении повести невозможно передать чувства и эмоции, которые возникают при прочтении самого произведения.

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Персонажи повести

Повесть посвящена мужественным людям, которые жили и боролись с врагом во время Великой Отечественной войны. Основные и второстепенные персонажи:

В образ Володи авторами заложен глубокий смысл. Даже из краткого содержания можно понять, что авторы стремились продемонстрировать ужасы войны, которые испытали не только взрослые, но и дети. Мужество и героизм мальчика стали настоящим примером для взрослых и детей. Образ Володи Дубинина наглядно продемонстрировал читателям, что война — это страшно, что никто не остается в стороне. Она изменяет судьбы и забирает жизни тысяч простых, ни в чем не повинных людей.

Достоверность фактов произведения

В некоторых главах указываются конкретные места, в которых действительно функционировали партизанские движения. Например, авторы пишут о военных действиях, происходивших в детских лагерях «Артек». Именно так оно и было. Однако в книге было отмечено три таких лагеря. На самом деле в те годы, которые описываются в повести, работало всего два лагеря из трех. Третий был открыт лишь в 1944 году.

Также авторы пишут о том, что директором артековского лагеря был некий Борис Яковлевич. Однако в военные годы Овчуков-Суворов Борис был репрессирован, а после воевал. Стать директором лагеря «Артек» Овчукову удалось лишь в послевоенные годы.

Несмотря на то что некоторые сведения, изложенные в книге, не совсем правдоподобны, возможно, слегка приукрашены для создания наиболее яркого сюжета, в общем и целом можно сказать, что книга повествует о реальных событиях, которые происходили на самом деле в военные годы. Достоверность переданных даже в кратком содержании «Улицы младшего сына» фактов можно проверить, изучив ход событий в истории Советского Союза.

С этой книгой читают

Младший граф. Трилогия Тихера Родривар

Попаданство. Сознание вернулось резким моментальным «щелчком», как будто кто-то переключил в голове невидимый тумблер. Как нашатырем ударил по ноздрям запах чего-то…

2.9
 (5)

Вожак младшей стаи Калашников Сергей Александрович

Прерия — планета Русского сектора колонизации. В этой крохотной капле воды из океана человечества отразились все конфликты и проблемы материнской цивилизации, не так…

4.3
 (5)

Младший вовсе был дурак Одинец Илья

Вы думаете, попаданцы переносятся в волшебные миры и спасают от гибели города, королевства и целые планеты случайно? По велению судьбы, из-за бредовых пророчеств,…

3.93
 (3)

Чудовища в янтаре-2. Улица моя теснаБушков Александр

Со звоном один за другим летят царские венцы с головы Короля Королей — Сварога. В миг гаснет жизнь волшебника, словно задутая свеча. На полях брани началась великая…

5
 (2)

Кошмар на улице с вязомАндреева Валентина Алексеевна

Борьба Ирины и Натальи за семейное счастье приятельницы под флагом женской солидарности с первых шагов отмечена ошибками. Результат? Серьезные осложнения в жизни героев,…

3.5
 (2)

Старший сынВампилов Александр Валентинович

«Старший сын» – пожалуй, наиболее известная пьеса Александра Вампилова.В комедии «Старший сын», в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным…

4.4
 (3)

Реальный уличный бой. Система выживания на улице, в армии, в тюрьме, в обществеСиллов Дмитрий Олегович

Эта книга — для обыкновенных людей, которым надоело быть обыкновенными.Эта книга — о том, как стать и навсегда остаться здоровым человеком, как овладеть простой и крайне…

3.5
 (2)

Младший сынБалашов Дмитрий Михайлович

Роман охватывает сорокалетний период русской истории второй половины XIII в. (1263 — 1304 гг.) и повествует о борьбе за власть сыновей Александра Невского — Дмитрия и…

4.6
 (1)

Персонажи повести

Повесть посвящена мужественным людям, которые жили и боролись с врагом во время Великой Отечественной войны. Основные и второстепенные персонажи:

Володя Дубинин — символ мужества и стойкости советских людей, отваги и самопожертвования

Образом Володи авторы не только продемонстрировали весь ужас войны, но и обратили внимание на судьбы детей, которые терпели лишения. Стать взрослыми им пришлось слишком рано.
Евдокия Тимофеевна — Володина мама

Она все время волновалась за сына и поддерживала его.
Валя — сестра Володи. Она искала возможности связаться с братом, узнать как о его жизни и здоровье.
Ваня Гриценко — лучший друг Володи. Он понимал друга и поддерживал его в трудные минуты.
Отец — Владимир Никифорович был примером для сына. Воспитывал его настоящим героем и патриотом.
Партизаны — старшие товарищи Володи Дубинина. Они приняли мальчика в партизанский отряд, учили его, передавали свой опыт. Мальчика полюбили в отряде. Ему поручали трудные задания, он с успехом с ними справлялся. В партизанском отряде к Володе относились как к родному человеку.

В образ Володи авторами заложен глубокий смысл. Даже из краткого содержания можно понять, что авторы стремились продемонстрировать ужасы войны, которые испытали не только взрослые, но и дети. Мужество и героизм мальчика стали настоящим примером для взрослых и детей. Образ Володи Дубинина наглядно продемонстрировал читателям, что война — это страшно, что никто не остается в стороне. Она изменяет судьбы и забирает жизни тысяч простых, ни в чем не повинных людей.

«Дожить до рассвета» Василь Быков

Василя Быкова называют автором самых пронзительных книг о войне. В своих произведениях он поднимает вечные вопросы: как в бесчеловечных обстоятельствах сохранить человечность? Ради чего страдает человек, только ли для себя живёт? На эти и другие вопросы ищут ответы персонажи одной из его самых знаменитых повестей «Доживём до рассвета». Главный герой — советский лейтенант Игорь Ивановский, которому хоть и не удаётся выполнить задание, взорвать немецкую базу боеприпасов, но он до последней минуты делает всё возможное и невозможное для победы своего народа. После сильного эмоционального финала повести (тяжело раненный Ивановский подрывает себя гранатой, чтобы уничтожить при этом врага) невозможно остаться равнодушным и не думать о страшных судьбах героев войны.

«Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой

«Повесть о настоящем человеке» создал писатель, прошедший всю Великую Отечественную войну в качестве корреспондента газеты «Правда». В эти страшные годы он успел побывать в партизанских отрядах в тылу врага, участвовал в Сталинградской битве, в сражении на Курской дуге. Но мировую известность Полевому принесли не военные репортажи, а художественное произведение, написанное на основе документальных материалов. Прототипом героя его «Повести о настоящем человеке» стал советский лётчик Алексей Маресьев, который был сбит в 1942 году во время наступательной операции Красной армии. Боец потерял обе ноги, но нашёл в себе силы вернуться в ряды действующих лётчиков и уничтожил ещё немало фашистских самолётов. Произведение было написано в тяжёлые послевоенные годы и сразу полюбилось читателю, ведь оно доказывало, что в жизни всегда есть место подвигу.

Историческое значение произведения

«Повесть временных лет» переиздавалась несколько раз. Дело в том, что написанная в 1100—1112 годах летопись отчасти не соответствовала интересам Владимира Мономаха, вступившего на престол в 1113 году. Поэтому через некоторое время монахам из окружения сына Владимира Мономаха было поручено составить новую редакцию знаменитого произведения. Так появилась вторая редакция летописи, датируемая 1116 годом и третья редакция, датируемая 1118 годом. Именно в последнюю редакцию летописи было включено знаменитое «Поучение Владимира Мономаха». Списки обеих редакций дошли до наших дней в составе летописей монаха Лаврентия и Ивпатия.

Несмотря на то что летопись подвергалась внесению изменений, и её достоверность может быть поставлена под сомнение, это один из наиболее полных источников о событиях того времени. Несомненно, она является памятником русского наследия. Причем как историческим, так и литературным.

Её текст можно найти и прочитать как на древнерусском наречии, так и в переводе на современный русский язык. Конечно, оригинальные рукописи находятся под строгим надзором и их нельзя взять в библиотеке, как обычную книгу.

«Живые и мёртвые» Константин Симонов

Константин Симонов широкому кругу читателей больше известен, как поэт. Его стихотворение «Жди меня» знают и помнят наизусть не только ветераны. Однако проза фронтовика ничуть не уступает его поэзии. Одним из самых сильных романов писателя считается эпопея «Живые и мёртвые», состоящая из книг «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». Это не просто роман о войне: первая часть трилогии практически воспроизводит личный фронтовой дневник писателя, который как корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. На страницах книги автор воссоздаёт борьбу советского народа против фашистских захватчиков с самых первых месяцев страшной войны до знаменитого «последнего лета». Симоновский уникальный взгляд, талант поэта и публициста — всё это сделало «Живых и мертвых» одним из лучших художественных произведений в своём жанре.

Глава III. Флаг отца

За серыми диабазовыми скалами, за лысыми сопками показался вдруг кончик мачты. Издали можно было подумать, что по скалам и сопкам, плавно скользя, движется влекомый странной силой шест. Но люди на берегу зашевелились; вглядываясь, показывая друг другу пальцами, все подались поближе к деревянному настилу пирса, зашумели, переговариваясь. И Володя понял, что это показалась за скалами мачта корабля. Длинный узкий флаг развевался на ней, подхлёстнутый холодным северным ветром.

И под этим флагом плыл отец.

Через короткое время теплоход должен был показаться из-за поворота.

Приближался давно ожидаемый час встречи.

Уже четыре дня, как Евдокия Тимофеевна с Володей приехали в Мурманск. И без малого месяц прошёл с того воскресенья, когда Володя и Ваня разглядели в подземелье Старого Карантина каменную зарубку о партизанских годах своих отцов.

Глава IV. Буква к букве

Володя долго не мог решить, кем ему быть, когда он вырастет. Недалеко было то время, когда он мечтал стать доктором. Потом, как и многие его сверстники в те годы, он решил, что будет полярником и станет плавать на льдине под красным флагом. Вскоре после этого собирался стать пограничником и сражаться на Дальнем Востоке против японских самураев. Затем видел себя на краснокрылом самолёте, совершающем рекордный беспосадочный перелёт. А шесть раз подряд посмотрев в кино «Чапаева», начал готовить себя к военной будущности и, оседлав хворостину, гарцевал во дворе, на полном скаку рубя деревянной шашкой воображаемые вражеские головы в папахах.

Когда он побывал с матерью в Мурманске и попал на большой корабль, всё заслонила мечта быть моряком. И не просто моряком, а обязательно машинистом на большом теплоходе, вроде «Леонида Красина». Хоть и неприятная вышла тогда история с этим паром, всё же Володя своими руками потрогал одну из тайн в грозном хозяйстве дяди Вилюя, и сам, пусть нечаянно, но всё-таки разбудил дремавшую силу, жившую в машине.

Всё лето Володя провёл на Севере. Сперва жили в Мурманске, потом перебрались в Архангельск. Хотели выписать туда и Валентину, но она заболела — у неё долго не проходила простуда, и доктор сказал, что ехать на Север ей опасно. Поэтому решили, что к осени Евдокия Тимофеевна вместе с Володей вернётся в Керчь.

Отец летом уходил на полтора месяца в дальнее плавание; а потом «Леонид Красин» отстаивался на якоре у входа в широкую Северную Двину, возле Соломбалы. Здесь царил над всем вечно терпкий, даже беломорским ветром не сдуваемый аромат распиленного смолистого леса. Лежали штабеля досок, высились целые горные хребты из наваленных брёвен, и почва, по заверениям соломбальских мальчишек, с которыми Володя быстро сошёлся, на два метра в глубину состояла из одних сплошных древесных опилок.

Не привычны были для Володи бесконечно длинные дни северного лета, ночи, светлые напролёт, прохладная бледность северного неба, окающий неторопкий говор его новых друзей. Но жареная треска и искусно приготовленная камбала оказались не менее вкусными, чем черноморская скумбрия, бычки и барабульки. Да и соломбальские мальчишки ни в чём не уступали товарищам Володи, которых он оставил в Старом Карантине, Камыш-Буруне и на своей улице в Керчи.

Даниил Гранин. «Мой лейтенант» (2011)

В своем романе Даниил Гранин ведет повествование от лица молодого лейтенанта Д., капитана, прошедшего войну и пожилого человека, который вспоминает все, что с ним случилось. Гранин, воевавший на протяжении всей Великой Отечественной войны в танковых войсках, рассказывал о замысле своей книги: «Я не хотел писать про войну, у меня были другие темы, но моя война оставалась нетронутой, она была единственная война в истории Второй Мировой войны, которая проходила два с половиной года в окопах — все 900 блокадных дней. Мы жили и воевали в окопах, мы хоронили наших погибших на кладбищах, пережили тяжелейший окопный быт».

Цитаты:

«У войны — не женское лицо» Светлана Алексиевич

«У войны — не женское лицо» — одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война показана глазами женщины. Роман был написан в 1983 году, но долгое время не печатался, так как его автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Однако Светлана Алексиевич писала совсем о другом: она показывала, что девушки и война — понятия несовместимые, хотя бы потому, что женщина даёт жизнь, тогда как любая война — прежде всего убивает. В своём романе Алексиевич собрала рассказы фронтовичек, чтобы показать, какими они были, девчонки сорок первого годка, и как уходили на фронт. Автор провела читателей по страшному, жестокому, не женскому пути войны.

Вопрос 13

Прочитайте сообщение, опубликованное в армейской газете военных лет, и назовите наступательную операцию советских войск, приведшую к событию, о котором идёт речь в данном тексте.

«Блокада прорвана! Мы давно верили, что прорыв будет. Мы были уверены в этом в самые чёрные месяцы Ленинграда – в январе и феврале прошлого года. Наши погибшие в те дни родные и друзья, те, кого нет с нами в эти торжественные минуты, умирая, упорно шептали: «Мы победим». Они отдали свои жизни за освобождение Ленинграда. И мы сами, каменея от горя, не в силах даже облегчить свою душу слезами, хороня их в мёрзлой земле без всяких почестей, в братских могилах, вместо прощального слова клялись им: «Блокада будет прорвана. Мы победим!» Мы чернели и опухали от голода, валились от слабости с ног на истерзанных врагом улицах, и только вера в то, что день освобождения придёт, поддерживала нас. И каждый из нас, глядя в лицо смерти, трудился во имя жизни нашего города, и каждый знал, что день расплаты настанет, что наша армия прорвёт мучительную блокаду».

  • «Багратион»
  • «Искра»
  • «Кольцо»
  • «Кутузов»

История создания

Рассказ «Судьба человека» Шолохов написал очень быстро, буквально за несколько дней. В его основу лёг рассказ случайного знакомого Михаила Александровича. Писатель впоследствии очень сожалел, что не узнал имени человека, рассказавшего ему эту историю.

Возможно, история неизвестного путника так и не стала бы литературным произведением: с момента встречи до написания «Судьбы человека» прошло десять лет.

Итак, прошли годы, Шолохов читал Ремарка и Хемингуэя. И писателя очень смущал тот сквозной образ человека, который он мог наблюдать у зарубежных писателей, — человека обречённого, слабого. Писателю хотелось как-то оспорить это суждение — и его ответом стала «Судьба человека».

Рассказ был опубликован и прочитан по радио. И отзыв, который «Судьба человека» нашла у слушателей, нельзя сравнить ни с чем. Шолохову приходили сотни тысяч писем. Люди рассказывали писателю о своей судьбе — судьбе человека. И хотя не было никакой физической возможности ответить на все эти письма, такая беспрецедентная отзывчивость народа произвела огромное впечатления на писателя.

Проблематика:

  • человек и война;
  • судьба и Родина;
  • нравственный выбор (убийство во избежание предательства; поведение в плену: не пойти на сговор с врагом, не предать товарищей, пережить все муки, чтобы остаться человеком).

Смысл названия: название рассказа позволяет выйти на уровень максимального, почти космического, обобщения. Андрей Соколов — обычный русский человек, и в то же время — Человек с большой буквы.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: к сожалению, стандартные определения не дают нам возможности назвать «Судьбу человека» рассказом-эпопеей, хотя такое определение как нельзя лучше подошло бы для рассказа, вмещающего всю жизнь человека и открывающего панорамную картину жизни русского народа. Исследователи называют «Судьбу человека» панорамным рассказом.

Необходимо также обратить внимание на то, что Шолохов использует композицию рассказ в рассказе: лирический герой — автор — появляется лишь в начале и в конце рассказа. Основное повествование принадлежит Андрею Соколову

Время и место действия: Андрей Соколов рассказывает свою историю автору в первую послевоенную весну. Сама же его история описывает времена Великой Отечественной войны.

Правдивые факты

Повесть о младшем брате и сыне получила большую популярность у читателей. В 1962 году по ее сюжету снят фильм. Подвиг маленького героя, описанный в повести, не остался незамеченным.

Повесть основана на событиях, происходящих в Керчи в период войны. Авторы описывают места Крымского полуострова, где действительно сражались партизанские отряды. Некоторые эпизоды рассказывают о моментах, которые происходили в пионерских лагерях «Артек».

В книге упоминается о трех таких лагерях. Однако, в то время работали только 2. Третий был основан в 1944 году. Начальником одного в повести является Борис Яковлевич. Реальный персонаж — Борис Овчуков-Суворов в годы войны был репрессирован, потом воевал. Директором пионерского лагеря стал уже после Победы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: