Лев кассиль диско краткое содержание

Краткое содержание Кассиль Кондуит и Швамбрания для читательского дневника

Действие происходит в уездном городке Покровске незадолго до революции. В центре повествования семья скромного земского врача. Дети, Лёля и Оська, выдумывают воображаемую страну, Швамбранию, с которой проходит все их детство. Автор увлекательно, с мягким юмором рассказывает о школьных годах Лёли, его друзьях и провинциальной жизни в царской России.

Главная идея книги – рассказать, как человек с раннего детства ищет свое место в жизни, познает окружающий мир и стремится бороться с несправедливостью. И как ему в этом помогают мечты и фантазии, которые скрашивают нелегкую подчас жизнь, расцвечивают ее яркими красками и будят творческое начало.

Краткое содержание Кондуит и Швамбрания Кассиля

Как то на новогоднее празднование к ним погостить приезжает их родственник Митя, чтобы с ними пообщаться. Молодого человека не так давно выгнали из гимназии, за неуважение к Церкви. В Коммерческом собрании Покровска проводят каждый год бал в виде маскарада, куда приходит все высшие чины. Митя, решает отомстить за то, что его выгнали, и разрабатывает в голове свой оригинальный план. Он помогает нарядиться смазливой служанке Марфуше в завораживающий костюм в виде конверта, на который, для отделки девушка тратит все свои накопленные марки. Она поражает всех своей красотой и получает главный приз – золотые часы. Земский же начальник, заинтересованный появлением великолепной незнакомки, старается выяснить, кто она такая, а узнав правду – яростно злится.

И вот уже на следующий год Лёлька идёт учиться в гимназию, его обривают наголо. В учебном заведении правят свои устои, всех воспитанников ждут довольно суровые будни и нудная зубрежка. Приятным в гимназии было то, что он там познакомился с мальчишками, со многими из которых стал друзьями. За любое неповиновение, гимназистов заносят в определённый журнал – кондуит (или Голубиную книгу), после чего их обязательно ждёт наказание. Заключается оно в том, что им нельзя посещать развлекательные заведения города. И в первый же день, заходя с мамой в кафе, Лёлька попадает в кондуит, так как оно тоже считалось увеселительным заведением. Так же попасть в этот журнал можно было и за появление в городе после семи часов вечера, за расстёгнутую шинель и за поход в кино. Но после того как у ребят забирают последнее место для отдыха — Народный сад, они хотят за это отомстить.

В это время в Покровске появляется новая мода на электрические звонки, которые крепятся на входную дверь. Гимназисты договариваются и обрезают их во всём городе. Их сговор, конечно же, раскрывают, но у школьников, получается, избежать наказания, так как в хулиганстве участвовали дети начальства. Непонимание между учителями и учащимися продолжается дальше. Пожалуй, единственным, кого слушались и уважали гимназисты, был инспектор Ромашов, который старался воспитывать подрастающее поколение нудными внушениями, без каких либо угроз. После его нравоучений у многих исчезало желание хулиганить.

В такую привычную жизнь небольшого городка, вдруг, как гром среди ясного неба приходит первая мировая война, а после за ней наступит и революция. Практически везде люди проводят собрания и митингуют, ломают магазины богачей. Гимназию соединили с женской школой и училищем. В городе появляется эпидемия тифа, голод и разруха. Проходит время и вот жители встречают раненых, которые возвращались с фронта.

Потом в России наступила революция, и царь отрекается от престола. После всего этого весь маленький мирок города изменился. Лёлька первым узнал эту новость. Им позвонил один из родственников и сказал, что царя свергли в связи с революцией. В гимназии так же увольняют директора и отменяют оценки, образование становиться доступно всем. Учащиеся торжественно сжигают на костре кондуит.

Семье Лёльки и Оси пришлось переехать, так как их переселили в более маленький дом, где к ним заселили военного. После к ним присоединяются и их родственники. Ребята быстро находят общий язык с комиссаром и вместе со всем классом стараются заниматься алгеброй, устраивают соревнования по математике. Но, несмотря на довольно трудные времена, все интересуются театром и играют в любительских спектаклях.

Через какое-то время, отца у мальчишек забирают на фронт врачом. Стараясь хоть как то уйти от тяжелой действительности, Лёлька с Оськой продолжают играть в Швамбранию, в старом заброшенном доме. В один из таких дней их игру подслушает бывший учитель. Высмеяв мальчишек, он называет свой самогон «Эликсиром Швамбрания». После этого, ребята решают торжественно похоронить любимую игру. А после просят разобрать на дрова для библиотеки этот дом, да и самим ребятам уже начала надоедать страна грёз. Так завершается детство Лёльки и Оськи и начинается совершенно другая, новая жизнь. Вскоре они встретят отца с фронта больного тифом и исхудавшего.

Навсегда попрощаться с вымышленной страной, Лёльке и Оське было жаль, ведь именно благодаря тому, что она у них была, они выросли настоящими мужчинами, именно Швамбрания в самые трудные времена помогала сберечь лучшие человеческие качества и применить их во взрослой жизни.

В повести рассказывается о том, как значимые события в истории страны отражаются на детях и как стойко многие из них переносят все тяготы судьбы, помогая взрослым.

Вот такая берущая за душу история…

Читать краткое содержание Кондуит и Швамбрания Кассиль

Действие повести происходит в небольшом уездном городе Покровске. Главные герои – Лёля вместе со своим младшим братом Оськой растут в интеллигентной семье доктора и учительницы музыки.

Отбывая наказание в углу за потерю отцовской шахматной фигурки, дети придумывают новую игру — страну Швамбранию. С тех пор Ося и Лёля с увлечением играют в нее, сочиняя для «материка Большого Зуба» подробную карту, персонажей и проводя масштабные сражения. Хранительницей тайны Швамбрании становится шахматная королева, заточенная в шкатулке-гроте.

На новогодние праздники в семью приезжает кузен Митя, чтобы повидаться с родственниками. Юношу совсем недавно исключили из гимназии за непочтение к Закону Божьему. На святки в Коммерческом собрании Покровска устраивают ежегодный бал-маскарад, где собирается земское начальство и Митя, желающий отомстить за свое исключение, придумывает оригинальный ход. Он наряжает служанку Марфушу в необычный маскарадный костюм – анонимное письмо, на который уходит вся коллекция марок девушки. Земский начальник, заинтригованный появлением очаровательной незнакомки, стремится разгадать ее секрет, а узнав правду – впадает в ярость.

На следующий год Лёля поступает в гимназию, где царят свои порядки. Воспитанников ждет суровая муштра и скучная зубрежка. За любую провинность гимназистов записывают в специальный журнал – кондуит, после чего им грозит неминуемое наказание. Нельзя ученикам посещать и увеселительные заведения города, но когда у них отбирают последнее место для гуляния – Народный сад, решают отомстить.

В это время в Покровске в разгаре повальная мода на электрические дверные звонки. Гимназисты сговариваются с мастером Афонским Рекрутом, завсегдатаем воровского шалмана, и срезают звонки по всему городу. Заговор раскрывают, но школьникам удается избежать наказания, так как в проделке участвовали все, включая детей начальства. Противостояние учителей и школьников продолжается.

В спокойную и размеренную жизнь маленького городка врывается первая мировая война, а затем и революция. Повсюду проходят собрания и митинги, громят магазины богачей. Гимназию, в которой учится Лёля, объединяют с женской школой и высшим начальным училищем. В городе начинается эпидемия тифа, голод и разруха.

Семье Лёли и Оси приходится переезжать в другой дом – их уплотняют, подселяя военного. А затем к ним присоединяются родственницы — три тетушки и двоюродная сестра Дина. Школа тоже вынуждена кочевать по городу в поисках помещения. Ребята знакомятся с комиссаром и вместе со своим классом пытаются заниматься алгеброй, устраивая соревнования по математике. Несмотря на трудные времена, все увлекаются театром и ставят любительские спектакли.

Стараясь уйти от тяжелой действительности, Лёля с Осей продолжают играть в Швамбранию в старом полуразрушенном доме, но вскоре его разбирают на дрова для новой библиотеки. Так заканчивается детство героев и начинается новая жизнь.

Оцените произведение:

4

Голосов: 133 Читать краткое содержание Кондуит и Швамбрания. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

https://youtube.com/watch?v=7o4HXmS6HNM

Тараканиус и Матрена

Директор Рыбий Глаз из-за драки в Народном саду запретил гуляния. Ученики гимназии возмутились и в знак протеста срезали по всему городу звонки на парадных. Афонский Рекрут, неплохо заработавший на этом, был весьма рад.

Полиция искала загадочных хулиганов. Были пойманы Степан Гавря, по прозвищу Атлантида, и Биндюг, пользовавшийся авторитетом из-за своих мощных кулаков. Их, а с ними еще шестерых сизарей, участвовавших в этом деле, изгнали из гимназии. И лишь после вмешательства Иосифа Пукиса нарушителей восстановили.

Запомнился учитель по кличке Тараканиус, или Длинношеее. Он преподавал латынь и сыпал направо и налево двойки. Была еще обидчивая преподавательница-француженка Матрена Мартыновна. Она сильно не досаждала гимназистам, суровые сизари ее даже по-своему любили, но все равно беспощадно и жестоко разыгрывали на уроках. Эхо войны донеслось до Покровска. Горожане встречали раненых, вернувшихся с фронта. Приближался 1917 год. Об этих исторических событиях повествует Л. Кассиль («Кондуит и Швамбрания»). Главные герои книги являются очевидцами российской революции.

Тридцать первого декабря родители Лельки и Оськи пошли к знакомым встречать Новый год. К Лельке пришел одноклассник, и они отправились прогуляться. На беду, им попалась конная упряжка местного миллионера. Гимназисты решили прокатиться. Конь, учуяв чужих, понес похитителей по безлюдным улицам. Перепуганные гимназисты не могли его остановить. Как назло, им встретился Цап-Царапыч.

Завидев надзирателя, конь остановился. Цап-Царапыч пообещал сизарям записать их в кондуит и оставить без обеда. После этого он уселся на облучок, чтобы вернуть похищенную повозку хозяину. Животное, не видя разницы между похитителями, понеслось вскачь, а вышедший из дома хозяин повозки вызвал полицию.

Неизвестно, как оправдывался в полиции Цап-Царапыч, но про этот случай он больше не вспоминал.

Анализ рассказа «Ионыч» А. П. Чехова

По сюжету Дмитрий Ионович Старцев приезжает служить земским врачом в один из уездных городов. У исследователей есть версия, что Антон Павлович описал свой родной город – Таганрог. А что-то почерпнул в среде московских врачей, многие из которых начинали свою практику в провинции.

Автор не утруждает себя дать название этому месту. В тексте он отмечен лишь буквой «С». Что делает его своеобразным символом, обобщенным образом небольшого городка. Любой губернский город России подходит под описание, предложенное Чеховым.

Тема оскудения личности становится основной в рассказе. Полный сил душевных и физических, Старцев берется за дело. Он внимателен к пациентам, ходит пешком, поет песни, бодр, активен. В конце произведения читателю предстает совсем иной образ.

Раннее творчество А. П. Чехова отличается прозрачностью идеи, выводы лежат на поверхности. Автор высмеивает пороки общества: чинопочитание, лицемерие, скупость. Грустное уживается на одной странице со смешным. Все образы узнаваемы, знакомы читателю.

Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) — русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902).

В 1880-е годы, когда Чехов становится практикующим врачом, взгляды писателя на окружающую действительность несколько меняются, что находит отражение в творчестве. Объектом произведений становится личность.

Автор активно занимается исследованием человеческой души. Живо интересуется судьбой человека, занят поиском факторов влияния на нее. Чехова волнует значение любви в жизни человека. Способно ли искреннее чувство изменить личность, судьбу. Писатель становится беспощаднее к порокам, выставляя напоказ глубинные переживания героев. Но Антон Павлович деликатен, поэтому не дает прямой авторской оценки описанным поступкам.

Читать его рассказы становится интереснее, но сложнее. Смыслы теперь спрятаны глубже, неоднозначны. Детали особенно важны. Поэтому поздние произведения автора не стоит изучать в сокращении.

К данному периоду творчества относится рассказ «Ионыч». Образ земского врача часто появляется на страницах писателя. Тема ему близка, любима. А врач в губернии сталкивается с более сложными профессиональными, а также личностными задачами, чем в столицах. Чехову любопытно, как персонажи с ними справляются.

Правда, изначально в набросках сюжета не было такого действующего лица. Предполагалось небольшое сочинение о семье Филимоновых (будущие Туркины). О духовной нищете героев, праздном образе жизни мелкопоместного дворянства. Но в итоговой версии Туркины представлены как самая лучшая, интеллигентная, талантливая семья в городе. О личностном развитии иных обитателей уезда читателю остается только догадываться.

В 1897 году образ Старцева впервые появляется в дневниках писателя. Антон Павлович пишет о юном докторе. Это было краткое содержание будущего произведения. Ключевой фразой становится «не надо бы толстеть». Но Дмитрий Ионович не только толстеет, он деградирует. Меняются интересы, теряется такт, внимательность по отношению к людям.

В рукописях автора уже тогда были наброски о неудачном сватовстве юноши. Автор представлял план произведения, основные темы, но пока не знал как их раскрыть. Записи завершает описание «ожиревшего» мужчины, ужинающего за большим столом. Вывод о судьбе героя сделать нетрудно.

Окончательной отшлифовкой текста автор занялся через год в имении Мелихово. И летом 1898 года произведение было напечатано в журнале.

Кассиль «Кондуит и Швамбрания» в сокращении

«Швамбрания и Кондуит» краткое содержание для читательского дневника:

Действие происходит в уездном городке Покровске незадолго до революции. В центре повествования семья скромного земского врача. Дети, Лёля и Оська, выдумывают воображаемую страну, Швамбранию, с которой проходит все их детство. Автор увлекательно, с мягким юмором рассказывает о школьных годах Лёли, его друзьях и провинциальной жизни в царской России.

Главная идея книги – рассказать, как человек с раннего детства ищет свое место в жизни, познает окружающий мир и стремится бороться с несправедливостью. И как ему в этом помогают мечты и фантазии, которые скрашивают нелегкую подчас жизнь, расцвечивают ее яркими красками и будят творческое начало.

Лишившись всего

Наиболее болезненной темой для дворянства было изъятие частной собственности. Согласно принятым советской властью декретам вся помещичья собственность безвозмездно передавалась крестьянам, а имения со всем инвентарем и усадебными постройками переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных крестьянских депутатов.
Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, как в усадьбе Солохта Череповецкого уезда вся мебель, хозяйственные постройки, запасы зерна и муки распродавались за бесценок или передавались по акту частным лицам и государственным учреждениям. Такая судьба постигла практически все усадьбы, которые не являлись постоянным местом жительства их владельцев. Отныне там размещались сельскохозяйственные артели и коммуны.

Дворянам, которые после революции остались в своих усадьбах, советские власти отводили небольшие участки земли, но при условии ее самостоятельной обработки. Мало приспособленные для такой жизни дворяне очень быстро нищали. Какое-то время они обменивали свои книги и вещи на картошку и хлеб, но когда не оставалось, ни сил, ни средств, многие кончали жизнь самоубийством.
Сегодня потомки дворян, обиженных советской властью, пытаются вернуть себе незаконно конфискованное имущество. Однако, чтобы вновь обрести владения предков, они вынуждены соперничать на аукционах с новыми русскими, где чаще всего их усилия обречены на провал. Наследница знатного рода Вера Оболенская теперь может только разглядывать особняк кремового цвета на Мытнинской набережной Санкт-Петербурга, принадлежавший ее деду. Сейчас эти апартаменты заняты чиновниками.

На месте происшествия

28 июля в штаб был приглашен А. П. Намёткин , и ему со стороны военных властей, так как гражданская власть ещё не сформировалась, было предложено заняться расследованием дела о
Семье. После этого приступили к осмотру Ипатьевского дома. Для участия в опознании вещей пригласили доктора Деревенко и старика Чемодурова; в качестве эксперта принимал участие профессор Академии Генштаба генерал-лейтенант Медведев.

30 июля Алексей Павлович Намёткин участвовал в осмотре шахты и костров возле Ганиной Ямы. После осмотра, Коптяковский крестьянин передал капитану Политковскому огромный бриллиант, признанный находившимся тут же Чемодуровым драгоценностью, принадлежащей
Александре Фёдоровне.

Намёткин, осматривая дом Ипатьева со 2 по 8 августа, располагал публикациями постановлений Уралсовета и президиума ВЦИК, сообщавшими
Николая II.

Осмотр здания, следы выстрелов и признаки пролитой крови подтвердил известный факт – возможную гибель людей в этом доме.

Что касается других результатов осмотра дома Ипатьева, то они оставляли впечатление неожиданного
его обитателей.

5, 6, 7, 8 августа Намёткин продолжал осмотр дома Ипатьева, описал состояние комнат, где содержались Николай Александрович, Александра Фёдоровна, Царевич и Великие Княжны. При осмотре нашёл много мелких вещей, принадлежавших, по словам камердинера Т. И. Чемодурова и врача Наследника В. Н. Деревенко, членам
Семьи.

Будучи опытнейшим следователем, Намёткин , после осмотра места происшествия заявил, что в Ипатьевском доме произошла имитация казни, и что ни один из членов Царской Семьи там расстрелян не был.

Свои данные он повторил официально в
, где на эту тему дал интервью иностранным, главным образом американским корреспондентам. Заявив, что у него имеются доказательства того, что Царская Семья не было убита в ночь с 16 на 17 июля и, собирался эти документы обнародовать в скором времени.

Но его заставили передать следствие.

Сизари и Кондуит

Лельку приняли в гимназию. Гимназистов называли сизарями из-за цвета шинелей. Сизари были вольными птицами и не желали подчиняться порядкам. В первый же день Лелька, зашедший с мамой в кафе, попал в Кондуит (или Голубиную книгу). Так назывался журнал, куда директор гимназии, прозванный Рыбьим глазом, заносил штрафников. Кафе считалось увеселительным заведением, а гимназистам посещать подобные места не разрешалось.

Записи в кондуите делал и надзиратель гимназии, по кличке Цап-Царапыч. Попасть в журнал было просто; за расстегнутую шинель и появление в городе после семи вечера; за посещение кинематографа или ношение рубашки-вышиванки.

В гимназии жилось весело. Сизари, в основном дети хуторян, дрались, курили в туалете и устраивали пакости учителям. Они придумывали хитрые приборы для передачи шпаргалок из соседних классов. Юные хулиганы мычали, жгли фосфор для вони – все для того, чтобы сорвать урок.

Единственным, кто нравился гимназистам, был языкастый инспектор Ромашов, воспитывавший сизарей нудными внушениями. После его лекций у многих пропадало желание хулиганить, вспоминает автор произведения «Кондуит и Швамбрания».

Герои книги прошли будни старой гимназии. Из наиболее ярких фигур книги выделялся Афонский Рекрут, герой шалмана, человек, чинивший электрические звонки и обожающий литературу.

Шалман, как его прозвали горожане, был пристанищем бедноты. Он находился возле мясных рядов на базаре. В нем влачили жалкое существование китайчонок Чи Сун-ча, ассенизатор Левонтий Абрамкин, немецкий шарманщик Гершта, воры Кривопатря и Шебарша и мелкий торговый агент Иосиф Пукис. В шалмане читали книги и гимназисты чувствовали себя взрослыми людьми, равными среди равных…

Об этом вспоминает Лев Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (краткое содержание книги не может передать этого в полной мере) описывает быт простого народа. Это описание познакомит юных читателей с жизнью, которая для многих станет настоящим открытием.

Рецензия на книгу

У анализируемого произведения очень сложная литературная судьба. Изначально это была одна повесть «Кондуит». Ее отрывок впервые напечатан Маяковским в журнале «Новый Лев». Далее, только в 1929 году издание вышло целиком и было опубликовано в «Пионере». Уже в 1930 году весь материал вышел отдельной книгой. Кроме того, произведение было переведено на несколько языков. Сегодня дети практически всех стран могут наслаждаться этим творением.

В книге имеется очень много юмористических описаний. Фантазеры из повести имели богатое воображение. Но читая внимательно, можно увидеть, что автор описывал завуалировано реальный мир и все то, что их окружало. Семейные отношения, впечатления, которые мальчики получали в школе, тесно переплетались в каламбурных географически названиях.

В придуманной детьми стране отражаются черты царской России. Писатель для своего произведения отобрал самые достоверные и реальные факты прошедшей жизни. Все, что описывал Кассиль, является реальным, конечно, кроме названий стран. Он написал текст так, как видел все окружающее в детстве, отразил все свои впечатления и мечты. Благодаря правдивости событий и использованию юмора, эта книга стала самым любимым произведением у советских детей.

Панихиды по Августейшему Семейству не было

До 1927 г. Царская Семья встречалась на камнях Св. Серафима Саровского, рядом с
дачей, на территории Введенского Скита Серафимо-Понетаевского монастыря. Сейчас от Скита осталась лишь бывшая крестильня. Закрыли его в 1927 г. силами НКВД. Этому предшествовали повальные обыски, после чего всех монахинь переселили в разные монастыри Арзамаса и Понетаевки. А иконы, драгоценности, колокола и другое имущество вывезли в Москву.

В 20 – 30-е гг. Николай II останавливался в Дивеево по адресу ул. Арзамасская, д. 16, в доме Александры Ивановны Грашкиной – схимонахини Доминики (1906 – 2009).

Сталин построил дачу в Сухуми рядом с дачей Царской Семьи и приезжал туда для встреч с Императором и двоюродным братом Николаем II.

В форме офицера Николай II бывал в Кремле у Сталина, о чём подтверждал генерал Ватов (ум. 2004), служивший в охране Сталина.

Маршал Маннергейм, став президентом Финляндии, сразу вышел из войны, так как тайно общался с Императором. А в рабочем кабинете Маннергейма висел портрет Николая II. Духовник Царской Семьи с 1912 г. о. Алексей (Кибардин, 1882 – 1964), проживая в Вырице,
прибывшую туда из Финляндии в 1956 г. на п. м. ж. старшую дочь Царя – Ольгу.

В Софии после революции, в здании Священного Синода на площади Св. Александра Невского, проживал духовник Высочайшей Фамилии Владыка Феофан (Быстров).

Владыка никогда не служил панихиду по Августейшему Семейству и говорил своему келейнику, что Царская Семья жива! И даже в апреле 1931 г. ездил в Париж на встречу с Государем Николаем II и с людьми, которые освободили Царскую Семью из заточения. Владыка Феофан также говорил, что со временем Род Романовых будет восстановлен, но по женской линии.

Другие персонажи

Отец – доктор, строгий, добрый мужчина.

Мать – преподавательница музыки, мягкая, добрая женщина.

Аннушка и Марфуша – прислуги в докторском семействе.

Три тетки – образованные, начитанные женщины старой закалки.

Митя Ламберг – двоюродный брат Оськи и Лели, боровшийся с начальством.

Ювенал Богданович Стомолицкий (Рыбий глаз) – директор гимназии, сухой, черствый человек, превыше всего ценивший дисциплину.

Цезарь Карпыч (Цап-Царапыч) – надзиратель, следивший за поведением гимназистов.

Николай Ильич Ромашов – умный и строгий инспектор, любимец гимназистов.

Александр Карлович Бертелев – математик, прекрасный педагог.

Таисия Опилова – подруга Лели.

Аркаша Портянко – кухаркин сын, очень умный и способный мальчик.

Комиссар Чубарьков – любимец гимназистов, простой, открытый молодой мужчина.

Дина – двоюродная сестра Лели и Оськи, решительная, умная девушка, коммунистка.

Другие персонажи

Отец – доктор, строгий, добрый мужчина.

Мать – преподавательница музыки, мягкая, добрая женщина.

Аннушка и Марфуша – прислуги в докторском семействе.

Три тетки – образованные, начитанные женщины старой закалки.

Митя Ламберг – двоюродный брат Оськи и Лели, боровшийся с начальством.

Ювенал Богданович Стомолицкий (Рыбий глаз) – директор гимназии, сухой, черствый человек, превыше всего ценивший дисциплину.

Цезарь Карпыч (Цап-Царапыч) – надзиратель, следивший за поведением гимназистов.

Николай Ильич Ромашов – умный и строгий инспектор, любимец гимназистов.

Александр Карлович Бертелев – математик, прекрасный педагог.

Таисия Опилова – подруга Лели.

Аркаша Портянко – кухаркин сын, очень умный и способный мальчик.

Комиссар Чубарьков – любимец гимназистов, простой, открытый молодой мужчина.

Дина – двоюродная сестра Лели и Оськи, решительная, умная девушка, коммунистка.

Швамбрания

Всюду проходили собрания, митинги, мне тоже хотелось в них поучаствовать. Мы собрали кружок бойскаутов и делали добрые дела. Наступил конец кондуита: мы сожгли его вместе с дневниками на костре возле гимназии. Лето 1918 года мы провели в д. Квасниковке, колошматили крапиву и уничтожали поганки, нашли огромный мухомор. За наше отсутствие Брешка изменилась, разгромили винный магазин одного богатея. Нашу гимназию объединили с женской. Мы сами ходили туда и выбирали себе девочек в класс. Ещё к нам прибыли новички из высшего начального училища, но нам они не понравились. Девочки придумали новую игру — «гляделки». По вечерам устраивали танцы и мы смотрели, чтобы мальчики из «Б» класса не танцевали с нашими девочками. В гимназии давали чай с рафинадом, который быль дефицитом. Я таскал сахар домой и клал его как неприкосновенный запас. Я был в столовой раздатчиком сахара. Биндюг предложил сахар, который остаётся, делить на двоих. Я отказался, он подставил мне подножку и я расшиб лоб. Оську взяли в школу, и я учил его, как не быть битым. «Гляделки» позабыты, все увлеклись французской борьбой, и Оська в том числе. Появился у нас новый учитель истории «э-мюэ», нам он понравился. Гимназия наша стала блуждать по всему городу. Мы нагоняем алгебру, учитель остаётся с нами после уроков, родители в шоке. Наш класс предложил классу «Б» помериться силами в алгебре. Готовились перед этим днём до 12 ночи, а ходить можно было лишь до 11, нас патруль забрал. Мы сказали, что ходили в аптеку за касторкой («Б» тоже попались и «ходили за йодом»). Чемпион -Биндюг, наш класс выиграл. Но оказалось, что Биндюг списывал, поэтому славу и сахар поделили на два класса. Комиссар просит нас остаться после уроков и нарисовать плакаты о сыпняке. Хоть есть очень хотелось, но мы остались. После этого комиссар заболел, у него тиф, температура 41. Комиссар поправлялся, но был ещё слаб. Перевели его на квартиру, я приносил ему книги. На стене у него висел плакат, на котором красноармеец тычет пальцем. Я смотрю на него, а он на меня, как будто мы в «гляделки» играем. Принёс ему я свой сахар к чаю, но до меня тоже «постарались» и принесли. Мы с Оськой ввели в Швамбрании смертность, Оська сказал, что на улице какой-то солдат спрашивал у него про Швамбранию. Я думаю, что Оська верит в её подлинное существование. В школе он рассказал про нашу страну, его уверили, что её нет, а солдат спрашивал не про Швамбранию, а про штабармию. К нам приехали три тётки. Одна не выговаривает «р», другая — «л». Они решили взяться за наше воспитание. Мы переехали жить в другой дом. Папа сказал, что люди — жалкие рабы вещей. Дети, научитесь презирать вещи. Мы разбили блюдо, на что папа сказал, что мы вандалы и прежде, чем презирать вещи, надо научиться их беречь и зарабатывать. Мамы не было дома, а в это время забрали пианино. Мама в шоке: под крышкой лежал ценный свёрток с заграничным душистым мылом, а мы к нему добавили и швамбранские документы. Я поехал с мамой «выручать» свёрток. Я сыграл для всех польку, частушки, а мама увертюру из «Князя Игоря». Все были в восторге. Комиссар выздоровел, и его заселили рядом с нами. Оська играл с ним в «Ляпки-тяпки», потом к ним подключился папа. В другую комнату заселился военный Ла-Базри-Де-Базан, которого тётки называли маркизом, в третьей комнате уселась комиссия по борьбе с дезертирством. У нас исчез свёрток с мылом, папа вызвал Чека, свёрток нашли у маркиза, а также обнаружили наши карты Швамбрании, мы вынуждены были рассказать начальнику о нашей стране, что вызвало у него приступ смеха. Мы опять переехали. Наши тётки каждый день водили нас в театр им. Луначарского. Покровск захватило повальное увлечение театром. Открылись даже детские студии, куда нас тоже записали. Папа уехал на фронт, а я в доме остался главным мужчиной. Настали голодные времена. Я за фунт мяса в месяц даю уроки грамоте и счёту. Сахар из моего неприкосновенного запаса едим только по выходным. Мама поменяла ракушечный грот на четверть керосина. В Швамбрании наступил период упадка. Разместилась она в дворце Угря. Мы с Оськой исследовали мёртвый дом и упали в подвал. Кто-то нас схватил. Это был Кириков — человек-поганка, он там придумывал эликсир. Переехала к нам жить и двоюродная сестра Дина, она нам понравилась, а ещё она прищемила тёткам хвосты. Дину взяли заведующей библиотекой. Там мы организовали литературный кружок. Комиссар влюбился в нашу Дину. Папа заболел: у него сыпняк, Атлантида умер. В Швамбранию нам уже скучно играть, мы с Оськой пошли к алхимику. Оказалось, что он делал не эликсир, а простой самогон. Вскоре приехал папа, жёлтый с длинной бородой и вшами. Нашу библиотеку опять хотят закрыть, т.к. нет дров. Мы предложили разобрать Швамбранию (дом Угря) под дрова. Так нашей страны не стало.

Краткая характеристика основных героев

Весь сюжет построен вокруг двух братьев и их родных, товарищей по играм и других взрослых.

Главные герои

  • Лёля (писатель в детстве) — активный и любознательный мальчик, любящий фантазировать.
  • Оська (Иосиф) — младший брат Льва, его самый близкий человек и главный товарищ по играм.

Другие персонажи

  • Отец — строгий, но справедливый мужчина. Работает доктором.
  • Мать — понимающая, ласковая женщина. Талантливая пианистка.
  • Аннушка и Марфуша — следят за хозяйством и порядком в доме.
  • Три тетки — строгие, умные женщины, получившие образование.
  • Митя Ламберг — двоюродный брат главных героев, любит спорить со старшими.
  • Ювенал Богданович Стомолицкий — директор учебного заведения, которого гимназисты прозвали «Рыбий глаз». Черствый человек, для которого важнее всего — соблюдение предписаний.
  • Цезарь Карпыч (Цап-Царапыч) — следит, чтобы ученики соблюдали правила поведения.
  • Николай Ильич Ромашов — главный инспектор, умный и справедливый. Пользуется уважением у ребят.
  • Александр Карлович Бертелев — талантливый учитель математики.
  • Таисия Опилова — знакомая Лёли.
  • Аркаша Портянко — сын кухарки, очень смышленный и талантливый мальчик.
  • Комиссар Чубарьков — пользуется авторитетом у ребят, простой и добрый молодой человек.
  • Дина — родственница главных героев, коммунистка. Умная и деятельная девушка.

Под прессом

Период военного коммунизма (1918-1921 гг.) отметился огромным количеством арестов и внесудебных расправ. Под большевистским прессом оказалось немало выходцев из дворянского сословия.
Репрессии в отношении дворян часто носили характер спланированных «акций возмездия», как, например, после убийства Урицкого. Некоторые операции были направлены против определенной прослойки. Такой была операция «Большой фокстрот» в 1924 году, главной целью которой была дворянская молодежь, устраивавшая неприличные танцы.
Преследованиям подвергались известные представители дворянства, оставившие свой след в отечественной культуре. Одной из жертв военного коммунизма стал поэт Николай Гумилев, обвиненный в 1921 году в контрреволюционном заговоре. В 1919 году одесская ЧК арестовала и приговорила к расстрелу шахматиста Александра Алехина – будущего чемпиона мира. Только вмешательство одного видного большевика и дальнейшая эмиграция уберегли Алехина от трагической участи.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кондрово (значения)
  • Кондуктометрия

Смотреть что такое «Кондуит и Швамбрания» в других словарях:

Швамбрания

— Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/28 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно п … Википедия

Кондуит

— (фр. conduite поведение, журнал поведения): Кондуит (кондуитный журнал, штрафной журнал) журнал, в который заносились проступки учащихся. Впервые кондуиты были введены в середине XIX века в Германии по предложению… … Википедия

Кассиль, Лев Абрамович

— В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кассиль. Лев Абрамович Кассиль Дата рождения: 27 июня (10 июля) 1905(1905 07 10) Место рождения … Википедия

Кассиль, Лев Абрамович

— (1905 1970). Видный рус. сов. прозаик, более известный произв. дет. лит ры, один из основоположников (вместе с Б.Житковым, К.Чуковским, С.Я.Маршаком) сов. дет. лит ры. Род. в слободе Покровской (ныне г. Энгельс), учился на физ. мат. ф те МГУ, но… … Большая биографическая энциклопедия

Кассиль

— Лев Абрамович (1905, слобода Покровская Саратовской губ., ныне – г. Энгельс – 1970, Москва), русский писатель, член корреспондент Академии педагогических наук СССР. Л. А. Кассиль Сын врача и преподавательницы музыки. Учился на физико… … Литературная энциклопедия

Уродонал

— (новолат. Urodonal «мочегонный», из др. греч. οὖρον моча и лат. donare дарить) патентованный лекарственный препарат, легкорастворимый гранулированный шипучий порошок состава лизидин (2 метил 2 имидазолин; иногда заменялся бензойной … Википедия

Brennabor

— Тип акционерное обще … Википедия

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

— ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная литература для детей и юношества. Включает в себя произведения, адресованные читателям младшего, подросткового или юношеского возраста, а также некоторые другие литературные произведения, вошедшие в круг… … Литературный энциклопедический словарь

Кондуитный журнал

— Кондуит (фр. conduite поведение, журнал поведения): Кондуит (кондуитный журнал, штрафной журнал) журнал, в который заносились проступки учащихся. Впервые кондуиты были введены в середине XIX века в Германии по предложению И. Ф. Гербарта.… … Википедия

Вымышленные страны

— Карта страны Оз, вымышленного королевство, являющегося сеттингом серии книг Лаймена Фрэнка Баума «Оз» Вымышленные страны места действия в литературном произведении или фильме, никогда не существовавш … Википедия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: