Корейко .ru

Остап Бендер

Разумеется, разобраться в мотивах поступков центральных персонажей едва ли поможет краткое содержание. «12 стульев» — произведение, самым ярким героем которого является Остап Бендер. Немногие из тех, кто прочитал роман, знают, что изначально «потомку янычар», как он сам себя называет, было уготовано лишь мимолетное появление в одной из глав. Однако писателям настолько понравился придуманный персонаж, что они отвели ему одну из ключевых ролей.

Прошлое Остапа, которого авторы описывают как «молодого человека лет 28», остается загадкой. Содержание первой же главы, в которой появляется этот герой, дает читателям понять, что перед ними ловкий мошенник. Бендер обладает привлекательной внешностью, сообразителен, умеет найти подход к любому человеку. Также он наделен великолепным чувством юмора и богатым воображением, склонен к сарказму, циничен. Остап способен находить выход из самых безнадежных ситуаций, что делает его незаменимым помощником для Воробьянинова.

Существует ли прототип у такого яркого персонажа как Остап Бендер? «12 стульев» — роман, впервые опубликованный в 1928 году. Почти столетняя история существования не мешает книге оставаться предметом жарких дебатов поклонников, причем наибольшего внимания удостаивается личность «великого комбинатора». Наиболее популярная теория гласит, что прототипом для этого образа стал Осип Шор – авантюрист из Одессы, завоевавший репутацию денди.

Грустный финал

К сожалению, печальный финал решили подарить своему знаменитому роману Ильф и Петров. «12 стульев» — произведение, концовка которого разочарует читателей, надеявшихся, что Киса и Остап все же сумеют завладеть кладом. Воробьянинов, решая избавиться от конкурента и забрать бриллианты себе, перерезает бритвой горло спящему Бендеру.

Обезумевшему Ипполиту Матвеевичу также не удается завладеть сокровищем мадам Петуховой (его тещи). Посетив Клуб железнодорожников, несчастный сотрудник ЗАГСа выясняет, что клад найден еще несколько месяцев назад. Деньги, полученные от продажи тещиных бриллиантов, потрачены на благоустройство Клуба.

История и образ

Воробьянинов родился в Старгородском уезде в 1875 году. Его отец Матвей Александрович, хозяин поместья, был страстным любителем голубей. Сам герой предстает в рассказе о дореволюционных годах авантюристом и гулякой. Герой — «отъявленный холостяк» и женится на помещице Мари Петуховой, только чтобы поправить пошатнувшиеся дела в собственном поместье. После женитьбы продолжает крутить роман с женой окружного прокурора, с которой вдвоем катается в Париж. Законная супруга героя умирает в 1914 году.

Ипполит Матвеевич Воробьянинов

Герой возмущал приличное общество, появляясь в общественных местах в компании обнаженных дамочек и вел жизнь мота и бонвивана, пока в 1918 году не был изгнан из собственного поместья. После революции Воробьянинову приходится вести жизнь простого советского служащего.

На момент действия романа Кисе 52 года. Воробьянинов описан в романе как седой старик высокого роста с ухоженными усами, внешне крайне похожий на Милюкова — министра иностранных дел при Временном правительстве. Из-за этого Киса вынужден отказаться от очков и носить вместо тех пенсне, чтобы сходство не было таким уж очевидным. 

Министр Павел Милюков

Пытаясь изменить внешность перед тем, как отправляться разыскивать стулья, герой красит волосы в черный цвет. После первого же мытья краска сходит, и черный цвет превращается в зеленый, а герою приходится сбрить усы и обрить голову наголо.

Авантюрные похождения героя начинаются в тот момент, когда умирающая теща рассказывает Кисе о старых фамильных драгоценностях, спрятанных в одном из стульев гарнитура, сработанного мастером Габсом. Гарнитур состоит из двенадцати стульев, и герой принимается разыскивать те, чтобы завладеть сокровищем. 

Киса Воробьянинов и Остап Бендер

Начав поиски самостоятельно, герой попадает в Старгород, где в «проект» оказывается вовлечен еще один участник — мошенник Остап Бендер. Жизнь героя осложняется присутствием конкурента — отца Федора, священника, который исповедовал умирающую тещу Воробьянинова, тоже узнал о стульях и развернул собственную кампанию по поиску драгоценностей.

Герои оказываются в Москве, в музее мебели, где с аукциона продаются десять из двенадцати стульев, входивших в тещин гарнитур. Купить их, однако, герои не могут, потому что Воробьянинов накануне потратил предназначенные для этой цели деньги. Входившие в гарнитур стулья расходятся в разные руки, и героям приходится открыть охоту на новых владельцев драгоценной мебели. А деньги бывший герой-любовник Киса просадил в ресторане «Прага», куда явился с дамой.

https://youtube.com/watch?v=73Q9vG20RqE

Затем Воробьянинов вместе с компаньоном оказывается на пароходе, идущем рейсом по Волге, в городе Васюки удирает от разъяренных шахматистов, а в Пятигорске вынужденно клянчит милостыню. После этих мытарств герой возвращается в столицу, где теряются следы последнего стула. Бендер выясняет, что стул «осел» в клубе железнодорожников. 

В ночь перед финальным рейдом Воробьянинов убивает партнера ударом опасной бритвы по горлу, чтобы завладеть сокровищами в одиночку. Однако на другой день выясняется, что сокровища уже нашли за несколько месяцев до этого и «превратили» в спортивно-развлекательный центр для трудящихся.

Киса Воробьянинов с последним стулом

Образ Воробьянинова во многом списан с дяди Евгения Петрова, одного из авторов произведения. Дядя этот жил в Полтаве, носил бакенбарды и золотое пенсне, был гурманом и любителем роскошной жизни.

Ильф и Петров «12 стульев» в сокращении

Ильф и Петров «12 стульев» краткое содержание для читательского дневника:

У Ипполита Матвеевича Воробьянинова умирает теща. Перед смертью старая женщина рассказывает, что в один из стульев гарнитура, который остался в Старгороде, зашиты все драгоценности, принадлежащие их семье.

Об этом узнает и священник Федор Востриков, который исповедовал старуху перед смертью. И Воробьянинов, и Востриков, срочно выезжают в Старгород на поиски сокровищ. Воробьянинов в Старгороде останавливается в дворницкой своего бывшего дома. По иронии судьбы, там же появляется молодой авантюрист, Остап Бендер, который становится компаньоном Воробьянинова.

Начинаются поиски стульев, один из которых оказывается в этом же здании. В этом особняке теперь расположен «2 дом старсобеса», им заведует тихий воришка Александр Яковлевич. В доме живут все родственники предприимчивого заведующего, и Паша Эмильевич, двоюродный братец Александры Яковлевны, только что продал стул.

Покупателем стула оказался отец Федор. Встретив его на улице, Воробьянинов начинает отбирать у него этот вожделенный предмет мебели. Разломав стул, конкуренты видят, что сокровищ в нем нет.

Киса и Бендер поселяются в гостинице. Бендер наводит справки, и находит в городе архивариуса Коробейникова. У него есть данные на всю мебель, и Остап узнает, что один из воробьянинских стульев принадлежит сейчас Грицацуеву, а остальные хранятся в музее мебели в Москве.

Вслед за Бендером к Коробейникову является отец Федор, и архивариус подсовывает ему ордера на другой гарнитур. Аферист Бендер женится на мадам Грицацуевой, и ночью сбегает от нее со стулом, и другими дорогими вещичками.

В этом стуле тоже нет бриллиантов, и компаньоны едут в Москву. Здесь они поселяются в общежитии у товарища Остапа. Киса приглашает жену чертежника в ресторан, и тратит все деньги, полученные «на нужды тайного общества». Компаньонам становится известно, что стулья завтра будут выставлены на торги.

Бендер торгуется, и стулья достаются ему за двести рублей. Требуется заплатить комиссию тридцать рублей. Остап просит денег у Кисы, тот признается, что денег нет. Стулья продают поштучно. Заплатив беспризорникам, Остап узнает дальнейшее продвижение мебели.

Девять стульев из гарнитура остались в Москве, и лишь один исчез в районе вокзала. Надеясь на то, что бриллианты находятся в одном из девяти стульев, Остап и Киса остаются в городе, и продолжают поиски.

На ситечко, которое Остап позаимвствовал у мадам Грицацуевой, удается забрать стул у Эллочки-людоедки. Там пусто. Второй стул у ее мужа. Опять пусто. Воробьянинов отправляется к Изнуренкову, но его попытка оказывается неудачной. Бендер, сыграв роль судебного исполнителя, сам забирает стул у Изнуренкова. Сокровищ нет.

Вскоре остается разыскать стул, исчезнувший у вокзала, и четыре стула, купленные театром. Путем обмана, компаньоны пробираются на корабль, увозящий театр на гастроли. В одном из стульев сообщники обнаруживают лишь табличку с именем мастера. В Васюках компаньонов с позором высаживают с парохода.

Комиссионеры пускаются догонять театр с оставшимися стульями. В поисках гарнитура колесит и священник Востриков. Жена отца Федора, распродав вещи, высылает ему деньги, и отец Федор приобретает гарнитур у Брунса. Разломав стулья, отец Федор в панике, сокровищ нет. Театр с последним стулом отбывает в Тифлис. За театром пешком следуют компаньоны.

В конце своей эпопеи, Остап и Киса обнаруживают местоположение последнего стула. Остап поддразнивает Кису, что большую часть сокровищ возьмёт себе. От отчаяния, Киса перерезает Бендеру горло. После этого выясняется, что сокровища нашли, и на эти средства отстроили новый клуб.

Вывод:

Алчность и безрассудство доводят до необдуманных поступков.

Экранизации и роли

  • Фильм «Двенадцать стульев »
    . Реж. Леонид Гайдай . В ролях: Арчил Гомиашвили — Остап Бендер
    , Сергей Филиппов — Киса Воробьянинов
    .
  • Фильм-мюзикл «Двенадцать стульев »
    . Реж. Марк Захаров . В ролях: Андрей Миронов — Остап Бендер
    , Анатолий Папанов — Киса Воробьянинов
    .

Фильм-мюзикл «Двенадцать стульев »
. Реж. Максим Паперник . В ролях: Фоменко, Николай Владимирович — Остап Бендер
, Олейников, Илья Львович — Киса Воробьянинов
.

Мюзикл «Двенадцать стульев» (музыкальный спектакль, 2003). Режиссёр — Тигран Кеосаян, композитор – И. Зубков, автор либретто – А. Вулых. В ролях: Джемал Тетруашвили — Остап Бендер, Балалаев Игорь Владимирович — Ипполит Матвеевич.

«Поздний час»

Прозе Бунина свойственны катастрофичность бытия, ощущение одиночества и иллюзорность счастья. Несомненно, эти черты стали следствием непростой судьбы автора, хотя и прямых автобиографических ссылок в его творчестве нет.

В годы, когда был написан рассказ «Поздний час», писатель находился за границей. Произведение посвящено воспоминаниям о давно минувшей любви, которые сопутствуют автору во время его путешествия по родному городу. Проходя по мосту, базару и Монастырской площади, он восстанавливает в памяти утраченные образы. Прошлое и настоящее соединяются в одно целое. Этим целым становится осознание тленности всего живого на земле. Логическим заключением путешествия по городу становится кладбище. В рассказе оно является символом недолговечности любви. На этом кладбище находится могила возлюбленной. Анализ рассказов Бунина о любви позволяет увидеть связь лирических мотивов писателя с ностальгией и осознанием бренности бытия.

История создания

По воспоминаниям одного из авторов известного романа «12 стульев», сюжет был подсказан Валентином Катаевым. Именно он посоветовал своему брату Евгению Петрову и его другу написать авантюрное литературное сочинение о деньгах, которые спрятали в стулья. Ильф и Петров к такой идее отнеслись очень серьёзно и сразу же принялись писать роман.

Для начала авторы решили определиться с тем, сколько же всё-таки должно быть стульев. И остановились на том, что полный комплект мебели звучит красиво. Но эта история со стульями не должна была быть основой литературного сочинения, а авторы хотели показать жизнь России того времени.

Работа над романом продолжалась с сентября по декабрь 1927 года. Написав за месяц первую часть, они тут же показали её Катаеву, и она ему понравилась. А в январе 1928 года в рукописи была поставлена последняя точка.

Вскоре рассказ был опубликован в журнале «Тридцать дней», а в том же году ещё и вышел отдельной книгой. Уже через год произведение было переиздано, но в него были внесены авторские поправки, сокращения и изменения. Такая переработка литературного сочинения продолжалась до 1938 года. И хотя проблем с изданием романа не было, зато литературное сообщество того времени встретило новое произведение весьма сдержано.

Среди критиков и писателей было много тех, кто поддержал соавторов. Это и писатель Юрий Олеша, и критик Анатолий Тарасенков, и другие. С 1949 года по 1950 годы это литературное сочинение было запрещено. Впоследствии было неоднократно экранизировано.

Неудачный поиск

Ныне бывшим особняком заведовал Александр Яковлевич, стеснительный вор, поселивший в здание множество родных, где один из квартирантов и продал за три рубля искомый стул. Персонажи романа выслеживают покупателя, им оказался не кто иной, как отец Федор. На улице в схватке вещь была сломана, она оказалась пустой.

Охотники за стулом перебираются в гостиницу «Сорбонна». Остап принимает решение отыскать архивного деятеля Варфоломея Коробейникова, содержавшего у себя дома все ордера на мебель, которую изъяла новая власть, в их числе находился ордер на гарнитур Воробьянинова, выполненный Гамбсом из ореха. Архивариус заявляет, что один из стульев был передан инвалиду войны Грицацуеву, а оставшиеся — на сохранении в мебельном музее. Вслед за компаньонами к Коробейникову наведался отец Федор, но тот продает ему ложный ордер.

Отец Федор

«12 стульев» — книга, в которой фигурирует также такой интересный персонаж, как священник Федор. Отец Федор, как и Киса Воробьянинов, появляется в самой первой главе. Ипполит Матвеевич сталкивается с ним, заходя навестить умирающую тещу. Узнав о кладе во время исповеди мадам Петуховой, священник делится полученной информацией с супругой, которая убеждает его отправиться на поиски бриллиантов.

Судьба Федора Вострикова оказывается комичной и трагичной одновременно. Гоняясь за сокровищами, постоянно уплывающими из его рук, конкурент Остапа и Кисы постепенно сходит с ума. Писатели Ильф и Петров наделили этого героя такими качествами, как добродушие и наивность, заставив читателей сочувствовать ему.

«Сокровище мадам Петуховой»

Итак, что же происходит в третьей части произведения «12 стульев»? Герои вынуждены отправиться в круиз по Волге, так как на борту парохода оказываются стулья, принадлежащие театру Колумба. В пути Остап и Киса сталкиваются с разнообразными проблемами. Их ссаживают с судна, им приходится скрываться от обманутых Бендером шахматистов из городка Васюки и даже просить подаяние.

Священнослужитель Федор также продолжает охотиться за сокровищем, выбрав другой маршрут. В результате претенденты на клад встречаются в Дарьяльском ущелье, где несчастный Федор сходит с ума, так и не увидев бриллиантов.

Центральные персонажи произведения «Двенадцать стульев», проверив почти все предметы гарнитура и не обнаружив клад, вынуждены вернуться в столицу. Именно там находится последний стул, затерявшийся в товарном дворе Октябрьского вокзала. Приложив неимоверные усилия, Бендер узнает, что искомый объект был отдан Клубу железнодорожников.

Художественные приёмы

Как известно, Илья Ильф любил собирать вырезки с нелепыми фамилиями, объявлениями и заголовками. Потом это было использовано Ильфом и Петровым для создания знаменитого романа. Поэтому основной художественный приём, использованный авторами, — это парадокс. Он стирает привычное восприятие жизни. Этот приём авторы использовали, чтобы создать трагический образ отца Фёдора, и оживить кран в квартире инженера Щучкина.

Чтобы создать образ Эллы Щучкиной, были уже использованы другие художественные средства. В словарь девушки были внесены гиперболы, высказывания из «мещанской речи» и немного сарказма. А вот пародия использована авторами, чтобы создать персонажей романа. Поражает читателя и язык Петрова и Ильфа, так как это не только повторы-символы, но и постоянно присутствует эффект неожиданности.

Внешность и привычки

     
В начале романа «12 стульев» Ипполит Матвеевич описывается как высокий (185 см) седой старик, носящий ухоженные усы. В очках Воробьянинов очень похож на Милюкова, а потому вместо очков вынужден носить пенсне.

     
Отправляясь на поиски сокровищ, Ипполит Матвеевич красит волосы в «радикальный чёрный цвет», но после умывания на следующий же день его волосы становятся зелёными и ему приходится побриться наголо и сбрить усы.

     
Вытираться было приятно, но, отняв от лица полотенце, Ипполит Матвеевич увидел, что оно испачкано тем радикально черным цветом, которым с позавчерашнего дня были окрашены его горизонтальные усы. Сердце Ипполита Матвеевича потухло. Он бросился к своему карманному зеркальцу. В зеркальце отразились большой нос и зеленый, как молодая травка, левый ус. Ипполит Матвеевич поспешно передвинул зеркальце направо. Правый ус был того же омерзительного цвета. Нагнув голову, словно желая забодать зеркальце, несчастный увидел, что радикальный черный цвет еще господствовал в центре каре, но по краям был обсажен тою же травянистой каймой.

     
Из привычек Ипполита Матвеевича известно его обыкновение произносить по утрам «бонжур» (то есть фр. bonjour) если он «проснулся в добром расположении», или «гут морген» (нем. guten Morgen) если «печень пошаливает, 52 года — не шутка и погода нынче сырая».

Сюжет рассказа «Грамматика любви» с цитатами

Краткое содержание «Грамматика любви» Бунин с цитатами из произведения:

В начале июня помещик Ивлев отправился «в дальний край своего уезда». Поначалу поездка его радовала – стоял теплый летний день, пронизанный ароматами разнотравья и пением жаворонка. Но вскоре «погода поскучнела, со всех сторон натянуло линючих туч», стал накрапывать мелкий дождик.

Чтобы не оказаться посреди поля под проливным дождем, Ивлев решил заехать к знакомому графу, жившему неподалеку. От старика-пахаря он узнал, что «дома одна молодая графиня», однако это не остановило его.

Графиня встретила гостя в открытом платье с глубоким декольте и напудренной грудью. «Она курила, глубоко затягиваясь», и все разговоры неизменно сводила к любви. В разговоре графиня упомянула «своего близкого соседа, помещика Хвощинского», умершего нынешней зимой. Всю жизнь от страдал от любви к горничной Лушке, которую буквально боготворил.

Ивлев продолжил свой путь, и «дождь разошелся уже по-настоящему». Задумавшись о судьбе Хвощинского, он решил навестить «опустевшее святилище таинственной Лушки». Ивлев хотел для себя выяснить, был ли он сумасшедшим или просто заложником роковой страсти.

«По рассказам стариков-помещиков» Хвощинский когда-то имел славу редкого умницы. Но, как гром среди ясного неба, свалилась на него эта любовь к Лушке, «потом неожиданная смерть ее», и жизнь мужчины пошла наперекосяк. Он затворился в комнате, где жила и умерла его возлюбленная, и «больше двадцати лет просидел на ее кровати». Хвощинский «не только никуда не выезжал, а даже у себя в усадьбе не показывался никому».

На крыльце неухоженной усадьбы стоял симпатичный «молодой человек в серой гимназической блузе», с удивлением рассматривая нежданных гостей. Ивлев понял, «это и есть сын знаменитой Лушки», и свой внезапный приезд он объяснил юноше тем, что «хочет посмотреть и, может быть, купить библиотеку» Хвощинского.

В разговоре молодой человек смущался, говорил поспешно, но односложно, часто краснел. Было заметно, что он очень обрадовался возможности продать книги. Когда Ивлев вскользь упомянул о болезни его отца, юноша вспыхнул и заметил, что «они умственно нисколько не были больны», и это все досужие сплетни.

В той половине дома, где провел свои последние дни помещик Хвощинский, было очень холодно – здесь никто не жил, и помещение не отапливали. В зале Ивлев заметил возле образов венчальные свечи.

На его нескрываемое удивление юноша со смущением ответил, что «они уже после ее смерти купили эти свечи… и даже обручальное кольцо всегда носили…». Он провел своего гостя в маленькую темную комнатку, в которой стояла лишь голая железная койка и два шкафчика с книгами.

Ивлев принялся рассматривать библиотеку покойного Хвощинского. Основу ее составляли романы и сонники – «вот чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке». На средней полке Ивлев заметил тоненькую книжку и старую шкатулку, в которой находилось ожерелье Лушки – «заношенный шнурок, снизку дешевеньких голубых шариков».

При взгляде на бусы женщины, которую столь сильно любили при жизни и после смерти, у Ивлева закружилась голова. Крохотной книжкой оказалась «Грамматика любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым». Юноша робко сказал, что не может продать ее, поскольку она была очень дорога для его покойного отца.

Ивлев попросил разрешения хотя бы посмотреть ее и, получив согласие, принялся ее медленно пролистывать. Книга делилась на небольшие главы, и каждая из них «состояла из коротеньких, изящных, порою очень тонких сентенций». На последней чистой странице бисерным почерком было написано четверостишие, сочиненное Хвощинским.

Из всех книг Ивлев выбрал только одну – «Грамматику любви…», заплатив за нее большие деньги. По дороге домой кучер стал рассказывать, что молодой Хвощинский живет с женой дьякона, но Ивлев его не слушал. Все его мысли были заняты Лушкой и тем волнением, которое охватило его при виде ее скромного ожерелья. Эти чувства были похожи на те, что он испытал в Италии «при взгляде на реликвии одной святой».

Ивлев осознал, что неизвестная ему Лушка, умершая двадцать лет назад, навсегда вошла в его жизнь. Достав «Грамматику любви…», он еще раз перечитал строки, написанные Хвощинским.

Тебе сердца любивших скажут:

«В преданьях сладостных живи!»

И внукам, правнукам покажут

Сию Грамматику Любви.

Заключение

В своем произведении Бунин подчеркивает, что самым ценным в жизни является любовь – искренняя, светлая, чистая. И далеко не каждый человек в состоянии пережить боль от ее утраты.

Постепенный розыск

Первым делом герои посетили жену инженера Щукина, который ушёл от неё накануне, не выдержав расточительности. Украденное у Грицацуевой ситечко Бендер легко обменивает на стул, однако второй оказывается у съехавшего к приятелю мужа.

Персонажи застали Щукина в интересном положении: намыленный, он вышел на лестничную площадку, дверь захлопывается, а вода тем временем уже лилась вниз на площадку. Бендер спасает попавшего в неловкую ситуацию мужчину и получает взамен стул. Ни в одном из них сокровищ не обнаружилось.

В коридорах редакции газеты «Станок» Остап встречает свою жену, приехавшую на поиски мужа. Тот убегает, и мадам уезжает обратно в город ни с чем. Вскрыв стул редакции, Остап убеждается, что и в нем ничего нет. В это время участники «Союза» в страхе доложили друг на друга и были арестованы.

Воробьянинов, в свою очередь, предпринял попытку завладеть стулом гражданина с Садово-Спасской, профессонального юмориста Авессалома Изнуренкова. Успехом она не увенчалась. Тогда Бендер под видом судебного пристава конфискует стул самостоятельно. Безрезультатно — он тоже пуст.

Следующим на очереди оказался поэт Никифор Ляпис-Трубецкой, но и в его стуле драгоценностей там тоже не оказалось.

Остаются 4 стула театра Колумба, отправляющегося на гастроли. Герои покидают город вслед за ним. Для начала они выдают себя за художников и проникают на пароход, затем похищают стул из каюты режиссера. Обследовав его, они вынули коробочку. Но в ней находится обычная именная пластина автора гарнитура.

Компаньоны вынуждены изготовить транспарант, но сделать его удается настолько плохо, что в Васюках персонажей выгнали с корабля. В городе Бендер выдает себя за чемпиона по шахматам. Но, играя только один раз за жизнь, проигрывает все партии. Герой спасается бегством на лодке, которую заранее подготовил Ипполит.

Наконец, догнав театр в середине лета, авантюристы оказываются в Пятигорске. Монтер Мечников соглашается похитить необходимые стулья за 20 рублей. У героев не оказывается денег, для добычи проходится просить милостыню и брать копейки с посетителей за достопримечательности.

Неожиданно в Пятигорске собираются:

  • юморист;
  • Эллочка;
  • муж шикарной дамы;
  • стеснительный вор и его жена Сашхен.

Книга «Двенадцать стульев. Золотой теленок (сборник)»

Двенадцать стульев – И.Ильф, Е.Петров

__________

Сразу начну с итога: невероятной силы произведение!!! Когда временами устаешь от нестабильного качества современной литературы, можно смело идти к классикам за поднятием духа! И тем более к классикам юмора! И тем более к русским, понятным нам даже почти через век от написания.

Поражает яркость выписанных персонажей, поражает качественный юморной слог авторов и, конечно, поражает апофеоз сюжета. Да, я читала впервые, да, не смотрела фильм, бывает и такое :). Что ж, книгу прочла, фильм посмотрю в ближайшее время. ??? Посоветуйте, смотреть комедию 1971 года или есть варианты???

Киса Воробьянинов и его случайный товарищ Остап Бендер, собирая всевозможные афоризмы и выражения, используемые современниками, ищут спрятанные в гостином гарнитуре сокровища тещи Кисы.

Ну и конечно же горькие рассуждения, как богатство или даже его призрачное видение, могут повлиять на человека…

Рекомендую каждому, каждой, всем! Учитесь жизни на ошибках других, тем более на таких ошибках. По большому счету, это одно из предназначений качественной литературы!

Золотой телёнок – И.Ильф, Е.Петров

_____________

Что-то странное произошло. На 5 с плюсом зашли Двенадцать стульев и совершенно не впечатлил, а даже немного раздражал “Золотой телёнок”.

Весёлый ранее и находчивый Остап Бендер гоняется с шайкой советских оборванцев за тайным советским миллионером (как оказалось, такие были, но умело себя маскировали под простых советских смертных).

Почему такие миллионеры не покидали страну и не наслаждались жизнью? Зачем миллионы в шкафу и черствый хлеб на столе? Почему оставались в этой лишающей индивидуальности стране? Я совершенно не понимала и не видела логики поведения всех персонажей! Алогичные поступки: открытие “Рогов и копыт” (зачем? ведь это ничего не давало для окучивания миллионера), поездка на развалюхе вместо поезда, бесцельное растрачивание миллиона Бендером (зачем знать 401 способ честного отбора и не знать зачем это делать? почему не реализована цель жизни в Рио-де-Жанейро? где 401 способ выезда с деньгами за границу?), кража Балагановым сумочки будучи уже сказочно богатым. Так можно и не остановиться. Это отсутствие логики, глупость, недальновидность меня, как человека с высшим экономическим образованием, просто выводило из равновесия.

“Пилите, Шура, пилите!”

“Командовать парадом буду я!”

“Автомобиль не роскошь, а средство передвижения.”

Да, неизменный плюс книги – меткие, растасканные в быт цитаты. Мы на них росли и от этого “Золотой телёнок” во время прочтения, не смотря на весь негатив, казался своим, близким, родным. И, полагаю, для помнящих советскую жизнь лично, ещё и понятным.

Равновесие

Перед нами рассказ «Грамматика любви». Краткое содержание, анализ произведения на этом не заканчивается. Продолжаем…

Рано или поздно маятник замедляет движение и останавливается. Он покоится в положении равновесия. Это и есть истинная любовь. Именно к ней, после долгих исканий, сомнений и неожиданных прозрений, и приблизились Ивлев и покойный Хвощинский: «Есть бытие, но именем каким его назвать? Ни сон оно, ни бденье, — меж них оно, и в человеке им с безумием граничит разуменье…»

В образе горничной Лушки в рассказе «Грамматика любви» (краткое содержание по главам смотрите выше) автор хотел показать ту самую которая вошла навсегда в жизнь Хвощинского и Ивлева. Какая она была? Говорили, что «была собой совсем даже и нехороша», но вдруг неожиданно свалилась на голову помещика, потом также нежданно и скоропостижно умерла, будучи молодой, во цвете лет, и всё пошло прахом… Но прахом ли? Нет, и ещё раз нет. Эта любовь, пусть до конца и непонятная, странная, «загадочная в своём обаянии», превратила в настоящее «житие» жизнь одного человека, которой пристало быть самой заурядной.

Похожая на молитвенник книжечка «Грамматика любви», содержание которой восторгает и удивляет; простое ожерелье Лушки, вызывающее чувство сродни тому, что человек испытывает при взгляде на реликвии святых… Для тех, кто не противится любви, кто впускает её в свою жизнь, всё обыденное превращается в священное, а трагическое рассматривается не как некая обречённость, а как высший духовный смысл жизни. Хвощинский, делая свои собственные пометки и записи в книжке, писал свою «грамматику любви». Ивлев, задорого купив только этот потрепанный «молитвенник», принял этот бесценный дар, чтобы в итоге вывести свои «законы», написать свои правила, и «внукам, правнукам покажут сию Грамматику Любви».

Помещик Ивлев, будучи ни чем не занятым, решает прокатиться по самым дальним краям своего уезда. В качестве пункта назначения он выбирает дом графа. Приехав в его усадьбу, обнаруживает, что самого хозяина нет, а есть только графиня. Ивлева приглашают пить чай, они ведут светскую беседу, но какую бы тему не начинал главный герой, молодая женщина все сводит к теме любви.

Так плавно они переходят к обсуждению своего общего соседа Хвощинского. Оказывается, помещик Хвощинский горячо любил свою горничную Лушку. Но волею судеб она умерла еще будучи совсем молодой. С тех пор, старый помещик заперся в своем имении и не показывался в свет. Он жил со своим сыном, которого в свое время родила ему Лушка, и больше ни с кем из окружения не общался и не виделся. Такая любовь восхищала всех вокруг и в том числе Ивлева. Ему бы даже хотелось познакомиться с бывшей горничной, чтобы понять что в ней такого особого. Но старый помещик умер, и теперь в большом доме остался хозяйничать его молодой сын.

Уехав от графини, герой рассказа решает заехать в Хвощинское и посмотреть как там стало после смерти хозяина. По приезду, не найдя никаких других причин для визита, Ивлев просит у молодого помещика ознакомиться с библиотекой и спрашивает разрешения купить ее. Посмотрев все имеющиеся книги, мужчина останавливается на книге «Грамматика любви». Это была маленькая, замусоленная книжечка, с разными главами. Тут были разделы о сердце, об уме и о красоте. А на самой последней страницы было записано четверостишие самим Хвощинским старшим.

Забрав одну единственную книгу, Ивлев отправился восвояси. Всю дорогу обратно он просматривает небольшие записи сделанные на полях «Грамматики» и думает о настоящей любви, которая может жить в сердце человека. И хоть молодой Хвощинский сказал что отец просто тронулся умом от бедности, это не убеждает главного героя. Он восхищен глубиной и силой тех чувств, которые заставили помещика превратить свою самую большую любовь и самую страшную потерю в какое-то даже подобие святого поклонения.

Рассказ «Грамматика любви» показывает, что даже в наше время бывают такие чудеса, когда человек может раз и навсегда связать свою судьбу с кем-то одним. И даже потеряв объект своей страсти, все равно не перестает любить и почитать только лишь одного человека. Очень мало кто способен на такие чувства, и когда сталкиваешься с таким, то невольно появляется уважение к таким людям и их вечной привязанности.

[править] Памятники

Популярность самой сцены милостыни настолько высока, что в нескольких городах сей эпизод отлит в граните бронзе. Вообще, памятников героям Ильфа и Петрова много , но почему-то лидирует именно этот сюжет, причём в большинстве случаев чуть в стороне от Воробьянинова стоит ухмыляющийся Бендер. Все памятники выглядят по-разному, несомненное влияние на них оказали и экранизации.

http://dslov.ru/pos/1/p1_301.htmhttp://www.cinemafia.ru/posts/1392/http://lurkmore.to/%D0%96%D0%B5_%D0%BD%D0%B5_%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B6_%D0%BF%D0%B0_%D1%81%D0%B8%D1%81_%D0%B6%D1%83%D1%80

[править] Контекст

Фразу сию читатель может лицезреть в главе 39-й, «Вид на малахитовую лужу». Напомним: в ходе погони за сокровищами мадам Петуховой великий комбинатор и отец русской демократии снова оказались без средств к существованию, и Остап Бендер вынуждает Кису просить милостыню, попутно выставляя его на посмешище.

— Как вам понравится этот альфонсизм? Три месяца живет на мой счет. Три месяца я кормлю его, пою и воспитываю, и этот альфонс становится теперь в третью позицию и заявляет, что он… Hy! Довольно, товарищ! Одно из двух: или вы сейчас же отправитесь к «Цветнику» и приносите к вечеру десять рублей, или я вас автоматически исключаю из числа пайщиков-концессионеров. Считаю до пяти. Да или нет? Раз… — Да, — пробормотал предводитель. — В таком случае повторите заклинание. — Мосье, же не манж па сис жур. Гебен зи мир битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы. — Еще раз. Жалостнее! Ипполит Матвеевич повторил. — Ну, хорошо. У вас талант к нищенству заложен с детства. Идите. Свидание у источника в полночь. Это, имейте в виду, не для романтики, а просто — вечером больше подают.

Несмотря на непрофессионализм, но благодаря знанию иностранных языков и прирожденному дару к христарадничеству, Ипполит Матвеевич сумел-таки честно заработать за день 7 рублей 29 копеек — что, правда, гораздо меньше, чем сумма, которую Бендер получил, показывая лужу в пещере. После целой недели позорного стояния на паперти Киса это дело бросил и укатил с Бендером за новыми приключениями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: