Очень краткое содержание для читательского дневника
В сентябре 1942 года фашисты повесили мужа и маленького сына Марии. Она спряталась в кукурузе, так как за ней могли прийти каратели. Хутор немцы сожгли, людей угнали в Германию, а девушку Саню расстреляли.
Сначала Мария молила Бога о смерти, но потом ради ещё не родившегося ребёнка стала выживать — одна, на пепелище.
В погребе она нашла раненого немца. Он был очень молодой, служил помощником повара в полевой кухне. Мария хотела его вылечить, но парень умер.
Марии пришлось похоронить несколько человек: Саню, своих родных, двоих немцев, советского бойца.
Чтобы выжить, она много занималась хозяйством, ухаживала за уцелевшими домашними животными, спасла от голода и холода семерых детдомовцев из разбомблённого поезда.
Мария дождалась того дня, когда на место сгоревшего хутора прибыли красноармейцы — Красная Армия двигалась на запад.
Популярные сегодня пересказы
- Хребты безумия — краткое содержание повести Лавкрафта В центре событий – ученый, которому нужно остановить экспедицию, которая направляется в Антарктику. В предыдущей экспедиции ему пришлось стать очевидцем страшного происшествия
- Алёша Горшок — краткое содержание рассказа Толстого Произведение под названием «Алеша Горшок» написано известнейшим русским писателем Львом Николаевичем Толстым. Это произведение по праву признается критиками одним из лучших творений автора.
- Белогрудка — краткое содержание рассказа Астафьева Между двух деревень возвышался крутой косогор. Он зарос густым кустарником, кедром и пихтой. Через непролазные дебри трудно было пробираться даже мальчишке, поэтому почти никто туда не ходил.
- Сага о Форсайтах — краткое содержание книги Голсуорси События произведения разворачиваются в конце девятнадцатого столетия, повествуя о жизни одной многочисленной английской семьи.
Сюжет романа Э.М.Ремарка «Время жить и время умирать»
На переломном этапе Второй мировой войны (1944 год), когда войска немецкой армии вынуждены были отступать, солдат одной из ее частей получает долгожданный отпуск домой.
Но приехав в свой родной город, он видит, что его малая Родина подвергается систематическим бомбардировкам, по масштабам разрушений и степени трагичности не уступающим подобным действиям его армии на территории России (впрочем, как и других стран, если говорить именно о Второй мировой войне). И, более того, он нигде не может найти своих родителей.
Люди, подвергающиеся ударам с неба, проклинают убийц своих родных и близких и разрушителей материальных ценностей, имеющих для них немаловажное значение. Многие из них при этом остаются в полном недоумении, как же такое может быть, что на их головы летят бомбы и они, вместо того, чтобы выращивать «цветочки в огороде», вынуждены прятаться в бомбоубежищах..
И если наступает прозрение, как это и случилось, в сущности, с главным героем романа, последствия все равно уже необратимы. Усугубляет всю трагичность ситуации внезапно обретенное им взаимное чувство привязанности к лицу противоположного пола.
Вернувшись в свою часть, пускай и с мыслью, что он убивал до этого исключительно по приказу своего военного начальства и больше он этого делать не будет и не хочет, для жителей страны, территория которой подверглась не без его участия массированной враждебной атаке, он по-любому будет захватчиком и убийцей. А с такими лицами разговор особый…
Пока писала свой отзыв о книге «Время жить и время убирать», подумалось, до чего же характерное произведение… До чего же оно передает всю глубину трагичности человеческих отношений, развивающихся по спиралевидному пути без оглядки назад. Как показывала уже не раз практика, зло должно и будет наказано. Но только в наших силах сделать виток этой пресловутой спирали максимально большим.
Конечно, книги лучше всего читать в оригинале, чтобы лучше понять ту или иную мысль автора, т.к. переводчик в силу либо субъективных причин, либо по незнанию, может ее абсолютно исказить. Ремарка, понятно, надо читать на немецком языке. Если же знания немецкого у вас не столь глубоки, как хотелось бы, существуют курсы немецкого языка.
А здесь, здесь, здесь и здесь вы можете почитать мой отзыв на другие книги, не побоюсь этого слова, гениального автора — Эриха Мариа Ремарка.
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!
trounin.ru
«Время жить и время умирать» — это радость для некрофила: Ремарк с большой любовью описывает истлевшие тела на полях сражений и раздавленные трупы под разваленными домами. Первая реакция — шок, вызванный выверенными до мельчайших деталей подробностями. Такие моменты невозможно перенести на экран, покуда зрителей больше захватывает бесполезный спецэффект ветром рвущегося на фрагменты фюзеляжа самолёта или точное следование взгляда за падающей бомбой и следующий за этим взрыв, после, казалось бы, на нескольких секунд задумавшегося механизма. Ремарк чётко рисует каждый кадр, создавая у читателя ощущение присутствия. Да, воевать в России, это не может сравниваться с боями в Африке. Если жаркий климат беспощаден к телам павших воинов, то слякотный климат нашей страны может хоронить один слой над другим, а тот над третьим, перемешивая всё в кашу, что потом с трудом можно отличить своего от чужого. Ремарк категоричен в описании ужасов войны, показывая их именно ужасами, а не героическим сужение фронта, либо постыдным отступлением с завоёванных областей назад.
Во многом, Ремарк уже писал о подобном, повторяя сюжет «На западном фронте без перемен», только немного другими словами и в несколько ином антураже, поменяв западный фронт на восточный, а противника сделав не из бывшего врага, а из бывшего союзника, от которого родная страна писателя вынуждена терпеть поражение за поражением. Ремарк вкладывает в уста героев книги много мыслей, представляя их на суд читателя точно такими же неуверенными в себе людьми, потерявшими смысл жизни, когда пропаганда начитает вызывать лишь усмешки, а замалчиваемые события порождают подозрения. Только деваться солдатам с фронта некуда — нужно продолжать бессмысленное отступление, пока руководство кормит обещаниями о новом оружии.
Да, Ремарк мастерски показал обыденную сторону войны. И знаете — Вторая Мировая война ведь не была настолько негуманной, как это принято считать. Были концентрационные лагеря, были толки о превосходстве рас, но при этом на поле сражений уже не прибегали к применению боевых отравляющих веществ, а если и прибегали, то Ремарк о них не говорит. Вспомните «На западном фронте без перемен» — это же ползание по воронкам, заполненных водой, с натянутым на голову противогазом. Достаточно посмотреть несколько фотографий, как в голове всплывают возможные кадры Третьей Мировой войны, которая может повторить глобальность Второй и, по желанию убивать всю живую массу, превзойдёт Первую.
Одно удручает, начав с окопных бесед, главный герой отправляется в отпуск в родной город, подвергающийся регулярным авианалётам. Тут и начинается тот самый Ремарк, к которому читатель привык. Не за войной предстоит наблюдать, а за хаотическими движениями в тылу, где надо герою дать больше страданий, нежели он испытывал на фронте, и обязательно нужно главного героя влюбить в девушку с тяжёлыми эмоциональными проблемами. Даже алкоголь толком в книге не упоминается, хотя Ремарк в лучших своих традициях снова познакомит читателя с какой-нибудь разновидностью подобной жидкости.
И нет понимания целостности сюжета, а есть только осознание спонтанно происходящих событий. Жизнь у Ремарка не подчиняется каким-то привычным нормам, уподобляясь скорее форме постоянных переживаний за рождение в столь агрессивном мире, где человек используется лишь для осуществления чьих-то амбиций. А то, что главный герой вынужден страдать — так это просто время такое. Действительно, можешь цепляться за жизнь, а можешь умереть — выбор за тобой. Впрочем, если эта книга Ремарка пошла полностью по стопам «На западном фронте без перемен», то можно кратко сказать, что в творчестве Ремарка по-прежнему нет перемен. Всё повторяется…
Дополнительные метки: ремарк время жить и время умирать критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Erich Maria Remarque, Zeit zu leben und Zeit zu sterben, A Time to Love and a Time to Die, analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать: — Станция на горизонте — На Западном фронте без перемен — Три товарища — Возлюби ближнего своего — Триумфальная арка — Искра жизни — Чёрный обелиск — Жизнь взаймы — Ночь в Лиссабоне — Тени в раю — Гэм — «Война и мир» Льва Толстого — «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл — «Танки идут ромбом» Анатолия Ананьева — «Берег» Юрия Бондарева
«Время жить и время умирать»
Тема возрождения и религии наиболее ярко прописана автором в его новом антивоенном романе, вышедшем спустя 9 лет после войны, – «Время жить и время умирать». Название произведения, включающее полюсарные начала, созвучно словам Екклесиаста: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Еккл. 3:1–8). Между тем в названии произведения Ремарк умышленно акцентирует «время жить» как высшую ценность человека, «причастника Божеского естества» (2 Пет. 1:4), которую, впрочем, и подразумевает библейский проповедник под перечисленными антагонистическими процессами, включенными в сам образ жизни как таковой. Христианство же суть Благой Вести о Жизни как «свете человеков» (Ин. 1:4).
В начале произведения, действие которого охватывает полтора месяца войны 1944 года, отражена безысходность гитлеровской коалиции и неслучайные опасения немецких солдат, выраженные словами русской пленной в ожидании смертного приговора: «Она проклинает вас и всех немцев, что пришли на русскую землю. Она проклинает и детей ваших! Она говорит, что настанет день, – и ее дети будут расстреливать ваших детей, как вы нас расстреливаете». Главный герой Эрнст Гребер, как и герой первого романа Ремарка, психологически точно очерчивает аргументацию человека и его уверенности и ответственности за происходящее в военной ситуации: «Пока они (немцы) побеждали, всё было в порядке, а того, что не было в порядке, можно было и не замечать или оправдывать великой целью. И какая же это цель? Разве у нее не было всегда оборотной стороны? И разве эта оборотная сторона не была всегда темной и бесчеловечной? Почему он не замечал этого раньше? И действительно ли не замечал? Сколько раз он начинал сомневаться и его охватывало отвращение, но он упорно гнал его от себя!»
Популярное за 7 дней
Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
09.09.22 23:43
Почему священники носят бороду?
12.09.22 10:23
Почему церковный новый год празднуется 14 сентября?
14.09.22 08:02
Классические доказательства бытия Бога. Нравственный аргумент. Часть 2
09.09.22 16:38
Митр. Антоний (Паканич): Как относиться к новостям
12.09.22 21:53
Будь готов: в который час придет Господь? Говорят, что в полночь
14.09.22 09:48
Запрещены в служении пятеро клириков Черниговской епархии УПЦ
09.09.22 15:13
Зачем умершим наши молитвы?
13.09.22 00:16
11 сентября — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
10.09.22 23:25
Народная религиозность. Нужно ли на нее равняться?
12.09.22 16:59
Эрих Мария Ремарк. Время жить и время умирать
1
Смерть пахла в России иначе, чем в Африке. В Африке, под непрерывным
огнем англичан, трупам тоже случалось подолгу лежать на «ничейной земле»
непогребенными; но солнце работало быстро. Ночами ветер доносил приторный,
удушливый и тяжелый запах, — мертвецов раздувало от газов; подобно
призракам, поднимались они при свете чужих звезд, будто снова хотели идти
в бой, молча, без надежды, каждый в одиночку; но уже наутро они
съеживались, приникали к земле, бесконечно усталые, словно стараясь
уползти в нее — и когда их потом находили, многие были уже совсем легкими
и усохшими, а от иных через месяц-другой оставались почти одни скелеты,
громыхавшие костями в своих непомерно просторных мундирах. Эта смерть была
сухая, в песке, под солнцем и ветром. В России же смерть была липкая и
зловонная.
Дождь шел уже несколько дней. Снег таял. А всего лишь месяц назад
сугробы были выше человеческого роста. Разрушенная деревня, казалось,
состоявшая из одних обуглившихся крыш, с каждой ночью бесшумно вырастала
по мере того, как оседал снег. Первыми выглянули наличники окон; несколько
ночей спустя — дверные косяки; потом ступеньки крылечек, которые вели
прямо в грязно-белое месиво. Снег таял и таял, и из-под него появлялись
трупы.
То были давние мертвецы. Деревня много раз переходила из рук в руки — в
ноябре, декабре, январе и теперь, в апреле. Ее занимали и оставляли,
оставляли и опять занимали, а метель так заносила трупы, что иногда,
спустя несколько часов, санитары многих уже не находили — и почти каждый
день белая пелена заново покрывала разрушения, как медицинская сестра
покрывает простыней окровавленную постель.
Первыми показались январские мертвецы, они лежали наверху и выступили
наружу в начале апреля, вскоре после того, как снег стал оседать. Тела
закаменели от мороза, лица казались вылепленными из серого воска.
Их бросали в могилу точно бревна. На холме за деревней, где снегу было
меньше, его расчистили и раздолбили промерзшую землю. Это была тяжелая
работа.
У декабрьских мертвецов оказывалось оружие, принадлежавшее январским —
винтовки и ручные гранаты уходили в снег глубже, чем тела; иногда
вытаскивали и стальные каски. У этих трупов было легче срезать
опознавательные жетоны, надетые под мундирами; от талой воды одежда успела
размокнуть. Вода стояла и в открытых ртах, будто это были утопленники.
Некоторые трупы частично уже оттаяли. Когда такого мертвеца уносили, тело
его еще не гнулось, но рука уже свисала и болталась, будто посылая привет,
с ужасающим, почти циничным равнодушием. У всех, кто лежал на солнце
день-другой, первыми оттаивали глаза. Роговица была уже студенистой, а не
остекленевшей, а лед таял и медленно вытекал из глаз. Казалось, они
плачут.
Появление хозяйства
Постепенно наступил октябрь, стало холодно. Женщина понимала, что надо как-то подготовиться к зиме. Она стала ходить по немецким блиндажам, которые были уже заброшены солдатами, и собирать всё, что было пригодно для использования
Ей удалось обнаружить мыло, светильник, но самой важной находкой оказалась печка. Находясь в сложных условиях, важно предусмотреть абсолютно всё
Не имея печки, женщина могла бы погибнуть от холода, равно как и все животные, которые следовали за ней.
Ей пришлось даже снять сапоги с мёртвого немца и взять у него шинель. Она носила лёгкое ситцевое платье, которое за время странствования превратилось в лохмотья. К тому моменту с ней рядом было уже 2 собаки. Героине удалось найти тушу немецкой лошади, убитой снарядом. Она разделала её, после чего убрала мясо в надежное место, обсыпав густым слоем соли. Кости она отдала собакам, что помогло им спастись от голода. Упряжь, снятая с коня, также принесла пользу. Она надела её на корову Зорьку, чтобы было удобнее носить вещи.
Единственным источником воды в хуторе был колодец, в которой немцы кинули трупы убитых животных. По этой причине она была непригодной для использования. но Мария вычистила колодец, пользуясь помощью запряженной коровы Зорьки. После этого крестьянка вручную убрала всю негодную воду и очистила дно. Часть коровника в дальнейшем она переделала, чтобы там могли быть ещё и 3 лошади, а также овцы и куры, последовавшие когда-то за ней.
«Товарищ, я не хотел убивать тебя… Теперь только я вижу, что ты такой же человек, как и я…»
Войны, произрастающие «от корня грехов» (И. Златоуст) и непременно приводящие человечество к хаосу, убийствам и гуманитарным катастрофам; тесно сопряженные с ними проблемы хрупкости и непрочности бытия, его резкой конечности; модели поведения, которым сопутствуют тревоги и страх; свобода выбора и личная ответственность неоднократно становились объектом размышления многих писателей.
Эрих Мария Ремарк, будучи непосредственным 18-летним участником Первой мировой войны, получив тяжелые ранения на поле боя и чудом оставшись в живых, устами главного героя Пауля (настоящее второе имя автора) Боймера в автобиографическом романе «На Западном фронте без перемен», который принес ему мировую славу и стал сенсацией (только в Германии 1,5-миллионный тираж разошелся за год), дает натуралистичную картину жизни целого поколения, «потерянного», угодившего в клещи трагичного и кровавого безумия войны, где гибнут не просто люди, а души, где «безжалостно убивают друг друга, стараясь не задумываться, зачем». В романе – «правде, в которой не усомнишься» (С. Цвейг) – Пауль, оказываясь во время боя в одной воронке с французом Дювалем, убивает его, осознавая, что погубил жизнь невинного человека, у которого остались жена, дети, и война не является для него больше целью защиты родины, а предстает бессмысленной бойней и ужасным средством гибели многих и многих людей. «Товарищ, я не хотел убивать тебя… Теперь только я вижу, что ты такой же человек, как и я… Прости меня, товарищ! Мы всегда слишком поздно прозреваем. Ах, если б нам почаще говорили, что вы такие же несчастные маленькие люди, как и мы, что вашим матерям так же страшно за своих сыновей, как и нашим, и что мы с вами одинаково боимся смерти, одинаково умираем и одинаково страдаем от боли! Прости меня, товарищ: как мог ты быть моим врагом? Если бы мы бросили наше оружие и сняли наши солдатские куртки, ты бы мог быть мне братом…» – такой проникновенной христианской тирадой разразится Пауль, давая клятву посвятить свою оставшуюся жизнь семье убитого и утверждая, что этим поступком он убил и собственную жизнь.
Именно этот роман Ремарка, ставший гимном пацифизма, был запрещен и неоднократно подвергался сожжению нацистами с объяснением: «Нет – писакам, предающим героев мировой войны. Да здравствует воспитание молодёжи в духе подлинного историзма!», а на премьерном показе фильма по книге в Берлине в 1930 году, согласно воспоминаниям самого Ремарка, «предателя Родины», отказавшегося от протекции нацистской партии: «Геббельс произнес ядовитую речь; его сподвижники бросали в зал жестяные банки, называемые в народе “бомбы-говнючкиˮ, и выпускали в публику белых мышей, чтобы прекратить демонстрацию фильма, а на площади перед кинотеатром устроили грандиозную демонстрацию. Я пригляделся к демонстрантам. Среди них не было людей старше двадцати; следовательно, никто из них не мог быть на войне 1914–1918 годов и никто не знал, что через десять лет они попадут на войну и большинство из них погибнет, не достигнув тридцати лет».
Популярные сегодня пересказы
- Странные люди — краткое содержание рассказа Шукшина Данное произведение состоит из трех рассказов, которые повествуют об очень душевных и сверхчувствительных людях. Эти люди проживают только в деревнях. Примечательно, что к людям с таким характером
- Детство в Архангельске — краткое содержание рассказа Шергина Борис Шергин в этом произведении прославляет всю малую родину – это город Архангельск. Автор патриотично и с теплотой относится к своему городу детства.
- Краткое содержание стиха Кем быть? Маяковский Стихотворение В.В Маяковского «Кем быть?» было написано для детей и идет повествование от лица парня окончившего школу, и он стоит перед выбором, куда идти учиться и какую профессию выбрать.
- Краткое содержание поэмы Пугачёв Есенина Восстание Емельяна Пугачева — одно из самых крупных и известных народных волнений в истории России. Именно этому событию посвятил свою поэму С. А. Есенин, пытаясь разобраться в причинах революционной
Топором и гранатами
На первый взгляд, Дмитрий Овчаренко был обычным рядовым солдатом Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) с образованием пять классов. Молодой человек родился в семье плотника в селе Овчарово Харьковской губернии в 1919 году (точная дата рождения неизвестна). Русский писатель и драматург Марк Колосов в 1941 году в своей книге «Люди и подвиги» так описывает историю жизни Дмитрия Овчаренко:
В конце июня 1941 года Овчаренко служил пулемётчиком 3-й пулемётной роты 389-го стрелкового полка 176-й стрелковой дивизии. Красноармеец оказался в самом пекле боёв с гитлеровской армией и буквально в первые же дни войны получил ранение.
Но Дмитрий не стал отлёживаться в госпитале и начал помогать своему подразделению, работая ездовым. В его обязанности входила перевозка боеприпасов и продуктов. В качестве личного оружия рядовой Овчаренко использовал так называемую трёхлинейку (винтовку системы Мосина) и топор.
13 июля 1941 года в районе села Песец (юг Украины) Овчаренко, как обычно, перевозил на телеге боеприпасы. Неожиданно его окружили два автомобиля противника. Из машин вышли 50 немецких солдат и три офицера. Инцидент произошёл примерно в четырёх-пяти километрах от позиций 3-й пулемётной роты.
- Военнослужащие немецкой армии
Один из командиров вермахта подошёл к Овчаренко и выбил у него из рук трёхлинейку. Офицер начал расспрашивать солдата о том, кто он такой, куда едет и что перевозит. Оставшись без винтовки, рядовой не растерялся: он схватил из телеги топор и одним ударом снёс голову допрашивавшего его офицера, после чего кинул одну за другой три гранаты, лежавшие в повозке, в сторону немецких машин.
Убийство командира и реакция советского солдата перепугали растерявшихся немцев. Страх и, возможно, слабая морально-психологическая подготовка стали причинами бегства оставшихся в живых военнослужащих вермахта.
Овчаренко забрал у погибших нацистов документы, карты, планшеты и вместе с оружием доставил трофеи в штаб 389-го стрелкового полка. После окончательного выздоровления пулемётчик Овчаренко вернулся в свой полк.
Смысл романа
Смысл романа «Время жить и время умирать» — это желание Ремарка предостеречь будущие поколения от ошибок его современников. Для этого автор использует лаконичный, но очень красочный язык, чтобы показать все ужасы войны.
Также Ремарк говорит, что только чистая и сильная любовь может противостоять всем ужасам войны. Ведь когда у людей пропадает желание жить, а любовь иссякает в сердце, они превращаются в марионеток, которые слепо повинуются приказам.
Фото: daily.afisha.ru
Также в романе раскрыта тема социальной несправедливости, которая у нас описывается поговоркой «Кому война, а кому и мать родна». В то время, как у многих немцев не было крыши над головой и куска хлеба для детей, такие как Альфонс Биндинг, функционер партии, имел доступ ко всем деликатесам, пил дорогие вина. Более того, он даже в 1944 году пополнял свою коллекцию предметов искусства, и мстил обидчикам довоенного времени.
Однако все же центральное место Ремарк отводит войне. Смысл его красочных описаний распухших тел солдат по обе стороны баррикад прост – предостеречь будущие поколения от повторения истории.
Фото: mobillegends.net
Он, недолго пробыв на действующем фронте, видел и слышал многое. Также автор своими глазами наблюдал за разрушением Германии авиацией, пушками, артиллерией и взрывчаткой. Он не пожелал бы никому такой участи, поэтому и писал не для людей, которые, как и он, все это видели воочию. Нет, он творил своеобразные послания для будущих поколений, которые уже будут рождаться в сытые годы возобновившегося процветания.
Ремарк хорошо понимал, что политиков и простых людей не изменить так просто, и в истории человечества еще будет не одна кровавая страница. Своим творчеством и, в частности, романом «Время жить и время умирать» он хотел сказать, что история циклична, и за радостями жизни всегда приходит жизнь.
Только от человека зависит, как он проживет свою жизнь, и как покинет этот мир. Поэтому нужно всегда мыслить трезво, и оценивать ситуацию вокруг.
А еще мы приготовили для вас несколько не менее интересных разборов. Вот же они:
У нас на этом все. Мирного вам неба над головой и до скорых встреч на страницах новых статей!
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 315.
В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.
Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить.
Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.
Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на её хутор.
Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://briefly.ru/
В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили моло
Советский писатель Виталий Александрович Закруткин с первых дней Великой Отечественной рвался на фронт. Но у него на руках была бронь. Много раз ходил он в военкомат и говорил, что не в силах «сидеть дома», когда остальные сражаются. И однажды не выдержал — ворвался к военкому в кабинет и порвал на его глазах бронь. Тот сдался и направил Закруткина военным корреспондентом в действующую армию. Писатель прошел дорогами войны от Ростова до Берлина. Война осталась навсегда в памяти и сердце Виталия Александровича. Неслучайно пришли к читателю его произведения о Второй мировой, в том числе и «Матерь человеческая».
Новая жизнь
Вскоре, окруженные заботой малыши, начинают звать Марию мамой. Те, что постарше, помогают ей собирать урожай. Морозная зима осталась позади. Весной у Марии рождается сынок Васенька. Женщина вышла в сад и увидела, как из леса выходят ее дети в окружении советских разведчиков.
Вокруг оживала природа. Обгоревшие деревья возвращались к жизни. И для Марии это было началом новой жизни. Жизни без страха, жестокости и насилия. Трогателен финальный эпизод произведения В. Закруткина «Матерь человеческая»: советский командир опустился перед молодой женщиной на колени и прижался щекой к ее руке. Мария совершила великий подвиг – подвиг материнства, истоки которого были в милосердии, в вере и в великом материнском сердце.
Вторая мировая война — тяжелейшее испытание, которое выпало на долю нашего народа. Верность отчизне, ненависть к врагу, вера в победу и стойкость помогали выживать в нечеловеческих условиях. Сотни писателей посвятили свои произведения, в которых неразделимо переплелись горечь поражения и радость победы, любовь и ненависть, верность и предательство, военной теме. «Матерь человеческая» звучит как гимн женщине — символу жизни и бессмертия рода человеческого.
Краткий сюжет
Сюжет рассказывает нам о событиях в Третьем Рейхе в 1944 году. Немецкие войска вынуждены отступать под напором союзных войск и Красной Армии. Немногочисленные солдаты, которая возвращаются домой из отпусков, видят разрушенные бомбардировками города, и проклинают союзников.
Фото: mobillegends.net
Главный герой романа – немецкий солдат Эрнст Гребер, который так же, как и другие, возвращается в отпуск в родные места с фронта. Он видит свой родной город полностью разрушенным, встречает старых знакомых, которых бомбардировки союзников и тяготы войны полностью изменили.
Как и во многих других романах Ремарка, тут красиво и достоверно прописана любовная линия. Избранницу Гребера зовут Элизабет Крузе. Несмотря на проигрыш ее страны и полное разрушение инфраструктуры, она полна жажды жизни, пытается строить планы на будущее.
Фото: livelib.ru
Ее отца арестовали, соседка доносит на всех окружающих, однако Крузе не отталкивает ее. Элизабет – это само воплощение любви, которая только и может противостоять всем ужасам войны.
Культ диктатора как религия
«Не мы с тобой эту войну затеяли, не мы за нее в ответе. Мы только выполняем свой долг. А приказ есть приказ», – утешает всплески совести Гребера его товарищ, всё же не отрицая, что всем хочется «немножко тепла, и света, и дружбы». Тема утраты нравственных критериев и свободы выбора человека в пограничной ситуации, несомненно, всплывает в различных формулировках героев: «Мы утеряли все мерила. Десять лет нас изолировали, воспитывали в нас отвратительное, вопиющее, бесчеловечное и нелепое высокомерие. Нас объявили нацией господ, которой все остальные должны служить, как рабы. – Он с горечью рассмеялся. – Нация господ! Подчиняться каждому дураку, каждому шарлатану, каждому приказу – разве это означает быть нацией господ?»; «– Эсэсовцы! – презрительно ответил Фрезенбург. – Только за них мы еще и сражаемся. За СС, за гестапо, за лжецов и спекулянтов, за фанатиков, убийц и сумасшедших – чтобы они еще год продержались у власти. Только за это – и больше ни за что!».
Культ диктатора, по мысли главного героя, легко превращается в религию, что напоминало некие алтари в домах людей: «…На стене против окна висел в широченной раме портрет Гитлера в красках, обрамленный еловыми ветками и венком из дубовых листьев. А на столе под ним, на развернутом нацистском флаге лежало роскошное, переплетенное в черную кожу с тисненой золотом свастикой издание “Мейн кампфˮ. По обе стороны стояли серебряные подсвечники с восковыми свечами и две фотокарточки фюрера: на одной – он с овчаркой в Берхтесгадене, на другой – девочка в белом платье подносит ему цветы. Всё это завершалось почетными кинжалами и партийными значками».
Известно, что в 1940 году Адольф Гитлер издал более 100 тысяч экземпляров собственного Священного Писания. Специалист по религиозной истории Третьего рейха Ганс Йогбас в интервью рассказал: «В 39-м году Гитлер собрал группу теологов, которые должны были переписать Новый Завет и доказать, что Иисус не был евреем. Был даже создан Институт по исследованию и ликвидации еврейского влияния на немецкую Церковь. Этот институт и выпустил в 1940 году книгу ‟Немцы с Богом” – пересказ Нового Завета по версии Гитлера. Предполагалось, что это произведение станет у немцев настольным – наравне с ‟Майн кампф”». Авторы этой книги утверждали, что имя Бога – «Спаситель страждущих», что евреи посредством апостола Павла исказили учение Христа, что Иисус был арийцем, а не евреем. Среди заповедей Гитлера, безусловно, отсутствовали «Не убий» и «Не укради», а первая заповедь звучала так: «Уважай своего фюрера и Бога». Об этой книге долго ничего не было известно по причине того, что верующие уничтожили весь тираж.