Эрих ремарк: искра жизни

Начало творческих начал

После выздоровления Эрих вернулся в отчий дом, где обустроил себе рабочий кабинет, намереваясь начать писательскую карьеру. Первым произведением, вышедшим из-под пера писателя, стал роман «Приют грёз», который увидел свет в 1920 году. Его напечатали в издательстве «Красота», что располагалось в Дрездене. Этот роман был написан Эрихом о творческих людях, вдохновляющихся своими музами. Мне кажется, он написал его в память об ушедшем друге. Эта книга была не о войне, она была создана, чтобы забыть войну.

Критики назвали «Приют грёз» посредственным произведением, дебют оказался для Ремарка неудачным. Но почему книгу назвали посредственной? Возможно, потому, что писатель излагал мысли просто, доступным для многих читателей слогом, и его не восприняли серьезно. Эрих остроумно отмечал всевозможные детали, писал незамысловато, но тогда, во время дебюта, наверное, люди хотели забыться после войны и уйти в литературу более сложную, структурированную, тяжелую, в которую необходимо погрузиться полностью, чтобы что-то понять. При этом времени на воспоминания не останется.

Интересно то, что писатель постарался сделать всё, чтобы самостоятельно скупить тираж своего первого произведения. В дальнейшей жизни он не любил вспоминать о творении своей юности. Год спустя после неудавшегося дебюта в литературе, в 1921 году Ремарк решает устроиться на работу по профессии, чтобы заработать денег, ведь дохода его творчество пока не приносит. Учителем он проработал всего лишь год, не выдержав этой работы.

Будущий знаменитый писатель с четвероногим другом, 1919 год

Затем молодой человек работал в гранитной мастерской, играл на органе в психиатрической лечебнице, обкатывал автомобили, сочинял рекламные проспекты, был театральным критиком. В этот период смены разнообразных работ Эрих не перестаёт писать. Он пишет рецензии, путевые заметки и небольшие рассказы, работает журналистом в различных газетах. Поработав всем, кем только можно, Ремарк приезжает в Берлин, где устраивается на должность редактора журнальных иллюстраций.

До переезда в Берлин Ремарк успел поработать в одном из журналов города Ганновер. В 1926 году, уже в берлинском журнале, были опубликованы два романа Эриха. Это были «Из юношеских времен» и «Женщина с золотыми глазами». Произведения эти дали большой толчок к творчеству, теперь уже Ремарк не покладая пера писал новые шедевры.

Первое издание романа «На Западном фронте без перемен», 1929 год

В 1928 году вышел новый роман «Остановка на горизонте», а спустя год Ремарк наконец-то решился написать свои воспоминания о войне, которые вылились в одну из знаменитейших книг XX века «На Западном фронте без перемен». Этот роман можно прочесть на 36 языках мира, он издавался новым тиражом 40 раз. На родине Ремарка в первый год продаж раскупили миллион экземпляров, это был фурор и большой успех на литературном поприще. В 1930 году по роману «На Западном фронте без перемен» был снят художественный фильм. Ремарк говорил:

Этим высказыванием писатель точно передал мысли и настроение поколения войны, потерянного юношества. В романе Ремарк описывает переживания юноши, рано познавшего все нелицеприятные стороны войны. Несложно догадаться, что отчасти это автобиографическое произведение.

Молодой человек из книги возненавидел насилие, войну, но в мирной жизни он становится потерянным, никак не адаптируясь к спокойной размеренной жизни. Роман «На Западном фронте без перемен» был близок многим тем, кто побывал на войне. Другой же половине читателей было интересно, что чувствовали и испытывали те, кто попал на театр военных действий мировой войны.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен», 1930 год

Встреча на дороге

Автогонщик Клерфэ направляется в затерянный в Альпах санаторий для больных туберкулезом. Он хочет навестить своего друга и коллегу Хольмана. Санаторий оказывается приветливым местом, но сами больные считают «Монтану» последним пристанищем смертников. В санатории царит атмосфера неизбежности, приправленная судорожным весельем.

Лилиан Дюнкерк со своим другом, белоруссом Борисом Волковым, тоже направляется в «Монтану». Их лошадей пугает звук мотора машины Клерфэ — «Джузеппе». Но ему удается удержать животных. Мужчины обмениваются всего несколькими фразами, однако сразу чувствуют антипатию друг к другу.

Тени прошлого

Тем временем Клерфэ уезжает в Рим для заключения контракта на тысячемильные гонки с автогоночной компанией. В Италии он временно возобновляет отношения со своей бывшей любовницей, Лидией Морелли.

Интересный факт! Прототипом Лидии Морелли стала известная актриса Марлен Дитрих.

Но, вернувшись вместе с ней в Париж, он понимает, насколько за это короткое время изменилась Лилиан. Он стала настоящей светской львицей. Страсть к Лидии окончательно угасает, Клерфэ готов полностью изменить свою жизнь ради Лилиан.

Вскоре дамы встречаются в Париже и обмениваются колкостями. Клерфэ надеется вызвать у девушки ревность, но напрасно. У нее нет времени на боль и сожаление. Ночь в одном из парижских отелей герои проводят вместе.

Сюжет

Познакомимся с кратким содержанием «Искры жизни» Ремарка. Роман переносит читателя в Германию, в 1945 г. Уже на протяжении десяти лет в одном из фашистких лагерей находится бывший редактор одной из либеральных газет. Имени его автор не называет. Он — лишь заключенный, номер которого — 509. Этот человек находится в той зоне лагеря, куда фашисты переводят узников, которые уже не могут работать. Однако № 509 сохранил желание воли и жажду к жизни. Сломить этого человека не смогли ни многолетние пытки, ни издевательства, ни голод, ни страх смерти. Пятьсот девятый продолжает жить. И при этом он не теряет веру в освобождение. У него есть товарищи. Эти «ветераны» держатся вместе и помогают друг другу. Противоположность им составляют так называемые мусульмане. В их число входят заключенные, полностью покорившиеся своей судьбе.

Одна из цитат «Искры жизни» Ремарка хорошо передает чувства № 509:

Развитие сюжета происходит в тот период, когда война подходит к концу, и разгром гитлеровской армии уже совсем близко. Заключенные догадываются об этом, слыша звуки бомбардировщиков, которые время от времени совершают налеты на городок Меллерн, где и находится лагерь. Узники хотят этого, но в то же время даже боятся поверить в свое освобождение.

Однажды у администрации лагеря попросили дать несколько заключенных, которых намеревались использовать для медицинских опытов. В числе этих людей оказался и №509. Однако он смело отказался становиться участником экспериментов, лишь чудом избежав смерти. После этого другие заключенные увидели в нем человека, который смог бы организовать сопротивление лагерной администрации. Это движение стало постепенно развиваться и крепнуть. Заключенные добывали для себя еду и оружие. Те, кто активно участвовал в сопротивлении и мог передвигаться по лагерю, прятали людей от расправы.

Заключенные обрели смысл жизни. Им необходимо было выстоять ценой любых усилий, чтобы выйти из концлагеря.

Война приближалась к концу. Город подвергался усиленным бомбардировкам. Администрация лагеря все более теряла свою силу. Гражданское население городка бежало или гибло в результате бомбардировок. Условия в лагере становились все более невыносимыми. Еду фашисты порой не выдавали и вовсе. Политические заключенные стали подвергаться жестоким расправам.

Незадолго до того момента когда лагерь был полностью освобожден, основную часть охраны фашисты распустили. Однако нашлись особо рьяные эсэсовцы, которые решили поджечь бараки, чтобы уничтожить находящихся в них заключенных. Человек с № 509, взяв в руки оружие, пытался противостоять этому. Во время боя ему удалось смертельно ранить Вебера, который был в лагере самым жестоким из нацистов. Во время схватки мужественный заключенный погиб.

Лагерь был освобожден американцами. Оставшиеся в живых заключенные получили свободу. Заканчивается произведение Ремарка «Искра жизни» описанием мирного будущего бывших узников. Всем им писатель подготовил счастливую жизнь. Например, Лебенталь смог договориться об открытии табачной лавки. То есть делать он стал то, что более всего любит. Бергер, который ранее был врачом, вновь начал оперировать, хотя и боялся, что уже позабыл это ремесло. Но он продолжил жить, чтобы реализовывать себя для всех. Один из самых молодых узников – Бухер, познакомился в лагере с девушкой. Они вышли на свободу вместе, строя планы на совместную жизнь. Свою коммунистическую деятельность продолжил Левинский. Не нашлось в новой жизни место только № 509. Он погиб при уничтожении главного зла лагеря – нациста Вебера.

«Искра жизни» — сюжет

1945 год… Германия… Десять лет бывший редактор либеральной газеты находится в одном из фашистских концлагерей. Он заключенный № 509. Ни многолетние издевательства, ни пытки, ни голод, ни страх не сломили его воли и жажды жизни. № 509 смутно догадывается о близком крахе нацистской Германии, каким-то внутренним чутьем ощущает приближение долгожданной свободы. Ему и нескольким его товарищам чудом удалось выжить в этом аду, избежав виселиц и пуль, и сохранить человеческий облик. Нет, не внешний. В этих живых скелетах, обтянутых странным подобием кожи, едва угадывается человеческая внешность. Но человечность внутренняя — сострадание к ближнему, умение чувствовать и понимать чужую боль. Эти люди, находясь на волосок от смерти, готовы помогать друг другу.

Далеко не всем так повезло. Рядом с ними страдают и умирают те, кто сломался от ужасов концлагеря. Они уже не живут, они существуют, стараясь купить себе право на жизнь любой ценой. За кусок хлеба они готовы убить, предать или отдаться.

В произведении показаны судьбы многих людей, оказавшихся в застенках лагеря. 17-летняя еврейская девушка, изнасилованная фашистами. Мальчик, которому всего 11 лет, он вырос в этом лагере, а выжил лишь потому, что научился есть мертвечину. Человек, который выдерживал жесточайшие пытки на протяжении полугода и был убит перед самым освобождением. Роман повествует об общей судьбе узников концлагеря и о судьбах отдельных людей.

Параллельно всем этим ужасам проходит и третья сюжетная линия: о личной жизни коменданта лагеря. Бруно Нойбауэр, оберштурмбанфюрер СС, занят мыслями о своих семейных проблемах. Больше всего его заботят личное благосостояние и способ избежать ответственности за преступления.

Газовые камеры

Физически слабых, а кроме них, маленьких детей и дряхлых стариков, тут же отправляли в крематорий. Путь их заканчивался в одном из пяти крематориев Освенцима: в одном помещении узников раздевали и гнали в газовую камеру. После газовых камер их тела попадали в печь, трубы крематория дымили день и ночь, круглые сутки.

А до того как сами же узники построили крематорий, людей сжигали просто в огромных ямах под открытым небом. Впрочем, жгли таким образом и после, когда пять крематориев Освенцима и Биркенау с их немалой пропускной способностью перестали справляться с нагрузкой.

Демидову как-то тоже загнали в газовую камеру, в которой, как она прекрасно знала, оборвались жизни сотен тысяч людей. Как выяснилось позднее, просто переждать дождь – конвойные не желали мокнуть, но тогда-то она этого не знала, а потому просто стояла и ждала.

Тех несчастных, кого не сожгли в крематории сразу, а посчитали годными для работы на великий рейх, отправляли в карантинный блок или барак. В Освенциме здания, в которых содержались узники, назывались блоками, а в Биркенау – бараками, но для начала людей опять-таки сортировали: евреев отделяли от остальных (среди мужчин это делалось просто без затей).

Там же, в карантинной зоне, всем узникам выдавали винкель – треугольный кусок цветной материи – каждый заключенный имел право передвигаться по лагерю, только с таким нашитым на одежду знаком.

У уголовников винкель был зеленым, священнослужителей – фиолетовым, у политических узников (а под такую категорию автоматически попадали все русские) – красным. Кроме того, именно в Освенциме придумали клеймить людей, выкалывать у них на теле номера.

Клеймили специальной машинкой, которая «пробивала» на коже весь номер сразу, потом в образовавшиеся ранки втирали чернила.

Даже деревянные бараки, в которых содержались узники в лагере Аушвиц-Биркенау (это стандартные немецкие конюшни) в разобранном виде привозили из Германии. Окна в крыше в одно стекло, ворота вместо двери, щели такие, что по воспоминаниям узников, мгновенно выдувало все тепло, которое давали убогие камины, если их, конечно, вообще находилось, чем топить. Нары в три этажа, в каждом бараке по 2 000 человек.

Зато полумертвых от голода и болезней узников Освенцима на работу встречал и провожал оркестр, на клумбах цвели цветы, правда, только за забором. Внутри концлагеря, на территории, зелени не было. Траву вытаптывали, а деревья стояли голыми, потому что листву на них съедали, едва она успевала распуститься.

Таким вот эмпирическим путем установили: для того чтобы гарантировано умертвить одного человека, требуется полмиллиграмма кристаллов газа «Циклон Б». Меньше – погибали не все, больше – получалось лишняя трата ценных химикатов.

Начало творческой деятельности, проблемы с нацистами

Вам будет интересно:Владимир Маканин, «Кавказский пленный» — краткое содержание, анализ и отзывы

В двадцатых годах XX века Эрих окончательно посвятил себя литературной, писательской деятельности. Ремарк, будучи убежденным пацифистом, начал издавать рассказы и романы на антивоенную тематику. Его произведения вызвали раздражение у нарождающейся новой нацистской власти в Германии.

Претензии к писателю со стороны власти привели к тому, что в 1932 году Ремарк уехал из Германии, поселившись в Швейцарии. В родной стране компания против него набирала обороты. Так, в 1933 году его произведения были запрещены, а книги ожидала участь быть сожженными на площадях.

Финал романа

Приближение наступающих американских войск, которые начинают бомбить город, расположенный рядом с концлагерем, заключенные расценивают как предвестие скорой свободы. Они начинают искать лидера, которым становится 509-й. Его мужественное поведение перед нацистами заставило поверить окружающих в его силу и героизм. Под его предводительством заключенные стали готовить восстание. Созданная сплоченная группа начала искать деньги, запасаться едой, добывать оружие. Они стали укрывать в своем лагерном бараке людей, спасая их от расправы. Постепенно их захватывает цель – любой ценой вырваться из лагеря живыми.

Но приближение наступающих американских войск приводит и к тому, что охрана лагеря ужесточает условия содержания заключенных. Их лишают еды, усиленно и изощренно издеваются. Для сокрытия следов своих преступлений, стремясь убить как можно больше людей, эсэсовцы начинают жечь бараки с находящимися там заключенными. Узник под номером 509 принимает для себя судьбоносное решение – с оружием в руках он предпринимает попытку остановить озверевших фашистов. Он погибает, однако и убивает главаря эсэсовцев.

В заключительной части романа Эриха Марии Ремарка «Искра жизни» лагерь освобождают американские войска. Бывшие заключенные выходят на свободу и отправляются каждый в свою сторону. В конце романа автор показывает, как живут бывшие узники концлагеря, как устроились они в мирной жизни.

История написания романа

Все действия книги Ремарка «Искра жизни» происходят в концлагере, находящемся неподалеку от города Меллерна, которого на самом деле не существует. Он был вымышлен автором. Не существовало в действительности и такого лагеря. При его описании в книге «Искра жизни» Эрихом Марией Ремарком был взят за основу Бухенвальд, о котором в те годы имелось достаточно много информации. Меллерн же в этом произведении – Оснабрюк. Именно его, свой родной город, и взял за основу автор при написании произведения.

Работая над романом, Ремарк использовал большое количество официальных отчетов и свидетельств очевидцев. Именно поэтому из-под пера писателя, который сам в концлагере не был, вышло столь реалистичное произведение.

Тема книги Эриха Марии Ремарка «Искра жизни» впервые касалась тех событий, в описании которых автору не представлялось возможности использовать свой личный опыт. Работа над произведением была начата в июле 1946 г. Именно тогда Ремарк и узнал о казни сестры.

Написанию книги автор посвятил пять лет. И еще тогда, когда она не была окончательно готова, он осознал, что затронул тему, которая являлась своеобразным табу в ФРГ. Несколько позже Ремарк указал это в своем неоконченном романе под названием «Тени в раю».

Ознакомившись с рукописью книги «Искра жизни», швейцарское издательство решило расторгнуть договор с писателем. Именно поэтому первый тираж книги вышел в Америке.

Рецензии на «Искру жизни» Ремарка, написанные литературными критиками ФРГ, были крайне негативными. Позитивной оказалась реакция людей, которые являлись жертвами нацизма. Именно поэтому автором было выпущено несколько предисловий. Каждое из них служило пояснением концепции романа и проработки его темы.

Что касается СССР, то здесь роман «Искра жизни» опубликован не был. Причиной тому стала советская цензура. Она не позволила произведению появиться в стране по идеологической причине. Дело в том, что в книге читатель мог четко проследить знак равенства, который автор поставил между коммунизмом и фашизмом. На русском языке книга впервые была издана в 1992 г., после распада СССР.

Бордели Освенцима

Именно туда ходили вот эти бандиты, которые носили зеленый винт. То есть, там рецидивисты, воры всякие, которые были бригадирами, и за их хорошую работу, чем больше он убил своих подчиненных, тем лучше. Вот они получали карточку и ходили к этим женщинам. Но, конечно, женщины шли не добровольно, принудительно было. Причем они периодически их меняли, сжигали в том же крематории.

Тех, кто отказывался принимать участие в подобном, уничтожали сразу с особой жестокостью. Игорь Малицкий до сих пор вспоминает группу девушек, которую ежедневно вели по центральной аллее концлагеря, в сторону 10-го блока, где проводил свои опыты доктор Менгеле и его подручные.

Между 10-м и 11-м блоками фашистами был устроен особый дворик, отгороженный от остального лагеря даже не колючей проволокой, а кирпичной стеной. Расстреливали в маленьком дворике между 10-м блоком, где проводились медицинские опыты, и 11-м блоком, в котором содержались проштрафившиеся смертники, а в подвалах были газовые камеры. На окнах – деревянные щиты, ставни. Узники затыкали уши, чтобы не сойти с ума. Затыкали, чтоб не слышать этого.

История

Роман Ремарка «Искра жизни» увидел свет в январе 1952 года. Первое издание было выпущено в Америке на английском языке. Сюжет романа, впрочем, как и всех произведений Ремарка, основан на реальных событиях. Он был посвящен памяти погибшей от рук нацистов младшей сестры писателя.

Эльфрида Шольц (в девичестве Ремарк) была портнихой. В 1943 году ее арестовали по навету одной из клиенток за антигитлеровские и антивоенные высказывания. 30 октября того же года народный суд признал ее виновной в подрыве обороноспособности Германии и приговорил к смертной казни через гильотинирование. Есть свидетельства, что во время заседания судья сказал ей: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». 16 декабря 1943 года в тюрьме Берлин-Плётцензее Эльфрида была обезглавлена. В 1978 году ее именем назвали улицу в родном Оснабрюке.

К моменту казни сестры Ремарк уже давно эмигрировал из Германии. Еще в 1931 году он был вынужден покинуть страну из-за преследований правящей Национал-социалистической партии. Нацистские власти лишили его немецкого гражданства, которое так и не было восстановлено до конца жизни писателя. Книги Ремарка в Германии запретили в 1933 году, студенты-нацисты их сожгли.

Работу над «Искрой жизни» Ремарк начал еще в марте 1949-го. Но лишь после начала (1951 год) романа с Полетт Годдар смог, наконец, закончить произведение. Полетт была для Ремарка и возлюбленной, и женой, и музой. Только роман с этой удивительной женщиной смог вывести Ремарка из глубокой депрессии, от которой писатель спасался алкоголем. Он писал в своем дневнике, что Полетт хорошо на него влияет, нет гнетущего чувства вины, нет депрессии, и он, наконец, может продолжать работу над романом.

Ни концлáгеря, о котором идет речь в «Искре жизни», ни гóрода Меллерна, около которого он расположен, на самом деле никогда не существовало. В основу романа легли документальные свидетельства об одном из самых страшных фашистских концлагерей — Бухенвальде. А в описании Меллерна угадываются черты родного города писателя — Оснабрюка.

Работа над романом потребовала от Ремарка глубокого изучения материала. Основным источником стали рассказы очевидцев и официальные отчеты лагерного начальства. Ремарк сам никогда не был в концлагере, но те документы, которые ему пришлось изучить, повергли его в глубокую депрессию. Работа над романом затянулась на долгих три года.

Идея № 6. В лагере обычный заключенный чувствовал себя игрушкой судьбы. И все-таки были примеры, когда люди возвышались над обстоятельствами

В лагере обесценивалось практически все, что не служило непосредственно сохранению жизни. Но кроме этого, теряя собственные ценности, человек терял и переставал ценить и самого себя. Тот, кто потерял чувство собственного достоинства, перестаёт воспринимать себя не только как духовное существо, но и вообще теряет ощущение себя как субъекта. Он становится частью массы, частью стада. Но помимо этого он начинает чувствовать себя игрушкой судьбы, от которой ничего не зависит — все определяет случайность. И так часто было в действительности.

Уже когда война была на исходе и все ждали освобождения, Франкл ухаживал за больными тифом в лазарете. Он и его коллега с нетерпением ждали, когда их освободят и вывезут из лагеря. И вот вскоре его пациентов посадили в машины и увезли, но Франкла и его коллегу, к их огромному разочарованию, так и не забрали. Они верили, что их пациентов везут к свободе, но как выяснилось потом, больных привезли в другой лагерь, закрыли в бараках и сожгли.

Обычный средний лагерник жил с ощущением, что он безвольная игрушка судьбы. Потеря идентичности, отмена всех былых заслуг, деградация духовной жизни, раздражительность из-за недосыпания, голода, лишений приводили к тому, что человек начинал бояться принимать собственные решения, брать свою судьбу в свои руки.

Но были и немногие, у кого чувство собственного достоинства имело духовную основу. В лагере они сохраняли целостность своей личности. Их пример доказывал, что состояние человеческой души не зависит от окружающих условий.

В работе Виктора Франкла чётко прослеживается идея духовной свободы человека. По глубокому убеждению Франкла, человек — это не продукт многочисленных условий и воздействий — биологических, психологических или социальных.

Человек, даже несмотря на давление обстоятельств, может преодолевать апатию и обуздывать раздражение. Когда внешняя свобода у него отобрана, человек может сохранить внутреннюю. Виктор Франкл вспоминает, как некоторые заключённые, идя в колонне и проходя по баракам, говорили другим добрые слова, делились с товарищами последними крошками хлеба. Даже в лагере, где у человека отбирали все, никто не мог отнять у него главного — свободы отнестись к обстоятельствам так или иначе.

Виктор Франкл приходит к парадоксальному выводу. Даже жуткие условия лагерной жизни не делают из человека типичного лагерника. Стать им или остаться человеком — это результат лишь внутреннего решения. Эту духовную свободу нельзя отнять у человека до его последнего вздоха, и это то, что помогает ему наполнять жизнь смыслом. Человек может найти смысл даже в страданиях, которых в лагере было предостаточно. Автор отмечает, что ключевой вопрос жизни в лагере заключался в том, имеет ли для человека смысл само страдание и смерть. Ведь если нет, если весь смысл его существования в том, сохранит он жизнь или нет, а это зависит от воли случая, то такая жизнь недостойна человека. Как отмечает автор, человек постоянно противостоит судьбе, и главное в этом противостоянии — возможность превратить свое страдание во внутреннее достижение.

Виктор Франкл рассказывает о заключённой концлагеря, женщине, которая болела и знала, что ей вскоре предстоит умереть, но она оставалась очень сосредоточенной до самого конца и была душевно бодра. Она говорила, что благодарна судьбе за то, что та обошлась с ней так сурово, потому что в прежней своей жизни она была слишком избалована, а духовные её притязания были мелкими.

Будущее, которого нет

На следующей день Лилиан и Клерфэ отправляются на Сицилию. Мужчина принимает участие в гонках «Тарга Флорио», но его машину выносит на обочину, и он вывыхивает руку. Заезд Клерфэ заканчивает с большим трудом. Лилиан приходит в ярость от того, что он так бездумно рискует жизнью.

Оставив Клерфэ в Палермо, она на самолете летит в Рим, а оттуда отправляется в блистательную Венецию. Прямо во время пьесы в театре у девушки начинается кровотечение. Неделю она живет в Венецию, восстанавливая силы, в то время как Клерфе ищет ее по всему Парижу. Он думает,что девушка бросила его.

Вскоре Лилиан возвращается в Париж. Клерфэ находит ее совершенно случайно. Он просит ее выйти за него замуж, обещает кардинально поменять свою жизнь. Девушка соглашается. Но для себя решает, что покинет любимого сразу после тысячемильных гонок. Ведь он строит планы на будущее, которого у нее не будет.

В санатории Монтане

Клерфэ едет с гонок, в которых участвовал. Он собирается навестить своего друга Хольмана, который уже год проходит лечение от туберкулеза в Альпийских горах. В дороге он замечает неполадки в работе своего старого гоночного автомобиля и пытается разобраться с причинами. При этом звук мотора пугает лошадей, запряженных в сани, оказавшихся на дороге в то же время. Клерфэ останавливает испуганных животных, но благодарности не дожидается ни от мужчины, который правит санями, ни от женщины, сидящей в санях. Однако Клерфэ за короткое время успевает заметить, что женщина молода и красива.

Добравшись до санатория, Клерфэ встречается с другом. Хольман, который провел в Альпах уже год, тоскует по гонкам и гоночным автомобилям. Беседуя с Хольманом, Клерфэ замечает, как к санаторию подъезжают те самые сани, и вновь встречается с женщиной и узнает, что ее зовут Лилиан Дюнкерк, а мужчина – ее близкий друг Борис Волков. Оба они тоже больны и проходят курс лечения в санатории.

В тот день умерла подруга Лилиан, и девушка не могла оставаться одна. После ужина она встретилась с Хольманом и Клерфэ в попытке найти какое-то общество и избежать одиночества, которое в этот вечер особенно давило на нее. Клерфэ и Лилиан провели этот вечер вместе в баре местного отеля.

На следующий день Клерфэ отпраил в подарок Лилиан белые орхидеи – самые красивые цветы, купленные им в местной лавке. Однако увидев их, Лилиан ужаснулась: это были те самые орхидеи, которые она, выписав из другого города, положила на гроб своей подруги. Не зная, как эти цветы вновь попали к ней, Лилиан сочла это дурным знаком и очень испугалась. Недоразумение выяснилось быстро: цветы забирали работники крематория и перепродавали их в местную цветочную лавку. Однако само происшествие глубоко ранило тонкую чувствительную девушку.

Лилиан и гонщик встречались каждый вечер. Однако такой режим не приветствовался в санатории, так как пагубно влиял на слабое здоровье больных туберкулезом. Об этом Лилиан как-то сообщил директор лечебницы. В ответ Лилиан отказалась продолжать лечение и решила уехать из Альп и вернуться в родной Париж.

От сумасбродной идеи девушку пытался отговорить Волков, искренне в нее влюбленный и переживающий за ее будущее. Попытка оказалась безрезультатной. С просьбой отвезти ее в Париж Лилиан обратилась к Клерфэ.

Послевоенные годы: главная проверка метода Франкла

Личный опыт в изменившимся после войны мире стал главным тестом для логотерапии Франкла. Вопрос о смысле жизни вставал почти для каждого в потрясенной и разрушенной Европе. Многим казалось, что они этого смысла лишились: потеряли родных, разочаровались в человечестве и не могли сбежать от воспоминаний об ужасах войны и концлагерях. Именно в таких обстоятельствах Виктору пригодилась одна из егоглавныхустановок: «Человек может лишиться всего в один момент. Последнее, что у него остается – свобода выбирать, как вести себя даже в самых ужасных обстоятельствах». 

Вместо депрессии и апатии он заново обосновался в Вене и взял на себя ответственность за собственную экзистенцию: завершил работу над утерянной рукописью, возглавил неврологическое отделение Венского городского госпиталя (там он работал на протяжении 25 лет), женился во второй раз и воспитал дочь Габриэле, которая тоже стала психологом. В 1950-х книги «Доктор и душа» и «Сказать жизни “Да!”: Психолог в концлагере» были изданы на английском и стали международными бестселлерами. Франкла пригласили в лекционный курс по США, он выступил в Гарварде, Принстоне, Северо-Западном и Чикагском университетах, пообщался с Ясперсом и Хайдеггером. Логотерапевтические общества возникали повсюду – от родной Австрии до Бразилии и Канады, а выступления Виктора встречали овациями даже в коммунистических Москве и Праге. 

С упорством Энди Дюфрейна Виктор всю жизнь отстаивал идею, что каждый человек несет ответственность за то, как распоряжается своей жизнью: сдается или наполняет ее смыслом даже в безнадежных обстоятельствах. За это некоторые укоряли его в виктимблейминге – дескать, нельзя учить сознательности и позитивному мышлению жертв таких беспрецедентных трагедий, как Вторая мировая и холокост. Однако на самом деле Франкл избегал этических оценок – для него логотерапия была именно практическим способом преодолеть себя и обстоятельства, сохранить смысл даже там, где эта жизнь ничего не стоит. Одним из самых показательных моментов в творчестве психиатра стало воспоминание о том, как в барак с уставшими от многочасового труда заключенными ворвался один из их товарищей. Он позвал остальных смотреть потрясающий по красоте закат:

«Как прекрасен может быть мир!» – воскликнул кто-то из пленников. Пожалуй, в этой фразе выражается вся гуманистическая философия Франкла. Логотерапия не обещает человеку светлое будущее, полное прекрасных закатов, но напоминает, что в каждый конкретный момент нужно находить ради чего жить. Не стоит попусту надеяться, что в дальнейшем все невзгоды останутся позади – нужно еще и делать все, чтобы так и произошло. Даже если закат окажется для тебя последним, и ты наблюдаешь за ним из лагерного кошмара, им все равно можно насладиться. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, даже если она наполнена тяготами и страданиями – хотя бы ради воспоминания об одном прекрасном закате и надежды на другой. 

Виктор Франкл скончался 2 сентября 1997 года в ходе рискованной хирургической операции – в последние годы жизни психиатр страдал от сердечной недостаточности. Ему было 92, и даже самые темные моменты своей долгой жизни он неизменно наполнял любовью, красотой и смыслом.  

Более подробно о жизни и идеях Франкла рассказывается в книге его друга и ученика Альфрида Лэнгле «Виктор Франкл. Портрет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: