«исповедь» аврелия августина

О переводчике замолвите слово…

Удивительна история и перевода «Исповеди», который сейчас чаще всего издается. Переводчик — Мария Ефимовна Сергеенко, работавшая в 20‑х годах XX века на кафедре всеобщей литературы филологического факультета Саратовского университета, готовила этот перевод в блокадном Ленинграде, продолжая преподавать латынь. Впервые он был опубликован в «Богословских трудах» в 1978 году.

О переводчике я вспомнила не только из-­за этой удивительной работы над сложным текстом в блокадном Ленинграде. С не самым удачным переводом Библии столкнулся в свое время сам блаженный Августин. Исследователи его жизни и творчества сходятся в предположении, что его увлечение манихейством скорее всего было обусловлено именно грубым переводом, в котором было доступно Священное Писание на латыни в то время.

Нам с переводом «Исповеди» действительно повезло — он хороший, и оттолкнуть от сочинения Августина нас может только собственная лень, но не язык…

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

ПОМОЧЬ

И не только автобиография

Однако было бы неверным говорить о том, что это лишь автобиографическое произведение. Это рассказ не только о событиях в жизни блаженного Августина, его поисках, но это еще и рассуждения о философских категориях

Важное место занимает в «Исповеди» категория времени. Что такое будущее и прошлое, есть ли они? Или они существуют только в нашем сознании — прошлое в памяти, будущее в ожидании?

Время, как ни парадоксально это утверждение, — вневременная категория. Она интересовала блаженного Августина, она интересует и нас. И, наверное, самый правильный момент, чтобы задуматься о феномене времени,— Великий пост. События, которые вспоминает Церковь в это время — когда происходят? Они произошли 2000 с лишним лет назад или каждую Великую Среду Иуда предает Христа? Они повторяются или каким­то образом существуют в вечности, не заканчиваясь никогда?

Блаженный Августин размышляет: «Дозволь мне, Господи, Упование мое, спрашивать и дальше, да не смутят меня поиски мои. Если будущее и прошлое существуют, то где? Твердо могу сказать одно: где бы они ни были, там они — настоящее, ибо если и там будущее — только будущее, то и там его еще нет, прошлого же, если и там оно прошлое,— там уже нет. Так что где бы и как бы они ни были, там, где они есть, там они — настоящее».

Это с непривычки к таким рассуждениям кажется надуманным, слишком сложным и оторванным от реальности, однако ощущения Страстной именно такие — все это происходит здесь и сейчас, а не там и 2000 лет назад. Может быть, мы видим то самое прошлое, становящееся настоящим в это время?

Становление автобиографического жанра в России

Первыми образцами автобиографических произведений считаются сочинения «Хождение за три моря» А. Никитина и «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим» (около 1673 г.).

«Хождение за три моря» А. Никитина, книга

В литературный процесс автобиографический жанр включается на рубеже XVIII–XIX столетий, когда происходят революционные изменения в культуре. Во-первых, реформы Петра I и екатерининское просвещение в XVIII в. доносят новое веяние с Запада. Появляется стремление личности познать себя. Во-вторых, в литературе вырабатывается метод психологизма. В-третьих, в Европе появляются шедевры автобиографических текстов, широко известных в России («Исповедь» Ж.-Ж. Руссо, «Поэзия и правда» И. В. Гете и др.).

«Детство. Отрочество. Юность» Л. Н. Толстого, обложка

В XVIII в. автобиографии в России создавались в основном дворянами. Среди многочисленных произведений этого жанра особое место занимает автобиография А. Т. Болотова «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков». Это произведение обладает исключительной ценностью, т. к. автор описал многие детали дворянского быта, которые без него остались бы неизвестными будущему поколению.

Автобиографический жанр в русской литературе XIX в. был представлен такими выдающимися произведениями, как «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «Былое и думы» А. И. Герцена, «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова и т.д.

Жанр достигает расцвета в XX веке. Достаточно вспомнить такие замечательные образцы, как «История моего современника» В. Г. Короленко, «Охранная грамота» Б. Л. Пастернака, автобиографическая трилогия М. Горького (повести «Детство», «В людях», «Мои университеты»), «Перед восходом солнца» М. М. Зощенко, «Весёлый солдат» В. П. Астафьева и др. Параллельно с созданием автобиографических произведений происходит их активное исследование и изучение.

Устойчивый интерес к автобиографической прозе в этот период связан с писателями-эмигрантами. В их творчестве сохранялось канувшее в небытие прошлое. Писатели, оставшиеся в молодом советском государстве, тоже становятся частью истории новой страны.

Знакомство с Сережей

На станции «Роса» сидел мальчик с чемоданом — его звали Сережа Каховский. Он угостил котлетой бездомную собаку и решил забрать ее с собой. Для этого он разрезал ремень и соорудил из него ошейник с поводком. Собаку Сережа назвал Нок. Неожиданно на станции появился физрук пионерского лагеря Станислав Андреевич. Он попросил мальчика вернуться, но тот отказался.

Тогда физрук решил увести Сережу насильно, но тот сопротивлялся. За происходящим наблюдал мужчина, который оказался журналистом Алексеем Борисовичем. Он поговорил с Сережей и узнал о конфликте мальчика с директором лагеря.

Незадолго до этого Каховский поделился с ребятами своей тайной: однажды ему приснились всадники, отважные красные кавалеристы, которые всегда придут на помощь в трудную минуту, стоит только позвать. В лагере было трое ребят, которые считались негласными правителями. Как-то раз Каховский им не подчинился и они устроили ему травлю.

Сережа написал письмо папе и попросил забрать его. Это послание прочитал директор перед всеми. Мальчик не побоялся высказать ему, что это подлый поступок. Сережа поведал журналисту, что его мама умерла шесть лет назад. После этого он жил с отцом, мачехой и сестрой. Алексей Борисович согласился проводить мальчика.

Когда пришел поезд, проводница отказалась пустить мальчика, так как у собаки не было намордника. Поездов больше не предвиделось, тогда журналист с Сережей пошли к катерам. Мальчик обнаружил, что забыл на станции куртку, в которой лежало его письмо и мамина фотография. По пути он столкнулся со своими обидчиками.

Перед дракой Сережа пожалел, что всадников не существует. Неожиданно они действительно появились. Это были студенты, которых послал журналист. Так мальчик поверил в настоящее чудо. Всадники на станции Роса позволили ему убедиться в том, что в трудную минуту придет помощь.

Сейчас читают

  • Краткое содержание Носов Весёлая семейка

    Эта книга описывает практические исследования Коли и Миши. Мальчишки делали практические опыты на паровом оборудовании. Эксперимент закончился неудачно.

  • Балет

    Он красив, печален и весел. Эмоции, которые проносятся по залу.

  • Краткое содержание сказки Водяной Алексея Толстого

    Продавал один мужик на базаре черного козла. Подошел к нему старик, на вид вполне вроде бы почтенный, одетый в новый кафтан, только полы этого нового кафтана почему-то были мокрые. Стал старик прицениваться к козлу.

  • Краткое содержание Ломоносов Оды

    Как и всякая ода, произведение написано в торжественной манере. Начинает она с описания русской земли, восхваляя ее за красоту и богатство. Далее автор непосредственно описывает день коронации

  • Краткое содержание Тургенев Бурмистр

    Автор рассказывает об одном из своих соседей, помещике, который ведет свое хозяйство очень аккуратно и дельно. У этого помещика, Аркадия Павловича Пеночкина, очень хорошие земли, где водится много зверья

«Исповедь» Августина — автобиография Августина Блаженного, состоящая из 13 книг. Сочинения датируются 397 или 398 годом нашей эры. В них автор подробно рассказывает о своей жизни и пути к христианству.

Философ первым среди европейских авторов написал такую подробную автобиографию. Она послужила примером для остальных представителей духовенства. Книги описывают 33 года из прожитых 40.

Сейчас читают

На территории леса одной из далеких стран мира – Финляндии – особое внимание привлекали две древние сосны. Иногда из их кроны слышалась песня дрозда

А соседние растения не переставали удивляться их могуществу и росту.

Этот рассказ рассказывает о смысле жизни, стремление человека, которые зачастую бывают сложными и кажется, что выхода нет, но он есть всегда.

Блаженный Августин Аврелий

3. Итак, вмещают ли Тебя небо и земля, если Ты наполняешь их? Или Ты наполняешь их и еще что-то в Тебе остается, ибо они не вмещают Тебя? И куда изливается этот остаток Твой, когда небо и земля наполнены? Или Тебе не нужно вместилища. Тебе, Который вмещаешь все, ибо то, что Ты наполняешь Ты наполняешь, вмещая? Не сосуды, полные Тобой, сообщают Тебе устойчивость: пусть они разбиваются. Ты не выльешься. А когда Ты изливаешься в нас, то не Ты падаешь, но мы воздвигнуты Тобой; не Ты расточаешься, но мы собраны Тобой. И все, что Ты наполняешь, целиком Собой Ты все наполняешь. Но ведь все не в состоянии вместить Тебя, оно вмещает только часть Тебя, — и все сразу вмещают ту же самую часть? Или отдельные создания — отдельные части: большие большую, меньшие меньшую? Итак одна часть в Тебе больше, а другая меньше? Или же повсюду Ты целый и ничто не может вместить Тебя целого?

8. Затем я начал и смеяться, сначала во сне, потом и бодрствуя. Так рассказывали мне обо мне, и я верю этому, потому что то же я видел и у других младенцев: сам себя в это время я не помню. И вот постепенно я стал понимать, где я; хотел объяснить свои желания тем, кто бы их выполнил, и не мог, потому что желания мои были во мне, а окружающие вне меня, и никаким внешним чувством не могли они войти в мою душу. Я барахтался и кричал, выражая немногочисленными знаками, какими мог и насколько мог, нечто подобное моим желаниям, — но знаки эти не выражали моих желаний. И когда меня не слушались, не поняв ли меня, или чтобы не повредить мне, то я сердился, что старшие не подчиняются мне, и свободные не служат как рабы, и мстил за себя плачем. Что младенцы таковы, я узнал по тем, которых смог узнать, и что я был таким же, об этом мне больше поведали они сами, бессознательные, чем сознательные воспитатели мои.

  • Песочное печенье технологическая карта доу

      

  • Поделка робот своими руками в школу

      

  • Человек невидимка из 7б краткое содержание

      

  • Дневник по практике в музыкальной школе заполненный

      

  • Фильм по рассказам носова для начальной школы

«Исповедь»

Главным трудом Августина Аврелия считается «Исповедь». Он содержит рассказ о сложном жизненном пути и формировании философско-религиозных взглядов автора.

История написания

В 398 г. святитель Павлин Ноланский попросил известного проповедник и Богослова написать автобиографию. В «Исповеди» отражены не только факты личной биографии Августина, но и его религиозные и философские искания.

Суть и идея

«Исповедь» — попытка осмыслить становление личности через процесс познания Господа. Через рассказ о собственных религиозных и философских исканиях автор описывает религиозную концепцию, ставшую на многие века ведущей в христианской церкви.

Блаженный Августин. «Исповедь»

В книге нашли отражение следующие вопросы, которыми задавался богослов:

  1. Как, когда и в каких условиях Бог создавал мир.
  2. Бог существует в вечности, которая является абсолютным настоящим.
  3. Что такое ереси и как к ним относиться.

Основной идеей произведения является дуализм человеческой натуры. Она, обладая разумом и волей, постоянно находится во власти Господа.

Определение жанра

«Исповедь» считается первым значимым произведением автобиографического жанра. Но фактически в тексте трактата просматривается сочетание трёх жанров, к которым относятся:

  1. Исповедь, которая идёт от христианина, долгое время искавшего свой путь к Господу.
  2. Обвинительная речь, направленная внутрь личности автора.
  3. Богословский трактат, построенный на основе анализа текстов Священного Писания.

Все жанровые конструкции сплетаются в единое произведение, которое считается образцом литературы в жанре автобиографию.

Стилистические особенности

Текст «Исповеди» построен на основе классической исповеди. Но при этом для сопутствующих жанровых конструкций свойственны свои особенности. Августин использует следующие стилистические приёмы:

  • самообличение;
  • самобичевание;
  • включение цитат из Библии;
  • толкование древних текстов;
  • обращение к известным историческим фактам в виде намека или опосредованного сравнения.

Язык автора пронизан искренними эмоциями новообращенного человека. При этом в некоторых частях трактата перед читателями появляется учёный-риторик, который воспитывался на образцах античной литературы и судебной риторики.

Композиция

Трактат состоит из 13 книг, которые можно разделить на 2 части:

  • временная часть с 1 по 9 книги;
  • тематическая часть с 10 по 13 книги.

В книге «Исповедь» святой Августин рассказывает о своем обращении в христианство

  1. Чувство истинной любви появляется в процессе познания Господа.
  2. Осознание собственных грехов в свете библейского учения.
  3. Высшее наслаждение и цель человеческой жизни — возможность духовного соединения с Богом.
  4. Становление нового человека, воспринимающего мир через христианское учение, происходит на фоне отрицания существования магии и астрономии.
  5. Отказ от манихейства и знакомство с Амвросием Мелиодорским.
  6. Познание Господа путём философских изысканий.
  7. Размышление о воле, абсолютным источником которой является Господь, наделивший ею человека.
  8. Свободная воля, как взаимодействие Бога и человеческой души.
  9. Осмысление добродетелей, которые служат как добру, так и злу.

Последние четыре книги являются философским трактатом, в которых рассматриваются основные богословские категории.

  1. Освящение сути человеческой памяти, которая формируется на основе чувственных образов. Память способствует формированию самосознания, объединяя прошлое, настоящее и будущее.
  2. Рассуждение о формах времени, приходящее к выводу, что существует три формы настоящего времени.
  3. Толкование книги «Бытие». Автор приходит к выводу, что в священной книге содержится истина, которая недоступна большинству людей.
  4. Размышление о сотворении мироздания и духовной жизни.

Интересно: цитаты, которые используются Августином, часто не совпадают с современным библейским текстом. Это объясняется тем, что он опирался на древний латинский перевод Библии — Итала.

Об авторе

В сложное время на стыке античной эпохи и Средневековья жил святой Августин. Это обстоятельство оказало влияние на формирование его личности и взглядов на окружающий мир.

Святой Аврелий Августин

Биография

В 354 г. в североафриканском городе Тагасте в знатной семье родился сын. Мальчика родители назвали Августин Аврелий. Его отец — Патриций — был мелким землевладельцем. К укрепляющему свои позиции христианству он относился безразлично, приняв его только на смертном одре под влиянием супруги.

Мать, которую звали Моника, всю жизнь исповедовала христианство. Она старалась жить по заветам Господа и мечтала разделить свои мысли с сыном. При этом мудрая женщина не склоняла сына к Крещению. Получив хорошее домашнее образование, Августин отправляется для продолжения учёбы в Мадавру, а затем в древний Карфаген.

В возрасте 20 лет, прочитав труды Цицерон, молодой человек начал изучать философию. Одновременно с этим от начал преподавать риторики в учебных заведениях Северной Африки. В это время будущий богослов увлекся учение манихеев, которому посвятил 10 лет своей жизни. Разочаровавшись в манихеях, Аврелий отправляется в метрополию, чтобы найти учительскую должность.

В Медиолоане (Милане) он получил должность ритора. Под влиянием святителя Амвросия Медиоланского Августин принимает идеи раннего христианства. В 386 году он принимает Крещение и возвращается в Тагасту, где образует небольшую монашескую общину, живущую по строгим законам аскезы.

В 396 году Августин Аврелий принимает должность епископа города Гиппон. Этот пост он занимал в течение 35 лет до смерти. На епископской кафедре он много времени уделял учительству, проповедям и борьбе с ересями и лжеучениями.

На основе полемики с манихеями, донатистами и пелагианами богослов написал труд «О ересях». Епископ Августин Аврелий Гиппонский умер в глубокой старости в 430 г. во время осады города вандалами.

Философские взгляды

Мировоззрение Августина сформировались под влиянием философских учений Античности и раннехристианских идей. Основные положения его философских взглядов формулируются следующим образом:

  1. Бог — сверхъестественное существо, которое не зависит от людей и сотворенного им мира. Господь постоянно опекает созданный им мир и каждое существо. Он не меняется в течение времени, так как стоит над ним.
  2. Материальный мир и время были созданы одновременно. При этом время существует только в реальности в душе каждого человека.
  3. Душа — бессмертная сущность, которой свойственна воля, разум и память. Воля, которой человека наделил Создатель, позволяет стремиться к знаниям и Вере. Глубокие знания может получить только верующий человек, так как носителем абсолютной истины является Бог, посылающий своим детям озарение.
  4. Свобода человека ограничена Божественной благодатью. Бог контролирует и направляет жизнь человечества, так как оно не смогло воспользоваться даром свободы.
  5. Зло — это не самостоятельное явление. Оно появилось из-за уменьшения количества добра в мире.

Творчество

Августин Аврелий не только богослов и философ, но и талантливый писатель. В его литературное наследие входят несколько десятков трудов. Творческий путь автора можно разделить на три этапа, в которых чётко прослеживается последовательное формирование его мировоззрения.

Икона блаженного Аврелия Августина

Труды, написанные в 386-395 гг., создавались под влиянием античных идей. В них религиозные понятия рассматриваются сквозь призму античного мышления. В этот период были написаны следующие работы:

  1. «О жизни блаженной» рассказывает о крае блаженной жизни, в который попадут познавшие Господа люди. Сделать это можно, достигнув уровня умиротворенной мудрости.
  2. «О музыке» — трактат, раскрывающий вопросы античного стихосложения. Также автор даёт подробное определение понятию музыки.

Труды 395-410 гг. иллюстрирует путь религиозных исканий Августина. Он рассматривает религиозно- церковные вопросы.

  1. «О различных вопросах Симплициану» содержит теорию воздействия на человека божественной благодати.
  2. «Исповедь» — автобиографический труд, содержащий сведения о жизни Августина и основные постулат его философских взглядов.

Труды последнего творческого этапа (410-430 гг.) посвящены вопросам мироздания и конца света. В труде «О Граде Божьем» сформирована идея теократии, рассмотрен процесс мировой истории.

Интересно: первые переводы произведений Августина Аврелия появились в России в конце XVIII в. Самый популярный современный вариант трактата «Исповедь» создан в годы Великой Отечественной войны профессором М.Е.Сергеенко. Она переводила текст автора полностью, включая его перевод библейских цитат.

Популярные сегодня пересказы

  • Кража — краткое содержание повести Астафьева Виктор Астафьев писал повесть «Кража» на протяжении четырех лет. Он начинает работу над ней в 1961 году, он старается внести в нее особый смысл, поэтому, когда читаешь ее, понимаешь
  • Помпадуры и помпадурши — краткое содержание книги Салтыков-Щедрин В городе стали очень часто меняться начальники, ранее от них не требовалось наличие каких-либо специальных знаний и умений, благодаря чему на этот пост мог попасть любой. А сейчас же главным требованием к начальникам было понимание их дела
  • Алхимик — краткое содержание романа Пауло Коэльо Роман бразильского писателя Пауло Коэльо «Алхимик» начинается со вступительного слова самого автора, который предупреждает читателя о символизме данного произведения. Более 11 лет писатель посвятил этой науке
  • Скупой — краткое содержание пьесы Мольера Произведение под названием «Скупой» написано известнейшим писателем и театральным деятелем Мольером. Эта пьеса по праву признается критиками одним из лучших творений автора. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.

Судьба

Благодаря сохранившимся источникам известно, что Августин пришел в этот мир в 13-й ноябрьский день 354-го в Тагасте — населенном пункте, располагавшемся тогда на территории Северной Африки, а сейчас — Алжира. Отец Патриций, занимавший чиновничью должность в местном муниципалитете, всю сознательную жизнь тяготел к язычеству (и только перед смертью принял крещение), а мать Моника, родившая будущего знаменитого философа в 22 года, — к христианству.

Блаженный Аврелий Августин и его мать Моника. Художник Ари Шеффер / Лондонская национальная галерея

Кроме «маленького императора» (так в переводе звучит имя Аврелия), в семье было еще двое детей — о сестре Августина сведения не сохранились, а брат Навигий впоследствии примкнул к его учению. У каждого родителя имелись свои обязанности по воспитанию наследников: Моника отвечала за их духовное становление, а Патриций делал ставку на хорошее образование, ведь это позволило бы содержать отца с матерью в старости.

Что касается школы, то Августин на дух не переносил жесткую дисциплину и бесконечное заучивание тех или иных правил, поэтому и не любил навязываемого греческого языка, отдавая предпочтение латыни. Подростка, прошедшего обучение в Мадавре, где тот ознакомился с «Энеидой» Вергилия, не без содействия друга семьи отправили в Карфаген познавать тайны риторики.

Здесь молодой человек впервые влюбился — несмотря на 13-летние отношения, он так и не взял в жены избранницу, так как они, следуя современной шутке, «не сошлись сословиями». Впрочем, в те времена это не осуждалось, а считалось естественным. Вскоре у пары родился единственный сын, названный Адеодатом («Богом данный»).

То была не единственная женщина в судьбе философа. По некоторым данным, Моника присмотрела ему невесту в Медиолане, но Августин так и не женился — вступить в брак сразу помешал слишком юный возраст девушки. Требовалось ждать положенные 2 года, но за это время мужчина увлекся другой избранницей, но в итоге оставил обеих, впоследствии и вовсе поставив в авторитет правила аскетизма.

Икона блаженного Аврелия Августина / Legacy Icons

Аврелий Августин крестился на Пасху 387-го вместе с другом и сыном, затем раздал нажитое нуждающимся и вернулся в Африку. Поселившись в родном городе, организовал монашескую общину, оказался произведен в пресвитеры, а затем и в епископы — если верить источникам, это случилось около 395 года.

Земное житие философа и богослова окончилось на исходе лета 430-го, 28 августа, в Гиппоне. Причина смерти — быстротечная болезнь во время осады города вандалами.

Исповедь (Августин)

У этого термина существуют и другие значения, см. Исповедь (значения).

«И́споведь» (лат. Confessiones) — общее название 13 автобиографических сочинений Августина Блаженного, написанных около 397-398 года н. э. и рассказывающих о его жизни и обращении в христианство.

«Исповедь», которая считается первой развернутой автобиографией в европейской литературе, в течение тысячелетия служила литературным образцом для христианских писателей. Она охватывает только часть жизненного пути Августина (33 года из около 40 прожитых им к моменту написания), но содержит ценнейшие сведения о его духовном пути и развитии философских и религиозных взглядов.

Заглавие подчёркивает христианскую основу произведения. Обращаясь к Господу (Domine), Августин исповедует грехи (peccati) своей прежней жизни. Он описывает свой переход из бессловесного младенчества (infantia) в детство (pueritia). Августин признается в своем непослушании родителям и учителям (I:X). Однажды у него сильно заболел живот и благочестивая мать его едва не крестила, но он выздоровел (I:XI). После детства наступила юность (adulescentia). Августин признается в своей нелюбви к греческому языку и греческой литературе, которые он изучал в школе (I:XII-XIV). Далее он рассказывает о краже груши в 16-летнем возрасте (II:IV). Затем Августин перебирается из родного Тагаста в Карфаген для изучения риторики и пленяется там театральными зрелищами (spectacula theatrica — III:II). Потом он становится учителем риторики и переживает многолетнее увлечение манихейством (V:III). Августин признается в сожительстве с одной женщиной, которой он, впрочем, хранил верность (IV:II). От нее у Августина рождается сын Адеодат (IX:VI).

Из Карфагена он перебирается в Рим (V:VIII) и там начинает преподавать риторику (V:XII). Далее Августин описывает свое обращение в христианство под влиянием Амвросия Медиоланского (V:XIII), который владел техникой аллегорического толкования Библии: «Буква убивает, дух животворит» (littera occidit, spiritus autem vivificat). Затем Августин читает платонические книги в латинском переводе Викторина (VIII:II). От христиан Августин узнает об Антонии Великом и еще более проникается интересом к церкви (VIII:VI). И вот он записывается на Крещение (IX:VI). Августин сообщает о смерти своей матери Моники, которая прожила 56 лет. Ему же тогда было 33 года (IX:XI).

Помимо собственно автобиографического, «Исповедь» имеет и важное богословское и философское значение. Августин перечисляет имена Бога (I:IV): Всемогущий (omnipotentissime), Милосердный (misericordissime), Справедливый (iustissime), Прекрасный (pulcherrime), Сильный (fortissime), а также Создатель (creator — XIII:XXII)

Размышляя о добре и зле (malum), он склоняется к платонизму, замечая, что зло это умаление добра (III:VII). 11 книга (Liber XI) почти целиком посвящена времени (tempus), которое противостоит вечности (aeternitas) и разделяется на прошлое (praeteritum), настоящее (praesens) и будущее (futura).

В 12 и 13 книгах Августин интерпретирует Книгу Бытия и утверждает, что Бог создал мир (mundum) из «бесформенной матери» (materia informi), которая была сотворена из ничего (nulla). Бесформенной материей Писание называет землю (terram), а небом (caelum) — духовный мир (aliqua intellectualis). Первый день творения (сотворение света) Августин трактует как создание духовных существ (creatura spiritali — XIII:III). Привычное небо (твердь: firmamentum), хотя и без звезд, было сотворено лишь на второй день (XII:VIII). Троичность Бога Августин интерпретирует посредством единства бытия (essentia), знания (scientia) и воли (voluntas) (XIII:XVI).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: