Краткое содержание Ремарк Чёрный обелиск
Людвиг еще достаточно молод, но уже прошёл все ужасы войны. Не найдя в себе призвания учителя в сельской местности, он отправляется в Верденбрюк, чтобы работать у своего друга и однополчанина Генриха Кроля агентом по продаже надгробий. Людвиг также состоит в союзе писателей. В Германии в это время происходят беспорядки, смена власти, царят инфляция и безработица. Очень высокая смертность и заболеваемость ожесточают людей.
Это время зарождения нацизма в стране. Чтобы хоть как-то прокормить себя и держаться на плаву Людвигу помимо работы в фирме приходится подрабатывать репетитором и играть по воскресеньям на органе в церкви при доме для умалишенных. Там он знакомится с девушкой из богатой семьи, у которой психическое заболевание, проявляющееся в раздвоении личности. Людвиг влюбляется в нее. Но ирония заключается в том, что она принимает его за другого человека. Она излечивается и не может вспомнить Людвига и всё, что связано с ним.
Людвиг решает оставить профессию, связанную со смертью и уезжает в Берлин работать в редакции. Перед отъездом он спасает фирму от банкротства, продав черный обелиск.
После войны Людвиг проездом посетит город, но он уже будет в руинах.
Роман показывает жизнь в тяжёлое время.
Читать краткое содержание Чёрный обелиск. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Сельские жители – краткое содержание рассказа Шукшина (сюжет произведения)
Ответ оставил Гость
Сельской жительнице с Алтая, бабке Маланье, приходит письмо, в котором сын Павел приглашает её погостить в Москву, обещая выслать денег на дорогу. Живущий у Маланьи внук от дочери, шестиклассник Шурка, загорается надеждой посмотреть на далёкую столицу, где он никогда не был. Не была там и Маланья, никогда не видела она детей Павла… Посидев над письмом, бабка выходит из дому и советуется на улице с соседями: отправляться ли ей в путь через всю страну или нет.Односельчане советуют ехать. Вечером Маланья диктует Шурке телеграмму сыну с извещением, что они вдвоём прибудут в Москву после Нового года. Сельская жительница, Маланья не умеет писать телеграммы; свою она составляет как большое, прочувствованное письмо.Павел советует матери лететь в столицу на самолёте. Никогда не летавшая Маланья вечером приглашает к себе бывалого школьного завхоза Егора Лизунова – порасспросить его об авиарейсах. Чтобы Лизунов был поразговорчивее, бабка выставляет на стол четверть с пивом-медовухой. Егор рассказывает Маланье и Шурке, как добраться до Новосибирска, как взять в аэропорту билет до Москвы. Выпивая под разговор один стакан медовухи за другим, Лизунов делится своим опытом полётов. Чем больше он хмелеет, тем больше начинает присочинять. Егор говорит, что летать – дело нервное, поэтому всем пассажирам сразу дают успокаивающую конфетку. Их заставляют пристегнуться ремнями, потому что с высоты можно «навернуться». Моторы самолётов, по его словам, часто горят. Лизунов уверяет, что сам во время одного полёта увидел горящий мотор, сообщил об этом лётчику, но тот лишь отматерил его – и продолжал лететь. Под конец Егор сетует, что авиапассажирам не выдают парашютов, ведь в случае катастрофы от человека и костей не соберут – от него останется только триста грамм вместе с одеждой.Бабка Маланья крестится. Шурка поначалу слушает, раскрыв рот, но потом заподозревает неправду. Лизунов всё чаще тянется к бутыли с пивом, и Маланье приходится спрятать её от него. Порекомендовав бабке с внуком садиться не у кабины самолёта, а в хвост, где больше шансов уцелеть при падении, пьяный Егор выходит из избы и запевает «Раскинулось море широко»… Испуганная Маланья решает ехать в Москву поездом. Шурка говорит, что на такую поездку уйдут все его зимние каникулы. Маланья диктует Шурке письмо Павлу с сообщением, что они приедут на поезде к концу лета, так как у внука зимой каникулы короткие. Но сообразительный Шурка делает в письме приписку от себя: «Дядя Паша… Бабоньку напугал дядя Егор Лизунов, завхоз наш… Он, например, привел такой факт: он выглянул в окно и видит, что мотор горит. Если бы это было так, то летчик стал бы сшибать пламя скоростью, как это обычно делается. Я предполагаю, что он увидел пламя из выхлопной трубы и поднял панику. Вы, пожалуйста, напишите бабоньке, что это не страшно, но про меня – что это я вам написал – не пишите. А то и летом она тоже не поедет. Тут огород пойдет, свиннота разная, куры, гуси – она сроду от них не уедет. Мы же все-таки сельские жители еще. А мне ужасно охота Москву поглядеть. Мы ее проходим в школе по географии и по истории, но это, сами понимаете, не то. А еще дядя Егор сказал, например, что пассажирам не даются парашюты. Это уже шантаж. Но бабонька верит. Пожалуйста, дядя Паша, пристыдите ее. Она же вас ужасно любит. Так вот вы ей и скажите: как же это так, мама, сын у вас сам летчик, Герой Советского Союза, много раз награжденный, а вы боитесь летать на каком-то несчастном гражданском самолете! В то время, когда мы уже преодолели звуковой барьер. Напишите так, она вмиг полетит. Она же очень гордится вами… Мне ужасно охота глянуть на Москву… С приветом – Александр». Маланья сама пишет адрес на конверте: «Москва, Ленинский проспект, д. 78, кв. 156.Герою Советского Союза Любавину Павлу Игнатьевичу.От матери его из Сибири». Ночью простые сельские жители – бабка и внук – долго ворочаются, не в силах заснуть от дум про Павла и далёкую Москву.
Через тридцать лет
Герои Ремарка возвращаются в его молодые годы, когда он так же, как и главный герой, работал учителем, играл на органе, некоторое время продавал надгробные памятники, наблюдал, как поднимают голову фашиствующие молодчики, как постепенно они набирают силу.
Главный герой – это Людвиг Бодмер. Он служит в конторе по продаже надгробий у своего друга, с которым они ели из одной миски на фронте, Георга Кроля. Оба прикладывают все силы, чтобы фирма держалась на плаву в условиях гиперинфляции, когда курс меняется несколько раз в течение дня, пока не закроется биржа. Этими деньгами можно хоть прикуривать, что и делает главный герой, настолько они обесценены. Деньги тогда можно было взвешивать. Это хорошо помнит Ремарк. «Черный обелиск» дает ясное представление о полном обнищании одних и вылезших на спекуляциях других людей. Однополчане живут одним днем. Но в тех условиях невозможно, даже, скорее, абсурдно, строить какие-либо планы. Им приходится исхитряться, чтобы закупать товар подешевле, играя векселями. К этой игре они немного приспособились, но надолго ли их хватит?
Эрих Мария Ремарк. Черный обелиск
I
Солнце заливает светом контору фирмы по установке надгробий «Генрих
Кроль и сыновья». Сейчас апрель 1923 года, и дела идут хорошо. Весна не
подкачала, мы торгуем блестяще, распродаем себе в убыток, но что поделаешь
— смерть немилосердна, от нее не ускользнешь, однако человеческое горе
никак не может обойтись без памятников из песчаника или мрамора, а при
повышенном чувстве долга или соответствующем наследстве — даже из
отполированного со всех сторон черного шведского гранита. Осень и весна —
самый выгодный сезон для торговцев похоронными принадлежностями: людей
умирает больше, чем летом и зимой; осенью — потому, что силы человека
иссякают, весною — потому, что они пробуждаются и пожирают ослабевший
организм, как слишком толстый фитиль тощую свечу. Так, по крайней мере,
уверяет самый усердный из наших агентов, могильщик Либерман с городского
кладбища, а уж ему ли не знать: старику восемьдесят лет, он предал земле
свыше десяти тысяч трупов, на комиссионные по установке надгробий обзавелся
собственным домом на берегу реки, садом, прудом с форелью; профессия
могильщика сделала его философствующим пьяницей. Единственное, что он
ненавидит, — это городской крематорий. Крематорий — нечестный конкурент.
Мы тоже его недолюбливаем: на урнах ничего не заработаешь.
Я смотрю на часы. Скоро полдень, и, так как сегодня суббота, я
заканчиваю свой трудовой день. Нахлобучиваю жестяной колпак на машинку,
уношу за занавеску аппарат «престо», на котором мы размножаем каталоги,
убираю образцы камней и вынимаю из фиксажа фотоснимки с памятников павшим
воинам и с художественных надгробных украшений. Я бухгалтер фирмы, художник,
заведующий рекламой и вообще вот уже целый год состою единственным служащим
нашей конторы, хотя я отнюдь не специалист.
Предвкушая наслаждение, достаю из ящика стола сигару. Это черная
бразильская. Представитель Вюртембергского завода металлических изделий
утром угостил меня этой сигарой, а потом попытался навязать мне партию
бронзовых венков. Следовательно, сигара хорошая. Я ищу спички, но, как
обычно, коробок куда-то засунули. К счастью, в печке есть еще жар. Я
скатываю трубочкой бумажку в десять марок, подношу ее к углям и от нее
закуриваю сигару. Топить печку в апреле, пожалуй, уже незачем; это одно из
коммерческих изобретений моего работодателя Георга Кроля. Ему кажется, что
когда люди скорбят и им еще приходится выкладывать деньги, то легче это
сделать в теплой комнате, чем в холодной. Ведь от печали и без того знобит
душу, а если к тому же у людей ноги стынут, трудно бывает выжать хорошую
цену. В тепле все оттаивает — даже кошелек.
Глава 15[ред.]
Позднее лето. Голод усиливается, цены растут, народ нищает. Друзья направляются в ресторан к Эдуарду. Людвиг радуется встрече с Гердой и понимает, как ему не хватало её. Эдуард ухаживает за ней, Людвига это злит, но она использует Кноблоха, заставляя его раскошеливаться на угощение. Вилли заметил в глубине зала директора гимназии Шиммеля, в которой они учились и решает отомстить за прошлые обиды. Вилли шумно разливает шампанское, что разозлило старика. Шиммель подходит к ним и требует, чтобы они прекратили это. И тут Вилли произнёс речь, которую он мысленно произносил сотни раз. Шиммель теряет дар речи. Друзья удовлетворены отмщением за поруганную юность.
Сумасшедшие, пьяные, мертвые
Отто Дикс, «Метрополис», триптих, 1927–28.
По воскресеньям Людвиг играет на органе в церкви при сумасшедшем доме, где встречает прекрасную девушку с шизофренией и множественными личностями — Изабеллу — которая принимает его за своего возлюбленного. Изабелла рассуждает, мягко говоря, странно: боится, что зеркала украдут ее душу и верит, что предметы исчезают, когда их не видишь.
Но после общения с ушлыми спекулянтами, кровожадными патриотами, пафосными поэтами и расчетливыми вдовами, которые требуют от него мавзолеев, главный герой не может отделаться от мысли, что болезненно искренняя Изабелла — самый нормальный человек во всем Верденбрюке и постепенно в нее влюбляется. Параллельно, впрочем, он крутит романы и с другими девицами, с переменным успехом:
Проститутки и драгдилер, Веймарская республика.
В этом, кстати, весь «Черный обелиск» — рассуждения о смысле жизни и любви здесь больше, чем где бы то ни было у Ремарка, приправлены иронией и оттого выглядят не так тяжеловесно: самые высокопарные речи отданы Изабелле как девушке не совсем от мира сего. Все остальные, кроме, может, неприкаянного Людвига, очень рациональны:
Еще, в силу бизнеса героев, в романе постоянно царит атмосфера несколько макабрического веселья: все, как традиционно у Ремарка, бухают, кто-нибудь засыпает в гробу, пьяный фельдфебель каждую ночь методично обоссывает тот самый черный обелиск, Людвигу приходится гонять парочки, которые занимаются сексом на надгробиях… в общем, творится полный хаос. Все не очень понимают, куда все движется — инфляция все более бешеная с каждым днем — и живут как в последний раз.
Впрочем, Ремарк не был бы Ремарком, если бы не напомнил, что будет дальше. Одна из самых сильных сцен «Черного обелиска» — когда главный герой становится свидетелем демонстрации инвалидов войны: безруких, безногих, слепых и искалеченных, бедных и всеми забытых, чьи пенсии сожрала инфляция. Они с молчаливым протестом идут сквозь центр города и выходят к церкви, где их ждут национал-социалисты с плакатом «Адольф Гитлер вам поможет!».
Пожалуй, «Черный обелиск» — лучшая книга Ремарка именно потому что в ней он наконец-то нашел идеальные ингредиенты для своего коктейля. Тягостное ощущение неизбывности войны и смерти — прошлой и будущей — смягчено нежной ностальгией по юности, которую вспоминает уже пожилой человек. Философствования поданы легко, под соусом острого юмора, местами вскипающего до желчи. Картину зарождения нацизма из непроходимой тупости и реваншизма оттеняют лирические, нежные сцены с Изабеллой. Все в меру, где нужно — трогательно, где нужно — смешно, а кое-где и просто невыносимо. И над всем этим немым укором высится черный обелиск, такой же нелепый и не на своем месте, как Людвиг Бодмер — да и все люди в этой прекрасной книге.
Глава 20[ред.]
Георг показывает Бодмеру довоенную монету, и они вспоминают о минувших днях. Входит Генрих и его охватывают воспоминания, но связаны они с другими атрибутами былой мощи Германии. Бодмер в гневе останавливает его речь. Уходя в раздражении, Генрих зловеще обещает, что головы ещё покатятся.
Бодмер с Изабеллой на террасе её флигеля. Неожиданно она спрашивает, как его зовут. Она говорит, что устала и скоро уйдёт. Людвига охватывает внезапный страх и на его глаза навёртываются слёзы. Изабелла смотрит на него сияющими глазами. Они обнимаются, безумно целуются. Вдруг Изабелла берёт его за руку и увлекает в свою комнату. Бросаясь в его объятия, она называет его Рудольфом и мгновенно засыпает. Наступил вечер. Проснувшаяся внезапно Изабелла не узнаёт Людвига, называя его Ральфом, и прогоняет прочь. Людвиг спускается в город, охваченный нестерпимой тоской по Изабелле и смутным ощущением угрозы. Ночью у стонущего фельдфебеля Кнопфа диагностируют разрушение печени. Вдова Конерсман, встречает его с проклятиями, но Брюггеман говорит ей замолчать. Бодмер решил подшутить над ней тем же способом, что и над Кнопфом.
«Сказание о трех свиниах» от дьякона Андрея Кураева
Диакон Андрей Кураев создал свой вариант сказки на старо-славянском языке, который, по его мнению, получился даже «назидательнее и даже душеспасительнее», а называется он «Сказание о трех свиниах».
Во время оно, суща Нифъ – нифъ иже от свиней суть, и два брата его жиста с нимъ их же имена суть Нафъ-Нафъ и нуфъ-нуфъ, яко же и братъ их свиниама быша. Нифъ-Нифъ и Нафъ-Нафъ юродивы быша, Нуф-Нуфъ же был свинъ, премудрости исполнен. Живуща же во стране добрей, идеже яли былие травное и от пчел сотъ, не в чем же имуща нужду, совещаша, глаголаше: яко мы, добрiи свинiи, живуща во стране добрей, не имамъ нужды, но несть нам идеже поселить ближних нашихъ, и вся имения наша. Возрастъ же имамъ пояти сибе женъ и родити сыновъ и дщерей, има же несть крова, ни ночлега не пристола домовъ наших. Сотворимъ же себе три кущи доблих, идеже вселимся с женами и чадами нашими и всемъ имением нашим. И бысть расприя в братии, яко же глагола кийждо сотворити домъ свой по желанию своему. И не решиша, како подобает сотворити домы своя, кийждо исшед сотворити яко же размышляше в себе. Сотвориша же Нифъ-Нифъ кущу из плевелъ, Нафъ-Нафъ из хврастия, а Нуфъ-Нуфъ из камене сотворша домъ.
И бысть, внегда почивали свинии сии на ложах своих подъ кровами домовъ своих, пришед въ землю ту волкъ, ища расхитити имения, его же не собра и пояти отъ скота, его же не пасох и не воздои. И уведе о поросяхъ сих, реша в себе поясти и. Пришедъ же Волкъ въ вар дневный к дому плевелному, в немъ же почивалъ Нифъ-Нифъ, не размышляя страха смертнаго грядуща к нему, дхну весьма зело на плевелы дома Нифъ-Нифова, и сотрясе стены дому того и рухнуша, яко не имеша основания на камени, вся же изъ плевелъ быша. Внегда же сокрушашася стены дома, восстав Нифъ-Нифъ от сна и рече: «О горе мне, яко не послушах увещеваний братии моих, рекших мне, яко не подобаетъ сотворити домъ из плевелъ! Азъ же по неразумию моему, сотвори сие, и чесо вижу и камо бежу ныне?» Уже отверзоша волку пасть свою на порося, избеже оный свинъ въ пределъ брата своего Нафъ-Нафа и волкъ гнаша его позади. И воставъ Наф-Нафъ от ложа своего, яко услыша толкуща брата, отверзоша. Вшед же въ горницу, возгласи Ниф-Нифъ гласоми велим «Увы мне! Яко волкъ лукавый пришед, разори имение мое плевельное и ныне грядетъ по мне ища пожрати ми!» И рече ему Ниф-Нифъ: «Пришел ты ко мне погубити и мя съ собою? Но не ужасайся же, яко не изъ плевелъ дом мой и не возможетъ волкъ зде яти ны». Еще же глаголаша има, пришед волкъ, грядущий въ следъ Ниф-Нифа, обрет дом, изъ хврастия сложен. И разуме, яко два порося сокрываста въ нем, паче озлобихся и взалках, дхну зело зело на домъ из хврастия и пошатнушася (домъ). И дхну паки, и сотрясошася стены и рухну домъ, яко же и дом Нифъ-Нифовъ. И обятъ страх велий свинии та, и излеста из хвраста дома, бежаста отъ волка в предел Нуфъ-Нуфовъ, весьма вопита, и хрюката, яко свинии бяше.
Услыша Нуфъ-Нуфъ шум, его же устрои братия его бегуща, исшед во сретение има. Узреша же бегство братий своихъ зело ужаснуся и рече имя во сретение «Чесо убо неподобное творита? Аще вы буйи есте, да бежита от волка, наипаче же должно вама сидета в домахъ своихъ, егда придет волкъ?!»
Она же реста ему, яко не огради их домы ихъ от волка и како разрушишася (домы), како бегство сотвориша и силъ уже не имут сокрытися от него. И рече Нуфъ-Нуфъ: «Внидете же подъ кровъ дома моего, или я не братъ вамъ?». Внегда же вниди свинии в домъ и затвориша двери дома Нуфъ-Нуфова, иже изъ камене суть, пришедъ къ дому волкъ, взалкавъ зело и ярости приисполнен пожрати поросей сихъ; не размышляше въ себе, яко домъ сей изъ камени сложен, дхну на него и ничесо же бысть стенамъ дома, дхну паки и паки. Разум же, яко не тако подобаетъ пояти поросей, въ доме семъ таящихся, влеша на кровлю дому сего, мняше пролести въ дымоходъ пещи огненней, юже устрои Нуфъ-Нуфъ в дому своем да согреетъ та вся ближняя его. И услыша, поросяти, яко же волкъ яко змий ползоша въ дымоход дому каменного, его же сотвори Нуфъ-Нуфъ, сотвориша очагъ в пещи и огнь возгореся, умори волка, той бо просунуша носъ с вой в пещь и застряша яко Виний Пухъ, быхъ же волк весьма упитанъ.
И возрадовашася свинии о избавлении отъ волка.
Сюжет романа «Черный обелиск» кратко
В книге Ремарка «Черный обелиск» читать можем о событиях, которые происходят в 1920-х годах в одном из маленьких немецких городков. В те времена в результате поражения Германии в Первой мировой войне экономическая ситуация по всей стране становится все хуже и хуже. Цены на товары меняются по несколько раз на протяжении дня. Люди бояться голода, а Германия постепенно готовится к приходу к власти фашистов. Людвиг Бодмер, двадцатипятилетний служащий, работает в компании, которая занимается продажей надгробий. Еще несколько лет назад он принимал участие в Первой мировой войне, а сейчас его начальником стал однополчанин Людвига по имени Георг Кроль. На должности он выполняет работу за нескольких человек сразу и очень устает. Однако Бодмер находит время и на творчество – по вечерам он пишет стихотворения.
Если произведение Ремарка «Черный обелиск» скачать, то узнаем, что параллельно главный герой подрабатывает в психиатрической лечебнице. Там он играет на органе в небольшой церквушке. Как-то раз он знакомится с девушкой, которая страдает тяжелым психическим расстройством – у нее обнаружили раздвоение личности. Новую знакомую Людвига зовут Женевьева. Однако она предпочитает называть себя Изабеллой. Главного героя девушка именует не иначе, как Рудольф. Молодые люди проводят очень много времени вместе и как в влюбляются в друг друга.
«Черный обелиск» книга рассказывает, что позже Людвиг узнает о причине болезни девушки. Дело в том, что Женевьева на протяжении длительного времени была влюблена в мужчину по имени Рудольф, который был другом ее семьи. Однако после смерти ее отца Рудольф стал отчимом Женевьевы, женившись на ее матери. От неразделенной любви девушка стала сходить с ума, из-за чего была помещена в психиатрическую лечебницу. Ежедневно Людвиг и Женевьева болтают обо всем на свете. Они рассуждает о Боге, любви и смысле своего существования. Неожиданно для главного героя Женевьева приходит в себя и забывает обо всем, что происходило между ней и Людвигом. Она даже не помнила, как хотела отдаться своему возлюбленному. Это стало концом их отношений.
Роман «Черный обелиск» Эриха Ремарка рассказывает, что тем временем к главному герою в гости приходит его товарищ – мясник по имени Вацек. Как и Людвиг, он также был участником Первой мировой войны. Сегодня же Вацек почитает фашизм и прославляет Адольфа Гитлера. Он признается Бодмеру, что его супруга изменяет ему с владельцем фирмы по продаже надгробий Георгом Кролем. Людвиг пытается спасти брак своего боевого товарища. Он дает ему несколько советов о том, как вернуть любовь жены. Однако тот боится применять эти советы на практике. Мясник считает, что, если начнет пользоваться парфюмерией, как это рекомендует ему сделать Людвиг, все вокруг подумают, что он гомосексуалист. Тогда Бодмер просит друга заменить свою повседневную одежду на новый и более дорогой костюм. Тот отправляется в магазин и вместо этого приобретает мундир штурмовика. Немного позже Людвиг выясняет, что Вацек принадлежит к группе фашистов, в которой собралась вся местная молодежь, и которая как-то раз напала на Бодмера.
В произведении Ремарка «Черный обелиск» читать можем о том, что, забыв уже о Женевьеве, Людвиг встречает молодую гимнастку Герду Шнайдер. Молодая и красивая девушка все еще так наивна и не испорчена жизнью, как сам Бодмер. Он влюбляется в нее, однако позже девушка заявляет, что не хочет продолжать отношения. Герда всегда стремилась к достатку, который Людвиг ей, увы, обеспечить не мог. Поэтому она нашла более выгодную партию в лице владельца одного из крупных ресторанов города, который также когда-то служил вместе с главным героем. Бодмер понял, что теперь его уже ничего не держит в маленьком городишке. Он решает покинуть свой дом и отправиться в Берлин. Перед этим он решает разобраться со всеми «долгами» — рассчитаться из профсоюзов, завершить работу и продать наконец-то черный обелиск, который висел на доске объявлений уже более двух лет. Также непосредственно перед отъездом Бодмер сжигает свои стихи.
В Берлине молодой человек проживает несколько лет, работая журналистом в одной из газет. В романе «Черный обелиск» читать можем о том, что спустя некоторое время он возвращается в родной Верденбрюк. На тот момент уже закончилась Вторая мировая война, и в городе произошло много изменений. Герда так и не вышла замуж за владельца ресторана. Бывший товарищ главного героя Вацек в период правления фашистов стал довольно влиятельным человеком. Это позволило ему обвинить Георга Кроля в предательстве и отправить его в концлагерь, где тот скоропостижно скончался. Таким образом бывший мясник смог отомстить любовнику своей супруги. Сама жена Вацека умерла во время бомбежки.
Глава 21[ред.]
Георг является в контору с Оскаром и сообщает, что доллар уже стоит миллиард и это нужно отметить. Друзья угощают его водкой, и Отто рассказывает им о своём участии в войне в России.
После вечерней службы Бодмер встречает Бодендика, а после идет к доктору. Вернике говорит ему больше не заботиться об Изабелле. Ей уже лучше, её мать здесь. Он рассказывает причину психического заболевания Изабеллы. Её мать, потеряв мужа, влюбилась в друга семьи Рудольфа и дочка тоже. Она выходит за него замуж, наступает катастрофа. Отсюда и спасение в раздвоении личности. Но три месяца назад Рудольф погиб в автомобильной катастрофе.
Выходя за ворота, Людвиг сталкивается с матерью Изабеллы, им овладевает чувство беспомощности. Почему эти люди не хотят оставить её в мотыльковом бытии.
Бодмер входит в контору и видит Георга, облачённого в смокинг. Это замечает Лиза на той стороне улицы. Она уже давно, ещё девочкой, влюбилась в него. Видя его в окно, Лиза танцует для него, скинув кимоно и не смущаясь наготы.
Одна из любовных линий романа
Георг Кроль приударил за красоткой-соседкой, которая с удовольствием выставляет в окне средь бела дня напоказ все свои прелести. Она не прочь закрутить роман, поскольку муж-мясник ее совсем не интересует. Она вышла за него замуж, поскольку ей элементарно не хватало денег на еду.
Муж, узнав, как всегда, с большим опозданием об измене жены, с которой он пока не собирается расставаться, затаил зло на Георга. С женой он разведется, но это случится позже. А пока Вацек, так зовут обманутого мужа, симпатизирует фюреру и при первом удобном случае он находит способ отомстить Георгу. Через много лет, когда к власти придут национал-социалисты, Вацек сумеет отправить Георга в концлагерь. Там Георг Кроль, чудом выживший на войне, погибнет.
Классический Ремарк
Именно о поколении немцев, зажатом между двумя мировыми войнами, Ремарк писал почти всю жизнь. Непосредственно грязь, кровь и бессмыслицу Первой мировой он описал спустя десять лет после войны, в книге «На Западном фронте без перемен». Дальше, в «Возвращении», рассказал, как сломанные люди вернулись домой, и оказалось, что Германии они не нужны, а сами они не понимают, как жить в вызывающе пошлом мире, который ничему не научился.
Дальше были новые романы, неизменно крепкие сюжетно, но, в общем, похожие один на другой. Во всех действуют герои — выходцы из «потерянного поколения», мрачно охреневающие от творящегося вокруг ада (к власти приходят нацисты и Европа движется к новой мясорубке). Неизменно присутствуют красивые, томные женщины, как правило, неизлечимо больные — вдохновленные одной из пассий Ремарка. Все ведут слегка напыщенные разговоры о любви и смысле жизни, гибнут или выживают, но обязательно много курят и пьют, особенно любимый автором кальвадос.
Получается, с одной стороны, трагично, с другой — богемно. Поэтому книги Ремарка — идеальное чтение для подросткового возраста, когда только начинаешь знакомиться и с печальными парадоксами бытия, и с алкоголем и сигаретами (как правило, употребляемыми тайком от мамки). Правда, со временем, когда читательский опыт растет, неизбежно понимаешь, что фразы вроде «любовь озаряет радугой мечты серое небо повседневности» (из «Триумфальной арки») вызывают болезненное желание пробить себе лицо рукой у всякого, кому больше шестнадцати.
Глава 7[ред.]
Получена долгожданная партия надгробий и Людвиг пытается расставить их по саду. Возвращаясь в контору, он видит Герду. Она приглашает встретиться вечером и целует его. Он приходит к ресторану, где Герда тренируется для выступлений. Ожидая её, Людвиг общается с Рене. Ей нравятся богатые мужчины и её мнение, что богатство и честность несоединимы, приводит Бодмера в смущение. В ещё большее смущение его приводит появление Вилли, ухаживающего за Рене, и дарящего ей золотое кольцо. Не имея возможности пригласить Герду в ресторан, Людвиг, помня упрёки своей бывшей подружки Эрны, мучается угрызениями совести. Но Герда предлагает ему выехать за город на скромный пикник, чем приводит его в изумление. То, что для Эрны было раем, Герда просто ненавидит. Вот то, чего он искал — блаженные тихие дни, земная любовь и душевный мир.
Глава 4[ред.]
В конторе ждут Ризенфельда ради поставки партии гранита для надгробий. Сейчас он должен был принять от них вексель, от которого зависело будущее фирмы. Заводчик пришёл в мрачном настроении и начал беседу о смысле жизни. К счастью, в доме напротив собеседники видят полураздетую Лизу, что отвлекает Ризенфельда от его мыслей. В нём просыпается стремление к действию, и он приглашает всех в бар. В баре Людвиг неожиданно замечает свою подругу Эрну в компании с молодым человеком, что приводит его в шок, ведь она якобы заболела и не выходит из дому. Людвиг знакомиться с акробаткой Гердой Шнайдер. При выходе из бара Эрна обвиняет его в изменах и заявляет о разрыве отношений.
Чем «Черный обелиск» отличается от других романов Ремарка
Ханна Хёх, «Разрез кухонным ножом пивного живота Веймарской республики». 1919
Не поймите меня неправильно: я до сих пор люблю Ремарка. Он мог иногда быть пафосным, иногда — повторять собственные мотивы. Но как ни крути, он умело сочетал захватывающий сюжет с идеей, а гуманизм со скепсисом
При этом Ремарк уделял внимание обычным людям, наблюдавшим, как из старой Европы, расколотой Первой мировой, рождается что-то новое и чудовищное. Именно об этом «Черный обелиск» — на мой вкус, самая сильная книга Ремарка
Роман написан в 1956 году, когда автору было под шестьдесят и он жил в эмиграции. Отгремела Вторая мировая, давно побежден Гитлер, и на этом фоне, несколько отстранившись от ужаса 30-х и 40-х, Ремарк мысленно возвращается в собственную молодость в Германии межвоенных лет. Тогда ему было двадцать с небольшим, он перебивался случайными заработками — то бухгалтер, то учитель… приходилось и торговать надгробиями, и играть на органе для душевнобольных. Этим занимается и Людвиг Бодмер, главный герой «Черного обелиска».
Дело происходит в крошечном немецком городишке Верденбрюке, списанном с родного города автора, Оснабрюка. Вместе с армейским товарищем Георгом и его непроходимо тупым братом Генрихом Людвиг работает в похоронном бюро, сбывая родственникам свежепреставившихся надгробные камни, кресты и прочие украшения могил. Черный обелиск из заглавия — никому не нужное здоровенное сооружение, которое товарищи давно отчаялись продать.
Такая работа и сама по себе не очень весела, а тут еще и ситуация в стране — хуже некуда. Инфляция зашкаливает, курс доллара с каждым днем бьет новые рекорды. То, что вчера было деньгами, назавтра превращается в бумагу. Честные бюргеры из XIX века, не понимающие, как такое возможно, разоряются один за другим и то и дело кончают с собой. Выживают и процветают только хитрые воротилы, вовремя разжившиеся ценными бумагами или недвижимостью. Но главные герои к ним не относятся: они, скорее, коммерсанты-неудачники, которые каждый день отчаянно барахтаются, чтобы остаться на плаву. И если практичный сорокалетний Георг относится ко всему философски, двадцатипятилетний главный герой, поэт в душе, то и дело пускается в мрачные рассуждения:
Инфляция: дети играют с пачками обесценившихся купюр.
Сейчас читают
Пересказ сборника Гоголя, состоящего из 8 рассказов
Френсис Моргал лениво прожигает свою жизнь, он поздно пробуждается, поздно завтракает, неторопливо занимается своими делами. Френсис находится в постоянном поиске занятия, которое ему по душе
В книге рассказывается про жизнь короля Афин Тесея. Тесей был самым известным героем всех исторических эпопей и единственным захватчиком земли амазонок. После захвата царь Тесей решил жениться на царице амозонок Ипполите.
Пендрагон, король Англии, воспылал любовью к жене герцога Корнуэльского Игрейне. Известный маг и чародей Мерлин сказал, что поможет королю заполучить Ингрейну, но при одном условии, Пендрагон передаст ему ребенка
Глава 12[ред.]
Перед вечерней службой Бодмер сталкивается со священником Бодендиком. Идёт подготовка к войне, которая была благословлена церковниками. После службы Бодмер прогуливается с Изабеллой по аллее лечебницы. Изабелла обвиняет Людвига в недостаточной к ней любви и говорит, что любовь обречена быть несовершенной. Людвиг, пытается удержать её рыдания. Изабелла успокаивается, а Людвиг проникается к ней нежностью. Он понимает, как она одинока, без поддержки и жалости к себе. Людвиг приглашён на мальчишник в мастерскую к сапожнику Карлу Брилю. Фрау Бекман, демонстрирует свой трюк по вытаскиванию гвоздя, забитого в стену, своим железным задом. Гвоздь лежит на полу, а она исчезает. Карл Бриль, владелец этих мощных клещей, подсчитывает деньги. Бодмер, возвращаясь домой, наталкивается у входа на соседа, старика Кнопфа, полюбившего справлять малую нужду на чёрный обелиск. Видя бесполезность нравоучений, он принимает решение проучить его.