Русская народная сказка «баба-яга»

Яга

Происхождение второй части имени нашей «героини» обычно связывают с неким словом *(j)ęgа в неком «праславянском» гипотетическом языке, который «реконструировали», сравнивая славянские и некоторые другие индоевропейские языки. Почему-то наиболее правдоподобной гипотезой сегодня считается связь второй части имени Баба-яга с сербохорватскими ужасом (jeзa) и опасностью (jeзив), словенским гневом (jezа), чешской лесной ведьмой  (jezinka), и польской ведьмой и бабой ягой (jędzа). Автором этой чудо-гипотезы является немец Макс Фасмер. Гипотеза имеет сомнительную ценность, так как ссылается на язык, которого не было, и выводит исключительно древнее слово из современных языков, что является нонсенсом и извращением (немцам, впрочем, это свойственно). Поэтому мы эту гипотезу смело отбросим, и от Чехии, Сербии и Словакии переместимся восточнее, ближе к родине нашей Бабы-яги — в наши украинскую и русскую степи, где славяне и русы контактировали с тюркоязычными степняками.

Выше мы предположили, что слово «баба» было перенято от половцев или их кочевых предшественников. Наиболее близкий к половецкому языку — современный крымско-татарский язык. Смотрим, близкие слова к слову «яга»:

  • язма — умение писать
  • джады (ударение на «ы») — ведьма

Письмо у древних народов было тесно связано с религией и считалось видом магии.

Слово «джады» легко может преобразовано в яды, так как «джа» и «я» имеют почти идентичное звучание. Ну, а от «яды» до «яга» недалеко.

Но «яга» может происходить и не от тюркского слова, а от слова одного из индоевропейских языков, на которых разговаривали славяне и русы. Если мы заглянем в санскритский язык, который является наиболее древним из сохранившихся индоевропейских языков, то мы там с восторгом обнаружим слово योग — йога (yoga), которое имеет следующие значения:

  1. упряжка (лошадей)
  2. сбруя
  3. применение
  4. средство, приём; уловка
  5. волшебство
  6. дело, предприятие
  7. связь, взаимообусловленность с чем-либо
  8. приобретение, выигрыш
  9. работа; усердие, прилежание
  10. сосредоточение мыслей, глубокое размышление, созерцание
  11. другие значения

Пятое значение бьёт точно в цель «баба-волшебница» — это Баба-яга и есть! Но и первые два значения интересны тем, что имеют ярко выраженную кочевую тематику, так как лошадь для кочевника — это всё! Значения 3,4,9 и особенно 10 также интересны тем, что могут быть ассоциативно отнесены к ведунье, знахарке, которыми реальные прообразы Бабы-яги могли являться, живя в уединении в лесу и занимаясь древними языческими обрядами и ритуалами, то есть колдовством.

К этому древнему слову yoga, которое зафиксировано на санскрите, восходит и понятие йоги как духовной практики и учения индуизма (позднее буддизма). В этом значении йога воспринимается как связь посюстороннего мира с потусторонним, то есть является смысловым эквивалентом латинского religare (воссоединение, восстановление связи), от которого произошло наше слово «религия», которое означает область духовно-интеллектуальной деятельности человека по восстановлению утраченной связи человека с Богом.

Более того, слова «йога» и «джады» могут иметь родственную связь, так как степные кочевники-тюрки контактировали с индоевропейцами как на северных лесных, так и на южных горных границах степи. Более того, есть исследования, которые выявляют фактическое родство, например, тюрков-половцев и индоевропейцев-славян через гаплогруппы. Если это так, то мы имеем «любовный» треугольник родственных слов, которые проливают свет на происхождение нашей героини: «йога», «джады», «яга». И речь идёт о границах леса и степи севернее Черного и Каспийского морей. А немец Фасмер слишком далек от тех мест. Слово «яга» вполне могло «дойти» до сербов, словен, чехов и уж точно до поляков, до которых от Киева, который располагается на границе (которую пересекает Днепр) Великой степи и лесов, рукой подать.

Косвенно эту гипотезу подтверждает тот факт, что у самой западной границы Великой степи — в Сербии, Хорватии и Черногории баба-яга зовется «баба-рога» и изображается с одним рогом на голове. Другими словами, слышали звон, но не знали, где он… Толком не понимали, что означает «яга», поэтому подставили вместо непонятного слова понятное — близкое по звучанию, и адаптировали образ.

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.

Баба-Яга и Кащей Бессмертный

Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Сочинение «Народные сказки»

Добро обязательно побеждает, добродетельность и терпение награждается, а дурные поступки наказываются – этому, и многому другому учат нас народные сказки. Не зря говорят, что хоть сказка и ложь, да в ней всегда есть намек. За вымышленными событиями скрываются мудрые и поучительные мысли.

Я люблю читать сказки. А народные – особенно. Ведь это – мудрость множества людей. А еще, очень интересно, читая их, узнавать о культуре и обычаях той народности, которой сказка принадлежит. Ведь в них находят свое отражение и культура, и быт.

Кроме этого, сказки всегда поучительны. В них обязательно одерживают верх справедливость и добро. Они учат тому, что хорошие дела не останутся без своей награды, а плохие и злые рано, или поздно, но, все же, будут изобличены и наказаны.

Отрицательные герои сказочных произведений: злые, нечестные и ленивые, всегда получают по заслугам.

Во многих сказках осуждается и наказывается алчность. Жажда героями многого, особенно тогда, когда они этого не заслуживают, в конце повествования обязательно ведет их к неприятностям. Мало того, они оказываются побежденными. А нередко получается и так, что они осознают свою вину и раскаиваются. Это служит примером того, что исправиться никогда не поздно.

И, напротив, приветствуется всегда добродетель, трудолюбие, как, например, в сказке «Морозко». Награждается в них и старание. Герои, которые не щадят себя ради чего-либо, обязательно побеждают. Так происходит это в сказке про Ивана и Чудо-Юдо.

А герой сказки «По щучьему веленью», сжалившись над живым существом, щукой, по доброте и простоте своей душевной, получает от нее бесценный подарок – исполнение желаний. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Конечно же, никогда бы не получил этого человек злой и жадный.

И, всегда побеждает в сказках любовь настоящая и искренняя. Это – тоже добро, способное творить чудеса. Герои сказок, которые совершают свои подвиги и проходят всевозможные испытания ради любви, терпят многие лишения и невзгоды. Им приходится и бороться со злом и несправедливостью. Но, в итоге, они побеждают. И, получают свою награду – счастье.

Так, в сказке «Царевна-лягушка» молодому царевичу приходится преодолевать немало трудностей. Еще, эта сказка учит нас и состраданию к тем, кто слабее. Иван-царевич щадит животных. А в ответ на это, он получает от них помощь. А подмога приходит как раз вовремя. Они помогают ему победить врага.

А сколько мудрых мыслей встречаешь, читая народные сказки! Они могут послужить хорошими советами в обычной повседневной жизни. Такие выражения, как, например, то, что утро мудрее, чем вечер, учит нас не принимать сгоряча и в спешке важных решений. Ведь сразу ситуация может показаться безвыходной. Но, вполне может чуть позже прийти верное решение проблемы.

Немало и другого поучительного и полезного можно извлечь для себя из сказок. А народное творчество особенно полно их. Ведь именно в рассказах, которые передавались из уст в уста на протяжении очень многих лет, собраны познания и опыт людей. Они служат для воспитания в человеке лучших качеств, показывают на примере отрицательных героев то, что плохое рушит мир.

Полезный материал по теме:

  1. Роль сказок в жизни человека. «Русские народные сказки»
  2. Анализ сказки Андерсена «Русалочка»
  3. Придумать сказку по мотивам русской народной сказки Колобок
  4. Краткое содержание сказки Кладовая Солнца в сокращении Пришвин
  5. Сопоставительная характеристика главных героев сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Насти и Митраши

Прообраз избушки

Древние славяне хоронили своих покойников в особых домовинах. Они ставились на высокие, так называемые «курные» пни, которые обкуривались дымом от костров. Домовина ставилась отверстием к лесу, а не к селу. Вот вам и куриные ноги и известное сказочное обращение героя к избушке, стать к лесу задом, а к нему передом.

Покойник лежал в домовине ногами к выходу, так же располагалась в своей избушке и Баба-яга, образ, по словам Проппа, живого мертвеца. Видеть пришедшего она не могла, но чувствовала его запах. Отсюда слова сказки «лежит бабка, нос в потолок врос» и ее реплика, когда избушка поворачивалась к гостю: «Чую, русским духом пахнет!».

Герой же, оказавшийся в трудной ситуации, исчерпавший все доступные способы решения своей проблемы, шел к миру недоступному, неведомому. Обратившись к представительнице потустороннего мира за помощью или советами, Иван-царевич или другой сказочный герой должны были приобщиться к нему. Поэтому новопришедшим Баба-Яга сперва предлагала попариться в бане (совершить посмертное омовение), а затем кормила пищей мертвых. Если герой не пугался и принимал все эти «знаки внимания», считалось, что он мог рассчитывать на то, чтобы Баба-яга, этот русский Харон, проводник в мире мертвых, помогла ему в его трудных поисках.

Баба-яга – богиня

Бабу-Ягу называли по-разному. У одних племён именовалась она Ягишной, другие же “окрестили” её Ягой-Ягишней. Она принадлежала к древнейшим славянским богиням. Конечно, у каждого бога существовала своя сфера покровительства.

Что касается Бабы-Яги, то это была смерть. Её представляли суровой женщиной со змеиным хвостом. Она стояла на входе в потусторонний мир, следя за порядком в обители мёртвых.

Надо признать, что выглядела та самая, мифологическая Баба-Яга гораздо страшнее, нежели её сказочный аналог. Исследователь М.Забылин в своих работах называет её адской богиней, которой люди приносили кровавые жертвы, надеясь задобрить грозную покровительницу.

Причём речь о костяной ноге в преданиях заходит неспроста. Это – не увечье богини, а символ её единства в двух мирах. Одной ногой она стоит в царстве живых, а другой, костяной, находится там, где обитают лишь души умерших людей.

Баба-Яга – богиня смерти / . Irnyo / felipeirnyo.artstation.com

Все про Бабу Ягу

Происхождение термина

В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.

Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.

Как выглядит Баба Яга

Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.

Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху —

Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.

Избушка Бабы Яги

В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).

Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.
Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.

У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:

Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.

Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.

Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.
Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.

В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.

Неприятности

Жила-была когда-то Маленькая Баба-Яга — то есть ведьма, — и было ей всего сто двадцать семь лет. Для настоящей Бабы-Яги это, конечно, не возраст! Можно сказать, что эта Баба-Яга была еще девочкой. Жила она в крохотной избушке, одиноко стоявшей в лесу. Крыша избушки покривилась от ветра, труба скрючилась, ставни дребезжали на разные голоса. Но Маленькая Баба-Яга не желала себе лучшего дома, ей и этого вполне хватало. Снаружи к избе была пристроена огромная печь. Без такой печи никак нельзя обойтись, иначе избушка не была бы настоящим домом Бабы-Яги.

В избушке вместе с Бабой-Ягой жил еще ворон. Звали его Абрахас. Он говорил не только «Доброе утро!» и «Добрый вечер!», как это умеют все говорящие вороны. Ворон Абрахас умел говорить все! Он был мудрым вороном и знал толк буквально во всем на свете.

Примерно шесть часов в день Маленькая Баба-Яга училась колдовать. Ведь колдовство не такая уж простая штука: лениться в этом деле никак нельзя! Сначала надо вызубрить все простые колдовские штучки, а потом уже более сложные. Надо вызубрить от начала до конца всю колдовскую книгу, не
пропуская в ней ни одной задачки.

Маленькая Баба-Яга дошла только до двести тридцатой страницы. В то утро она упражнялась в вызывании дождя. Она сидела во дворе возле печи, держала на коленях колдовскую книгу и колдовала. Ворон Абрахас сидел рядом. Он был мрачен.

— Должен быть дождь! — каркал он сердито. — А что делаешь ты? В первый раз у тебя посыпались с неба белые мыши! Во второй раз — лягушки! В третий — еловые шишки! Интересно, что посыплется в четвертый раз! Получится ли у тебя, наконец, настоящий дождь?!

Маленькая Баба-Яга попробовала сделать дождь в четвертый раз. Она повелела собраться в небе небольшой туче, подманила ее рукой и, когда та остановилась над самой избушкой, крикнула:

— А ну пролейся дождем! Туча прорвалась, и с неба полилось кислое молоко.

— Кислое молоко! — в ужасе каркнул Абрахас. — Ты сошла с ума! Что ты нам еще наколдуешь? Может быть, манную кашу? Или сапожные гвозди? Хоть бы это были сдобные крошки или изюм — еще куда ни шло…

— Должно быть, я оговорилась! — сказала Маленькая Баба-Яга. — Я и раньше иногда ошибалась. Но четвертый раз подряд — этого со мной еще не бывало!

— «Оговорилась»! — проворчал ворон. — Я тебе скажу, в чем тут дело! Рассеянна ты, вот что! Если думать о всякой всячине, то непременно оговоришься. Сосредоточиться надо тебе, вот что!

— Ты находишь? — задумчиво сказала Маленькая Баба-Яга. Она вдруг захлопнула колдовскую книгу. — Ты прав! — крикнула она гневно. — Я не могу сосредоточиться! И знаешь почему? — Она сверкнула глазами. — Потому что я вне себя от злости!

— От злости? — переспросил Абрахас. — На кого же ты злишься?

— Я злюсь, что сегодня Вальпургиева ночь! Самый большой праздник! Сегодня все ведьмы соберутся на горе Блоксберг и будут там танцевать до утра!

— Ну и что? — спросил ворон.

— А то, что я еще слишком мала для танцев! Так говорят взрослые ведьмы! Они не хотят, чтобы я танцевала вместе с ними на Блоксберге! Старый ворон попытался ее утешить:

— Видишь ли, в твои сто двадцать семь лет ты еще не можешь этого требовать. Вот когда ты станешь постарше, тогда другое дело…

— Ах, оставь! — крикнула Маленькая Баба-Яга. — Я хочу уже сейчас танцевать вместе со всеми! Понимаешь?

— Чего нельзя, того нельзя! — наставительно прокаркал ворон. — Разве что-нибудь изменится оттого, что ты злишься? Будь же разумной! Я чувствую, ты что-то задумала.

— Я знаю, что я задумала! — сказала Маленькая Баба-Яга. — Сегодня же ночью я полечу на Блоксберг!

— На гору Блоксберг? — переспросил ворон. — Но взрослые ведьмы тебе это запретили!

— Ха! — презрительно крикнула Маленькая Баба-Яга. — Запрещено многое! Но если я им не попадусь…

— Ты попадешься! — пророчески каркнул ворон.

— Чепуха! — возразила Маленькая Баба-Яга. — Я появлюсь, когда они уже будут танцевать вовсю! А перед самым концом смоюсь! В суматохе, которая будет царить сегодня ночью на Блоксберге, никто меня не заметит…

* изображение: http://linmida.com
Пересказал с немецкого Ю.Коринец. Изд: «Маленький водяной и другие сказки» — М.: Детская литература, 1985.

Сочинение на тему: «Русские сказки»


Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце.

С. Королев

Чему нас учат русские народные сказки

Какие книги читают детям практически с пеленок? Это, конечно, сказки – умные, добрые и веселые. И выбор не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Добро победит, только путь к этой победе нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.

Прелесть русских народных сказок еще и в том, что этот смысл не лежит на поверхности. Все аллегорично, иносказательно. Как у Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек!» Взрослея, мы перечитываем сказки, и каждый раз нам отрывается что-то новое: новое видение, новый оттенок чувств и эмоций.

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – «свой парень», но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот «зайцы» и «лисицы», «волки» и «медведи»!

Что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая «армия зла»: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть «испытание».

Например, в сказке «Царевна-лягушка» главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке «Морозко» бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.

Сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.» Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.

Таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка – не только «преданье старины глубокой», но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Сочинение «Русские народные сказки»

Сколько бы я не становился старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка — кладезь мудрости многих поколений людей и народного юмора.

В сказочной форме нам рассказывают о важных вещах. Например, в сказках о животных звери действуют как люди. Хитрая лиса обманывает серого волка и выпутывается из любой ситуации, как человек-пройдоха. В сказке «Бобовое зернышко» петушка спасают всем миром. И это учит держаться вместе, дружить и выручать друг друга. А сказка о коте, дрозде и петухе учит думать о последствиях и поддаваться на заманчивые обещания.

Больше всего я люблю народные волшебные сказки. Их храбрые герои попадают в удивительные приключения. Обычно это Иван-царевич или Иван-дурак, который не только смелый, но и имеет доброе сердце. Например, в сказке «Василиса Прекрасная», Ивану -царевичу помогают орел, заяц, селезень, рак, которых он пожалел и не убил на охоте.

Сказка учит хорошему, напоминает законы жизни. В сказке «Иван-коровий сын» самый простой парень оказывается самым умным. В итоге именно он побеждает змеев и спасает своих друзей: царевича и крестьянского сына. А сказки «Морозко» и «Крошечка-Хаврошечка» учат быть добрыми, скромными и трудолюбивыми.

Обожаю я сказку «Летучий корабль». Тут доброе сердце Ивана-дурака привлекает к нему необычных людей-волшебников: Скорохода, Морозко, Объедайло, Слушало, Стрельца и других. Каждый из них оказывается полезен потом. Их дружба побеждает все козни царя. Они остужают раскаленную баню, где хотел сжечь их царь, приносят с края света живую воду. В итоге все вместе они женят Ивана на царевне.

Я думаю, что в любом возрасте полезно читать сказки, хоть в сотый раз, и вспоминать мудрость, которую русский народ за много веков накопил в своей памяти.

Сочинение «Мой любимый герой русской сказки – Баба-Яга»

Мне нравится читать русские народные сказки, в которых есть персонаж Бабы Яги. Это колоритная сказочная героиня, хотя и страшноватая внешне. Прозвали ее «Костяной ногой».

У Бабы Яги длинный нос крючком и лохматые седые волосы. Она одета в длинную юбку, старый фартук, а голову повязывает платком. Живет Баба Яга в чаще дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Она умеет летать по воздуху в ступе, помогая себе метлой. Избушка у бабки тоже непростая. Она может поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах.

В некоторых сказках эта героиня злая, она грозится съесть других сказочных персонажей и «на косточках покататься». Например, в сказке «Гуси-Лебеди».

Иногда, Яга, наоборот, помогает другим. Например, она спасает Ивана-царевича от погони в сказке про молодильные яблоки. Она топит баню, кормит уставшего Андрея-стрелка в сказке «Пойди туда, не знаю куда». А потом Яга даже дарит ему волшебную лягушку, чтобы перебраться через огненную реку.

В некоторых сказках у нее есть дочь – это Василиса Прекрасная или Марья-кудесница. Эта дочь тоже волшебница, но она красавица. А откуда взялась сама Баба-Яга – это загадка. Она любит говорить: «Фу, русским духом пахнет!». Выходит, она сама нерусская?

Хотя эта героиня и страшная, но без нее невозможно представить народные сказки. Поэтому она — мой любимый персонаж!

Атрибуты Бабы-яги

Самыми известными предметами, без которых сказочная ведьма не могла обходиться, являются ступа, помело, печь, лопата, котел. Были еще в «хозяйстве» Бабы-яги волшебные помощники — черный кот, черный ворон, гуси-лебеди.

Ступа нужна была Яге, чтобы летать на ней и добывать себе в пищу — людей, конечно. Во многих сказках бабушка Яга летала на ступе из железа с пылающей метлой. И когда она летела — «бушевал ветер, завывали дикие звери, стонала земля, немели люди, погибал скот». Но иногда ведьма просто передвигалась бегом, подгоняя себя метлой, или ехала в ступе.

Образ метлы (помела) мог ассоциироваться с волшебным посохом. А помело фигурировало еще в историях ацтеков, а также в сказках народов Китая и Индии. Обыденная метла мела дом, сакральная — «выметала» грехи из потустороннего мира, одновременно служа инструментом, насылающим забвение на живых. У Бабы-яги она нужна была, чтобы управлять ступой и заметать следы — то есть уничтожать воспоминание о полете у тех, кто его видел.

В печь старуха Яга часто сажала маленьких детей. Почему? Потому что в старину лечиться было нечем и не у кого, и первыми в крестьянской семье от эпидемий, болезней, голода страдали именно дети.

Впрочем, есть сведения, что детей в печи Баба-яга вовсе не жарила, а «припекала в тесте» — якобы именно так лечили в старину младенцев от рахита и некоторых других болезней. Кстати, одно из первых значений старинного глагола «ягать» — как раз «жечь».

Три образа Бабы-Яги

Традиционно, из сказочных сюжетов выделяются три собирательных образа Бабы Яги, для каждого из которых характерны свои особенности.

1. Яга-Советчица и Дарительница.
Это основной образ, который встречается чаще других. «Вещая» — главная характеристика данного образа. Баба Яга мудрая, она много знает, может предсказывать будущее и помогает главному герою. Кроме советов, она дает ему магические предметы: клубок, шапку-невидимку или коня.

Этот образ уходит корнями к женскому славянскому божеству, прародительнице рода человеческого, материнскому началу.

2. Яга-Похитительница.
По мотивам сказок похищает детей и юношей. Это не просто образ кровожадной людоедки, идущей на любые ухищрения ради того, чтобы заманить к себе жертв. В основу персонажа здесь положен древнейший славянский обряд инициации – посвящения мальчиков в мужчин. Символическая смерть и последующая за ней новая, зрелая жизнь взрослого мужчины – ни что иное, как посещение избушки Яги – загробного мира и возращение в мир живых.

И еще, по мотивам сказок, поедает детей Баба Яга, запекая их в печи. Здесь заметны отголоски древнего славянского обряда «паланья» детей – помещения их в печь для своеобразного благословения огнем. Новорожденных младенцев, также дохаживали в теплом печном месте, выкладывая их в тесто. Не для съедения, разумеется.

3. Яга-Воительница.
Этот образ реже других встречается в сказках. Здесь Баба-Яга богатырка, женщина, наделенная нечеловеческой силой. Она внушает ужас. В отличие от предыдущих образов – здесь воюет во главе своего темного воинства. Ее «рать-сила несметная
».

Яга противостоит главному герою. Она ведьма, страшное доисторическое существо, подобное давно забытым темным божествам. Средство передвижения Воительницы – темный конь.

Русская народная сказка «Баба-Яга»

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха её не полюбила, била её и думала, как бы вовсе извести. Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке: «Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить». А тетка эта была баба-яга костяная нога.

Вот девочка не была глупа да зашла прежде к своей родной тетке. «Здравствуй, тётушка!» — «Здравствуй, родимая! Зачем пришла?» — «Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку — мне рубашку сшить». Та её и научает: «Там тебя, племянушка, будет берёзка в глаза стегать — ты её ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать — ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать — ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть — ты ему ветчины дай». Пошла девочка; вот идет, идет и пришла.

Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткёт. «Здравствуй, тётушка!» — «Здравствуй, родимая!» — «Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить». — «Хорошо; садись покуда ткать». Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей работнице: «Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать». Девочка сидит ни жива ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу: «Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи», — и дала ей платочек.

Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает: «Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?» — «Тку, тётушка, тку, милая!» Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает: «Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова?» — «Вот тебе гребешок и полотенце, — говорит кот, — возьми их и убежи; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце — сделается широкая-широкая река; если ж баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и как услышишь, что она близко, брось гребешок — сделается дремучий-дремучий лес; сквозь него она уже не проберется!»

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели её рвать — она бросила им хлебца, и они её пропустили; ворота хотели захлопнуться — она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили; берёзка хотела ей глаза выстегать — она ее ленточкой перевязала, и та её пропустила. А кот сел за кросна и ткёт: не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает: «Ткёшь ли, племянушка, ткёшь ли, милая?» — «Тку, тётка, тку, милая!» — отвечает грубо кот.

Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза. «Я тебе сколько служу, — говорит кот, — ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала». Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку и на работницу, давай всех ругать и колотить. Собаки говорят ей: «Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала». Ворота говорят: «Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица подлила». Берёзка говорит: «Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, она меня ленточкой перевязала».

Работница говорит: «Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила».

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце: сделалась река такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста. Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок: сделался лес такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколь ни старалась — не могла прогрызть и воротилась назад.

А дед уже приехал домой и спрашивает: «Где же моя дочка?» — «Она пошла к тётушке», — говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой. «Где ты была?» — спрашивает отец. «Ах, батюшка! — говорит она. — Так и так — меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой — мне рубашку сшить, а тётка, баба-яга, меня съесть хотела». — «Как же ты ушла, дочка?» Так и так — рассказывает девочка. Дед как узнал все это, рассердился на жену и расстрел ил её; а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил: по усам текло, в рот не попало.

_______________________________________________

Кросна — стан для тканья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: