«Генрих V»
«Четвертая пьеса второй шекспировской исторической тетралогии была занесена в Регистр Гильдии книгопечатников и издателей 4 августа 1600 г. Пьеса была переиздана в 1602 и 1619 гг. Оригинальный текст Шекспира впервые появился на сцене в театре «Гудменз-Филдз» в 1735 г. и впоследствии часто ставился в лондонских театрах. Основным ее источником являются «Хроники» Холиншеда.»
Сюжет «Генриха V» практически не содержит ничего драматического. В его основе лежат воинские победы Генриха V. Это патриотическая пьеса, которая прославляет монархию и воинскую доблесть англичан. Генрих V отличается от предыдущих пьес и по стилю, и по композиции. Действие целиком сосредоточено на короле, который выступает как справедливый и разумный монарх.
«»Генрих V» — произведение странное по сочетанию несомненного мастерства и сравнительной пустоты содержания. Даже самые безоговорочные поклонники Шекспира вынуждены признать, что это произведение стоит в ряду тех, которые меньше всего говорят о величии Шекспира».
Здесь нет изображения борьбы между феодалами. Основной конфликт заключен между двумя странами – Англией и Францией. В 1337 году возникла война между этими странами, получившая название Столетней. При Генри V Англия добилась победы в битве при Азинкуре, в 1415 году. Этот эпизод был взят Шекспиром за основу пьесы.
Изображая враждующие страны, Шекспир отдает предпочтение своим соотечественникам. Французских правителей и полководцев он описывает зло и с сарказмом, он называет их бездарностями и хвастунами, однако, он меняет свой тон на более миролюбивый в завершении пьесы.
Шекспир не был во всем исторически точен. Зачастую он сближал некоторые события, длившиеся несколько месяцев или лет, опускал некоторые факты, и даже допускал домыслы. Характеры исторических деятелей он делал более выразительными, наделяя их резкими чертами
Шекспир изображает монарха, как человека, который понимает свой народ, в котором нет типичного царственного высокомерия и который умеет жить в мире со своим народом. У Шекспира судьба государства и народа зависят не от божественной воли, а от человеческой. Люди сами определяют свою судьбу, свою историю самостоятельно без управления свыше. Шекспир идеализирует Генриха V, но и при жизни многие черты идеала действительно были ему присущи.
Комедии
Практически все комедии Шекспира были написаны в первый период его творчества – с 1592 по 1600 годы. Для этого периода характерным было оптимистическое мироощущение и вера в торжество гуманного начала. В это время создаются такие комедии, как «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Много шуму из ничего», «Двенадцатая ночь», «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Как вам это понравится», «Виндзорские насмешницы», «Конец — делу венец».
В эпоху Шекспира под комедией понималась пьеса, способная повеселить зрителя, доставить ему радость и имеющая счастливый конец. В сюжете же сочетались комические ситуации, с трагическими событиями. Но драматурга в не меньшей степени, чем комизм ситуации, интересуют характеры героев. Комедии Шекспира — это, прежде всего, комедии характеров. Среди действующих лиц комедий главное место принадлежит героиням. Именно они ведут интригу, смело защищают свое право самим решать свою судьбу. Комедии Шекспира отличаются непринужденностью развития действия, живостью диалога, истинно народным юмором. При этом в них ставятся серьезные общественные проблемы. Комедии утверждают право человека на счастье, выступают за раскрытие всех возможностей человеческой личности. Ощутима здесь также и социальная критика: Шекспир подвергает осмеянию испорченность и пустоту дворянства, скудоумие буржуазии и корыстолюбие духовенства.
Но в целом атмосфера комедий говорит об оптимизме Шекспира, о его вере в благополучное разрешение противоречий.
Часть первая
Что б покаяться перед церковью за убийство Ричарда II, король Генрих IV собирается в поход на Святую Землю. Но тут граф Уэстморленд сообщает королю, что английская армия разбита уэльским полководцем Оуэном Глендауром, а английский полководец Эдмунд Мортимер, граф Марчем, был пленён. В то же время в Холмдоне юный Хотспер, Гарри Персии, победил шотландцев с их полководцем графом Дугласом Арчиболдом, но отказался выдавать их королю. Мортимер был объявлен наследником Ричарда II перед его смертью, поэтому Генрих, не смотря на доводы Хотспера, не намеривался выкупать его с плена. Когда Генрих уходит, а злость Хотспера остывает, Вустер предлагает поднять восстание против Генриха.
В своих владениях принц Уэльский Хел тем временем веселился с другом – сэром Фальстафом. Беспутный друг принца Нед Пойнс подговаривает их ограбить купцов. Всё идёт по плану, и ограбление проходит идеально. Они решают это отметить, и идут в трактир «Кабанья голова», куда за Хелом приходит посланник короля, что отец хочет его видеть. Фальстаф напутствует друга принца на ответы перед озлобленным отцом.
Принц Генрих, узнав о восстании Хотспера, Вустера и Вернона, даёт им помилование, но Хотспер не соглашается, и, что б обойтись без кровавой бойни, он сходится в дуэли с принцем, где и погибает. Прибывший король Генрих приказывает казнить Вернона и Вустера за их восстание, а сам направляется с армией добить оставшихся ополченцев.
«Гамлет»
Трагедия «Гамлет» была создана Шекспиром в 1601г., в начале второго периода его творчества и во время кризиса Ренессанса – когда был сожжен на костре Джордано Бруно, запрятан в тюрьму великий ученый Галилео Галилей, сожжен Жаном Кальвином гуманист и ученый, открывший малый круг кровообращения Михаил Сервет, началась охота на ведьм. Шекспир запечатлел трагическое разочарование в людей в силе и благе разума. Этот разум он воспел в лице своего героя – Гамлета.
Сюжет трагедии заимствован из древней легенды, записанной в XIII веке датским историком Саксоном Грамматиком. Предполагают, что Шекспир использовал также утраченную ныне пьесу Томаса Кида «Гамлет», шедшую в Лондоне в 80-х годах XVI века и посвященную теме сыновьей мести за убийство отца. Однако все это не умаляет самобытности произведения Шекспира и созданных им характеров. Старинный сюжет насыщен у драматурга общественным и философским содержанием.
«Основу драматургической композиции составляет судьба датского принца. Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета, причем напряжение все время возрастает вплоть до заключительного эпизода дуэли, заканчивающейся гибелью героя. Напряжение действия создается, с одной стороны, ожиданием того, каков будет следующий шаг героя, а с другой, — теми осложнениями, которые возникают в его судьбе и взаимоотношениях с другими персонажами. По мере развития действия драматический узел все время отягчается сильнее и сильнее.»
Гамлет – человек недюжинных способностей, смелый, эрудированный, способный к философскому анализу действительности. Он жил так, как жили все молодые люди его круга. У него был отец, которого он уважал и мать, которую он любил. Ему свойственно возвышенное представление о назначении человека, его душа преисполнена жажды чистоты и благородства в человеческих отношениях.
Смерть отца служит поворотным пунктом в сознании героя – его взору открывается мир со всем его трагизмом и злом. К убийству отца Гамлет относится не только как к личной утрате, он понимает, что источник этого преступления – в преступном характере общества. Королевский двор с его порочностью воплощает для него всю систему мирового зла. В этой трагедии Шекспира волнует проблема столкновения гуманной личности сообществом и судьба самого гуманизма в антигуманном мире. Знаменит гамлетовский вопрос: «Быть иди не быть — вот в чем вопрос?». Его волнует вопрос как вести себя по отношению ко вселенскому злу. В своем монологе он говорит со всем человечеством. Есть два пути — смириться со злом как неизбежным элементом бытия, уступить ему или, презрев все опасности, выступить в борьбу со злом. Гамлет избрал второй путь. Но он все время откладывает свершение мести, так как она ничем не может поспособствовать переделке мира и всего человечества. Это обстоятельство приводит героя к глубокой меланхолии.
В «Гамлете» раскрываются нравственные муки человека, призванного к действию, жаждущего действия, но действующего импульсивно, только под давлением обстоятельств; переживающего разлад между мыслью и волей
Пьеса Шекспира – энциклопедия мудрости. В каждой ее строке открывается ум и знание жизни. Наставления Полония Лаэрту, отъезжающему во Францию — это наставления для всех людей и всех времен, им следовать должен не только аристократ по рождению, но и аристократ по духу.
Не смотря на мрачный финал, в трагедии Шекспира нет безысходного пессимизма. Создавая различные стороны действительности, Шекспир не утрачивает веру в торжество добра и справедливости. Именно поэтому Гамлет обращается к своему другу Горацио с просьбой рассказать людям его историю, чтобы последующие поколения сумели разобраться в причинах его слабости и его трагедии. Это придает трагедии Шекспира значение произведения, актуального во все времена.