Книга чайка читать онлайн

Чехов «Чайка» очень краткое содержание

«Чайка» Чехов краткое содержание для читательского дневника:

Действие пьесы происходит в Российской Империи в конце XIX века. Отставной чиновник Сорин живет в своем имении. У него гостит его сестра Ирина Николаевна Аркадина и ее сын Константин Треплев. Госпожа Аркадина – 43-летняя известная актриса, ведущая бурную жизнь в обществе знаменитостей. Она состоит в отношениях с известным писателем Тригориным, который заметно моложе ее.

Сын госпожи Аркадиной, Константин Треплев – 25-летний начинающий писатель. Он не одобряет образ жизни своей матери, ее вкусы и т.д. Сын с матерью состоят в непростых отношениях, хотя и любят друг друга. Треплев влюблен в соседку, молодую девушку Нину Заречную, и та отвечает ему взаимностью. Нина мечтает стать актрисой и хочет славы. Ее привлекает ее новый знакомый, писатель Тригорин, с которым она беседует о славе, успехе и т.д.

Нина влюбляется в Тригорина, а тот увлекается ею. Константин ревнует и злится: ему кажется, что Нина разлюбила его из-за того, что он — писатель-неудачник. Тригорин признается госпоже Аркадиной, что влюблен в Нину. Влюбленная Аркадина на коленях упрашивает Тригорина не бросать. Бесхарактерный Тригорин остается с Аркадиной и вместе с ней собирается в Москву. Перед отъездом он тайно договаривается с Ниной о встрече в Москве.

Вскоре Нина сбегает из дома в Москву и там вступает в любовную связь с Тригориным. У девушки рождается ребенок, который вскоре умирает. Нина становится актрисой, однако не добивается большого успеха: Тригорин не поддерживает возлюбленную, из-за чего девушка теряет веру в себя. Тригорин изменяет Нине, а затем и вовсе охладевает к ней и бросает. Оставшись одна, несчастная Нина продолжает работать в мелких театрах и живет очень скромно.

Так проходит два года. К этому времени Константин Треплев становится известным писателем. Он живет в том же имении вместе с дядей. Госпожа Аркадина возобнавляет отношения с Тригориным и, судя по всему, снова счастлива с ним. Однажды Аркадина и Тригорин приезжают в имение к Сорину. В усадьбе, как обычно, собираются знакомые.

В этот же вечер Нина тайно навещает Конастантина (она уже 5 дней находится в городе). Девушка в слезах признается Треплеву, что боялась, что тот ее ненавидит, поэтому избегала встречи; завтра Нина едет в Елец, где всю зиму будет работать в местном театре. Треплев признается Нине, что все еще любит ее и что без нее его жизнь пуста.

Он просит девушку остаться или взять его с собой. Нина отвечает, что по-прежнему любит Тригорина, хотя тот сломал ей жизнь и бросил ее. Девушка сравнивает себя с чайкой, которую случайный человек погубил от нечего делать. Нина и Константин прощаются. В тот же вечер, когда в доме еще находятся гости, Константин кончает жизнь самоубийством.

Пьеса «Три сестры» является одним из самых известных драматических произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание пьесы Три сестры для ознакомления с сюжетом произведения.

Краткое содержание пьесы «Чайка» подробно по действиям

Действие 1

В гости к брату, Петру Сорину, приезжает известная актриса Ирина Николаевна Аркадина с любовником Борисом Алексеевичем Тригориным, беллетристом. Треплев, сын Аркадиной, проживает с дядей и также увлечен сочинительством.

Начинающий драматург намерен на суд родственников и знакомых представить собственную пьесу и поставить ее. Единственная роль предложена дочери соседского помещика, Нине Заречной.

Девушка увлечена театром, мечтает выступать на сцене. Этому противятся ее родители, считая театральные упражнения блажью. Константин, беззаветно влюбленный в Нину, организует для нее театр в парке.

Помимо вышеупомянутых персонажей на представлении находятся учитель Медведенко, доктор Дорн, а также управляющий имением, отставной офицер Шамраев, его супруга – Полина Андреевна и их дочь Маша.

Медведенко безнадежно влюблен в Машу. Он искренне завидует любви Треплева и Заречной. Попытка объясниться с Машей ни к чему не приводит – та давно любит Константина.

У большей части зрителей сюжет и само выступление Нины вызывает недоумение, а Аркадина и вовсе критикует увиденное и услышанное. Раздосадованный едкими замечаниями, Константин прерывает представление и уходит. Нина остается со всеми и выслушивает комплименты в свой адрес от Тригорина.

Действие 2

Через два дня на площадке для крокета Дорн читает вслух Ирине Николаевне и Маше, а Тригорин рыбачит рядом в купальне.

У Сорина намечаются именины, и по этому случаю в имение прибывает Нина. Она с интересом наблюдает за действиями знаменитостей и удивляется, что и они подвержены обычным человеческим страстям.

Молодая дама влюбляется в Тригорина и охладевает к Треплеву. Константин уверен – черствость любимой связана с провалом его пьесы. Он подносит Нине убитую им чайку и уверяет, что вскоре также покончит собой.

На Нину это не возымеет должного воздействия, она увлечена Тригориным. Ей нравится его незатейливая проза, а манера Константина выражать свои мысли символами глубоко безразлична.

Тригорин также интересуется молоденькой девушкой, хочет разузнать, чем она живет и что чувствует. Сам писатель тяготится своей славы и обязанности постоянно творить на потребу невзыскательному читателю.

При виде убитой чайки Тригорин придумывает и записывает в свой блокнот сюжет для рассказа. В нем будет повествоваться о девушке,  живущей на побережье озера. Она счастлива и свободна. Но некий человек пришел и погубил ее, как чайку.

Действие 3

Спустя неделю Треплев совершает неудачную попытку самоубийства. Его мать уверена, что причиной послужила элементарная ревность. Она решает уехать в Москву и увезти с собой Тригорина.

Сорин жалеет племянника с его несчастной любовью, но уверен, что это не единственная причина депрессии Константина, и просит сестру помочь Треплеву деньгами. Аркадина отзывается.

За уехавшими в столицу Аркадиной и Тригориным собирается отправиться и Нина. Она не расстается с мыслью устроиться в театр и выступать на сцене. Тригорин вдруг ощущает, что нашел настоящую любовь, просит Аркадину отпустить его к Нине.

Но та не уверена в серьезности увлечения, и все-таки убеждает Тригорина отказаться от девушки. Перед отъездом писатель сталкивается с Ниной и договаривается о тайном свидании в Москве.

Маша, понимая, что ее любовь не нужна Треплеву, дает согласие выйти замуж за Медведенко.

Действие 4

Минует два года. Сорин стар, тяжело болен, однако жизнелюбие его не ослабевает. У супругов Медведенко родился ребенок, но счастливым этот брак не назовешь.

Треплев делится с Дорном сведениями о Нине Заречной. Она сошлась с Тригориным, родила от него, дитя вскоре скончалось. Беллетрист разругался с ней и вернулся к Аркадиной.

На сцене у Нины не сложилось, играла она грубо и безвкусно. В письмах Треплеву она никогда не жаловалась на судьбу и подписывала их словом Чайка.

Когда Константин и Нина все-таки встречаются, пылкий юноша вновь объясняется в любви и готов ей все простить.

Нина не может ответить взаимностью, она до сих пор любит Тригорина и не скрывает этого. Покидая обескураженного мужчину, приглашает поглядеть на ее игру в театре, когда она прославится.

После ухода Заречной влюбленный Треплев рвет свои рукописи, а затем уходит в другую комнату. В оставленном им помещении собираются на застолье Аркадина, Тригорин, Дорн и прочие гости.

Вдруг раздается выстрел. Дорн предполагает, что это лопнула его пробирка и уходит. Возвратившись, он, чтобы не услышала Аркадина, отводит Тригорина в сторону и говорит ему, что Константин застрелился.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон описал систему образов «Чайки» в таблице:

Тематика пьесы «Чайка» драматична и злободневна:

  • Искусство – основная тема произведения. Люди искусства в романе показаны несчастными, эгоистичными и очень противоречивыми людьми. По мнению Чехова, настоящее творчество – это крайне сложный процесс, и не каждый человек может выдержать такую жизнь. Ей, этой жизни, придется принести в жертву и семью, и любовь, и самого себя.
  • Талант – Чехов склонен считать, что именно талант играет огромную роль в мире искусства, человек, лишённый таланта, но всё равно пытающийся творить, едва ли сможет хоть чего-то добиться, а только навредит самому себе. Искра таланта не может быть следствием волевого усилия: она даруется кем-то или чем-то свыше, ею невозможно управлять.
  • Любовь – любовь в пьесе показана, как крайне опасная вещь, которая в большинстве случаев приносит только страдания. Но она же стоит того, ведь дарит крупицы счастья, недоступного таким холодным и эгоистичным людям, как Треплева.
  • Отцы и дети – через отношения Треплёва с матерью Чехов демонстрирует пропасть, лежащую между разными поколениями интеллигенции и разными натурами. Равнодушие и отчуждение, которые царят в семейных отношениях, объясняются тем, что жрецы искусства думают о себе больше, чем о домочадцах.

Если Вы не удовлетворены списком тем или проблем, попросите у Многомудрого Литрекона расширить его.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон описал систему образов «Чайки» в таблице:

герои пьесы «чайка» характеристика
нина заречная – дочь богатого помещика. красивая, чувствительная и наивная девушка. мечтает стать великой актрисой, не обладая при этом особыми талантами. склонна к восторженному преклонению перед знаменитыми людьми. в итоге, слепо пойдя за своей мечтой, потеряла всё, однако не сдалась.
ирина аркадина – знаменитая актриса. эгоцентричная и истеричная дама. желает всегда находиться в центре всеобщего внимания. жёстко управляет всеми окружающими людьми. во многом равнодушна к судьбе собственного сына, не щадит его чувств и жалеет для него денег.
константин треплёв – молодой человек, мечтающий стать писателем, но, как и заречная, обделён реальным талантом. довольно нервный и самолюбивый человек. не терпит никакой критики. в финале пьесы окончательно разочаровывается в себе, уничтожает свои рукописи и стреляется.
борис тригорин – модный писатель, пользующийся огромной популярностью. при этом мечтает о чём-то большем и переживает от того, что читатели и критики не воспринимают его как серьёзного писателя. инфантилен и ленив. находится в полном подчинении у аркадиной. вступает в кратковременную связь с заречной.

«Чайка» Чехов главные герои

«Чайка» Чехов главные герои и их характеристика Сорина, Дорна, Маши Шамраевой и Семена Медведенко.

Главные герои произведения «Чайка»

  • Ирина Николаевна Аркадина , по мужу Треплева, актриса
  • Константин Гаврилович Треплев , ее сын, молодой человек
  • Петр Николаевич Сорин, ее брат
  • Нина Михайловна Заречная , молодая девушка, дочь богатого помещика
  • Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина
  • Полина Андреевна, его жена
  • Маша, его дочь
  • Борис Алексеевич Тригорин , беллетрист
  • Евгений Сергеевич Дорн, врач
  • Семен Семенович Медведенко, учитель

«Чайка» Чехов характеристика героев

Врач Евгений Сергеевич Дорн – своеобразный представитель автора в пьесе. Это пожилой уже мужчина лет 55, который привык к вниманию женщин и их расположения. Дорн любит искусство, знает толк в нем. Он едва ли не единственный поддерживает Треплева, считая, что в произведении повино быть «подъем духа». Но предостерегает молодого автора, что он должен знать; для чего пишет: «… Так как … забредет, и ваш талант погубит вас».

Эпизодическую роль выполняет в пьесе и Петр Сорин, владелец поместья, где происходит действие пьесы, брат Аркадина. Действительный статский советник вышел на пенсию, купил усадьбу и живет в полном бездействии, все дела передоверил управляющему и оказался в определенной материальной зависимости от него. Он хотел стать писателем, хотел научиться красиво говорить, хотел вступить в брак, но ничего этого не сделал.

Сорин имеет доброе сердце. Он сочувствует своим родным, защищает Константина и просит у сестры денег для него, предостерегает Аркадиной: «нельзя так … вести себя с молодым самолюбием». Треплев, в свою очередь, просит у матери денег для дяди, так как считает, что все болезни – от однообразия жизни.

Маша Шамраева – дочь управляющего имением Сорина. Она нюхает табак и пьет водку, ходит в черном, нося траур по самому себе, так как считает себя несчастным из-за неразделенной любви к Треплева. Она отвечает Аркадина на замечание, что выглядит старше своих лет: «А у меня такое ощущение, будто я родилась уже давно … И часто не бывает никакого желания жить».

Чтобы вырвать из своего сердца любовь к Треплева, Маша выходит замуж за Медведенко, рожает ребенка, но так и не может справиться со своими чувствами. Следовательно, и здесь трагедия неразделенной любви, преодолевшей и материнские чувства, и чувства долга.

Учитель Семен Семенович Медведенко – человек среднего возраста, умеренный и добродушный, немного образованный, но больше – ограниченный, поэтому автор даже подсмеивается над ним. Хотя проблема бедности, особенно в среде провинциальных учителей, была действительно серьезной.

Важно

Медведенко самоотверженно любит Машу, терпеливо переносит ее прихоти и равнодушие. Следовательно, и здесь существует проблема неразделенной любви в браке.

Выстраивается такой любовный цепочка: Медведенко -> Маша -> Треплев -> Нина -> Тригорин.

Проблемы

Проблемы, который Антон Павлович поднимает в пьесе «Чайка», так же очен важны и актуальны.

Первая проблема – это непонимание в семье. Мы видим непонимание, которое возникает между Аркадиной и Треплевым. Сын все время осуждает свою мать, в то время как она относится к нему с пренебрежением. Подобное поведение негативно сказывается на их душевном состоянии.  

Подобное непонимание царит и в семье Нины. Её родители так же не могут понять девушку, поэтому она не видит от них никакой поддержки. Девушка от родителей слышит лишь запреты и наказания, из-за которых она не в состоянии реализовать свой потенциал.

Так же Антон Павлович поднимает проблему семейного деспотизма. Взять хотя бы ту же Аркадину, которая относится очень жестко к своему окружению, стараясь руководить ими. Она неприемлет никакую свободу мысли и старается задушить её на корню. Более того, женщина считает, что лишь ее взгляды правильные относительно искусства. Она постоянно насмехается над своим сыном и постоянно упрекает его невесту.

Отец Нины так же очень жестоко поступает со своей дочерью, когда отказывается от неё в тот момент, когда ей было очень тяжело.

Еще одна проблема произведения – это разрушение идеалов. Это хорошо видно на примере Заречной и Треплева, которые очень долгие годы живут в вымышленном мире. Но, когда им пришлось столкнуться с реальным миром, все их надежды рухнули в тот же миг. Они получили лишь разочарование, причем как в своих мечтах, мире, так и в самих себе. Данная проблема и становится главной в пьесе «Чайка».

Столкновение мечты с реальностью – еще одна важная проблема, которую рассматривает Антон Павлович. Он показал то, что не показывали другие авторы. Мечта не только может предавать силы и окрылять, но делать человека слепым. Все те же Заречная и Треплев всю свою сознательную жизнь жили мечтой, что в итоге привело их к полному разочарованию.

Ещё одной проблемой произведения можно выделить тщеславие. Все мы привыкли судить о таланте человека лишь по его славе. Люди любят и ценят творческую личность лишь в то время, когда эта личность известна и популярна. Даже Нина влюбляется не в самого Тригорина, а в его известность и популярность.

Символы и детали

Как и другие пьесы Чехова, «Чайка» наполнена огромным количеством символов и деталей.

Пожалуй, самым известным символом является подстреленная чайка, с которой сравнивает себя Заречная. Белая птица символизирует свободу, непорочность и возвышенность, которым, однако, суждено быть растоптанными суровой реальностью.

Также автор прибегает и к говорящим фамилиям. Фамилия Треплёва символизирует собой нестабильное психическое состояние героя, измученного и разочаровавшегося во всём: он не идет по жизни, его треплет в своих руках судьба. Фамилия Заречной подчёркивает её возвышенность, мечтательность и непрактичность. Фамилия Тригорина раскрывает его неудовлетворённость жизнью и те несчастья, которые он принесёт героям.

Композиция и конфликт

Композиция произведения классическая. Пьеса делится на четыре действия.

  1. Первое действие выделено под экспозицию, в которой раскрывается предыстория, а также представляются основные действующие персонажи.
  2. Во втором действии происходит завязка, начинает оформляться основной конфликт.
  3. Третье действие отведено под кульминацию, когда конфликт достигает наивысшей точки.
  4. Четвёртое действие – финал, в котором конфликт разрешается, а все сюжетные линии приходят к логическому завершению.

Главная особенность чеховского конфликта в пьесе «Чайка» заключается в том, что на первый взгляд никакого конфликта в пьесе нет. Персонажи спорят, иногда ругаются между собой, но в итоге это никак не влияет на их отношения, потому что на протяжении всей пьесы главные герои борются с самими собой, своими сомнениями и желаниями.

Основной конфликт «Чайки» — столкновение мечты Нины и реальности: ее бездарности и ложной надежды на любовь с Тригориным.

Проблемы

Проблематика пьесы «Чайка» не менее значима:

  • Непонимание в семье – между Аркадиной и Треплёвым царит отчуждение и непонимание. Сын постоянно стремится осудить свою мать, а мать пренебрегает своим сыном, что только ухудшает их душевное состояние. Родители Нины тоже не поддерживают ее, а лишь запрещают и наказывают, не давая девушке шанса реализовать себя.
  • Семейный деспотизм – Аркадина жёстко руководит всеми, кто её окружает, и на корню душит любое свободомыслие, что делает её похожей на карикатурную помещицу начала девятнадцатого века. Свои взгляды на искусство она считает единственно верными, поэтому душит насмешками и упреками сына и его молодую избранницу. Не лучше поступает и отец Нины, отказываясь от нее в самый тяжелый момент ее жизни.
  • Разрушение идеалов – Заречная и Треплёв на протяжении многих лет жили в выдуманном ими мире. Однако, столкнувшись с реальностью, их идеалы рухнули, оставив у героев лишь разочарование как в мире, так и в самих себе. Это и есть основная тема пьесы «Чайка».
  • Столкновение мечты и реальности – вопреки многим писателям Чехов показал, что мечта не только окрыляет, но и ослепляет человека. Заречная и Треплёв всю жизнь следовали за своими мечтами, забыв о всякой рассудительности, и в итоге обрекли себя на страдания и лишения.
  • Тщеславие — достоинства творческого человека определяются его славой. Он нужен другим только тогда, когда известен. Даже Нина полюбила не Тригорина, а его популярность.

Несмешная комедия

«…Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви», — писал Чехов в 1885 году, приступая к созданию «Чайки». Классик вынашивал замысел «трагичнейшей комедии в русской комедиографии» долгие годы. Он уже давно хотел освободиться от штампов и пойти против «условий сцены», поэтому в его «Чайке», которая называлась комедией, смешного было не больше, чем в жизни.

К сожалению, далеко не все оказались способны рассмотреть новые драматургические приёмы в не сценичной, монотонной и скучной на первый взгляд пьесе. Одной из немногих, кто разгадал секрет автора, была актриса Вера Комиссаржевская: «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна… Чудесная актриса», — говорил драматург. Другие же артисты Александринского театра, которым суждено было первыми представить «Чайку» на суд зрителей, не поняли её масштаб, да и сам режиссёр Евтихий Карпов (которого Чехов всегда недолюбливал) не уделил постановке должного внимания.


Актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Фото: РИА Новости

Актриса Александринского театра Мария Читау, в день премьеры исполнявшая роль Маши, вспоминала: «За кулисами заранее уже говорили, что “Чайка” написана “совсем, совсем в новых тонах”, это интересовало будущих исполнителей и пугало, но не очень. На считку “Чайки” мы собрались в фойе артистов. Не было только автора. Без всякой пользы для уразумения “новых тонов” и даже без простого смысла доложил нам пьесу Корнев, а затем мы стали брать её на дом для чтения <…> Может быть, я ошибаюсь, и дело не в тексте и не в режиссерах, а в нашем плохом исполнении этой пьесы».

Направление и жанр

«Чайка» относится к реалистическому направлению в литературе. Чехов стремится к достоверному отражению в пьесе окружающей действительности. Персонажи, диалоги и действия прописаны максимально органично. Читатель может поверить, что описанные события могли произойти на самом деле.

С жанром произведения, как и всегда, когда речь заходит о произведениях Чехова, на протяжении многих лет возникали трудности. Сам писатель определил свою пьесу, как комедию, а окружающие воспринимали её как трагедию. На сегодняшний день принято считать, что «Чайка» – трагикомедия. Пьеса сочетает себе как трагические, так и комические элементы. Повествование наполнено забавными ситуациями и искромётными диалогами, но они лишь маскируют собой трагизм происходящих событий, которые приводят к чисто трагическому финалу.

Чехов стал одним из основоположников модернистского направления в театральном искусстве — театра абсурда. Речь его героев обращена не на публику, а глубоко в себя, поэтому диалоги выглядят бессвязными. Новаторство Чехова выразилось и в появлении мета-прозы: спектакль в спектакле (Нина играет на сцене перед Аркадиной и Тригориным), пьеса в пьесе (Треплев пишет и читает пьесу, хотя сам является героем пьесы).

Анализ пьесы А.П. Чехова «Чайка»

В 1895 году А.П.Чехов начал работать над «Чайкой». Эта пьеса, быть может, наиболее личное из всех его про­изведений. Это единственная его крупная вещь, непосред­ственно посвященная теме искусства. Автор рассказывает о своем затаенном — о трудном пути художника, о сущнос­ти художественного таланта, о том, что такое человеческое счастье.

«Чайка» — изящное создание Чехова-драматурга. Она действительно проста и сложна, как сама жизнь, и ее подлинная тема раскрывается перед читателями не сразу, как не сразу можно разобраться в тех сложных положениях, противоречивых сплетениях обстоятельств, которыми ода­ривает жизнь. Автор как бы предлагает нам на выбор различные варианты понимания пьесы.

Главное в «Чайке» — тема подвига. В искусстве побеж­дает тот, кто способен к подвигу.

Ответы на тест Знаем ли мы пьесу «Чайка» А.П. Чехова?

Ниже 30 вопросов по пьесе «Чайка», на каждый вопрос даны варианты ответов, необходимо найти правильный.

в Треплева
в Дорна
в Тригорина

Кулответ: в Треплева

киевский мещанин
провинциальный беллетрист
столичный театрал

Кулответ: провинциальный беллетрист

Елец
Москва
Париж

Кулответ: Елец

провинциальной актрисы
провинциальной учительницы
богатой наследницы

Кулответ: провинциальной актрисы

драма
комедия
трагедия

Кулответ: комедия

Сорин – Нине
Нина-Тригорину
Тригорин – Аркадиной

Кулответ: Нина-Тригорину

С творчеством каких писателей Треплев сравнивает творчество Бориса Тригорина?

с творчеством Некрасова и Мопассана
с творчеством Дюма и Тургенева
с творчеством Толстого и Золя

Кулответ: с творчеством Толстого и Золя

25
20
28

Кулответ: 28

Почему Треплев останавливает спектакль?

по техническим причинам
по причине зрительского невнимания
по погодным причинам

Кулответ: по техническим причинам

врачом
учителем
управляющим

Кулответ: учителем

в Треплева
в Сорина
в Тригорина

Кулответ: в Треплева

белого
серого
черного

Кулответ: черного

Тригорину
Медведенко
Дорну

Кулответ: Тригорину

Нина Заречная
Аркадина
Треплев

Кулответ: Нина Заречная

Треплев
Тригорин
Дорн

Кулответ: Треплев

в городском доме Аркадиной
в квартире Тригорина
в усадьбе Сорина

Кулответ: в усадьбе Сорина

Дорн
Сорин
Медведенко

Кулответ: Медведенко

Тригорина
Треплева
Аркадиной

Кулответ: Тригорина

Как, по мнению Треплева, нужно в пьесе изображать жизнь?

какой она является в реальности
какой должна быть
какой представляется в мечтах

Кулответ: какой представляется в мечтах

Маше Шамраевой
Нине Заречной
Ирине Аркадиной

Кулответ: Ирине Аркадиной

он женится на Нине
он уезжает куда глаза глядят, не желая более возвращаться
он застрелился

Кулответ: он застрелился

Константин Треплев считает, что современный театр — это

рутина, предрассудок
повседневно обновляющееся искусство
эксперимент над содержанием и формой

Кулответ: рутина, предрассудок

Пытаясь писать пьесы для «нового» театра, Константин Треплев искал

новые стили изложения мысли
новые формы театрального действа
славы, известности, финансового успеха

Кулответ: новые формы театрального действа

По мнению Нины в пьесе Треплева непременно должны быть

живые лица и любовь
блага жизни, которые представляются в мечтах
«Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде… словом, все…»

Кулответ: живые лица и любовь

уважает
критикует
восхищается

Кулответ: критикует

стать актрисой
выйти замуж за Тригорина
стать учительницей

Кулответ: стать актрисой

Почему между Аркадиной и ее сыном Константином напряженные отношения?

из-за финансовых проблем в семье
из-за конфликта в политических взглядах
из-за ее отношений с беллетристом Тригориным

Кулответ: из-за ее отношений с беллетристом Тригориным

литератором
артистом
художником

Кулответ: литератором

врачом
учителем
писателем

Кулответ: писателем

Как подписывала письма к Треплеву Нина Заречная?

Незнакомка
Чайка
Нина

Кулответ: Чайка

Ещё интересные квесты от АССУЛ читайте на нашем сайте.

Happy

2

Sad

3

Excited

Sleepy

Angry

1

Surprise

Автор Борис Акунин

Борис Акунин

Чайка

Действующие лица:

Ирина Николаевна Аркадина, 45 лет, по покойному мужу Треплева, знаменитая актриса.

Константин Гаврилович Треплев, ее сын, 27 лет, писатель.

Петр Николаевич Сорин, ее брат, 62 лет, владелец поместья, действительный статский советникв отставке

Нина Михайловна Заречная, 21 года, актриса, бывшая соседка Сорина.

Илья Афанасьевич Шамраев, 55 лет, отставной поручик, управляющий у Сорина

Полина Андреевна, 43 лет, его жена.

Маша, 24 лет, его дочь.

Семен Семенович Медведенко, 30 лет, ее муж, сельский учитель

Борис Алексеевич Тригорин, 37 лет, столичный беллетрист

Евгений Сергеевич Дорн, 57 лет, врач.

Действие происходит в усадьбе Сорина осенним вечером.

Действие 1

Одна из гостиных в доме Сорина, обращенная Константином Треплевым в рабочий кабинет. Направо и налево двери, ведущие во внутренние покои. Прямо стеклянная дверь на террасу. Кроме обычной гостиной мебели в правом углу письменный стол, возле левой двери турецкий диван, шкаф с книгами, книги на окнах, на стульях. Повсюду – и на шкафу, и на полках, и просто на полу – стоят чучела зверей и птиц: вороны, барсуки, зайцы, кошки, собаки и т. п. На самом видном месте, словно бы во главе всей этой рати – чучело большой чайки с растопыренными крыльями. Вечер. Горит одна лампа под колпаком. Полумрак. Слышно, как шумят деревья и воет ветер в трубах. Время от времени доносится рокот грома, иногда сопровождаемый вспышками зарниц.

Треплев сидит один за письменным столом. Рядом лежит большой револьвер, и Треплев его рассеянно поглаживает, будто котенка.

Треплев (пробегает глазами рукопись): «Афиша на заборе гласила… Бледное лицо, обрамленное темными волосами…» Гласила, обрамленное… Это бездарно (зачеркивает). Начну с того, как героя разбудил шум дождя, а остальное все вон. Описание темного лунного вечера длинно и изысканно. (С раздражением.) Тригорин выработал себе приемы, ему легко! (Хватает револьвер, целится в невидимого врага.) У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса – вот и лунная ночь готова, а у меня и трепещущий свет, и тихое мерцание звезд, и далекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе… Это мучительно. (Громко стукает револьвером о стол.)

Пауза

Да, я все больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души.

Кто-то стучит в окно.

Что такое? (Снова хватает револьвер, глядит в окно.) Ничего не видно… (Отворяет стеклянную дверь и смотрит в сад.) Кто-то пробежал по ступеням. (Окликает с угрозой.) Кто здесь? (Бросается на террасу с самым грозным видом. Возвращается, волоча за руку Нину Заречную. При свете узнает ее, взмахивает рукой с револьвером.) Нина! Нина!

Нина кладет ему голову на грудь и испуганно всхлипывает, косясь на револьвер. Сцена постепенно наполняется светом.

Треплев (растроганный): Нина! Нина! Это вы… вы… я точно предчувствовал, весь день душа томилась ужасно. (Снимает с нее шляпу, тальму, шарфик. Нина покорно стоит.) О, моя добрая, моя ненаглядная, она пришла! Не будем плакать, не будем. (Вытирает слезы с ее лица. Нина вздрагивает от прикосновения.)

Темы

Тематика пьесы «Чайка» драматична и злободневна:

  • Искусство – основная тема произведения. Люди искусства в романе показаны несчастными, эгоистичными и очень противоречивыми людьми. По мнению Чехова, настоящее творчество – это крайне сложный процесс, и не каждый человек может выдержать такую жизнь. Ей, этой жизни, придется принести в жертву и семью, и любовь, и самого себя.
  • Талант – Чехов склонен считать, что именно талант играет огромную роль в мире искусства, человек, лишённый таланта, но всё равно пытающийся творить, едва ли сможет хоть чего-то добиться, а только навредит самому себе. Искра таланта не может быть следствием волевого усилия: она даруется кем-то или чем-то свыше, ею невозможно управлять.
  • Любовь – любовь в пьесе показана, как крайне опасная вещь, которая в большинстве случаев приносит только страдания. Но она же стоит того, ведь дарит крупицы счастья, недоступного таким холодным и эгоистичным людям, как Треплева.
  • Отцы и дети – через отношения Треплёва с матерью Чехов демонстрирует пропасть, лежащую между разными поколениями интеллигенции и разными натурами. Равнодушие и отчуждение, которые царят в семейных отношениях, объясняются тем, что жрецы искусства думают о себе больше, чем о домочадцах.

Если Вы не удовлетворены списком тем или проблем, попросите у Многомудрого Литрекона расширить его.

Книги автора

Акунин Борис Пелагия и красный петух

Роман «Пелагия и красный петух» завершает трилогию о приключениях непоседливой очкастой монахини, преосвященного Митрофания и губернского прокурора Матвея Бердичевского. На сей раз запутанная нить, которую разматывает сестра Пелагия, заводит ее слишком далеко – туда, откуда, быть может, и вовсе нет возврата…

Акунин Борис Пелагия и чёрный монах
Второй роман ставшего знаменитым Бориса Акунина (автора детективов о похождениях Эраста Фандорина) из нового литературного проекта о детективе в рясе – монахине Пелагии (первым был «Пелагия и белый бульдог»). Не пропустите, читатель!

Акунин Борис Пелагия и белый бульдог
«Пелагия и белый бульдог» – первый роман трилогии Бориса Акунина «Провинциальный детектив, или Приключения сестры Пелагии».

Акунин Борис Кладбищенские истории

Книга «Кладбищенские истории» представляет собой плод коллективного творчества, равноправного соавторства двух писателей – реального и выдуманного. Документальные эссе, автором которых следует считать Григория Чхартишвили, посвящены шести самым знаменитым некрополям мира. Эти очерки чередуются с беллетристическими детективными новеллами, написанными «рукой» Бориса Акунина, действие которых происходит на тех же кладбищах. Читателю предлагается увлекательная игра, затеянная «доктором Джекиллом и мистером Хайдом» современной русской литературы.

Акунин Борис Левиафан

Увлекательный детектив. Третья книга из серии «Приключения Эраста Фандорина»

Памяти XIX столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом.

Акунин Борис Ф. М. Том 1

В новом увлекательном детективе Бориса Акунина «Ф.М.» читатель встретится с уже знакомым персонажем: внуком Эраста Петровича Фандорина Николасом Фандориным, которому предстоит увлекательное и опасное приключение – поиск неизвестной рукописи Достоевского, представляющей огромную ценность.

Акунин Борис Тефаль, ты думаешь о нас

Акунин Борис Алтын-толобас
Британец русского происхождения Николас Фандорин отправляется на родину предков, по следам загадочного старинного документа…

Акунин Борис Зеркало Сен-Жермена
«Сцена разделена на две части. Две комнаты, очень похожие одна на другую – с лепниной и барельефами. Собственно, это одна и та же комната старинного особняка, разделенная одним столетием.

Акунин Борис Сказки для идиотов

Генпрокурор, застуканный с девками, телекомментатор, лгущий по указке хозяина; чеченский боевик, захвативший больницу; скульптор, уставивший Москву страхолюдинами и даже вождь коммунистической партии — все они, оказываются милые, честные, совестливые люди…

Акунин Борис Фантастика

Сверхпопулярный проект Бориса Акунина «Жанры» – это попытка создания своеобразного инсектариума жанровой литературы, каждый из пестрых видов и подвидов которой будет представлен одним «классическим» экземпляром.

Третья книга проекта была, пожалуй, самой неожиданной и непредсказуемой. Новый роман Акунина «Фантастика» вновь доказывает умение автора, сместив угол зрения, придумать увлекательную, в меру правдоподобную интерпретацию известного всем и каждому события. На этот раз им стал август 1991-го – теперь каждый узнает, почему тряслись руки у суровых путчистов и кем на самом деле был Борис Ельцин.

Акунин Борис Детская книга

Это большой роман о приключениях московского шестиклассника по прозвищу Ластик, правнука великого сыщика Эраста Фандорина. Этот самый обыкновенный мальчик жил самой что ни на есть обыкновенной жизнью до тех пор, пока с ним не начали происходить всякие невероятные вещи. А потом в доме появился неожиданный гость, дальний родственник русских Фандориных профессор Ван Дорн…

Основная мысль

Антон Павлович Чехов своим произведением «Чайка» пытался донести читателю те проблемы, с которыми пришлось столкнуться русской интеллигенции в конце девятнадцатого века. Все дело было в том, что они слишком уж погрязли в мещанстве и равнодушии, став своего рода балластом в существующем обществе.

В анализируемом произведении автор показывает обратную сторону жизни людей искусства, которые стали кумирами многих. В то же время они превратились в рабов, которые полностью зависят от успеха и признания.

В то же время, они не могут быть счастливы в личной жизни, потому что не видят ничего, кроме себя самих и собственного успеха. Мы очень редко задумываемся о том, что на самом деле прячется за красивой картинкой, которую принято показывать зрителю.

Та же Нина полностью отдалась искусству и публике, но получила лишь критику. В этом и заключается сложное положение творческих личностей – они полностью зависят от народного признания.

Чехов призывает людей, чтобы они начали здраво смотреть на жизнь, а не растрачивать себя впустую.

Главная мысль произведения – это здравая оценка своих возможностей и потенциала. Не стоит гнаться за тем, чем ты не обладаешь. Нина становится именно тем человеком, который в погоне за блеском и лоском артистов, совершенно не задумывалась над тем, какой ценой это все далось. Реальность стала совершенно не такой, как ожидала девушка, поэтому в итоге она заплатила очень большую цену за свои мечты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: