Краткое содержание рассказа «тоска» а. п. чехова

Краткое содержание

Зимним вечером извозчик Иона Потапов сидел на козлах и терпеливо ждал пассажиров. Он покинул постоялый двор еще до обеда, но до сих пор не заработал ни копейки. За время многочасового стояния на одном месте извозчика и его тщедушную лошаденку уже успело занести снегом.

Наконец, какой-то военный окликнул Иону и велел отвезти его на Выборгскую. Отряхнув с себя снег, извозчик тронулся с места. На него сразу же посыпались ругательства встречающихся по пути кучеров и прохожих. Пассажир с усмешкой заметил, что все они словно сговорились специально попадаться под лошадь.

Кое-как прочистив осипшее горло, Иона признался военному, что у него умер сын. Пассажир равнодушно поинтересовался причиной смерти. Иона был очень обрадован завязавшимся разговором и начал объяснять, что сын умер в больнице, вероятно, от горячки. Военный прервал извозчика, велел ему поторапливаться и сделал вид, что задремал.

Добравшись до указанного адреса, Иона высадил военного и стал опять ждать. Спустя пару часов к нему подошла компания из трех подвыпивших человек. Предложив всего лишь двадцать копеек, они велели ехать к Полицейскому мосту. Иона согласился, потому что уже не мог переносить свое горе в одиночестве и хотел хоть с кем-нибудь поговорить о нем.

Хмельные пассажиры завели разговор о выпивке и женщинах. От их громкой пьяной болтовни Ионе стало немного легче. Дождавшись момента, он обратился к гулякам и сказал о смерти сына.

Один из пассажиров печально заметил: «Все помрем». Другой спросил, есть ли у извозчика жена. Ободренный этим Иона уже хотел рассказать подробнее о своем несчастье, но в этом момент лошаденка уже добралась до моста.

Высадив «веселых господ» и вновь оставшись один, Иона почувствовал беспредельную тоску. В огромном городе никто не хотел поддержать с ним душевный разговор.

В страстном желании «излить душу» Иона попробовал поговорить с дворником, но тот сердито велел ему ехать дальше.

Огорченный старик решил вернуться на постоялый двор. Все его коллеги уже легли спать. Один извозчик встал напиться. Иона попытался завязать с ним разговор, но тот ничего не ответил и опять лег спать.

Сидя у печи, Потапов с тоской думал о том, что со дня смерти сына прошла уже целая неделя. За эти дни он так ни с кем и не поговорил «по душам». Несчастному старику очень хотелось выговориться; не спеша рассказать о болезни сына, его мучительной смерти, связанных с похоронами хлопотах…

Томимый тоской Иона отправился в конюшню. Глядя на свою лошадь, одинокий старик стал рассказывать ей о несчастье. Он, наконец-то, нашел молчаливого и все понимающего «собеседника»…

Тоска: смысл рассказа

В рассказе Тоска смысл произведения выражен во всем – эпиграфе, названии, имени главного героя, описании города и окружающего пейзажа. С помощью этих элементов Чехов передает характер и внутреннее состояние героя.

Неслучайно автор назвал своего героя Ионой. Это древнееврейское имя, означающее «терпеливый» и принадлежащее одному из христианских пророков, наводит на мысль о христианском смирении и любви.

Этот же смысл Чехов вложил и в эпиграф, начав «Тоску» с первой строфы «Плача Иосифа и были».

  • милосердия;
  • сострадания;
  • равнодушия;
  • одиночества.

Но все эти проблемы связаны с основной темой произведения, смысл которой отражен в названии – тоска, обозначающей внутреннее томление, мучительную грусть. Тоску можно рассматривать как отдельный персонаж, который невозможно увидеть, но который ощущается в каждом слове повествования. Тоска – это внутреннее состояние героя, нуждающегося в сострадании и не находящего его в окружающих людях.

Понять смысл произведения «Тоска» помогает и описание города – шумного, беспокойного, с толпами людей, равнодушных к тому, что происходит вокруг них. В этом громадном городе страдает «маленький человек», оставшийся наедине со своим горем.

В чем суть концовки

К концу рассказа Тоска смысл сюжета раскрывается окончательно. Иона находит родственную душу, согласную его выслушать. И ею оказывается не человек, а животное. Несмотря на то, что лошадь не может ответить Ионе, она внимательно слушает хозяина, на что не способна была ни одна живая душа. В этом эпизоде можно усмотреть скрытую иронию писателя – настоящим Человеком оказалось животное, а не те, кто родился в человеческой шкуре.

Однако в рассказе Тоска смысл финала заключается не только в показе высокой степени очерствения людей, но и в демонстрации безудержной тоски, от которой никто не застрахован.

Печальный финал порождает чувство вины за жестокость окружающих людей, заставляя невольно примерять ситуацию на себя. Ставя в конце рассказа многоточие, Чехов призывает читателя задуматься не только над тем, в чем смысл «Тоски», но и оглянуться вокруг – возможно кто-то в данный момент нуждается в сострадании так же, как и герой произведения.

Чехов не пытается поучать читателей напрямую, но подталкивает их к самостоятельным выводам, ведь на месте Ионы может оказаться любой человек. И чем больше людей поймет смысл рассказа Чехова «Тоска», тем меньше равнодушных будет вокруг.

В этом рассказе «…ты — бессмертен»

При подготовке устного пересказа по теме «Рассказ Чехова «Тоска» потребуется знание времени написания и публикации новеллы.

Произведение написано в конце 1885 года, опубликовано за подписью А. Чехонте 27 января 1886 года в № 26 «Петербургской газеты». В этом же году с незначительными авторскими сокращениями сочинение вошло в сборник, который назывался «Пёстрые рассказы».

Сюжетная линия истории

Зимний вечер. Крупные хлопья снега ложатся на едва освещённые улицы Петербурга. На сугроб похож извозчик Иона Потапов, оцепенело сидящий на козлах саней. Неподвижна и бела угловатая лошадка. Кажется, что оба существа погружены в невесёлые думы. За целый день не заработано ни копейки.

Раздаётся грубый окрик. Военный приказывает доставить его на Выборгскую улицу. Пока добирались до места назначения, происходят словесные перебранки с другими экипажами и прохожими. Иона хочет поделиться с пассажиром своим горем. Несколько дней назад умер сын кучера. Седок прикрыл глаза, показывая всем видом, что не расположен к беседе.

Через два часа подходят трое молодых людей — двое худых и высоких, а один горбатый и невысокого роста. Весёлая компания требует отвезти к Полицейскому мосту за двугривенный. Назначенная цена намного меньше стоимости поездки по обозначенному маршруту. Но теперь Ионе это безразлично. Сквернословя и смеясь, седоки забираются в сани. По дороге высокие пассажиры вспоминают какую-то Надежду Петровну. Потапов порывается рассказать об умершем сыне, на что горбатый отвечает, что все умрут, и объявляет о приезде.

Гуляки удаляются, а извозчик, остановив лошадь у трактира, вновь остался наедине со своей тоской. Мимо пробегают толпы людей. Никому нет дела до Ионы и его горя. Вышедший из подворотни дворник гонит Потапова прочь.

Ночлежка, где последнее время обитает возница, переполнена спящими людьми. Народ теснится на печи, на скамьях, на полу. Иона пожалел, что рано вернулся домой, не заработав даже на овёс для кобылы. Заспанный парень направляется к чану с водой. Потапов хочет поведать о смерти сына Кузьмы, описать поездку в больницу и похороны, рассказать о дочери Анисье, которая осталась в деревне. Но мужику больше хочется утолить жажду, чем выслушивать стенания извозчика.

Иона отправляется на конюшню. Вместо овса лошадь жуёт сено. Потапов размышляет о погоде, о корме для животного, потому что в одиночестве невозможно думать об усопшем. Неожиданно извозчик спрашивает у лошади, что бы она чувствовала, если бы погиб её жеребёнок.

Как отзывались о «Тоске»

В № 167 «Санкт-Петербургских ведомостей» за 1886 год на чеховский рассказ откликнулся Н. Ладожский. Кратко передавая содержание «Тоски», критик даёт положительный отзыв произведению и отмечает умение писателя выстроить финальную сцену новеллы и подчеркнуть «заключительный аккорд».

Леонид Егорович Оболенский в собственном журнале «Русское богатство» (№ 12, 1886) указывает на феномен, который демонстрирует Чехов в «Тоске». Краткое содержание, которое передаёт критик, повествует об одном зимнем вечере Ионы Потапова. Однако за банальными, казалось бы, событиями скрывается глубокая человеческая драма.

Юрист и литературный критик Константин Константинович Арсеньев в статье, опубликованной в ежемесячнике «Вестник Европы» (№ 12, 1887), отмечал отсутствие «анекдотического элемента» в чеховском рассказе. Лев Николаевич Толстой считал «Тоску» одним из лучших произведений прозаика.

Александр Павлович Чехов в 1892 году, когда серьёзно болел сын Миша, написал письмо младшему брату. Послание, в котором вспоминается заключительная сцена «Тоски», заканчивается фразой: «Я…перевираю, но в этом месте рассказа ты — бессмертен».

Рекомендация старшекласснику: рассказ «Тоска», который написал Чехов, — читать. Краткое содержание, как оно изложено в Википедии, не передаёт ощущения грусти и щемящего одиночества человека в многолюдном городе.

Фрагмент произведения И.С. Тургенева «Муму»

Он схватил ее за руку, помчал через весь двор и, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону. Татьяна так и обмерла… Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку… Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча — пел, то есть покачивал­ся, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели. Когда же на другой день Герасим вышел из каморки, в нем особенной перемены нельзя было заметить. Он только стал как будто поугрюмее, а на Татьяну и на Капитона не обращал ни малейшего внимания. В тот же вечер они оба с гусями под мыш­кой отправились к барыне и через неделю женились. В самый день свадьбы Герасим не изменил своего поведения ни в чем; только с ре­ки он приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку; а на ночь в конюшне он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шата­лась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками.
Все это происходило весною. Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой… Когда же все было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память крас­ный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослези­лась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Ге­расимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки.
Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему по­казалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Гера­сим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.

Ответы на тест по литературе Тоска (А.П. Чехов)1 вариант
1. эпиграф
2. пейзаж
3. сравнение
4. метафора (олицетворение)
5. эпитет2 вариант
1. эпос
2. портрет
3. эпитет
4. олицетворение
5. сравнение

А. П. Чехов. «Тоска». Анализ произведения

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Время и история создания

Рассказ появился в январе 1886 года в разделе «Летучие заметки» «Петер­бургской газеты».

Сюжет

Начинается рассказ с описания извозчика Ионы, который, сгорбившись, не­подвижно сидит на козлах, хотя его и его лошадь уже засыпало снегом.

Какой-то военный велит везти его на Выборгскую сторону. Извозчик рассказы­вает своему пассажиру, что у него на прошлой неделе умер сын. Но пассажир, ви­димо, не хочет слушать Иону. Высадив его, Иона опять сидит неподвижно, ждет.

Молодым людям не до разговоров с Ионой, они его ругают и говорят, чтобы ехал быстрее. Он и им говорит, что у него сын помер. Ему коротко отвечают: «Все помрем».

Иона хочет рассказать про своего сына, но они уже приехали к месту назна­чения.

Опять он остается один. Его мучает тоска. Он ищет, с кем бы поговорить.

Обращаться к людям бесполезно. Он пытается поговорить с другим извозчи­ком, но тот засыпает. Иона за всю неделю после смерти сына ни с кем так и не поговорил, хотя ему очень хотелось. Он идет к лошади в конюшню, кормит ее сеном и рассказывает ей все, что у него на душе.

Поэтика, композиция, идея

Жанр — рассказ.

Тема тоски звучит уже в открывающем рассказ описании пейзажа: изображе­ние снега, падающего на вечерний город и не замечаемого бегущими толпами, содержит, как в увертюре, основную тему.

Можно сказать, что в этом рассказе принцип музыкальности находит точное воплощение.

В рассказе четырежды повторяется ситуация несостоявшегося общения

По­вторы проясняют тему рассказа: одиночество человека среди толпы, отсут­ствие отклика на чужую боль, невнимание к чужой душе.. Идея рассказа — протест против ненормальности, неестественности челове­ческих отношений, осуждение равнодушия к чужому горю.

Идея рассказа — протест против ненормальности, неестественности челове­ческих отношений, осуждение равнодушия к чужому горю.

И в конце рассказа Иона находит такого «человека» — это его лошадь. Общение состоялось, тоска поведана, но в комически-абсурдной форме.

Во многих произведениях Чехова самые разные герои встречают вместо ожидаемого отклика на свое чувство невнимание, непонимание, равнодушие. Эту тему можно назвать сквозной в творчестве писателя.. ActionTeaser.ru – тизерная реклама

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Темы

Тематика рассказа «Тоска» интересна даже современному читателю:

  1. Основная тема рассказа, как ранее уже упоминалось, — тоска. Тоска как настроение, которое отражает внутреннее состояние героя и его переживания.
  2. Важная тема – это отношения между людьми, отношения между власть имущими (или хотя бы теми, кто большей властью обладает) и теми, кто слабее, кто зависим и слаб – маленьких людей. Здесь раскрывается истинная человеческая сущность. И хотя речь идет о персонажах давно ушедшей эпохи ответить самому себе на вопросы «Знакомо ли тебе сострадание?», «Находишь ли ты в себе отклик на чужую беду?», «Готов ли помочь ближнему пусть словом, но лучше делом?» должен каждый человек.
  3. Также в рассказе звучит тема народа, так как Иона и есть народный герой, вышедший очевидно из крестьянской среды. Он терпелив, трудолюбив и могуч.
  4. Тема народа в произведении одновременно перекликается с темой христианства: люди равнодушны друг к другу, поэтому несчастны. Если бы они проявили просто человеческое сочувствие, их жизнь могла стать более счастливой и гармоничной.
  5. Природа тоже имеет значение к тексте. Роль пейзажа в рассказе «Тоска» определяющая. Зимние сумерки и метель — это психологический и моральный климат города, где все равнодушны друг к другу.
  6. Внутренний мир — тоже тема для размышления Чехова. За грубым крестьянским мужиков в рогоже скрывается ранимый и тонко чувствующий человек, который ищет сочувствия. При этом он, в отличие от богатых седоков, добр и термин по отношению к людям. В его рассуждениях о жизни и смерти угадывается ум.

Краткий анализ произведения

Представленный в сокращении рассказ вбирает в себя основную проблематику большинства чеховских произведений. В целом тематика рассказа продолжает общую тему всей трилогии, повествование о «футлярной» жизни современников Чехова.

В данном случае в футляре оказываются двое: Павел Константинович и Анна Алексеевна, они оба не решаются сделать шаг, который изменил бы их жизнь, они закрываются в своем мире, перенося при этом тяжелые душевные страдания.

Но в рассказе «О любви» эта тематика более тонка и переплетается с другой важной темой, темой запретной любви и наличия в мире граней, через которые человек не имеет права переступать. Это говорит о том, что бывают случаи, когда человек не волен в принятии решений, когда он просто не имеет права вырваться из футляра

Рассказ «О любви» также глубоко психологичен. В краткой, лаконичной форме он передает движения души, происходящие не только с героем мужчиной, но и с женщиной.

Не случайно Чехова называют знатоком женской души, и данный рассказ это подтверждает.

Его повествование, построенное от лица Павла Константиновича, так тонко и внимательно передает изменения, происходящие с Анной Алексеевной, что полностью рисует читателю ее психологический портрет и говорит о ее душевных переживаниях чуть ли не больше, чем о чувствах Павла Константиновича.

Анализ и смысл

Жанр «Тоски» Чехова — рассказ, поскольку произведение достаточно короткое, имеет одну сюжетную линию и несколько основных героев. Направление — реализм: автор просто и без прикрас показывает одно небольшое мгновение человеческой жизни. Всё творчество Чехова относится к направлению реализма. Повествование линейное: события идут одно за другим. Рассказ ведётся от третьего лица, но всё же благодаря удивительному мастерству автора читатель может погрузиться в душу Ионы, узнать, о чём он думает, что его гложет.

Кроме того, писатель пользуется различными выразительными средствами. Рассказ начинается с описания зимнего пейзажа вечерней улицы с холодным мокрым снегом. Это ярко передаёт состояние главного героя и общую атмосферу всей картины. Демонстрируется подтекст: мир колюч, холоден, неприветлив к маленькому человеку, простому извозчику. Можно выделить и другие художественные особенности и приёмы, которые автор использует для описания тоски. Они необходимы для понимания личной трагедии Ионы и отношения к ней автора:

  • эпитеты: «тоска громадная, не знающая границ»;
  • метафоры: «весь свет залила бы», «поместилась в скорлупу», «распирает грудь».

Проведя анализ сюжета «Тоски» для читательского дневника, можно определить идею и смысл произведения. Чехов затрагивает проблемы одиночества и человеческого равнодушия. Одиночество бывает страшным душевным состоянием, особенно после какой-либо пережитой трагедии. Именно поэтому читатель проникается сочувствием к Ионе и даже испытывает желание его поддержать. Ведь это самое малое, что можно сделать для человека: всего лишь выслушать его, но благодаря этому ему станет легче. Автор также показывает, что животные зачастую могут быть лучше людей: лошадь стала для своего хозяина слушателем, чего не пожелали сделать окружающие.

Остальные же герои вызывают у читателя только отрицательные эмоции. Слова извозчика об умершем сыне либо наводят на них скуку, либо игнорируются. Все эти люди заняты только своими проблемами и размышлениями. Они не только не хотят проявить ни грамма сочувствия, послушав его историю хотя бы в сокращении, но даже обращаются с извозчиком грубо и жестоко, понукая его и злясь за медленную езду.

Ещё одна важная тема, затронутая автором, — проблема «маленького человека». Для господ обычный извозчик является едва ли не «пустым местом», они не видят ни его самого, ни его проблем. А между тем у каждого человека, какое бы место в этом мире он ни занимал, есть глубокие чувства, эмоции, душевные травмы и личные трагедии.

Темы и проблематика рассказа

В рассказе «Тоска» так же, как и в небезызвестном стихотворении прошедшего ГУЛАГ Варлама Шаламова, затронута тема тоски. Главный герой тяжело переживает смерть сына. Иона — «маленький человек», он просто пылинка в огромном внешнем мире, готовом поглотить слабых и убогих.

Тем не менее, в отличие от сотен равнодушных лиц, он способен к сопереживанию, чего ему так не хватает со стороны других. Горе, теснящееся в его груди, никак не может вырваться наружу. Извозчик остро нуждается в чужой поддержке. Увы, даже маленькая доля сострадания не достается Ионе, и он обречен в одиночку бороться со своей тоской.

Если верить Википедии, до публикации произведения «Тоска» Чехов написал немало рассказов о взаимоотношениях людей и их питомцев, поэтому эта тема для него не нова. Удивительно, но по мере развития сюжета лошадь для извозчика становится единственным другом, которому он может поведать то, что его беспощадно гнетет, потому что она хоть и не умеет разговаривать, но является действительно родственной душой.

Проблемы, поднятые в рассказе, несмотря на его малый объем, весьма разнообразны. Более подробно следует остановиться на следующих двух:

  1. Проблема одиночества. Особенно актуальной она стала, когда сельские жители массово потянулись в города. В эпоху урбанизации «маленькому человеку» становится все сложнее найти близких по духу товарищей, готовых поддержать добрым словом в трудную минуту. Вот и Иона теряется в многолюдном городе, видя непробиваемую стену безразличия. Одиночество — страшное внутреннее состояние, и Антон Павлович доходчиво доносит до умов читателей эту мысль.
  2. Проблема равнодушия. Все пассажиры, которых подвозил Иона, узнали о его беде, но не высказали слова поддержки. Некоторые лишь саркастически усмехнулись, а другие и вовсе отмахнулись от назойливого старика. Более того, седоки позволяли себе грубость и хамство в отношении извозчика, что свидетельствует о некоторой жестокости богатых, избалованных роскошью горожан.

Критика рассказа

Рассматриваемый рассказ считается знаковым в раннем творчестве автора. Ещё при жизни Чехова произведение было переведено на несколько языков. Своим рассказом юный автор нажал на больную мозоль общества. В 1909 году И. А. Сикорский писал, что сложно себе представить более строгий приговор русской интеллигенции, чем тот, что содержится в чеховской «Тоске».

Творческое наследие автора по достоинству оценили и потомки. Даже в СССР произведение не подверглось нападкам цензоров. Гуманный посыл был высоко оценён и церковными изданиями.

Антон Чехов умел распознать драму за внешне простыми вещами. Рассматриваемое произведение полностью это подтверждает. Его ценность заключается не только в художественных достоинствах, но также и в побуждении внимательнее относиться к окружающим, не отгораживаться от участия в их проблемах. Читать данный рассказ — одно удовольствие. Лучше всего ознакомиться с его оригинальной версией.

Характеристика Ионы Потапова

Главным героем является престарелый извозчик по имени Иона. Обладая низким социальным статусом, мужчина не наделён какими-то особыми способностями и талантами, в то же время он никому не причиняет вреда. Это обычный дворовый кучер, зарабатывающий себе на хлеб.

Старик относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». В русской литературе этот образ стал знаковым и объединил совершенно не похожих друг на друга персонажей, каждый из которых переживает настоящую человеческую трагедию. В данном случае извозчик похоронил сына. Среди многолюдных улиц города он ощущает себя потерянным и одиноким. Согнутый под тяжестью тоски, старик с нетерпением ожидает каждого нового пассажира в надежде поделиться хоть с кем-то своей болью. Однако куда-то торопящиеся ездоки не хотят его слушать, проявляя абсолютное равнодушие.

Горе кучера не трогает чёрствые души случайных пассажиров, им нет дела до трагедии маленького неприметного человека. За весь день извозчику так и не удаётся отыскать кого-нибудь, чтобы выговориться. Внутренние терзания мужчины и его потребность облегчить душу настолько велики, что ему больше ничего не остаётся, как открыться своей кобыле. Лошадка хоть ничего и не отвечает, но всё же внимательно слушает и, скорее всего, всё понимает.

Главный герой проявляет беззащитность перед жестокостью внешнего мира. Он добр и по-детски наивен. На грубость и удары своих пассажиров он реагирует нелепой улыбкой и глуховатым смехом. Неспособность и нежелание постоять за себя можно назвать типичной чертой «маленького человека». Примечательно, что автор произведения выбрал для своего персонажа имя Иона, имеющее древнееврейское происхождение. В переводе на русский оно означает:

  • «голубь»;
  • «нетерпеливый».

На месте главного героя может оказаться каждый, а это огромная трагедия. Повествуя грустную историю извозчика, Чехов даёт возможность посмотреть на ситуацию со стороны. Он призывает проявлять заботу не только о себе, но и о других. Автор учит приходить к окружающим на помощь и быть чутким к чужому горю. Он подталкивает читателя к самостоятельным выводам, но не поучает напрямую.

Чехов «Тоска» очень кратко

Краткое содержание Тоска для читательского дневника:

У старика-извозчика умирает сын. Его душа наполнена тоской, но ему не с кем поделится — и пассажирам, и знакомым нет дела до его горя, и извозчику приходится делиться им со своей лошадью.

Извозчик Иона и его лошадь погружены в томительное ожидание. Наконец им попадается военный, ищущий извозчика. С ним старик пытается поделится своей грустью — у него умер сын, но военному нет до этого дела. Доехав до места, он покидает извозчика.

Кучер со своей лошадью ожидают новых пассажиров. Трое человек появляются часа через два. Несмотря на низкую цену, Иона берётся довезти и их. Молодые люди шумят, ругают кучера и лошадь, но старик не замечает этого. Он пытается рассказать клиентам о своём горе, но им тоже не интересны беды старика. Как и первый пассажир, они покидают извозчика, оставив его один на один с тоской.

Иона пытается открыть душу дворнику, которому нет дела до смерти сына Ионы — тот прогоняет старика. Кучер пытается согреться дома у печи. Старик ищет сочувствие у других, но сталкивается с равнодушием. Иона идёт к своей лошади и, сам не замечая, рассказывает всё ей.

Это интересно: Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова был впервые опубликован в 1884 году. Произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы» (1886). Прочитать краткое содержание «Хамелеона» Чехова можно на нашем сайте. В рассказе Чехов осмеивает подобных Очумелову беспринципных людей-«хамелеонов», которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение на наиболее для них выгодное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: