Константин Паустовский — Похождения жука-носорога: Краткое содержание
В Польше жук грыз листочки тополей и вязов вместо родных березовых. Вместе с бойцами пил воду из Дона, Днепра, Буга и Вислы. Петр в бой – и жук жужжит рядом. Пока немец целился в Петра, жук, прицелившись, бросился ему прямо в глаз. И враг убежал. В том бою Петра ранило. Подлечившись, он дошел с жуком до Берлина. А там – Победа! Вернулся Петр домой, к жене Акулине, сыну Степе и родной земле. Вместе с сыном выпустил боевого товарища в лес, чтобы тот рассказал сородичам про подвиги. И пусть это шутка, сказка, но хорошая, поднимающая настроение детям и бойцам. Вечером вся семья собралась за чаем на своей мирной земле.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания #.
Было уже довольно темно; голова её мелькнула раза два среди морской пены, и больше я ничего не видал…
На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как, после долгих усилий, причалил к пристани. Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца; луна уже катилась по небу, и мне показалось, что кто-то в белом сидел на берегу; я подкрался, подстрекаемый любопытством, и прилёг в траве над обрывом берега; высунув немного голову, я мог хорошо видеть с утёса всё, что внизу делалось, и не очень удивился, а почти обрадовался, узнав мою русалку. Она выжимала морскую пену из длинных волос своих; мокрая рубашка обрисовывала гибкий стан её и высокую грудь. Скоро показалась вдали лодка, быстро приблизилась она; из неё, как накануне, вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож. «Янко, – сказала она, – всё пропало!» Потом разговор их продолжался так тихо, что я ничего не мог расслышать. «А где же слепой?» – сказал наконец Янко, возвыся голос. «Я его послала», – был ответ. Через несколько минут явился и слепой, таща на спине мешок, который положили в лодку.
– Послушай, слепой! – сказал Янко, – ты береги то место… знаешь? Там богатые товары… скажи (имени я не расслышал), что я ему больше не слуга; дела пошли худо, он меня больше не увидит; теперь опасно; поеду искать работы в другом месте, а ему уж такого удальца не найти. Да скажи, кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул; а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит! – После некоторого молчания Янко продолжал: – Она поедет со мною; ей нельзя здесь оставаться; а старухе скажи, что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь. Нас же больше не увидит.
– А я? – сказал слепой жалобным голосом.
– На что мне тебя? – был ответ.
Между тем моя ундина вскочила в лодку и махнула товарищу рукою; он что-то положил слепому в руку, промолвив: «На, купи себе пряников». – «Только?» – сказал слепой. – «Ну, вот тебе ещё», – и упавшая монета зазвенела, ударясь о камень. Слепой её не поднял. Янко сел в лодку, ветер дул от берега, они подняли маленький парус и быстро понеслись. Долго при свете месяца мелькал парус между тёмных волн; слепой мальчик точно плакал, долго, долго… Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!
Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружьё обеими руками. Я его оставил в покое, взял свечу и пошёл в хату. Увы! Моя шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал – подарок приятеля – всё исчезло. Тут-то я догадался, какие вещи тащил проклятый слепой.
Разбудив казака довольно невежливым толчком, я побранил его, посердился, а делать было нечего! И не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восьмнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?
Слава Богу, поутру явилась возможность ехать… Что сталось с старухой и с бедным слепым – не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!..
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
Классицизм
Классицизм — это мощнейшее литературное направление, которое в общей сложности просуществовало более двух веков.
В европейской истории подразделяется на два периода:
- XVII век — собственно классицизм;
- конец XVIII — начало XIX вв. — неоклассицизм.
В русской литературе периоду классицизма соответствует европейский неоклассицизм.
Литературное направление возникло во Франции. Французский классицизм поставил личность человека выше религиозного влияния, провозгласил ее высшей ценностью бытия. Классицисты опирались на произведения античности, считая их примерами.
Для классицизма верны следующие характеристики:
- Строгое деление жанров на «высокие» (ода, трагедия, поэма) и «низкие» (басня, комедия, сатира).
- Правило «трех единств»: места, времени, действия. Как правило, действие разворачивается в одних и тех же декорациях за одни сутки.
- Цель литературы — воспитание.
- Главный конфликт — противостояние разума и чувств, добра и зла.
- Четкое разделение героев на положительных и отрицательных. Подсказку читателям неизменно дают «говорящие» фамилии.
Яркими представителями классицизма в русской литературе были:
- Д.И. Фонвизин (комедии);
- А.Д. Кантемир (сатира);
- А.П. Сумароков (басни);
- И.И. Хемницер (басни);
- М.В. Ломоносов (оды);
- Г.Р. Державин (оды).
На классицизм в России серьезное влияние оказали идеи Просвещения и реформы Петра I. Особой любовью у авторов-классицистов пользовались те жанры, которые предполагали наличие авторской точки зрения на историческое событие.
Средневековая литература
Это период охватывает III-XIII и даже XV вв. и содержит несколько направлений:
- клерикальное – религиозные тексты: жития, сочинения церковников, толкования древних сочинений;
- придворное – тексты для аристократии: рыцарские романы, советы, хроники, наставления, лирическая поэзия;
- городская литература: театр, новеллы.
При этом произведения делятся на высокие (клерикальные, придворные) и низкие (городские).
Самыми ранними текстами, которые оказали влияние на формирование всей средневековой литературы, являются христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340–397), труды Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410–428 годы), перевод Библии Иеронимом на латинский язык (до 410 года), работы Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.
На зарождение и развитие литературных произведений Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.
Интересные факты
- В битве при Шрусбери с войском мятежников под предводительством сэра Генри Перси 16-летний Генрих V получил ранение стрелой. Хирург-фальшивомонетчик Джон Брэдмор спас умирающего принца, но шрам на лице до конца жизни не позволял забыть тот бой.
- История потомка Плантагенетов привлекала кинематографистов — в фильме 1989 года актер Кеннет Брана сыграл короля. В телесериале «Пустая корона», вышедшем в 2012-м, лауреат премий Том Хидлстон встал у исторического руля.
- Во время коронации Генриха V на территории Вестминстерского аббатства ясную весеннюю погоду сменили буря и снегопад. Служители церкви говорили, что это плохое предзнаменование, но для признанного правителя Англии уже не было дороги назад.
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Гроза»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Гроза»
- для самых компанейских — Главные герои «Гроза»
- для самых крутых — Читать «Гроза» полностью
Востребованность жанра в разные периоды
В первой половине XIX в. историческая наука становится предметом пристального внимания исследователей, формирующих основные методы и принципы изучения исторических источников. В это же время начинают публиковаться различные исторические хроники и материалы. Интерес к историческому наследию связан с политической ситуацией в мире. В произведениях поднимаются вопросы народной жизни, нации. До конца второй половины XIX в. жанр активно развивается.
Большая заслуга в развитии исторической прозы принадлежит писателям-декабристам. Историческая тема нашла широкое отражение в творчестве К. Ф. Рылеева, М. С. Лунина, В. К. Кюхельбекера, А. О. Корниловича и др.
С 1829 по 1836 год в русской литературе появляется много исторических романов, которые сыграли значительную роль в развитии и становлении жанра (М. Н. Загоскин, Ф. В. Булгарин, А. С. Пушкин, Н. А. Полевой, И. И. Лажечников, Н. В. Гоголь).
С 1860 года начинается новая волна интереса к прошлому своей родины. Развиваясь по пути реализма, исторический жанр достигает расцвета в драме, изобразительном и музыкальном искусстве. В 1863-1868 годы создается роман-эпопея «Война и мир», появление которого стало вершиной в развитии жанра исторического романа.
После Октябрьской революции начинается новый виток развития жанра. В это время реалисты Запада пишут произведения, которые по праву можно считать выдающимися образцами художественной исторической литературы. Обращение к прошлому при этом было связано с необходимостью защиты культурного наследия («Лотта в Веймаре» Т. Манна, романы Фейхтвангера).
Основные темы, которые затрагивают русские писатели в этот период:
- гражданская война;
- революционные идеи;
- судьба передовой русской культуры в царской России;
- роль народа в историческом процессе;
- изображение переломных моментов российской истории;
- борьба против самодержавия и т.д.
К знаменитым произведения исторического жанра того времени относят «Епифанские шлюзы» А. П. Платонова, «Разин Степан» А. П. Чапыгина, «Емельян Пугачев», В. Я. Шишкова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого и др.
Затем наблюдается спад в развитии исторического жанра из-за отхода от историзма общественной мысли. Но с 60-х годов выходят романы В. С. Пикуля, П. А. Загребельного, В. Ф. Пановой, С. П. Бородина.
Писатели последней трети XX в. занимаются поиском гуманистической концепции в романах (А. И. Солженицын, Б. Ш. Окуджава, О. Н. Михайлов и т.д.).
Детство и юность
Точная дата рождения Генриха не отразилась в документах, считалось, что его биография началась 1386 году. Предки с юго-востока Уэльса были близки с Плантагенетами и с древних времен формировали аристократическую среду.
Отец граф Дерби, граф Ланкастер, ставший правителем государства, владел обширными поместьями и замком в одном из городов. В молодости он женился на дочери лорда верховного констебля Англии, выходца из военной элиты XI–XII веков.
Портрет Генриха V в молодости / Википедия
Ричард II, приходившийся двоюродным дядей Генриху V, изгнал его родителей из имений и принял мальчика в собственный дом. Отрок сопровождал наследника короля Эдуарда III, согласно законам в юном возрасте занявшего вестминстерский трон.
Во время отсутствия обладателя верховной власти в Великобритании предок будущего героя Шекспира собрал отряд недовольных людей. Он получил престол и корону как член старинной династии, эти события отразились на судьбе законных детей.
Генрих, являвшийся старшим сыном, был наречен принцем Уэльским и получил титул герцога Ланкастера в конце 1300-х годов. Считаясь третьим лицом в государстве, юноша поступил в колледж в Оксфорде, чтобы в будущем стать в политике одной из ведущих фигур.
По преданию, наставником юноши был дядя — канцлер университета, мужчина следил, чтобы подопечный демонстрировал умственный рост. Во время восстания под предводительством валлийского принца Оуайна Глендура Генрих V пошел в армию и получил ответственный пост.
Какие литературные жанры существуют
Чтобы понять, как определить жанр произведения, необходимо ознакомиться с существующими классификациями и характерными чертами каждого из них.
Ниже приведена примерная таблица для определения вида существующих литературных жанров
по родам | эпические | басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, сказка, фэнтези, эпопея |
лирические | ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма | |
лиро-эпические | баллада, поэма | |
драматические | драма, комедия, трагедия | |
по содержанию | комедия | фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия загадок |
трагедия | ||
драма | ||
по форме | видения новелла повесть эпос рассказ анекдот роман ода эпопея пьеса эссе скетч |
Представители исторического жанра в школьной программе
В школьную программу по литературе входят такие произведения исторической тематики: «Слово о полку Игореве»; «Одиссея» Гомера, «Капитанская дочка», «Полтава», «Борис Годунов», «Арап Петра Великого». «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Бородино», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон», «Судьба человека», «Они сражались за Родину» М. А. Шолохова, «Белая гвардия» М. А. Булгакова, «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына, «Пётр Первый» А. Н. Толстого, «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова, «Сын полка» В. П. Катаева, «А зори здесь тихие» Б. Л. Васильева и т.д.
Список литературы:
- Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII – первая четверть XVIII в.). – М., 1976.
- Анкушина, Ю. П. Воспитательное значение исторической литературы для подрастающего поколения // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. – Челябинск : Два комсомольца, 2013. – С. 5-6.
- Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 115.
- Дарвин М.Н., Магомедова Д.М., Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И. Теория литературных жанров. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
- Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: в 3-х т., Т. 2. М., 1964. С. 39-40.
- Корсаков А.А. Исторические мотивы в русской литературе 18-19 вв. М., 1983 г.
- Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. – К.: Грамота, 2008.
Чему учит?
Пьеса Островского может затронуть не только глухую провинцию Российской империи девятнадцатого века. Образы, созданные писателем, остаются актуальными и для жителей больших городов в наши дни. «Гроза» может помочь каждому из нас взглянуть на свою жизнь, взвесить свои поступки и слова и определить, кто же мы такие: лицемерные калининцы или высоконравственная Катерина.
Авторская позиция в пьесе «Гроза» однозначна. Островский явно симпатизировал своей героине и оправдывал её поступок деградацией общественного устройства, при котором человек вынужден скрывать свои чувства, и порочностью озлобленных друг на друга людей.
Темы
Тематика пьесы «Гроза» интересна и насущна даже сегодня:
- Быт и нравы Калинова – На первый взгляд жители Калинина кажутся благообразными провинциальными людьми, живущими согласно древнему патриархальному укладу. Однако на самом деле вся их мораль оказывается одним сплошным лицемерием. Городок насквозь прогнил и погряз в жадности, пьянстве, блуде и взаимной ненависти. Кредо, по которому живут калининцы – поддержание любой ценой лишь внешнего благополучия, под которым прячется реальное положение дел.
- Любовь – По мнению Островского, только самые благородные и чистые люди, вроде Катерины, способны на настоящую любовь. Она придает жизни смысл, а человеку дает те самые крылья, о которых так мечтала героиня. Однако в то же время писатель показывает, что зачастую чувства приводят человека к полному краху. Мелочный и ханжеский мир не приемлет искренние эмоции.
- Семья – Классическая купеческая семья подвергается осмеянию и осуждению в пьесе. Драматург осуждает браки по договорённости, в которых супруги вынуждены скрывать свои истинные чувства и смиряться с волей родителей. Осуждает Островский и безраздельную власть старших в патриархальных семьях, которая выставляется самодурством выживших из ума злобных стариков.
Основные литературоведческие определения
Основоположником русского литературоведения считается В. Г. Белинский, однако ещё в античности Аристотель внёс серьёзный вклад в понятие литературного рода, которое позже научно обосновал Белинский.
Итак, родами литературы называют многочисленные совокупности художественных произведений (текстов), которые отличаются по типу отношения носителя речи к художественному целому. Выделяют 3 рода:
- Эпос,
- Лирика,
- Драма.
Эпос как род литературы имеет целью как можно подробнее рассказать о предмете, явлении или событии, о связанных с ними обстоятельствах, условиях существования. Автор как бы отстранён от происходящего и выступает в роли рассказчика-повествователя. Главное в тексте — само повествование.
Лирика имеет цель рассказать не столько о событиях, сколько о впечатлениях и чувствах, которые испытал и испытывает автор. Главным будет изображение внутреннего мира и души человека. Впечатление и переживания являются основными событиями лирики. В этом роде литературы доминирует поэзия.
Драма пытается изобразить предмет в действии и показать его на театральной сцене, представить описываемое в окружении других явлений. Авторский текст здесь виден лишь в ремарках — кратких пояснениях к действиям и репликам героев. Иногда авторскую позицию отражает специальный герой-резонёр.
Эпос (с греческого — «повествование») | Лирика (производное от «лиры», музыкальный инструмент, звучание которого сопровождало чтение стихов) | Драма (с греческого — «действие») |
Рассказ о событиях, явлениях, судьбе героев, приключениях, поступках. Изображается внешняя сторона происходящего. Чувства также показаны со стороны внешнего их проявления. Автор может быть как отстранённым рассказчиком, так и прямо выражать свою позицию (в лирических отступлениях). | Переживание явлений и событий, отражение внутренних эмоций и чувств, детальное изображение внутреннего мира. Главное событие — чувство и то, как оно повлияло на героя. | Показывает событие и взаимоотношения героев на сцене. Подразумевает особый вид записи текста. Авторская точка зрения содержится в ремарках либо репликах героя-резонёра. |
Каждый род литературы включает в себя несколько жанров.
Литература Барокко
Литературные произведения, созданные в XVII в. Объединение черт прекрасной эпохи античности и мрачного средневековья.
Для трудов этого времени характерны:
- восприятие всего мира как произведения искусства;
- воссоздание новой действительности в причудливой, усложненной форме;
- противостояние между личностью и обществом, идеальным и реальным (романтизм);
- внутренние противоречия человека;
- патетичность, пышность, метафоричность.
В эпоху Барокко расцветает театр, широко ставятся драмы Тирсо де Моли, У.Уэбстера, П. Кальдерона, общество зачитывается поэзией Т. Тассо и Дж. Марино.
Барокко просуществовало вплоть до середины 18 века и в национальных литературах проявилось по-разному:
- гонгоризм (Испания);
- маринизм (Италия);
- прециозная литература (Франция).
Примеры: П. Кальдерон «Жизнь есть сон», Г. Гриммельсгаузен «Симплициссимус», Луис де Гонгора-и-Арготе «Поэмы уединения», Я. Пасек «Мемуары», Ф. Прокопович «Владимир».
Типы реализма
В рамках реализма выделяют два вида, у которых есть как общие черты с направлением, так и существенные различия:
- критический реализм;
- социалистический реализм.
Критический реализм — это литературное направление, которое сложилось в капиталистическом обществе XIX в. и предшествовало социальному реализму.
Критический реализм раскрывал обусловленность жизненных обстоятельств и психологии личности его социальной средой. Написанными в духе этого течения исследователи считают романы О. де Бальзака, Дж. Элиота. В России представителями критического реализма считали В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Максим Горький считал, что направление ярко проявилось в творчестве А.П. Чехова.
Социалистический реализм — это литературное направление, возникшее в социалистических странах, ставило своими целями как правдивое историческое изображение действительности, так и идейное воспитание читателей в духе социализма.
Принципами социалистического реализма являются:
- Народность (литература для народа и о народе).
- Идейность (изображение мирной жизни народа, поиск лучшей жизни, героические поступки во имя счастливой жизни всех людей).
- Конкретность (изображение процесса исторического развития).
Наиболее известные представители социалистического реализма — это:
- М. Горький;
- В.В. Маяковский;
- Н.Н. Носов;
- Н.А. Островский;
- А.С. Серафимович;
- К.М. Симонов;
- А.Т. Твардовский;
- А.А. Фадеев;
- М.А. Шолохов.
Как бы всё повернулось
Скорее всего, мы не узнали бы Жанны д’Арк. Она так и осталась бы простой крестьянкой из Домреми, чьё имя едва ли запомнила бы история. К 1429 году, когда Жанна вступила на арену большой политики и грандиозной войны, всё, скорее всего, было бы ясно. Генрих утвердил бы свою власть во Франции, а дофину Карлу пришлось бы бежать, например, в Баварию, к родственникам матери. Английский король примерил бы ещё и французскую корону и царствовал бы над двумя странами.
Другое дело, что однажды эти короны всё равно перешли бы к Генриху VI. А король-безумец столь же ужасен для свой страны, сколь удобен для знати. А это значит, что Ланкастеры с Йорками непременно передрались бы, а Франция получила бы шанс вернуть себе независимость. И тогда всё тот же беглый дофин мог бы триумфально вернуться на родину и занять трон своих отцов. Хотя Генрих V умел находить с людьми общий язык. Вполне вероятно, что даже в случае войны на Туманном Альбионе Франция, прожившая лет 20−25 при Генрихе, осталась бы верна Лондону и не приняла бы человека, когда-то бежавшего перед лицом врага и не сумевшего защитить своё наследие.
Реализм
Реализм — литературное направление, которое первым, появившись во второй половине XVIII в., поставило своей целью правдивое изображение действительности и типичных героев. Авторы реалисты выступали против идеальных героев, мистики и какого-либо украшения реальной жизни в художественных текстах.
О времени и месте зарождения реализма идут постоянные споры между исследователями. Большинство из них склоняется к тому, что реализм зародился в период античности. Ученые, разделяющие такую точку зрения, выделяют несколько этапов становления реализма в искусстве и литературе:
- Античный реализм.
- Реализм эпохи Ренессанса.
- Реализм XVIII-XIX вв.
- Неореализм XX в.
Основными характеристиками реализма являются:
- Изображение в художественных произведениях современной исторической реальности («принцип историзма»).
- Цели авторов реализма заключались в объективном и правдивом описании действительности, в обличении пороков, в воспитании лучших душевных качеств читателей.
- Героями произведений стали общечеловеческие типы, показанные в типичных обстоятельствах исторической эпохи.
- Сложность характеров героев, которые подаются не статичными, а постоянно развивающимися под влиянием социальных, психологических и других факторов.
- Использование разговорной лексики в произведениях реализма.
Под влияние этого литературного направления в той или иной мере попали многие русские писатели. Мы назовем те их произведения, в которых ярче других проявляются черты реализма:
- позднее творчество А.С. Пушкина, которого считают основоположником реализма в России («Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»);
- «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
- «Мертвые души», «Ревизор» Н.В. Гоголя;
- «Обломов» И.А. Гончарова;
- «Кто виноват?» А.И. Герцена;
- «Что делать?» Н.Г. Чернышевского;
- «Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы» Ф.М. Достоевского;
- «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Л.Н. Толстого;
- «Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Муму» И.С. Тургенева;
- «Вишневый сад», «Три сестры», «Студент», «Человек в футляре», «Хамелеон», «Чайка» А.П. Чехова;
- «В дурном обществе», «Дети подземелья», «Парадокс», «Река играет» В.Г. Короленко;
- «Юнкера», «Олеся», «Яма», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус», «Суламифь» А.И. Куприна;
- «Василий Теркин» А.Т. Твардовского;
- «Срезал», «Чудик», «Дядя Ермолай» В.М. Шукшина;
- «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака;
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохова.
Проблемы
Проблематика пьесы «Гроза» не менее глубока и актуальна:
- Трагедия совести – основная проблема в пьесе «Гроза». Катерина намного чище и нравственнее каждого жителя города. Однако её нравственность играет с ней злую шутку. Изменив мужу, то есть сделав то, что в Калинине является абсолютно естественным и обыденным, героиня тем не менее отказывается дать себе поблажку, став такой же лицемеркой, как и окружающие. Не выдержав мук совести, она публично кается перед недостойной толпой, но вместо прощения и понимания получает клеймо прелюбодейки и насмешки от настоящих грешников.
- Не менее важная проблема — консерватизм и ханжество общества . Люди до последнего живут по устаревшим порядкам и ведут двойную жизнь, на словах поддерживая Домострой, а на деле поступая совсем по-другому. Жители Калинова боятся обновить свои порядки, не хотят перемен, хотя все вокруг того требует.
- Невежество и страх перемен. Дикой стал символом глупости и упорства в своем невежестве. Он не хочет узнавать мир, ему достаточно поверхностных и неточных сведений о нем, которые он получает из слухов и сплетен. Именно эта черта общества Калинова не дает ему развиваться.
- Нравственные проблемы любви и предательства имеют свое место в пьесе. Каждый читатель имеет свой взгляд на них. Кто-то оправдывает Катерину и ее преступную любовь, кто-то осуждает ее за измену. Сам автор, конечно, находит своей любимице оправдание, ведь ее чувства к Борису были настоящими, а брак — фальшивым.
- Правда и ложь . Все жители Калинова имеют свои грехи, но прикрывают их лицемерием и ханжеством. Одна Катерина открыла миру свой грех, но получила от него еще одну ложь — лицемерное осуждение того, что сами люди плохим не считают. Однако именно жертва Катерины, ее правда смогла тронуть лед застоявшегося города и изменить его порядки хоть в одной семье.
Жанр
По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.
Современная драма
На рубеже 20-21-го века современная драматургия утратила достигнутые позиции и перешла в состояние поиска новых жанров и выразительных средств. В России сформировалось направление экзистенциализма, а после оно развивалось в Германии и Франции.
Жан-Поль Сартр в его драмах («За закрытыми дверями», «Мухи») и другие драматурги выбирают героем своих произведений человека, который постоянно находится в мыслях о бездумном проживании жизни. Этот страх заставляет его задуматься о несовершенстве окружающего мира и изменить его.
Под влиянием Франца Кафки возникает театр абсурда, который отрицает реалистических персонажей, а произведения драматургов написаны в виде повторяющихся диалогов, непоследовательности действий и отсутствии причинно-следственных связей. Русская драматургия выбирает главной темой общечеловеческие ценности. Она отстаивает идеалы человека и стремится к прекрасному.
Развитие драматургии в литературе напрямую связано с ходом исторических событий в мире. Драматурги разных стран, постоянно находясь под впечатлением от общественно-политических проблем, нередко и сами возглавляли направления в искусстве и таким образом оказывали влияние на народные массы. Расцвет драматургии пришелся еще на эпоху Римской империи, Древнего Египта и Греции, в ходе развития которой изменялись формы и элементы драмы, а тема для произведений то привносила новые проблемы в сюжет, то возвращалась к старым проблемам времен античности
И если драматурги первых тысячелетий уделяли внимание выразительности речи и характеру героя, что наиболее ярко выражено в творчестве у драматурга того времени — Шекспира, то представители современного направления усилили роль атмосферы и подтекста в своих произведениях. Исходя из вышесказанного, можно дать третий ответ на вопрос: что такое драматургия? Это драматические произведения, объединенные одной эпохой, страной или писателем
Известный отрывок из произведения (с тремя переводами)
- Этой истории добрый человек научит своего сына;
- И Криспин Криспиан никогда не пройдет мимо,
- С этого дня до конца света,
- Но нас в нем будут помнить,
- Мы немногие, мы счастливые люди, мы группа братьев.
- Для того, кто сегодня проливает свою кровь со мной
- Будет моим братом; будь он таким подлым,
- Этот день смягчит его состояние;
- И господа в Англии теперь в постели
- Будем думать, что они не были здесь,
- И держите свое мужское достоинство дешевым, пока любой говорит
- Это сражалось с нами в день святого Криспина.
- С этого дня и до конца света,
- Без того, чтобы нас вспомнили,
- О нас, этой горстке, этой счастливой горстке людей, этой группе братьев.
- Потому что тот, кто сегодня проливает со мной кровь,
- Будет моим братом; каким бы скромным он ни был,
- Этот день облагородит его состояние.
- И английские господа сегодня в своих постелях,
- Будет проклят, что не был здесь,
- И их храбрость не будет иметь значения, когда они заговорят,
- Всем, кто сражался с нами в День святого Крепена.
- Добрый старик расскажет эту историю своему сыну;
- и с сегодняшнего дня до конца веков этот торжественный день никогда не пройдет,
- что о нас нет упоминания; нас, немного счастливых, отряд братьев:
- ибо тот, кто прольет свою кровь со мной в этот день, будет мне братом.
- Если бы он родился в самом гнусном состоянии,
- этот день облагородит его:
- и джентльмены Англии, которые сейчас отдыхают в своих постелях
- будут считать себя проклятыми за то, что не были здесь.
- Как они увидят себя маленькими в своем уважении, когда услышат об этом
- один из тех, кто сражался с нами в день Сен-Крепена!
- Старик расскажет сыну эту историю.
- И Сен-Крепен никогда не вернется,
- с сегодняшнего дня до конца света,
- без воспоминаний,
- нашей маленькой группы, нашей счастливой маленькой группы братьев!
- Потому что тот, кто сегодня прольет со мной свою кровь,
- будет моим братом; так же мерзко, как это
- в тот день его состояние облагородит его.
- И джентльмены сегодня в своих кроватях в Англии
- будет выглядеть проклятием, чтобы не быть здесь,
- и унизят их благородство, когда они услышат об одном из
- кто будет сражаться с нами в День Сен-Крепена!
Образ Катерины
Героиня совершает самойбийство, и из-за этого ее образ получается очень противоречивым. Она набожна, боится «геены огненной», но при этом идет на такой тяжкий грех. Почему? Видимо, моральное страдание, нравственные муки сильнее, чем ее мысли об аде. Скорее всего, она просто перестала думать о самоубийстве, как о грехе, видя в нем наказание за свой грех (измену мужу). Некоторые из критиков видят в ней исключительно сильную личность, бросившую вызов обществу, «темному царству» (Добролюбов). Другие же считают, что добровольная смерть — это не вызов, а, напротив, признак слабости.
Как расценивать этот поступок героини, одназначно сказать нельзя. Смысл названия пьесы «Гроза» подчеркивает, что в обществе, которое сложилось в Калинове, такие случаи не удивительны, ведь это закостенелый город, отсталый, в нем правят самодуры, такие как Дикой и Кабаниха. В итоге натуры чувствительные (Катерина) страдают, не ощущая поддержки ни с чьей стороны.
Литературные жанры
Жанр — это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.
Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное — вид. Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) — жанрами.
Пример: род — эпический, вид — рассказ, жанр — святочный рассказ.
Роды литературы и их жанры, таблица.
Эпос | Лирика | Драма | |||
Народный | Авторский | Народный | Авторский | Народный | Авторский |
Эпическая поэма:
Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:
|
Эпический роман:
Малые жанры:
|
Песня. | Ода, гимн, элегия, сонет, мадригал, послание, романс, эпиграмма. | Игра, обряд, вертеп, раек. | Трагедия и комедия:
Драма:
Водевиль Фарс |
Современные литературоведы выделяют 4 род литературы — лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой — описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.
Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.
К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора.