Сюжет и краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» по действиям
Комедия состоит из ряда эпизодов и комических ситуаций, каждая из которых описывается в отдельном акте. В каждом акте из Журдена делают дурака его же собственные неоправданные амбиции. В первом акте главный герой сталкивается с лестью учителей танцев и музыки, во втором к ним присоединяются учителя фехтования и философии, каждый из них пытается доказать превосходство своего предмета и его ценность для настоящего аристократа; спор ученых мужей заканчивается потасовкой.
Третий акт, самый длинный из пяти, показывает, насколько слеп Журден, который позволяет своему мнимому другу графу Доранту тянуть из себя деньги, подкупая лестью, ложью и пустыми обещаниями. Четвертый акт комедии дает начало турецкому фарсу, в котором переодетый слуга посвящает Журдена в ряды несуществующей турецкой знати. В пятом акте ослепленный от сбывшихся амбиций Журден соглашается на брак дочери и служанки.
«Мещанин во дворянстве»: краткое содержание. «Мещанин во дворянстве», Жан-Батист Мольер
Комедия «Мещанин во дворянстве» является одним из самых знаменитых произведений французской литературы. Как и многие другие работы Мольера, эта пьеса высмеивает человеческую глупость и тщеславие. Несмотря на легкость и обилие фарса, сатирическое отношение автора к главному герою и ситуации, в которую он попал, ставит произведение «Мещанин во дворянстве» на одну из самых высоких ступеней литературы с социальным подтекстом.
Статья рассматривает историю создания пьесы, ее анализ и краткий пересказ. «Мещанин во дворянстве» состоит из пяти действий с разным количеством сцен в каждом. Чуть ниже представлено краткое содержание каждого из них.
Литература и театр времен Мольера
Мольер начал писать пьесы в то время, когда литература была строго разделена на классическую и реалистическую. Театр принадлежал к классической литературе, где трагедия была высоким жанром, а комедия – низким. По таким правилам полагалось писать Мольеру, однако автор не раз нарушал каноны жанров и смешивал в своих комедиях классицизм с реализмом, комедию с трагедией и фарс с жесткой социальной критикой.
В некотором роде его писательский дар находился далеко впереди своего времени. Можно с уверенностью сказать, что родителем современной комедии является Жан Батист Мольер. Пьесы, написанные им, и постановки под его руководством вывели театр на новый уровень.
Тема
Название книги автор выбрал говорящее – “Герой нашего времени”. Его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а личность человека, его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс. В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства своего поколения, собрав в нём характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги.
Основная тема «Героя нашего времени» – известная в русской литературе тема “лишнего человека”. Печорин намного умнее и дальновиднее остальных, но в этом его беда. Окружающие его люди, может быть, не так мудры и проницательны, но они живут настоящими чувствами: они любят, страдают, проявляют милосердие или неприязнь. Печорин считает себя выше всего этого: он холодный, расчётливый и циничный молодой человек, неподвластный эмоциям.
Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» было создано в эпоху «безвременья». Социально-политическая подоплёка этого романа в том, что государство, уничтожившее деятельных и прогрессивных молодых людей, стремящихся к изменению устаревшего уклада жизни, в последующем поколении убило все стремления.
На смену деятельным декабристам, призывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях и пресыщенное светской жизнью.
Смысл «Героя нашего времени» – это отражение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.
Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатию, так и симпатию к своей личности. В анализе поступков и внутренних мотивов героя проявился психологизм всего произведения в целом.
Структура «Человеческой комедии»
Оноре де Бальзак разделил свою «Человеческую комедию» на три структурно-смысловых части. Визуально эту композицию можно изобразить в виде пирамиды. Самая крупная часть (она же основание) носит название «Этюды нравов» и включает тематические подразделы/сцены (частная, провинциальная, военная, деревенская жизнь и жизнь Парижа». В «Этюды нравов» планировалось включить 111 произведений, Бальзак успел написать 71.
Второй ярус «пирамиды» — «Философские этюды», в которых было запланировано 27 произведений и написано — 22.
Вершина «пирамиды» — «Аналитические этюды». Из пяти задуманных автор успел завершить только два произведения.
Этюды нравов: частная жизнь
В предисловии к первому изданию «Человеческой комедии» Бальзак расшифровывает тематику каждой части «Этюдов нравов». Так, Сцены частной жизни изображают детство, юность и заблуждения этих периодов человеческой жизни. Бальзаку очень нравится «подсматривать» за приватной жизнью своих персонажей и находить типичное, эпохальное в буднях героев, появляющихся на страницах его произведений. По сему Сцены частной жизни стали одним из наиболее обширных разделов, в него включены произведения, написанные в период с 1830 по 1844 годы. Это «Дом кошки, играющей в мяч», «Бал в Со», «Воспоминания двух юных жен», «Вендетта», «Мнимая любовница», «Тридцатилетняя женщина», «Полковник Шабер», «Обедня безбожника», культовые «Отец Горио», «Гобсек» и другие произведения».
Так, небольшой роман «Дом кошки, играющей в мяч» (альтернативное название «Слава и горе») повествует историю молодой супружеской четы — художника Теодора де Сомервье и купеческой дочери Августины Гийом. Когда дурман влюбленности проходит, Теодор осознает, что хорошенькая жена не в состоянии оценить его творчество, стать другом по духу, соратником, музой. В это время Августина продолжает наивно и беззаветно любить своего мужа. Она тяжело страдает, видя, как любимый отдаляется, как находит утешение в обществе другой женщины — умной, образованной, утонченной госпожи де Карильяно. Как не старается бедняжка, у нее не выходит спасти брак и вернуть любовь мужа. Однажды сердце Августины не выдерживает — оно просто разрывается от горя и потерянной любви.
Интересен роман «Воспоминания двух юных жен». Он представлен в виде переписки двух выпускниц монастыря подруг Луизы де Шолье и Рене де Мокомб. Покинув стены святой обители, одна девушка попадает в Париж, другая — в провинцию. Строчка за строчкой на страницах девичьих писем вырастают две абсолютно разные судьбы.
Культовые «Отец Горио» и «Гобсек» повествуют историю жизней двух величайших скупцов — «неизлечимого отца» Горио, болезненно обожающего своих дочерей, и ростовщика Гобсека, не признающего никаких идеалов, кроме власти золота.
Париж и провинция
В отличие от частной жизни Сцены провинциальной жизни посвящены зрелости и присущим ей страстям, амбициям, интересам, расчетам, честолюбию. В этот раздел входят десять романов. В их числе «Евгения Гранде», «Музей древностей», «Старая дева», «Утраченные иллюзии». Так, роман «Евгения Гранде» повествует о провинциальной жизни богатого семейства Гранде — скупого отца-тирана, безропотной матушки и их юной красавицы-дочери Евгении. Роман очень полюбился отечественной публике, был неоднократно переведен на русский язык и даже экранизирован на советской киностудии в 1960 году.
В противовес провинциальной Бальзак создает Сцены Парижской жизни, где в первую очередь изобличаются пороки, что порождает столица. В этот раздел вошли «Герцогиня де Ланже», «Цезарь Биротто», «Кузина Бетта», «Кузен Понс» и другие. Самым известным «парижским» романом Бальзака является «Блеск и нищета куртизанок».
В произведении рассказывается трагичная судьба провинциала Люсьена де Рюбампре, сделавшего блестящую карьеру в Париже благодаря покровительству Карлоса Эррера, аббата. Люсьен влюблен. Его пассия — бывшая куртизанка Эстер. Властный аббат заставляет молодого протеже отказаться от своей истинной любви в пользу более выгодной партии. Люсьен малодушно соглашается. Это решение запускает цепь трагических событий в судьбах всех героев романа.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.
Год написания – 1838–1840 гг.
История создания – Автор, прочитав «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, вдохновившись его идеями, решил написать что-либо подобное, поражающее умы современников. Даже фамилия героя – Печорин – подчёркивает духовное родство с Онегиным. Лермонтов создал «Героя нашего времени» на современном для него материале, показав следующий этап в развитии России, отразив новые идеалы и взгляды героя своего времени.
Тема – характер молодого дворянина эпохи 30-х годов XIX столетия, противоречия души героя, ищущего смысл жизни.
Композиция – Особенности композиции романа состоят в том, что он создан из нескольких повестей, хронологическая последовательность в изображении событий не соблюдена.
Жанр – Жанр «Героя нашего времени» можно отнести к психологическому и социальному роману, в котором соединены несколько жанров: очерк, повесть, рассказ, новелла.
Литература XVIII века
Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.
Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.
В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
«Человеческая комедия» Оноре де Бальзака: обзор произведений
Замысел этого крупномасштабного творения возник у Оноре де Бальзака в 1832 году, когда был окончен и успешно опубликован роман «Шагреневая кожа»
Анализируя труды Бонне, Бюффона, Лейбница, писатель обратил внимание на развитие животных как единого организма
Проведя параллель с миром животных, Бальзак определил, что общество подобно природе, поскольку создает так же много человеческих типов, как природа животных видов. Материал для человеческой типологии представляет среда, в которой находится тот или иной индивид. Так же, как в природе волк отличается от лисы, осел от лошади, акула от тюленя, в обществе солдат не похож на рабочего, ученый на бездельника, чиновник на поэта.
В мировой культуре существует масса сухих фактографий, посвященных истории различных стран и эпох, а труда, который бы освещал историю нравов общества, нет. Бальзак взялся исследовать нравы французского общества XIX века (быть точными, период с 1815 по 1848 годы). Ему предстояло создать большое произведение с двумя-тремя тысячами типичных для данной конкретной эпохи персонажей.
Замысел был, безусловно, очень амбициозным, издатели саркастично желали писателю «долгой жизни», но великого Бальзака это не останавливает — наряду с талантом у него были поразительная выносливость, самодисциплина и работоспособность. По аналогии с «Божественной комедией» Данте он называет свой труд «Человеческой комедией», делая акцент на реалистическом методе трактовки современной действительности.
Действие второе: склока учителей и новый костюм
В дом приходит учитель фехтования и среди мастеров возникает спор о том, какое из искусств нужнее аристократу: музыка, танцы или умение колоть рапирой. Спор перерастает в потасовку с кулаками и криками. В самом разгаре потасовки входит учитель философии и пытается угомонить бушующих мастеров, убеждая их, что философия – мать всех наук и искусств, за что и получает тумаков.
Закончив драку, потрепанный учитель философии начинает урок, из которого Журден узнает, что, оказывается, он всю жизнь изъяснялся прозой. По окончании урока в дом входит портной с новым костюмом для Журдена. Буржуа сразу надевает обновку и купается в похвалах льстецов, которые только и хотят, что вытащить из его кармана еще больше денег.
Композиция
Анализ произведения «Герой нашего времени» следует начать с композиции. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов. Части романа даны не в следующих друг за другом временных отрезках, по порядку. Таким оригинальным способом автор выражает основную мысль романа.
Непоследовательное расположение глав приводит к тому, что читатель раскрывает потаённые уголки души Печорина постепенно, проникается его сознанием и глубиной его проблем.
Роман состоит из двух частей (сюжет).
Первая часть рассказана офицером, странствующим по Кавказу, очень похожим на автора. Рассказчик-офицер в своё повествование включает истории, услышанные от штабс-капитана Максима Максимыча, знакомого с главным героем (“Бэла”, “Максим Максимыч”).
Вторая состоит из записок самого Печорина, которые попали в руки странствующего офицера (“Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”).
Композицию усложняют “Предисловие к роману” и “Предисловие к журналу Печорина”.
Таким образом, читатели сначала знакомятся с героем, затем узнают о его гибели, а потом он сам рассказывает о себе в дневнике.
В хронологическом порядке повести должны были располагаться так (фабула): “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”.
В построении сюжета романа нет экспозиции, как и общей кульминации. Каждая из глав живёт собственной жизнью, имея своё строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть смерть главного героя.
Композиция романа очень сложна, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стало новым шагом в литературном творчестве. Задачу, которую ставил перед собой Лермонтов (понять “историю души человеческой”), помогла осуществить и композиция романа. Именно такое глубокое и постепенное проникновение в сущность Печорина вызвало неподдельный восторг читающей публики.
Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни, следовать к цели и сохранить при этом лучшее в себе как в человеке.
Краткая характеристика XIX века
Девятнадцатый век для России характеризуется лихорадочным ритмом жизни, а также началом развития разных направлений — от культурных до сугубо технических. Помимо этого, изменениям подвергается и русский литературный язык — историк Николай Михайлович Карамзин сблизил его с живой разговорной речью, введя в оборот множество ранее незнакомых слов (впечатление, гармония, катастрофа и т. д. ).
Дело Карамзина продолжил Жуковский, превращая неудобный и тяжеловесный язык в гибкий и послушный для поэта и прозаика инструмент. Одновременно с этим появляются и первые шедевры русского театра («Горе от ума» Грибоедова, «Недоросль» Фонвизина), которые послужат основой для возникновения имён Островского и Гоголя.
Развитие поэзии связывается с именами Пушкина и Лермонтова. Следует отметить, что годы жизни поэтов по продолжительности очень небольшие — Пушкин прожил 37 лет, а Лермонтов и вовсе 26. Сюда же следует добавить «поэта одного дня» Фета, страдающего за народ Некрасова и символиста Тютчева.
В этот период обогащается искусство рассказчиков и романистов так называемой натуральной школы
В XIX веке всё внимание русских писателей и их произведений направлено не на знатных и титулованных особ, а на простого человека. Романы значительно усложняются в психологическом плане во многом благодаря Достоевскому и Тургеневу
В мире русской литературы возникают первые героические романы-эпопеи (ярким примером является «Война и мир» Льва Толстого).
Структура «Человеческой комедии»
Оноре де Бальзак разделил свою «Человеческую комедию» на три структурно-смысловых части. Визуально эту композицию можно изобразить в виде пирамиды. Самая крупная часть (она же основание) носит название «Этюды нравов» и включает тематические подразделы/сцены (частная, провинциальная, военная, деревенская жизнь и жизнь Парижа». В «Этюды нравов» планировалось включить 111 произведений, Бальзак успел написать 71.
Второй ярус «пирамиды» — «Философские этюды», в которых было запланировано 27 произведений и написано — 22.
Вершина «пирамиды» — «Аналитические этюды». Из пяти задуманных автор успел завершить только два произведения.
Этюды нравов: частная жизнь
Бальзаку очень нравится «подсматривать» за приватной жизнью своих персонажей и находить типичное, эпохальное в буднях героев, появляющихся на страницах его произведений. По сему Сцены частной жизни стали одним из наиболее обширных разделов, в него включены произведения, написанные в период с 1830 по 1844 годы. Это «Дом кошки, играющей в мяч», «Бал в Со», «Воспоминания двух юных жен», «Вендетта», «Мнимая любовница», «Тридцатилетняя женщина», «Полковник Шабер», «Обедня безбожника», культовые «Отец Горио», «Гобсек» и другие произведения».
Так, небольшой роман «Дом кошки, играющей в мяч» (альтернативное название «Слава и горе») повествует историю молодой супружеской четы — художника Теодора де Сомервье и купеческой дочери Августины Гийом. Когда дурман влюбленности проходит, Теодор осознает, что хорошенькая жена не в состоянии оценить его творчество, стать другом по духу, соратником, музой. В это время Августина продолжает наивно и беззаветно любить своего мужа. Она тяжело страдает, видя, как любимый отдаляется, как находит утешение в обществе другой женщины — умной, образованной, утонченной госпожи де Карильяно. Как не старается бедняжка, у нее не выходит спасти брак и вернуть любовь мужа. Однажды сердце Августины не выдерживает — оно просто разрывается от горя и потерянной любви.
Интересен роман «Воспоминания двух юных жен». Он представлен в виде переписки двух выпускниц монастыря подруг Луизы де Шолье и Рене де Мокомб. Покинув стены святой обители, одна девушка попадает в Париж, другая — в провинцию. Строчка за строчкой на страницах девичьих писем вырастают две абсолютно разные судьбы.
Культовые «Отец Горио» и «Гобсек» повествуют историю жизней двух величайших скупцов — «неизлечимого отца» Горио, болезненно обожающего своих дочерей, и ростовщика Гобсека, не признающего никаких идеалов, кроме власти золота.
Париж и провинция
Так, роман «Евгения Гранде» повествует о провинциальной жизни богатого семейства Гранде — скупого отца-тирана, безропотной матушки и их юной красавицы-дочери Евгении. Роман очень полюбился отечественной публике, был неоднократно переведен на русский язык и даже экранизирован на советской киностудии в 1960 году.
В противовес провинциальной Бальзак создает Сцены Парижской жизни, где в первую очередь изобличаются пороки, что порождает столица. В этот раздел вошли «Герцогиня де Ланже», «Цезарь Биротто», «Кузина Бетта», «Кузен Понс» и другие. Самым известным «парижским» романом Бальзака является «Блеск и нищета куртизанок».
В произведении рассказывается трагичная судьба провинциала Люсьена де Рюбампре, сделавшего блестящую карьеру в Париже благодаря покровительству Карлоса Эррера, аббата. Люсьен влюблен. Его пассия — бывшая куртизанка Эстер. Властный аббат заставляет молодого протеже отказаться от своей истинной любви в пользу более выгодной партии. Люсьен малодушно соглашается. Это решение запускает цепь трагических событий в судьбах всех героев романа.
Особенности развития литературы XVIII века
В литературе этого периода различают три направления:
- Классицизм.
- Реализм.
- Сентиментализм.
Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, ориентирующееся на античные образцы творчества и признающее их нормой.
Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:
- Низкие — к ним относилась сатира, комедия и басня. В этих произведениях рассказывалось о жизни простого народа или буржуазии. Стиль написания — разговорный.
- Высокие — это ода, героическая песня, трагедия. В них воспевались правители и рассказывалось о высших слоях общества.
В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.
Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое изображение действительности (в том числе — социальной несправедливости).
Просветительский реализм реформирует прежнюю систему жанров. В литературе появляется мещанская комедия и драма, большое значение приобретает роман (в нем характер героя постепенно изменяется под влиянием происходящих событий и в целом произведение носит воспитательный характер).
Сентиментализм — направление в искусстве, которое отличает повышенный интерес к чувственной области восприятия и излишне эмоциональное отношение к окружающим событиям.
Наибольшее отражение сентиментализм нашел отражение в жанрах романа и элегии. Так как это направление делает упор на чувства и переживания человека, оно сильно отличается от классицизма, возвеличивавшего разум и логику. По этой причине, много внимания в произведениях сентименталистов уделяется описанию жизненных ситуаций и природных явлений.
История отечественной литературы XVIII века — это изменение характера русского миросозерцания, когда оно от церковного переходит к светскому. Начало этому было заложено при Петре I введением гражданской азбуки в 1708 году и другими общественными реформами. Но не сразу русская литература приобрела национальную идею, стремясь к самостоятельности и выражению гражданских позиций (воплотившихся, например, в сочинении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»). Она последовательно прошла через влияние:
- Немецкое — при Петре I (начало XVIII в.).
- Французское — при Елизавете и Екатерине II (середина XVIII в.).
- Англо-немецкое — вторая половина царствования Екатерины II (конец XVII века).
И только после этого в российском обществе подошли к созданию литературы, основанной на национальных тенденциях и проявляющей себя как самостоятельная форма общественного сознания.
Зарубежная Литература XVII-XX веков
Основной соавтор
Jaaj.Club
Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей. В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение. Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие! |
Структура пьесы и оригинального спектакля
Сегодня «Мещанин во дворянстве» является одной из самых популярных комедий и ставится на сценах театров всего мира. Многие режиссеры решаются на переработанные и пересмотренные варианты постановки. Мало кто ставит эту комедию именно в той форме, в которой она была задумана Мольером. Современные постановки сокращают не только балетные, но и музыкальные, и поэтические сцены, делая комедию больше похожей на краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» в оригинальной постановке Мольера выглядит действительно как фарс в средневековом значении слова.
Дело в том, что оригинал постановки является комедией-балетом, где танец играет особую роль в сатирическом отношении к главному герою. Конечно, основная ценность комедии не теряется, если опустить балетные сцены, однако оригинальное представление способно перенести зрителя в театр XVII века. Важную роль также играет музыка, написанная Жаном-Батистом Люлли, которого своим соавтором называл сам Мольер. «Мещанин во дворянстве» использует музыку и танец в качестве литературных приемов, необходимых для раскрытия персонажей.
Тамань
Находясь в поездке по казённой надобности, Печорин остановился в Тамани. Ему пришлось поселиться в доме на берегу, в котором «сильно нечисто». В мрачном доме жили глухая старуха и слепой мальчик.
Ночью Печорин заметил, что слепой отправился к берегу моря и, ведомый любопытством, решил проследить за ним.
На берегу он увидел незнакомую девушку — вместе с мальчиком она ждала кого-то с моря. Спустя некоторое время к берегу причалила лодка, и мужчина в ней спустил на берег груз, а мальчик и девушка ему помогли. Наутро, снова увидев девушку, Печорин познакомился с ней и спросил о ночном происшествии. Но странная девушка, смеясь и говоря загадками, так и не ответила ему. Тогда Печорин пригрозил рассказать властям о своей догадке про контрабандную переправку товара, о чём впоследствии пожалел: эти слова едва не стоили ему жизни.
Ближе к ночи девушка позвала Печорина на свидание у моря. Это вызвало у него опасение, но он пошёл, и вместе они отплыли на лодке в море.
Неожиданно девушка бросилась на Печорина и попыталась столкнуть его в воду, но ему удалось удержаться в лодке, сбросить эту ундину в море и вернуться на берег.
Позже Печорин вернулся на то место, где видел контрабандистов, и встретил их там вновь. На этот раз мужчина уплыл отсюда вместе с девушкой навсегда, а слепого мальчика оставили на произвол судьбы. На следующее утро Печорин уехал из Тамани. Он жалел, что невольно нарушил покой честных контрабандистов.
Проявление реализма
Классический реализм возникает во Франции в 30-х гг. XIX столетия, а после начинает распространяться на остальные государства. Определение «реализм» употреблять начали позже, чем возникло направление. Теоретически создали этот жанр Бальзак в произведении «Человеческая комедия» и Стендаль в рассказе «Расин и Шекспир». Характерные черты реализма:
- индивидуальность стиля, отступление от канонов;
- реалистичность и объективность;
- воссоздание мира;
- связь с естествознанием, историей, социологией, политикой;
- создание индивидуальных стилей, которые объединяют в себе реалистические и романтические составляющие;
- основной акцент на социальной сфере;
- анализ отношений среды и человека.
https://youtube.com/watch?v=pfv59M1rgfg
Мольер
Мольер – псевдоним автора, его настоящее имя – Жан Батист Покелин. Один из столпов французской литературы Мольер писал комедии, которые считаются лучшими за всю историю не только французской, но и европейской литературы в целом.
Несмотря на огромную придворную популярность, произведения Мольера часто подвергались критике со стороны жестких моралистов и приверженцев католической церкви. Однако критика не мешала автору высмеивать тщеславие и двуличие как первых, так и вторых. Как ни странно, театр Жана Батиста Мольера пользовался огромной популярностью. Многие критики приписывают Мольеру важную роль придворного шута – единственного человека при дворе короля, которому позволялось говорить правду.
Расцвет новых жанров
В 50-е гг. начинается расцвет поэзии. Список русских писателей второй половины 19 века дополняется такими авторами, как Бабиков, Гончаров, Фет
Они больше обращают внимание в своих очерках на особенность бытовой жизни и народное творчество. Толстой пытается осмыслить в рассказах историю России
Повествования авторов определяют старинные песни, сообщения о преданиях и легендах. Некрасов считается главным основателем нового движения.
Роман в виде литературного жанра начинает занимать основное место в русской литературе. В этот период публикуются:
- «Что делать?».
- «Война и мир».
- «Господа Головлевы».
- «Преступление и наказание».
Получает развитие национальная и самобытная поэзия
В произведениях основное внимание уделено фольклору, крестьянскому и мещанскому быту, языку. Зачастую рассказы посвящены общественным и нравственным проблемам, в которых романтизм объединяется с реализмом
Островский, Брюсов, Толстой относятся к писателям, использовавшим этот прием.
Поэты пытались отобразить их быт и нравы, помочь им высказаться, отразив с их помощью Россию под определенным углом. Огромную популярность получил стиль физиологического очерка. Здесь с научной строгостью были описаны различные слои общества. Основные представители «натуралистов» — Григорович, Некрасов, Успенский, Решетников, Тургенев.
Огромное влияние литература 19 столетия оказала на все сферы культуры. В борьбе за идеалы также использовались музыка и театр. Настроение общества находит отражение и в живописи, которая внедряет в сознание людей идею о равноправии и благах для общества.
При изучении этого периода в школе дети составляют таблицы, в которых перечисляют литературных деятелей и их произведения, пишут конспекты, сочинения и рефераты. Благодаря такой работе им удается глубже понять русскую литературу и ее связь с историей.