Анализ пьесы корнеля «сид»

Краткое содержание

Глава 1

Нищая, оборванная крестьянка сидела у дороги и жаловалась на свои беды, среди которых особенно страшной была одна – ее собственный сын-уродец, которого она родила «на стыд и посмешище всей деревне». К двум годам он еще не умел ходить и разговаривать, и так много ел, «словно восьмилетний здоровяк». Бедную женщину пожалела «фрейлейн фон Розеншен – канонисса близлежащего приюта для благородных девиц», которая на самом деле была доброй волшебницей. Она расчесала особым образом волосы на голове крошки Цахеса, и тот сразу заговорил и пустился вприпрыжку. Деревенский пастор, увидев мальчика, решил взять его к себе на воспитание, и крестьянка с радостью согласилась.

Главы 2-5

Два студента, скромный Бальтазар и весельчак Фабиан, во время прогулки по лесу стали свидетелями того, как с коня на землю упал уродливый карлик – это был крошка Цахес. Вскоре друзья с удивлением обнаружили, что никто в городе не видит истинного обличья уродца. Бальтазар был приглашен на званый вечер у профессора Моша Терпина, в чью дочку Кандиду он был влюблен. Там был и карлик, который всем представился Циннобером. Все присутствующие всячески восхваляли его тонкий ум и глубокие познания в науках. Циннобер же «гордым видом принимал похвалы, сыпавшиеся со всех сторон». Когда Бальтазар увидел, как Кандида «поцеловала его мерзкий рот, прямо в синие губы», то подумал, будто сошел с ума, и покинул дом профессора.

В лесу Бальтазар немного успокоился. Вскоре он заметил скрипача Сбьокка и референдария Пульхера, которые пострадали от гадкого карлика. Неожиданно в лесу послышались чарующие звуки, и мимо товарищей по несчастью проехала колесница в форме раковины, которую везли белоснежные единороги. Повозкой управлял фазан, а на запятках стоял огромный золотой жук. В самой же повозке сидел человек в китайской одежде. Бальтазар сразу понял, что это могущественный чародей, который поможет развеять «проклятые чары маленького Циннобера».

Между тем благодаря своему удивительному влиянию на людей уродец с легкостью стал тайным советником и собрался жениться на Кандиде. Бальтазар узнал от Фабиана, что лесной чарой – это доктор Проспер Альпанус, который «любит окружать себя мистическим мраком, напускать на себя вид человека, который посвящен в сокровеннейшие тайны природы». Фабиан обвинил чародея в шарлатанстве, за что был им наказан.

Главы 6-9

Друзья Бальтазара принялись шпионить за карликом, и увидели, как волшебница тщательно расчесывала его волосы. Когда уродец узнал, что его тайна раскрыта, от переживаний заболел. Но даже тогда он не дал доктору притронуться к его голове.

К Просперу Альпанусу пришла Розабельверде, и между чародеями разгорелся жаркий спор. Проспер показал ей гороскоп, в котором было ясно сказано, что Цахес не достоин таких почестей. Волшебница была вынуждена признать свое поражение. Проспер Альпанус навестил страдающего Бальтазара, и раскрыл ему тайну уродца, которая заключалась «в трех огнистых сверкающих волосках на темени». Он посоветовал юноше вырвать эти волоски и сразу сжечь их. Волшебник оставил Бальтазару свое имение, и улетел в далекую Индию.

Бальтазару удалось вырвать волшебные волоски у карлика прямо во время его помолвки с Кандидой. Жители города поняли, что были одурманены. Спасаясь от позора и людского гнева, крошка Цахес попытался спрятаться в ночном горшке, и захлебнулся в нечистотах. Напоследок Розабельверде вновь превратила Цахеса в Циннобера, и его погребение «было одним из самых великолепных, какие когда-либо доводилось видеть» жителям городка.

История создания и особенности поэмы

«Песнь о моем Сиде» — это старинная испанская легенда, в основе которой лежит история Родриго Диаса де Вивара. События разворачиваются во времена реконкисты, когда христиане начали завоевание земель, принадлежащих маврам, на Пиренейском полуострове.

Песня была написана в начале XIII века. Возможно, ее автор проживал на юге Кастилии или в Бургосе. До наших дней поэма сохранилась практически полностью. Утраченными считаются несколько первых страниц произведения.

Первоначально поэма была устным произведением. Она состоит из 3700 строк. Читающий «Песнь о Сиде» должен быть не только хорошим чтецом, но и талантливым актером. Чтобы слушатели могли представить происходящие события и лучше понять содержание, автор использовал следующие художественные приемы:

Чтобы сделать образ главного героя живым и ярким, поэт использовал большое количество прямой речи. Монологи и обращения персонажа к рыцарям, жене и дочерям делают его ближе и понятнее.
Построчное повторение. Каждая цитата повторяется дважды

Такой прием подчеркивает важность происходящего.
Многочисленные эпитеты, использованные для характеристики главного персонажа, его окружения и завоеванных городов.
Использование военной и юридической терминологии, слов арабского и французского происхождения.

Конец XVIII до середины XIX в

Это период от Великой Французской революции до середины XIX в, для которого свойственно возникновение разнохарактерных литературных процессов:

  • бельгийская, молдавская, словацкая, ирландская литературы – в Европе;
  • бенгальская, непальская – в Азии.

Во французской, русской, итальянской, немецкой и английской литературе формируются романтизм и реализм.

В первой половине 19 века происходит становление национальной самобытности финской, испанской, словацкой литератур.

Примеры: финская «Калевала», молдавская «Миорица», испанская «Романсеро», словацкие «Национальные песни».

К какому веку относится древнерусская литература

Первые древнерусские письменные источники датируются IX веком. Древнерусское государство Киевская Русь занимало почетное место среди других Европейских государств. Письменные источники способствовали укреплению государства и его развитию. Завершается Древнерусский период в XVII веке.

Периодизация древнерусской литературы.

  1. Письменные источники Киевской Руси: период охватывает XI век и начало XIII века. В это время основным письменным источником является летопись.
  2. Литература второй трети XIII века и конец XIV века. Древнерусское государство переживает период раздробленности. Зависимость от Золотой Орды на много веков назад отбросила развитие культуры.
  3. Конец XIV века, который характеризуется объединением княжеств северо-востока в одно Московское княжество, возникновением удельных княжеств, и начало XV века.
  4. XV – XVI века: это период централизации Русского государства и появление публицистической литературы.
  5. XVI – конец XVII века– это Новое время, на которое приходится появление поэзии. Теперь произведения выпускают с указанием автора.

Древнейшим из известных произведений русской литературы является Остромирово Евангелие. Свое название оно получило от имени новгородского посадника Остромира, который и заказал писцу диакону Григорию его перевод. В течение 1056 – 1057 гг. перевод был завершен. Это был вклад посадника в Софийский собор, возведенный в Новгороде.

Фото с сайта 5.firepic.org

Второе евангелие – Архангельское, которое написано в 1092 г. Из литературы этого периода много сокровенного и философского смысла скрыто в Изборнике великого князя Святослава 1073 г. Изборник раскрывает смысл и идею милосердия, принципов морали. В основу философской мысли Киевской Руси легли евангелия и апостольские послания. В них описывалась земная жизнь Иисуса, а также описывалось его чудесное воскресение.

Источником философской мысли всегда были книги. На Русь проникали переводы с сирийского, греческого, грузинского. Были также переводы из Европейских стран: Англии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции. Их работы перерабатывались и переписывались древнерусскими книжниками. Древнерусская философская культура – это отражение мифологии, имеет христианские корни. Среди памятников древнерусской письменности выделяются «Послания Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника».

Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов. Возникло два литературных стиля, один из которых – «Высокий» торжественный, другой – «Низкий», который использовался в быту.

Жанры литературы

  1. жития святых, включают в себя жизнеописания епископов, патриархов, основателей монастырей, святых (создавались с соблюдением особых правил и требовали особого стиля изложения) – патерики (житие первых святцев Бориса и Глеба, игуменьи Феодосии),
  2. жития святых, которые преподносятся с иной точки зрения – апокрифы,
  3. исторические сочинения или хроники (хронографы) – краткие записи истории древней Руси, Русский хронограф второй половины XV века,
  4. произведения о вымышленных путешествиях и приключениях – хождения.

Жанры древнерусской литературы таблица

Фото с сайта 5.firepic.org

Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летописание, которое развивалось веками. Это погодные записи истории и событий Древней Руси. Летопись представляет собой сохранившийся письменный летописный (от слова – лето, записи начинаются «в лето») памятник из одного или нескольких списков. Названия летописей случайно. Это может быть имя писца или название местности, где летопись записывалась. Например, Лаврентьевская – от имени писца Лаврентия, Ипатьевская – по названию монастыря, где летопись нашли. Часто летописание – это своды, соединившие в себе сразу несколько летописей. Источником для таких сводов были протографы.

Летопись, которая послужила основой подавляющего большинства древнерусских письменных источников, – «Повесть временных лет» 1068 года

Общей чертой летописания XII – XV веков является то, что летописцы уже не рассматривают политические события в своих летописях, а акцентируют внимание на нуждах и интересах «своего княжества» (Летопись Великого Новгорода, псковское летописание, летопись Владимиро-Суздальской земли, Московское летописание), а не события Русской земли в целом, как это было раньше

Реализм

Реализм — литературное направление, которое первым, появившись во второй половине XVIII в., поставило своей целью правдивое изображение действительности и типичных героев. Авторы реалисты выступали против идеальных героев, мистики и какого-либо украшения реальной жизни в художественных текстах.

О времени и месте зарождения реализма идут постоянные споры между исследователями. Большинство из них склоняется к тому, что реализм зародился в период античности. Ученые, разделяющие такую точку зрения, выделяют несколько этапов становления реализма в искусстве и литературе:

  1. Античный реализм.
  2. Реализм эпохи Ренессанса.
  3. Реализм XVIII-XIX вв.
  4. Неореализм XX в.

Основными характеристиками реализма являются:

  1. Изображение в художественных произведениях современной исторической реальности («принцип историзма»).
  2. Цели авторов реализма заключались в объективном и правдивом описании действительности, в обличении пороков, в воспитании лучших душевных качеств читателей.
  3. Героями произведений стали общечеловеческие типы, показанные в типичных обстоятельствах исторической эпохи.
  4. Сложность характеров героев, которые подаются не статичными, а постоянно развивающимися под влиянием социальных, психологических и других факторов.
  5. Использование разговорной лексики в произведениях реализма. 

Под влияние этого литературного направления в той или иной мере попали многие русские писатели. Мы назовем те их произведения, в которых ярче других проявляются черты реализма:

  • позднее творчество А.С. Пушкина, которого считают основоположником реализма в России («Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»);
  • «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
  • «Мертвые души», «Ревизор» Н.В. Гоголя;
  • «Обломов» И.А. Гончарова;
  • «Кто виноват?» А.И. Герцена;
  • «Что делать?» Н.Г. Чернышевского;
  • «Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы» Ф.М. Достоевского;
  • «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Л.Н. Толстого;
  • «Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Муму» И.С. Тургенева;
  • «Вишневый сад», «Три сестры», «Студент», «Человек в футляре», «Хамелеон», «Чайка» А.П. Чехова;
  • «В дурном обществе», «Дети подземелья», «Парадокс», «Река играет» В.Г. Короленко;
  • «Юнкера», «Олеся», «Яма», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус», «Суламифь» А.И. Куприна;
  • «Василий Теркин» А.Т. Твардовского;
  • «Срезал», «Чудик», «Дядя Ермолай» В.М. Шукшина;
  • «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака;
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохова.

Классицизм

Классицизм — это мощнейшее литературное направление, которое в общей сложности просуществовало более двух веков. 

В европейской истории подразделяется на два периода:

  • XVII век — собственно классицизм;
  • конец XVIII — начало XIX вв. — неоклассицизм.

В русской литературе периоду классицизма соответствует европейский неоклассицизм.

Литературное направление возникло во Франции. Французский классицизм поставил личность человека выше религиозного влияния, провозгласил ее высшей ценностью бытия. Классицисты опирались на произведения античности, считая их примерами.

Для классицизма верны следующие характеристики:

  1. Строгое деление жанров на «высокие» (ода, трагедия, поэма) и «низкие» (басня, комедия, сатира). 
  2. Правило «трех единств»: места, времени, действия. Как правило, действие разворачивается в одних и тех же декорациях за одни сутки.
  3. Цель литературы — воспитание.  
  4. Главный конфликт — противостояние разума и чувств, добра и зла. 
  5. Четкое разделение героев на положительных и отрицательных. Подсказку читателям неизменно дают «говорящие» фамилии.

Яркими представителями классицизма в русской литературе были:

  • Д.И. Фонвизин (комедии);
  • А.Д. Кантемир (сатира);
  • А.П. Сумароков (басни);
  • И.И. Хемницер (басни); 
  • М.В. Ломоносов (оды);
  • Г.Р. Державин (оды).

На классицизм в России серьезное влияние оказали идеи Просвещения и реформы Петра I. Особой любовью у авторов-классицистов пользовались те жанры, которые предполагали наличие авторской точки зрения на историческое событие.

Типы реализма

В рамках реализма выделяют два вида, у которых есть как общие черты с направлением, так и существенные различия:

  • критический реализм;
  • социалистический реализм.

Критический реализм — это литературное направление, которое сложилось в капиталистическом обществе XIX в. и предшествовало социальному реализму.

Критический реализм раскрывал обусловленность жизненных обстоятельств и психологии личности его социальной средой. Написанными в духе этого течения исследователи считают романы О. де Бальзака, Дж. Элиота. В России представителями критического реализма считали В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Максим Горький считал, что направление ярко проявилось в творчестве А.П. Чехова.

Социалистический реализм — это литературное направление, возникшее в социалистических странах, ставило своими целями как правдивое историческое изображение действительности, так и идейное воспитание читателей в духе социализма.  

Принципами социалистического реализма являются:

  1. Народность (литература для народа и о народе).
  2. Идейность (изображение мирной жизни народа, поиск лучшей жизни, героические поступки во имя счастливой жизни всех людей).
  3. Конкретность (изображение процесса исторического развития).

Наиболее известные представители социалистического реализма — это:

  • М. Горький;
  • В.В. Маяковский;
  • Н.Н. Носов;
  • Н.А. Островский;
  • А.С. Серафимович;
  • К.М. Симонов;
  • А.Т. Твардовский;
  • А.А. Фадеев;
  • М.А. Шолохов.

Литература Древнего мира и античности

Период с XXX в до н.э. до III в. н.э.  В Древнем мире существовали и активно развивались различные литературные жанры: поучения, священные гимны, сказки, поэмы, биографии, басни, религиозные тексты, пословицы, поэзия, пророчества. Произведения тесно связаны с фольклором. Часто в литературные тексты входили песни из фольклора.

К этому периоду относятся:

  • древнеегипетская литература, Месопотамии (шумерская, ассиро-вавилонская), хеттская, хуритская и угаритско-финикийская литературы;
  • классические литературы Азии: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская;
  • древние литературы: китайская, индийская, персидская, еврейская, греческая, римская.

Главными произведениями древнеиндийской литературы стали Веды – сборник священных гимнов, эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Бриллианты древнекитайской литературы – это сборник «Луньюй. Изречения» Конфуция, книга песен «Ши цзин», гадательные надписи на костях и панцирях черепа «Цзягувэнь».

Греческая литература архаического периода – это поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода.

В большинстве классификаций литературу Древнего мира объединяют с античным периодом.

Античная литература включает две национальные литературы: древнегреческую и древнеримскую. Ее ярчайшими представителями являются Эсхил, Вергилий, Софокл, Платон, Еврипид, Аристофан, Аристотель, Овидий, Апулей.

Литература древних греков и римлян произвела множество письменных памятников, созданных на диалектах греческого языка и латыни, которые относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э.

В период античности сформировались основные жанры европейской литературы, основы науки о литературе, Аристотель выделил три основных рода: эпос, лирика и драму. Данная классификация актуальна и в наше время.

Понятие модернизма в русской литературе

Определение

Модернизм — это направление в искусстве, возникшее на стыке XIX-XX веков и оказавшее серьезное влияние на все его виды: живопись, скульптуру, музыку, литературу и т.п.

На русскую литературу модернизм оказал огромное влияние. В рамках модернизма в России родилось несколько уникальных литературных течений и появились авторы мирового масштаба.

Главной чертой этого литературного направления стала кардинальная смена картины мира: авторы отказались от классического восприятия действительности, готовых концепций и абсолютной истины. В сознание прочно проникает идея об относительности всего сущего.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Исчезает привычная до этих пор линейность повествования. Ее сменяют хаотичные и обрывочные части сюжета. Повествование может идти от лица двух и более персонажей одновременно, причем каждый из них имеет свою точку зрения на происходящие события, и часто эти взгляды противоположны друг другу.

Период в истории

Об окончании периода модернизма в мировой истории нет единой точки зрения. Одни исследователи считают, что он продлился до 30-х—50-х XX века, другие убеждены, что концом периода нужно считать 80-е годы XX века, когда появился постмодернизм.

Что касается русской литературы, окончанием модернизма следует считать 30-е годы XX века, когда с установлением крепкой советской власти в стране, господствующим литературным течением становится социалистический реализм.

Вторая половина XIX в

Для этого периода характерно многообразие литературного процесса. «Золотой период» русской и норвежской литературы. Интенсивные связи с восточными произведениями. Происходит становление такого метода как реализм.

Литературные труды стали великой силой общественного движения, средством борьбы народа за свободу и справедливость, за ликвидацию строя насилия и нищеты. Для этого периода свойственен особый язык, яркость образов, глубокое вникание в жизнь и переживания личности, постановка важнейших проблем общества, поиск ответов на волнующие жизненные вопросы.

Примеры: Ф. Достоевский «Преступление и наказание», творчество Пушкина, М. Лермонтов краткое содержание «Герой нашего времени», Л. Толстой «Война и мир», И. Тургенев «Отцы и дети», И. Гончаров «Обломов», Г. Флобер «Мадам Бовари», Мопассан «Ожерелье».

Глава 2

Учёный Птоломей Филадельфус в письмах к своему другу Руфину рассказывает о неожиданной поломке кареты, приведшей его в большой город с высокими башнями, где он столкнулся с удивительным народом, одетым в длинные, широкие штаны и короткие курточки. Молодые люди, назвавшие его филистером и пускавшие в лицо клубы дыма из трубок, оказались студентами университета Керепеса. Один из них – скромный, рассудительный и мечтательный Бальтазар по своему обыкновению пренебрегает фехтованием в пользу прогулки по лесу. Весельчак Фабиан навязывает другу свою компанию. В процессе разговора выясняется, что Бальтазар – поэт, влюблённый в дочку одного из самых популярных в университете преподавателей – профессора естественных наук Моша Терпина.

В лесу Фабиан останавливает несущуюся на него лошадь: молодому человеку кажется, что она потеряла седока. Крошка Цахес вываливается из седла. Бальтазар помогает ему надеть свалившиеся ботфорты. Фабиан смеётся над уродцем. Крошка Цахес вызывает его на дуэль. Фабиан устремляется в город, вслед за странным студентом, чтобы насладиться произведённой им потехой. Бальтазар горюет о том, что Фабиану стало известно о его любви к Кандиде. В лесу он встречает профессора с дочерью. Мош Терпин приглашает Бальтазара на чашечку чая.

Символы в сказке Гофмана

Столь нелюбимый
писателем
обывательский образ мысли в сказочной повести символизирует Терпин
. Противопоставлен этому образу мечтатель и романтик Бальтазар
. Студент ищет спасения от филистерского существования в искусстве, радостной гармонии человека и природы. И наконец
, стоит сказать, о главном символе в книге немецкого писателя. Волшебные волоски, которые ввели в заблуждение персонажей сказки, —
власть, деньги.

В произведении Гофмана присутствуют нетипичные для сказки черты. Однако завершается оно, как и
подобает произведению этого жанра. Добро восторжествовало. Цахес
побежден
. Отвратительный мир, в котором столь почитали Циннобера
, может быть уничтожен лишь с помощью волшебства и действий романтиков-энтузиастов.

Глава последняя

Автор просит читателя о снисхождении к своему произведению. Что же касается Бальтазара и Кандиды, они сыграли свадьбу, которая довела Моша Терпина до окончательного непонимания происходящего, и он закрылся в винном погребе.

Проспер улетел в Индию, оставив влюбленных наслаждаться браком в волшебном имении.

У крестьянки Лизи был уродливый сын, которого звали Цахес. Однажды она возвращалась с ним домой из леса и, остановившись на отдых, уснула. Фея Розабельверде, проходившая мимо, увидела их. Ей стало ужасно жалко Цахеса, и она решила ему помочь. Волшебным гребнем фея расчесала ему волосы. После этого на голове уродца появилось три огнистых волоска, которые наделяли его колдовством. Все заслуги и успехи других теперь присваивались только ему. А все его дурные стороны (которых было весьма много) – другим. И только немногие из людей способны были видеть правду. Когда Лизи проснулась и снова отправилась в путь, ей встретился местный пастор. Он был так очарован этой мнимой красотой Цахеса, что взял его к себе на воспитание.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Лизи конечно же с радостью избавилась от карлика, который всегда был для нее обузой.

В Керепесском университете учится молодой человек по имени Бальтазар. Он безумно влюблен в дочь своего преподавателя, профессора Терпина – Кандиду. Крошка Цахес, взяв себе имя Циннобер, приезжает в этот университет. Он втирается в доверие к Терпину и очаровывает Кандиду. Все вокруг восхищаются карликом. Только Бальтазар и его друг Фабиан видят все так, как это есть на самом деле. Циннобер занимает место экспедитора в министерстве иностранных дел, а затем и тайного советника по особым делам. Но здесь опять помогает магическая сила. В Керпес прибывает под видом доктора Проспер Альпанус, в котором Бальтазар угадывает мага. Он раскрывает секрет Цахеса. Когда к магу приходит Розабельверде, виновная во всей этой истории, он убеждает фею отказать в покровительстве карлику и разбивает волшебный гребень.

Тем временем Терпин уже устраивает помолвку Циннобера с Кандидой. Бальтазар является на праздник и, вырвав волшебные волоски из головы карлика, сжигает их. Волшебство мигом рассеивается. Тогда все, наконец-то, начинают видеть, что из себя представляет Циннобер на самом деле. Пораженный таким ходом событий, Цахес убегает от народа в свой дворец. Он пытается спрятаться в кувшине и застряв, умирает. После смерти фея возвращает карлику былой привлекательный облик. А матери Цахеса она дает волшебный сладкий лук, и та становится личной поставщицей этого лука для двора. Бальтазар и Кандида женятся, а Альпанус оставляет им свои владения и сам уезжает в Индию.

Пересказ подготовила для Вас Strange

В одном маленьком княжестве меняется власть и всех фей изгоняют. Только одной удается остаться. Как-то раз она встречает крестьянку с сыном, который очень уродливый. Она жалеет малыша и с помощью магии делает так, что все заслуги других приписываются ему, а его пороки – другим.

Таким образом карлик становится министром и даже заключает помолвку с дочерью профессора. Однако магу и бывшему возлюбленному невесты уродца удается разорвать чары. Карлик прячется от других в кувшине, в котором тонет.

Рассказ учит тому, что необходимо смотреть вглубь вещей, а не ослепляться поверхностным лоском.

Литература эпохи Возрождения

Ренессанс охватывает период с конца XIII по начало XVII столетия. В эту эпоху сформированы основы современной литературы. Для произведений Возрождения характерны гуманизм, жизнерадостность, опора на античность, гармония мироощущения, эмоциональность.

От текстов Средневековья литература эпохи Возрождения отличается тем, что основывается на новых, прогрессивных идеях гуманизма, которые впервые зарождаются в Италии, а затем распространяются по всей Европе.

Сочинения периода Возрождения характеризуются обновлением, обращением писателей и мыслителей к культуре и искусству античности, подражанием ее высоким идеалам.

Примеры: У. Шекспир «Ромео и Джульетта» краткое содержание, Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Боккаччо «Декамерон», С. Брант «Корабль дураков», Я. Кохановкий «Согласие».

Литература новейшего времени или постмодернизма

С конца Первой мировой войны по наши дни все литературные произведения относят к постмодернизму и его разновидностям: натурализм, постреализм, пост-постреализм, пост-постмоденизм.

В философии постмодернизма отмечается сближение с искусством, глобализация общественных и социальных со сходными жанрами: антиутопия, фантастический роман, детективная литература, триллеры, женский роман и т.д.

Постмодернизм с трудом поддается определению — нет однозначности мнений относительно его точных признаков феномена и границ.

Для литературы данного периода характерны следующие черты:

  • фрагментарность, ирония, чёрный юмор;
  • реакция на идеи Просвещения;
  • автор избегает саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска;
  • доктрина конструктивизма и отрицание структуры;
  • мир – есть текст, человек есть текст;
  • «смерть» Я, Бога, автора;
  • случайность выше таланта.

Под сомнение также ставится существование границ между высоким и массовым искусством, размывая границы, комбинируя темы и жанры.

Примеры: Дж. Хоукс «Каннибал», В. Набоков «Бледное пламя», Дж. Фаулз «Червь», В. Пелевин «Чапаев и Пустота», В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени».

Таким образом, разные национальные литературы в своем развитии проходят одни и те же этапы, что свидетельствует об общих путях развития человеческого духа в форме словесности. Хронология развития литературы объединяет все произведения мира в единое искусство.

Глава 4

Бальтазар грустит в лесной глуши. Звуки рожка немного приободряют юношу. Он начинает понимать, что люди, видящие в Циннобере всё самое лучшее, находятся под действием злых чар. Они влияют и на самого Бальтазара, но только не в присутствии Кандиды.

Возвращаясь в Керепес, Бальтазар сталкивается на проезжей дороге с прославленным скрипачом-виртуозом Винченцо Сбьокка. Музыкант рассказывает ему о конфузе, случившемся во время концерта, на котором присутствовал Циннобер. Бежит из Керепеса и друг Бальтазара – рефендарий Пульхер, решивший покончить жизнь самоубийством из-за того, что потерял обещанное ему вакантное место тайного экспедитора в Министерстве Иностранных Дел.

Бальтазар предлагает Пульхеру объединиться против «ведьмёныша». Несостоявшийся референдарий сомневается в наличии волшебных чар в судьбе Циннобера: он думает, что последний купил себе должность. Идя на звуки стеклянной гармоники, друзья встречают одетого по-китайски человека, едущего в карете, напоминающей собой хрустальную раковину. Бальтазар видит в незнакомце того, кто разрушит чары Циннобера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: